Научная статья на тему 'Роль и место ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи'

Роль и место ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIO-PROFESSIONAL ORIENTATION / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / SELF-DETERMINATION OF YOUTH LIFE / СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ / THE SYSTEM OF YOUTH ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жупник О.Н., Чигрин В.А.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся роли и места ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи. Раскрываются основные понятия, содержание, структура, функции, механизм действия и развития ценностных ориентаций, определяются координаты ценностных ориентаций молодежи. Представлены основные макропозции, характеризующие основные ценностные системы современного общества. Подчеркивается необходимость комбинированного подхода к типологизации системы ценностных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жупник О.Н., Чигрин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF VALUE AND SOCIO-PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE LIFE OF SELF-DETERMINATION OF YOUTH

The article deals with the role and place of values and socio-professional orientation of young people in the system of the life of self-determination. Reveals the basic concepts, content, structure, function, mechanism of action and the development of value orientations, the coordinates of the value orientations of youth. The main makropoztsii characterizing the basic value system of modern society. The necessity of a combined approach to the typology of the system of value orientations of youth.

Текст научной работы на тему «Роль и место ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи»

СОЦИОЛОГИЯ

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 3-10.

УДК 316.023.6

РОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Жупник О. Н., Чигрин В. А.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым

E-mail: sociochigrin@mail.ru, sociolesya@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся роли и места ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи. Раскрываются основные понятия, содержание, структура, функции, механизм действия и развития ценностных ориентаций, определяются координаты ценностных ориентаций молодежи. Представлены основные макропозции, характеризующие основные ценностные системы современного общества. Подчеркивается необходимость комбинированного подхода к типологизации системы ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, социально-профессиональные ориентации, жизненное самоопределение молодежи, система ориентаций молодежи.

ВВЕДЕНИЕ

Поиск своего места в окружающем мире - проблема, которую приходится решать каждому молодому человеку. Ее сложность заключается в том, что, во-первых, он не имеет достаточного жизненного опыта, который бы делал возможным реальное оценивание своих возможностей и предпочтений. Во-вторых, в процессе становления необходимых для окончательного самоопределения социально значимых характеристик человека на него влияет ряд факторов, которые часто действуют в противоположных направлениях. Речь идет, в первую очередь, о социальной среде и особенно о микросреде, в которой происходит его становление.

Заметим, что в условиях переходного общества, когда происходит серьезная борьба старых и новых идеалов на всех «этажах» общественного организма, осложняемая побочными последствиями глобализации, эти противоречия с особой силой фокусируются именно в процессах, которые касаются области жизненного самоопределения. В конечном итоге характер и механизмы поиска индивидуально избранных путей самоопределения в значительной степени зависят от принадлежности молодого человека к определенным социумам, которые формируют стартовые условия для социализации и профессионализации личности.

Следовательно, для решения этой многоаспектной проблемы каждый юноша или девушка должны найти для себя социально и индивидуально приемлемую

систему ценностных координат, в которой, собственно, и будет происходить процесс жизненного самоопределения. Сегодня уже ни для кого не является открытием, что именно ценности играют в обществе интегративную роль. На основании их личность осуществляет свой жизненный выбор. Личностные ценности основываются на системе ценностей, которые доминируют в определенном обществе, а последние, в свою очередь, аккумулируют и отражают выбор определенных целей и средств их достижения.

Не обращаясь к характеристике механизмов социализации личности, обстоятельно описанных в научной литературе (Бенгстон, Блек, Вильямс, Малиновский, Пули, Мид, Фрейд, Пиаже, Колберг и др.), отметим, что практически все исследователи этого процесса соглашаются с тем, что если у детей социализация по большей части происходит через простую имитацию, то у молодежи этот процесс приобретает форму идентификации через восприятие и самостоятельную выработку ценностных ориентаций.

От поколения к поколению длится постоянная передаваемость совокупного опыта в виде ценностей, знаний, умений, норм путем формирования ценностных ориентаций, которые образуются по таким направлениям, как социально-структурные ориентации и планы; ориентации на определенный образ жизни; ориентации на деятельность и общение в сфере разных социальных институтов [1].

Все эти направления взаимосвязаны, поскольку в конечном итоге влияют на процесс жизненного самоопределения молодежи в целом, определенных ее отрядов, каждого молодого человека, но иерархию этих направлений нельзя считать идентичной во всех этих случаях.

Следует понимать, что система ценностных ориентаций и, соответственно, нормативов в первую очередь испытывает влияние общих закономерностей развития общества, в частности вектора этого развития, включая его целеполагание; характера экономического, политического, социокультурного аспектов этого развития; содержания каждого из этих аспектов на конкретном временном отрезке.

Все эти факторы являются закономерными для отдельных показателей развития, к которым, без сомнения, положена ценностно-нормативная система общества, и его составляющих на каждом таком этапе.

На формирование системы и иерархии ценностных ориентаций, по нашему мнению, влияют:

• тип и характер общества, в котором это формирование происходит;

• тип и особенности социума, при условиях которого происходит процесс первичной социализации личности;

• тип и характер социальной микросреды личности в процессе формирования ее ценностных ориентаций;

• тип прирожденного и аскриптивного социального статуса человека.

По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых, понятие трансформации общества следует рассматривать как сложный и противоречивый процесс перехода от старых, в значительной степени традиционных укладов к современному индустриальному производству с широким использованием

РОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИРОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

рыночных механизмов. При этом должна идти речь о системной трансформации, к которой принадлежат изменение политической, а иногда и государственной системы, возобновление на рыночных принципах экономической системы, приспособление к нормам и требованиям мирового рынка и, наконец, о качественных изменениях в духовно-культурных ориентирах общественного развития.

В переходном обществе жизненное самоопределение молодежи усложнено переоценкой традиций, норм и ценностей. Поэтому отдельные исследователи, в частности Е. Злобина, считают, что если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих генераций, то теперь молодые люди усваивают и творят новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя. Нередко это предопределяет существование противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи. Как следствие, в молодежной среде одновременно функционируют разные модели жизненного самоопределения [2].

Аргументировать этот вывод мы можем, опираясь на уже хрестоматийное положение, что система ценностей сочетает ценности общечеловеческие, основой которых является тысячелетний опыт человечества, а также «ценности - цели» и «ценности - средства». К ценностям - целям, как известно, принадлежат ценности человеческой жизни, семьи, здоровья, воли и т. п., которые являются терминальными, как правило, пролонгированными во времени и тесно связанными с ценностями общечеловеческими. К так называемым инструментальным ценностям принадлежат средства достижения целей, присущие определенному обществу, в частности инициативность, смекалка, организованность и тому подобное.

Понятие ценностных ориентаций охватывает социально-политические, моральные, научные, правовые аспекты, а следовательно, изучается специалистами соответствующих профилей. Безусловно, процесс изменения этих ориентаций происходит слишком неравномерно в разных социальных группах людей, поэтому подходы и аспекты исследования их отличаются.

Да, В. Б. Ольшанський исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей, рассматривая их как направленность отдельной личности или группы на разные формы социальной значимости.

А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов связывали понятие ценностной ориентации с психологическим понятием установки личности, и поскольку его объект - ценность - имел, по их определению, общественный характер, то и установки личности начали рассматривать как социальные, а сам феномен ценностной ориентации - как социально-психологический [3].

Совокупность ценностных ориентаций образует своеобразную ось сознания, которое обеспечивает стабильность личности, определенный тип поведения и деятельности, которая осуществляется в ключе потребностей и интересов человека. Вследствие этого сами ценностные ориентации выступают в качестве важного фактора, который предопределяет мотивацию действий и поступков личности.

Основным содержанием ценностных ориентаций личности являются ее мировоззренческие, моральные убеждения, принципы поведения. Именно благодаря

этому в любом обществе, по общему убеждению, ценностные ориентации как элементы саморегуляции поведения личности представляют предмет воспитания, целеустремленного влияния. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности.

Развитость ценностных ориентаций свидетельствует о зрелости личности, служит индикатором меры ее социальности. Устоявшаяся и непротиворечивая структура ценностных ориентаций предопределяет такие качества личности, как целостность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, а также активность жизненной позиции.

Очевидно, ценностные ориентации, которые мы понимаем именно в этом контексте, не всегда совпадают со структурой ценностей, которая функционирует в общественном сознании. Могут возникать такие ситуации, при которых образуется своеобразный разрыв между оценками состояния дел, общими установками и ориентациями, направленными в будущее, и действительностью.

Если учесть, что ценностные ориентации подталкивают личность к социальной активности и, без сомнения, связаны с выбором ценностей, это будет означать, что, избирая ценность, человек тем же формирует свое отношение к ней, избирает собственную позицию. Ценностные ориентации выполняют очень важные для личности функции, корректируя процесс ее отношений с обществом. Действенность ценностных ориентаций сказывается в том, что они делают возможным удовлетворение основных потребностей человека с помощью тех способов и ценностей, которые имеет в своем распоряжении конкретное общество.

Характерной чертой каждого человека в период коренных общественных изменений является осознание собственной причастности к глубинным процессам и событиям, в этом обществе происходящим. И это не может не отражаться на формировании ценностных ориентаций личности, содержание которых непрестанно обогащается общечеловеческим содержанием и влияет на направленность ее личных интересов и потребностей. Но иногда существует определенный разрыв между объективными ценностями и субъективной способностью к их восприятию.

Специфику ценностных ориентаций разных социальных групп отечественные обществоведы активно начали изучать уже во времена перестройки, но утверждать, что она была всесторонне исследована, проблематично даже сегодня, в начале ХХ1 в.

Ведь ценностные ориентации выражают то, что в жизни является важнейшим для человека, имеет для него личный смысл и определяет его жизненные цели.

Следует отметить также, что природа и содержание ценностей не могут адекватно восприниматься безотносительно к социальным и политическим механизмам, которые влияют на них. Радикально ценности изменяются в зависимости от того, какой этап исторического развития переживает общество.

На решение, которое побуждает к действию, непосредственное влияние производит то, как человек оценивает мир, как воспринимает свое место в нем и оценивает события, которые происходят. К тому же, поскольку человек, как правило, живет и действует в своеобразном социуме, с которым он себя идентифицирует, можно говорить, что его ценностные ориентации испытывают влияние этого социума.

РОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИРОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Анализ многих дефиниций ценностных ориентаций дает основания отметить, что проблема всестороннего изучения их возникла на стыке нескольких научных дисциплин: на уровне философско-социальных наук ценностные ориентации соотносятся с категориями норм и ценностей, нормативно-ценностных систем и социального действия; на уровне конкретно-социологических дисциплин - с категориями мотивации и устремления; на уровне общей психологии и социальной психологии - с категориями, которые описывают механизм поведения и регуляции деятельности человека.

Такая «междисциплинарность», с одной стороны, ощутимо обогащает анализ проблемы, а с другой - усложняет выработку ее понятийного аппарата. Это в полной мере касается проблемы ценностных ориентаций. Но придерживаясь логики нашего исследования, мы подробнее проанализируем именно процесс формирования ценностных ориентаций, с помощью которого, думаем, возможно определенное сближение позиций исследователей проблемы - философов, социологов, психологов.

Итак, вопервых, для каждой группы ценностных ориентаций характерным является «свой», специфический набор ценностей, что в главном хранит свою целостность, иерархию и качественную определенность.

Во-вторых, исследования доказывают, что на структуру ценностных ориентаций отдельных групп общества влияют: содержание социально-экономических, политических и социально-культурных процессов, которые происходят в обществе (Приходько); генерационная принадлежность (Гаврилюк, Трикоз); профессия; квалификация; образование (Ядов); принадлежность к городскому или сельскому социуму (Чигрин).

В-третьих, в самом наборе ценностей, который представляет основу ценностных ориентаций определенной группы общества, происходит постоянная ротация отдельных качественных характеристик этих ценностей, и она тем более активна, чем менее структурировано это общество.

Опираясь на материалы исследований, проведенных российскими (Н. Лапин) и украинскими (О. Балакирева) учеными, Е. Злобина выделяет четыре разных макропозиции, которые характеризуют самые типичные ценностные системы современного общества.

Это либеральный гуманизм, ориентированный на ценности жизни как наивысшей самоценности. Он сочетает традиционные и современные ценности: высокую значимость семьи, взаимопомощи, нравственности с высокой оценкой инициативы, стремления успеха.

Вторая макропозиция - рациональный конформизм - фиксирует постепенную переориентацию с позиций традиционной адаптации к обстоятельствам в направлении апелляции к законам, высокой ценности работы и готовности работать с полной отдачей, если работа дает надлежащий заработок.

Третья макропозиция объединяет людей, ценностное кредо которых выражает девиз «Я сделал себя сам». В этой позиции высоко ценят здоровье, благосостояние,

комфорт для себя и своей семьи, но в то же время пытаются дистанционироваться от помощи бедным и незащищенным, если этим можно навредить себе.

Четвертая макропозиция - властолюбивый эгоизм - базируется на трех системообразующих ценностях. Авторитарность и свободолюбие сочетаются в ней с ценностью благополучия. В этой позиции просматривается болезненная альтернатива современной жизни - расхождение между нравственностью и властью, которая является очень типичной в массовом сознании [2].

В соответствии с одной из этих систем или на основании их комбинации с одним из определенных нами типов формируются ценностные ориентации, которым свойственна совокупность качественных характеристик в разных комбинациях и объеме.

Жизненное самоопределение - это процесс, присущий всем без исключения представителям молодежи, независимо от пола, возраста, социальной и национальной принадлежности, состава характера и темперамента. Однако сам процесс жизненного самоопределения является предельно неоднозначным для разных отрядов, когорт и групп молодежи. Он детерминирован рядом взаимозависимых факторов.

Характеризуя первую группу факторов, напомним, что любой человек одновременно функционирует в сферах социальной жизни и производства. К тому же к ним присоединяются факторы родового (естественного) и личностного порядков.

Во-вторых, стоит напомнить, что система образования, особенно среднего специального и высшего, выполняет как экономические функции, обеспечивая рост производительности труда, так и функции воссоздания социальной структуры общества через межгенерационную социальную мобильность. Но для этого нужны расчеты, которые, с одной стороны, будут учитывать потребности рынка труда, а с другой - возможности учебных заведений удовлетворить эти потребности.

В совокупности эти две группы факторов определяют координаты ценностных ориентаций молодежи.

Отметим, что благодаря многочисленным публикациям, посвященным ориентациям молодежи, научный аппарат, и первую очередь понятийный, в настоящее время приобрел слишком запутанный вид, хотя в академическом толковом словаре термин «ориентация» толкуют предельно четко и ясно, выделяя три своеобразных черты:

а) определение своего местонахождения;

б) умение разобраться в чем-либо;

в) направленность деятельности в интересах кого-либо или чего-нибудь [4].

Что касается системы ориентаций молодежи, то ее можно определить как

динамически изменяемую совокупность взглядов на ее нынешнее и будущее состояние в обществе с точки зрения социального и профессионального статуса, умения сопоставить свои собственные возможности с определенной целью жизни и, наконец, целеустремленную деятельность относительно реализации этой цели [5].

РОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИРОЛЬ И МЕСТО ЦЕННОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

ВЫВОДЫ:

Таким образом, учитывая особенности объекта исследования, отметим, что в процессе изучения системы ценностных ориентаций молодежи мы должны исходить из таких принципиальных моментов:

- во-первых, социально-профессиональные и поселенческие ориентации молодежи формируются не иначе как через систему ценностных ориентаций;

- во-вторых, в результате определенной ограниченности собственного профессионального и социального опыта, размытости стартовых представлений о цели и смысле жизни ценностные ориентации большинства молодежи, особенно ее младших возрастных групп, имеют весьма общий, неопределенный характер;

- в-третьих, исходным пунктом формирования ценностных ориентаций молодежи является диалектическое противоречие между личностными идеалами и реальным социальным опытом;

- в-четвертых, система ценностных ориентаций молодежи имеет тенденцию к динамической трансформации под воздействием реальных социальных перемещений разных ее слоев и групп;

- в-пятых, для молодежи характерной является определенная конфликтность между системой ценностных ориентаций, которая формируется, и условиями их реализации на практике, прежде всего в социально-профессиональном и поселенческом аспектах.

Сравнивая данные анализа собственных исследований с теоретическими положениями опубликованных в разное время материалов, мы пришли к заключению о необходимости комбинированного подхода к типологизации системы ценностных ориентаций молодежи.

Список литературы

1. Овшинов А. Н. Системный анализ противоречий социально-групповой структуры общества: Автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. - Ростов-на-Дону, 1992. - 32 с.

2. Мистецтво життетворчосл особистосп: у 2-х ч. - Теорш i технолопя життетворчосл. - К., 1997. - Ч. 1. - 392 с.

3. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР № В 2-х т. - М.: Наука, 1965. - Т. 2.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: ЮНВЕС, 1990. -1376 с.

5. Чигрин В. А. Теоретико-методологический анализ понятия «сельская молодежь» // Культура народов Причерноморья. - 2004. - № 50. - Т. 2. - С. 196-201.

UDC 316.023.6

THE ROLE AND PLACE OF VALUE AND SOCIO-PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE LIFE OF SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Chigrin V., Zhupnik O.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: sociolesya@mail.ru

The article deals with the role and place of values and socio-professional orientation of young people in the system of the life of self-determination. Reveals the basic concepts, content, structure, function, mechanism of action and the development of value orientations, the coordinates of the value orientations of youth. The main makropoztsii characterizing the basic value system of modern society. The necessity of a combined approach to the typology of the system of value orientations of youth.

Keywords: values, value orientation, socio-professional orientation, self-determination of youth life, the system of youth orientations.

References

1. Ovshinov A.N. System analysis of the contradictions of social and group structures of society: Author. diss. ... Dr. Sociology. Sciences. - Rostov-on-Don, 1992. - 32 p.

2.Art zhiznetvorchestva personality: In 2 parts. - Theory and technology zhiznetvorchestva.. - K., 1997. - Part 1 - 392 s.

3. ZdravomyslovA.G, VA Poisons The attitude toward work and values of the person // Sociology in the USSR in the number 2 m -. M .: Nauka, 1965. - T. 2.

4. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. - M .: YUNVES, 1990. - 1376 p.

5. Chigrin V.A. Theoretical and methodological analysis of the concept of "rural youth" // Culture of the Black Sea. - 2004. - № 50. - T. 2. - P. 196-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.