ОЩЕПКОВ Алексей Александрович — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Димитровградского инженерно-технологического института — филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (433511, Россия, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Куйбышева, 294; sladkod@ yandex.ru)
САЛАХоВА Валентина Борисовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42; [email protected])
РоМАноВА Анна Валерьевна — аспирант кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42; [email protected])
к ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОй СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ, СКЛОННОЙ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация. В статье приводится теоретический анализ проблемы формирования ценностно-мотивационной сферы личности современной молодежи. Авторы отмечают важность изучения системы ценностных ориентаций и мотивации молодежи, регулирующей поведение молодого человека, с целью превенции проявления различных форм девиантного поведения.
Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, мотивация, молодежь, девиантное поведение
В современном обществе со все более усложняющейся системой отношений, благодаря которой происходит трансформация структуры взаимодействий, все более актуальным становится обретение системы координат, в которых человек мог бы осмыслить свою жизнедеятельность и перспективы своего будущего. В этом ракурсе, несомненно, повышается роль системы ценностей, которыми руководствуется человек и которые выступают осознанными ориентирами в формировании отношения к миру и к себе. Такая постановка проблемы особенно важна в отношении проявления различных форм девиантного поведения. Девиации в поведении человека проявляются во множестве форм -как традиционных (агрессия и аутоагрессия, алкоголизм и наркомания, правонарушения и преступления), так и новых (например, интернет-зависимость). В отношении девиантного поведения важность системы ценностей проявляется как проблема деформации нормативно-ценностной системы личности, связанной с неблагоприятными воздействиями, происходящими в процессе социализации.
Проблема формирования системы ценностей затрагивается во множестве работ современных ученых. Т.В. Васильева считает, что в современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, т.к. именно они определяют функционирование и развитие человека [Васильева 2014: 88]. По мнению К.М. Сабировой и Н.В. Техтелевой, политические и социально-экономические изменения в нашей стране привели к разрушению привычной системы ценностей, таких как отечество, семья, дружба, общение [Сабирова, Техтелева 2014: 171]. Ф.С. Кудзиева считает, что современные коренные преобразования российского общества характеризуются переносом центра тяжести в системе взаимодействий «социум - семья - индивид» с общества на индивида [Кудзиева 2014: 63]. В работе О.В. Закревской
84
ВЛАСТЬ
2016'11
говорится о том, что в обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, наблюдается отсутствие созидательных ориентиров, ценности формируются стихийно [Закревская 2013: 98].
Общественные трансформации оказывают влияние в первую очередь на систему ценностных ориентаций молодого поколения. Так, мониторинг ценностных ориентаций молодежи позволил Е.П. Савруцкой выявить тенденции изменения ценностей и приоритетов современного молодежного массового сознания, в т.ч. негативную тенденцию роста межнациональной напряженности [Савруцкая, Устинкин 2014: 127]. О.В. Закревская считает, что формирование ценностных ориентиров происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее системно, последовательно и глубоко проявляется в период взросления [Закревская 2013: 101]. И поэтому период становления личности в молодом возрасте очень важен в плане формирования его ценностно-нормативной ориентации, которая в случае негативного развития приводит к направленности на девиантное поведение.
В целом, ценность - это комплексное понятие, разрабатываемое в философии, социологии, психологии, педагогике и других гуманитарных дисциплинах. Понятие ценности используется для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности человека и общества, которые определяют направленность мировоззрения человека и входят в структуру личности посредством системы ценностных ориентаций. Изучению проблемы ценностных ориентаций личности посвящены труды К.А. Альбухановой-Славской, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности исследованы в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, В.П. Тугаринова и др.
В.А. Сушко на основе теоретического анализа многих подходов к исследованию ценностных ориентаций приходит к определению ценности как положительной или отрицательной значимости явлений социального мира для человека, которые определяют фундаментальные основы его существования (материальные и духовные). Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях [Сушко 2014: 132]. В работе В.А. Сушко также акцентируется внимание на дифференцированном подходе к формированию ценностей. Так, А.В. Рябов и Е.Ш. Курбангалеева определили ряд «мужских» и «женских» ценностей. В частности, в число «мужских» ценностей по результатам их исследования попали: законность, могущество, независимость, природа, профессионализм, равенство, родина, свобода, сотрудничество, труд, убеждения и удовольствие. К «женским» оказалось возможным отнести: веру, внимание к людям, здоровье, милосердие, мир, надежду, образование, покой, порядочность и семью. Особенно интересно в рамках данного исследования выделение ценностей, которые можно было бы отнести к «молодежным» группам, - это дружба, известность, любовь, могущество, независимость, образование, профессионализм, развитие, свобода, смысл жизни, сотрудничество, удовольствие и успех [Рябов, Курбангалеева 2003: 375]. В.А. Сушко отмечает столкновение доминирующих ценностей молодежи в отсутствие благоприятных условий для их существования. У молодежи не формируется устойчивая система ценностей, отвечающая перспективе развития общества, стираются рамки между тем, что хорошо, а что плохо [Сушко 2014: 134].
Данное положение отражено в работах многих современных ученых. Так, Т.В. Васильева полагает, что ценностные ориентации являются результатом внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе развития личности и представляют собой субъективное отражение объективного мира в сознании кон-
кретного индивида. Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие позиции, в соответствии с которыми строится поведение индивида в различных жизненных ситуациях. Они обозначают фундамент, определяющий качество жизни молодого человека [Васильева 2014: 88]. К.Э. Тагирова отмечает, что система ценностных ориентаций является важнейшим компонентом структуры личности, т.к. в ней концентрируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ходе ее индивидуального развития, и в этом плане она выполняет роль регулятора поведения молодого человека [Тагирова 2010: 199]. Ф.С. Кудзиева в своей работе приходит к выводу, что изменение ценностных ориентаций под воздействием семьи и современной социокультурной ситуации обусловливает трансформацию старых и формирование новых ценностных ориентаций, содействуя достижению молодежью формирующихся у нее новых целей [Кудзиева 2014: 62].
В концепции В.А. Ядова развивается идея о том, что ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. В этом своем качестве они определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, к себе - ядро мотивации. Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют их поведение [Ядов 2013: 135].
Таким образом, проблема изучения ценностно-мотивационной сферы личности молодежи в современных социально-экономических условиях России приобретает особую значимость ввиду ее прямой связи с поведением молодых людей и его проявлением в деятельности. Очень важно, чтобы ценностно-мотивационная система личности современной молодежи приобретала нормативный характер. И в этом плане продуктивной видится разработка методов формирования системы ценностных ориентаций молодых людей, направленных не на девиантное, а нормативное поведение.
Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/16.
Список литературы
Васильева Т.В. 2014. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов. — Вестник Кемеровского государственного университета. № 2. С. 87-91.
Закревская О.В. 2013. Особенности ценностных ориентаций старших подростков. — Система ценностей современного общества. № 29. С. 97-103.
Кудзиева Ф.С. 2014. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего поколения в условиях трансформации семьи. — Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. № 2. С. 61-65.
Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. 2003. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги. 448 с.
Сабирова К.М., Техтелева Н.В. 2014. К проблеме формирования ценностных
86
ВЛАСТЬ
2016'11
ориентаций детей-сирот в условиях детского дома. - Вестник Самарского муниципального института управления. № 3. С. 169-175.
Савруцкая Е.П., Устинкин С.В. 2014. Динамика ценностных ориентаций моло -дежи: межэтнический аспект. - Власть. № 10. С. 123-128.
Сушко В.А. 2014. Теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций современной молодежи. — Актуальные вопросы современной науки. № 31. С. 128-137.
Тагирова К.Э. 2010. Система ценностных ориентаций как регулятор поведения личности. — Система ценностей современного общества. № 13. С. 195-200.
Ядов В.А. 2013. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ. 376 с.
OSHCHEPKOV Aleksei Aleksandrovich, Cand.Sci. (Psych.), Senior Lecturer of the Chair of Philosophy, Law and Social Humanities, Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute — branch of National Researching Nuclear University «MEPhI» (Moscow Engineering Physics Institute) (294 Kujbysheva St, Dimitrovgrad, Ul'janovsk region, Russia, 433511; [email protected])
SALAKHOVA Valentina Borisovna, Cand.Sci.(Psych), Associate Professor of the Chair of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University (42 Lva Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; valentina_ [email protected]) ROMANOVA Anna Valer'evna, postgraduate student of the Chair of Theory and History of State and Law, Ulyanovsk State University (42 Lva Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; [email protected])
TOWARDS THE PROBLEM OF VALUE-MOTIVATIONAL PERSONALITY SPHERE OF CONTEMPORARY YOUTH PRONE TO DEVIANT BEHAVIOR
Abstract. The article presents a theoretical analysis of the problem of formation of value-motivational sphere of personality of today's youth. The authors denote the importance of studying the system of value orientations and motivations of young people, which regulates the behavior of a young man, with a view to the prevention of various forms of deviant behavior. They conclude about the necessity of norms-oriented value-motivational sphere of youth's personality forming as a possibility of preventing and correcting deviant orientation.
keywords: personality, value orientation, motivation, youth, deviant behavior