Научная статья на тему 'Особенности карьерных ориентаций студентов'

Особенности карьерных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "МЕНЕДЖМЕНТ" / ОБЩИЕ ЧЕРТЫ / ОТЛИЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегичева О. Л.

В данной статье дается анализ проведенного исследования, цель которого заключалась в сравнении ведущих карьерные ориентации студентов, обучающихся по специальности менеджмент, и карьерных ориентаций студентов, обучающихся на других специальностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности карьерных ориентаций студентов»

О ЛБегичева Ст. преподаватель ГУУ O.L.Begicheva Master teacher of GUU OLGALVB@MAIL.RU

ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ SPECIFICS PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS

В данной статье дается анализ проведенного исследования, цель которого заключалась в сравнении ведущих карьерные ориентации студентов, обучающихся по специальности менеджмент, и карьерных ориентаций студентов, обучающихся на других специальностях.

In tliis article tlie analysis of tlie carried rcscarch is given tlie aim of wliich was to compare leading causer orientations of students studying speciality management and career orientations of students studying otlier specialities.

Студенты, карьерные ориентации, специальность «менеджмент», общие черты, отличие.

Students, career orientations, speciality management, general features, différence.

Гипотеза нашего проведенного исследования заключалась в том, что карьерные ориентации студентов, обучающихся по специальности менеджмент, отличаются от карьерных ориентаций студентов, обучающихся на других специальностях. Сформулированные цель и задачи определили выбор методов исследования, диагностический комплекс которого включал в себя следующие методики:

1. Опросник, специально разработаный для целей исследования типов карьерных ориентаций студентов.

2. Методики многофакгорного исследования личности Р.Кетелла.

3. Опросник карьерных ориентаций Э.Шсйна «Якорь карьеры».

4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

5. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

В исследовании приняли участие только студенты ГУУ. Объем выборки составил 100 человек. Возраст испытуемых 17-19 лет, из них в возрасте 17-ти лет-28 студентов, 18 лет - 38 студентов, 19 лет - 34 студента. Из них: девушки -54человека, юноши - 46 человек.

В индивидуальном опроснике определялись половозрастные характеристики и карьерные планы студентов. Здесь же выяснялось отношение студентов к карьере родителей. Для многофакторного исследования личности использовалась методика Р.Кетелла (№105, 16РГ-опросник). В настоящее время различные формы данного 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс - диагностики личности. Они используются в тех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально - психологических особенностей человека. Для определения карьерной ориентации использовался опросник Эдгарда Шейна «Якорь карьеры». Опросник содержит восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций, так называемых «якорей карьеры»: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Полученные по шкалам значения свидетельствуют о выраженности соответствующей карьерной ориентации. Диагностика личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач проводилась по методике Т. Элерса. По данной методике мотивация к успеху бывает: низкая, средняя, умеренно высокий уровень мотивации и слишком высокий уровень мотивации к успеху. Аналогично мотивация к избеганию неудач бывает: низкая, средняя, высокая и слишком высокий уровень к избеганию неудач, защите. Результаты тестов «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску» анализируются вместе. В результате проведенного исследования студенты, участвующие в исследовании, были распределены на две группы: «социологи» (студенты-социологи института Социологии и управления персоналом) и «менеджеры» (студенты ГУУ, обучающиеся по специальности «менеджмент»). Далее, по результатам обработки теста «Якоря карьеры» Э.Шсйна. были выделены шесть групп испытуемых по критерию доминирования типа якоря карьеры:

1. Группа ведущим якорем карьеры которой является «менеджмент» составляет 19% от всей выборки.

2. Группа с ведущим якорем карьеры «независимость»-11%.

3. Группа с ведущим якорем карьеры «стабильность работы» является самой многочисленной и составляет 22% от числа опрошенных студентов.

4. Группа с ведущим якорем карьеры «служение» -18%.

5. Группа с ведущим якорем карьеры «интеграция стилей жизни» -16%.

6. Группа с ведущим якорем карьеры «предпринимательство» -14%.

Среди опрошенных студентов ГУУ не оказалось таких, у которых ведущими якорями карьеры были бы: «профессиональная компетентность», «стабильность места жительства», «вызов».

Группа студентов с ведущим якорем карьеры «менеджмент». Для людей с ведущим якорем карьеры «менеджмент» первостепенное значение имеют: ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Группа студентов, ведущим якорем карьеры которых является «менеджмент» составляет 19% от всей выборки, в ней почти одинаковый процент студентов - «менеджеров» и студентов - «социологов» с данным ведущим якорем карьеры: студенты - «менеджеры» составляют 21% от общего числа студентов, обучающихся по специальности «менеджмент»; студенты социологи - 17%. Общими чертами являются:

1. Одинаковый процентный состав: - студенты - менеджеры - 9%; - студенты - социолога -10%.

2. Самыми не значимыми якорями карьеры у студентов с карьерный ориентацией «менеджмент» являются: «стабильность места жительства» и «профессиональная компетентность». В данной группе значение якоря карьеры «интеграция стилей жизни» является «min» для всех карьерных групп. Вторым по значимости для студентов данной группы является якорь карьеры «предпринимательство».

3. У студентов данной группы умеренно высокий уровень мотивации к успеху и средний уровень мотивации к избеганию неудач.

4. По опроснику Кетелла результаты диагностики показали, что все значения факторов, кроме фактора «податливость - жесткость», соответствуют среднему уровню.

В группе, с карьерной ориентацией «менеджмент» меледу студентами - «менеджерами» и студентами -«социологами» нет различия в личностных факторах.

Группа студентов с ведущим якорем карьеры «независимость». Первичная забота личности с карьерной ориентацией «якорь карьеры - независимость» - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность - все делать по- своему: самому решать когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная оделеш). Группа студентов, ведущим якорем карьеры которых является «независимость» является самой малочисленной и составляет 11% от всей выборки. Процент студентов - «менеджеров» и студентов - «социологов» с данным ведущим якорем карьеры примерно одинаков: студенты - «менеджеры» - 12%; студенты - «социологи» - 10%. В группе с карьерной ориентацией «независимость» общие черты это:

1. Одинаковый процентный состав: - студенты - менеджеры -12%, - студенты - социолога -10%.

2. Самыми незначимыми якорями карьеры у студентов с карьерной ориентацией «независимость» являются «интеграция стилей жизни» и «профессиональная компетентность».

3. У студентов данной группы умеренно высокий уровень мотивации к успеху.

Отличия по группам « менеджеры» и «социологи»:

1. Вторым по значимости якорем карьеры для группы студентов - социологов является «интеграция стилей жизни», а для менеджеров - «предпринимательство». Якоря карьеры «профессиональная компетентность» и «стабильность места жительства» у группы менеджеров не выражены.

2. У студентов - менеджеров данной группы средний уровень мотивации к избеганию неудач, а студентов -социологов - низкий.

3. Личностные особенности. У студентов - социологов по сравнению со студентами - менеджерами оказались наиболее выражены следующие факторы: податливость, беспечность, подозрительность, непрактичность, тревожность, самостоятельность.

Группа студентов с ведущим якорем карьеры «стабильность работы».

Карьерная ориентация «стабильность работы» обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает сотрудникам определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человек - организация» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Группа студентов с ведущим якорем карьеры «стабильность работы» является самой многочисленной и составляет 22% от всей выборки. Группа студентов «менеджеров» с данным типом якоря карьеры составляет 19%, а «социологов» - 25% и является самой многочисленной. Общие черты:

1. Самым незначимым якорем карьеры у студентов обеих групп являются «стабильность места жительства» и «профессиональная компетентность». Вторым по значимости якорем карьеры у данных студентов является «интеграция стилей жизни».

2. У студентов данной группы умеренно высокий уровень мотивации к успеху и высокий уровень мотивации к избеганию неудач.

3. Личностные особенности: результаты диагностики по опроснику Кетелла показали, что все значения факторов у студентов с данным ведущим якорем карьеры соответствуют среднему уровню.

Отличия:

1. Группа сданным ведущим якорем карьеры является средней по численности для студентов - «менеджеров» -19% и самой многочисленной для студентов - «социологов» - 25%.

2. У студентов - «социологов» по сравнению со студентами - «менеджерами» оказался наиболее выражен фактор «L» - доверчивость - подозрительность.

Группа студентов с ведущим якорем карьеры «служение». Основными ценностями для людей с ведущей ко. «служение» являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д. Человек с такой ориентацией имеет желание продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая вравдебна его целям, ценностям. Группа студентов с ведущим якорем карьеры «служение» составляет 18% от всей выборки. Студенты - «менеджеры» составляют 12%, туденты - «социологи» -13%. Общие черты:

1. Одинаковый процентный состав студентов -« менеджеров» и студентов -«социологов».

2. У студентов данной группы умеренно высокий уровень уровень мотивации к успеху и средний уровень мотивации к избеганию неудач.

3. Результаты диагностики по опроснику Кетелла показали, что большинство значений факторов соответствует среднему уровню.

Отличия:

1. Вторым по значению я.к у группы студентов - «социологов» является «стабильность работы», а у студентов -«менеджеров» - «интеграция стилей жизни».

2. Результаты диагностики по опроснику Кетелла показали, что у студентов - «менеджеров» выше баллы, чем у студентов - «социологов» по следующим показателям: эмоциональная устойчивость, независимость, выраженная сила «я» и смелость.

Группа студентов с ведущим якорем карьеры «интеграция стилей жизни». Человек, с ведущим якорем карьеры «интеграция стилей жизни», ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала или только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу или организацию. Группа студентов с ведущим якорем карьеры «интеграция стилей жизни», составляет 16% от всей выборки. Процент студентов по специализации распределился следующим образом: студенты -«менеджеры» -13%; студенты - «социологи» -18%. Выводы. Мелсду студентами существуют общие черты:

1. У студентов данной группы умеренно высокий уровень мотивации к успеху и средний уровень мотивации к избеганию неудач.

2. По опроснику Кетелла результаты диагностики показали, что все значения факторов соответствуют средним данным.

Отличия:

1. Различный процентный состав:

студенты - «менеджеры» -13%;

студенты - «социологи» -18%.

2. У студентов - «социологов» вторым по значимости является якорь карьеры «стабильность работы», а у студентов

- «менеджеров» - «предпринимательство» и «независимость».

Группа студентов с ведущим якорем карьеры «предпринимательство».

Человек с ведущим якорем карьеры «предпринимательство» стремится создавать что - то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свое марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать свое дело, концепцию или организацию, построит ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда свою душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать. Группа студентов, с ведущим якорем карьеры «предпринимательство» составляет 14% от всей выборки: студенты - «менеджеры»

- 23% от числа студентов - «менеджеров»; студенты - «социологи» -17% от числа студентов - «социологов».

Общие черты: вторым по значимости якорем карьеры для студентов данной группы является якорь карьеры «менеджмент».

Различия. 1. Группа с ведущим якорем карьеры «предпринимательство» является самой многочисленной для студентов - «менеджеров - 23»% и средней для студентов - «социологов» -17%.

2. В группе студентов - «социологов» якорь карьеры «предпринимательство» - 8.75, а в группе студентов -«менеджеров» - 9.04. То есть разница в величине равна 0.29, это максимальное значение для всех групп.

3. В группе студентов - «менеджеров» умеренно высокий уровень мотивации к успеху - 18, а в группе студентов -«социологов» - слишком высокий уровень мотивации к успеху -21.

4. В группе студентов - «менеджеров» средний уровень мотивации к избеганию неудач - 13, а в группе студентов -«социологов» - низкая мотивация к защите - 9.3.

5. Результаты диагностики по опроснику Кетелла показали, что у студентов - «менеджеров» все значения факторов соответствуют среднему уровню. У студентов - «социологов» имеют максимальные значения для всех групп социологов следующие факторы: абстрактное мышление; эмоциональная устойчивость; смелость; выраженная сила «я»; радикализм; высокий самоконтроль.

Вывод. Особенностями карьерных ориентаций студентов являются:

- для группы с ведущим якорем карьеры «независимость»: вторым по значимости якорем карьеры для группы студентов - «социологов» является «интеграция стилей жизни», а для менеджеров - «предпринимательство». Якоря карьеры «профессиональная компетентность» и «стабильность места жительства» у группы «менеджеров» не выражены. У студентов - «менеджеров» данной группы средний уровень мотивации к избеганию неудач, а студентов - социологов -низкий.

- для группы с ведущим якорем карьеры «предпринимательство»: группе студентов, обучающихся по специальности «менеджмент», характерен умеренно высокий уровень мотивации к успеху и средний уровень мотивации к избеганию неудач, а в группе студентов, обучающихся в институте психологии и социологии - слишком высокий уровень мотивации к успеху и низкая мотивация к защите.

Литература.

1. SheinE.H. Career Anchors. - SanDiego, 1990.

2. ДЯРайгородский Практическая психодиагностика - «Бахрах - М», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.