ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ И КАРЬЕРНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В.И. Рерке, А.А. Годунова
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций у студентов. Установлено, что будущие социальные педагоги отдают предпочтения духовно-нравственным ценностям, имеющим гуманистическую направленность: социальные контакты, духовное удовлетворение, увлечения, личностное развитие. Доминирующими карьерными ориентациями среди студентов являются: стабильность работы и служение. Обучающиеся профиля «Психология и социальная педагогика» стремятся избегать порицания, наказания, т.е. превалирует мотивация избегания неудач.
Ключевые слова: мотивация, ценностные ориентации, учебно-познавательная деятельность, карьерные ориентации.
THE STUDY OF THE RELATIONSHIP OF VALUES AND CAREER
ORIENTATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
V. Rerke, А. Godunova
Abstract. The article considers the problem of interrelation of values and career orientation of students. It is established that future social workers give preference to spiritual and moral values, with a humanistic orientation: social contacts and spiritual satisfaction in Hobbies, develop themselves. The dominant career orientations among students are: stability of work and service. Students of a profile "Psychology and social pedagogy" tend to avoid censure, of punishment, i.e. the prevailing motivation for avoiding failures.
Keywords: motivation, value orientation, learning activities, career orientation.
Профессиональное поведение человека определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы [1, 4, 5]. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации профессиональной деятельности.
В связи с этим считаем необходимым выявить взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций у обучающихся направления 44.03.02 «Психолого--педагогическое образование»,
профиль «Психология и социальная педагогика». Всего в исследовании принимали участие 62 человека, студенты 1 - 4 курсов Педагогического института ИГУ.
Результаты изучения доминирующих карьерных ориентаций Э. Штейна по методике изучения мотивации профессиональной карьеры позволяет установить, что стабильности работы отдали предпочтение 43 человека из 62. Респонденты, выбирающие данную категорию, предпочитают официальное трудоустройство, постоянную работу на длительный период,
стабильный доход и наличие социальных гарантий. Служение (41 человек) выбирают желающие работать с людьми, помогать другим людям, делать мир лучше и т.д. Интеграцию стилей жизни (37 человек) выбирают люди, основным приоритетом которых является возможность жить в соответствии с идеальным стилем жизни. Такие люди стремятся уравновесить все сферы своей жизни: карьеру, семью, образование, увлечения и т.д.
Доминирующими карьерными ориентациями в группе испытуемых являются:
1. Автономия. Ей отдали предпочтение 23 человека из 62. К этой категории относятся люди, которые испытывают затруднения, связанные с любыми ограничениями, правилами, графиком работы, предписаний, планами. Они предпочитают делать все по своему: самому решать, как, когда, где и сколько работать. Карьера для них - это реализация собственной свободы, поэтому они предпочитают делать её независимо от кого-либо.
2. Предпринимательство (22 человека). Этой карьерной ориентации отдают предпочтение люди, не желающие работать на других. Они хотят иметь свое собственное дело, быть
финансово независимыми, воплощать в жизнь свои идеи. Легко преодолевают любые препятствия, склонны к риску.
3. Интеграция стилей жизни (43 человека). Для людей этой категории основным приоритетом является возможность жить в соответствии с идеальным стилем жизни. Такие люди стремятся уравновесить все сферы своей жизни: карьеру, семью, образование, увлечения и т.д.
Затем нами была использована методика «Диагностика мотивации достижения» А. Мехрабиан. Мы определили два основных мотива личности: мотивация к достижению и стремление к избеганию неудач.
Следует отметить тот факт, что показатели по данной методике демонстрируют нам следующие результаты: стремление избегания неудач установлено у 33 человек, люди с такой мотивацией активно стремятся избегать порицания, наказания, неудачи, проблемы, что дает возможность уйти от ошибок и лишних
Из рисунка видно, что наиболее значимыми для участников исследования являются профессиональные и интеллектуальные ценности.
Профессиональные ценности: развитие своих способностей, реализация талантов, повышение квалификации, получение новых умений и
переживаний, в основе этой мотивации лежит идея негативных ожиданий. У 29 человек в группе испытуемых ведущей является мотивация достижения. Данная мотивация выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в работе, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.
Таким образом, мы можем предположить, что для людей, работающих в сфере образования, вполне свойственно избегание неудач, потому что специфика данных профессий подразумевает сглаживание острых углов в общении, уход от конфликтных ситуаций, налаживание благоприятных взаимоотношений с людьми.
Затем нами была использована методика «Экспресс диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.
По результатам данной методики мы выявили наиболее значимые для испытуемых ценности. Результаты представлены на рисунке 1.
материальных благ, наличие интересной работы, которая приносит духовное удовлетворение; интеллектуальные ценности: желание человека получать новую информацию, повышать уровень знаний, открывать и создавать что-то новое и интересное.
Рисунок 1. - Распределения показателей ценностей по методике «Экспресс диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина
Также для студентов значимы социальные ценности: стремление человека к новым знакомствам, общению, взаимодействию, налаживанию благоприятных взаимоотношений с людьми и т.д.
Мы можем отметить тот факт, что значимыми для испытуемых являются следующие ценностные ориентации: приятное
времяпрепровождение, помощь и милосердие к другим людям, признание и уважение людей, и влияние на окружающих. Здесь мы можем
предположить, что данный факт может быть обусловлен другими личностными
характеристиками испытуемых, например, наличие высокого уровня эмпатии и эмоционального отклика. Также наши респонденты имеют ориентацию на признание и уважение людей и интеграцию стилей жизни, это может характеризоваться наличием
определенных личностных черт испытуемых, см. табл. 1.
Таблица 1. - Взаимосвязь карьерных и ценностных ориентаций
енности и ценностные ориентации Карьерные ориентации
Стабильность работы
Финансовые 0,46
Семейные 0,49
Профессиональная компетентность 0,36
Служение
Развитие себя 0,70
Духовное удовлетворение 0,65
Креативность 0,69
Социальные контакты 0,55
Собственный престиж 0,49
Достижения 0,52
Сохранение индивидуальности 0,43
Профессиональная жизнь 0,63
Обучение 0,54
Общественная жизнь 0,67
Увлечения 0,59
Физическая активность 0,39
Профессиональные ценности 0,51
Социальные ценности 0,49
Общественные ценности 0,59
Интеллектуальные ценности 0,41
Познание нового в мире, человеке 0,37
Высокий социальный статус 0,49
Признание 0,44
Социальная активность 0,37
Профессиональная компетентность 0,53
Менеджмент 0,57
Предпринимательство 0,38
Вызов 0,73
Интеграция стилей жизни
Автономия 0,40
Примечание: жирным (г=0,36) выделены связи на 5% уровне значимости, курсивом (г=0,46) - связи на 1% уровне значимости, и подчеркиванием (г=0,57) - связи на 0,1% уровне значимости. Слабая связь от 0,36 до 0,45, сильная связь от 0,46 до 0,56, очень сильная связь от 0,57 и выше.
Отношение к профессии имеет положительные взаимосвязи с отношением к карьере и некоторыми ценностными ориентациями [2;3].
Таким образом, выраженная потребность в самореализации, стремление к интеграции усилий других людей приводят к формированию положительного отношения к профессии. Также указанные карьерные ориентации будущих
социальных педагогов обеспечивают их активность в профессиональной деятельности, выступают движущей силой профессионального самосовершенствования. Кроме того, нам удалось определить, что предпочтение студенты направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» отдают предпочтение духовно-нравственным ценностям, имеющим
гуманистическую направленность: социальные
контакты, духовное удовлетворение, увлечения, ориентациями среди студентов являются:
развитие себя. Доминирующими карьерными стабильность работы! и служение.
Литература:
1. Рерке В.И. Представления о профессиональных ценностях студентов-будущих социальных педагогов /
B.И. Рерке // Science XXI century Proceedings of materials the international scientific conference. - 2015. -
C. 771-782.
2. Рерке В.И. Влияние социальной рекламы на ценностные ориентации современной молодежи / В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - С. 321-327.
3. Рерке В.И. Формирование жизнестойкости у студентов-первокурсников в период сдачи экзаменационной сессии как направление саморазвития и самосовершенствования личности / В.И. Рерке / Современные концепции
профессионального образования студенческой молодежи: коллективная научная монография; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: SIMJET, 2015. - С. 357369.
4. Ушева Т.Ф. Рефлексивные методики обучения студентов направления подготовки «психолого-педагогическое образование» / Т.Ф. Ушева // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 3(14). - С. 95-98.
5. Ушева Т.Ф. Реализация программ направления подготовки «педагогическое образование» на основе рефлексивного подхода / Т.Ф. Ушева // Материалы III Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. - 2017. - С. 99101.
Сведения об авторах:
Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail [email protected]
Годунова Алика Альбертовна (г. Иркутск, Россия), студент ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Rerke (Irkutsk, Russia), Ph.D., Associate Professor Irkutsk state University, e-mail: [email protected] A. Godunova (Irkutsk, Russia), Student, Irkutsk State University e-mail: [email protected]