Научная статья на тему 'Роль государства в формировании ценностных ориентаций молодежи'

Роль государства в формировании ценностных ориентаций молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1314
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Номшиева Марина Анатольевна

В статье рассмотрены основные научные трактовки понятий «молодежь» и «молодежная политика». Проведен их анализ, раскрыты основные характеристики. Особое внимание уделено выделению видов и субъектов молодежной политики, которые должны стать приоритетными при формировании государственной молодежной политики на ближайшие годы. Выявлены основные уровни молодежной политики, раскрыт механизм формирования ценностных ориентаций молодежи под влиянием государственной молодежной политики. В современном обществе молодежная политика представляет собой сложную систему программ и проектов, оказывающих влияние на формирование жизненных стратегий молодежи и ее ценностных ориентаций. Молодежная политика выступает как механизм социализации молодежи, как институт социального развития данной социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в формировании ценностных ориентаций молодежи»

УДК 316.4

Номшиева Марина Анатольевна

аспирант кафедры политологии и социологии, Бурятский государственный университет nomshieva@mail.ru

Marina A. Nomshieva

PhD Student of Department of Political Science and Sociology, Buryat State University nomshieva@mail.ru

Роль государства

в формировании ценностных ориентаций молодежи

Role of the state

in formation of valuable orientations of youth

Аннотация. В статье рассмотрены основные научные трактовки понятий «молодежь» и «молодежная политика». Проведен их анализ, раскрыты основные характеристики. Особое внимание уделено выделению видов и субъектов молодежной политики, которые должны стать приоритетными при формировании государственной молодежной политики на ближайшие годы. Выявлены основные уровни молодежной политики, раскрыт механизм формирования ценностных ориентаций молодежи под влиянием государственной молодежной политики. В современном обществе молодежная политика представляет собой сложную систему программ и проектов, оказывающих влияние на формирование жизненных стратегий молодежи и ее ценностных ориентаций. Молодежная политика выступает как механизм социализации молодежи, как институт социального развития данной социальной группы.

Ключевые слова: молодежь, молодежные организации, молодежная политика, государственная молодежная политика, общество, ценностные ориентации.

Annotation. The article considers the main scientific interpretations of the concepts «youth» and «youth policy». Their analysis is carried out, the main characteristics are revealed. Particular attention is paid to identifying the types and subjects of youth policy, which should become a priority in the formation of state youth policy for the coming years. The main levels of youth policy are revealed, the mechanism of formation of value orientations of youth under the influence of the state youth policy is revealed. In modern society, youth policy is a complex system of programs and projects that influence the formation of life strategies for young people and their value orientations. The youth policy acts as the mechanism of socialization of youth, as the institute of social development of the given social group.

Keywords: youth, youth organizations, youth policy, state youth policy, society, value orientations.

М

олодёжная политика как некий важный индикатор развития и общественных изменений представляет собой многообразную и сложную систему отношений, которая состоит из множества элементов и направлений деятельности. В современной политической и социальной жизни общества заметное место занимает молодежь. Современная молодежь активно включается абсолютно во все протекающие процессы, принимая участие в решении важных для своей группы вопросов, а именно: профессиональное самоопределение, трудоустройство, создание инфраструктуры для жизнеобеспечения, занятость. Исследование предпочтений, ценностных ориентаций и вопросы интеграции современной молодежи в социокультурное пространство занимает сегодня одно из ведущих позиций в области социогуманитаного знания. Новое поколение, рожденное в эпоху перемен подверглось процессам глобализации и вестер-низации, которые привнесли в российское общество новую модель поведения и ценностные ус-

тановки. Современная молодежь отличается от молодежи 90-х своими субкультурными характеристиками. Ученые выделяют появление новых форм интеграции молодежи каждые два-три года. По мнению французского ученого Г. Тарда, немаловажную роль в быстрых переменах в социокультурных практиках молодежи, играют процессы заражения и подражания , снятые с готовых форм социального бытия общества [1].

Молодежь - это не просто часть российского общества, это важный субъект социальных изменений, огромная инновационная сила. Крайне необходимо максимально разумно направить эту силу. Молодое поколение занимает важную роль в реализации социальных-экономических перемен. Однако удовлетворение потребностей и интересов молодежи напрямую зависит от того, какую политику в отношении данной социальной категории реализует государство на федеральном , региональном и муниципальном уровнях. Разработка и реализация специальных программ

молодежной политики является важным фактором развития российских регионов. Особую роль в данном процессе играет процесс включения социальных и общественных институтов, связанных с реализацией данного направления социальной политики государства. Коренные изменения, произошедшие в российском обществе с момента распада советского государства, в котором к слову была налажена работа с молодежью значительно повлияли на образ жизни и ценности современной молодежи.

Дальнейшие перспективы развития страны и общества во многом связаны с приходом молодежи, которая через 15-20 лет наберется опыта и станет самой влиятельной социальной группой, принимающей значимые решения в управлении страной. Для выявления молодежного потенциала необходимо четко определить стратегию, формы и методы работы с современной молодежью. На протяжении долгого времени вопросы молодежи и молодежной политики были во внимании со стороны представителей разных гуманитарных наук. В послевоенный период 60-70-х гг. XX века в работах советских социологов проводились исследования фундаментальных основ, определений и методов изучения молодежной общественной жизни. В 1980-е гг. в процессе институционализации работа с молодёжью стала рассматриваться в двух основных значениях: «как система идей, действий и теоретические положения относительно роли и места молодёжи в социалистическом государстве; как практическая деятельность коммунистической партии и других социальных и общественных институтов по развитию молодого поколения» [3, с. 55].

Современные представления ученых к пониманию молодежной политики представлены в трудах социологов Н.А. Чистяковой, В.К. Кривору-ченко, А.А. Немерюк, В.А. Смирнова. По мнению Н.А. Чистяковой молодежь - это специфическая социально-демографическая группа, с рядом особенностей, которые вытекают из её сущностной характеристики. Социальность молодежи определяется специфической ролью, которую она играет в процессе воспроизводства социальной структуры [3]. В. К. Криворученко определяет понятие молодежная политика как совокупное отношение «к молодому поколению, юношескому движению» [4]. А.А. Немерюк говорит о понятии «молодежной политики» как виде деятельности государства, направленной на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других условий для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала. [5, с. 104].

Как и каким образом молодежная политика государства определяет и формирует ценностные ориентации современной молодежи изучил В.А. Смирнов. Изучая данный вопрос он выделил три группы теорий молодежной политики [6, с. 175].

Первая группа теорий о молодежной политике трактует данное направление государственной

политики как механизм управляющий процессом социализации молодежи. То есть формирование ценностных ориентаций должно исходить только от государства, и оно в первую очередь должно проявлять активность по отношению к молодежи, а не наоборот. Во второй группе молодежная политика предстает как инструмент социального развития молодежи. Основной целью молодежной политики является создание благоприятных политических, социальных и экономических условий, а также правовых гарантий для успешной реализации потенциала молодого поколения. В третьей группе теорий через создание определенных условий для участия в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества происходит процесс развития патриотизма и гражданственности среди молодежи.

Итак, молодежная политика - это многогранная система программ, проектов, концепций, деятельности всех общественных и государственных институтов по работе с молодежью, направленных на управление молодежью и формирование у нее жизненных стратегий и ценностных ориентаций.

Ученый С.О. Елишев в зависимости от субъекта деятельности разделил молодежную политику на общественную и государственную [2]. Субъектом государственной молодежной политики выступает государство в лице органов исполнительной и законодательной власти, которые опираются на государственную идеологию, систему идей и взглядов. Также существует система права, которая на законодательном уровне закрепляет базовые категории идеального проекта молодого человека, отвечающего вызовам современности. В отличии от государственной в общественной молодежной политике субъектом являются общественные институты присущие развитому гражданскому обществу: политические партии, общественные организации, профсоюзы, корпорации, сами молодые люди. Таким образом молодежь сама формирует ценностные ориентации и пути формирования гражданской культуры. Главной задачей данного направления работы с молодежью является дополнение государственной молодёжной политики, которая имеет главенствующее значение. Также С.О. Елишев выделяет в качестве субъекта молодежной политики конфессиональную молодежную политику. Данное направление имеет место быть, так как религия по своему статусу, положению и деятельности фактически является крупной хозяйственной организацией [2, с. 33]. По мнению ученого, выделение конфессиональной из общественной молодежной политики является процессом естественным. Институт религии является самым древним институтом социализации молодежи, который по некоторым категориям превосходит другие институты социализации молодежи. По мнению исследователей в соврем е нном мире достаточно высока степень доверия молодежи к традиционным религиозным ценностям. В религиозном институте существует определенный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи. Все вышеперечисленные субъекты реализации молодежной политики взаимодействуя между собой должны соз-

дать единое социокультурное пространство, обеспечить воспитание патриотичной, самостоятельной, ответственной, молодежи и сформировать у молодых людей систему положительных традиционных ценностных ориентаций.

С момента рождения человек становится частью социальной сферы общества, проходя несколько этапов социализации он включается в систему общественных отношений благодаря агентам социализации: семья, социальная группа, институты и культура с устоявшей системой ценностей. В данном русле очевидно, что одним из самых важных аспектов развития человека является формирование у него системы ориентаций (мировоззрение, нравственные принципы, убеждения). Данный процесс происходит в результате социализации - постепенного включения человека в систему общественных отношений, в результате которого происходит передача обществом молодежи социальных норм, образцов поведения, культурных ценностей и традиций, выработанных предыдущим поколением, позволяя индивиду функционировать в обществе. Система ценностных ориентаций, формирующаяся в ходе взросления человека определяет процесс познания социального мира и в

тоже время происходит регуляция его поведения в обществе. Становление и определение ценностных ориентаций личности происходит под влиянием господствующей в обществе системы ценностей. Надо отметить, что данный процесс не является предопределённым, потому как человек не пассивен в формировании своих ценностей. Государственные органы по работе с молодежью определяют одной из целей своей работы воспитание нравственной, высококультурной, инновационной, образованной, здоровой и патриотичной молодежи. поэтому в современном российском обществе ценностные ориентации молодого поколения оказываются объектом пристального внимания. При реализации политики в отношении молодежи необходимо уделять внимание именно процессу формирования ценностных ориентаций, так как молодежь самая мобильная и динамичная социальная группа общества. Данный процесс достаточно сложен и многогранен, он требует не просто объединения, а консолидации усилий государственных и общественных институтов. Необходимо сформулировать в первую очередь единую идеологию, систему духовно-нравственных и патриотических ценностей, которые испокон веков были приемлемы для нашей страны.

Литература:

1. Белинская Д.В. Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).

2. Елишев С.О. Молодежная социокультурная среда как условие формирования ценностных ориентации. М., 2010.

3. Ильинский И.М. Образование, молодёжь, человек. М. : Изд-во МГУ, 2006. 560 с.

4. Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика: термины и понятия. М., 2005.

5. Немерюк А.А. О молодежной политике в современной России // Власть. 2009. № 4.

6. Смирнов В.А. Концептуальные основы современной молодежной политики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2006. Т. 12.

Literature:

1. Belinskaya D.V. Forms of youth participation in sociocultural space // Bulletin of Tambov University. Series Humanities. Tambov, 2012. Issue. 11 (115).

2. Elishev S.O. Youth socio-cultural environment as a condition for the formation of value orientations. M., 2010.

3. Il'insky I.M. Education, youth, people. M. : Moscow State University Publishers, 2006. 560 p.

4. Krivoruchenko V.K. Youth and youth policy: terms and concepts. M., 2005.

5. Nemeryuk A.A. About the youth policy in modern Russia // Vlast. 2009. № 4.

6. Smirnov V.A. Conceptual foundations of modern youth policy // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Kostroma, 2006. V. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.