Научная статья на тему 'Факторы формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи'

Факторы формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
990
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система ценностных ориентаций / молодежь / специфика формирования / экономическое сознание / system of valuable orientations of youth / specifics of formation of economic consciousness.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Землянухина С. Г.

Ценностные ориентации рассмотрены применительно к экономической сфере и представлены как элемент экономического сознания. Дифференцированы объективные и субъективные факторы формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи. Выявлена специфика формирования системы ценностных ориентаций молодежи, определяемая возрастными особенностями молодежи и процессами трансформации и цифровизации общественно-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of formation of the system of value orientations of Russian youth

Value orientations are considered in relation to the economic sphere and are presented as an element of economic consciousness. Objective and subjective factors of formation of the system of value orientations of Russian youth are differentiated. The specificity of the formation of a system of value orientations of young people, determined by the age characteristics of young people and the processes of transformation and digitalization of the socio-economic system.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи»

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал

ISSN 2411-2550

УДК 338.2

Землянухина С. Г.

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина. г. Саратов, Российская Федерация.

Факторы формирования системы ценностных ориентаций

российской молодежи

Ценностные ориентации рассмотрены применительно к экономической сфере и представлены как элемент экономического сознания. Дифференцированы объективные и субъективные факторы формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи. Выявлена специфика формирования системы ценностных ориентаций молодежи, определяемая возрастными особенностями молодежи и процессами трансформации и цифровизации общественно -экономической системы.

Ключевые слова: система ценностных ориентаций, молодежь, специфика формирования, экономическое сознание.

Образец цитирования: Землянухина С. Г. Факторы формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи // Гуманитарный научный журнал. 2020. №1. с.59-67 DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10009 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._

Zemlyanukhina S. G. Factors of formation of the system of value orientations of Russian

youth

Value orientations are considered in relation to the economic sphere and are presented as an element of economic consciousness. Objective and subjective factors of formation of the system of value orientations of Russian youth are differentiated. The specificity of the formation of a system of value orientations of young people, determined by the age characteristics of young people and the processes of transformation and digitalization of the socio-economic system.

Key words: system of valuable orientations of youth, specifics of formation of economic consciousness.

For citation: Zemlyanukhina S. G. Factors of formation of the system of value orientations of Russian youth // Humanitarian scientific journal. 2020. №1. ^59-67 (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10009

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Ценностные ориентации характеризуют направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры, те или иные виды деятельности. Структура ценностных ориентаций включает в себя когнитивный элемент (накопленные знания о ценностях общества), эмоциональный элемент (эмоциональное восприятие и переживание личностью своего отношения к различным ценностям) и поведенческий элемент (предрасположенность человека действовать в определенной ситуации определенным образом, сформировавшиеся в сознании

13115111

ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия и в соответствии с которыми люди принимают решения и действуют определенным образом). В поведенческом элементе находит выражение и проявление отношение человека к ценностям и различным видам деятельности.

Понятие ценностных ориентаций базируется на более общем понятии - ценностей, которому даются следующие определения: «ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [1, с. 395], «ценности есть представление о должном, о самом важном, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами и чем то еще» [2, с. 16]. То есть ценности характеризуют важность, значимость, полезность чего-либо для субъекта. Они формируются на основе потребностей и интересов субъекта, а уже на основе ценностей происходит формирование ценностных ориентаций, побуждающих к определенным действиям, определяющих поведение индивида. Наиболее значимыми представляются ценностные ориентации в экономической сфере, выступающие элементами экономического сознания, понимаемого как высший уровень психологического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.

Формирование экономического сознания - это процесс взаимодействия внутреннего мира человека с внешним по отношению к нему миром, в качестве которого выступает экономическая действительность. При этом человек воспринимает и перерабатывает ту или иную информацию (через средства массовой информации, собственные наблюдения, посредством общения и т. д.), запоминает и оценивает происходящие события, формирует собственные характеристики и впечатления и вырабатывает установки как ориентиры в деятельности (не случайно в психологии понятие ценностной ориентации близко к понятию установки). Ценностные ориентации характеризуют не только направленность деятельности на те или иные объекты, но и способы достижения поставленных целей, в качестве которых может выступать и добросовестный труд, и совершенствование своего трудового потенциала, и преступная деятельность, агрессия и произвол, не ограниченные правовыми и моральными нормами.

Формирование ценностных ориентаций имеет особое значение для такой категории населения как молодежь. Особый статус молодежи в обществе определяется тем, что в её возрастных рамках происходит социальное становление молодых людей, переход от детства и юности к социальной ответственности. В руках сегодняшней молодежи находится будущее человечества, она передает эстафету будущим поколениям.

«Гуманитарный научный журнал» ^^ Электронный научный журнал

2020, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2411-2550

Выделение молодежи как особой социально-демографической группы происходит на основе возрастных характеристик. Именно возраст определяет социально-психологические черты и характеристики этой категории населения.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). Представление о численности этой категории населения дает таблица 1.

Таблица 1 - Распределение населения Российской Федерации по возрастным группам

на 1 января (тысяч человек) [3, с. 89].

Население/годы 2001 2011 2016 2017 2018 2018 к 2001 (%)

Все население 146304 142865 146545 146804 146880 101.7

в том числе в возрасте, лет:

15-19 12322 8237 6731 6690 6816 55.3

20-24 11106 12122 8445 7828 7336 66,0

25-29 10451 12012 12412 11879 11120 106,4

Всего (15-29) 33879 32371 27588 26397 25272 74.6

% молодежи во всём населении 23.1 22.6 18.8 18.0 17.2

Доля молодежи в возрастной структуре населения страны в 2018 году составляла 17.2% . И если за период с 2001 года по 2018 год произошло увеличение населения России с 146304 тыс. человек до 146880 тыс. человек (на 1.7%), то за этот же период численность всех групп молодежи сократилась с 33879 тыс. человек в 2001 году до 25272 тыс. человек в 2018 году, то есть в 2018 г. составила 74, 6 % от уровня 2001 года. Особенно резкое сокращение затронуло группу молодежи в возрасте 15-19 лет - по сравнению с 2001 годом численность этой группы молодежи в 2018 году составила только 55,3%.

Факторы формирования ценностных ориентаций выступают как непосредственные причины, детерминанты этого явления. Спектр элементов (или компонентов) системы ценностных ориентаций

чрезвычайно широк, еще большим разнообразием отличается система факторов их формирования. Можно привести множество классификаций факторов формирования системы ценностных ориентаций, различающихся в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации. В зависимости от уровней их возникновения и действия различают факторы нано, микро, мезо, макро и мегауровней, соответственно этим уровням различаются и факторы, классифицируемые по субъектам (институтам) формирования - индивид, семья, предприятия, организации, регионы, отрасли, государство.

Факторы формирования ценностных ориентаций молодежи могут быть дифференцированы на общие, характерные, как для молодежи, так и для всего населения России, и на специфические, определяемые статусом молодежи как особой социально-демографической группы, выделенной на основе возрастных характеристик и отличающейся от других социальных групп положением в обществе, интересами, потребностями. Так, общим фактором формирования экономического сознания всего населения (а ценностные ориентации рассматриваются здесь как элемент экономического сознания) выступает экономическая действительность, способ производства данного общества - определенный уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. Способ производства создает как бы общий фон той экономической среды, которая воздействует на сознание каждого члена этого общества., находит отражение в существующих в каждом обществе традициях, стереотипах сознания и поведения, обычаях, особенностях экономической культуры, которые воспринимаются человеком в процессе его воспитания, обучения, профессиональной деятельности. То есть общим детерминантом в процессе формирования ценностных ориентаций всего населения являются экономические факторы.

Специфические факторы формирования ценностных ориентаций молодежи могут быть дифференцированы в зависимости от места жительства, от принадлежности молодых людей к той или иной социальной группе, от места молодого человека в системе общественного разделения труда, от характера занятости, от способа получения и реализации доходов, от семейного положения и т. п. Дальнейшая дифференциация ценностных ориентаций внутри одной и той же социальной группы молодежи в зависимости от принадлежности к той или конкретной категории может быть обусловлена конкретным видом трудовой деятельности, которым занимается тот или иной молодой человек, имеющейся профессией, уровнем квалификации, образования, получаемым доходом и т.д.

В качестве одного из критериев классификаций факторов может выступать степень зависимости от субъекта. Различают объективные

факторы, на существование которых субъект не может повлиять, они не зависит от знания о них и от наших действий, и субъективные, обусловленные индивидуальными психологическими характеристиками, нравственными установками, менталитетом, а также сформировавшейся индивидуальной структурой потребностей молодого человека. Необходимость разграничения объективных и субъективных факторов формирования ценностных ориентаций, определяется тем, что само понятие ценностных ориентаций содержит в себе субъективный оценочный компонент.

К числу объективных факторов можно отнести: разные материальные стартовые условия, место жительства, территориальную доступность образовательных и медицинских учреждений, уровень инвестиций в человеческий капитал и т.п. В условиях рыночной экономики к числу объективных факторов формирования системы ценностей российской молодежи следует отнести молодежную безработицу и невозможность трудоустройства, платность образовательных и медицинских услуг, резкую дифференциацию и социальную поляризацию молодёжи, основанную на имущественном расслоении, Все эти факторы формируют у молодых людей чувства несправедливости, социальной незащищенности, порождает социальный пессимизм, депрессивные настроения, а депрессивные настроения ведут к иждивенчеству и апатии. Усугубляют депрессию насаждение и культивирование средствами массовой информации ценностей наживы и быстрого обогащения (неважно, какой ценой), демонстрация роскоши, расточительного потребления и паразитического существования собственников капитала и богатейших слоев населения. В совокупности это становится питательной почвой маргинализации и девиантного поведения молодежи. Отсюда видно, что по направленности воздействия факторы могут быть не только развивающие, которые придают новые прогрессивные качественные характеристики уже существующим элементам ценностных ориентаций, но и сдерживающие, придающие регрессивные качественные характеристики деятельности человека.

В факторах, характеризующих статичное состояние специфики системы ценностных ориентаций, заложен и другой вид специфики системы ценностных ориентаций, а именно её качественное состояние на том или ином этапе конкретно-исторического развития, специфика тех или этапов развития этой системы. При рассмотрении этого вида специфики применяется диалектический метод и исторический подход, что позволяет проследить историческую последовательность в процессе развития и охарактеризовать и специфику современного этапа развития системы ценностных ориентаций, и тенденции, направления изменений в будущем. Под влиянием развития экономической системы происходит развитие и

формирование новых специфических черт и признаков системы ценностных ориентаций, что находит выражение в переоценке ценностей, в изменении приоритетности и ранжирования в структуре ценностей.

В переходный период начала 90-х годов ХХ века произошли кардинальные изменения условий жизни общества (развал СССР, либерально-рыночные реформы, безработица), что нарушило преемственность базовых духовно-нравственных ценностей и сделало для молодежи преобладающими ценности биофизиологического, материального характера. Молодежь, которая в силу неопределенности своего будущего и нарушения межпоколенческой преемственности базовых духовно-нравственных ценностей, часто адаптируется к социально-экономической нестабильности общества в двух крайних формах - девиации и аберрации. Приоритетность этих форм напрямую связана с социальным и материальным положением представителей молодежи. Девиация (вплоть до криминальных проявлений) характерна для низкоресурсных слоев; аберрация характерна для высокоресурсных слоев, выдвигающих из своих рядов «лидеров новой формации» [4]. Невозможность удовлетворения насущных потребностей, необеспеченность существования, бедность одной части молодежи соседствует с демонстративно антисоциальным и нездоровым образом жизни «золотой молодежи», которая тратит все силы и ресурсы на ночные развлечения (вследствие чего не остается времени и желания на «дневные» заботы - учебу, карьеру, иные интересы и т.д.), утрирует рисковые и социально опасные формы поведения, зачастую злоупотребляя алкоголем и наркотиками. Молодежь является наиболее взрывоопасной с социальной и политической точки зрения группой, не находя возможностей для самореализации, обретения достойного места в социуме, будучи психологически неустойчивой, она может стать (и становится) питательной средой для роста социальной напряженности. В целом отмечается кризис ценностей российской молодежи, состоящий в падении авторитета образования, отсутствии чувства патриотизма, зависимости молодого поколения от телевидения, мобильных устройств, низком уровне общественной занятости [5, с. 205].

Современный этап развития характеризуется тем, что происходит процесс цифровизации всех сфер общественной жизни, что применительно к экономической системе нашло отражение в Программе "Цифровая экономика Российской Федерации", принятой в 2017 году и направленной на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и

цифровой грамотности [6]. Молодому поколению свойственна успешная ориентация в цифровом пространстве, взаимодействие с цифровыми образовательными ресурсами у молодежи проблем не вызывает, оно воспринимается как само собой разумеющееся действие. Более того, в исследованиях, посвященных влиянию цифровизации на формирование ценностей, отмечается, что Интернет и другие средства цифровизации мирового сообщества создают виртуальную реальность и, принципиально изменяя смысл социокультурных коммуникаций, привносят с собой неизвестную, новую систему мнимых ценностей в современное общество, в результате чего меняются мир ценностей человека, его отношение к окружающему миру [7, с. 55]. Виртуальное пространство становится нередко предпочитаемым миром, становясь не только временной средой обитания, но и способом борьбы с настоящим, приводящий к отчуждению от семьи, реального дела, долга. Философы видят опасность именно в уходе людей из реальной действительности в виртуальную реальность, мир имиджей, оценок и рейтингов, мир превращенных форм [8, с. 205].

Проявлением изменения ценностных ориентаций российской молодежи можно считать существование группы НЕЕТ. К этой группе относится молодежь в возрасте 15-24 лет, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков. Численность молодежи в возрасте 15-24 лет в общей численности населения соответствующей возрастной группы в 2018 году составляла 10,2 % [9], то есть 1443 тыс. человек. Объединяет группу НЕЕТ - молодежи то, что она существует за счет труда других людей. Распространение в Интернете социальных сетей приводит к тому, что потребности в общении этой категории молодежи реализуются в цифровом пространстве, создается иллюзия занятости, псевдозанятость. Исследователи говорят о том, что при попадании в данную группу последствия долговременны, повышаются риски маргинализации, бедности и социальной эксклюзии и т. д. Среди последствий пребывания в группе МЕЕТ отмечаются - уменьшение шансов на стабильную работу, низкий уровень заработной платы и доходов, зависимость от денежных трансфертов со стороны других членов семьи и социальных пособий государства [10].

При рассмотрении формирования системы ценностных ориентаций российской молодежи можно применить также пофазный критерий классификации, то есть разграничить ценностные ориентации в фазе личного потребления и в фазе производства, трудовой занятости. В исследованиях системы ценностей российской молодежи её жизненная позиция характеризуется тем, что преобладающим становится тип жизненного самоопределения, в котором индивидуалистическая потребительская жизненная позиция сочетается с почти полным отсутствием стремления упорно трудиться, приобретать необходимые в

«Гуманитарный научный журнал» ^^ Электронный научный журнал

2020, №1 РЛРШИ[МП ^БЫ 2411-2550

рыночном обществе знания и навыки. Материальные ценности (деньги, высокий заработок, материальный достаток, богатство, комфортные условия проживания) занимают ведущую позицию в структуре ценностей молодежи, соперничая с коммуникативными или терминальными (друзья, хорошие отношения в семье, требовательные, но справедливые руководители на работе) и трудовыми (интересная работа, дело по душе) ценностями [11, с. 48]. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, её выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания [12, с. 48] .

Падение престижа и авторитета труда выступает тревожной тенденцией в развитии системы ценностных ориентаций российской молодежи. Эта тенденция в сфере труда сочетается с тенденцией в сфере личного потребления, характеризующейся преувеличением роли личного потребления в жизни человека, когда человек видит во всех формах и разновидностях потребления смысл и цель жизни. Факторами формирования такой тенденции в трансформации ценностных ориентаций молодежи выступают средства массовой информации, создающие с целью сбыта товаров и услуг искусственные, надуманные потребности, приобретение которых становится мерилом социального счастья, мерилом социального благополучия индивида. Под воздействием рекламы, средств массовой информации, внушающих, что только приобретение и потребление престижных товаров дает ощущение достойного уровня жизни, происходит укоренение психологии потребительства.

Между тем в структуре потребностей личности потребность в труде выступает как основа потребностей высшего уровня, как ценностная ориентация творческой созидательной личности. Труд предоставляет возможность и предполагает проявление высоких моральных качеств -трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности. Реализация потребности в труде ограждает человека от опасности потребительского подхода к жизни, возникновения неразумных, вредных для личности и общества потребностей, удовлетворение которых приводит к физической и духовной деградации человека. Доминирование в структуре потребностей личности потребности в труде способствует не деградации человека, а развитию его как созидателя, творца, инновационного человека. Поскольку отношение к труду в системе ценностных ориентаций личности формируется и закладывается на протяжении всей жизни человека в процессе социализации личности: воспитания, образования, трудовой деятельности, постольку вся система факторов формирования ценностных ориентаций

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал

ISSN 2411-2550

российской молодежи должна быть направлена на подготовку с раннего детства труженика, стремящегося к высшим достижениям в общественно полезном труде, для которого труд становится первой жизненной потребностью, средством самоутверждения и самореализации личности.

Библиографический список

1. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951. - Р. 395-398.

2. Пригожин, А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А.И. Пригожин - М., Издательство «Дело» АНХ, 2010. - 432 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2018: Статт.сб./Росстаг. - М., 2018 - 694 с.

4. Вагин Д. Ю. Преемственность поколений в сфере духовно - нравственных ценностей современной молодежи России Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Нижний Новгород 2016.

5. Шматова Е. С. Кризис ценностей современной российской молодежи / Лосевские чтения Труды международной ежегодной научной конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова. 2015. С. 205-208.

6. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р / http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuP gu4bvR7M0.pdf (дата обращения 13 марта 2020 г.).

7. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации./ Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. - № 2. -С. 55 - 66.

8. Моисеева А.В. Влияние информационного пространства общества на формирование духовно(нравственных ценностей современной российской молодежи/ Философские науки, 2015, №2(4). С. 201-205.

9. Федеральная служба государственной статистики./ Индикаторы достойного труда//http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/ wages/ Дата обращения к ресурсу: 14.03.2020.

10. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении [Электронное издание] / [М. К. Горшков и др.]; Отв. редактор М. К. Горшков. - Электрон. текст. дан. (объем 1,5 Мб) - М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017. - 129 с.

11. Кагитина С.Ю. Эволюция системы ценностей современной российской молодежи/Гуманизация образования. - 2010. - №1.- С. 46-51.

12. Рудник Н.А., Колесниченко Е.А., Глушкова Т.С., Денисова А.О. Динамика ценностей и ценностных ориентаций российской молодежи // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2015 №3, https://sfkmn.ru/PDF/02SFK315.pdf

13115111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.