Научная статья на тему 'Влияние социальных перемен на индивидуальные ценности студентов'

Влияние социальных перемен на индивидуальные ценности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / СТРЕССОГЕННЫЙ ФАКТОР / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна, Чубанова Гульнара Рамазанова

Цель исследования выявление специфики социальных перемен и их влияние на ценности студентов. Методы. Анкетирование, шкала ценностей М. Рокича, методика изучения ценностей личности Ш. Шварца, критерии Ч. Э. Спирмена, статистический анализ. Результат. На примере студентов Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) установлено влияние социальных перемен на индивидуальные ценности молодежи. При необходимых условиях динамика будет способствовать улучшению и гармонизации социума. Вывод. Результаты, полученные нами, показывают, что на первой ступени ценностных ориентаций для молодежи стоят семья, друзья, на второй ступени расположены интересная работа, карьерный рост, материальные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна, Чубанова Гульнара Рамазанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных перемен на индивидуальные ценности студентов»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-35-39

Влияние социальных перемен на индивидуальные ценности студентов

@ 2018 Тажутдинова Г. Ш., Чубанова Г. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: gulzhan@mail.ru;

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - выявление специфики социальных перемен и их влияние на ценности студентов. Методы. Анкетирование, шкала ценностей М. Рокича, методика изучения ценностей личности Ш. Шварца, критерии Ч. Э. Спирмена, статистический анализ. Результат. На примере студентов Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) установлено влияние социальных перемен на индивидуальные ценности молодежи. При необходимых условиях динамика будет способствовать улучшению и гармонизации социума. Вывод. Результаты, полученные нами, показывают, что на первой ступени ценностных ориентаций для молодежи стоят семья, друзья, на второй ступени расположены интересная работа, карьерный рост, материальные ценности.

Ключевые слова: базовые ценности, стрессогенный фактор, карьерный рост, социальная справедливость, патриотизм, молодежь, активная деятельность, социокультурная обусловленность.

Формат цитирования: Тажутдинова Г. Ш., Чубанова Г. Р. Влияние социальных перемен на индивидуальные ценности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. № 4. С. 35-39. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-4-35-39_

Influence of Social Changes on the Students' Individual Values

@ 2018 Gulzhan Sh. Tazhutdinovna, Gulnara R. Chubanova

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: gulzhan@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to identify the specifics of social changes and their impact on the values of students. Methods. Questionnaire, M. Rokich scale of values, Sh. Schwartz method of studying the personality's values, Ch. E. Spirman criterion, statistical analysis. Result. Influence of social changes on individual values of Dagestan youth, through the example of students of Dagestan State Pedagogical University (DSPU) is established. Upon required conditions the dynamics will contribute to the improvement and harmonization of society. Conclusion. Results reached show that such values as family, friends are on the first stage of value-based orientations for the students, on the second one are such values as interesting work, career progress, material values.

Key words: basic values, stressful factor, career progress, material values.

For citation: Tazhutdinova G. Sh., Chubanova G. R. Influence of Social Changes on the Students' Individual Values. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 35-39. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-35-39 (In Russian)

Введение

Произошедшие за последние десятилетия изменения в различных сферах общества привели к различным переменам

в жизнедеятельности людей, общественных структурах, различных слоях населения.

Особенно актуальным стал

содержательный аспект происходящих

изменений. Очень болезненно происходила ломка традиционных устоев. Эти процессы затронули все сферы деятельности людей. Даже в стабильных обществах ломка старых устоев происходит нелегко.

С данными изменениями и связан повышенный интерес ученых к ценностной проблематике.

На сегодняшний день есть необходимость усилить интерес к формированию мировоззрения молодежи, уделить особое внимание рычагам, которые способствуют задействованию молодежи в различных сферах общества.

Знание физиологических, социальных особенностей студентов необходимо для выбора методов взаимодействия с данной группой.

В связи с этим изменился и сам процесс социализации, как основной путь передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Молодежь испытывает затруднения при адаптировании к произошедшим изменениям, так как у них еще не выработана собственная система ценностей, а если и выработана, то не совсем сформирована.

Студенчество является специфической социальной группой, отличающейся от остальных групп многими положениями.

Именно в это время происходит переосмысление взглядов, меняется мировоззрение в целом. Формируется образ будущей профессии.

Одним из основных компонентов в структуре сознания и самосознания человека являются ценностные

ориентации.

В трудах Н. И. Лапина, Д. Пантича, Н. Смелзера, В. А. Ядова представлена ценностная проблематика. Но в связи с тем, что стремительно меняются условия жизни, данная сфера, в особенности в отношении молодежи, становится актуальной и по сей день.

Цель статьи - выявить специфику социальных перемен и их влияние на ценности молодежи, классифицировать ценности по критериям их значимости для студентов.

Были применены следующие методы для достижения данной цели:

1) методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [5];

2) методика изучения ценностей личности Ш. Шварца [4];

3) с помощью методов статистического анализа были обработаны полученные результаты - ранжирования и нахождения корреляции по критерию Спирмена.

Исследование было проведено в г. Махачкала на базе ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогиченский универстет» (факультет права). Выборка составила 89 респондентов, студентов 3-5 курсов. Гендерных различий не проводили.

Результаты и обсуждение

Исследование, проведенное на базе 3-го курса факультета права, показало: для 84 % опрошенных на первой лестнице ценностей стоит «карьерный рост», для 80,1 % студентов - здоровье, семья на первом месте стоит для 71,1 % опрошенных, 70 % -друзья, 60 % считают основной ценностью - хорошее образование. Опрос 4-го курса дал другие результаты: для большинства (90,5 %) на первом месте - семья, на втором (около 80 %) - крепкое здоровье, престижная работа также для 80 %, наличие друзей для 75 %, престижное образование для 60 %.

Исследование с выпускниками данного факультета дало следующую лестницу ценностных ориентаций: для большинства (около 90 %) - здоровье, на втором месте семья, на третьем образование, для 75 % -работа, для 70 % - друзья.

Любовь к Родине 12 % студентов третьего курса выделили как жизненно важную ценность, 16 % курса выше придерживаются этого мнения, на пятом курсе около 20 % считают также (табл.).

Студентами были отмечены факторы, вызывающие беспокойство на

сегодняшний день, отсутствие

стабильности в мире (65,5 %), недостаточность ресурсов (60 %), затруднения при трудоустройстве по профессии (34 %).

Таблица

__ Результаты проведенного исследования__

Курсы__Работа__Здоровье__Родные Верные друзья Престиж Патриотизм

3 курс__85,4 %__80%__75%__70,6 %__60%__12 %

4 курс__80,06 %__80%__90%__70,4 %__75%__16 %

5 курс 90,55 % 90 % 85 % 70,3 % 80 % 20 %

Материальные ценности уступают таким факторам, как семья, верные друзья. Студенты описываемых курсов не ориентированы на материальные ценности, так как студентам оказывается помощь родителями.

При определении жизненных ценностей значительное количество исследуемых испытывали трудности при даче ответа. Многие уклонялись от ответа.

Исследования показывают, что наметился уклон в положительном направлении.

Актуальными ценностями молодежь признает необходимость в общении, взаимодействии с окружающими.

Большое беспокойство вызывает у молодежи необеспеченность такими ценностями как «демографическая политика страны» (80,5 %), «внешняя политика государства» (74,1 %), «проблемы охраны природных богатств» для 70 % студентов, проблемами трудоустройства обеспокоены 60 % студентов. Около двух третьей молодежи отмечают

недостаточность в обеспечении этих ценностей.

Больше половины студентов указывают на плохое обеспечение такими социальными благами, как «полноценный отпуск» (65 %), «защита и обеспечение прав человека» (65 %), «способные управлять государством лидеры» (63 %), «транспорт» (61 %), «подработка в свободное время» (60 %), «здоровое питание» (59 %), «сохранность от преступности» (52 %), «стильная одежда» (52 %). К общему уровню снижения социального самочувствия молодежи приводит именно напряженность этих ценностей [3].

Морально-психологическое состояние молодежи региона демонстрирует неблагоприятные показатели, тогда как психологическое и психическое находятся на относительно неплохом уровне.

В обществе при отказе от традиционной системы (социалистической) и перехода к новой системе (демократической) необходимо было создание соответствующей государственной политики и

законодательства.

При замедлении данного процесса общество оказалось в состоянии тотальной аномии. Причиной ухудшения морального состояния студентов является аномия, при том, что формирование нормативно-

ценностной ориентации и является аномией.

Интересно было бы сравнить базовые ценности российской и дагестанской молодежи. На основе двух общенациональных социологических опросов проводился анализ ценностей российских студентов. У российской молодежи в лестнице ценностей доминирует семья. С 76 % до 90 % возросло количество студентов, считающих что на первом месте в их жизни стоит семья.

Студенты считают, что в основе семейного счастья лежит верность и понимание (82 %), а счастье женщины - в рождении детей

Следующими ценностями в иерархии (63-67 %) выступают такие, как верность супругов, физическая и психологическая удовлетворенность, совместное обсуждение существующих проблем.

34-49 % молодых людей считают основными ценностями отдельное проживание, престижную работу, согласие в семье. Единство социального и этнического происхождения, также единство политических и экономических взглядов считают важным для создания семьи менее 10 % опрошенных [4, с. 11].

Будущая профессия тоже немаловажную роль играет для студентов. Более привлекательной для них является работа с дальнейшим продвижением по карьерной лестнице. Дружба также играет немаловажную роль в жизни молодежи. За время проведения исследования число респондентов, которые считают наличие хороших друзей ценностью, выросло до 70 % [3, с. 6].

Важными составляющими среди базовых ценностей молодежи являются сохранение и улучшение здоровья. Плохое питание, малоподвижный образ жизни влияют на состояние здоровья молодежи.

Должной активности молодое поколение не проявляет для улучшения своего здоровья, несмотря на то, что 90 % опрошенных считают здоровье

приоритетной ценностью. Только некоторые из них состоят в спортивных обществах, только треть из них регулярно занимается физической культурой и спортом, большинство - от случая к случаю.

Очень часто молодежь сегодня обвиняют в отказе от традиционных ценностей россиян.

Справедливы ли эти упреки?

Исследования, проведенные нами, показывают, что они не совсем справедливы.

Результаты позволяют выделить значимые суждения для студентов: 70 % опрошенных считают, что «жизнь бессмысленна без свободы», 67,6 % утверждает что «доходы должны быть прозрачными», «материальное и психологическое положение и комфорт зависят от нас самих» (64,9 %), «лучше быть личностью и выделяться, чем жить в сырой массе» (60,7 %), «время следует тратить только на интересную работу» (59 %), «лучше остаться без карьерного роста, чем перешагнуть через свою совесть и моральные ценности» (56,2 %) [3].

Наименьшую значимость для респондентов имеют следующие суждения: «человек должен сам всего добиваться, если он этого не желает, то пусть живет бедно -это правильно» (53,9 %), «риск не должен присутствовать в построении карьеры, лучше медленно, но зато надежно строить свое дело» (53,6 %), «риск дает шансы заполучить успех» (49,4 %).

Наименее важны для респондентов следующие суждения: «экономическая ситуация государства оказывает большое значение на материальное благосостояние, от меня мало что зависит» (35,1 %), «доходы нужно иметь любые, не имеет значения как они приобретены» (32,4 %), «материальное благополучие первично, все остальное вторично» (29,5 %).

В большей степени студенты ориентированы на привлекательную работу, отдают предпочтение свободе,

нежели заработку. Число студентов, у которых на первом месте в иерархии ценностей семья, дети, друзья больше тех, у кого материальные ценности превыше всего.

Не стоит считать эгоизмом мнение студентов, что бедность является уделом справедливым для тех, кто не побеспокоился о своем материальном благополучии. Мы встречаемся здесь с другим явлением, которое знакомо русским людям с глубокой древности, с патриархальной общиной, где богатые помогали бедным членам, которые по каким-либо причинам теряли кормильца. Взамен этому на сегодня среди молодежи распространена западная модель утилитарного характера. За все действия человек ответственен сам.

Несмотря на большое количество приверженцев лозунга «сам себя делающий», немало и тех студентов, которые склонны к коллективной помощи, стремятся оказать помощь ближним.

Молодежь в Дагестане по ценностям «универсализм, гедонизм, власть» расположена в среднем показателе среди всего населения и молодежи, что означает если брать все население, то молодежь меньше разделяет ценность

«универсализм», отдавая место ценности «гедонизм». При анализе ответов всей молодежи, на первом месте в иерархии -универсализм.

Весьма существенны различия по ценностной группе «сохранение». Наша молодежь значительно уступает в этом плане остальным студентам (рис.).

Рис. Сравнительное распределение ценностей в целом среди молодежи

страны и всего населения

Выводы

1. Основными ценностями для студентов на сегодняшний день являются: семья, здоровье, материально обеспеченная жизнь, верные друзья, карьерный рост, активная деятельная жизнь.

2. Результаты, полученные нами, говорят о том, что сегодня в ценностных ориентирах молодежи в целом по России наметились положительные сдвиги.

Хотелось бы, чтобы выявленная динамика при благоприятных условиях, способствовала гармонизации будущего нашей молодежи и всей страны.

3. Исследование показывает, что в иерархии ценностей у студенческой молодежи в верхнем углу расположены семья, друзья, работа, справедливость. Самая яркая и активная часть общества -студенчество.

Повышается интерес к своему образу в будущей профессии.

Студенческие годы - лучшие годы развития нравственных и

интеллектуальных

возможностей человека. Именно поэтому Ушинский определял этот этап как ключевой: «В этот период жизни довершается образование верениц представлений, при этом все они группируются в одну сеть, эта сеть достаточно развита, давая при этом перевес тем или иным убеждениям, оказывая значительное влияние на формирование характера человека» [5].

Ценностные ориентации, интересы, потребности меняются или изменяются в кризисные периоды развития общества.

Стихийный, неуправляемый характер носят процессы социализации, перестав быть традиционными. Большую трудность в процессе социализации молодежи представляет отсутствие четко очерченного развития будущего и развития общества как единого организма; единая система отсутствует.

В связи с этим у молодежи появляется недоверие к существующим органам, возрастает влияние на молодежь десоциализирующих факторов.

Литература

1. Гадзаова Л. П. Формирование ценностной картины мира у студентов // Высшее образование сегодня. 2007. № 10. С. 40-42.

2. Данилова Е. Динамика базовых ценностей молодежи Республики Беларусь // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. № 4. С. 99-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Далгатов М. М., Давудова А. Р. Особенности личностных ценностей студентов с разным

атрибутивным стилем // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 5-9.

4. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. 2016. № 1. С. 35-44.

••• H3BecTUR AW. T. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

References

1. Gazova L. P. Formation of values and worldview of students. Vysshee obrazovanie segodnya [High Education today]. 2007. No. 10. Pp. 40-42. (In Russian)

2. Danilova E. Dynamics of basic values of youth of the Republic of Belarus. Sociologiya: teoriya, metody, marketing [Sociology: theory, methods, marketing]. 2007. No. 4. Pp. 99-107. (In Russian)

3. Dalgatov M. M., Davudova R. A. Peculiarities of students' personal values with a different style attribute. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. V. 11. No. 4. Pp. 5-9. (In Russian)

4. Zhuravleva N. Ah. Dynamics of value orientations of young people in terms of socioeconomic changes. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2016. No. 1. Pp. 35-44. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Тажутдинова Гулжан

Шайихулисламовна, кандидат

психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский

государственный педагогический

университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е-шаП: gulzhan@mail.ru;

Чубанова Гульнара Рамазанова, кандидат биологических наук, доцент, кафедра психологии, ДГПУ; Махачкала, Россия; е-шаП: gulzhan@mail.ru;

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Gulzhan Sh. Tazhutdinova, Ph. D.

(Psychology), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: gulzhan@mail.ru;

GUlnara R. Chubanova, Ph. D (Biology), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: gulzhan@mail.ru

Принята в печать 23.10.2018 г.

Received23.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.