Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / VALUE ORIENTATIONS / SOCIETY TRANSFORMATION / YOUTH ENVIRONMENT / MORAL / MORAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Е. А., Зуева Е. К., Хмарина А. К.

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - ценностные ориентации в молодежной среде. Исследовали ценностные ориентации современной молодёжи как психосоциальный феномен, проанализировали изменение ценностных ориентаций современной молодежи в условиях трансформации общества и сделали вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бобкова Е. А., Зуева Е. К., Хмарина А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH

This article is devoted to the current problem - value orientations in the youth environment. We studied the value orientations of modern youth as a psychosocial phenomenon, analyzed the change in the value orientations of modern youth in the conditions of society transformation and made conclusions.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

УДК 177.1

Бобкова Е.А. студент 4 курса Медицинский институт Зуева Е.К. студент 4 курса Философский факультет Хмарина А.К. студент 4 курса Медицинский институт Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

Россия, г. Орёл

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - ценностные ориентации в молодежной среде. Исследовали ценностные ориентации современной молодёжи как психосоциальный феномен, проанализировали изменение ценностных ориентаций современной молодежи в условиях трансформации общества и сделали вывод.

Ключевые слова: ценностные ориентации; трансформация общества; молодежная среда; нравственность; моральное сознание.

Bobkova E.A. student

4th year, Medical Institute Orel state university named after I. S. Turgenev

Russia, Orel Zueva E.K. student

4th year, Faculty of Philosophy Orel state university named after I. S. Turgenev

Russia, Orel Khmarina A.K. student

4th year, Medical Institute Orel state university named after I. S. Turgenev

Russia, Orel

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH

Annotation: This article is devoted to the current problem - value orientations in the youth environment. We studied the value orientations of modern youth as a psychosocial phenomenon, analyzed the change in the value orientations of modern youth in the conditions of society transformation and made conclusions.

Key words: value orientations; society transformation; youth environment; moral; moral consciousness.

Растёт поколение нового времени, от которого зависит будущее нашей страны, поэтому должны быть изучены все жизненные приоритеты, профессиональные предпочтения, ценностные ориентации молодежи. Сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним присущ любому обществу, в том числе молодежному. Понять ценности молодежи часто сложно, но разобраться в них важно. Определить важность ценностей. Временным явлениям ли является разрушение мира ценностей? А может быть разрешение мира ценностей в молодёжной среде - это миф? Что является смыслом жизни молодежи?

Актуальность темы определяет важность вопроса ценностных ориентаций в жизни современной молодежи, потому как молодежь является движущей силой, большим потенциалом и будущим страны. Молодежь часто решительно настроена, обладает политической активностью, молодые люди хотят внести коррективы в существующее общественное устройство, хотят изменить мир. Для того чтобы искоренить проявления эгоизма, равнодушия, цинизма, агрессии и неуважительного отношения к государству среди молодого поколения, необходимо понимать нынешние ценности молодежи, прислушиваться к их точкам зрения, так же важно узнавать, на каком месте у молодежи стоят фундаментальные ценности. Ценностные ориентации -образовательный элемент в структуре сознания и самосознания человека, потому как именно они характеризуют человека, как личность. Насколько правильно и цельно будут определенны взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и жизнь нового поколения.

В переходные моменты общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к быстрой трансформации общества, смене существовавших в нем систем ценностей, люди задаются вопросом: либо сохранять традиционные, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые предлагаются представителями различных организаций. Вопросы о сущности ценности и о главенстве этих самых ценностей — являются сегодня жизненно важными. Социологическая категория - ценность одна из тех, объяснить которую очень непросто.

Природа и сущность ценности - это вопрос на который было дано немало ответов философами. Последователи классического идеализма отвечали, что ценность - это идеальная, вечная, неизменная сущность, обладающая самостоятельным существованием где -то в идеальном мире. [2].

Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного - называются ценностными ориентациями. [5]. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, и регулирующим, и детерминирующими поведение личности.

Для ценностей личности характерна осознанность, служащая важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей. Проблема

ценностей состоит в различном объяснении данного понятия. Любой человек обладает собственными индивидуальными ценностями и ценностными ориентациями, но и смысл, который он вкладывает в понятие «ценность» также индивидуален. В некоторых случаях ценностью может стать цель, если она несет в себе стремление реализовать ее. И даже реализованная цель не теряет своего качества. Ведь промежуток формирования жизненных ценностей у подрастающего поколения, это значимый период в жизни молодежи. Развитие данных ценностей, жизненных целей и установок является важным курсом. Таким образом реальные групповые потребности реализуются быстрее. Для каждого человека важнейшее значение имеют жизненные ценности. Они дают возможность человеку развить себя, формируют креативное мышление. С помощью четкого формирования иерархии ценностей, человек может добиться всех благ. Ценностные ориентации - это компоненты внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие существенное для данного человека от незначимого через смысл и основополагающие цели жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. Преобразование ценностных ориентаций - это процесс преобразования внутренних основ, уже существующих ценностей, переустройства, характеризующееся качественными изменениями ее системообразующих элементов на основе интересов политической, информационной власти и общества с учетом особенностей менталитета и традиционной культуры. Отличительной особенностью современного общества считается его многогранность, сегментность. Общество воплощает жизнь разных слоев населения. Единство общества никак не противоречит его многополюсности. Общечеловеческими ценностями являются

нравственность, доброта; духовная красота и др. Но есть ценности, которые принадлежат определенным обществам или социальным общностям: классам, нациям, поколениям, слоям, отдельным индивидам и др. В рациональном обществе речь должна идти о гармоничном сочетании и тех, и других. Современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений. Сдвиг ценностей, объясняется переходом от материалистический к постматериалистическим ценностям - самовыражение,

самосовершенствование, качество жизни.

Следует отметить то, что молодежи сильно нужна самостоятельность, так как без нее им не смогут стать сформированными личностями. Разногласие среди зарождающимся самосознанием человека и уровнем принятия и помощи общества мешает дальнейшему саморазвитию. Эти разногласия могут стать решающимися в самосовершенствовании личности.

Способность общества помогать зависит от того, насколько общественные организации учитывают реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А скептическое настроение к молодости, её ценностям считается недоверием к своему будущему. Суть нравственных ценностей не изменилась по ходу, меняющейся реальности из года в год, изменилось только отношение к ним и их реализация в жизни. Наконец, отмечу, что упадок моральных ценностей присутствует не только среди молодежи, но и непосредственно в социуме, а именно проблема моральных ценностей - есть дело всего общества. И это должно определиться на уровне всего общества. Если ценности - это то, во что верит человек, то основными ценностями каждого человека должны быть: семья, свобода, работа, творчество, друзья, ответственность, честность и вежливость. На мой взгляд, основные ценности должны формироваться в детстве и семье, потому что, если не в детстве, то закладывать фундамент для дальнейшего развития личности. Поэтому нужно сделать все необходимое, чтобы молодежь пришла к выводу, что такие ценности, как семья, работа, творчество, друзья, ответственность, честность, вежливость - самые важные! Моральное сознание является высшим выражением развития человека, поэтому, когда нет морального сознания, человечности каждого, а затем нет развития, формирования полной идентичности ее внутреннего мира.

Использованные источники:

1. Е.В. Белоусова Система образования как способ формирования элиты государства.

2. Е. Н. Васильева, Роль агентов формирования идеологических предпочтений молодежи в современной России.

3. В. Н. Веденский, Непрерывное профессиональное образование // Социально-гуманитарные знания. - 2004, № 3. - С.208-209.

4. Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко Студент 90-х — социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000. 5.

5. Ю. Г. Волков, Социология: лекции и задачи. - М.: Гардарики, 2003. - С. 316;

6. В. Т. Лисовский Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.