Научная статья на тему 'Джоан Миро и Каталония'

Джоан Миро и Каталония Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРО / ЧЕЛОВЕК / ВСЕЛЕННАЯ / ОБРАЗ / КАТАЛОНИЯ / АРХЕТИП / MIRO / MAN / UNIVERSE / IMAGE / CATALONIA / ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гнездилова Анастасия Андреевна

Джоан Миро широко известный мастер ХХ века, проявивший себя в живописи, графике, скульптуре. Одна из ключевых тем творчества художника взаимодействие человека и Вселенной, диалог личности и Космоса, а также тоска современного, оторванного от природы человека по потерянной счастливой жизни «в гармонии» с самим собой, в единстве с природой и миром. Что касается идейной, эмоциональной и мировоззренческой основы творчества Миро, то основополагающим здесь является глубокая привязанность к родине. Художественное наследие и природа Каталонии послужили основой и неиссякаемым источником вдохновения для личностного, творческого формирования мастера. Любовь Миро к родной земле отражается не только в искусстве, но и в активной культурной деятельности: уже в ранней молодости художник принимает участие в общественном культурном движении «Ноусентисм», целью которого было национальное возрождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joan Miro and Catalonia

Joan Miro is a widely known artist of XX century, who worked in painting, sculpture, and graphics. One of the key subject in his creative work appears to be an interconnection of a man and the Universe, an open dialogue of a human being and the Cosmos, as well as an urge of a contemporary man, who lost his link with nature and the world, and therefore misses a harmony and happiness, which he could achieve only by turning back to his original state of a unity with the Universe. Joan Miro’s profound attachment to his native land Catalonia, may be considered as his main mindset’s base. The artistic heritage of Catalonia definitely became an infinite inspirational source of all his creative work. Artist’s fervent attachment to the native land was also reflected in Miro’s active participation in the cultural movement of “Nousentism”, which had a national renaissance as its main goal.

Текст научной работы на тему «Джоан Миро и Каталония»

ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ РОССИЯ—ЗАПАД. СПб., 2016.

А. А. Гнездилова ДЖОАН МИРО И КАТАЛОНИЯ

Творчество каталонского художника Джоана Миро (1893-1983) широко известно. Мастер уже с ранней молодости не боялся экспериментировать со всеми актуальными для его эпохи течениями и направлениями в искусстве: пробовал себя в фовизме, увлекался модерном, сюрреализмом, в конце концов, придя к абстракции и сосредоточив особо пристальное внимание на первобытном искусстве, смог создать собственный художественный язык, посредством которого изобразил мир, полный причудливых фантастических образов - символов.

Миро прожил длинную жизнь, стал одной из ключевых фигур международной арт-сцены ХХ века, отразив в своём творчестве главные исторические коллизии своего народа, а также собственные художественные поиски.

Художественное наследие автора обширно и разнообразно; оно включает в себя живопись, графику, коллаж, как и произведения монументальной и станковой пластики. Достигнув творческой зрелости, мастер был признан современниками, что помогло ему воплотить большинство из своих замыслов.

Постепенно одной из ключевых тем творчества мастера становится взаимодействие человека и Вселенной, диалог личности и Космоса, а также тоска современного, оторванного от природы человека, по потерянной счастливой жизни в гармонии с самим собой, в единстве с природой, миром и Вселенной. Отсюда и возникает стремление художника создать универсальный художественный язык образов, который позволил бы ему «общаться с каждым и обращаться непосредственно к каждому»1. Для того, чтобы выйти на прямой контакт со зрителем, Миро считал необходимым «перерасти» свой индивидуализм, и обрести «анонимный» образный язык выражения. «Любой художник должен пройти стадию индивидуализма и выстрадать переход к коллективной ступени. Художник должен вырасти и превзойти себя - освободиться от индивидуализма, оставить его позади, отказаться от него и погрузиться в анонимность»2. Интересно отметить, что видение и подход к творчеству у Миро пересекается с отношением русской философской мысли к художественному творчеству. Ведь по мысли Бердяева, подлинный художник отрицает «организованное» искусство и выбирает свободный творческий акт, который заключается в отказе от себя: «Задание всякого творческого акта - создание иного бытия, иной жизни, прорыв через «мир сей» к миру иному... Задание творческого художественного акта - теургическое... Путь к творчеству теургическому лежит через жертву и отречение. Искусство теургическое не может быть дифференцированным и индивидуалистическим. Теургия есть универсальное делание»3.

1 RowelM. Joan Miro: Selected Writings and Interviews. G. K. Hall; Boston, 1986. P. 164.

2 RowelM. Joan Miro: Selected writings and interviews. P. 301.

3 БердяевН. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: Изд. Г.А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. Гл. 10.

160 © А. А. Гнездилова, 2016

По мнению мастера, источник «анонимного» стиля лежит в первобытном искусстве -колыбели и эпохе «счастливого детства» человечества. Ради обретения художественного «красноречия», Миро возвращается к истокам человеческого творчества, уделяяособое внимание наскальной живописи как основному стилистическому ориентиру. С этой целью в 1953 году он посещает пещеру Альтамира.

Опираясь на Юнга, художник, отдающийся своей интуиции, вдохновению - некому сверхличностному началу как порыву, открывает в своём творчестве путь коллективному бессознательному - так называемой памяти предков, откуда рождаются образы - архетипы, подлинные символы, первообразы, которые не воспринимаются сознанием, однако находят глубокий отклик в человеческих сердцах, «апеллируя к вековым типическим переживаниям наших прародителей»4. Таким образом становится понятно тяготение Миро к упрощённым формам, сведению образов практически к графическим знакам.

Особенно часто уже в зрелом творчестве мастера встречаются три образа, которые находятся в постоянном взаимодействии на холсте: образ женщины, птицы и небесного светила (звезды, солнца или луны), - они словно символы, переносящие зрителя в иную реальность, где душа человека устремлена ввысь, в тоске по утраченной гармонии.

Если же говорить об идейной, эмоциональной и мировоззренческой основе творчества Миро, то основополагающим здесь является глубокая привязанность к родине, - она пронизывает всю его деятельность. Художественное наследие и природа Каталонии стали базой и неиссякаемым источником вдохновения для личностного, творческого формирования мастера, а о своей Каталонской идентичности Миро без устали говорит в многочисленных интервью, письмах, официальных выступлениях: «Я чувствую, что из всех местных художников я ближе всех Каталонии, несмотря на то, что я провожу столько времени заграницей. Я могу с уверенностью сказать, что чувствую себя самым счастливым каталонцем в Монтруаге, который для меня - самое сердце Каталонии. А провинция Таррагоны - самое «чистое» место Каталонии. Вся моя работа задумана в Каталонии. Всё, что я сделал в Париже, задумано в Монтруаге, без единой мысли о Париже»5.

Уже в ранних блокнотных зарисовках художника встречается множество пейзажей Монтруаг: окружающие его поля, виноградники, дома, деревни, пляжи; в натюрмортах -типичные предметы быта провинции Таррагоны, где его родители приобрели ферму. В письмах того же периода Миро пишет об особенности «золотых искр природного освещения Каталонии»6. В данном контексте живописное произведение Миро «Ферма» 1921/1922 гг. стало ключевым, синтезом целого периода творчества; явилось своеобразным признанием в любви родному краю, и хотя не вызвало восхищения у французской общественности, было вскоре по достоинству оценено и приобретено писателем Эрнестом Хемингуэем. С одной стороны, зритель видит детальное воспроизведение пейзажа, где досконально показаны все характерные предметы крестьянского быта, а с другой, та же изображаемая реальность поэтизируется благодаря богатству внутренней динамики и пронизывающему полотно яркому солнечномусвету. Художник настолько правдоподобно передаёт атмосферу знойного южного дняна таррагонской ферме, что зритель осязает её всеми своими чувствами. Невольно вспоминаются слова Миро, сказанные им в многочисленных интервью, о том, что прежде чем начать творить, нужно полюбить то, что собираешься перенести на холст, а иначе лучше не браться за кисть. Ведь то, что интересует зрителя в картине - это вибрация духа художника, а не «бесчувственное» копирование реальности. «В тот момент,

4 Юнг К. Психоанализ и искусство. Москва: Ваклер,1998. С. 57.

5 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews... P. 138.

6 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews. P. 75.

когда я начинаю работать на холсте, я влюбляюсь в то, что делаю, а любовь - это ключ к постепенному пониманию. Медленное, возрастающеевосхищение, любование, наслаждение, овладение натурой, её многочисленными нюансами, великолепие солнца. Большая радость разглядывать простую травинку и постепенно находить ключ к пониманию её кра-соты.Зачем же умалять её значение? Травинка не менее прекрасна, чем дерево или гора»7.И здесь вновь прослеживается созвучие художника Миро и русского философа Бердяева в отношении к природе и творчеству: «В теургии творчество красоты в искусстве соединяется с творчеством красоты в природе. Искусство должно стать новой, преображённой природой. Сама природа есть произведение искусства, и красота в ней есть творчество.»8. Примечательно, что уже первые детские рисунки Миро в своём большинстве посвящены природе Каталонии.

Любовь Миро к родной земле отражается не только в искусстве, но и в активной культурной деятельности: уже в ранней молодости художник принимает участие в общественном культурном движении «Ноусентисм», ставящим своей целью национальное возрождение, пробуждение «Святого Сердца» и Духа Каталонии, а вместе с тем восстановление её былой исторической славы как независимой державы. Несмотря на то, что Гражданская война и смена политического режима сделали невозможным осуществление данного замысла на тот момент, Миро, на протяжении всей своей жизни пытался претворить эти идеи в жизнь, считая, что задача его поколения - «воскресить прошлое ради создания настоящего»9. Надо сказать, что для мастера частью этого «нетленного прошлого»,его вечным наследием являлась и природа Каталонии: Пиренейские горы, холмы, долины, пляжи, солнце, луна, море, деревья, животные, насекомые, деревни, церкви в романском стиле - то есть всё, что включало в себя понятие каталонского пейзажа.

Фрески романских церквей Каталонии, многие из которых были выполнены мастерами из Византии, послужили ещё одним мощным художественным импульсом для Миро. Суровая аскетичность пространства романских храмов, монументальность, чётко заданная ритмика фигур, статика, точно прорисованный контур изображений, композиционная ясность и симметричность - всё перечисленное определяет и художественный метод самого мастера. Кроме того, насыщенная, тёплая красно-коричневая цветовая гамма романских фресок, напоминающая выжженную солнцем местную почву, также находит своё отражение в работах художника. «В музее Барселоны - обожаемые мною романские фрески, они послужили для меня уроком с самых ранних периодов моей карьеры художника. Я чувствую ритм этих стен»10.

Нельзя недооценивать привязанность Миро к столице Каталонии - Барселоне, где художник учился, работал, провёл значительную часть своей жизни и о которой пишет в 1932 году: «Я, возможно, ещё не подчёркивал моё глубокое ежедневно возрастающее обожание и восхищение Барселоной»11. В 1944 году,остро переживая трагедию Гражданской войны, Миро посвящает городу серию из пятидесяти литографий «Сюиты Барселоны».

Невозможно не упомянуть ещё одного каталонского гения - Антони Гауди, близкого Джоану Миро своим мировосприятием. Красота и разнообразие природы Каталонии становятся главным источником вдохновения для обоих мастеров. Каждый по-своему

7 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews. P. 215.

8 Бердяев Н. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). Гл. 10.

9 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews. P. 154.

10 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews. P. 147.

11 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews. P. 246.

выражал своё восхищение каталонским ландшафтом: Гауди - через причудливые архитектурные конструкции, в которых колонна становится пальмовым деревом, балкон - морской раковиной, а оконная щель повторяет движение убегающей в море волны; Миро, в свою очередь, любовно вырисовывает птичку, мирно усевшуюся на дерево, ящерицу, греющуюся на солнце, а в изображении травинки - видит отражение жизни всего земного мира. Миро неоднократно признавал влияние архитектора на его творчество: «Гауди использует разные предметы, образы; так понравившиеся ему дети становились моделями для его скульптурных работ. Я думаю, что в моей методике работы много общего с методом работы Антони Гауди. Я тоже могу увеличивать предметы, которые нахожу, например, как эту частицу угля на колесе, а затем работаю с ними так, как в живописи с пятнами цвета и линиями, которые обнаруживаю на холсте или на бумаге»12.

Неоднократно Миро подчёркивал, что практичность — особенность каталонского характера: «Каталонский характер не похож на малагский, или на характер жителей других частей Испании. Мы, каталонцы, считаем, что человек должен прочно стоять двумя ногами на земле, если он хочет прыгнуть высоко в небо. Тот факт, что я возвращаюсь на землю время от времени, помогает мне прыгнуть выше в следующий раз»13. От творческого восприятия жизни, любовного изображения мельчайших деталей земного бытия - до поисков путей к глубинам Вселенной - таков диапазон Джоана Миро - человека и художника.

Информация о статье

УДК 7-05

Автор: Гнездилова, Анастасия Андреевна — PhD in art history, Scientific Research group, La Cátedra d'Art i Cultura Contemporani, Universitat de Girona, Catalunya, Espanya. Plaçade Sant Domènec, 3, Girona, España, 17004. agnezdilova@gmail.com. Название: Джоан Миро и Каталония

Резюме: Джоан Миро — широко известный мастер ХХ века, проявивший себя в живописи, графике, скульптуре. Одна из ключевых тем творчества художника — взаимодействие человека и Вселенной, диалог личности и Космоса, а также тоска современного, оторванного от природы человека по потерянной счастливой жизни «в гармонии» с самим собой, в единстве с природой и миром. Что касается идейной, эмоциональной и мировоззренческой основы творчества Миро, то основополагающим здесь является глубокая привязанность к родине. Художественное наследие и природа Каталонии послужили основой и неиссякаемым источником вдохновения для личностного, творческого формирования мастера. Любовь Миро к родной земле отражается не только в искусстве, но и в активной культурной деятельности: уже в ранней молодости художник принимает участие в общественном культурном движении «Ноусентисм», целью которого было национальное возрождение. Ключевые слова: Миро, человек, Вселенная, образ, Каталония, архетип.

Литература

Apollonio, Umbro. Miró. Londres: Thames and Hudson, 1969. 38 p.

Balsach, Maria-Josep. Joan Miró. Cosmogonías de un mundo originario (1918-1939). Barcelona: Galaxia Gutenberg / Círculo de Lectores, 2007. 271 p.

Cabañas, Pilar. La fuerza de Oriente en la obra de Joan Miró. Madrid: Electa, 2000. 459 p. Català-Roca, Francesc; Permanyer, Lluís. Miró: Noranta anys. Barcelona: Edicions 62, 1984. 180 p. Cirici Pellicer, Alexandre. Miró - Mirall. Barcelona: Polígrafa, 1977. 245 p.

Duchamp, Marcel; Miró, Joan. Demande d'emploi. Presentación de Jacques Dupin y Jean Suquet. París: Ed. L'Échoppe, 2002. 85 p.

Dupin, Jacques. Miró. París: Flammarion, 1961. 422 p.

Erben, Walter. Joan Miró, 1893-1983. El hombre y su obra. Colónia: Benedikt Taschen, 1989. 248 p. Gasser, Manuel. Joan Miró. Nueva York: Barnes & Noble, 1965. 89 p.

12 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews.. .P. 246.

13 RowelM. Joan Miró: Selected writings and interviews. P. 97.

Gimferrer, Pere. Les arrels de Miró. Barcelona: Polígrafa, 1993. 435 p.

Green, Charles.; Kramer, Hilton. Joan Miró i la mort de la pintura: dos excursos. Barcelona: Barcanova, 1991. 55 p.

Hunter, Sam. Joan Miró. His graphic work. Nueva York: Harry N. Abrams, 1958. 108 p. Jouffroy, Alain; Teixidor, Joan. Miró Sculptures. París: Maeght, 1980. 246 p. Juncosa, Enrique. Joan Miró. Madrid: Aldeasa, 2003. 31 p.

Malet, Rosa Maria. Joan Miró. Col. Pere Vergés de Biografies. Barcelona: Edicions 62, 1992. 152 p. Malet, R. Ma. Joan Miró. Apunts d'una col-lecció. Obres de la Gallery K. AG. Barcelona: Fundació Joan Miró, 2003. 149 p.

MinguetBatllori, Josep Maria. Joan Miró. Madrid: Fundación Mapfre, 2009. 148 p. Mink, Janis. Joan Miró. 1893-1983. Colonia: Benedikt Taschen, 1993. 96 p. Perucho, Joan. Joan Miró y Cataluña. Barcelona: Polígrafa, 1987. 214 p. Ross, Nicholas. Miró. New York: Barron's., 1995. 32 p.

Rowell, Margarit. Joan Miró. Peinture = poésie. Paris: Ed. de la Dif-férence, 1976. 215 p.

Rowel, Margarit. Joan Miró: Selected Writings and Interviews. Boston: G.K. Hall, 1986. 350 p.

Sert, Josep Lluís. Taller per a Joan Miró. "Revista d'Art". Palma de Mallorca: ColAlegi Oficial d'Arquitectes

de Balears-Govern Balear, 1990. 85 p.

Weelen, George. Joan Miró. Paris: Nouvelles Editions Françaises, 1984. 188 p.

Witt, Margarita. Joan Miró. Col. Grandes Biografías. Madrid: Ed. Rueda, 1999. 198 p.

Бердяев, Николай Алксандрович. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). Москва:

Издательство Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. 358 с.

Юнг, К. Психоанализ и искусство. Москва: Ваклер, 1998. 304 с.

Information about the article Author: Gnezdilova, Anastasia Andreevna — Ph.D. in Art History, Scientific Research Group's member, La Cátedra d'Art i Cultura Contemporani, Universitat de Girona, Catalunya, Spain, agnezdilova@gmail.com. Title: Joan Miro and Catalonia

Abstract: Joan Miro is a widely known artist of XX century, who worked in painting, sculpture, and graphics. One of the key subject in his creative work appears to be an interconnection of a man and the Universe, an open dialogue of a human being and the Cosmos, as well as an urge of a contemporary man, who lost his link with nature and the world, and therefore misses a harmony and happiness, which he could achieve only by turning back to his original state of a unity with the Universe. Joan Miro's profound attachment to his native land - Catalonia, may be considered as his main mindset's base. The artistic heritage of Catalonia definitely became an infinite inspirational source of all his creative work. Artist's fervent attachment to the native land was also reflected in Miro's active participation in the cultural movement of "Nousentism", which had a national renaissance as its main goal.

Keywords: Miro, man, Universe, image, Catalonia, archetype.

References

Apollonio U. Miró.Londres: Thames and Hudson, 1969. 38 p.

Balsach M.-J. Joan Miró. Cosmogonías de un mundo originario (1918-1939). Barcelona: Galaxia Gutenberg / Círculo de Lectores, 2007. 271 p.

Berdiaev N. A. Smisl tvorchestva (Opit opravdania cheloveka). [The sense of creativity (Experience of man's justification)]. Moscow: Lemonov G.A. and Sacharov S. I. Publ., 1916. 358 p. (in Russian) Cabañas P. La fuerza de Oriente en la obra de Joan Miró. Madrid: Electa, 2000. 459 p. Català-Roca F., Permanyer Ll. Miró: Noranta anys. Barcelona: Edicions 62, 1984. 180 p. Cirici Pellicer A. Miró - Mirall. Barcelona: Polígrafa, 1977. 245 p.

Duchamp M.; Miró J. Demande d'emploi.Presentación de Jacques Dupin y Jean Suquet. París: Ed. L'Échoppe, 2002. 85 p.

Dupin J. Miró. París: Flammarion, 1961. 422 p.

Erben W. Joan Miró, 1893-1983. El hombre y su obra. Colonia: Benedikt Taschen, 1989. 248 p.(in Spanish) Gasser M. Joan Miró. New York: Barnes & Noble, 1965. 89 p. Gimferrer P. Les arrels de Miró. Barcelona: Polígrafa, 1993. 435 p.

Green Ch.; Kramer H. Joan Miró i la mort de la pintura: dos excursos. Barcelona: Barcanova, 1991. 55 p.

Hunter S. Joan Miró. His graphic work. New York: Harry N. Abrams, 1958. 108 p.

Iung K. Psihoanaliz i iskusstvo. [Psychoanalysis and art]. Moscow: Vakler, 1998, 304 p. (in Russian)

Jouffroy Al., Teixidor J. Miró Sculptures.New York: Leon Amiel Publ., 1974. 246 p. Juncosa E. Joan Miró. Madrid: Aldeasa, 2003. 31 p.

Malet R. M. Joan Miró. Col. Pere Vergés de Biografies. Barcelona: Edicions 62, 1992. 152 p.

Malet, R. M". Joan Miró. Apunts d'una collecció.Obres de la Gallery K. AG. Barcelona: Fundació Joan

Miró, 2003. 149 p.

Minguet Batllori J. M. Joan Miró. Madrid: Fundación Mapfre, 2009. 148 p. Mink J. Joan Miró.1893-1983. Cologne: Benedikt Taschen, 1999. 96 p. Perucho J. Joan Miró y Cataluña. Barcelona: Polígrafa, 1987. 214 p. Ross N. Miró. New York: Barron's Publ., 1995. 32 p.

Rowell M. Joan Miró. Peinture = poésie. Paris: Ed. de la Différence, 1976. 215 p.

Rowel M. Joan Miró: Selected Writings and Interviews. Boston: G.K. Hall, 1986. 350 p.

Sert J. Ll. Taller per a Joan Miró. "Revista d'Art". Palma de Mallorca: ColAlegi Oficial d'Arquitectes de

Balears-Govern Balear, 1990. 85 p.

Weelen G., Wolf R. E. Joan Miró. New York, Harry N. Abrams Publ., 1989. 188 p. Witt M. JoanMiró.GrandesBiografías. Madrid: Ed. Rueda, 1999. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.