РО!: 10.17805Дри.2015.1.9
Инвалиды в обществе знаний
К. Калишевска (Щецинский университет, Польша)
Стратегии субъективной и независимой жизни инвалидов сегодня приобретают особое значение в связи с постоянно ухудшающейся жизненной ситуацией для данной категории людей. Проблема заключается в изменяющихся условиях на рынке труда, в культуре, в ценностях и социальных нормах. У инвалидов отсутствуют соответствующая подготовка, навыки конкурентоспособности, доступ к информации и умение пользоваться информационными технологиями. Это означает их неучастие в жизни информационного общества.
Информационное общество трактуется как новая система общества, формирующаяся в странах с высокой степенью технологического развития, где управление информацией,
ее качество, скорость передачи являются принципиальными факторами конкурентоспособности как в индустрии, так и в сфере услуг. Все это требует постоянного обучения, пополнения знаний, а также повышения профессиональной квалификации.
Одним из видов помощи инвалидам с возникшими трудностями в функционировании в информационном обществе должно быть создание соответствующей модели образования, в которой образовательные центры всех уровней будут готовить людей к самообразованию и участию в образовательном процессе на протяжении всей жизни. Отдельные формы образования должны предлагать различные виды возможного образования и учебы, адаптированные к группам на разных жизненных этапах. Поддержка инвалидов должна быть признана одним из важнейших сегментов польской системы образования. Для этого можно использовать информационные решения, позволяющие применить новую систему обучения и работы — E-learning. Дальнейшим шагом в области поддержки инвалидов является предоставление им возможности работать в дистанционном режиме. В Европе эта идея получила название «телеработа».
Ключевые слова: инвалиды, информационное общество, образование, образование для инвалидов, E-learning, телеработа.
Одной из важнейших задач современного общества является разработка стратегий для субъективной и независимой жизни инвалидов. Эти стратегии должны опираться на гарантирование инвалидам соблюдения прав человека, а не ориентировать их на пассивное приспособлением к окружающему миру. Поэтому сегодня требуется противодействие дискриминации и социальной изолированности инвалидов и создание механизмов выравнивания их шансов в сферах трудоустройства, проживания, образования, здравоохранения, информации и коммуникации, культуры и отдыха. Другими словами, речь идет о построения для них открытого общества (Zo/kowska, 2004; Wapiennik, Piotrowicz, 2002).
В настоящее время разработка таких стратегий приобретает особое значение в связи с постоянно ухудшающейся жизненной ситуацией инвалидов. Общественные изменения, произошедшие в начале 1990-х годов, привели к появлению новых условий жизни как для отдельных граждан, социальных групп, так и для многих стран (Sztompka, 2002: 574). Новые идеи направлены на повышение ценности людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны новые гуманитарные предпосылки, указаны новые возможности развития для инвалидов (Dykcik, 2005). Однако общественные изменения также стали и причиной многочисленных ограничений, затруднений в развитии и выравнивания шансов для многих из них. В настоящее время постоянно происходит борьба гуманитарных концепций заботы об инвалидах и требований снижения расходов на их содержание. В большинстве случаев для этой социальной группы вместо новых возможностей предлагается путь маргинализации и социальной изоляции (Beskid, 1999; DomaAski, Ostrowska, Rychard, 2000; Falkowska, 2000). Надо заметить, что изменения на рынке труда и в общественной жизни зачастую превосходят возможности приспособления к ним не только людей, имеющих инвалидность. Работа сегодня — это прежде всего показатель социального статуса, который определяется по принципу: «Кто работает, тот потребляет». Если не работаешь, то остаешься за чертой общественной жизни.
Среди современных идей важное место занимают идеи свободного выбора, толерантности к другим, к новым общественно-культурным ценностям (Baumann, 2000; Foucault, 1998; GalaA, 2000; Gnitecki, 2001; Zio/kowski, 2000; и др.), однако в реальности свобода выбора для многих существенно ограничена именно изменяющимися условиями на рынке труда, в культуре, в ценностях и социальных нормах. Большинство людей с ограниченными возможностями здоровья не готовы к таким изменениям. Они не
умеют пользоваться свободой и независимостью. Автономия или индивидуализм людей, в том числе и инвалидов, со временем привели к серьезным проблемам (Baumann, 2000; Beskid, 1999). Оказалось, что требования современности, включающие креативность и постоянную готовность к работе, стали фактором, который затрудняет развитие и инвалидов. Причина этого — отсутствие соответствующей подготовки, конкурентоспособности, ограниченные возможности в получении как образования, так и работы (Krauze, 2004; Problemy opieki ... , 2001; Kosakowski, 2003), отсутствие доступа к информации, неумение пользоваться информационными технологиями. А это означает неучастие в жизни информационного общества.
Информационное общество — это понятие, определяющие направление развития современного общества под влиянием техники, телекоммуникации, информатики. Информационное общество (англ. information society) — это новая система общества, формирующаяся в странах с высокой степенью технологического развития, где управление информацией, ее качество, скорость передачи являются принципиальными факторами конкурентоспособности как в индустрии, так и в сфере услуг, а степень развития требует применения новых техник сбора, обработки, передачи и пользования информацией. Определений понятия информационного общества много, и одним из новейших является следующее: это общество, в котором информация интенсивно используется в экономической, общественной, культурной и политической жизни; это общество, которое имеет богатые средства коммуникации и обработки информации, которая является основой создания национального дохода и обеспечения, источником содержания большинства людей (Krzysztofek, SzczepaAski, 2002: 170).
Определения понятия информационного общества весьма многоаспектны (Dlu-gosz, 2003). Определения, учитывающие экономический аспект информационного общества, трактуют обработку информации как основу создания национального дохода и источник содержания для большинства членов общества. Определение информационного общества с точки зрения демократии подчеркивает, что каждый его член имеет право на информацию и быть информированным. Иные определения трактуют информационное общество как общество знаний и подчеркивают значение образования как пути доступа к умению и власти (Kurek-Kokocinska, 2001).
Чтобы общество можно было признать информационным, необходима, во-первых, современная телекоммуникационная сеть, охватывающая своим диапазоном всех граждан, во-вторых, развитые и доступные публичные информационные ресурсы. Важным аспектом является также образованность общества, когда все его члены могут использовать возможности, предоставляемые средствами массовой коммуникации и информации. А. Вежбицки подчеркивает, что решающим для определения общества как информационного является не развитие телеинформатики, а констатация того, что информация становится основным производительным ресурсом (наряду с сырьем, капиталом, работой); использование информационных техник является лишь инструментальным вопросом (Wierzbicki, 1998). Самым существенным показателем информационного общества является экономика, базирующаяся на знании, а принципиальным экономическим ресурсом, находящимся как в базах данных, так и в социальном интеллектуальном потенциале, — багаж знаний (Polska 2025 ... , 2000).
Информационная цивилизация постоянно развивается. Актуальные тенденции мировой экономики указывают на то, что условием экономического развития страны является доступ к информации (Wybrane problemy ... , 1997). Страны, которые первыми перешли к стадии информационного общества, получают наибольшую выгоду. Страны, откладывающие решение об информатизации или предпочитающие час-
тичное решение этого вопроса, могут в ближайшем будущем заметить у себя спад инвестиций и уменьшение количества рабочих мест (The Bangemann Report ... , 1994). В такой ситуации, например, в скором времени окажется Польша. Отсутствие активного участия в процессах информатизации равнозначно удерживанию цивилизаци-онной дистанции и отбросу страны на дальние позиции в мировом масштабе (Polska 2025 ... , 2000).
Люди, не имеющие соответствующего образования и испытывающие недостаток в информации, так же, как страны, не успевающие за переменами, могут оказаться на обочине информационного общества. Современный мир требует постоянного обучения, пополнения знаний, повышения профессиональной квалификации. Можно согласиться с высказыванием Х. Беднарчика о том, что технический прогресс, политическая трансформация углубляют экономический разрыв, социальное неравенство, доступ к рабочим местам, образованию, здравоохранению, культуре и отдыху, юридической справедливости и социальному обеспечению. Это приводит к маргинализации отдельных людей или групп, имеющих нехватку финансовых средств, знаний и умений, мотивации и мобильности. Результатом является деградация лиц, оказавшихся безработными, усиление бедности, рост преступности, а также угроза дестабилизации всего общества (Bednarczyk, 2002: 31). Терминология, используемая в источниках по определению социальных групп, составляющих два полюса информационного общества, весьма определенна: выигрывающий — проигрывающий, подключенные — неподключенные, программирующие — программированные, е-включенные — е-вы-ключенные или исключенные (Wierzbolowski, 1999: 172).
Одним из видов помощи людям, испытывающим трудности в функционировании в информационном обществе, должно стать создание соответствующей модели образования. Речь идет об образовательной модели, целью которой является обучение граждан эффективно и критически перерабатывать информацию в знания и использовать их. Образование — не коллекционирование информации (Hejnicka-Bezwinska, 2000: 82, 87-89), оно должно готовить человека к самостоятельному и креативному использованию достижений цивилизации. Образование должно быть в форме мета-учения, в которой образовательные центры всех уровней будут готовить людей к самообразованию и участию в образовательном процессе на протяжении всей жизни (Banach, Rajkiewicz, 2002: 126).
Отдельные формы образования должны предлагать различные виды возможного образования и учебы, адаптированные к группам на разных жизненных этапах: для молодежи, для безработных, а также для трудоустроенных, у которых потенциально возможны изменения по месту работы. Этот новый подход должен основываться на развитии локальных образовательных центров; пропаганде новых умений, в частности в области информатики; большей прозрачности по имеющимся квалификациям (E-Polska ... , 2001: Электр. ресурс).
Согласно европейским стандартам в рамках системы образования человек должен получить знания и умения по информатике, иностранным языкам, в области технологической культуры, предпринимательства, а также умения и навыки, необходимые в общественной жизни. Так должно быть, но, как показывает практика, доступ к образованию, особенно для инвалидов, на сегодня затруднен. Это касается всех форм образования. По-прежнему мало образовательных предложений для инвалидов, в действующих образовательных учреждениях не хватает соответствующих условий. Поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья должна быть признана одним из важнейших сегментов польской системы образования.
Для достижения этих целей можно использовать информационные решения, позволяющие применить новую систему обучения и работы — E-learning. Это электронное обучение, новый метод обучения и проведения занятий, дающий возможность обучения в любом месте, в любое время и в любом темпе. Более широкое введение дистанционной системы обучения дало бы возможность большему количеству инвалидов начать учиться, открыло бы для них шансы получить знания без необходимости посещать традиционные занятия. E-learning прибегает к новым и эффективным технологиям передачи знаний и позволяет существенно сократить затраты на обучение. Этот метод уже признан во всем мире. Существует много виртуальных институтов, которые дают возможность учиться, в том числе и получить высшее образование по различным специальностям, посредством современных компьютерных технологий (San-kowski, Bakala, 2002). И такие действия уже предпринимаются в Польше.
Дальнейшим шагом в области поддержки инвалидов является возможность работать в дистанционной режиме — telecommuting, который существует уже около 40 лет Концепцию удаленной работы разработал американец Джек Ниллес (NiedzwiedziAski, Bakala, 2002; 2003). В Европе эта идея получила название "телеработа" (telework). Согласно определению Министерства по труду и социальной политики Польши телеработа — это форма организации труда, заключающаяся в постоянном выполнении работы на расстоянии, далеко от места, где ожидается результат труда и где он используется (традиционное место работы). Это происходит вне досягаемости (личного контакта) с работодателем, с использованием работником информационных техник (телефон, факс, компьютер, Интернет, спутник). К характерным свойствам телеработы можно отнести: подвижность места работы, релятивизация физического рабочего места, независимость времени работы от традиционного времени труда, использование информационных технологий, значительное снижение затрат функционирования фирмы, более широкая занятость людей с информационным образованием (там же). Телеработа становится популярной во всем мире. В США телеработники составляют приблизительно 30% всех трудоустроенных, а в Евросоюзе — около 6%. В Евросоюзе телеработа наиболее популярна в Скандинавии — в Швеции и Финляндии — около 15%, в Дании — около 11% всех занятых. Следует упомянуть Испанию, Португалию и Грецию, где телеработников только около 2% (там же: 323-332). В Польше этот показатель колеблется тоже около 2%.
Таким образом, развитие информационного общества несет фундаментальные социальные и экономические преобразования, что в результате приводит к развитию регионов и государств. Неучастие в этих изменениях приводит к образовательным нарушениям, исключению из рынка труда, маргинализации многих социальных групп и в конце концов — к патологиям общества. Усугубление этих явлений угрожает дальнейшему разделению общества на цивилизованную Европу и отсталую ее часть, а также ведет к социальной дестабилизации (Tomczak, 2002). Учитывая это, следует предпринять интенсивные действия в области построения информационного общества в Европе, в Польше в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Banach, Cz., Rajkiewicz, A. (2002) Najpilniejsze problemy do rozwiazania w systemie edukacji w latach 2004-2015 // Strategia dla Polski po wejsciu do Unii Europejskiej na lata 2004-2015: Polska w Unii Europejskiej : konferencja u Prezydenta RP Aleksandra KwaAniewskiego w dniach 25-26 czerw-ca 2002. Warszawa. S. 125-134. (На польск. яз.).
Baumann, Z. (2000) PonowoczesnoAc jako ^roSdlo cierpieri. Warszawa : Wydawnictwo "Sic!". 389 p. (На польск. яз.).
Bednarczyk, H. (2002) Polityka spoleczna: warunki realizacji i skutecznoAci // Edukacja Usta-wicz-na Doroslych. № 2. S. 29-40. (На польск. яз.).
Beskid, L. (1999) Oblicze ubostwa w Polsce // Zmiany w zyciu Polakow w gospodarce rynkowej / red. L. Beskid. Warszawa : Wydawnictwo IFiS PAN. S. 38-53. (На польск. яз.).
Dlugosz, J. (2003) SpoleczeAstwo informacyjne a wykluczeni. Zadania edukacji i polityki spolecznej. Potencjalny udzial bibliotek // EBIB. № 7 (47): Spoleczefetwo informacyjne — co i jak budujemy? (На польск. яз.).
DomaAski, H., Ostrowska, A., Rychard, A. (2000) Jak zyja Polacy. Warszawa : Wydawnictwo IFiS PAN. 457 s. (На польск. яз.).
Dykcik, W. (2005) Pedagogika specjalna. Poznan: Wydawnictwo Nauk. UAM. 458 s. (На польск. яз.).
E-Polska — Plan dzialan na rzecz rozwoju spoleczenstwa informacyjnego w Polsce na lata 2001-2006 (2001) [Электронный ресурс] // Komitet Badan Naukowych. URL: http:// kbn.icm.edu.pl/cele/epolska.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.10.2014). (На польск. яз.).
Falkowska, M. (2000) Zasieg biedy i spostrzeganie ludzi biednych w Polsce. Warszawa : Komunikat CBOS. (На польск. яз.).
Foucault, M. (1998) NadzorowacA i karacA. Warszawa : Fundacja Aletheia. 311 s. (На польск. яз.).
GalaA, M. (2000) WartoAci kultury w epoce wspoikzesnej. ToruA : Wydaw. Edukacyjne "Akapit" 243 s. (На польск. яз.).
Gnitecki, J. (2001) Globalistyka. Poznan : Wydawnictwo Naukowe Polskiego Towarzystwa Peda-gogicznego. (На польск. яз.).
Hejnicka-Bezwinska, T. (2000) Imperatyw wyksztalcenia w spoleczeiAstwie informatycznym // Etos edukacji w XXI wieku: zbioAr studioAw / red. I. Wojnar. Warszawa : Elipsa. (На польск. яз.).
Kosakowski, Cz. (2003) Wezlowe problemy pedagogiki specjalnej. ToruiA : Wydaw. Edukacyjne "Akapit" 298 s. (На польск. яз.).
Krauze, A. (2004) Czlowiek niepelnosprawny wobec przeobrazeiA spolecznych. Krakow : Oficyna Wydawnictwo "Impuls". 274 p. (На польск. яз.).
Krzysztofek, K., Szczepanski, M. S. (2002) ZrozumiecA rozwoAj. Od spoleczeAstw tradycyjnych do informacyjnych. Katowice : Uniwersytet Slaski. 309 s. (На польск. яз.).
Kurek-Kokocinska, S. (2001) SpoleczeiAstwo biblioteczne jako spoleczeiAstwo informacyjne // Zagadnienia Informacji Naukowej. № 2 (78). S. 43-63. (На польск. яз.).
Niedzwiedzinski, M., Bakala, A. (2002) Przeslanki wdrozenia telepracy w sektorze MSP // Wyb-rane problemy zastosowania Electronic Data Interchange i Electronic Commerce / red. M. Niedz-wiedziAski. Lodz : Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego. S. 429-439. (Acta Universitatis Lodziensis. Folia Oeconomica. № 157). (На польск. яз.).
Niedzwiedzinski, M., Bakala, A. (2003) Telepraca w biznesie mobilnym // Wybrane problemy zastosowania Electronic Data Interchange i Electronic Commerce / red. M. NiedzwiedziAski. LodA : Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego. S. 323-332. (Acta Universitatis Lodziensis. Folia Oeconomica. № 167). (На польск. яз.).
Polska 2025. Dlugookresowa strategia trwalego i zroAwnowazonego rozwoju. (2000) / Rada MinistroAw, Warszawa, 26 lipca. Warszawa : Narodowa Fundacja Ochrony SArodowiska. 167 s. (На польск. яз.).
Problemy opieki i Arodowisko zycia osoAb niepelnosprawnych (2001) / red. Z. KawczyAska-Butrym. Olsztyn : OlsztyiAska Szkola Wyzsza im. JoAzefa Rusieckiego. 167 s. (На польск. яз.).
Sankowski, D., Bakala, A. (2002) Telepraca szansa dla niepelnosprawnych // Ergonomia niepel-nosprawnym w procesie jednoczenia Europy / red. J. Lewandowski. LodA : Wydawnictwo Politechniki Lodzkiej. 368 s. (На польск. яз.).
Sztompka, P. (2002) Socjologia: analiza spoleczefetwa. Krakow, Wydawnictwo "Znak". 653 s. (На польск. яз.).
The Bangemann Report: Europe and the global information society (1994) : recommendations to the European Council, May 26. Brussels.
о u a £ ж у ^ i у e e a Я 5 /l
Tomczak, F. (2002) Strategia rozwiazywania problemu cywilizacyjnego opOZnienia wsi polskiej w warunkach integracji z UE // Strategia dla Polski po wejSciu do Unii Europejskiej na lata 2004-2015: Polska w Unii Europejskie : konferencja u Prezydenta RP Aleksandra KwaSniewskiego w dniach 25-26 czerwca 2002. Warszawa. S. 97-114. (Ha noAbCK. A3.).
Wapiennik, E., Piotrowicz, R. (2002) Niepelnosprawny-pe/noprawny obywatel Europy. Warszawa : Urzad Komitetu Integracji Europejskiej. 195 s. (Ha noAbCK. A3.).
Wierzbicki, A. P. (1998) Polska na rozstajach historii: Szanse i zagrozenia integracji ze spolecz-nosScia euroatlantycka w obliczu wyzwan spoleczefetwa informacyjnego // Polska wobec wyzwafi i ï Ö î ä spo/eczenstwa informacyjnego: aksjologiczne i spoleczne dylematy integracji z Unia Europejska : Materialy konferencji. Warszawa : Wydawnictwa Instytutu Rozwoju i StudioSw Strategicznych. S. 8-13. (Raporty — Instytut Rozwoju i StudioSw Strategicznych, № 67). (Ha noAbCK. A3.).
Wierzbolowski, J. (1999) Raport Bangemanna i co dalej? // Spoleczefetwo informacyjne: w pers-pektywie czlowieka, techniki, gospodarki / red. L. W. Zacher. Warszawa : Fundacja Edukacyjna "Trans-formacje". S. 171-188 (Ha noAbCK. A3.).
Wybrane problemy polskiej teleinformatyki (1997) // Informatyka. № 10. S. 8-10. (Ha noAbCK. A3.). Ziölkowski, M. (2000) Interesy i wartoSci spoleczeiistwa polskiego w okresie transformacji ustro-jowej // Psychologiczno-edukacyjne aspekty przesilenia systemowego / red. J. Brzezinski, Z. Kwie-cinski. Torun : Wydawnictwo Uniwersytetu Mikolaja Kopernika. 259 s. (Ha noAbCK. A3.).
Zölkowska, T. (2004) WyroSwnywanie szans spolecznych osoSb z niepelnosprawnoScia intelektual-na. Szczecin : Oficyna In Plus. 407 s. (Ha noAbCK. A3.).
/\ama nocmynMHun: 12.10.2014 г.
i о i n i a 0 ù
the disabled in the knowledge society K. Kaliszewska (University of Szczecin, Poland)
The strategies of subject status and independent living for the disabled have acquired a special meaning at the moment, due to worsening standards ofliving for this category ofpeople. The problem lies in the changing conditions on the labor market, in culture, values and social norms. The disabled lack relevant training and an ability to compete; they have no access to information and cannot use information technologies to their advantage. Taken together, it amounts to their total non-participation in information society.
We define information society as a new social system on the rise in the societies that had reached a stage of technical development when information, its quality and transfer speed are crucial factors of competitiveness in both industry and services. This requires permanent training, updating knowledge and upgrading professional qualification.
Disabled people who find it hard to function in information society may be helped by an education model where learning centers on all levels will prepare people for self-education and lifelong learning. Some forms of education should offer a variety of study and learning types, well adapted to learner groups at various ages. Supporting learning for the disabled should become one ofthe most important segments of the education system in Poland. This can be implemented with the help of ICT solutions utilizing e-learning as a new system of study and work. A further stage in support of the disabled will open when they get an opportunity to work remotely. In Europe this practice has come to be known as 'teleworking'.
Keywords: the disabled, information society, education, education for the disabled, E-learning, teleworking.
REFERENCES
Banach, Cz. and Rajkiewicz, A. (2002) Najpilniejsze problemy do rozwiazania w systemie edukacji w latach 2004-2015 [Solving the most urgent problems in the educational system in the years 2004-2015]. In: Strategia dla Polski po wejAciu do Unii Europejskiej na lata 2004-2015: Polska
w Unii Europejskiej [A strategy for Poland's contribution to the European Union, 2004-2015: Poland in the European Union] : Proceedings of a conference at the Office of the President of the Republic of Poland Aleksander Kwasniewski, June 25-26, 2002. Warszawa. Pp. 125-134. (In Polish).
Baumann, Z. (2000) Ponowoczesnodd jako ¿ràdlo cierpied [Postmodernity and its discontents]. Warszawa, Wydawnictwo "Sic!". 389 p. (In Polish).
Bednarczyk, H. (2002) Polityka spoleczna: warunki realizacji i skutecznoici [Social policy: The conditions of implementation and efficiency]. Edukacja Ustawiczna Doroslych, no. 2, pp. 29-40. (In Polish).
Beskid, L. (1999) Oblicze ubostwa w Polsce [The face of poverty in Poland]. In: Zmiany w zyciu Polakàw w gospodarce rynkowej [Changes in the lives of the Poles under market economy] / ed. by L. Beskid. Warszawa, Wydawnictwo IFiS PAN. Pp. 38-53. (In Polish).
D/ugosz, J. (2003) Spoleczedstwo informacyjne a wykluczeni. Zadania edukacji i polityki spolecznej. Potencjalny udzial bibliotek [Information society and the excluded. Challenges for education and social policy. Potential participation of Libraries]. EBIB, no. 7 (47): Spoleczedstwo informacyjne — co i jak budujemy? [Information society — what we are building and how?]. (In Polish).
Domadski, H., Ostrowska, A. and Rychard, A. (2000) Jak zyja Polacy [How the Poles live]. Warszawa, Wydawnictwo IFiS PAN. 457 p. (In Polish).
Dykcik, W. (2005) Pedagogika specjalna [Special pedagogy]. Poznan, Wydawnictwo Nauk. UAM. 458 p. (In Polish).
E-Polska — Plan dzialad na rzecz rozwoju spoleczedstwa informacyjnego w Polsce na lata 2001-2006 [E-Polska — Action Plan for the development of the information society in Poland, 2001-2006]. (2001) Komitet Badad Naukowych [online] Available at: http://kbn.icm.edu.pl/ cele/epolska.html [archived in WebCite] (accessed 12.10.2014). (In Polish).
Falkowska, M. (2000) Zasieg biedy i spostrzeganie ludzi biednych w Polsce [The range of perceiving poverty and poor people in Poland]. Warszawa, Komunikat CBOS. (In Polish).
Foucault, M. (1998) Nadzorowad i karad [Discipline and punish]. Warszawa, Fundacja Aletheia. 311, [2] p. (In Polish).
Galad, M. (2000) Wartodci kultury w epoce wspdlczesnej [Values of culture in the modern era]. Torun, Wydaw. Edukacyjne "Akapit". 243 p. (In Polish).
Gnitecki, J. (2001) Globalistyka [Global studies]. Poznad, Wydawnictwo Naukowe Polskiego To-warzystwa Pedagogicznego. (In Polish).
Hejnicka-Bezwinska, T. (2000) Imperatyw wyksztalcenia w spoleczeidstwie informatycznym [The educational imperative in the information society]. In: Etos edukacji w XXI wieku [The ethos of education in the 21st century] : a collection ofarticles / ed. by I. Wojnar. Warszawa, Elipsa Publ. (In Polish).
Kosakowski, Cz. (2003) Wezlowe problemy pedagogiki specjalnej [Crucial issues of special pedagogy]. Torun, Wydawnictwo Edukacyjne "Akapit". 298 p. (In Polish).
Krauze, A. (2004) Czlowiek niepelnosprawny wobec przeobrazed spolecznych [A disabled person facing social transformations]. Krakodw, Oficyna Wydawnictwo "Impuls". 274 p. (In Polish).
Krzysztofek, K. and Szczepafeki, M. S. (2002) Zrozumied rozwàj. Od spoleczedstw tradycyjnych do informacyjnych [Understanding the development: From the traditional to the information societies]. Katowice, Uniwersytet Sdla,ski. 309 p. (In Polish).
Kurek-Kokocinska, S. (2001) Spoleczenstwo biblioteczne jako spoleczenstwo informacyjne [The library society as information society]. Zagadnienia Informacji Naukowej, no. 2 (78), pp. 43-63. (In Polish).
Niedzwiedzinski, M. and Bakala, A. (2002) Przeslanki wdrozenia telepracy w sektorze MSP [Preconditions for implementing teleworking in small and medium enterprises]. In: Wybrane problemy zastosowania Electronic Data Interchange i Electronic Commerce [Some issues of applying Electronic Data Interchange and Electronic Commerce] / ed. by M. Niedzwiedzinski. Lodz, Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego. Pp. 429-439. (Acta Universitatis Lodziensis. Folia Oeconomica. No. 157). (In Polish).
Niedzwiedzinski, M. and Bakala, A. (2003) Telepraca w biznesie mobilnym [Teleworking in mobile business]. In: Wybrane problemy zastosowania Electronic Data Interchange i Electronic Commerce
[Some issues of applying Electronic Data Interchange and Electronic Commerce] / ed. by M. Niedzwiedzinski. Lodz, Wydawnictwo Uniwersytetu Lodzkiego. Pp. 323-332. (Acta Universitatis Lodzien-sis. Folia Oeconomica. No. 167). (In Polish).
Polska 2025. Dlugookresowa strategia trwalego i zrAwnowazonego rozwoju. [Poland 2025. A long-term strategy for sustainable development]. (2000) / Rada MinistroAw, Warszawa, July 26. Warszawa, Narodowa Fundacja Ochrony Srodowiska. v, 167 p. (In Polish).
Problemy opieki i Arodowisko zycia osAb niepelnosprawnych [The problems ofpatronage and environmental living of the disabled] (2001) / ed. by Z. Kawczyfeka-Butrym. Olsztyn, OlsztyAska Szkola Wyzsza im. JoAzefa Rusieckiego. 167 p. (In Polish).
Sankowski, D. and Bakala, A. (2002) Telepraca szansadla niepelnosprawnych [The opportunity of teleworking for the disabled]. In: Ergonomia niepelnosprawnym w procesie jednoczenia Europy [Ergonomics for the disabled in the course of European unification] / ed. by J. Lewandowski. /LoAdzA, Wydawnictwo Politechniki /LoAdzkiej. 368 p. (In Polish).
Sztompka, P. (2002) Socjologia: analiza spoleczeAstwa [Sociology: Social analysis]. Krakow, Wy-dawnictwo "Znak". 653 p. (In Polish).
The Bangemann Report: Europe and the global information society (1994) : recommendations to the European Council, May 26. Brussels.
Tomczak, F. (2002) Strategia rozwiazywania problemu cywilizacyjnego opoznienia wsi polskiej w warunkach integracji z UE [A strategy for solving the issue of civilizational backwardness of Polish countryside under the conditions of EU integration]. In: Strategia dla Polski po wejAciu do Unii Europejskiejna lata 2004-2015: Polska w Unii Europejskie [A strategy for Poland's contribution to the European Union, 2004-2015: Poland in the European Union] : Proceedings ofa conference at the Office of the President of the Republic of Poland Aleksander KwasAniewski, June 25-26, 2002. Warszawa. Pp. 97-114. (In Polish).
Wapiennik, E. and Piotrowicz, R. (2002) Niepelnosprawny — pelnoprawny obywatel Europy [A disabled person as a full-fledged citizen of the EU]. Warszawa, Urzad Komitetu Integracji Europejskiej. 195 p. (In Polish).
Wierzbicki, A. P. (1998) Polska na rozstajach historii: Szanse i zagrozenia integracji ze spo-/lecznosAcia, euroatlantycka, w obliczu wyzwanA spo/leczenAstwa informacyjnego [Poland at the crossroads of history: Opportunities and risks of integrating with Euro-Atlantic community and the challenges of the information society]. In: Polska wobec wyzwaA spoleczeAstwa informacyjnego: aksjologiczne i spoleczne dylematy integracji z Unia Europejskcf. Wydawnictwa Instytutu Rozwoju i StudiAw Strategicznych [Poland and the challenges of the information society: Axiological and social dilemmas of integrating into the European Union] : Proceedings of the conference. Warszawa, Wydawnictwa Instytutu Rozwoju i StudioAw Strategicznych. Pp. 8-13. (Raporty — Instytut Rozwoju i StudioAw Strategicznych, no. 67). (In Polish).
Wierzbolowski, J. (1999) Raport Bangemanna i co dalej? [The Bangemann report: what next?]. In: SpoleczeAstwo informacyjne: w perspektywie czlowieka, techniki, gospodarki [Information society in the human, technical and economic perspective] / ed. by L. W. Zacher. Warszawа, Fundacja Edu-kacyjna "Transformacje". Pp. 171-188. (In Polish).
Wybrane problemy polskiej teleinformatyki [Some issues of ICT in Poland]. (1997) Informatyka, no. 10, pp. 8-10. (In Polish).
Zi&kowski, M. (2000) Interesy i wartoAci spoleczenstwa polskiego w okresie transformacji ustro-jowej [Interests and values of Polish society in the context of systemic transformation]. In: Psycho-logiczno-edukacyjne aspekty przesilenia systemowego [Psychological and educational aspects of systemic crisis] / ed. by J. BrzezinAski and Z. KwiecinAski. TorunA, Wydawnictwo Uniwersytetu Miko/laja Kopernika. 259 p. (In Polish).
Zölkowska, T. (2004) WyrAwnywanie szans spolecznych osAb z niepelnosprawnoAcia intelektual-na [Aligning social opportunities for people with intellectual disabilities]. Szczecin, Oflcyna In Plus. 407 p. (In Polish).
Submission date: 12.10.2014.
Калишевска Каролина — магистр, сотрудник Института психологии Щецинского университета (Польша). Адрес: 71-017, Polska, Szczecin, ul. Krakowska 69, Instytut Psychologii US. Тел.: (8-10-48) 091-444-32-40. Эл. адрес: psychologia@univ.szczecin.pl
Kaliszewska Karolina, Master, Employee, Institute of Psychology, University of Szczecin, Poland. Postal address: 69 Krakowska St., Szczecin, Poland, 71-017. Tel.: (8-10-48) 091-444-32-40. E-mail: psychologia@univ.szczecin.pl