Научная статья на тему 'Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии'

Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
748
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА КАТАЛОНИИ / CATALONIA / АРХИТЕКТУРА БАРСЕЛОНЫ / BARCELONA / РАЙОН ЭШАМПЛЕ / DISTRICT L''EIXAMPLE / ПЛАН ИДЕЛЬФОНСО СЕРДА / ILDEFONSO CERDá / СТИЛЬ MODERNISME / MODERNISME / ЛУИС ДОМЕНЕК-И-МОНТАНЕР / LLUíS DOMèNECH I MONTANER / ЖОЗЕП (ХОСЕП) ПУЧ-И-КАДАФАЛК / JOSEP PUIG I CADAFALCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дончук Татьяна Владимировна, Поляков Евгений Николаевич

Статья посвящена одному из уникальнейших направлений в мировой архитектуре каталонскому модерну (Modernisme). Рассмотрены историко-политические, социально-экономические и культурные предпосылки возникновения этого стиля. Отмечено, что для Каталонии Modernisme стал символом возрождения ее национальной идентичности. Рассмотрен план перепланировки столицы Каталонии, выполненный в 1872 г. Идельфонсо Серда (1815-1876). Показано, что район Эшампле в Барселоне стал своеобразным экспериментальным полигоном для творческой работы наиболее выдающихся каталонских зодчих конца XIX начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernisme Style in Catalonia Architecture

The paper describes the unique trend in the world architecture Catalonian modern (Modernisme). The historical and political, socioeconomic and cultural premises of this style rise are considered herein. For Catalonia, Modernisme has become the renascence symbol of national identity. The general plan of the capital of Catalonia was made by Idelfonso Serda in 1872. It is shown that district L'Eixample in Barcelona is the original experimental polygon for creative work of the outstanding Catalonian architects late in the 19th and early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.036

ДОНЧУК ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, аспирант, kapitel-nsk@mail. ru

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. искусствоведения, профессор, polyakov. en@yandex. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ЗАРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ MODERNISME В АРХИТЕКТУРЕ КАТАЛОНИИ

Статья посвящена одному из уникальнейших направлений в мировой архитектуре -каталонскому модерну (Modernisme). Рассмотрены историко-политические, социально-экономические и культурные предпосылки возникновения этого стиля. Отмечено, что для Каталонии Modernisme стал символом возрождения ее национальной идентичности. Рассмотрен план перепланировки столицы Каталонии, выполненный в 1872 г. Идель-фонсо Серда (1815-1876). Показано, что район Эшампле в Барселоне стал своеобразным экспериментальным полигоном для творческой работы наиболее выдающихся каталонских зодчих конца XIX - начала XX века.

Ключевые слова: архитектура Каталонии; архитектура Барселоны; район Эшампле; план Идельфонсо Серда; стиль Modernisme; Луис Доменек-и-Монта-нер; Жозеп (Хосеп) Пуч-и-Кадафалк.

TAT'YANA V. DONCHUK, Research Assistant, kapitel-nsk@mail. ru

EVGENIIN. POLYAKOV, DSc, Professor, polyakov. en@yandex. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

MODERNISME STYLE IN CATALONIA ARCHITECTURE

The paper describes the unique trend in the world architecture - Catalonian modern (Modernisme). The historical and political, socioeconomic and cultural premises of this style rise are considered herein. For Catalonia, Modernisme has become the renascence symbol of national identity. The general plan of the capital of Catalonia was made by Idelfonso Serda in 1872. It is shown that district L'Eixample in Barcelona is the original experimental polygon for creative work of the outstanding Catalonian architects late in the 19th and early 20th centuries.

© Дончук Т.В., Поляков Е.Н., 2016

Keywords: Catalonia; Barcelona; district L'Eixample; Ildefonso Cerdá; Modernisme; Lluís Domènech i Montaner; Josep Puig i Cadafalch.

Настоящая статья открывает серию научных работ, посвященных изучению архитектурного наследия знаменитого испанского зодчего Антонио Гауди и историко-культурных корней, которые питали его творчество. Это героическая история автономной земли испанской Каталонии, ее неповторимая природа. Это синтез культур самых различных народов, населявших эту многострадальную землю со времен античной Иберии. Это политические амбиции правителей Каталонии и Арагона, возглавлявших национально-освободительное движение местного населения против иноземных захватчиков и, в свою очередь, создававших на этой земле и за ее пределами свои собственные феоды и царства. Это религиозная борьба самых различных христианских течений и конфессий (католицизм, движение катаров и др.), также внесших определенный вклад в светскую и религиозную культуру Каталонии. Это резкий промышленный взлет Каталонии в конце XIX - начале ХХ в., породивший у местных банкиров и промышленников желание кардинально преобразовать архитектурный облик столицы каталонской земли - Барселоны. Это деятельность выдающегося политического деятеля и градостроителя Барселоны - Ильдефонса Серда (1815-1876), который, подобно барону Жоржу Эжену Осману (1808-1891) в Париже, претворил в жизнь уникальный план перепланировки центра города и обеспечил заказами целую плеяду талантливых зодчих - предшественников и современников Антонио Гауди. Это, наконец, уникальное творчество этих самых каталонских зодчих, которые создали поистине неповторимое направление в европейском модерне - Modernisme, который современными учеными оценивается как возрождение национальной идентичности Каталонии. А теперь изложим этот материал по порядку.

Итак, одной из важнейших предпосылок зарождения национального архитектурного стиля Modernisme было исконное стремление жителей Каталонии к политической независимости. Во времена античности население этой области упорно отстаивало свою землю от карфагенян, римлян, галлов, германцев. В память об этой странице истории древней Иберии сохранились памятники древнеримского зодчества (рис. 1).

Рис. 1. Римский акведук (I в. н. э.) (а); Таррагонский амфитеатр (нач. II в. н. э.) (б) (http://triphints.ru/media/uploads/artides/d35a9d372799178f6f34a02a75686c8f/artide _553f65349027a3.01528814.jpeg)

В 733-735 гг. жители этой земли вели кровопролитную войну с арабами, которые пытались через Пиренеи проникнуть в земли франков. Во главе защитников отечества встал барон Отжер Катало, в память которого Каталония и получила свое название. В 878 г. король Луизе Тартамудо пожаловал Гифре Пелос титул графа Барселоны. Приблизительно в 1082 г. был узаконен графский штандарт Ла Сеньера, ставший в начале XVIII в. государственным флагом Каталонии. Ее стремление к политической независимости наиболее ярко проявилось в период войны за испанское наследство (1705-1714). Восстание каталонцев было жестоко подавлено, и в 1714 г. указом короля Филиппа V Бурбона флаг был запрещен. Однако ровно через двести лет (в 1914 г.) он стал эмблемой «Объединения муниципалитетов Каталонии», а в 1931 г. -«Дженералитета Каталонии». Поэтому в период расцвета Modernisme, на волне патриотических чувств, каталонские архитекторы использовали его в качестве элемента декора.

Еще одним фактором, который оказал огромное влияние на рост патриотизма каталонцев и на развитие их творчества, стала их борьба за сохранение родного языка, на котором сейчас говорят девять миллионов жителей Испании (Каталония, Валенсия, Арагон, Мурсия, Балеарские острова), Франции (провинция Северная Каталония), Сардинии (город Альгеро, L'Alguer - «Маленькая Барселона») и Андорры. Этот язык возник в X-XI вв. и во времена Арагонского королевства распространился на юг Франции, Балеарские острова, Корсику, Сардинию, Сицилию, на южную половину Италии и юго-восточную часть Балканского полуострова (рис. 2).

Рис. 2. Карта Каталонии (слева), карта Арагонского королевства в период наивысшего могущества (справа) (http://1.bp.blogspot.com/-cuqzNkybvOY/Tob3bj 1ukXI/AAAA AAAAAZs/su76Y o62 qJc/s1600/Catalonia-Tourism-Map.gif) (https://lh6.google usercontent.com/-R5HuzxEz3Po/TpbNpjDtq3I/AAAAAAAADso/DhLh5wSNzII/ s640/Mapa%252520de%252520Reino%252520de%252520Aragon.jpg)

В настоящее время, наряду с испанским, этот язык признан официальным в Каталонии и на Балеарских островах. Своеобразное социально-культурное и историко-архитектурное наследие всех этих земель, несомненно, послужило мощным стимулом для развития экспрессивного стиля Modernisme, который впитал в себя культурные традиции, по крайней мере,

четырех каталонских провинций - Барселоны, Таррагоны, Льейды и Жироны: «Новая жизненная сила проявила себя в культуре - появилось движение, стремившееся снова ввести каталонский язык в употребление среди просвещенных слоев общества, как это было в Средние века, во время расцвета литературы, искусства и архитектуры...» [3, с. 8].

Столица Каталонии Барселона (Barcelona) представляет собой «культурное наследие средневековых трубадуров. Следует отметить, что Каталония сильно отличается от остальной части Испании в языковом, культурном и политическом отношении.» [1, с. 11-12]. Впитав в себя и творчески преобразовав «прошлое» и «пришлое» в уникальную архитектуру, этот город превратился в мировую столицу Modernisme. В этом стиле построено более двух тысяч столичных зданий: «Блеск и престиж, присущие столице, распространились по побережью, следуя алгоритму экономического роста, который в это время определялся железнодорожными путями.» [2, с. 1].

Расцвет Барселоны произошел не на пустом месте. Ему способствовал стремительный рост промышленного производства в Каталонии и в самой Барселоне, в то время как остальная Испания оставалась аграрной страной. В связи с этим часть испанского общества кардинально изменила стиль жизни и перешла от деревенского уклада к городскому: «Экономический подъем привел к формированию процветающей буржуазии, ставшей заказчиком и спонсором многих художественных и архитектурных проектов.» [3, с. 9].

Несомненно, на возникновение и развитие каталонского модерна огромное влияние оказали два события - реализация плана перепланировки центральной части Барселоны, разработанного И. Серда, в 1872 г., и Всемирная выставка, прошедшая в Барселоне через десять лет, в 1882 г.

Ильдефонс Серда-и-Суньер родился в муниципалитете Сант-Марти-де-Сентелесе (пров. Барселона, Каталония) в 1815 г. Окончив Школу инженеров в Мадриде, работал в составе Инженерного корпуса в разных городах Испании и, наконец, поселился в Барселоне. В 1848 г. оставил гражданскую службу, занялся политикой и вопросами городского планирования (рис. 3).

Рис. 3. Ильдефонс Серда-и-Суньер (1815-1876) Современная реконструкция генерального плана «Эшампле» (http://blog.smn72.ru/wp-content/uploads/2015/01/Серда.jpg)

Перед столичными зодчими была поставлена задача кардинальной реконструкции Старого Города. Для этого было решено демонтировать средневековые городские стены Барселоны и за счет этого расселить горожан, проживавших в Готическом квартале. Проект И. Серда получил имя «Эшампле» (кат. Eixample, Новый Город). Он был призван кардинально расширить («увеличить») жилую территорию столицы: «Район Эшампле возник в результате промышленной революции XIX в. в Барселоне. В этот момент было открыто множество фабрик и заводов, возникла потребность в рабочих руках, и в город буквально хлынул поток мигрантов из сельской местности. Очень скоро стало понятно, что в старой, средневековой Барселоне становится тесно. Власти Барселоны решили застроить участок равнины, который находился возле города, между горами Монжуик и Тибидабу...» [4]. О своевременности и значимости плана Серда для Барселоны, воплощение которого совпало по времени с небывалым расцветом свободного мышления в искусстве и в архитектуре, можно судить по тому, что пишут о нем различные авторы и источники.

«Ильдефонс, кроме того, что он был прекрасным архитектором, был еще и большим романтиком. По его плану (с оригинальным макетом Ильде-фонса можно ознакомиться в Музее истории Барселоны) новый район должен был состоять из прямых улиц 20-метровой ширины, перпендикулярных друг другу и образующих квадратную решетку. Дома должны были занимать две стороны каждого «островка», оставляя достаточно места для садов и парков. Район должны были пересечь три проспекта: из них два шли по диагонали и сходились в одной точке. Всего планировалось построить 550 кварталов со срезанными углами, двориками патио и садами. Ильдефонс также мечтал, что в этом районе люди будут жить в полной гармонии. В районе не должно было быть ни богатых людей, ни бедных.» [Там же].

Рикард Регас и Даниэль Р. Карунчо в книге «Базилика Святого семейства» написали об этом проекте следующее: «Расцвет города в XIX веке тесно связан со сносом крепостных стен в 1854 году и последующей застройкой окрестной равнины по градостроительному плану Ильдефонса Серда (1815-1876), задумавшего сетку параллельных и перпендикулярных морю улиц, образующих кварталы со скошенными углами.» [3, с. 9].

Имеются более подробные сведения об этом проекте: «Эшампле -наиболее населенный район Барселоны, возникший в XIX веке и расположенный между Старым Городом (кат. Сш^Ь УеПа) и множеством маленьких городков, ранее окружавших Барселону, а в XX веке превратившихся в новые городские районы. Эшампле занимает площадь около 7,5 км2, и на его территории в 2005 году проживало более 262 тысяч человек. Прямые и широкие улицы Эшампле, в соответствии с проектом И. Серда, образуют прямоугольные (часто квадратные) кварталы с характерными скошенными углами. Такая планировка улиц позволяет беспрепятственно перемещаться транспорту и обеспечивает хорошую освещенность и вентиляцию. Благодаря октагональ-ной форме кварталов, достигается улучшенный обзор на перекрестках, а в настоящее время дополнительная свободная площадь на углу каждого квартала используется для кратковременной парковки автомобилей. И. Сер-да предлагал создать более широкие улицы, и в его планы входила прокладка гораздо большего числа диагональных улиц. » [5, с. 1] (рис. 4, 5).

Рис. 4. Генеральный план «Эшампле» (кат. Eixamp1e, 1872 г.) (http://news.21.by/ есопот^/2015/08/05/1103088.Мт1)

Рис. 5. Район «Эшампле» (современное состояние) (http://www.arhinovosti.ru/wp-content/ up1oads/2013/11/Barce1ona-1jpg)

Изначально на конкурсе 1859 г. победил проект муниципального архитектора Антони Ровира-и-Триаса, парадный и монументальный, с явной оглядкой на последние парижские веяния в области городского планирования.

Вмешался Мадрид, и победу присудили безвестному инженеру Ильдефонсу Серда. Почему - до сих пор не известно. Серда был таким же каталонцем, как и Ровира, да еще и социалистом. Церемониальным центром в плане Ровиры был Старый Город и его продолжение - Форум Изабеллы II, спланированный на манер парижской площади Звезды. У плана Серда никакого центра не было вовсе - все должны были жить в равных условиях. Каждые 400 кварталов (квадрат со стороной в 20 перекрестков) образовывали округ с парком и больницей, который делился на 4 подокруга (10^10 перекрестков) с собственными рынками, далее - на районы по 25 кварталов (5^5 перекрестков) со своими школами и т. д. Такая сетка могла разрастаться до бесконечности, обтекая естественные препятствия в виде гор, рек и населенных пунктов.

Нынешний облик Эшампле имеет мало общего с этим планом. Фактически И. Серда спроектировал гигантский дачный поселок из открытых с двух сторон участков, засаженных садами. Высота домов - максимум 17 м. Улицы в Эшампле достаточно широки, чтобы даже вдвое надстроенные дома не закрывали полностью солнце. Он также «срезал» все углы построек на 45°, так что на всех перекрестках образуются небольшие восьмиугольные площади. Они облегчают маневры транспорта на поворотах, а заодно работают световыми колодцами и вентиляционными шахтами. Кроме того, они очень выигрышно смотрятся на карте. В.Г. Лисовский в книге «Стиль модерн в архитектуре» сравнил планировочную схему Барселоны с парижской: «Влияние аналогичных преобразований, осуществлявшихся в те же годы в Париже, проявилось в том, что в основу планировки новых районов в Барселоне был положен принцип регулярности: сеть кварталов в форме правильных прямоугольников дополнялась несколькими лучевыми и диагональными направлениями, решенными как бульвары, похожие на парижские. Основным типом новых построек, как повсюду в Европе в это время, стал многоквартирный жилой дом, плотно заполняющий отведенный для него участок.» [6, с. 70].

Именно здесь, в Каталонии, местные текстильные магнаты делали свои состояния, позволявшие им строить те самые роскошные особняки, доходные дома, зрелищные здания, госпитали и храмы, которые составляют сейчас архитектурную славу Барселоны. Рядовые обыватели подобными условиями жизни похвастать не могли, но в целом жили ничуть не хуже населения прочих индустриальных мегаполисов Европы.

В статье «Nationalism and architecture of Catalonia Modernisme» Мирейа Фрейкса высказывает сожаление по поводу несбывшихся концептуальных замыслов И. Серда: «Планом Серда. были предусмотрены все удобства повседневной жизни, такие как рынки, школы и больницы, в надежде, что район будет приветствовать все социальные и экономические классы. Этого не случилось - вместо этого просторный новый район стал модным анклавом богачей и их роскошных домов, выполненных в стиле Modernisme.» [7, c. 5] (рис. 6).

Помимо плана И. Серда, огромное влияние на архитектурное развитие Барселоны оказала Всемирная выставка, проведенная здесь в 1888 г. Она не только повысила популярность этого города в Европе, но и привлекла внимание к Каталонии вообще - к ее историческим памятникам, природным красотам, достижениям в области экономики и культуры. Выставка позволила

также наладить контакты между зодчими Каталонии и других европейских стран: «Мы не должны упускать из виду тот факт, что в то время каталонский Modernisme в значительной степени опирался на французский модерн - особенно в его использовании извилистых форм шейного отдела позвоночника (переворот де fouet), который был введен в Каталонии после 1900 International Выставки в Париже.» [7, с. 4].

Рис. 6. Каталонские промышленники в Casa Lleó Morera (Дом Льео Морера, 1902-1906 гг.) (http://ispaniagid.ru/wp-content/uploads/2011/04/Morera2.jpg)

Влияние новой архитектуры Барселоны проявилось «в распространении изящных работ в столицах регионов и индустриальных городах, где поколения городских архитекторов, последователей великих мастеров, отвечали за распространение стиля на летних курортах и в курортных городках» [2, с. 1]. Также это влияние заметно «в сельскохозяйственных регионах на юге с их чудесными винными погребами в домах рабочих, расположенных вдоль главных рек» [Там же]. Каталонский модернизм объединил культуру сразу нескольких регионов, которые, в свою очередь, имели свои собственные архитектурно-исторические традиции. То есть во второй половине XIX и начале XX в. европейский модерн и его каталонская версия стали одним из ведущих архитектурно-художественных направлений во многих странах Европы.

Пионеры Modernisme превратили кварталы и улицы каталонских городов в архитектурные музеи. Это реализованные проекты Антонио Гауди, Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера (рис. 7), Жузепа Пуч-и-Кадафалка (рис. 8) и многих других их выдающихся современников.

В районе Эшампле построено огромное число домов самых различных стилей XIX-XX вв., однако наиболее выдающиеся здания и сооружения сконцентрированы в центральных кварталах. К примеру, бульвар Грасиа буквально насыщен модернистскими постройками, созданными по проектам Антонио Гауди, Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера (кат. Lluís Domenech i Montaner) и Ж. Пуч-и-Кадафалка (кат. Josep Puig i Cadafalch).

Он украшен фонарями и скамьями, созданными по эскизам Пера Фаль-кеса, а в самом его начале расположен Дом Паскуаль-и-Понс (кат. Pascual i Pons) постройки 1891 г. Немного далее, по четной стороне, находятся Дома Рокамора (кат. Cases Rocamora), построенные в 1917 г. братьями Жоакимом

и Бонавентурой Бассегода (кат. Joaquim Bassegoda i Amigo, Bonaventura Bassegoda i Amigo). Далее, уже на нечетной стороне бульвара, расположен известный «Квартал несогласия», названный так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий. В него входят Дом Лео Морера с растительным орнаментом (архитектор Л. Доменек-и-Монтанер), два менее известных здания, созданных по проекту Э. Сагниера, а затем знаменитые Дом Амалье (архитектор Ж. Пуч-и-Кадафалк) и Дом Бальо, перестроенный по проекту А. Гауди. Далее, на четной стороне проспекта, под номером 82 расположен еще один шедевр Антонио Гауди - Дом Мила или Ла Педрера («Каменоломня»), считающийся вершиной модернистской архитектуры, как и «Базилика Святого Семейства». Все эти уникальные постройки сделали ничем до этих пор не примечательный европейский город знаменитым. Однако эта творческая волна быстро сошла на нет - большая часть модерна в Европе пришлась на 1880-1910 гг.

Рис. 7. Palacio de la Música Catalana (Дворец каталонской музыки) и его автор Луис (Льюис) Доменек-и-Монтанер (1850-1923) (http://cdn1.images.tourisÜmk.com/ repository/I/N/T/E/R/I/O/R/interior-of-palau-de-la-msica-catalana.jpg)

Modernisme громко заявил о себе как самостоятельный стиль, синтезировавший элементы английской неоготики с изяществом французского модерна, пространственные чугунные и стальные конструкции с эклектичным орнаментом и религиозной символикой. Каталонские зодчие не испытывали недостатка в заказах. Фабрики, больницы, церкви, усадебные дома, парки стали объектами творчества Гауди и его соратников-архитекторов. Modernisme не был изолированным явлением, уникальным для Каталонии и Барселоны. Утверждение, что «модерн» - это современное, новое, верно лишь отчасти, поскольку Гауди и его ученики, а также более поздние архитекторы стиля модерн (модернисты) черпали вдохновение именно в прошлом. По мнению Э.Э. Виолле-ле-Дюка (1814-1879), «прошлое нельзя скопировать, но нужно реконструировать.» [1, с. 13]. Готика, неоготика, мавританский стиль, искусство эпохи Возрождения значительно повлияли на их произведения: «Сре-

ди источников, большинством исследователей отмечаются каталонская готика, мавританский мудехар, испанское барокко начала ХУШ века, народное искусство Каталонии, а также общеевропейские направления. На развитие каталонского модерна также оказало влияние, возникшее во Франции и распространившееся по Европе в конце XIX века новое художественное течение - символизм.» [8, с. 249-250]. Мирейа Фрейкса, испанский искусствовед, профессор Университета в Барселоне, отметила: «Большой вклад в модернистское направление архитектуры и прикладного искусства в этот период (1900-1910 гг.) привнесло введение извилистых линий, удачный выстрел в искусстве международного модерна, который был изобретен на вкус и для коренных народов.» [7, с. 4].

Рис. 8. Каса Аматльер (Casa Amatller) на Пассеч де Грасия, 41, и ее автор Жозеп (Хосеп) Пуч-и-Кадафалк (1867-1956) (http://ispaniagid.ru/wp-content/uploads/2011/04/Casa-Amatller.jpg)

То есть Modernisme стал воистину уникальной, новаторской трактовкой архитектурных стилей прошлого, творческим сочетанием традиционных и новейших конструкций и материалов. В своих дальнейших работах мы планируем более подробно рассмотреть творческое наследие наиболее ярких представителей каталонского стиля Modernisme. Это Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926), Луис Доменек-и-Монтанер (1850-1923) и Жозеп (Хосеп) Пуч-и-Кадафалк (1867-1956).

Библиографический список

1. Гилл, Дж. Антонио Гауди / Дж. Гилл. - М. : Астрель, 2008. - 144 с.

2. Departament d'Innovacio, Universitats I Empresa de Catalunya. Santiago Baijan «Modernism Art Nouveau in Catalonia». - Printer : Industria Grafica D.L.: B-54470, 2007. - 24 с.

3. Базилика Святого Семейства DOC DE ARTE EDICIONES, S.L. - Барселона, 2013. - 192 c.

4. Район Эшампле. - Условия доступа : http://iphosting.ru/raznoe/rayon-eshample.html

5. Эшампле. - Условия доступа : https://ru.wikipedia.org /wiki/%D0%AD%D1%88%D0% B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5

6. Лисовский, В.Г. Стиль модерн в архитектуре / В.Г. Лисовский. - М. : Белый город, 2013. - 479 с.

7. Freixa, М. Nationalism and architecture of Catalonia Modernisme / М. Freixa. - Catedratica d'Historia de l'Art, Universitat de Barcelona. - 6 с.

8. Калимова, Е.В. Принципы декоративно-символического формообразования в творчестве Антонио Гауди. Проблемы генезиса и эволюции : дис. ... канд. искусствоведения (17.00.04). - СПб. : Гос. Русский музей, 2011. - 252 с.

References

1. Gill J. Antonio Gaudi [Essential Gaudi]. Moscow : Astrel Publ., 2008. 144 p. (transl. from Engl.)

2. Departament dlnnovacio, Universitats I Empresa de Catalunya. Santiago Barjan 'Modernism Art Nouveau in Catalonia', Industria Grafica D.L. Publ., B-54470, 2007. 24 p.

3. Bazilika Sviatogo semeistva [Basilica of saint family]. Barcelona : Dos de Arte Ediciones Publ., 2013. 192 p.

4. Raion Eshample [District L'Eixample]. Available at : http://iphosting.ru/raznoe/rayon-eshample.html (rus)

5. Eshample [District L'Eixample]. Available at : https://ru.wikipedia.org /wiki/%D0%AD% D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5

6. Lisovski V.G. Stil modern v architecture [Modern style in architecture]. Moscow : Belyi gorod Publ., 2013. 479 p. (rus)

7. Freixa М. Nationalism and architecture of Catalonia Modernisme. Catedratica d'Historia de l'Art, Universitat de Barcelona. 6 p.

8. Kalimova E.V. Printsipy dekorativno-simvolicheskogo formoobrazovaniya v tvorchestve Antonio Gaudi. Problemy genezisa i evolyutsii : dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Principles of decorative-symbolical formation in Antonio Gaudi creativity. Problems of genesis and evolution. PhD Thesis]. St-Peterburg : State Russian Museum, 2011. 252 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.