Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов как основа духовной культуры молодежи'

Ценностные ориентации студентов как основа духовной культуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SPIRITUAL SECURITY / STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / CAREER ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна, Корнеева Татьяна Владиславовна

В статье рассматривается проблема духовной безопасности молодежи с аксиологической точки зрения. Предполагается, что ценности, являясь основным механизмом социальной ориентации и регулирования общественных отношений, отражают степень порядка и предсказуемости последних. Эмпирическое исследование ценностных и карьерных ориентаций студентов с помощью психодиагностического метода показало доминирование индивидуалистических ценностей (гедонизм, власть, достижения) и ориентацию на независимость и риск в карьерных ориентациях (автономия и предпринимательство). Духовная безопасность общества согласуется с актуальной системой ценностных ориентиров ее членов и прежде всего молодежи. Социальная группа молодежи выступает как наиболее чувствительная к социальным трансформациям, что отражается в их ценностях, и во многом задает вектор развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна, Корнеева Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION OF STUDENTS AS A BASE OF YOUTH SPIRITUAL CULTURE

The problem of the spiritual security of young people from an axiological point of view was investigated. It is assumed that values, being the main mechanism of social orientation and regulation of social relations, reflect those degree of order and predictability. An empirical study of students' value and career orientations using the psychodiagnostic method showed the dominance of individualistic values (hedonism, power, achievement) and an orientation towards independence and risk in career orientations (autonomy and entrepreneurship). The spiritual security of society is consistent with the system of values of its members and especially youth. The social group of young people is the most sensitive to social transformations, which is reflected in their values, and sets the vector for the development of society.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов как основа духовной культуры молодежи»

Молчанова Е.В., Корнеева Т.В. Ценностные и карьерные ориентации студентов как состояние духовной безопасности молодежи // Вестник Прикамского социального института. 2017. №. 1 (82). С.149-153.

Molchanova E.V., Korneeva T.V. Value and career orientation of students as a condition of youth spiritual culture. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1(82). Pp. 149-153. (In Russ.).

УДК 159.9.07

E. В. Молчанова, Т. В. Корнеева

Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Одинцово, Московская область, Россия

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Молчанова Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры общей и социальной психологии.

E-mail: elvlmolchanova@gmail. com

Корнеева Татьяна Владиславовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии.

E-mail: tv58@yandex.ru

В статье рассматривается проблема духовной безопасности молодежи с аксиологической точки зрения. Предполагается, что ценности, являясь основным механизмом социальной ориентации и регулирования общественных отношений, отражают степень порядка и предсказуемости последних. Эмпирическое исследование ценностных и карьерных ориентаций студентов с помощью психодиагностического метода показало доминирование индивидуалистических ценностей (гедонизм, власть, достижения) и ориентацию на независимость и риск в карьерных ориентациях (автономия и предпринимательство). Духовная безопасность общества согласуется с актуальной системой ценностных ориентиров ее членов и прежде всего молодежи. Социальная группа молодежи выступает как наиболее чувствительная к социальным трансформациям, что отражается в их ценностях, и во многом задает вектор развития общества.

Ключевые слова: духовная безопасность, студенты, ценностные ориентации, карьерные ориентации.

E. V. Molchanova, T. V. Korneeva

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs

Russian Federation, Campus at Odintsovo

VALUE ORIENTATION OF STUDENTS AS A BASE OF YOUTH

SPIRITUAL CULTURE

Molchanova Elena V. — Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology.

E-mail: elvlmolchanova@gmail. com

Korneeva Tatyana V. — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology.

E-mail: tv58@yandex.ru

© Молчанова E.B., Корнеева T.B., 2019

The problem of the spiritual security of young people from an axiological point of view was investigated. It is assumed that values, being the main mechanism of social orientation and regulation of social relations, reflect those degree of order and predictability. An empirical study of students' value and career orientations using the psychodiagnostic method showed the dominance of individualistic values (hedonism, power, achievement) and an orientation towards independence and risk in career orientations (autonomy and entrepreneurship). The spiritual security of society is consistent with the system of values of its members and especially youth. The social group of young people is the most sensitive to social transformations, which is reflected in their values, and sets the vector for the development of society.

Key words: spiritual security, students, value orientations, career orientations.

Современные процессы глобализации и трансформации социального пространства особенно остро ставят вопрос о духовной безопасности общества и конкретной личности. История развития общественных отношений показывает, что кризисы духовной культуры сопряжены с социальной напряженностью, финансово-экономическими, политическими кризисами, военными конфликтами и террористическими актами [5]. Вопросы духовной безопасности как «совокупности социальных условий, позволяющих безопасно и стабильно функционировать обществу как целостной системе на основе ее социокультурного, культурного потенциала» [2, с. 147] акцентируют внимание на аксиологической стороне общественных отношений, вопросах нравственности и морали, соотношении материальной и духовной стороны жизнедеятельности общества.

Основой духовной безопасности являются духовные ценности, направленные на совершенствование и развитие нравственности общества, в них отражаются общепринятые нормы и дается оценка человеческой деятельности, происходит соотнесение отдельного индивида с социальным окружением, консолидация людей на морально-этической основе. Духовные ценности являются механизмом социальной ориентации и регулирования как для отдельного индивида, так и для социальной группы, они придают необходимую степень порядка и предсказуемости, в конечном итоге приводящую к духовной безопасности общества.

Молодежь, являясь относительно самостоятельной социально-демографической группой, несет важную общественную функцию по усвоению и инновационному воспроизводству материальных и духовных ценностей в изменяющихся социальных, культурных, политических и экономических условиях. Как отмечает СайгановаЕ. В., «от уровня социального развития молодежи как продукта самого общества зависит, будет ли это простое или расширенное воспроизводство, что, в свою очередь, в решающей степени зависит от взглядов общества на молодежь» [6, с. 20]. Проблема духовной безопасности молодежи становится, таким образом, одной из наиболее значимых для исследователей общественных отношений.

Исследования показывают, что жизнедеятельность современной молодежи проходит в условиях экзистенциального и ценностного вакуума, что приводит к снижению духовной культуры и духовной безопасности молодого поколения. Система ценностных ориентаций и убеждений личности кристаллизуется в период с 18 до 25 лет [3, с. 38], поэтому изучение ценностных ориентаций молодежи становится наиболее актуальным вопросом с точки зрения обеспечения духовной и психологической безопасности общества.

Образовательная система и, в частности, институты образования берут на себя функцию не только обучения, но также целенаправленного воспитания молодежи, формирования их духовно-нравственного облика, экономически и политически активного гражданина. В связи с этим эмпирическое исследование и теоретическое осмысление деятельности молодежи по усвоению и воспроизводству духовно-нравственных ценностей целесообразно проводить путем изучения системы ценностных ориентаций обучающейся, а именно —

студенческой молодежи. Особенный интерес представляет анализ карьерных ориентиров студентов относительно будущей профессиональной деятельности. В вузовском пространстве студент интериоризирует критерии профессионального продвижения, апробирует их в идеальном плане для достижения своих целей, т. е. формирует общественно приемлемый способ самореализации как гражданина.

С целью изучения ценностных и карьерных ориентаций студентов на начальном этапе обучения были применены методики «Ценностные ориентации» Ш. Шварца, «Якоря карьеры» (Э. Шейна в переводе и адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер). Выборка представляет собой студентов 1 курса бакалавриата экономической направленности, возраст испытуемых — 17-19 лет, количество испытуемых — 67 человек. Применялась описательная статистика с расчетом среднего значения и стандартного отклонения. Результаты исследования имеют нормальное распределение по критерию Колмогорова-Смирнова.

«Доминирующие ценности, их иерархия, задают главную цель в жизни, определяют тем самым Я-концепцию и самооценку как главные новообразования самопознания и самоотношения соответственно» [4, с. 283]. Результаты эмпирического исследования показывают, что респонденты имеют развитую структуру ценностных ориентаций с доминирующими ценностями гедонизма, власти и достижений, они имеют значения выше средних популяционных (5,5 баллов), которые характеризуют их как людей, ориентированных на собственную индивидуальность. Студенты экономического профиля имеют доминирующую когнитивную репрезентацию потребностей чувственного удовольствия, достижения социального статуса, доминирования над людьми. Высокие значения по шкале гедонизма имеют 40 % испытуемых, по шкале власти — 19 %, по шкале достижения успеха — 16%. Ценностные ориентации на стимуляцию, универсализм и самостоятельность имеют средний уровень выраженности и являются относительно менее значимыми в структуре ценностей. Наименее выраженными, находящимися в иерархии ценностей на последнем месте являются ценности доброты (33 % выборки имеют низкие значения), безопасности (47 % имеют низкие значения), конформности (43 % имеют низкие значения) и традиций (44 % имеют низкие значения). Таким образом, можно сделать вывод о том, что респонденты имеют недостаточную выраженность просоциальных потребностей, направленных на удовлетворение группового благополучия и выживания, а стремление к гармонии, стабильности общества и взаимоотношений занимает относительно невысокое место среди прочих интересов студентов.

Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента выявил значимые различия между юношами и девушками в ценностных ориентациях. Девушки в отличие от юношей имеют более выраженные ценности доброты (р<0,05) и универсализма (р<0,05), т. е. готовы проявлять большую доброжелательность по отношению к людям, понимание и терпимость (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

Эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов на начальном этапе обучения показало, что доминирующими карьерными ориентациями студентов экономического профиля являются автономия (7,4 ср. знач.) и предпринимательство (7,2 ср. знач.). Выраженная карьерная ориентация на автономию (независимость) характеризует студентов как людей, не испытывающих серьезных обязательств перед организацией, в которой они осуществляют свою деятельность. Вероятно, респонденты плохо воспринимают и стараются избегать жестких организационных правил и предписаний, для них важными являются собственные решения в том, чем и когда заниматься, по какому регламенту выполнять дела. Высокие значения этого показателя (8-10 баллов) имеет 49 % выборки.

Студенты с доминирующей карьерной ориентацией на предпринимательство отличаются желанием организовывать что-то новое, рискованное, способное выразить их индивидуальность. Новое дело, новая концепция — это продолжение самого человека с карьерной ориентацией на предпринимательство, поэтому такие люди чаще всего стремятся работать на самих себя, иметь собственную марку, свое дело. Высокие значения этого показателя (8-10 баллов) имеет 50 % выборки.

Следующими в структуре карьерных ориентаций выступают показатели интеграция стилей жизни и менеджмент, которые имеют средний уровень выраженности. Карьерная ориентация на интеграцию стилей жизни (46 % выборки имеют показатели выше средних) характеризует респондентов как людей, ориентированных на сбалансированность различных сторон образа жизни (семья, карьера, саморазвитие), ценность собственной жизни в целом, а не конкретной работы или организации. Показатель по шкале менеджмента (3 5 % имеют высокие показатели) ориентирует личность на интеграцию усилий других людей, управление ими, полноту ответственности за конечный результат деятельности.

Менее выраженными в группе первокурсников являются карьерные ориентации на вызов и служение, эти показатели находятся на уровне ниже средних популяционных значений. Люди с невысокой ориентацией на вызов характеризуются невысоким уровнем притязаний; им не свойственна конкурентность во взаимоотношениях, им проще работать в одиночку, они стремятся избегать трудных задач и препятствий в своей деятельности. Невысокая значимость карьерной ориентации на служение (46 % выборки имеет низкие значения от 1 до 3 баллов из 10) для студентов экономического профиля говорит о том, что им не свойственен «идеализм», направленный на служение человечеству, помощь людям и желание сделать мир лучше. Можно сказать, что респонденты скорее предпочитают жить сегодняшним днем, решая прагматические, в том числе житейские задачи.

Наименее значимыми и выраженными в структуре карьерных ориентаций являются профессиональная компетентность и стабильность, что можно объяснить возрастными особенностями выборки, проявляющиеся в том, что традиционно студенты начальных курсов — наиболее мобильная часть общества, стремящаяся к изменениям в большей степени, чем к стабильности, а также делающая ставку скорее на энтузиазм и личностные качества, чем на знания и умения.

Обращает на себя внимание, что низкие значения (2-4 балла) по шкале профессиональной компетентности имеют 76 % выборки, что может говорить либо о сомнении испытуемых в наличии у себя достаточных способностей и талантов, чтобы стать мастером своего дела, либо об убеждении, что профессионализм является излишним с точки зрения достижения жизненных целей. Низкие значения по шкале стабильности, которые имеют 67 % выборки, характеризует студентов как людей, не стремящихся к стабильности места работы, места жительства. Люди с низкой карьерной ориентацией на стабильность чаще всего стремятся к получению новых впечатлений, необычным непредсказуемым событиям, готовы к постоянным изменениям в жизни даже с учетом всех связанных с этим рисков.

Таким образом, в иерархии ценностей студенческой молодежи доминирующие позиции занимают гедонизм, власть и достижения, т. е. индивидуалистический класс ценностей с ориентацией на самовозвышение. Вместе с тем, просоциальные ценности, такие, как доброта, традиции и конформность, занимают последние ранги в иерархии ценностей. Кризисные этапы в социально-экономическом и политическом развитии общества оказывают значимое влияние на формирующуюся систему ценностей молодежи [3]. В связи с этим, можно констатировать, что экономические и политические изменения, которые произошли в российском обществе в последние десятилетия, постепенно меняют социально-

обусловленную направленность личности молодого поколения, а также цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и способы их достижения. Вызывают опасение эгоцентрические ценностные ориентации современной молодежи, с преобладанием гедонистического удовольствия в противовес духовно-нравственному становлению личности [ 1; 6]. Такая индивидуалистическая личностная направленность молодежи может наносить урон духовной безопасности общества и его стабильному развитию.

Сопоставление ценностных ориентаций и карьерных ориентаций студентов показывает, что в ценностной иерархии студенческой молодежи доминируют наряду с ценностями власти и достижения карьерные ориентации на автономию и предпринимательство. Ценя высокий социальный статус, студенты ориентированы на независимый, индивидуальный, оригинальный подход в будущей профессиональной самореализации. Вместе с тем, высокая значимость ценностей достижения и власти не согласуется с низким значением для большинства респондентов в карьерной направленности на служение и профессиональную компетентность. С одной стороны, молодые люди ценят личный успех в рамках социальной системы, стремятся к достижению социального статуса и контролю над людьми. С другой, они не ориентированы на просоциальные установки сделать это ради других и на достижение профессионального успеха за счет мастерства и профессиональной компетентности.

Мониторинг ценностных ориентаций студенческой молодежи как основы для будущей профессиональной деятельности является одним из важных компонентов анализа нравственных ориентиров общества и позволяет конкретизировать проблемы духовной безопасности общества, которые будут актуальны уже в ближайшем будущем. Поэтому исследования, подобные нашему, позволяют спрогнозировать и подготовиться к решению актуальных задач духовной безопасности и сформировать способы противодействия разрушающим факторам гармонического социального взаимодействия.

Библиографический список

1. Власова В. Н., Щербакова Л. И., Самыгин С. И. Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 22-25.

2. Гафиатулина Н. X. Загирова Э. М. Система ценностей российской молодежи в контексте обеспечения духовно-нравственной безопасности общества // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2017. № 2 (50). С. 143-157.

3. Молчанова Е. В. Психологические особенности молодежи в условиях мирового экономического кризиса: обзор зарубежных исследований // Мир образования — образование в мире. 2018. №2 (70). С. 37-45.

4. Молчанова Е. В. Ценностные ориентации как «проявитель» для самосознания // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: Материалы участников съезда. М.: Общероссийская общественная организация «Российское психологическое общество», 2012. С. 282-283.

5. Соколова С. Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. № 1.С. 48-56.

6. Сайганова Е. В. Трансформация роли молодежи в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 1. С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.