ПРАВО И ОБЩЕСТВО
LAW AND SOCIETY
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В современном российском обществе молодежная политика представляет собой многомерную, сложную систему дискурсов, диспозиций, программ и проектов, оказывающих влияние на формирование жизненных стратегий молодежи, ее ценностных ориентаций и повседневных практик. Сегодня молодежная политика предстает и как механизм управляемой социализации молодежи, и институт социального развития данной социальной группы, а также является механизмом социального включения. Все это позволяет говорить о том, что, являясь активным субъектом в молодежной политике, российская молодежь формирует и повышает свою гражданскую культуру, которая позволяет утвердить самоценность молодых людей, главенство своих прав и интересов, понять свою значимость и влиятельность в обществе, ощутить себя полноценным участником в политической жизни страны. В статье рассматриваются основные научные трактовки понятий: «молодежь», «молодежная политика», проводится их анализ, раскрываются основные характеристики. Особое внимание уделяется видам и субъектам молодежной политики, выделяются теории и принципы, цели и направления молодежной политики, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодежной политики на ближайшие годы, анализируются вопросы интеграции молодого поколения в политическое пространство, факторы, обуславливающие необходимость и правомерность выделения молодежных вопросов в самостоятельную часть государственной политики, выявляются основные уровни молодежной политики как многомерного и сложного социального института, раскрывается механизм формирования системы ценностных ориентаций молодежи под влиянием молодежной политики. Поднимаются вопросы о деятельности государственных органов по решению проблем в области молодежной политики.
Ключевые слова: государство, государственная политика, конфессиональная молодежная политика, молодежь, молодежные организации, молодежные движения, молодежная политика, общественная политика, общество, ценностные ориентации.
Важное место в современной политической жизни российского общества принадлежит молодежи, молодежным организациям, движениям и объединениям. Современная молодежь сегодня включается во многие социальные, политические, культурные процессы, так как их развитие определяет способы решения актуально важных для данной социальной группы вопросов, а именно, выбора собственного социального статуса, профессионального самоопределения, создание инфраструктуры жизнеобеспечения.
Вопросы интеграции молодого поколения в социокультурное, политическое пространство, в том числе на уровне региона занимает сегодня одно из ведущих позиций в области социогуманитарного знания. Эпоха перемен, опосредованная процессами глобализации, вестернизации, принесшая российскому обществу новые модели поведения, ценностно-нормативные установки, способствовала разви-
тию так называемого «поколения next». Современная молодежь отличается своими субкультурными, социсемиотическими, визуальными характеристиками от молодого поколения 90-х гг. ХХ столетия. Более того, социологи отмечают появление новых практик интеграции молодых людей чуть ли не каждые год-два. Большую роль в ярких и быстрых переменах в социокультурных практиках молодежи, играют, выражаясь словами Г. Тарда, процессы заражения и подражания, снятые с готовых форм социального бытия общества [1].
Следует отметить, что молодежь - это часть российского общества, с которой в наибольшей степени связано будущее развитие России на ближайшие годы. Молодежь призвана сыграть важную роль в реализации социальных перемен. Однако осуществление интересов и удовлетворение потребностей данной социальной группы, во многом зависит от определенной политики и дей-
ствий власти на уровне регионов и муниципальных образований. Разработка и реализация молодежной политики в настоящее время является основным фактором развития российских территорий. Одновременно при этом роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики, активизируется.
На протяжении многих лет молодежная политика России была объектом пристального внимания со стороны представителей самых разных гуманитарных наук. Отметим, что в научный оборот и общественно-политический дискурс понятие «молодежная политика» активно вошло в 90-х гг. прошлого века. В одном из своих определений молодежной политики В. К. Кривору-ченко говорит о ней как о совокупном отношении «к молодому поколению, юношескому движению...» [2]. Существует подход, согласно которому сама молодежная политика есть не что иное, как стратегия и тактика молодежного движения [3]. А. А. Немерюк считает, что понятие «молодежная политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества в ходе формирования молодежной политики государственные структуры руководствуются определенными принципами, целями и задачами [4].
В социологии данное понятие рассматривается, во-первых, как отношение общества, разнообразных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества, во-вторых, как особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющее целью определенным образом влиять на социальное развитие и социализацию молодежи, а через это на перспективы развития общества, и в третьих, как система идей, мероприятий, учреждений, которые разрабатывает и реализует тот или иной субъект политической жизни в отношении молодежи для того, чтобы получить содействие в своей политической линии от нее или от ее определенной части.
В современном российском обществе молодежная политика представляет собой достаточно
многомерный и сложный социальный институт, в связи с чем исследователи полагают вероятным выделить в нем несколько основных уровней [5]:
- дискурсивный уровень включает в себя такие элементы, как цели, принципы молодежной политики, стратегии, формы и методы реализации молодежной политики. На данном уровне рассматривается общее понимание того, что представляет собой молодое поколение, какова его миссия, его предназначение, каковы принципы отношения общества к молодежи и молодежи к обществу, а также особенности системы воспитания и образования;
- на организационном уровне молодежная политика в современных условиях представляет собой систему международных, государственных и общественных структур, ее реализующих, а также комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих работу с молодежью. Эта система регулярно изменяется и перестраивается. Молодежная политика, в зависимости от социокультурных условий, может быть государственной и общественной, централизованной и децентрализованной, интегрированной и дифференцированной;
- на программном уровне молодежная политика функционирует как определенная деятельность, ориентированная на молодежь. В качестве формата презентации деятельности и ее нормирования в мировой и отечественной практике выступает технология программирования, в результате этого программы, направленные на ценностные ориентации молодежи, ее социализацию и интеграцию в общество являются еще одним аналитическим срезом исследования молодежной политики;
- при рассмотрении молодежной политики на технологическом уровне специальное внимание нужно уделять технологическому обеспечению деятельности. Технологии социального проектирования и прогнозирования, волонтерство, являются наиболее распространенными во всем мире при работе с молодежью;
- уровень повседневных социализирующих практик включает в себя: повседневную коммуникацию молодого человека с социальным работником, педагогом, работником молодежной сферы, что является важным фактором социализации молодежи. Молодежная политика на данном уровне реализуется непосредственно.
Так, В. А. Смирнов, исследуя вопросы влияния молодежной политики на формирование ценностных ориентаций молодежи, выделил группы теорий молодежной политики, существующие в современном научном дискурсе [5].
В первой группе теорий молодежная политика предстает как механизм управляемой социали-
зации молодежи. Поколенческие теории составляют ядро данной группы. Основным содержанием активности общества и государства по отношению к молодому поколению является процесс управления социализацией молодежи, и итогом должна стать интеграция нового поколения в социальную структуру общества.
Во второй группе молодежная политика выступает институтом социального развития молодежи. В основе данной группы теорий лежит идея о необходимости предоставления молодежи возможностей для реализации ее инновационного потенциала и социального становления. Основная цель молодежной политики в данной группе сводится к созданию благоприятных политических условий, экономических и правовых гарантий, которые могут улучшить качество жизни молодежной популяции.
В третьей группе молодежная политика является механизмом социального включения. Главным содержанием молодежной политики является разработка проектов и программ гражданского и социального включения молодежи. Развитие гражданственности молодого поколения через создание условий для участия молодых в жизни общества, является основным направлением молодежной политики.
На основе выделенных уровней, теорий, можно отметить, что молодежная политика - это многомерная, сложная система дискурсов, диспозиций, программ и проектов, деятельностей социальных и политических структур, конкретных социальных практик работы с молодежью, ориентированных на управление транзитом молодежи и формирование у нее жизненных стратегий, ценностных ориентаций и повседневных практик.
По мнению С. О. Елишева, молодежную политику в зависимости от субъекта деятельности необходимо разделить на два вида [6].
Первый вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (культура, образование, досуг, физическое развитие, труд и др.).
В молодежной политике у государства есть возможность опереться, во-первых, на определенную идеологию, а именно, систему идей и взглядов, в которых выражается отношение к существующим проблемам и противоречиям; во-вторых, на систему права, нормативно закрепляющую базовые параметры идеального проекта (образа) молодого человека и молодежи, отвечающего вызовам истории и потребностям развития человека и общества. В Рос-
сийской Федерации государственная молодежная политика реализуется на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) посредством осуществления социального проектирования, представляющее собой активную реализацию молодежных программ и национальных проектов, обеспечивающих создание, модернизацию или поддержание в трансформирующейся молодежной среде духовных и материальных ценностей. Возможность государства оказать помощь молодежи в созидании духовных и материальных ценностей, ее способности воплотить свои мечты является главным критерием определения результативности государственной молодежной политики.
Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, бизнес-сообщества, СМИ, молодежные объединения, сами молодые люди. Данный вид представляет собой систему взглядов, идей, реальных действий разнообразных структур гражданского общества по поводу роли молодежи в общественном развитии.
Являясь активным субъектом в молодежной политике, российская молодежь формирует и повышает свою гражданскую культуру, которая позволяет утвердить самоценность молодых людей, главенство своих прав и интересов, понять свою значимость и влиятельность в обществе, ощутить себя полноценным участником в политической жизни страны. Вместе с тем, через эффективную молодежную политику со стороны государства, активизацию деятельности молодежных общественных организаций молодежь сама указывает пути формирования гражданской культуры [7].
В настоящее время, С. О. Елишев считает, что целесообразно выделять в качестве субъектов молодежной политики не только политические партии, большие хозяйственные организации (корпорации), общественные объединения (организации), но и конфессиональную молодежную общественную политику, которая играет заметную роль в формировании ценностных ориентации молодежи. Выделение религиозных конфессий в качестве отдельного субъекта общественной молодежной политики определяется не только характером, задачами, спецификой, направлениями, целями их деятельности по сравнению с другими общественными организациями и объединениями, но и тем, что по своему статусу, положению, деятельностью в обществе они фактически являются и крупными хозяйственными организациями (корпорациями), не замыкающиеся на государственные или окологосударственные структуры [6].
В качестве отдельной модели общественной молодежной политики выделение и институциализация конфессиональной общественной молодежной политики из модели общественной молодежной политики общественных организаций и объединений, является, на взгляд исследователей, явлением естественным, так как институт религии является не только самым древним институтом социализации молодежи, но по своему смыслу, влиянию на жизнедеятельность и функционирование общества, культуры, нации, государства, но и институтом, ничем не уступающим, а по ряду категорий и более приоритетным, чем другие социальные институты. По мнению исследователей, в современном обществе высока степень лояльности и доверия как населения в целом, так и молодого поколения в частности, к традиционным религиозным институтам, базовому характеру их ценностных систем и доктрин. По сравнению с другими институтами социализации, институт религии по-прежнему, и с все более возрастающей инициативностью, осуществляет возложенные на него функции, особенно в области формирования традиционных ценностных ориентаций [8]. С точки зрения И. В. Налетовой, духовность обозначает готовность молодых людей к отражению, освоению и преобразованию действительности, что обеспечивается духом как орудием их ориентации в социальном мире. Рассматривая духовность как способ осмысления самого себя, своего места в мире, своих интересов и потребностей, И. В. Налетова приходит к выводу о всепроникающем воздействии духовности на все виды деятельности [9].
Реализация механизма формирования системы ценностных ориентаций молодежи может осуществляться на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи, личности. Основываться данный механизм должен на определенной последовательности стадий обще-ствеииой регуляции:
стадия институционализации представляет собой установление эталонов и норм поведения, определение системы идеалов и ценностей, к которым следует стремиться молодому человеку;
- стадия профилактики включает в себя систему методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений;
- стадия контроля предполагает установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, результаты, вытекающие из оценки;
- стадия коррекции представляет собой исправление социальных аномалий, отклонений [6].
Следует подчеркнуть, что одной из главных целей и направлений молодежной политики является процесс формирования ценностных ориентации современной молодежи, как самой мобильной и динамичной социальной группы общества, а также в проектировании и осуществлении государственной молодежной политики важно учитывать такие проблемы, как отсутствие комплексной системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи, отсутствие у подавляющего числа молодежи интереса к участию в общественно-политической жизни общества, несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны, а также проблему организации активного досуга [10].
В связи с этим А. А. Немерюк предлагает ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодежной политики на ближайшие годы [4].
Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодежи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.
Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учетом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.
В-третьих, обеспечение социальной защищенности молодежи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.
В-четвертых, приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых людей, их организаций и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности.
В-пятых, содействие становлению молодежи, стремящейся утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, развитию самостоятельности молодых людей.
В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодежных организаций и движений, невмешательство
в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодежных организаций.
В-седьмых, привлечение молодых граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодежной политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом.
Нельзя не отметить, что в настоящее время-субъекты Российской Федерации, в лице их представительных органов, все больше внимания уделяют молодежной политике. Создаются молодежные парламенты, палаты, советы. В последнее время процесс развития молодежного парламентаризма носит достаточно прогрессивный характер. На федеральном уровне власти появилось стремление вовлечь молодежь в политику. Действует орган исполнительной власти, занимающийся вопросами молодежи - Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Активной формой сотрудничества с молодежью также стала школа российской политики - проект Центра социально-консервативной политики. В основе методики Школы-практики - самоутверждение людей, которые претендуют на то, чтобы заниматься политикой. Учитывая положительный опыт создания таких школ на федеральном уровне, школы молодого парламентария создаются и во многих субъектах Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что школы создаются как на региональном, так и на местном уровнях.
Кроме того, в свою очередь, Совет Федерации уделяет особое внимание вовлечению молодежи в законотворческий процесс. При верхней палате Федерального Собрания действует Молодежная парламентская ассамблея. Сегодня, когда молодое поколение активно участвует в разработке законопроектов в отношении поддержки и социального развития молодежи, общественных объединений, добивается принятие законов в сфере молодежной политики на региональном уровне, участие в деятельности ассамблея является важным механизмом взаимодействия между Федеральным Собранием и молодежными парламентами субъектов РФ [11].
Таким образом, процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи является достаточно сложным, требующим интеграции усилий общественных и государственных составляющих молодежной политики. Полноценно осмыслена и осуществлена молодежная политика может быть лишь в рамках
целостного стратегического планирования национального развития, основываться на единении основных целей, задач, направлений и взаимодействии основных субъектов молодежной политики. Для реализации и эффективности проведения молодежной политики необходимо сформулировать определенную идеологию, систему духовно-нравственных, философских ценностей, определенную стратегическую цель, идеал развития российского общества, нации и государства. В русле влияния молодежной политики на формирование ценностных ориентаций молодого поколения, необходима регулярная духовно-нравственная работа попатриотическому воспитанию и социализации молодых людей, расширение участия молодежи в демократическом развитии общества, консолидация и сплочение молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и этики, к чему и призывает нас Президент РФ.
Литература
1. Белинская Д. В. Формы партисипации молодежи в социокультурном пространстве // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).
2. Криворученко В. К. Молодежь и молодежная политика: термины и понятия. М., 2005.
3. Чирун С. Н. Молодежные политические движения и организации как механизмы реализации субъ-ектности молодежи в публичной молодежной политики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45).
4. Немерюк А. А. О молодежной политики в современной России // Власть. 2009. № 4.
5. Смирнов В. А. Концептуальные основы современной молодежной политики // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2006. Т. 12.
6. Елишев С. О. Молодежная социокультурная среда как условие формирования ценностных ориентации. М., 2010.
7. Задонская И. А. Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Философия, социология и культурология. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).
8. Добренькова Е. В., Елишев С. О. Общественная конфессиональная молодежная политика // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3.
9. Налетова И. В. Духовность как социокультурное явление // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 1999. Вып. 1.
10. Когай Е. А., АтанасовА. Г. Социальное проектирование региональной молодежной политике // Уче-
ные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28).
11. Станкевич В. В. Молодежная политика в системе социальной политики России // Транспортное дело России. 2012. № 6.
References
1. Belinskaya D. V. Formy partisipatsii molodezhi v sotsiokul'turnom prostranstve // Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 11 (115).
2. Krivoruchenko V. K. Molodezh' i molodezhnaya politika: terminy i ponyatiya. M., 2005.
3. Chirun S. N. Molodezhnye politicheskiye dvizheniya i organizatsii kak mekhanizmy realizatsii sub"yektnosti molodezhi v publichnoj molodezhnoj politiki // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1 (45).
4. Nemeryuk А. А. O molodezhnoj politiki v sovre-mennoj Rossii // Vlast'. 2009. № 4.
5. Smirnov V. А. Kontseptual'nye osnovy sovremennoj molodezhnoj politiki // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. А. Nekrasova. Kostroma, 2006. T. 12.
6. Yelishev S. O. Molodezhnaya sotsiokul'turnaya sreda kak usloviye formirovaniya tsennostnykh orientatsii. M., 2010.
7. Zadonskaya I. А. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoj kul'tury molodezhi v sovremennom rossijs-kom obshchestve // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Filosofiya, sotsiologiya i kul'tu-rologiya. Tambov, 2012. Vyp. 11 (115).
8. Dobren'kova Ye. V., Yelishev S. O. Obshchest-vennaya konfessional'naya molodezhnaya politika // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2010. № 3.
9. Naletova I. V. Dukhovnost' kak sotsiokul'turnoye yavleniye // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 1999. Vyp. 1.
10. Kogaj Ye. А., Atanasov А. G. Sotsial'noye proyektirovaniye regional'noj molodezhnoj politike // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4 (28).
11. Stankevich V. V. Molodezhnaya politika v sisteme sotsial'noj politiki Rossii // Transportnoye delo Rossii. 2012. № 6.
* * *
INFLUENCE OF YOUTH POLICY ON FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF MODERN RUSSIAN YOUTH
ZADONSKAYA IRINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In modern Russian society the youth policy represents multidimensional, difficult system of the discourses, dispositions, programs and projects having impact on formation of vital strategy of youth, its valuable orientations and daily the practician. Today the youth policy appears and as the mechanism of the operated socialization of youth, and institute of social development of this social group, and also is the mechanism of social inclusion. All this allows to say that, being the active subject in youth policy, the Russian youth forms and domination of the rights and interests increases the civil culture which allows to approve a worthiness of young people, to understand the importance and a consequence in society, to feel as the full-fledged participant in political life of the country. In article the author considered main scientific treatments of concepts: «youth», «youth policy», carried out the analysis of them, revealed main characteristics. The author paid the special attention to types and subjects of youth policy, allocated theories and principles, purposes and directions of youth policy which have to become priority in formation of the state youth policy for next years, analyzed questions of integration of the younger generation into political space, factors causing need and legitimacy of allocation of youth questions in independent part of a state policy, revealed main levels of youth policy as multidimensional and difficult social institute, opened the mechanism of formation of system of valuable orientations of youth under the influence of youth policy. The author brought up questions of activities of government bodies for the solution of problems in the field of youth policy.
Key words: state, state policy, confessional youth policy, youth, youth organizations, youth movements, youth policy, public policy, society, valuable orientations.