Научная статья на тему 'Карьера в системе ценностей современной студенческой молодежи'

Карьера в системе ценностей современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
879
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / CAREER / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жупник О.Н.

На основе результатов социологических исследований предлагается анализ представлений о ценности карьеры в жизни студенческой молодежи. Исследования осуществлялись в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского путем массового анкетного опроса, а также трех фокус-групп, проведенных на его основе. Результаты исследований характеризуют иерархию ценностей студенческой молодежи Крыма. Несмотря на некоторые изменения в ценностных ориентациях студенчества (падение престижа ценностей социальной значимости образования), наивысшие позиции в иерархии ценностей продолжают занимать ценности семьи и здоровья. Карьера же как самостоятельная ценность студентами не воспринимается. В представлениях о карьере как ценности студенты ориентированы на показатели материального достатка и социального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER IN THE VALUE SYSTEM OF MODERN STUDENT YOUTH

The increased rate of social change entailed changes in the value system of the life of today's youth. The increased influence of information technologies, the gradual shift of labor activity into the service sector, the acceleration of the pace of life, increased competition in the global labor market, increased mobility cause changes in the personal life plans. The consequence of high professional workload, both men and women, is the increasing conflict in the most important spheres of life family and work. It should be recognized that they stimulate this conflict and the processes occurring in domestic education, especially in high school and, especially, in higher education. In this regard, the study of students' ideas about career in the context of ill-conceived modernization changes in higher education acquires particular relevance. The data of a number of studies show that by the time they enroll in universities, as well as at the stage of study, many students do not imagine their further professional activity, which is primarily due to the choice of specialty. Based on the results of sociological research, an analysis of ideas about the value of a career in the life of students is proposed. Studies were carried out in the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky through a mass questionnaire survey, as well as three focus groups conducted on its basis. The research results characterize the hierarchy of values of students of the Crimea. Despite some changes in the value orientations of students (the decline in the prestige of the values of the social importance of education), family and health values continue to occupy the highest positions in the hierarchy of values. Career is not perceived as an independent value by students. In the notions of career as a value, students are focused on indicators of material wealth and social status. Conducted sociological studies indicate an ambiguous attitude towards students of the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky, as well as other universities, whose data were analyzed in the process of writing the article. The main values of young people are still family and health, however, although career is not among the priority values, the answers to indirect questions indicate that professional growth plays a fairly high role in the career strategies of Crimean students. This can contribute to the popularization of the image of a woman making a career in the media.

Текст научной работы на тему «Карьера в системе ценностей современной студенческой молодежи»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 2. С. 19-27.

УДК 371.13+316.477

КАРЬЕРА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

Жупник О. Н.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: sociolesya@mail.ru

На основе результатов социологических исследований предлагается анализ представлений о ценности карьеры в жизни студенческой молодежи. Исследования осуществлялись в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского путем массового анкетного опроса, а также трех фокус-групп, проведенных на его основе. Результаты исследований характеризуют иерархию ценностей студенческой молодежи Крыма. Несмотря на некоторые изменения в ценностных ориентациях студенчества (падение престижа ценностей социальной значимости образования), наивысшие позиции в иерархии ценностей продолжают занимать ценности семьи и здоровья. Карьера же как самостоятельная ценность студентами не воспринимается. В представлениях о карьере как ценности студенты ориентированы на показатели материального достатка и социального статуса. Ключевые слова: карьера, ценность, ценностные ориентации, студенческая молодежь.

ВВЕДЕНИЕ

Возросший темп социальных изменений повлек за собой изменения в системе ценностей жизни современной молодежи. Усиление влияния информационных технологий, постепенное смещение трудовой активности в сферу обслуживания, ускорение темпов жизни, рост конкуренции на мировом рынке труда, возросшая мобильность - вызывают изменения в жизненных планах личности. Следствием высокой профессиональной загруженности, как мужчин, так и женщин, становится возрастающая конфликтность важнейших сфер жизни - семьи и работы. Следует признать, что стимулируют эту конфликтность и процессы, происходящие в отечественном образовании, прежде всего в старших классах средней школы и, особенно, в высшей школе.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение представлений студентов о карьере в условиях непродуманных модернизационных изменениях в высшей школе. Данные ряда исследований свидетельствуют, что многие студенты к моменту поступления в вузы, как и на этапе обучения, не представляют себе дальнейшей профессиональной деятельности, что связано в первую очередь с не осознанным в полной мере выбором специальности. По данным ряда исследований В.А. Чигрина к моменту поступления в вуз не более 50-52 процентов абитуриентов представляют себе особенности профессии, которую они приобретут по окончании учебы [1, 2, 3]. Особенно подобная ситуация «расцвела» в результате введения ЕГЭ,

19

возможности выбора абитуриентами ряда специальностей и вузов. Поэтому вполне естественно то, что по окончании вуза не все выпускники хотят работать по специальности.

Цель статьи - проанализировать и уточнить роль карьеры в системе жизненных ценностей студенческой молодежи (на примере студентов Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского).

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Однако вначале обратимся к уточнению самого понятия «карьера». Прослеживая этимологию данного понятия, нужно отметить, что слово карьера было заимствовано в первой половине XIX в. из французского языка, где carrière «карьера» означало «самый быстрый ход лошади», из итальянского carriera - «путь экипажа», что является производным от латинского carro - «телега, повозка» (см. карета) [4]. Важно отметить, что в советское время все, что связано с этим понятием, носило негативный оттенок. В советском Энциклопедическом словаре 1981 года сказано, что «карьера» - это продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды, а «карьеризм» связывается с эгоизмом и описывается как «беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными, индивидуалистическими целями». Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века, появляются работы, в которых рассматриваются такие понятия, как профессиональный успех, карьера, карьерное продвижение и другие. Также, появляются работы практического характера, в которых предлагаются советы, как достичь успеха в профессии, в карьерном росте и т.п. Большой экономический словарь 2000 года уже в полной мере отражает сдвиг в общественном сознании: карьера, по определению авторов словаря, - это «успешное продвижение в какой-либо области и род занятий, профессия», а «карьеризм» - «погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного благополучия». Если у слова «карьерист» еще остается отрицательный оттенок, то под выражением «делать карьеру» понимается профессиональная самореализация [5, с. 113].

Карьеру можно трактовать в широком и узком смыслах. Узкое понимание карьеры связано с постепенным восхождением к самому верху карьерной лестницы, которое длится на протяжении всей трудовой деятельности индивида. В наиболее общем смысле данное понятие рассматривают как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы и т.д.» [5, с. 198].

Социологический словарь определяет данное понятие как «последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека», как «успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной или иной иерархии» [6]. При этом под трудовой карьерой понимается «индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения работника по вертикальной шкале

20

сложности труда или социальной лестнице рабочих мест» [5, а 198]. Сегодня вместо понятия «карьера» часто используется понятие «социальный лифт», ставшее достаточно модным как на уровне государства, так и в обиходной речи.

Несмотря на различия определений, во всех подходах к данному понятию четко прослеживается инструментальная сущность карьеры, т. е. ее понимание как процесса продвижения по службе, работе, смены состояний, динамики роста.

Стоит отметить, что изучение представлений о карьере у студентов российских вузов показывает, что карьера воспринимается студентами в размытом и достаточно широком смысле слова [7].

Поэтому в данной статье мы приводим результаты социологических исследований, целью которых было изучение представлений о карьере как ценности современной студенческой молодежи на примере студенчества Крыма, высшее образование которого затронуло «украинский период» и переход к критериям высшего образования Российской Федерации. Предполагается, что данные исследований могут способствовать уточнению представлений о ценностных ориентациях современной студенческой молодежи, изучению различных аспектов, связанных с карьерой молодежи, способствовать построению карьерных стратегий молодежи.

Следует отметить, что подобные исследования в Крыму, касающиеся изучения профессионального роста студенческой молодежи, были проведены в 2011-2017 гг. в ряде учебных учреждений под руководством В.А. Чигрина [1, 2, 8, 10].

Результаты исследований свидетельствуют, что наиболее важной ценностью в жизни молодых крымчан является семья, что отметило в общей сложности около 24 % опрошенных (Рис. 1). На втором месте - ценность здоровья (16%), а на третьем месте варьируются ценности свободы (12%), самореализации (13%) и материального благополучия (12%). Стоить подчеркнуть, что семья является главной ценностью для всей российской молодежи, о чем свидетельствуют данные общероссийских социологических исследований [10]. Карьера же в иерархии ценностей студенческой молодежи Крыма занимает одну из предпоследних позиций (всего 4%).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека?» (в % от числа опрошенных).

21

Однако стоить отметить некоторые противоречия, касающиеся декларируемых ценностей и реального поведения. Несмотря на то, что ценности семьи занимают первую позицию в иерархии, статистика свидетельствует о росте числа разводов в Крыму. По состоянию на 2017 год распалось 64 % заключенных браков, то есть в 2017 году было зарегистрировано 14430 браков, и 6786 разводов. Также можно отметить и падение рождаемости, если в 2015 году родилось 24039 человек, в 2016 году - 22944 человек, то в 2017 году - 20849 человек.

Кроме того, в 2017 году снизилось число заключенных браков (на 15% меньше, чем в 2016 году), о чем свидетельствуют материалы отчета, размещенного на сайте Госстата Крыма, что никак нельзя охарактеризовать ориентацией в поведении на такую ценность, как семья [11].

Учитывая разрыв между декларируемыми ценностями и реальным поведением респондентов, мы протестировали отношение к карьере с помощью ряда непрямых вопросов (латентно-структурный анализ). Ответы на следующие вопросы подтверждают наше предположение о том, что отношение к карьере у студентов все же неоднозначно. Для уточнения отношения к карьере предусматривался вопрос: «Если бы вам предложили занять высокооплачиваемую должность, вы бы согласились, понимая, что будете мало времени уделять семье?» (Рис. 2).

Рис. 2. Если бы Вам предложили занять высокооплачиваемую и престижную должность, Вы бы согласились, понимая, что будете мало времени и внимания уделять семье? (в % от числа опрошенных).

На данный вопрос 67% респондентов ответили положительно, 12% -отрицательно, а 11 % студентов считают, что данный выбор зависит от обстоятельств. Данный ответ подтвердил наше предположение о неоднозначном отношении студентов к карьере. Оно заключается в том, что, несмотря на то, что карьера занимает в иерархи ценностей достаточно низкую позицию (4% от общего числа опрашиваемых), то, большинство опрошенных (67 %) заявило о готовности уделять больше времени высокооплачиваемой и престижной должности, чем семье. Хотя, здесь важно отметить значительные расхождения в ответах девушек и юношей.

22

Наше предположение о неоднозначном отношении к ценности карьеры подтверждают и ответы на следующие вопросы. Так, на вопрос «Готовы ли Вы рисковать ради карьеры?», 57% студентов дало положительный ответ, при чем как девушки, так и юноши, 26% респондентов (преимущественно девушки) ответили, что «есть вещи, которыми нельзя рисковать ради карьеры, например, семья», а некоторые студенты (17%) считают, что можно и «рыбку съесть и в должность сесть».

Рис. 3. Готовы ли вы рисковать ради карьеры? (в % от числа опрошенных).

Анализируя данный ответ, предполагаем, что подобное желание рисковать (57 %) можно было бы объяснить, прежде всего, юношеским максимализмом, также, что у опрашиваемых имеются весьма приблизительные представления о возможных рисках, а также о том, что же такое карьера.

На вопрос «Хотели ли бы Вы стать руководителем», положительно ответило 70 % студентов, причем мотивы - совершенно разные (Рис. 4).

Рис. 4. Хотели бы Вы стать руководителем? (в % от числа опрошенных).

Ответы показывают, что привлекательность руководящих должностей заключается в основном в высокой оплате. О других составляющих руководства молодые люди, если судить по их ответам, задумываются мало.

В следующем вопросе мы попытались выяснить, что же понимают студенты под карьерой (Рис. 5).

23

Рис. 5. Что такое, по Вашему, карьера? (в % от числа опрошенных).

Ответы на вопрос: «Что же такое карьера?» показывают, что большинство студентов (50 %) понятие карьеры непосредственно связывают с материальным благополучием. 18 % респондентов считают, что карьера - это продвижение к более успешному положению в обществе. Аналогичное количество респондентов (18 %) под карьерой подразумевают самореализацию, ведущую к духовному росту, знаниям, мудрости. 13 % студентов считают, то карьера - это продвижение по служебной лестнице. Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что понятие карьеры у опрошенных студентов ассоциируется, прежде всего, с материальным благополучием и высоким социальным статусом.

И на последний вопрос: «Какой образ больше представлен в современных СМИ: образ матери, жены, возлюбленной или образ женщины, делающей карьеру?» 54 % студентов ответили, что преимущественно транслируется образ женщины, делающей карьеру, 13 % - образ матери, 6 % - образ возлюбленной, 6 % - образ жены, 21 % студентов предложили другие варианты (Рис. 6).

Рис. 6. На Ваш взгляд, какой образ больше представлен в современных СМИ: образ матери, жены, возлюбленной или образ женщины, делающей карьеру? (в % от

числа опрошенных).

24

Ответы на данный вопрос подтверждают общероссийские тенденции, согласно которым образ женщины в современных средствах массовой коммуникации переживает ряд трансформаций - от женщины-матери до женщины, делающей карьеру [12, 13]. Здесь, по нашему мнению, учитывая демографические показатели, свидетельствующие о падении рождаемости, росте разводов и уменьшении количества заключенных браков, важно подчеркнуть важность формирования позитивного образа материнства в СМИ, так как именно образ женщины-матери в общественном сознании занимал особое место и оказал огромное влияние на формирование системы ценностей, присущей российскому обществу, определил специфику отечественной культуры. При этом важно показывать, что материнство не мешает карьере женщины, способствуя ее самосовершенствованию.

ВЫВОДЫ

Проведенные социологические исследования свидетельствуют о неоднозначном отношении к карьере у студентов Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, равно как и других вузов, данные которых анализировались в процессе написания статьи. Главными ценностями молодых людей по-прежнему остаются семья и здоровье, однако, хотя карьера и не входит в число приоритетных ценностей, ответы на непрямые вопросы свидетельствуют о том, что профессиональный рост играет достаточно высокую роль в карьерных стратегиях студенческой молодежи Крыма. Этому может способствовать популяризация образа женщины, делающей карьеру в СМИ.

Важно отметить, что данные тенденции, безусловно, заслуживают более подробного изучения, так как, изучая ценности молодежи, особенно в отношении карьеры и семьи, мы можем спрогнозировать будущее нашего общества.

Список литературы

1. Чигрин В.А. Идеология, методология и практика выбора в образовательном пространстве современного ВУЗа / В.А.Чигрин, В.А. Лагутин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. - Том 2 (68). -2016. - № 1. - С. 27-34.

2. Чигрин В.О. Теоретико-методолопчш аспекти дослщження сучасно! сшьсько! молода (постановка проблеми) / В.О. Чигрин // Вюник Одеського нащонального ушверситета: зб. наук. Праць. - Одеса, 2011. - Т 16, Вип. 8: Соцюлопя i полгтичт науки. - С. 121-129.

3. Чигрин В.А. Особливосп пщготовки студенпв морських спещальностей / В.А. Чигрин, Л.В. Бойко // Сощально-еконмчш, сощально-педагопчт та сощально-психологчш проблемi морсько! освгги. Мш^али I М!жнародно1 науково-практично! конференци, 1-16 червня 2012 р. -Мелггополь, Колор Принт, 2013. - 236 с.

4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - М.: Дрофа 2004. - 398 с.

5. Абрамов Р.Н. К истории исследований занятий и профессий в СССР: Контекст ЕТР и современная историография советской социологии / Р.Н. Абрамов // Вестник СПбГУ. - 2015. - № 12. - С. 106-115.

6. Социологический словарь. URL: http://www.endic.ru/sociology/Karera-3349.html (дата обращения: 04.12.2018).

25

7. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие // Под ред. П.В. Шеметова. -М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с.

8. Чигрин В.А. Отчет по результатам опроса студентов КГМТУ (Керчь, апрель 2011 г.) / В.А. Чигрин. - Керчь: КГМТУ, 2011. - 128 с.

9. Жупник О.Н. Роль и место ценностных и социально-профессиональных ориентаций в системе жизненного самоопределения молодежи / О.Н.Жупник, В.А. Чигрин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. - Том 2 (68). - 2016. - № 3. - С. 3-10.

10. Голенкова Л.А. Специфика карьерных установок у студентов высших учебных заведений / Л.А.Голенкова, В.В. Черняева // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 10171021.

11. Официальная статистика. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/ statistics/stat_Crimea/population/ (дата обращения: 04.12.2018).

12. Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0229/analit01.php (дата обращения: 04.12.2018).

13. Куприянова О.В. Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук : специальность 09.00.11 / Куприянова Ольга Викторовна; [Бурят. гос. ун-т]. - Улан-Удэ, 2009. - 24 с.

CAREER IN THE VALUE SYSTEM OF MODERN STUDENT YOUTH

Zhupnik O.N.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: sociolesya@mail.ru

The increased rate of social change entailed changes in the value system of the life of today's youth. The increased influence of information technologies, the gradual shift of labor activity into the service sector, the acceleration of the pace of life, increased competition in the global labor market, increased mobility - cause changes in the personal life plans. The consequence of high professional workload, both men and women, is the increasing conflict in the most important spheres of life - family and work. It should be recognized that they stimulate this conflict and the processes occurring in domestic education, especially in high school and, especially, in higher education.

In this regard, the study of students' ideas about career in the context of ill-conceived modernization changes in higher education acquires particular relevance. The data of a number of studies show that by the time they enroll in universities, as well as at the stage of study, many students do not imagine their further professional activity, which is primarily due to the choice of specialty.

Based on the results of sociological research, an analysis of ideas about the value of a career in the life of students is proposed. Studies were carried out in the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky through a mass questionnaire survey, as well as three focus groups conducted on its basis. The research results characterize the hierarchy of values of students of the Crimea. Despite some changes in the value orientations of students (the decline in the prestige of the values of the social importance of education), family and health values continue to occupy the highest positions in the hierarchy of

26

MynHUK O. H.

values. Career is not perceived as an independent value by students. In the notions of career as a value, students are focused on indicators of material wealth and social status.

Conducted sociological studies indicate an ambiguous attitude towards students of the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky, as well as other universities, whose data were analyzed in the process of writing the article. The main values of young people are still family and health, however, although career is not among the priority values, the answers to indirect questions indicate that professional growth plays a fairly high role in the career strategies of Crimean students. This can contribute to the popularization of the image of a woman making a career in the media.

Keywords: career, value, value orientations, student youth

References

1. Chigrin V.A., Lagutin V.A., Ideologiya, metodologiya i praktika vybora v obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo VUZa, Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya, 2 (68), 1, 27 (2016).

2. Chigrin V.O. Teoretiko-metodologichni aspekti doslidzhennya suchasnoi sil's'koi molodi (postanovka problemi), Visnik Odes'kogo nacional'nogo universiteta, T. 16, vip. 8: Sociologiya i politichni nauki, 121 (2011).

3. Chigrin V.A., Bojko, L.V., Osoblivosti pidgotovki studentiv mors'kih special'nostej, Social'no-ekonomichni, social'no-pedagogichni ta social'no-psihologchni problemi mors'koi osviti, Materiali I Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii (1-16 chervnya 2012 r.), 236 p. (Kolor Print, Melitopol', 2013).

4. SHanskij N.M., Bobrova T.A., Shkol'nyj ehtimologicheskij slovar' russkogo yazyka. Proiskhozhdenie slov, 398 p. (Drofa, M., 2004).

5. Abramov R.N., K istorii issledovanij zanyatij i professij v SSSR: Kontekst ETR i sovremennaya istoriografiya sovetskoj sociologii, Vestnik SPbGU, 12, 106 (2015).

6. Sociologicheskij slovar'. URL: http://www.endic.ru/sociology/Karera-3349.html (04.12.2018).

7. Maslov E.V., Upravleniepersonalom predpriyatiya: Uchebnoe posobie, Pod red. P.V. Shemetova, 312 p. (INFRA-M, M.; NGAEHiU, Novosibirsk, 1999).

8. Chigrin V.A., Otchetpo rezul'tatam oprosa studentov KGMTU (Kerch', aprel' 2011 g.), 128 p. (KGMTU, Kerch', 2011).

9. Zhupnik O.N., Chigrin V.A., Rol' i mesto cennostnyh i social'no-professional'nyh orientacij v sisteme zhiznennogo samoopredeleniya molodezhi, Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo Sociologiya. Pedagogika. Psihologiya, 2 (68), 3, 3 (2016).

10. Golenkova L.A., CHernyaeva V.V., Specifika kar'ernyh ustanovok u studentov vysshih uchebnyh zavedenij, Fundamental'nye issledovaniya, 6-4, 1017 (2013).

11. Oficial'naya statistika. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Krym. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/stat_Crimea/population/ (04.12.2018).

12. Mitrikas A., Sem'ya kak cennost': sostoyanie i perspektivy izmenenij cennostnogo vybora v stranah Evropy. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0229/analit01.php (04.12.2018).

13. Kupriyanova O.V., Obraz zhenshchiny v sredstvah massovoj informacii v kontekste garmonizacii rossijskogo obshchestva: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. filos. nauk: special'nost' 09.00.11 / Kupriyanova Ol'ga Viktorovna; [Buryat. gos. un-t]. Ulan-Udje, 24 p. (2009).

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.