Научная статья на тему 'Творческое наследие Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера'

Творческое наследие Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
692
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАЛОНИЯ / CATALONIA / БАРСЕЛОНА / BARCELONA / СТИЛЬ MODERNISME / MODERNISME / ЛУИС ДОМЕНЕК-И-МОНТАНЕР / LUIS (LLUíS) DOMENECH I MONTANER / ДОМ ЛЬЕО МОРЕРА / LЕО MORERA HOUSE / ГОСПИТАЛЬ СВЯТОГО КРЕСТА И СВЯТОГО ПАВЛА / SAINT CROSS AND SAINT PAUL HOSPITAL / ДВОРЕЦ КАТАЛОНСКОЙ МУЗЫКИ / PALACE OF CATALONIA MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Дончук Татьяна Владимировна

Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера (1850-1923). Рассмотрены отдельные фрагменты его творческой биографии и три наиболее известных проекта, выполненных в традициях каталонского модерна (Modernisme). Это дом Льео Морера (Casa Lleó Morera, 1903-1906), госпиталь Святого Креста и Святого Павла (Hospital de la Santa Creu i Sant Pau, 1902-1930) и Дворец каталонской музыки (Palau de la Música Catalana, 1904-1908). Отмечено, что его творческое наследие получило заслуженное признание еще при жизни мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Legacy of Lluís Domènech i Montaner

The paper is devoted to the artistic legacy of notable Catalonian architect Luis (Lluís) Domenech i Montaner (1850-1923). Some of its creative activity is considered and three the most famous projects carried out in the traditions of Catalonian modern (Modernisme), such as Casa Lleó Morera (1903-1906), Hospital de la Santa Creu i Sant Pau (1902-1930) and Palau de la Música Catalana (1904-1908). It is shown that his artistic legacy as recognized as early as in his own lifetime.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.036

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. искусствоведения, профессор, polyakov. en@yandex. ru

ДОНЧУК ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, аспирант, kapitel-nsk@mail ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ЛУИСА (ЛЬЮИСА) ДОМЕНЕК-И-МОНТАНЕРА

Статья посвящена творческому наследию выдающегося каталонского зодчего Луиса (Льюиса) Доменек-и-Монтанера (1850-1923). Рассмотрены отдельные фрагменты его творческой биографии и три наиболее известных проекта, выполненных в традициях каталонского модерна (Modemisme). Это дом Льео Морера (Casa Lleó Morera, 1903-1906), госпиталь Святого Креста и Святого Павла (Hospital de la Santa Creu i Sant Pau, 1902-1930) и Дворец каталонской музыки (Palau de la Música Catalana, 1904-1908). Отмечено, что его творческое наследие получило заслуженное признание еще при жизни мастера.

Ключевые слова: Каталония; Барселона; стиль Modernisme; Луис Доменек-и-Монтанер; дом Льео Морера; госпиталь Святого Креста и Святого Павла; Дворец каталонской музыки.

EVGENIIN. POLYAKOV, DSc, Professor, polyakov. en@yandex. ru TAT'YANA V. DONCHUK, Research Assistant, kapitel-nsk@mail. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

CREATIVE LEGACY OF LLUÍS DOMENECH I MONTANER

The paper is devoted to the artistic legacy of notable Catalonian architect Luis (Lluís) Domenech i Montaner (1850-1923). Some of its creative activity is considered and three the most famous projects carried out in the traditions of Catalonian modern (Modernisme), such as Casa Lleó Morera (1903-1906), Hospital de la Santa Creu i Sant Pau (1902-1930) and Palau de la Música Catalana (1904-1908). It is shown that his artistic legacy as recognized as early as in his own lifetime.

© Поляков Е.Н., Дончук Т.В., 2016

Keywords: Catalonia; Barcelona; Modernisme; Luis (Lluis) Domenech i Montaner;

Léo Morera House; Saint Cross and Saint Paul Hospital; Palace of Catalonia Music.

В одной из своих работ, посвященных зарождению стиля Modernisme в архитектуре Каталонии [1], мы пообещали рассмотреть творческое наследие двух наиболее выдающихся представителей этого направления - барселонских зодчих Луиса Доменек-и-Монтанера (1850-1923) и Жозепа Пуч-и-Кадафалка (1867-1956). Попытаемся также понять, насколько правомерна версия о том, что более молодой по возрасту Пуч-и-Кадафалк был учеником и убежденным сторонником творчества Доменек-и-Монтанера. Дело в том, что у этих двух зодчих, которых считают наиболее яркими представителями и творцами каталонского модерна, совершенно по-разному сложилась личная судьба, профессиональная, научная и общественно-политическая карьера. Их также отличает совершенно разный подход к идее национальной самостоятельности Каталонии и к программному содержанию стиля Modernisme. Тврчеству Ж. Пуч-и-Кадафалка была посвящена наша предыдущая статья, опубликованная в этом журнале [2]. Настоящую статью мы посвятим творчеству его более старшего по возрасту и более опытного профессионального соперника.

Начальный этап жизненного пути этого выдающегося зодчего был достаточно удачным. Очень похоже, что и дальнейшая его профессиональная карьера на поприще архитектуры была предначертана свыше. Луис (Льюис) Доменек-и-Монтанер (Lluis Domènech i Montaner, 1850-1923) родился в Барселоне в семье издателя Перо Доменек-и-Сало и Марии Монтанер-и-Вила. Способный юноша опробовал свои таланты в самых различных областях знаний. Некоторое время он интересовался точными науками, журналистикой, вопросами национальной политики. В конце концов остановился на архитектуре. Высшее образование получил в Барселоне и в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (Мадрид). В декабре 1873 г. ему был вручен диплом архитектора. После этого молодой специалист некоторое время путешествовал, изучая зодчество Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Австро-Венгрии. Его интересовали самые различные архитектурные стили того времени - романтизм, боз-ар (эклектика), «национальные» стили европейских и азиатских стран, модерн.

В 1875 г. был принят на должность профессора в Барселонскую архитектурную школу, которую и возглавил в 1900-1920 гг. Луис увлеченно занимался археологией и изучением средневекового культового зодчества Каталонии. Опубликовал серию научных работ по архитектуре и истории искусств. Его статья «En busca d'una arquitectura national» («В поисках национальной архитектуры») от 28 февраля 1878 г. вскоре стала программным манифестом стиля Modernisme. В 1886-1897 гг. профессор издал многотомную «Историю искусств». Занимаясь преподавательской работой, подготовил целую плеяду талантливых учеников. До начала Первой мировой войны также продолжал заниматься политикой (в 1901-1905 гг. даже исполнял обязанности депутата кортесов в Мадриде). В вопросах национальной политики всегда придерживался позиций умеренного консерватизма.

В своей проектной деятельности Луис Доменек-и-Монтанер поначалу следовал традициям историзма в архитектуре, а затем полностью посвятил

свое творчество модерну. Со временем он стал одним из виднейших представителей этого направления в европейской архитектуре. Его проекты Editorial Montaner i Simón (ныне Фонд Антони Тапиеса), здания Всемирной выставки в Барселоне i888 г. и замка Трех Драконов (Castell dels Tres Dragons) положили начало каталонской версии модерна - Modernisme. Наиболее плодотворным в его творчестве был рубеж XIX-XX столетий. В этот период он строит Институт Пере Мата (Institut Pere Mata) в городе Реусе (провинция Таррагона, родина Антонио Гауди), барселонские Casa Thomas и Casa Lleó Morera, здание госпиталя Святого Креста и Святого Павла. И наконец, свое лучшее творение - Дворец каталонской музыки. А теперь рассмотрим его лучшие проекты более подробно.

В конце XIX - начале XX в., на волне промышленной революции, Барселона усилиями Идельфонсо Серда и его единомышленников превратилась из средневековой крепости в богатый буржуазный город. Стремительно обогащавшиеся фабриканты и банкиры не жалели средств на возведение роскошных особняков, общественных и культовых зданий.

Первоначальный вариант дома, носящего сейчас имя Casa Lleó Morera, был построен в i864 г. архитектором Хоакимом Ситхасом (Joaquim Sitjas) и назывался «Дом Рокамора» (Casa Rocamora). В i902 г. глава семьи Антонио Морера-и-Бусо (Antoni Morera i Busó) поручил реконструкцию этого ничем не примечательного здания Луису Доменек-и-Монтанеру, ставшему к тому времени одним из лидеров каталонского модерна (Modernisme). Согласно другой версии, заказчиком проекта был не сеньор Антонио, а его племянница Францеска Морера-и-Ортиз (Francesca Morera i Ortiz, i853-i904), получившая Casa Rocamora в наследство. В i906 г. работа была завершена, но хозяйка дома не дожила до этого события всего два года. Окончанием строительства руководил ее сын Альберт Льео-и-Морера (Albert Lleó i Morera, i873-i929), который и дал этому уникальному зданию свою фамилию. Именно в его честь зодчий включил в символический орнамент, украшающий фасады и интерьеры, многочисленные изображения львов (Lleo) и тутовых деревьев (Morera) [3-6].

Необходимо отметить, что в этот достаточно короткий исторический период Барселона стала творческим полигоном для целой плеяды талантливых зодчих, скульпторов, декораторов, работавших в стиле Modernisme. Поэтому архитектор использовал в декоративных элементах этого здания самые разнообразные природно-органические, мифологические и религиозные мотивы. Для их воплощения были привлечены следующие специалисты:

Эусеби Арнау-и-Маскорт (Eusebi Arnau i Mascort) - все основные скульптурные декорации;

Антони Жуйоль-и-Бак (Antoni Juyol i Bach) - некоторые скульптуры и отделка темпьетто (ротонды на крыше);

Антони Ригальт-и-Бланк (Antoni Rigalt i Blanch) - оконные витражи, в том числе витраж «Дерево жизни»;

Марио Мараглиано (Mario Maragliano Navone) - мозаичные панно на первом этаже;

Луис Бру-и-Салельес (Lluís Brú i Salelles) - мозаичные панно на лестничной клетке и на втором этаже;

Антони Серра-и-Фитер (Antoni Serra i Fiter) - керамические перила и мозаичные панно в столовой, изображающие сцены пасторальной жизни;

Хоан Каррерас-и-Фарр (Joan Carreras i Farré) - деревянное панно над камином, на котором изображено Рождество Христово;

Гаспар Хомар-и^езкуида (Gaspar Homar i Mezquida) - мебель из красного дерева, декорированная мозаикой, резьбой и разноцветным стеклом (в настоящее время хранится в Национальном музее искусства Каталонии);

Хосеп Пей-и-Фарриоль (Josep Pey i Farriol) - декоративная отделка мебели.

Следует отметить, что Casa Lleó Morera - это один из трех наиболее знаменитых домов, который вместе с двумя другими - Каса Амалье (Casa Amatller), выполненным по проекту Ж. Пуч-и-Кадафалка, и Каса Бальо (Casa Batlló) Антонио Гауди - образуют «Квартал несогласия (раздора)» (Mansana de la discórdia) на ул. Пасео-де-Грасиа (Passeig de Gracia, 35). Квартал, расположенный между ул. Carrer del Consell de Cent и Carrer d'Arago, получил свое название из-за необычайно яркой, но разительно отличающейся друг от друга архитектуры этих трех зданий.

Шестиэтажный дом Льео Mорера занимает южный угол квартала. Его отличительной деталью является установленная на крыше круглая каменная беседка (темпьетто), хорошо обозримая со стороны ул. Consell de Cent: «Над закругленным углом дома «Льео Mорера» размещена декоративная видовая башенка, аналогичная венчаниям, которые можно увидеть повсюду в Европе. Использование этого мотива в данном случае легко объяснимо градостроительными соображениями - желанием отметить высотным акцентом место пересечения улиц...» [7, c. 98] (рис. 1).

л

Рис. 1. Дом Льео Морера (Casa Lleó Morera) в Барселоне. Общий вид (http: //www. pala-mos. ru/ upload/img/casa_lle-morera_1300134786. jpg)

Доменек-и-Монтанер превратил бывший дом Рокамора в эталонный образец стиля Modernisme. Он полностью переделал прежний фасад, добавив ему три галереи и изящные балконы, украшенные ажурными металлическими решетками и каменными ограждениями. Композиционным центром фасада стали угловая застекленная лоджия на уровне второго этажа и дополняющая ее изящная ротонда (темпьетто), установленная на кровле (рис. 2).

Рис. 2. Дом Льео Морера (Casa Lleó Morera) в Барселоне. Фрагмент фасада, угловая застекленная лоджия (https: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/6/69/ CasaLleoMorera-Full. jpg)

Ажурные фронтоны, округлые и прямоугольные контуры окон и балконов, колонны и полуколонны, застекленные галереи пятого этажа - все решено в чудесной серо-голубой и розово-бежевой гамме. Первый этаж здания украшен розовыми мраморными колоннами. Фасад и мезонин дома декорированы скульптурным орнаментом с геральдическими и растительными мотивами. Возле входа посетителей встречали стоявшие на двойных колоннах из розового мрамора две пары женских фигур, державших цветочные вазы (автор - Эусеби Арнау-и-Маскорт). К сожалению, эти статуи не сохранились. На уровне балконов третьего этажа размещены аллегорические изображения наиболее значимых технических изобретений ХХ века - стройные фигуры четырех женщин, держащих фотоаппарат, фонограф, телефон и электрическую лампочку (рис. 3).

Кровлю здания венчает упомянутая выше изящная ротонда (темпьетто), в совокупности с которой дом Морера не уложился в установленные для Бар-

селоны нормы высоты зданий. По этой причине Луису пришлось вести с городской администрацией дополнительные согласования (рис. 4).

Рис. 3. Декоративные украшения дома Льео Морера. Аллегорическая фигура из серии «Символы технического прогресса», декоративное панно в интерьере (http://images. fmeartamerica. com/images-medium-large-5/casa-Ueo-morera-adolfo-femandez. jpg) (http: //barcelonatur. ucoz. ru/_si/0/16499453. jpg)

Рис. 4. Декоративная ротонда на кровле дома Льео Морера (http://145807.selcdn.com/ files2/2/3/4/2/original.jpg) (http://www.xn-nuezinavarro-bhb.es/img/imgdb/1021/1021_ FotosWebDespachos/CASA%20LLEO%20I%20MORERA%2010jpg)

Дробный орнамент и обильный растительный декор обнаруживают определенное влияние традиций эклектики, но в то же время демонстрируют черты «нового стиля» (Modernisme). Некоторые архитектурные детали (например, круглые окна на фасадах) могут считаться типичными для европейского модерна. Примечательны сильно выступающие балконы сложной геометрической формы. По своей композиционной активности они сопоставимы с балконами дома Бальо А. Гауди, построенного через несколько лет.

Внутреннее пространство Каса Льео Морера также решено в духе каталонского модерна, начиная с вестибюля и заканчивая центральным жилым этажом. Интерьеры всех помещений решены с утонченным изяществом. В этом доме все наполнено красотой - великолепные лестницы, узорчатые потолки, мозаичные панно и керамические сграффито из разноцветного мрамора, деревянная инкрустированная мебель, витражные стекла, являющиеся произведениями искусства (рис. 5).

Рис. 5. Интерьеры дома Льео Морера (http://www.dondeviajar.es/files/2014/02/interior-casa-lleo-i-morera.jpg) (http://145807.selcdn.eom/files2/2/3/4/2/original.jpg)

В прихожей на втором этаже была установлена скульптура женщины, кормящей грудью младенца (произведение Эусеби Арнау) - память о втором сыне Альберта Льео-и-Морера, который умер вскоре после рождения. Как уже было отмечено выше, семейство Морера (англ. тутовое дерево) пожелало увековечить свою фамилию, использовав древесину этого дерева для отделки стен патио, поручней лестниц и дверных ручек. Повсюду были размещены скульптурные изображения львов в честь сына заказчиков Льео (рис. 6).

Этот великолепный проект не остался незамеченным. В 1906 г. Луису Доменек-и-Монтанеру была присуждена специальная премия городского муниципалитета за «Лучшее здание года».

Рис. 6. Фамильная символика в декоративных деталях дома Льео Морера (http://ispaniagid.ru/wp-content/uploads/2011/04/Morera1-800x600.jpg)

В 1937 г., в период гражданской войны, на крыше дома Льео Морера размещалась пулеметная огневая точка. Ответным огнем башенка (темпьетто) была разрушена, и ее восстановили лишь через пятьдесят лет.

После смерти Альберта Льео-и-Морера дом перешел его старшему сыну, который в 1943 г. продал уникальное здание страховому обществу «Объединение коммерсантов Бильбао» (Sociedad Mercantil Bilbao). В ходе проведенной в том же году реконструкции первого этажа все находившиеся там скульптуры были демонтированы. Некоторые из них, правда, затем были восстановлены. Отдельные экземпляры приобрел для украшения патио своего театра-музея в Фигерасе Сальвадор Дали (1904-1989). После этого у дома сменилось еще несколько владельцев. В 2006 г. здание было приобретено группой «Нуньес и Наварро» (Group Núñez i Navarro). Самая последняя реставрация дома была выполнена в апреле 2012 г.

Вторым крупным проектом Луиса Доменек-и-Монтанера был госпиталь Святого Креста и Святого Павла (кат. Hospital de la Santa Creu i Sant Pau).

Его история началась еще в 1401 г. Первоначально он располагался в районе Раваль, имел более короткое название (El Hospital de la Santa Creu) и объединял шесть маленьких средневековых лечебниц. Поэтому это заведение считается одним из старейших медицинских учреждений Европы [8-11].

Сейчас больничный комплекс размещается в районе Эль Гинардо (El Guinardó) Барселоны. Дело в том, что к концу XIX в. возникла острая необходимость территориального расширения средневековой больницы с переносом ее на другую территорию. Было решено выделить под новый комплекс большой участок земли около северной границы района Эшампле.

Деньги на строительство комплекса предоставил каталонский банкир Пау Гил (Paú Gil). Согласно его завещанию, больница должна быть названа его именем и соответствовать лучшим архитектурным и технологическим стандартам того времени. Скульптурное изображение мецената сейчас помещено у главного входа в центральное здание комплекса (рис. 7).

Проектирование нового больничного комплекса было поручено Луису Доменек-и-Монтанеру. Получив в свое распоряжение девять гектаров земли,

зодчий размахнулся не на шутку: в проекте значилось целых 48 павильонов. Построить удалось только 27 из них. Двенадцать павильонов возвел сам маэстро в период с 1902 по 1913 гг., а над остальными трудился его сын Пере (Реге Domenech i Roura). Строительство продолжалось двадцать восемь лет. Открытие госпиталя состоялось в 1930 г. при участии короля Испании Аль-фонсо XIII (1886-1941).

Рис. 7. Пау Гил (Paú Gil) (слева и в центре). Луис Доменек-и-Монтанер (справа) (http://www.Hvemternet. ru/commumty/geo_club/post338422223/)

Комплекс больницы расположен в центре пешеходной части проспекта Гауди. Он занимает огромную территорию и включает серию уникальных строений, размещенных в специально озелененных зонах, где свободно могли прогуливаться пациенты и посетители. Доменек планировал построить не просто лечебное учреждение, но целый курортный комплекс, который мог нормально функционировать в автономном режиме. В первоначальном проекте здесь были предусмотрены улицы, сады, библиотека, церковь и монастырь. Согласно генеральному плану, каждому пациенту полагалось как минимум 145 м2, что намного превышало стандарты, бытовавшие в то время в Европе.

Ансамбль госпиталя поражает не только своими масштабами, но и красотой исполнения. Архитектор задумал выстроить не просто больничные палаты, но роскошные павильоны в средневековом стиле мудехар (XII-XVI вв.). В подземной части комплекса были предусмотрены служебные помещения, интерьеры которых украшены колоннами, сводчатыми потолками, керамической плиткой, оригинальной мозаикой, витражными окнами и скульптурами. В наземной части комплекса, отдаленно напоминающей «Мировое Древо», зодчий предусмотрел мужские и женские отделения (рис. 8).

Прямоугольные «ветви» этих отделений чуть развернуты друг к другу. Павильоны, расположенные справа, - мужские (Сан-Жорди, Сан-Сальвадор, Сан-Мануэль, Сан-Рафаэль, Сан-Леопольд). Каждое здание в этом ряду было названо в честь святого, представляющего сильную половину человечества. Левый ряд «ветвей»-корпусов был отдан прекрасной половине - Карме, Мерсе, Пуриссима, Монтсеррат, Санта-Аполинария. «Мужские» и «женские»

корпуса, установленные под небольшим углом друг к другу, отличаются друг от друга лишь тематикой скульптур и фресок, украшавших фасады и интерьеры. Вдоль центральной оси, образующей «ствол» комплекса, размещались операционная и административный корпус. Все отделения были соединены подземными ходами, общая протяженность которых превышает километр.

Рис. 8. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла. Панорама комплекса (http://www.abc.es/Media/201402/22/santpau--644x362.jpg)

Зодчий стремился создать в этом больничном учреждении умиротвояю-щую атмосферу, которая заряжала бы пациентов положительной энергией и ускоряла их выздоровление. Все здания комплекса сложены из красного кирпича. Симметричное композиционное построение экстерьера было подчеркнуто композиционным акцентом в его центральной части. Это был главный вход в госпиталь, увенчанный треугольным фронтоном с башней и шпилем. Арочные окна выполнены в мавританском стиле (рис. 9).

На другом фасаде присутствуют выступающие полукруглые объемы. Два из них, расположенные на верхнем уровне, оснащены огромными витражами для естественного освещения. Верхнее освещение осуществлялось через цветной витраж в потолке. Из многочисленных художников, которые помогали создавать этот архитектурный шедевр, наибольший вклад внес скульптор Эусеби Арнау-и-Маскорт (исп. ЕшеЫ Агтаи i Mascort, 1863-1933), плодотворно работавший во многих творческих стилях (рис. 10).

Во второй половине XX столетия хозяйство госпиталя было дополнено несколькими зданиями, самым значимым из которых считается Институт урологии. Кроме лечения больных, в Сан-Пау проходило обучение студентов медицинского факультета. Больница также известна тем, что изначально была определена ее благотворительная христианская миссия - служение беднякам и паломникам. Эти принципы соблюдаются и по сей день. Сегодня учреждение позиционирует себя как «Больница, открытая людям».

Рис. 9. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла. Декоративные детали (http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post338422223)

В 1991 г. правительство Каталониинаградило госпиталь крестом Святого Георгия. В 1997 г. он был включен в Перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2003 г. неподалеку от старого госпиталя началось строительство нового. Через шесть лет, в июне 2009 г., в него были переселены все пациенты «модернистских» павильонов. После этого лечебный комплекс был закрыт на реставрацию. Его бывшие больничные корпуса были переоборудованы под музей, культурный центр и штаб-квартиры самых различных международных организаций - Европейского института леса, Университета Объединенных Наций и т. д. Сейчас здесь размещены школа Искусств и библиотека.

Рис. 10. Госпиталь Святого Креста и Святого Павла. Декоративные детали (http://www.liveinternet.ru/community/geo_dub/post338422223/)

А теперь рассмотрим самый знаменитый проект Луиса Доменек-и-Монта-нера - Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana) [12-14].

После закрытия Всемирной выставки 1888 г. администрация Барселоны пришла к заключению о необходимости постройки музыкально-зрелищного здания, которое бы олицетворяло и пропагандировало традиционное искусство Каталонии. Дворец должен был использоваться как концертный зал и как место для репетиций хорового общества «Каталонский Орфей» (кат. l'Orfeó Català), основанного в 1891 г. Местные промышленники и банкиры, неравнодушные к национальной и классической музыке, с удовольствием поддержали эту идею. Проект и его смета были утверждены 31 мая 1904 г., а к концу года был выкуплен участок под строительство площадью 1350 м2. Он находится в историческом районе Барселоны Ла-Рибера, в двух шагах от Готического квартала, а точнее, в квартале Борн около тесной улицы Каррер-де-Сант-Францез-де-Паула. Сметная стоимость составила 240 тыс. песо. Строительство здания велось в основном на деньги пожертвований. Первый камень в фундамент был заложен 23 апреля 1905 г. Процесс строительства занял около трех лет. 9 февраля 1908 г. состоялось торжественное открытие Дворца каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana).

Проектирование и строительство дворца было поручено Луису До-менек-и-Монтанеру. Его команда традиционно включала целую плеяду ведущих художников того времени. Среди них: Pau Gargallo и Eusebi Arnau -скульптуры; Antoni Rigalt - витражи и Miquel Blai, создавший скульптурную группу La Canço («Песня») на углу здания. Первоначально гости входили в здание через две арки, которые разделены колонной. Внутри колонны находилась билетная касса, украшенная цветной мозаикой. Автор мозаики - Луис Брю (Lluis Bru) (рис. 11).

Рис. 11. Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana). Входная часть (слева), колонна со встроенной кассой (справа) (http://www.esp2u.com/media/images/ products/277/1199.jpg) (https://upl0ad.wikimedia.0rg/wikipedia/c0mm0ns/8/8c/DiM_ PalaudelaMusica_6345.jpg)

Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana) также выполнен в стиле Modernisme: «Некоторые из величайших шедевров модернизма, такие как ослепительный дворец музыки Каталонии Льюиса Доменек-и-Монтанера, производят такое же ошеломляющее впечатление, как некоторые светские здания Гауди...» [14]. В архитектуре дворца кривые линии преобладают над прямыми, динамичные формы - над статичными. Стены сложены из красного кирпича и облицованы разноцветной керамической мозаикой. Не исключено, что некоторые стилистические мотивы этого здания получили оригинальную интерпретацию в работах А. Гауди. Дворец каталонской музыки считается символом возрождения культуры Каталонии (рис. 12).

Отделка фасада органично включает в себя элементы многих архитектурных стилей, в том числе декоративные мотивы средневекового испанского и арабского зодчества. К примеру, второй ярус главного фасада украшен двумя колоннами, покрытыми разноцветными глазурованными плитками и увенчанными канделябрами. Мозаикой украшены также три колонны нижнего яруса,

образующие пространственный навес (портик) перед главным входом во дворец. Поверхность фасада покрыта множеством декоративных раковин. На три колонны главного фасада были установлены большие бюсты Джованни Пьер-луиджи-да-Палестрина (1525-1596), Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена (рис. 13).

Рис. 12. Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana). Декоративные детали угловой части (http://www.barcelonalove.es/wp-content/uploads/2012/11/ Dvorec-Katalonskoj-Muzyki-Barselona-.jpg) (справа - фото Vesuvianite)

Рис. 13. Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana). Декоративные детали (http://www.espanarusa.com/files/autoupload/38/67/49/lm4p0vyc59919.jpg)

Бюст Рихарда Вагнера установлен чуть в стороне. Верхняя часть фасада украшена мозаичным панно, изготовленным Луисом Брю. На нем в аллегорической форме изображены члены хорового общества l'Oгfe6 Catala. Над входом в здание также размещена скульптурная группа «Каталонская народная песня» Мигеля Блая.

Не меньшее впечатление производит интерьер дворца. Оригинальным техническим решением в этом здании был стальной каркас, который позволил существенно расширить внутреннее пространство зрительного зала. Мраморные парадные лестницы ведут посетителей из вестибюля на второй этаж, в фойе, в том числе Лестница Благородных, украшенная цветами, флагами и уникальной балюстрадой, изготовленной из камня, железа и стекла. Зона фойе ограждена широкими кирпичными арками, украшенными керамическими цветами пастельных оттенков (рис. 14). Во дворце имеется репетиционный зал. Уже более века здесь проходят репетиции хора ГОйЪб СаЫа. Из окон зала имени Льюиса Мильета виден большой балкон с «пальмовидными» колоннами.

Рис. 14. Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana). Декоративные детали интерьера (http://www.hispana.ru/img/ico/2337.jpeg)

Зрительный зал вмещает 2200 человек. Здесь традиционно проходят концерты классической музыки, выставки и конференции. Это единственный в Европе зал, имеющий естественное освещение. Потолок представляет собою прямоугольный металлический свод, украшенный разноцветной стеклянной мозаикой. В геометрическом центре свода «подвешен» золотистый мозаич-

ный световой фонарь в виде большой перевернутой полусферы. Он олицетворяет «солнце», а вокруг него - корытообразное бирюзово-синее мозаичное «небо»: «Над партером висит необыкновенный вогнутый купол, как гигантская витражная капля, набухшая и вполне готовая пролиться на головы зрителей...» [15] (рис. 15).

Рис. 15. Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana). Мозаичный «небесный» потолок (http://www.hispana.ru/img/ico/2333.jpeg) (http://ic.pics. livejoumal.com/potolok_art/3n78976/54500/600.jpg)

Свет в зал проникает также через огромные витражи в наружных стенах, окантованные изящными скульптурными арками. О витражных окнах пишет Н.Я. Надеждин: «Эль Каприччо пронизывает свет, который из огромных окон почти беспрепятственно проникает во внутренние помещения» [16, c. 78].

«Цветочные» и «растительные» мотивы в украшении интерьера зрительного зала придают дворцу облик «райского сада». Он украшен множеством скульптур, выполненных мастерами начала XX столетия. Среди них изображения летящих валькирий из оперы Рихарда Вагнера, бюст Людвига ван Бетховена и скульптуры античных крылатых коней (пегасов). На задней стене сцены изображен национальный флаг Каталонии (Сеньера). Вокруг него размещены фигуры греческих муз, а под самым потолком висит немецкий «романтический» орган. Его трубы символизируют мужские хоровые голоса (рис. 16).

В 1909 г. Палау де ла Música Catalana был признан лучшим зданием года, и Луис Доменек-и-Монтанер получил за свою работу заслуженную награду от городского совета Барселоны. Позже он был также награжден золотой медалью города. Это здание считается наиболее значимым его творением.

В 1982-1989 гг. под руководством Карлеса Диаса и Оскара Тускетса (Oscar Tusquets) здесь была проведена масштабная реставрация. В ходе ее был обновлен боковой фасад дворца, добавлены подземный зал на 600 мест Petit Palau и ресторан El Mirador del Palau на первом этаже. В 1990 г. здесь открылась Палата хора, а в 1999 г. - Палата хоровой школы. В 1997 г. Дворец ката-

лонской музыки был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас во дворце проходят музыкальные спектакли, концерты симфонической и камерной музыки, джаза и каталонской песни. Каждый год их посещают около полумиллиона зрителей.

Рис. 16. Дворец каталонской музыки (кат. Palau de la Música Catalana). Интерьер зрительного зала, сценическая площадка (http://funkyimg.com/u2/1080/156/ 119950DL_Cataluna_1_.jpg)

В заключение хотелось бы отметить следующее. Настоящая статья была посвящена творческому наследию признанного мастера, одного из основоположников каталонского стиля Modernisme, оставившего богатейшее научное и проектное наследие, отмеченное многими правительственными наградами. Творческая судьба Луиса Доменек-и-Монтанера сложилась вполне благополучно. Как было отмечено выше, он оставил после себя целую плеяду учеников, выпускников возглавляемой им Барселонской архитектурной школы. Наиболее талантливым из них и по-своему неординарным мастером и общественным деятелем считается Жозеп (Хосеп) Пуч-и-Кадафалк (1867-1956). Наши дальнейшие работы будут посвящены творчеству их наиболее прославленного современника и профессионального соперника, заложившего основы «бионического» направления в современной архитектуре, - Антонио Гауди-и-Корнету (1852-1926).

Библиографический список

1. Дончук, Т.В. Зарождение стиля Modernisme в архитектуре Каталонии / Т.В. Дончук, Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 1 (54). - С. 9-19.

2. Поляков, Е.Н. Творческое наследие Жузепа (Хосепа) Пуч-и-Кадафалка (1867-1956) / Е.Н. Поляков, Т.В. Дончук // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 2 (55). - С. 9-27.

3. Шварц, М. Дом Лео Морера / М. Шварц. - Условия доступа : http://ispaniagid.ru/casa-lleo-morera/

4. Дом Лео Морера / Casa Lleo Morera. - Условия доступ : http://turbina.ru/ guide/Barselona-Ispaniya-122820/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/ Akhitektura-Pamyatniki/3/0/Dom-Leo-Morera-39706/Otzyv/Dom-Leo-Morera-63943/

5. Дом Лео Морера / Casa Lleo Morera. - Условия доступа : http: //www.barcelona-trip.ru/ dom-leo-morera/

6. Дом Льео-и-Морера // Барселона. - Условия доступа : http://tuorism. ru/europe/spain/ barselona/dostoprimechatelnosti-barselona/dom-leo-i-morera-barselona/

7. Лисовский, В.Г. Стиль модерн в архитектуре / В.Г. Лисовский. - М. : Белый город, 2013. - 479 с.

8. Всемирное наследие ЮНЕСКО в Испании: Больница Сант-Пау. - Условия доступа : http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post338422223/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сан Пау, Барселона (Церковь). - Условия доступа : http://www.barcelonacheckin.com/ ru/r/putevoditel/zdanya/san_pau. php

10. Сант-Пау. - Условия доступа : https://m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B D%D1%82-%D0%9F%D0%B0%D1%83

11. Roig, J.L. Historia de Barcelona / J.L. Roig // Ediciones Primera Plana. - 1995. - Р. 155.

12. Cazurra, A. Symbolism of the Muses of the Palau de la Música Catalana / A. Cazurra // Music in Art. - Research Center for Music Iconography, The Graduate Center, City University of New York, 2002. - V. 27. - № 1/2 Spring-Fall. - Р. 116-126.

13. Umbach, M. A Tale of Second Cities: Autonomy, Culture, and the Law in Hamburg and Barcelona in the Late Nineteenth Century / M. Umbach // The American Historical Review. - Oxford University Press, 2005. - V. 110. - № 3. - Р. 671.

14. Barcelona's Masters of Modernisme - Gaudi and Doménech i Montaner. - Условия доступа : http://journeys-in-time.com/barcelonas-masters-of-modernisme-gaudi-and-domenech-i-montaner/

15. Дворец каталонской музыки. - Условия доступа : http://redigo.ru/geo/Europe/Spain/ poi/3978

16. Надеждин, Н.Я. Антонио Гауди: «Воздушные замки Каталонии» / Н.Я. Надеждин. -М. : Майор, 2011. - 192 с.

References

1. Donchuk Т.У., Polyakov Е.М. Zarojdenie stilya Modernisme v arhitekture Katalonii [Modernisme style in Catalonia architecture]. Vestnik of TSUAB. 2016, No. 1. Pp. 9-19 (rus).

2. Polyakov Е.К, Donchuk, ТУ. Tworcheskoe nasledie Jozepa (Hosepa) Puch-i-Cadafalka (1867-1956) [Creativity of Josep Puig i Cadafalch]. Vestnik TSUAB. 2016, No. 2. Pp. 9-27 (rus).

3. Shvartz М. Lео Morera House. Available at: http://ispaniagid.ru/casa-lleo-mo-rera/

4. Lео Morera House. Available at: http://turbina.ru/guide/Barselona-Ispaniya-122820/0tzyvy/ Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Dom-Leo-Morera-39706/ Otzyv/Dom-Leo-Morera-63943/

5. Lео Morera House. Available at: www.barcelona-trip.ru/dom-leo-morera/

6. Lео-i-Morera House. Barcelona. Available at: http://tuorism.ru/europe/spain/barselona/ dostoprimechatelnosti-barselona/dom-leo-i-morera-barselona/

7. Lisovsky V.G. Stil' modern v arkhitekture [Modern style in architecture]. Moscow : Belyi go-rod Publ., 2013. 479 p. (rus).

8. Vsemirnoe nasledie YuNESKO v Ispanii: Bol'nitsa Sant-Pau [World legacy of UNESCO in Spain: Hospital Sant-Pay]. Available at: www.liveinternet. ru/community/geo_club/ post338422223/ (rus)

9. San Pau, Barselona (Tserkov) [San Pay, Barcelona (Church)]. Available at: www.barcelonacheckin. com/ru/r/putevoditel/zdanya/san_pau. php (rus)

10. Sant-Pay. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%9F%D0%B0%D 1%83 (rus)

11. Roig J.L. Historia de Barcelona. Ediciones Primera Plana. 1995. P. 155.

12. Cazurra A. Symbolism of the Muses of the Palau de la Música Catalana // Music in art. Research Center for Music Iconography, the Graduate Center, City University of New York, 2002. V. 27. No. 1/2 Spring-Fall. Pp. 116-126.

13. Umbach M. A Tale of second cities: autonomy, culture, and the law in Hamburg and Barcelona in the late nineteenth century // The American Historical Review. Oxford University Press, 2005. V. 110. No. 3. P. 671.

14. Barcelona's masters of Modernisme - Gaudi and Domenech i Montaner. Available at: http://journeys-in-time.com/barcelonas-masters-of-modernisme-gaudi-and-domenech-i-montaner/

15. Dvorets katalonskoi muzyki [Palace of Catalonia music]. Available at: http://redigo.ru/ geo/Europe/Spain/ poi/3978 (rus)

16. Nadezhdin N.Ya. Antonio Gaudi: Vozdushnye zamki Katalonii [Antonio Gaudi: Pipe dreams of Catalonia]. Moscow : Maior Publ., 2011. 192 p. (rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.