Научная статья на тему 'Духовные ценности современной молодежи в условиях глобализации'

Духовные ценности современной молодежи в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / духовная культура / глобализация / общество / ценностные ориентиры / социализация / youth / spiritual culture / globalization / society / value orientations / socialization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джамаев А.М., Байбатыров Магомед-Башир Абдул-Хамидович

В статье развиты положения о том, что молодежь является объектом общественного влияния конвергенции социальных институтов, социокультурных сообществ и глобальных транснациональных информационных структур, определяющих процесс ее социализации, и самостоятельным субъектом-носителем определенных ценностей и ценностно-мотивированной общественной деятельности. Такой аспект исследования молодежи позволяет учесть способность молодых людей, динамически конвертировать существующие ценностные ориентации в наиболее выгодные для их самореализации в конкретной ситуации. Целью статьи является рассмотрение ряда важных философских проблем XXI века, акцентировать внимание на процессе формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе и анализ роли отдельных факторов, осуществляющих свое влияние на данный процесс. Определены особенности ценностных ориентиров молодежи: они находятся в стадии становления и зависят от ценностно-нормативной системы, доминирующей в данном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual values of modern youth in conditions globalization

The article develops the provisions that youth is an object of social influence of the convergence of social institutions, sociocultural communities and global transnational information structures that determine the process of its socialization, and an independent subject-bearer of certain values and value-motivated social activities. This aspect of youth research makes it possible to take into account the ability of young people to dynamically convert existing value orientations into the most beneficial ones for their self-realization in a particular situation. The purpose of the article is to consider a number of important philosophical problems of the 21st century, to focus on the process of forming the value orientations of young people in modern society and to analyze the role of individual factors that influence this process. The features of the value orientations of young people are determined: they are in the process of formation and depend on the value-normative system that dominates in this society.

Текст научной работы на тему «Духовные ценности современной молодежи в условиях глобализации»

Джамаев А.М.

Студент Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный.

Байбатыров Магомед-Башир Абдул-Хамидович

Студент Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный.

Духовные ценности современной молодежи в условиях глобализации*

Аннотация. В статье развиты положения о том, что молодежь является объектом общественного влияния конвергенции социальных институтов, социокультурных сообществ и глобальных транснациональных информационных структур, определяющих процесс ее социализации, и самостоятельным субъектом-носителем определенных ценностей и ценностно-мотивированной общественной деятельности. Такой аспект исследования молодежи позволяет учесть способность молодых людей, динамически конвертировать существующие ценностные ориентации в наиболее выгодные для их самореализации в конкретной ситуации. Целью статьи является рассмотрение ряда важных философских проблем XXI века, акцентировать внимание на процессе формирования ценностных ориен-таций молодежи в современном обществе и анализ роли отдельных факторов, осуществляющих свое влияние на данный процесс. определены особенности ценностных ориентиров молодежи: они находятся в стадии становления и зависят от ценностно-нормативной системы, доминирующей в данном обществе.

Ключевые слова: молодежь, духовная культура, глобализация, общество, ценностные ориентиры, социализация.

Jamaev A.M.

Student of the Chechen State Pedagogical University, Grozny.

Baibatyrov Magomed-Bashir Abdul-Khamidovich

Student of the Chechen State Pedagogical University, Grozny.

Spiritual values of modern youth in conditions globalization

Abstract. The article develops the provisions that youth is an object of social influence of the convergence of social institutions, sociocultural communities and global transnational information structures that determine the process of its socialization, and an independent subject-bearer of certain values and value-motivated social activities. This aspect of youth research makes it possible to take into account the ability of young people to dynamically convert existing value orientations into the most beneficial ones for their self-realization in a particular situation. The purpose of the article is to consider a number of important philosophical problems of the 21st century, to focus on the process of forming the value orientations of young people in modern society and to analyze the role of individual factors that influence this process. The features of the value orientations of young

* © Джамаев А.М., Байбатыров Магомед-Башир Абдул-Хамидович, 2022. Духовные ценности современной молодежи в условиях глобализации

people are determined: they are in the process of formation and depend on the value-normative system that dominates in this society.

Key words: youth, spiritual culture, globalization, society, value orientations, socialization.

В условиях жизнедеятельности в XXI веке современных технологий и инновационных тенденций с каждым днем мы двигаемся вперед к чему-то новому, неповторимому. Сегодня смело можно утверждать, что мир изменился, а вместе с ним изменился и человек, в частности его мировоззрение. Человечество пролистало новую страницу истории, где широкую популярность приобретают материальные и технические ценности, а такие вещи как мораль, вера, любовь и мир отходят на задний план.

современного человека отождествляют с массовой компьютеризацией и вооружением, клонированием, развитием терроризма, материальным обогащением и жаждой власти. Человечество обуславливает такое существование ценностей, где наивысшей выступает та, которая определяет смысл жизни личности, всю мотивацию ее существования. Формирования новых социально-экономических, политических, духовных ориентиров, свои идеи, мечты и надежды в значительной степени связывает с молодежью [2].

Проблема формирования духовных ценностей студенческой молодежи чрезвычайно важная в наше время. В сегодняшних условиях молодежь выступает движущей силой политических изменений и в зависимости от того, какие ценности она вносит в эти изменения, какую культуру внедряет и будет зависеть будущее общества, его культура, направление трансформации. с молодежью связывается видение горизонтов будущего, энергией молодых воплощаются в жизнь экономические

и политические реформы, трансформация культуры, воплощение экологической политики [3].

Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы эти ценности и культура были демократическими. Их формирование - задача актуальная и требующая неотложного внимания. Это можно реализовать путем предоставления общественными факторами в системе духовных ориентаций молодежи положительную оценку, чувственно-рациональное постижение, внутреннее восприятие.

Ценности организуют познание и мотивируют поведение и деятельность личности. Следовательно, они находятся во взаимосвязи с качествами личности, которые формируются и воплощаются в поведении и деятельности. Ценности придают человеческой жизни смысловое значение.

Вследствие того, что ценностные ориентации оказывают непосредственное влияние на человеческое поведение и проявляются абсолютно во всех сферах человеческой деятельности, фактически невозможно всесторонне охарактеризовать какой-либо феномен общественных или индивидуальных процессов в жизни человека, не рассматривая проблему ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому ценностная проблематика широко представлена и раскрыта в трудах философов и в научной литературе.

Аристотель подчеркивал, что ценности человеком воспринимаются по-разному. К примеру, в оценке счастья проявляется единство изменчивого и всеобщего. Эпоха Возрождения (М. Ку-

занский, Э. Ротердамский, М. Монтень) провозглашала высшей ценностью человека. Философы эпохи Просвещения утверждали, что только на основе ценностных ориентаций справедливого общества можно формировать духовные потребности человека, и тогда на их основе индивидуальные ценностные суждения [8].

Для новейших разработок проблемы духовной культуры молодежи основой служит традиция, что сложилась в отечественной философии. В «философии сердца» Г.С. Сковороды, М.В. Гоголя, П.А. Кулиша, И.Е. Франко, П.Д. Юркевича - сфера разума далеко не исчерпывает духовной жизни, ее основой является «идея сердца» как центра внутреннего мира человека, определявшего его индивидуальность.

Целью статьи является рассмотрение ряда важных философских проблем XXI века, акцентировать внимание на процессе формирования ценностных ориентаций молодежи в современном обществе и анализ роли отдельных факторов, осуществляющих свое влияние на данный процесс.

Ценность - это феномен, который объективно по своей природе является благом для человека, направленным на утверждение ее в бытии, реализации его творческих возможностей.

Ценностные ориентиры, в широком смысле данного понятия, можно определить, как выбор человеком определенных материальных и духовных ценностей как объектов, определяющих его целенаправленную жизнедеятельность, весь образ жизни. В ценностных ори-ентациях аккумулируется жизненный опыт людей, они являются своеобразным индикатором иерархии преимуществ, которые человек дает материальным либо духовным ценностям в процессе собственной жизнедеятельности [4].

Сейчас социально-психологические проблемы глобальны. Эти вопросы можно рассматривать отдельно в каждой проблеме - будь то в психологии или социологии они имеют свой твердый фундамент, который прочно закрепился за нынешней молодежью. Общество иногда не принимает во внимание, какие именно проблемы возникают у молодых девушек и юношей. Это - социальная незащищенность. Молодежь должна беспокоиться за свое будущее - жить самостоятельно, сплоченно, обдуманно. Такая проблема, как безработица, влечет снижение уровня жизни большей части населения.

одно из первых определений понятия «молодежь» было предоставлена В. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию усвоения социализации, а в более зрелом возрасте уже усвоили образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позже более полное определение было предоставлено и. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [1].

Ситуация «стабильной нестабильности» характерна для последнего вре-

мени. Она, как правило, оказывается в противоречивости, амбивалентности, непредсказуемости сознания и поведения молодых людей.

С одной стороны -

• они стремятся к самостоятельности, независимости, считают себя самодостаточными и взрослыми, а с другой - слишком часто обращаются за помощью, бывают беспомощными, пассивными, безынициативными;

• они стремятся к достаточно радикальным демократическим изменениям, бунтуют против несправедливости, требуют признания их прав и личного достоинства, однако проявляют черты авторитарного сознания, часто ведут себя как рядовые конформисты или ретрограды;

• они могут быть самоуверенными и агрессивными, амбициозными и бесшабашными, но иногда не способны преодолеть застенчивость и апатию;

• они могут быть готовы на самопожертвование и великие дела ради других, однако чаще всего становятся банальными эгоистами;

• выступают как нравственные максималисты, стремятся сделать мир лучше и благороднее, вместе с тем рассуждают, как ожесточенные циники и пессимисты;

• выявляют потребность в конструировании стратегических перспектив, однако в повседневной практике придерживаются стандартов презентизма;

• часто нуждаются в уединении, не терпят какого-либо вмешательства в их дела, но в то же время не представляют своей жизни без постоянного общения с друзьями, сверстниками, совместного времяпрепровождения.

следовательно, именно парадоксальность молодежного сознания, противоречивость восприятия внешнего мира, сложности социально-професси-

ональной, политической, социально-культурной адаптации к кардинально изменяющемуся обществу, вызывает его маргинальное положение, неоднозначность реакции на противоположные требования, что выдвигают к ней представители старой и новой социальной среды.

Духовная культура разворачивается в двух формах, характеризующих преобладание личностно-деятельностной и социокультурной составляющих. Раскрывая социально- философские понятия духовной культуры молодежи, прежде всего, следует подчеркнуть его системность по отношению к общественному развитию потенциала. Именно духовная культура молодежи может рассматриваться как ресурс реализации личностных способностей в необходимом для человека и общества направлении [2].

Базовые ценности личности формируются в период так называемой первичной социализации индивида, в студенческие годы, а затем становятся достаточно стабильными, существенно меняясь только в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Именно в этот период личность активно вовлекается в политический процесс, общественную деятельность, у молодого человека начинают формироваться политическое сознание и самосознание, нормы поведения.

На социализацию личности влияют многие политические (государство, политические партии и движения) и неполитические факторы (семья, школа, религия, СМИ) способствуют вовлечению молодого человека в систему общественно-политических отношений, обучают существующих в обществе нормам, ценностей политической культуры и выработки на их основе своей политической и публичной позиции.

Модернизация всех сфер жизни

изменила деятельность и образ мышления человека, которые связаны со стремлением к личному самоутверждению, к самоорганизации. Взаимодействие в духовной культуре современной личности высоких духовных и индивидуалистических ценностей стремлений самореализующейся личности требует самостоятельной работы над собственным духовным ростом каждого молодого человека, а с другой стороны - соответствующей поддержки этого процесса со стороны общества.

Можно выделить ряд ведущих факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций молодых людей, среди которых семейное воспитание как одно из первых и наиболее основательных методов формирования личности, образовательная среда, где развитие личности продолжается, дополняясь новыми авторитетами и другими.

В условиях настоящего, когда происходит бурное развитие мультимедийного пространства, не говорить о его влиянии на становление личности невозможно. сМи, в том числе интернет-технологии, оказывают большое влияние на формирование ценностных ориентиров молодежи. Еще одним из ведущих факторов, сказывающихся на формировании мировоззрения молодежи - сверстники, ведь молодой человек проводит большинство своего времени в их кругу и, как следствие, ассимилируется к ним в поведении, характере, образе мышления и расстановке приоритетов.

По нашему мнению, семья - самая высокая ценность на Земле, наполняющая жизнь каждого человека смыслом. семье придается такое большое значение, потому что именно она способна обеспечить источник крепкой морально-психологической поддержки, положительных эмоций для

обескураженной современными событиями личности. Ведь при ее отсутствии человек чувствует себя одиноким и очень часто, не может себя найти в глобализированном пространстве, и что особенно досадно, просто теряется в мире. Роль семьи состоит в том, чтобы указать правильный направляющий вектор развития для личности, как раз и включающий воспитание. Семья -единственный институт, более или менее сохранившийся среди разрушенных институтов общества [3].

Семейная атмосфера влияет на формирование у детей привычки поведения и критериев оценки добра и зла, дозволенного и запрещенного, справедливого и несправедливого. Семья вводит детей в мир знаний и труда, общественных прав и обязанностей. именно в семье закладываются основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка, формируются гражданские чувства, мировоззрение, эстетические вкусы. Позже к процессу воспитания личности приобщаются и другие институты.

Одним из таких институтов, что оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориента-ций современного молодого поколения есть образование. Ее задачей является содействие этапам развития личности, помогают находить способы самосовершенствования, которые в результате помогут поднять уровень ее культуры, сориентируют на достижение высоких нравственных идеалов, для проявления творческой активности.

Образование как важный социальный институт осуществляет функцию трансляции ценностей, она вовлекает личность в ценности социума, культуры, помогает ей освоить их. Но задачей образования является и формирование такой «новой» личности, которая

была бы способна увидеть проблемы и противоречия этого мира, понять его и своей деятельностью создать новые культурные ценности.

Для усовершенствования духовно-культурной составляющей образования сегодня необходимо переакцентировать высшее образование на духовно-культурное развитие личности студента, формирование у него духовно-культурных ценностей образования как основ для трансляции духовной, а не материальной культуры, развития не просто грамотного человека, а гармонично и всесторонне развитой, широкомыслящей, духовно и культурно образованной личностью [5].

следовательно, в вузе должна быть разработана четкая система нравственного воспитания молодого поколения, что, в свою очередь, поможет сформировать у молодой личности ориентиры на такие базовые ценности как: гуманизм, субъективное осознание обязательств перед самим собой, коллективом, своей страной; неприятие несправедливости; стремление повысить свой жизненный потенциал; верность обязанностям; уважительное отношение к своей семье, к старшим; положительное влияние на окружающих. Ведь именно это поколение будет управлять страной, возглавит ведущие организации и ведомства. Именно на современную молодежь, молодых специалистов полагается огромная ответственность за создание нового, современного общества, учитывая ошибки прошлого и используя новые подходы в развитии [6].

В современном мире нельзя не акцентировать внимание на таком факторе формирования ценностей человечества как СМИ. Молодые люди, активно реагирующие на происходящие изменения и охотно воспринимающие все новое, не имея достаточного социального

опыта и багажа знаний для верификации медийной информации почти полностью доверяют ей.

Именно через сМИ среди разных категорий населения пропагандируются определенные ценностные установки, мировоззренческие стереотипы и модели поведения, в результате которого в обществе распространяются общие вкусы и формы культурного потребления.

Обоснована определенная связь между телевизионными передачами, в которых преобладает цинизм, фальшь, лицемерие, жестокость, насилие и асоциальными проявлениями в поведении молодежи, правонарушениями, преступлениями, что является неотъемлемой частью общей криминогенной ситуации в стране и совпадают с ее тенденциями и направлениями развития.

Доказано, что среди молодежи распространяется ценностная система трансформации, которая заключается в переориентации молодых людей на ценности западного образца (возрастает значимость ценностей индивидуализма, формируются рыночные стандарты поведения, философия прагматизма все чаще встречается в сознании молодых людей), которые активно пропагандируют масс-медиа.

наряду с телевидением, по масштабам влияния на сознание аудитории является Интернет-пространство. Данный способ коммуникации с годами становится все более доступным в обществе. У человека, начинающего воспринимать социум через Интернет, возникает новая картина мира, отличная от реальной жизни. Компьютеры и телекоммуникационные технологии часто сужают круг личных, «живых» контактов и делают отношения между людьми отстраненными. Интернет «выводит» молодежь из реальности социальной жизни, отвлекает от есте-

ственных интересов и обязанностей, а онлайновая активность заслоняет собой активность в реальной социальной среде, что, в свою очередь, приводит к отсутствию подлинных социальных контактов, сужение интересов, а в определенных случаях и абсолютной апатии, формирование ложных нравственных представлений и ценностей, уменьшение проявлений эмоций, эгоизма, хронического недовольства жизнью и окружающими людьми.

Культура также существенно влияет на формирование морально-духовных ценностей молодежи. Ее также следует рассматривать с двух сторон. Во-первых, культура - это произведение общества, выражение его души, интерпретация жизненного опыта. Во-вторых, поскольку каждый член сообщества развивается в среде данной культуры, врастает в нее, усваивая ее ценности, то культура является одновременно и образующей силой души [7].

References

[1] Azhiev A.V., Kalmanova Ts.A., Gadaborsheva Z.I.

Okazova Z.P., Totikov Z.V. Health-saving technologies in the educational process. Database registration certificate 2020621563, 08/27/2020. Application No. 2020621462 dated 08/21/2020.

[2] Dalakov M.Kh. Simulation modeling of the spiri-

tual and moral qualities of modern youth // Education Management: Theory and Practice. 2022. № 6 (52). P. 294-315.

[3] Zaredinova E.R. Formation of the socio-cultural environment in a higher educational institution: a theoretical aspect // Uchenye zapiski Krymsk-ogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 4 (62). P. 242-245.

[4] Kravchenko O.G. Features of the implementation

of the value approach in the training of police officers / O. G. Kravchenko, S. A. Yuzvak // Society and Law. 2015. № 2 (52). Р. 330-333.

[5] Manashov M.E. Spirituality and value orientations of student youth in China in a transformational society // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2021. Vol. 21. № 6. P. 76-80.

[6] Nezhiva O.N. The problem of communication through the prism of the philosophy of education // APRIORI. Series: Humanities. 2014. № 2. P. 19.

[7] Tolochko A.V. Problems of forming value orien-

tations of young people in a virtual environment: creating moral imperatives and overcoming deformations // Youth policy: history, theory, practice: Collection of scientific and methodological materials of the V Interuniversity scientific and practical conference, Moscow, April 07, 2021. -Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTSOLIFK)", 2021. P. 249-254.

[8] Fomina A.P. Trends in changing the content of personal values in modern conditions // Problems of modern pedagogical education. 2021. № 73-1. P. 293-296.

Список литературы

[1] Ажиев А.В., Калманова Ц.А., Гадаборшева З.И.

Оказова З.П., Тотиков З.В. Здоровьесберега-ющие технологии в образовательном процессе. Свидетельство о регистрации базы данных 2020621563, 27.08.2020. Заявка № 2020621462 от 21.08.2020.

[2] Далаков М.Х. Имитационное моделирование духовно-нравственных качеств современной молодежи // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6 (52). С. 294-315.

[3] Зарединова Э.Р. Формирование социокультурной среды в высшем учебном заведении: теоретический аспект // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 4 (62). С. 242-245.

[4] Кравченко о.Г. особенности реализации цен-

ностного подхода в обучении сотрудников полиции / О. Г. Кравченко, С. А. Юзьвак // Общество и право. 2015. № 2 (52). С. 330-333.

[5] Манашов М.Э. Духовность и ценностные ориентации студенческой молодежи Китая в трансформационном обществе // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2021. Т. 21. № 6. С. 76-80.

[6] Нежива О.Н. Проблема коммуникации сквозь

призму философии образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 19.

[7] Толочко А.В. Проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи в виртуальной среде: создание нравственных императивов и преодоление деформаций // Молодежная политика: история, теория, практика: Сборник научно-методических материалов V Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 07 апреля 2021 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 249-254.

[8] Фомина А.П. Тенденции изменения содержа-

ния ценностей личности в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 293-296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.