Научная статья на тему 'Движение НАТО на Восток и азербайджанская Республика'

Движение НАТО на Восток и азербайджанская Республика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аббасбейли Агалар

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2007 г., № 1(10), с. 9-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движение НАТО на Восток и азербайджанская Республика»

состояние, когда некто совершенно искренне воспринимает себя за нечто другое, чем есть на самом деле. Это представление о себе как о преданных служителях общего блага, хотя в действительности своекорыстных служителях собственного блага. Это то, что американский исследователь С. Льюкс называл «третьим лицом власти»: высшая и наиболее коварная форма осуществления власти - это предотвращение в той или иной степени возможного недовольства людей путем формирования у них таких восприятий, знаний и преференций, которые обеспечили бы принятие людьми своих ролей в существующем порядке - в силу того, что они не видят альтернативы этому порядку, или потому, что считают его естественным и неизменным или же божественно предопределенным и выгодным. Преодоление такого положения дел в религии и современной политике - это дело отдаленного будущего. И реально влиять на этот процесс мы сегодня не можем. Тем важнее сохранение и защита тех признаков идентичности, которые для нас не вызывают сомнения и лежат в основе нашей идентичности.

«Национальная идентичность России и демографический кризис», М., 2007 г., с. 569-578.

Агалар Аббасбейли,

доктор исторических и политических наук (г. Баку) ДВИЖЕНИЕ НАТО НА ВОСТОК И АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В современную эпоху коренных геостратегических перемен в мире роль и место Азербайджана и в целом Каспийского региона, своего рода «евразийских Балкан», приобрели особую значимость. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. Кавказско-Каспийский регион с его огромными углеводородными запасами превратился в один из важнейших геостратегических центров мировой политики и стал ареной соперничества великих и региональных держав. Особый интерес к Азербайджану со стороны ведущих стран мира и региональных государств связан не только и не столько с наличием в Каспийском море больших запасов углеводородного сырья и реальной перспективой превращения его в «мировую бензоколонку» XXI в., но и его ключевой ролью в геостратегии мировых конкурирующих сил. Происходит постепенное перемещение геополитического противостояния из Восточного Средиземноморья в Каспийский регион, где

92

на передний план выходят геостратегические императивы США и НАТО, с одной стороны, России и Ирана - с другой. Мир стал свидетелем борьбы за сферы влияния во всем Каспийском регионе, в центре которой в силу своего чрезвычайно выгодного геостратегического положения оказалась Азербайджанская Республика. По словам З. Бжезинского, несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это «пробка» в сосуде, содержащем богатства Каспийского бассейна и Центральной Азии. Одной из острейших проблем Прикаспийских государств, а также для сопредельных стран - Турции и Грузии - был выбор маршрута транспортировки нефти, добываемой на Каспии. «Независимый Азербайджан, - отмечает далее З. Бжезинский, - соединенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Центральной Азии. Помимо всего прочего, геостратегическое значение Азербайджана состоит еще в том, что «независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю».

Говоря, что «выбор маршрута транспортировки Каспийской нефти является одним из острейших геополитических вопросов для России», российские руководящие деятели не скрывают своего опасения, что «в его решении важную роль будут играть британо-американские нефтяные компании», которые медленно, но верно стремятся установить транснациональный контроль над природными ресурсами Каспия. По мнению российского ученого А. Дугина, контроль над Каспийским морем и над всем каспийско-черноморским пространством является стратегической задачей глобального противостояния атлантизма и евразийства. Задачей России, считает А. Дугин, является создание оси Москва - Тегеран, что позволило бы России достичь своей многовековой геостратегической цели - выйти к теплым морям, разорвав тем самым «кольцо анаконды».

Свое влияние в Каспийском регионе пытается усилить и Исламская Республика Иран, являющаяся ныне региональной державой континентального типа, политика которой носит открыто антиамериканский и антиатлантический характер. Иранская позиция в

93

тактическом плане во многом совпадает с позицией Российской Федерации. В Каспийском регионе основным геостратегическим союзником России в противостоянии продвижению НАТО на Восток и Юг является Иран. Причем в связке оси Москва - Тегеран важнейшим стратегическим звеном, дополнительно скрепляющим Россию с Ираном и отрезающим члена НАТО Турцию от внутри-континентальных афро-азиатских пространств, является Армения, ставшая на путь вооруженной конфронтации с Азербайджанской Республикой.

Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. вокруг Каспийского региона разворачивается напряженное геостратегическое соперничество, а, с другой стороны, явно стремление Запада, и прежде всего ведущих держав - членов НАТО, США и Англии, способствовать консолидации стран Южного Кавказа и Центральной Азии вокруг глобальных магистральных коммуникаций, которые идут в обход Российской Федерации, и прежде всего нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, и возрождению Великого шелкового пути. Это включит в геостратегическую схему США (НАТО) такие страны, как Турция, Грузия и Азербайджан. В свою очередь, Россия еще задолго до этого стала формировать вертикальную ось Россия -Иран - Армения.

В создавшихся условиях Азербайджанская Республика оказалась в центре архисложной современной геостратегии. Сложившиеся на рубеже веков геостратегические реалии как вокруг Каспийского региона в целом, так и Азербайджана, способствовали появлению обоюдных интересов у НАТО и Азербайджанской Республики. Еще в феврале 1993 г. участникам конференции НАТО по вопросам европейской безопасности, которая проходила в Брюсселе, были розданы материалы о происходящих в Азербайджанской Республике внутренних общественно-политических процессах, об агрессии Армении против Азербайджана и т.д. В этот период особенно остро ощущалась потребность в сотрудничестве Азербайджана с ведущими международными организациями, в особенности с НАТО. В свою очередь, интерес Североатлантического альянса к Азербайджану значительно возрос после объявления блоком в 1993 г. о расширении зоны своей ответственности на весь Южный Кавказ. В перспективе это должно было распространиться и на Каспийский регион. Отношение НАТО к положению в ЮжноКавказском регионе впервые было сформулировано в ходе Брюссельского саммита стран - членов НАТО, состоявшегося 10-11 ян-

94

варя 1994 г. В пункте 21 совместного заявления отмечалась озабоченность Альянса положением в регионе. В целом, армяно-российское политическое и военно-стратегическое сотрудничество, имеющее явно антиазербайджанскую направленность, вынуждало Азербайджан усилить свое военно-техническое сотрудничество с Турцией, искать пути для налаживания особых отношений с Альянсом, в частности через программу «Партнерство во имя мира», принятую в январе 1994 г. в Брюсселе, на очередном саммите глав государств и правительств стран - членов НАТО. В этом геополитические интересы НАТО и Азербайджана полностью совпадали, что открывало реальные перспективы для всестороннего и плодотворного сотрудничества в рамках программы.

Налаживание тесных связей Азербайджана с Североатлантическим блоком определялось тем, что с присоединением к программе «Партнерство во имя мира» республика получала возможность вхождения через различные структуры и институты НАТО в систему коллективной безопасности, предусмотренную им. В рамках сотрудничества с НАТО Азербайджан мог способствовать созданию стратегического баланса и безопасности во всем Кавказско-Каспийском регионе, решению спорных вопросов в соответствии с нормами международного права. Азербайджанская Республика стремилась использовать огромный авторитет и механизмы воздействия НАТО для укрепления независимости Азербайджана и решения проблем, в том числе и связанных с проблемами Каспийского региона. Важное значение программы «Партнерство во имя мира» обусловливается также тем, что Азербайджан получал определенные возможности сотрудничества с США и европейскими странами, входящими в систему коллективной безопасности. Это позволяло Азербайджану сотрудничать с военными структурами НАТО во имя мира, проводить совместные учения и маневры, использовать их богатый опыт в военном строительстве, подготовке национальных кадров и др.

В целом, взаимодействие Азербайджана с НАТО следует расценивать как один из основных факторов внешнеполитической стратегии республики, характеризуемой стремлением к сотрудничеству со всеми государствами мира, приверженностью демократическим принципам и уважением территориальной целостности национального суверенитета любого государства. Все эти моменты сыграли главенствующую роль в присоединении Азербайджанской Республики к программе Североатлантического союза «Партнерст-

95

во во имя мира». С другой стороны, это означало, что Азербайджанская Республика - независимая и суверенная страна и она только сама определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. И, наконец, этот шаг республики означает укрепление ее позиций на мировой арене, хотя и участие в программе не гарантирует стране немедленную и всемерную международную военно-политическую помощь.

Необходимо отметить и тот немаловажный факт, что тесное сотрудничество между Азербайджаном и НАТО выгодно не только нашей республике, но и Североатлантическому альянсу. Это связано с тем, что Азербайджан благодаря своему геополитическому и геоэкономическому значению может сыграть роль важного плацдарма для установления всеобщего мира в Кавказско-Каспийском регионе. Следует учитывать и тот фактор, что Азербайджан как уникальное геополитическое пространство, расположенное на стыке Европы и Азии, с береговой линией Западного Каспия протяженностью около 700 км, может считаться самым перспективным между Западом и Востоком, Севером и Югом, по сравнению с другими Прикаспийскими государствами, в качестве опорного пункта в этом регионе. Известно, что Кавказ в целом отнесен к политической карте Европы и принимается как часть этого континента. Немаловажным фактором является, что из трех государств Южного Кавказа Азербайджан является единственным, где нет ни военных баз, ни Вооруженных сил какого-либо иностранного государства, что, в свою очередь, является стимулирующим фактором для активного сотрудничества НАТО с Азербайджанской Республикой. Дополнительным импульсом к сотрудничеству с Североатлантическим альянсом служит тот факт, что республика как по своему географическому положению, политическому влиянию, так и по энергетическим ресурсам и транспортным возможностям является стержневым центром Каспийского региона.

В свою очередь, одним из важных условий тяготения НАТО к Азербайджану является то, что страна проводит независимую и самостоятельную политику, занимает принципиальную позицию в вопросах укрепления суверенитета. После заключения нефтяных контрактов с крупнейшими зарубежными компаниями, и прежде всего «Контракта века» в 1994 г., резко возросла роль Азербайджана в формировании глобальной и политической стратегии современных международных отношений, возрос интерес инвесторов к стране, повысилось ее влияние на международные отношения.

96

Важным положительным штрихом к имиджу республики является то, что она выступает как самая миролюбивая страна на Кавказе, стремится исключительно мирным путем решить армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, стремится тесно сотрудничать на этом пути со всеми международными организациями, в том числе и НАТО. Именно в силу того, что в основе сотрудничества обоих субъектов международного права, НАТО и Азербайджана, лежат только мирные принципы, это сотрудничество может носить исключительно плодотворный характер. Созданные правовые отношения с НАТО дают основания рассчитывать на подготовку в странах, входящих в эту международную организацию, офицерских кадров для Вооруженных сил Азербайджана; участие азербайджанских армейских подразделений в миротворческих акциях, как, например, в Косово, Афганистане и Ираке, в военных учениях, проводимых НАТО; максимальное использование имеющихся возможностей Альянса в строительстве национальной армии.

Учитывая роль НАТО в международных отношениях и новые тенденции в мировой политике, общенациональный лидер азербайджанского народа Г. Алиев в свое время принял принципиальное решение об участии в программах НАТО. Исходя из своих интересов, Азербайджанская Республика 4 мая 1994 г. подписала рамочное соглашение «Партнерство во имя мира». В ходе переговоров с руководством НАТО были определены основные формы и методы политического и военного сотрудничества между Альянсом и Азербайджанской Республикой, обсуждены вопросы регулирования конфликтных ситуаций в Кавказско-Каспийском регионе. В ходе встречи подчеркивалась особая ответственность НАТО за сохранение мира и безопасности в странах-партнерах. Во время встреч и бесед с руководством НАТО стороны пришли к обоюдному согласию, что программа «Партнерство во имя мира» может сыграть важную роль в прекращении и предотвращении вооруженных конфликтов и в утверждении мира в регионе, способствовать укреплению независимости и суверенитета государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, создаст новую ситуацию в мире, освобожденном от призраков «холодной войны». Заместитель генерального секретаря НАТО С. Баланзино, высоко оценив участие Азербайджанской Республики в мировых политических процессах, заявил, что подписание рамочного документа станет надежным шагом на пути установления мира на всем Кавказе. Как

97

отмечается в документах, принятых на высшем уровне в 1994 г. на Брюссельской сессии Североатлантического совета, «Партнерство во имя мира» является крупномасштабной инициативой, цель которой - упрочение стабильности «безопасности во всей Европе». И далее, присоединяясь к этому партнерству, государства - члены Североатлантического союза и другие государства, подписавшие этот документ, напоминают, что они привержены сохранению демократических обществ, соблюдению территориальной целостности, политической независимости или безопасности государств, уважению существующих границ и урегулированию споров мирными средствами. Это своего рода кодекс для стран, присоединившихся к программе «Партнерство во имя мира». Она касается таких основополагающих и кардинальных вопросов международной безопасности, как: содействие транспарентности в планировании национальной обороны и разработке бюджетов; обеспечение демократического контроля над силами обороны; поддержание способности и готовности с учетом положений национальных конституций вносить вклад в операции под эгидой ООН или ОБСЕ; установление в военной области отношений, основанных на сотрудничестве с НАТО, в целях совместного планирования, боевой подготовки и проведения учений для повышения их готовности к проведению операций в областях миротворчества и формирования в долгосрочной перспективе сил, готовых к взаимодействию с вооруженными силами стран - членов Североатлантического союза.

Азербайджанская Республика стала четвертым государством СНГ (после Украины, Молдавии и Грузии), которое присоединилось к программе, принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического союза 10-11 января 1994 г. Участие Азербайджанской Республики в программе «Партнерство во имя мира» создает благоприятные условия для достижения поставленных целей. Учитывая военный конфликт в регионе, Азербайджан возлагает большие надежды на сотрудничество с НАТО. Присоединение Азербайджанской Республики к программе «Партнерство во имя мира», на наш взгляд, должно способствовать расширению связей между Азербайджанской Республикой и государствами -членами НАТО. Г. Алиев свою принципиальную позицию по отношению к НАТО охарактеризовал следующим образом: «Азербайджанская Республика относится с глубоким уважением к Североатлантическому союзу, высоко ценит проявленную им в последние десятилетия деятельность по обеспечению мира, стабильности

98

в Европе... Мы рассматриваем НАТО как организацию, способную помочь молодому азербайджанскому государству налаживать тесные и многосторонние связи с западным миром и использовать богатейший опыт Запада». Бывший президент Азербайджана Г. Алиев, обосновывая необходимость участия в этой программе, говорил: «Мы в Азербайджане подробно изучили этот документ, нашли там интересные, привлекательные для Азербайджана положения. А поэтому, исходя из нашего принципиального отношения к НАТО, за время своего существования много сделавшей для стабилизации обстановки в Европе и во всем мире, мы сочли возможным и важным присоединиться к программе "Партнерство во имя мира"».

При рассмотрении в комплексе геостратегических императивов НАТО по отношению к Каспийскому региону чрезвычайную важность приобретает отношение самой крупной страны региона -России - к этой проблеме. Попытки вмешательства НАТО в межгосударственные противоречия в Кавказско-Каспийском регионе, а также попытки расширения влияния Альянса на данном направлении могут привести к ответной реакции России. Некоторые круги России пытаются различными средствами препятствовать сотрудничеству НАТО и Кавказа. В частности, предпринимаются усилия использовать в этих целях Казахстан и Туркменистан. В то же время неприсоединение южнокавказских республик - Азербайджана и Грузии - к позиции России по поводу расширения НАТО на Восток подтверждает их верность европейским ценностям. С другой стороны, Российская Федерация в 1994 г. сама присоединилась к Рамочному документу программы.

Следует учитывать и тот немаловажный геополитический фактор, что характер отношений России с НАТО может измениться в связи с изменениями глобальной политической обстановки. Поэтому азербайджанская дипломатия внимательно изучает динамику отношений России и других государств, входящих в Каспийский регион, и приводит в соответствие с этим свою деятельность на международной арене. Немаловажно и то, что позиции государств Южного Кавказа по отношению к НАТО не всегда совпадают. В то время как Азербайджан и Грузия активно сотрудничают с НАТО и участвуют в ее программах, Армения к этому не проявляет особого интереса, предпочитает военно-стратегическое сотрудничество с Россией, выступает против расширения Альянса на Восток. В свою очередь, Североатлантический союз выделяет из южнокавказских

99

стран Азербайджан, где в отличие от Грузии и Армении нет иностранных военных баз. Учитывая сложную ситуацию в Кавказско-Каспийском регионе, вряд ли будет возможно вступление Азербайджана в НАТО в первое десятилетие XXI в. На наш взгляд, здесь многое будет зависеть от развития ситуации в регионе и вокруг него.

Известно, что Россия и Иран противятся вступлению Азербайджана в Североатлантический союз. Кавказско-Каспийский регион Россия считает зоной своего геостратегического влияния. С другой стороны, политика России на Кавказе и во всем регионе встречает все возрастающее сопротивление со стороны США, НАТО и Запада в целом. Неслучайно бывший президент США Б. Клинтон подчеркивал, что Азербайджанская Республика входит в сферу влияния Соединенных Штатов Америки. В свою очередь, Россия всячески противится все возрастающему влиянию США в Каспийском регионе, используя при этом позиции Ирана. И это неслучайно, ибо именно Иран является основным стратегическим союзником России, противостоящим продвижению НАТО на Восток. Это нашло свое яркое отражение в заявлении Министерства иностранных дел России, в котором подчеркивалось, что если Азербайджан и Грузия будут сотрудничать с НАТО, то Россия не даст возможности им стать членом этого блока.

Однако геополитические реалии современности вынуждают Россию более гибко строить свои взаимоотношения с Прикаспийскими государствами, внести коррективы в свою геостратегию на южном направлении. Эта тенденция свое наглядное подтверждение получила в ходе официального визита Президента РФ В.В. Путина в Азербайджан, состоявшегося 9-10 января 2001 г. В ряде важных совместных документов, подписанных главами государств, и в совместном заявлении Российской Федерации и Азербайджанской Республики в особенности, говорится о принципах сотрудничества по определению статуса Каспийского моря. Стремление к стратегическому сотрудничеству двух стран нашло свое подтверждение в ходе краткосрочного визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Баку в декабре 2003 г. и во время официального визита Президента Азербайджанской Республики И. Алиева в Москву в феврале 2004 г. Все это нашло свое подтверждение в многочисленных документах, подписанных в ходе визита президента И. Алиева в Москву.

100

Завершая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Кавказско-Каспийский регион, вокруг которого идет острое соперничество великих и региональных держав, является одним из ключевых геостратегических центров современного мира. Геополитический интерес НАТО к Каспийскому региону обусловлен тем, что именно в этом регионе постсоветского пространства, куда входит также и исламский Иран, сталкиваются жизненно важные интересы ведущих стран мира, здесь находится клубок политических, социальных, национальных, экономических, религиозных и межэтнических противоречий, чреватый применением военной силы на любом уровне. Геополитические интересы НАТО и его лидера -США - в Каспийском регионе связаны с созданием транспортного коридора Восток - Запад для экспорта нефтегазовых ресурсов из этого региона, ликвидацией монополии в отдельных государств в этом вопросе.

«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2007 г., № 1(10), с. 9-15.

Игорь Задорин,

исполнительный директор Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» ЕВРАЗИЙСКИЕ МОТИВАЦИИ

Агентство «Евразийский монитор» - это консорциум исследовательских компаний из нескольких стран СНГ. В 2004 г. мы решили, что время, когда все социологи постсоветского пространства смотрели только на Запад, уже прошло. И в 2004 г. стало понятно, что страны СНГ намного интереснее друг другу, чем окружающим.

Тогда-то социологи стран СНГ решили проводить межстра-новые исследования. В определенном смысле это наш ответ на вызов «евробарометра», измеряющего давление на постсоветском пространстве. Основным ядром последней работы было исследование отношения к русскому языку в странах СНГ и практика его применения. Подчеркиваю, исследование проводилось в качестве опроса населения. Понятно, что комплексное социологическое исследование предполагает анализ самых разных источников состояния русского языка. В том числе анализ данных госстатистики. А с

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.