Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 4 (44). С. 37-47 Pedagogical Review/. 2022, vol. 4 (44), pp. 37-47
Научная статья УДК 373. 5
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-4-37-47
ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Елена Александровна Тупичкина1, Светлана Ивановна Семенака2
12 Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия
Аннотация
В статье представлены материалы анализа социологических, философских, культурологических, психологических исследований проблемы трансформации ценностных ориентаций у российской молодежи, которая сегодня является индикатором социальных и экономических преобразований в нашей стране за последние 10-20 лет. Сделан вывод о влиянии многочисленных факторов на формирование ценностных ориентаций и их трансформации у российской молодежи в ситуации неопределенности социальных явлений в мировоззрении, их воздействия на становление личности. В статье акцент сделан на влиянии социокультурного фактора, так как отношения между людьми в обществе регулируются и изменяются прежде всего в соответствии с культурными ценностными установками, которые характерны для данного этноса. Также осуществлен анализ феномена культурной глобализации; на основании анализа научных точек зрения обращено внимание на то, что она, с одной стороны, способствовала усилению взаимосвязей между народами и их культурами, а с другой - вытеснению высокой культуры и формированию господства массовой культуры, ведет к разрушению культурного многообразия и традиционных ценностных ориентиров. Дана неоднозначная оценка процессов глобализации для сложившейся системы ценностей в обществе; глобализация и связанная с ней виртуализация общественной жизни могут представлять большую опасность для общества. В связи с этим осуществлен анализ исследований, раскрывающих сущность рационализации отношений в современном мире; обозначена проблема вытеснения духовной и нравственной составляющей в рационально выстраиваемых отношениях; высказана идея акцентирования внимания в воспитании подрастающего поколения на формировании ответственности за свои поступки; обозначена проблема поиска способов оптимального сохранения традиций и создания условий для внедрения инноваций в социокультурную среду.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, молодежь, трансформация, фактор, традиции, культура, культурные системы, межкультурное взаимодействие, социализация, глобализация
Источник финансирования: статья подготовлена в рамках государственного задания «Исследование социальной трансформации традиционных ценностей современного поколения в условиях интенсивных изменений российского общества» (рег. номер НИОКТР 1321083116087-5), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.
Для цитирования: Тупичкина Е. А., Семенака С. И. Влияние социокультурных факторов на трансформацию ценностных ориентаций у российской молодежи // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 4 (44). С. 37-47. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-37-47
© Е. А. Тупичкина, С. И. Семенака, 2022
Original article
THE INFLUENCE OF SOCIO-CULTURAL FACTORS ON THE TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN YOUTH
Svetlana I. Semenaka1, Elena A. Tupichkina2
12Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russian Federation
Abstract
The article presents the analysis of sociological, philosophical, cultural and psychological studies of the problem of transforming value orientations among Russian youth, which today is an indicator of social and economic developments in our country over the past 10-20 years. The conclusion was made about the influence of numerous factors on the formation of value orientations and their transformation among Russian youth in the situation of uncertainty of social phenomena in the worldview, their influence on the formation of personality. The article focused on the influence of the socio-cultural factor, since relations between people in society were regulated and changed under the influence of, first of all, cultural values that were characteristic of a given ethnic group. The phenomenon of cultural globalization had also been analysed; based on the analysis of scientific points of view, it is noted that on the one hand it contributed to the strengthening of relations between peoples and their cultures, and on the other hand, the crowding out of high culture and the formation of the dominance of mass culture, leads to the destruction of cultural diversity and traditional value guidelines. An ambiguous assessment of globalization processes for the current system of values in society is given; globalization and the associated virtualization of public life could pose a great danger to society. In that connection, an analysis had been made of studies revealing the rationalization of relations in the modern world; the problem of crowding out the spiritual and moral component in a rationally built relationship; The idea of focusing attention in the younger generation on the formation of responsibility for their actions was expressed; problem of finding ways of optimal preservation of traditions and creation of conditions for introduction of innovations in sociocultural environment is outlined.
Keywords: value orientations, values, youth, transformation, factor, tradition, culture, cultural systems, inter-cultural interaction, socialization, globalization
For citation: Semenaka S. I., Tupichkina E. A. The influence of socio-cultural factors on the transformation of value orientations of russian youth [Vliyaniye sotsiokul'turnykh faktorov na transformatsiyu tsennostnykh oriyentatsiy u rossiyskoy molodezhi]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 4 (44), pp. 37-47. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-4-37-47
Актуальность исследования проблемы влияния социокультурных факторов на трансформацию ценностных ориентаций у молодежи обусловлена неопределенностью социальных явлений в мировоззрении людей.
Российская молодежь сегодня является индикатором социальных и экономических преобразований в нашей стране за последние 10-20 лет. Важно сегодня не только изучать ценности, представления молодежи об активной жизненной позиции, но и четко определиться с доминирующими ценностями в обществе, так как они составляют основу национальной идентичности. А. Г. Асмолов отмечал, что социализация поколения детей, подростков и молодежи претерпевает серьезные изменения в эпоху массовых коммуникаций, интернета, киберпространства, сдвига ценностей, подчеркивал, что социологические опросы свидетельствуют о социальной разнородности этого поколения, его многомерности, тенденции к разрыву «связи времен» [1].
Доминирующие ценности в обществе также являются центральным элементом культуры. Важной особенностью ценностей является их относительная стабильность. Изменения ценностных приоритетов личности происходят под влиянием внешних факторов (улучшение или ухудшение
благосостояния, адаптация к технологическим модернизациям и др.) и ярко проявляются в главных мотивах поведения человека.
Анализ исследований (М. К. Горшков, Т. И. Заславская, В. Г. Федотова, М. Я. Хребтов, А. Е. Шишкин, П. Штомпка, В. А. Ядов) показал, что в конце 1990-х гг. после распада Советского Союза для населения нашей страны сложилась достаточно противоречивая ситуация, когда новые ценности еще не сложились в полном объеме, наступил период переоценки ценностей и ценностных ориентаций (ценности представляют собой личностную, социальную и культурную значимость объектов материального и духовного мира).
Избирательное отношение личности к материальным и духовным ценностям проявляется в ценностной ориентации, имеющей сложную структуру. А. М. Матюшкин ценностные ориентации понимал как систему установок, представлений, убеждений, которые выражаются в поведении человека. Ценность, имеющая положительное или отрицательное значение для человека, группы или общества, по мнению автора, предопределяется не только свойствами объектов внешнего мира, но и их вовлеченностью в человеческую деятельность, интересы, потребности и социальные отношения. А. М. Матюшкиным в качестве критериев и способов оценивания значимости ценностей для человека предложено использовать нравственные нормы, принципы, цели, установки, идеалы [2]. Ценностные ориентации проявляются в сознании личности, в ее поведении и являются способом дифференциации объектов с учетом их значимости. Т. Ф. Фурсенко отмечает: «От того, насколько активно будет усвоена личностью система ценностей и насколько эта система будет соответствовать общепринятым ценностям общества, зависит и уровень развития личностных ценностных ориентиров каждого человека, мера его адекватного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям...» [3].
Сложившаяся ситуация, особое состояние культуры и общества являются своеобразной точкой перестройки общественного развития и трансформации ценностей. Трансформация означает базовые качественные изменения, которые проявляются во всех сферах жизни человека и обновляют ее важнейшее сущностное качество. П. Штомпка характеризует феномен трансформации в единстве количественных и качественных базовых изменений. В этом случае качественное изменение определяется структурными изменениями и реорганизацией элементов социальной системы, а также функциональными изменениями и модификацией действий. Он использует теорию культурной травмы для описания трансформаций, происходящих в обществе. Процесс трансформации, пронизывающий все сферы общественной жизни, влияет на жизненный опыт, нарушает привычные схемы и изменяет социальную реальность. Знаменитая метафора ученого «изменение как травма» наиболее ярко описывает состояние организационных структур и социальное благополучие людей [4].
На трансформацию нравственных ценностей и ценностных ориентаций оказывают влияние множество факторов, анализ которых позволяет более глубоко осознавать роль российского образования в сохранении и укреплении системы традиционных ценностей и необходимости его обновления с учетом современной социокультурной ситуации. Фактор (с лат. - делающий, производящий) выступает в качестве движущей силы процесса, явления. В словарях понятие «фактор» трактуется как «причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты» [5]. Анализ разнообразных источников позволяет рассматривать понятие «фактор» как постоянно или длительное время действующее условие или совокупность условий, которые оказывают прямое или косвенное влияние на трансформацию ценностей. В научной литературе отсутствует единый подход к выделению совокупности факторов и механизмов, обуславливающих трансформацию традиционных ценностей в обществе. В настоящее время активно изучается влияние экономических факторов на ценностные ориентации современной молодежи России (В. М. Фигу-ровская, Н. И. Лапин, И. М. Чистяков, О. Ю. Клочкова); политических факторов (В. Кудрявцев, А. С. Панарин, О. И. Шкаратан и др.); социально-культурных (С. К. Катаргина, М. Миркес и др.);
духовно-нравственных (Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, Л. Банникова, Я. Дидковская и др.); психологических факторов (И. С. Кон, Е. И. Головаха, И. Дубровина и др.).
Все многообразие факторов, влияющих на трансформацию ценностей, подробно описано в исследовании Т. А. Рассадиной [6]. Автор делит их, ссылаясь на работы Ф. Райе, на две основные категории: внешние и внутренние.
Внешние факторы включают элементы микро- и макросреды (к первым относятся референтные группы и их ценности, включая ближайшее окружение; ко вторым - традиционные общечеловеческие системы ценностей, культура, СМИ и различные социальные институты).
Внутренние факторы включают: пол, возраст, личные навыки, способности, личные потребности и т. д.
Т. А. Рассадиной также представлена иерархия различных уровней факторов с учетом специфики взаимодействия личности с «экологической» средой:
- микроуровень (ближайшее окружение: семья, друзья);
- мезоуровень (непосредственное окружение личности);
- экзоуровень (силы, опосредованно влияющие на становление личности, например особенности работы родителей подростка);
- макроуровень (культура, экономика, СМИ; различные социальные институты, характерные для данного общества) [6].
Каждый из перечисленных факторов может оказывать воздействие на ценностные ориентации молодежи как в положительном, так и в негативном аспекте.
На наш взгляд, большое влияние на трансформацию ценностей молодежи имеет социокультурный фактор. Культура как фактор определяет отношения между людьми. По мере развития человечества формировались различные культуры. Каждая культура присваивает ценности, делая их социокультурными. Отношения между людьми в обществе регулируются и претерпевают изменения в результате влияния прежде всего культурных ценностных установок, которые характерны для данного этноса. Как социальный феномен культура отличается многогранностью. Она оказывает большое влияние на различные аспекты жизни отдельной личности и всего человечества. Обобщив разные взгляды исследователей, Ю. В. Осокин характеризует культуру как единство смыслов, систему ценностей, способ деятельности, развития общества и личности, сферу самовоспроизводства и самореализации личности и т. д. [7].
Культура обеспечивает коллективный характер человеческой жизнедеятельности, который проявляется в системах нормативных установок, в традициях и инновационных технологиях, а также в отражении этого опыта в научной и общественной мысли. Культура передает опыт от одного поколения к другому в форме традиций, ценностей и отношения к жизни (выживания) как через людей, так и через конкретные типы культурных систем [8]. Направленность поведения молодежи, содержание ее ценностей определяются во многом транслируемыми идеальными моделями социальной культуры, включая и ценностные ориентиры.
Сегодня все чаще в исследованиях, отражающих проблему трансформации ценностей, включая и традиционные, подчеркивается влияние глобализации как мощного фактора, оценка которого учеными неоднозначна (М. А. Гассиева-Корытина [9], О. Ю. Колосова [10], И. В. Лескова [11], В. М. Межуев [12] и др.). Глобализация как тенденция мировой интеграции, сформировавшаяся к началу XXI в., способствовала созданию единого мирового культурно-цивилизационного пространства. Глобализация оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества, отдельной личности, а также на все компоненты культуры. По мнению А. Г. Асмолова, «глобализация, неизбежная включенность российского общества в общемировые процессы, уже наступившая эра коммуникационной цивилизации в значительной степени повлияли на политические, социокультурные и экономические процессы в России» [1]. Ученые, исследуя феномен культурной глоба-
лизации, обращают внимание на то, что она ведет к формированию такого общечеловеческого пространства, для которого присущи единые нормы, правила и предписания, стереотипы, шкала ценностных ориентиров.
В связи с этим дается неоднозначная оценка процессов глобализации для сложившейся системы ценностей в обществе. С одной стороны, происходящие глобализационные процессы оказывают влияние на изменение системы ценностей обществ, с другой стороны, их устоявшиеся ценности повлияли на перспективы глобализации.
Как отмечает В. В. Миронов, глобализация усилила роль транснационального взаимодействия в мире и расширила возможности беспрепятственной коммуникации, что привело к тому, что она стала рассматриваться как позитивное явление. Ученый отмечает, что в настоящее время для многих людей стало очевидным, что глобализация и связанная с ней виртуализация общественной жизни представляют большую опасность для общества [13]. Глобализация как фактор культурных преобразований, изменений в обществе предполагает устранение всего частного, что в свою очередь составляет угрозу национальным нормам и традициям. Это проявляется в игнорировании идентичности, в отказе от моральных обязательств личности, общества перед человечеством, что приводит к нетипичному планированию жизни, избирательности социальных групп, субкультур, основанных на самоидентификации. В условиях глобализации культурная ситуация в современном обществе становится нелинейной, что проявляется в отказе от традиций и доминировании инновационных пластов в культуре.
Согласно анализу работ О. Н. Астафьевой, нарушение баланса между традициями и инновациями указывает на фазу кризиса, которую переживает культура. Новая парадигма человеческого развития и качественная трансформация ценностно-практических систем культуры необходимы для того, чтобы процесс глобализации достиг синтеза цивилизаций при сохранении этнического и культурного разнообразия [14]. Возникновение и диссеминация новых межнациональных культурных практик, по мнению А. В. Костиной, связано с процессом трансформации. В современном мире наблюдается тенденция к культурной унификации и гомогенизации. Анализ всех этих изменений позволил автору высказать предположение о том, что формирующаяся мировая, глобальная культура характеризуется большей общностью и имеет больше возможностей для культурного диалога. Однако в своем анализе культурных практик автор справедливо указывает на негативные тенденции в развитии культуры и ее ценностей в контексте глобализации. Речь идет о стремлении нивелировать культурные различия и превратить мультикультурный мир в монокультурный. Обращаясь к российским социокультурным практикам, автор утверждает, что с распадом Советского Союза стала особенно заметной активизация национальных культур и связанных с ними конфликтных отношений. Эти процессы не только спровоцировали последнюю волну глобализации, но и способствовали формированию предпосылок, породивших как националистические настроения, так и живой интерес к истории собственной национальной культуры (обостренные процессы миграции, размывание традиций, социально-политическая и культурная напряженность) [15].
В современном мире нивелирование культурных различий создает угрозу разрушения национальных культур, а также моральных, религиозных и национальных культурных ценностей. Быстро распространяется массовая культура и гедонистическая идея нового мирового порядка. Информационное общество заменяет традиционные парадигмы во всех сферах жизни - социальной, образовательной, культурной и аксиологической. Возрастающая мобильность в постоянно меняющемся мире и потоке событий требует от профессионалов гибкости, иррациональности и самореализации. Способность не только учиться, но и быстро, эффективно переучиваться в соответствии с требованиями информационного потока становится ключевым качеством профессионала.
На трансформацию традиционных нравственных ценностей оказывает большое влияние фактор взаимодействия и взаимовлияния разных культурных систем общества. Межкультурная коммуникация стала еще больше доступной благодаря глобализации и ее процессам.
Межкультурное взаимодействие по-разному проявляется в социальных системах с разной степенью открытости-закрытости. В то же время оно способствует возникновению различного характера взаимоотношений: притяжению, отчуждению и подчинению; подавлению, ведущему к диффузии; ассимиляции или укреплению собственной идентичности и даже активной ее защите. Такая напряженная ситуация вызывает, как правило, внутренний культурный конфликт, который проявляется в столкновении ценностей в рамках данной национальной культуры (например, верующие - неверующие; славянофильство - западничество в России; коммунисты - демократы, либералы и пр.).
Происходит активация традиции в глобализированном мире, где традиции даже архаичны. Результатом межкультурного взаимодействия является целенаправленная культурная трансформация, которая может происходить при условии толерантности субъектов к новой для них культуре, образу жизни, а также готовности жить и взаимодействовать в этой среде с учетом существующих в ней ценностей.
Для России трансформация ценностей в немалой степени была особым ответом на западный вызов, процессом и результатом взаимодействия. Складывающаяся ситуация еще раз подтверждает мысль о том, что молодое поколение должно научиться жить в современном, быстро изменяющемся мире, чтобы разумно отвечать на все современные вызовы. В связи с этим интерес представляет анализ рационализации всех сфер жизнедеятельности, которую Т. А. Рассадина рассматривает как фактор социокультурных изменений. Рациональность (от лат. ratio - разум), связанная с разумом (интеллектом), установленная и обоснованная им, вытекающая из него и постигаемая им, является продуктом познания человеком окружающего мира на уровне разумности и осмысленности. В диссертационном исследовании автор рассматривает исторические предпосылки рационализма, который доминировал в новоевропейской культуре. Идея рационализма была сформирована еще в древности - древнегреческий философ Сократ задал вопрос: «Как нам жить и как иметь добродетель?» Рациональное понимание мира является условием для правильных действий и поведения, для добродетельной жизни.
В новоевропейской мысли эта парадигма развивается в идеях гегелевского рационализма и марксистского проекта. Для социальных акторов рациональные формальные отношения являются механизмом защиты от субъективизма [6]. Изучая различные типы рациональности (когнитивную, экономико-политическую, целевую, ценностно ориентированную), ученый обнаруживает, что наряду с позитивной ценностью она сама по себе стала проблемой. Ученый ставит под сомнение следующие аспекты быстро развивающейся рациональности и предлагает собственное объяснение:
1. Идеал деятельности, «технократическая рациональность» как объект рациональности, творчества и мощного преобразования особенно ассоциируется со сложным процессом социальной самоорганизации. В новой парадигме пафос революционного преобразования мира заменяется стратегией ненасильственных действий во всех сферах, включая символическую.
2. Деперсонализация (обезличивание), превращение личности в некий абстрактный тип. В любом социальном взаимодействии индивид интерпретируется партнерами как представитель типа, а само взаимодействие осуществляется не как взаимодействие личностей с разнообразными их характеристиками, а как взаимодействие типичных индивидов.
3. Результатом рациональности является возникновение у современного человека чувства нарушения свободы. Причинами этого являются: изменение/уменьшение значения позитивного символа «сообщества», распространение формальной рациональности и усиление социального контроля над внутренней свободой индивида. Контролируемая рациональность заменяет спонтанность и интуицию как часть образа жизни, колонизируя повседневную жизнь и коммуникативные действия.
4. Дихотомия (раздвоенность) образов жизни, взглядов, ценностей; отсутствие когнитивно сложных установок и оценок (централизация - произвол, коммунизм - социализм, традиционное -современное, коллектив - личность и др.).
Автор справедливо отмечает, что проблемы рационализации вызывают ужесточение ценностных ориентаций личности, среди которых ярко проявляется «расчет только на себя». Рациональные отношения, основанные на расчете и разуме, основываются и развиваются с учетом ожидаемой или реальной пользы от участников этих отношений друг другу. Обращает на себя внимание факт вытеснения духовной, нравственной составляющей в рационально выстраиваемых отношениях. Назрело время в воспитании подрастающего поколения обратить внимание на формирование ответственности за свои поступки, которая, являясь одним из решающих структурных компонентов личности, определяет степень свободы и направленность ее поведения. Ответственность как атрибут зрелого поступка помогает личности самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия в соответствии с социальной этикой.
Интегрирующей силой в обществе, по мнению К. Костюк, должна являться не индивидуальная мораль, а этика институтов, или социальная этика [16]. Ю. М. Москвич справедливо отмечает, что существует реальная необходимость принятия срочных мер в отношении образованного человека, творческой личности, которая не ведет беспечную жизнь [17].
На социокультурные трансформации в значительной степени влияют такие факторы, как революции и кризисы, которые, по словам Т. А. Рассадиной, являются «вызовами». Высшей точкой изменений в отношениях между социальными группами и системой сохранения и воспроизводства культурных образцов является образовательная революция [6]. Роль образовательной революции считается ключевой в процессе социокультурных изменений. Авторы предлагают включить в этот фактор взаимосвязанные условия: образование, социализацию, науку (гуманитарные, естественные науки, технологии) и деятельность СМИ, исходя из тех форм знаний и информации, которые являются его составляющими.
Одной из предпосылок социальных и культурных изменений, вытекающих из этого фактора, могут быть теоретические знания, создаваемые в науке; идеи, играющие роль моделей, программ будущей деятельности, порождающие революции в технике и технологии в последующие эпохи; идеалы, выражающие будущий социальный порядок; новые моральные принципы, развиваемые в области философии и этической доктрины, часто опережающие свое время. Отношения между знанием и его социокультурной основой носят диалектичный характер. Знание является продуктом и одновременно фактором социокультурных преобразований, результаты которых могут иметь как положительный, так и негативный характер. Так, например, всем известны проблемы реформы высшего образования в России в связи с внедрением Болонской системы, что еще раз подтверждает мысль о том, что нельзя внедрить международную инициативу без учета специфики и традиций отечественной системы, а также тщательного анализа возможных негативных последствий. Образовательная революция порождает культурные вопросы, которые квалифицируются как более важные очаги напряженности, чем даже экономические вопросы.
В настоящее время одной из часто обсуждаемых проблем является цифровая трансформация образования. На основании анализа зарубежного и отечественного опыта И. П. Гладилина и И. Г. Ермакова раскрыли сущность цифровой трансформации в сфере образования, которая является обязательным условием перехода к цифровой экономике [18]. Сам процесс цифровой трансформации сферы образования вслед за Л. А. Кравцовой [19] авторы рассматривают как условие развития ее материально-технической базы, построения инфраструктуры, позволяющей активно внедрять новейшие и инновационные образовательные технологии, а также реализовывать индивидуализированные модели обучения, обеспечивая гибкость системы управления. В положительном аспекте цифровая трансформация образования позволяет использовать уникальные возможности цифровых технологий, кардинально изменяющих все сферы жизнедеятельности человека. Массовое распространение цифровых технологий оказывает качественное влияние и на развитие всей системы образования, формируя новые пространства для взаимодействия образовательных учреждений
с работодателями, потенциальными заказчиками и поставщиками образовательных услуг, развивая новые компетенции. Ученые утверждают, что в России благодаря цифровой трансформации достаточно быстро происходит обновление и совершенствование информационно-коммуникативных технологий, позволяющих оперативно и гибко координировать меняющиеся образовательные потребности обучающихся. И, несмотря на то что в связи с цифровизацией системы образования значимое место в образовательном процессе отводится информационным образовательным технологиям, они успешно сочетаются с традиционными формами обучения.
В последние годы появляются критические статьи, в которых авторы предупреждают о проблемах цифровизации с точки зрения последствий для российской системы образования. Нельзя не согласиться и с суждением Е. В. Борисовой, которая отмечает, что цифровой формат социально-экономических отношений - это не просто торжество моды, а запрос на новые навыки, знания и компетенции, совершенствование структуры и процессов функционирования системы образования в целом. Быстрый рост информации в современном мире и острая необходимость в ее адекватной обработке, анализе, совершенствовании техники и технологий - это вызов «непреходящим ценностям» традиционного образования. Автор делает важный вывод о том, что педагогическая наука и практика должны развиваться в направлении синергетического сочетания содержания и современных технологий, педагогических традиций и цифровых инноваций, чтобы достичь оптимального развития субъект-субъектных отношений в новой технологической среде [20].
Таким образом, социально-культурные факторы обусловлены взаимодействием и взаимовлиянием разных культурных систем общества, влиянием СМИ, виртуальным полем коммуникации и развлечений, межкультурным взаимодействием, мощнейшими процессами глобализации, влиянием институтов воспитания, социализации, науки.
В условиях глобализации обострилась проблема сохранения традиционных российских ценностей. Происходящие трансформационные процессы актуализируют поиск способов оптимального сохранения традиций и создания условий для внедрения инноваций в социокультурную среду.
Молодежь сегодня находится под воздействием большого потока информации, которая наносит вред психическому и душевному развитию, поэтому анализ влияния социокультурных факторов позволит выявить механизмы динамики социально-духовных ценностей и определить условия для оптимальной организации воспитания подрастающего поколения в разнообразных институтах социализации.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-87.
2. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5-17.
3. Фурсенко Т. Ф. Формирование ценностных ориентаций подростков музыкой народов мира // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 2. C. 29-36.
4. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1. С. 6-16, 39.
5. Фактор. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фактор (дата обращения: 23.12.2021).
6. Рассадина Т. А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян. М.: Прометей: МПГУ, 2004. 409 с.
7. Осокин Ю. В. Культура // Культурология: энциклопедия: в 2 т. М.: РОССПЭН, 2007. Т. 1. С. 1042-1048.
8. Социология культуры: историко-методологические основы: учеб. пособие для социологов, студентов вузов, аспирантов, изучающих социологию культуры / А. А. Русанова, Е. В. Столярчук, Е. В. Артюшенкова. Чита: ЧитГУ 2007. 174 с.
9. Гассиева-Корытина М. А. Трансформация системы ценностей в информационном обществе. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sistemy-tsennostey-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 20.12.2021).
10. Колосова О. Ю., Несмеянов Е. Е. Социокультурные трансформации в условиях глобализационных процессов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-14. С. 3201-3204. URL: https://fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=37718 (дата обращения: 20.12.2021).
11. Лескова И. В. Трансформация социальной идентичности в российском обществе: социологический анализ. М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2008. 374 с.
12. Межуев В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. 2000. № 3. С. 102-115.
13. Миронов В. В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации. URL: http://www. mediascope.ru/трансформация-культуры-в-пространстве-глобальной-коммуникации (дата обращения: 23.12.2021).
14. Астафьева О. Н. Культурная политика: динамика теоретических подходов и фундаментальных концептуа-лизаций // Исторические повороты культуры: сб. научных статей к 70-летию профессора И. В. Кондакова / общ. ред. и сост. О. Н. Астафьевой. М.: Согласие, 2018. С. 20-24. URL: http://cult-cult.ru/historical-turns-of-culture/ (дата обращения: 21.12.2021).
15. Костина А. В. Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы (окончание). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-sovremennoy-identichnosti-i-dominiruyuschie-strategii-identifikatsii-v-granitsah-etnosa-natsii-massy-okonchanie (дата обращения: 23.12.2021).
16. Костюк К. Н. Россия между архаикой и модерном: сборник статей. М.: DirectMedia, 2013. 294 с.
17. Москвич Ю. Н. Трудный путь к новому миру / отв. ред. Ю. Н. Москвич. Красноярск, 2018. 236 с.
18. Гладилина И. П., Ермакова И. Г. Цифровая трансформация образования: зарубежный и отечественный опыт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-zarubezhnyy-i-oteches-tvennyy-opyt (дата обращения: 25.12.2021).
19. Кравцова Л. А. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества. URL: https:// infourok.ru/statya-cifrovaya-transformaciya-v-obrazovanie-vyzovy-sovremennogo-obshestva-4417440.html (дата обращения: 24.12.2021).
20. Борисова Е. В. Проблемы трансформации образования в информационном обществе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 5 (95), ч. 3. С. 71-74. URL: https://research-journal.org/pedagogy/ problemy-transformacii-obrazovaniya-v-informacionnom-obshhestve (дата обращения: 20.12.2021).
Referenсes
1. Asmolov A. G. Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti
1 postroyeniyu grazhdanskogo obshchestva. Voprosy Obrazovaniya - Educational Studies, 2008, no. 1, pp. 65-87 (in Russian).
2. Matyushkin A. M. Psikhologicheskaya struktura, dinamika i razvitiye poznavatel'noy aktivnosti [Psychological structure, dynamics and development of cognitive activity]. Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 1982, no. 4, pp. 5-17 (in Russian).
3. Fursenko T. F. Formirovaniye tsennostnykh oriyentatsiy podrostkov muzykoy narodov mira [Formation of value orientations of teenagers by the music of the peoples of the world]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye -Psychological Science and Education, 2019, vol. 24, no 2, pp. 29-36 (in Russian).
4. Shtompka P. Sotsial'noye izmeneniye kak travma [Social change as a trauma]. Sotsis - Socis, 2001, no. 1, pp. 6-16, 39 (in Russian).
5. Faktor [Factor] (in Russian). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фактор (accessed 23 December 2021).
6. Rassadina T. A. Transformatsii traditsionnykh russkikh tsennostey v nravstvennykh oriyentatsiyakh rossiyan [Transformations of traditional Russian values in the moral orientations of Russians]. Moscow, Prometey: MPSU Publ., 2004. 409 p. (in Russian).
7. Osokin Yu. V. Kul'tura [Culture]. Kul'turologiya: entsiklopediya: v 2 t. T. 1 [Culturology: encyclopedia: in
2 volumes. Vol. 1]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2007. Pp. 1042-1048 (in Russian).
8. Rusanova A. A., Stolyarchuk E. V, Artyushenkova E. V Sotsiologiya kul'tury: istoriko-metodologicheskiye osnovy: uchebnoye posobiye dlya sotsiologov, studentov vuzov, aspirantov, izuchayushchikh sotsiologiyu kul 'tury [Sociology of culture: historical and methodological foundations: a textbook for sociologists, university students, postgraduates studying the sociology of culture]. Chita, ChitSU Publ., 2007. 174 p. (in Russian).
9. Gassiyeva-Korytina M. A. Transformatsiya sistemy tsennostey v informatsionnom obshchestve [Transformation of the value system in the information society] (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7transformatsiya-sistemy-tsennostey-v-informatsionnom-obschestve (accessed 20 December 2021).
10. Kolosova O. Yu., Nesmeyanov E. E. Sotsiokul'turnyye transformatsii v usloviyakh globalizatsionnykh protsessov [Socio-cultural transformations in the conditions of globalization processes]. Fundamental'nyye issledovaniya -Fundamental research, 2015, no. 2-14, pp. 3201-3204 (in Russian). URL: https://fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=37718 (accessed 20 December 2021).
11. Leskova I. V. Transformatsiya sotsial'noy identichnosti v rossiyskom obshchestve: sotsiologicheskiy analiz [Transformation of social identity in Russian society: a sociological analysis]. Moscow, Soyuz Publ., 2008. 374 p. (in Russian).
12. Mezhuyev V. M. Problema sovremennosti v kontekste modernizatsii i globalizatsii [The problem of modernity in the context of modernization and globalization]. Politiya, 2000, no. 3, pp. 102-115 (in Russian).
13. Mironov V V. Transformatsiya kul 'tury v prostranstve global'noy kommunikatsii [Transformation of culture in the space of global communication] (in Russian). URL: http://www.mediascope.ru/трансформация-кулыуры-в-пространстве-глобальной-коммуникации (accessed 23 December 2021).
14. Astaf'yeva O. N. Kul'turnaya politika: dinamika teoreticheskikh podkhodov i fundamental'nykh kontseptualizatsiy [Cultural policy: dynamics of theoretical approaches and fundamental conceptualizations]. Istoricheskiye povoroty kul 'tury. Sbornik nauchnykh statey k 70-letiyu professora I. V. Kondakova [Historical turns of culture. Collection of scientific articles on the 70th anniversary of Professor I. V Kondakov]. Moscow, Soglasiye Publ., 2018. Pp. 20-24 (in Russian). URL: http://cult-cult.ru/historical-turns-of-culture (accessed 21 December 2021).
15. Kostina A. V. Krizis sovremennoy identichnosti i dominiruyushchiye strategii identifikatsii v granitsakh etnosa, natsii, massy (okonchaniye) [The crisis of modern identity and dominant identification strategies within the boundaries of an ethnos, nation, mass (ending)] (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-sovremennoy-identichnosti-i-dominiruyuschie-strategii-identifikatsii-v-granitsah-etnosa-natsii-massy-okonchanie (accessed 23 December 2021).
16. Kostyuk K. N. Rossiya mezhdu arkhaikoy i modernom: sbornik statey [Russia between archaic and modern, collection of articles]. Moscow, DirectMedia Publ., 2013. 294 p. (in Russian).
17. Moskvich Yu. N. Trudnyy put'k novomu miru [A difficult path to a new world]. Krasnoyarsk, 2018. 236 p. (in Russian).
18. Gladilina I. P., Ermakova I. G. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [Digital transformation of education: foreign and domestic experience] (in Russian). URL:https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (accessed 25 December 2021).
19. Kravtsova L. A. Tsifrovaya transformatsiya v obrazovanii: vyzovy sovremennogo obshchestva [Digital transformation in Education: Challenges of Modern society] (in Russian). URL: https://infourok.ru/statya-cifrovaya-transformaciya-v-obrazovanie-vyzovy-sovremennogo-obshestva-4417440.html (accessed 24 December 2021).
20. Borisova E. V. Problemy transformatsii obrazovaniya v informatsionnom obshchestve [Problems of transformation of education in the information society]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2020, no. 5 (95), part 3, pp. 71-74 (in Russian). URL: https://research-journal.org/pedagogy/ problemy-transformacii-obrazovaniya-v-informacionnom-obshhestve (accessed 20 December 2021).
Информация об авторах
Тупичкина Е. А., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: [email protected]
Семенака С. И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Tupichkina E. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. Rozy Luksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: [email protected]
Semenaka S. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. Rozy Luksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.02.2022; принята к публикации 01.07.2022 The article was submitted 01.02.2022; accepted for publication 01.07.2022