E-LEARNING КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ М. Пэнковска
В последние годы все большее значение приобретает идея непрерывного образования, что является следствием: (1) научно-технического прогресса, изменяющего среду работы и ее содержание. Возникает виртуальная действительность, имеет место интеллектуализация труда, изменяется система приема на работу; (2) интеграции и глобализации расширяют культурные горизонты, создают все большие возможности индивидуального выбора и развития. Одновременно увеличивается риск, неуверенность, непоспевание за темпом изменений, потерянность и маргинализация отдельных людей и некоторых социальных групп общества; (3) роста образовательных стремлений общества, что проявляется в увеличении численности молодежи, поступающей в школы, дающие возможность получения аттестата зрелости, и многократным увеличением в последнее десятилетие численности студентов, особенно обучающихся в негосударственных вузах.
Инициатива непрерывного обучения (Lifelong learning) базируется на предоставлении возможности получить образование в любом возрасте и на всех уровнях, как в школах, так и в различных формах внешкольного обучения. Стратегия внедрения идеи учебы в течение целой жизни ставит следующие задачи: (а) гарантия всеобщего доступа к образованию — овладению и пополнению умений, необходимых для активного участия в обществе знаний и информации; (б) повышение объема инвестиций в человеческие ресурсы, рассматривая это в качестве приоритета; (в) разработку эффективных методов обучения и учебы, а также соответствующих условий внедрения идеи непрерывного обучения; (г) разработка и улучшение методик оценки эффектов процесса обучения, особенно тех форм обучения, которые проходят вне образовательных учреждений (не-
206
формальное образование); (д) обеспечение свободного доступа к необходимой учебной информации.
«Е-learning» — это дистанционное обучение.
«Е-диплом» — диплом, получаемый на Е-курсах и чаще всего выдаваемый вузами, которые проводят очную форму обучения.
Реализация непрерывного обучения выдвигает перед организаторами образовательного процесса следующие требования:
создание сети публичных и непубличных учреждений непрерывного обучения, включая учреждения повышения квалификации кадров органов центральной и местной администрации;
введение дистанционного обучения (е-Learning) и е-дип-лома;
определение условий, при которых подтверждается получение определенных сертифицированных профессиональных квалификаций при окончании курса обучения;
введение механизмов аккредитации для дистанционных форм обучения.
Методом, вызывающим все больший интерес и признание, применяемым в рамках непрерывного обучения, является так называемый E-learning. Это метод обучения, использующий самые разнообразные мультимедийные и электронные средства такие, как телевидение, CD-ROмы, кассеты аудио и видео, Интернет, Интранет. Он может использоваться разнообразно: как комплементарный по отношению к традиционному обучению, как независимая программа обучения или же только как метод актуализации знаний. Свойством, которое в значительной степени повлияло на успех этого метода, является гибкость в обучении. E-learning позволяет учащемуся выбрать наиболее актуальную и привлекательную для него форму обучения, а также наиболее подходящее для него место и время. Таким образом, обучение может проходить не только в конференц-зале, но
207
также и дома или на рабочем месте. Преимуществом этих решений является разнообразие видов обучения и возможность их адаптации к почти каждому «е-ученику». Кроме того каждый ученик имеет непосредственный доступ к преподавателю, ведущему курс, экспертам, к базам данных Интернета или виртуальной библиотеке. Для этого метода характерна также индивидуализация обучения и учет потребностей обучаемых. Таким образом, данный метод облегчает формирование навыков непрерывного обучения и способствует повышению квалификации.
На европейском рынке образовательных услуг доступна широкая оферта мультимедийных видов обучения — начиная от простейших курсов, записанных на CD-ROMax, и заканчивая сложными информационными системами, используемыми в управлении обучением в фирме. Этот новый метод обучения также позиционируется все больше в офертах польских вузов, а также фирм, учреждений и ведомств. Существует много инициатив такого обучения, например OKNO Варшавского политехнического института, а также Польский виртуальный университет. Его предшествующей разновидностью является английский Open University.
В таблице, приведенной ниже, представлены характерные черты дистанционного обучения в сравнении с традиционными формами обучения.
Сравнение структурных элементов образовательных процессов в «старой» и «новой» системе
Традиционное образование Е-образование
Место и организация образовательного процесса — аудитория вуза. Класс понимается как группа студентов, подобранных согласно возрастному критерию, реже — цели образования; образовательный процесс под непосредственным контролем учителя. Место и организация образовательного процесса — киберпространство. Виртуальный класс, понимаемый, с одной стороны как группа лиц, имеющих похожую образовательную цель, с другой стороны — как информационная среда, позволяющая проводить дистанционную групповую работу и коммуникацию в режиме online.
208
Продолжение таблицы
Традиционное образование Е-образование
Жесткая организация процесса обучения, зависящая от образовательного учреждения, в котором проходит учебный процесс. Учитель в такой группе играет скорее роль консультанта, чем руководителя. Гибкая организация учебного процесса, адаптированная к потребностям студента, учителя и потенциально — рынка труда.
В следующей таблице показы различия в контроле за учебным процессом характерные для дистанционного обучения в сравнении с традиционными формами обучения.
Контроль учебного процесса
Традиционное образование Е-образование
Процесс учебы — планирует, контролирует преподаватель и образовательное учреждение. Роль студента в основном сводится к «усвоению» знаний. Процесс учебы в большей степени планируется и контролируется студентом. Ролью преподавателя в основном заключается в помощи студенту в усвоении им знаний и в освоении умений в объеме, предусмотренном программой курса. Продвижение в учебе в большей степени зависит от усилий и воли учащегося.
Источник: Mischke Jerzy, Stanisiawska Anna К., Elektronicznarewolucja w edukacji. Ale jaka? (http:/www.puw.pl/elearning).
E-edukacja является формой экстерн-обучения и нуждается в законодательном регулировании. Особенно важным является создание системы внешних экзаменов, что требует разработки стандартных программ для отдельных предметов обучения, а также созыва Центральной экзаменационной комиссии системы высшего образования, зачитывающей отдельные предметы.
Для того, чтобы в полной мере использовать возможности, которые предоставляет E-learning, учреждения высшего
209
школьного образования и другие, реализующие процесс обучения, должны интегрировать учебу в течение целой жизни в общую стратегию образования, принять соответствующие меры и создать условия, чтобы обеспечить доступ к этим формам обучения, а также разработать механизмы признания квалификаций, приобретенных этим путем.
Библиография
Krasniewski Andrzej, Proces Bolonski: dok^d zmierza europejskie szkolnictwo wyzsze. Warszawa 2004.
Kalukiewicz Antoni, Swiatowe trendy w organizacji ksztaicenia na odleglosc. Wnioski z konferencji Online Educa Berlin 1999. Krakyw-CzQstochowa 2000. (http:/www.puw.pl/elearning).
Mischke Jerzy, Stanistwska Anna K., Elektroniczna rewolucja w edukacji. Ale jaka? ( http:/www.puw.pl/elearning).
Stanistawska Anna K., Ryznice i podobienstwa, zalety i sfabosci nauczania przez Internet versus nauczanie tradycyjne. Materiaiy Konferencji Szkoleniowej nt. E-Learning w szkolnictwie wyzszym. Fakty i prognozy. Bydgoszcz 2003. (http:/www. puw.pl/eleaxning.).
Strategia rozwoju szkolnictwa wyzszego w Polsce do roku 2010. Ministerstwo Edukacji i Nauki. (http:/www. mein.gov.pl).
Strategia rozwoju ksztaicenia ustawicznego w Polsce. Ministerstwo Edukacji i Nauki. (http:/www. mein. gov. pi).
210