Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45). С. 20-29 Pedagogical Review. 2022, vol. 5 (45), pp. 20-29
Научная статья УДК 373. 5
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-5-20-29
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
Елена Александровна Тупичкина1, Надежда Константиновна Андриенко2,
Светлана Ивановна Семенака3
12•3 Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия
Аннотация
В статье актуализируется проблема происходящих изменений в ценностных ориентациях молодежи в современном информационном обществе, что ставит задачу изучения данного процесса. В тексте определяется понимание сущности категории «ценность», раскрываются философские, социологические и психолого-педагогические подходы к ее определению. Особое внимание уделяется описанию традиционных ценностей, которые приобретают особую значимость в ситуации непостоянства, неопределенности, характерной для современного общества и всего мирового пространства, поскольку именно традиционная культура во многом поддерживает стабильность и порядок как основу функционирования любого общества. В статье приводится типология традиционных ценностей и раскрываются подходы к их содержанию. Дается характеристика новацион-ным социальным ценностям, появившимся в связи с процессами цифровизации, протекающими в обществе, к которым относятся информация, знания, интеллектуальный капитал, виртуальная реальность. Раскрываются особенности интерференции (взаимодействия) традиционных и инновационных ценностей. Анализируются возможности использования интернет-технологий в целях установления диалогического взаимодействия ценностей, в то же время обращается внимание на необходимость реальной коммуникации субъектов жизнедеятельности, направленной на осмысление происходящих трансформационных процессов в сфере ценностных ориентаций. Ставится задача необходимости поиска механизма диалогического сосуществования двух систем ценностей, адекватного выбора присвоения личностью инновационных ценностей с учетом сохранения актуальных традиций и духовности. Решение данной задачи связывается, с одной стороны, с осмыслением традиционных ценностей, а с другой стороны, с развитием у подрастающего поколения критического мышления, обеспечивающего способность анализировать поступающую ценностно значимую информацию, осознавать, давать ей адекватную оценку, выносить обоснованные решения, на основе чего формировать нравственно оправданное отношение к тем или иным ценностям, актуальным современному обществу и отвечающим принципам общечеловеческой морали, и на их базе выстраивать свое поведение.
Ключевые слова: ценности, традиции, традиционные ценности, инновационные ценности, информационное общество, информация, виртуальное пространство, интерференция ценностей, молодое поколение
Для цитирования: Тупичкина Е. А., Андриенко Н. К., Семенака С. И. Традиционные и инновационные ценности в информационном обществе: проблема интерференции // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 5 (45). С. 00-00. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-20-29
© Е. А. Тупичкина, Н. К. Андриенко, С. И. Семенака, 2022
Original article
TRADITIONAL AND INNOVATIVE VALUES IN THE INFORMATION SOCIETY: THE PROBLEM OF INTERFERENCE
Elena A. Tupichkina1, Nadezhda K. Andriyenko2, Svetlana I. Semenaka3
12,3 Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russian Federation
Abstract
The article actualizes the problem of ongoing changes in the value orientations of young people in the modern information society, which sets the task of studying this process. The text defines the understanding of the essence of the category "value", reveals philosophical, sociological, psychological and pedagogical approaches to its definition. Special attention is paid to the description of traditional values, which acquire special significance in a situation of impermanence, uncertainty characteristic of modern society and the entire world space, since it is traditional culture that largely supports stability and order as the basis for the functioning of any society. The article provides a typology of traditional values and reveals approaches to their content. The article describes the innovative social values that have emerged in connection with the processes of digitalization taking place in society, which include information, knowledge, intellectual capital, virtual reality. The features of interference (interaction) of traditional and innovative values are revealed. The possibilities of using Internet technologies in order to establish a dialogical interaction of values are analyzed, at the same time attention is drawn to the need for real communication of subjects of life activity aimed at understanding the ongoing transformational processes in the field of value orientations. The task of the need to find a mechanism for the dialogical coexistence of two value systems, an adequate choice of the appropriation of innovative values by a person, taking into account the preservation of relevant traditions and spirituality, is posed. The solution of this problem is connected, on the one hand, with the comprehension of traditional values, and, on the other hand, the development of critical thinking in the younger generation, which provides the ability to analyze incoming value-relevant information, realize, give it an adequate assessment, make informed decisions, on the basis of which to form a morally justified attitude to certain values, relevant to modern society and meeting the principles of universal morality and on their basis to build their behavior.
Keywords: values, traditions, traditional values, innovative values, information society, information, virtual space, interference of values, the younger generation
For citation: Tupichkina E. A., Andriyenko N. K., Semenaka S. I. Traditional and innovative values in the information society: the problem of interference [Traditsionnyye i innovatsionnyye tsennosti v informatsionnom obshchestve: problema interferentsii]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 5 (45), pp. 20-29. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-20-29
Интерес к проблеме ценностей, в частности традиционных, в гуманитарных науках не актуализируется на протяжении всех этапов развития человеческого общества, но приобретает свою специфическую окраску в каждую эпоху. Особое внимание к аксиоматическим вопросам возрастает на переломе времен, в кризисные и поворотные моменты человеческой истории, и необходимость их понимания естественным образом требует обращения к вопросам ценности. Именно в таком переходном состоянии находится современное общество, переживающее процессы глобализации и цифровизации.
Известно, что процессы, происходящие в информационном обществе, значительно изменяют как социальную, так и духовную сферы жизнедеятельности человека, его ценности. На формирование ценностных отношений современного человека также значительно повлиял процесс глобализации, спровоцировавший значительные изменения социального, политического, экономического и
духовного характера во многих странах мира. Процессы глобализации и информатизации способствуют появлению в обществе инновационных ценностей, новых ценностных ориентиров, норм и образцов жизни и поведения, соответствующих новой социально-культурной и экономической парадигме.
В современном обществе благодаря названным процессам происходят изменения в ценностных ориентирах людей, в особенности молодежи: сложившиеся традиционные ценности подвергаются сомнению, внимание привлекают новые ценности, рожденные прежде всего процессами циф-ровизации, виртуализации социальной реальности. Поэтому возникают ситуации взаимодействия, а порой и столкновения ранее функционирующих традиционных и вновь появляющихся инновационных ценностей в современном информационном обществе, что порождает задачу формирования ценностных ориентаций современного молодого поколения.
Следовательно, внимание к формированию ценностей личности в информационном обществе, которое сегодня называется цифровым, должно стать приоритетным. Решение данной проблемы во многом связано с пониманием сущности традиционных ценностей, их востребованности в современном мире, особенностей ценностей, порожденных социальными и технологическими процессами, протекающими в обществе, и механизмов их взаимодействия.
В связи со сказанным в данной статье определимся с пониманием сущности категории «ценность», содержанием сложившихся традиционных ценностей и выделим инновационные ценности современного цифрового мира и обозначим проблемы их интерференции.
Понятие «ценность» раскрывается в большом количестве научных работ отечественных и зарубежных исследователей разных периодов в области философии, социологии, психологии и педагогики. Следует отметить, что определение данного понятия в каждую эпоху зависело от философских подходов его осмысления. Изучая позиции философов, можно отметить, что содержание категории «ценность» было введено немецким философом Р. Г. Лотцем [1] в 1860-х гг. и развивалось от античного понимания ее как понятия блага, добра и зла, смысла жизни, счастья и добродетели до позиции понимания ценности как отношения человека к объектам ценности, как нормы, регулирующей моральное поведение.
Философские и социологические подходы к определению категории «ценность» явились методологической базой для понимания данной категории в психологии и педагогике.
Анализ научной литературы свидетельствует, что в психологии понимание категории «ценность» также трактуется неоднозначно. Большинство ученых определяют ценности как важнейшие компоненты мотивационно-смысловой сферы личности. При этом можно выделить три основные формы ценности в трактовке данного понятия, такие как сформированные общественным сознанием социальные идеалы, содержащие абстрактные представления о соответствующих атрибутах в тех или иных сферах социальной жизни; конкретные объекты реализации ценностных идеалов общества, проявленные в произведениях материальной и духовной культуры или поведении людей; один из источников мотивации их действий. Большинство исследователей согласны с тем, что личностные ценности характеризуются высоким уровнем сознания, что они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и что они являются важными факторами, регулирующими социальные взаимодействия и личное поведение людей [2].
Понятие «ценность» в «Российском энциклопедическом словаре» раскрывается как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» [3, с. 1744].
В педагогической науке ценности определяются как особенные формы, элементы индивидуального сознания, являющиеся ориентирами, идеальными образцами для личностной и социальной деятельности [4, с. 100]. Обобщая различные подходы педагогов к пониманию рассматриваемого
термина, можно выделить в нем следующие основные значения: человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности; особый человеческий тип значимости предметов и явлений; осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни; социально принятые представления о том, что такое хорошо, красиво, справедливо, патриотично, дружба и т. д.; окрашенное личностным восприятием отношение к окружающему миру, которое возникает на основе собственного жизненного опыта, как отношение к миру, другим и самому себе.
Для осмысления категории ценности в ситуации, когда человек социализируется не только в реальном, но и виртуальном мире, актуализируется трактовка данного термина, данная П. С. Гуре-вич: «Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность - это не только осознанное, но и жизненно, экзистенционально прочувственное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания...» [5, с. 231]. В данном определении ценности рассматриваются диалектическая взаимообусловленность, взаимодействие и внутреннего бытия человека и, как нам кажется, реального и виртуального восприятия мира.
В современном мире, который сегодня определяется как УиСА-мир, характеризующийся непостоянством, неопределенностью, сложностью, неоднозначностью, актуализируются идеи, связанные со стабильностью, постоянством, традиционными подходами. Задача обращения к традиционным ценностям, осмысления их сущности, роли и места в настоящем и будущем России актуализируется и в связи с тем, что именно традиционная культура во многом поддерживает стабильность и порядок как основу функционирования любого общества.
Необходимость обращения к традиционным ценностям определяется рядом обстоятельств, к которым можно отнести стремление глобализации мира на основе ценностей западной цивилизации, предлагаемых в качестве универсальных ценностей. Проект глобализации, предложенный западными странами, не учитывает ценностных основ наций, этносов, государств, старается их переформатировать, что влечет потерю базовых связей между различными людьми, идентичностью, а также возможность противостоять чуждым нам воздействиям и влияниям. Полагаем, что цель объединения мира по западной модели, по инструкции Запада в соответствии с его интересами должна быть отвергнута и в противоположность ей поставлена задача поддержки традиционных ценностей.
Раскрывая вопрос об опоре на традиционные ценности, важно понимать, какие ценности можно считать традиционными. Анализ научной литературы показал, что сложная природа ценностей, различные подходы к ее трактовке обуславливают разнообразие их классификаций, которые можно свести к двум группам: содержательным и иерархическим. Широкое распространение получила типология традиционных ценностей.
Исследователи отмечают, что современная российская образовательная практика нуждается в четкости понимания традиционных ценностей [6]. Понятно, что не стоит ограничиваться их перечислением, важно установить их сущность, место в системе ценностей, обусловленность внешней средой (природной и социальной), определить их связи и взаимозависимость, а также выявить специфику формирования традиционных ценностей у русской и других национальных групп.
Отметим, что сущность понимания традиционных ценностей вытекает из понимания сущности понятия «традиция», которое отражает отобранные и сохраненные духовные ценности, тот или иной тип духовной культуры, значимый опыт поколений; ядро коллективной памяти; сформировавшийся опыт воспроизводства и развития общечеловеческой культуры, общественных отношений. Традиция также является основой социальной и личностной идентичности, которая регулируется общественным мнением на основе существующих в социуме нравственных норм.
Традиционные ценности являются наиболее стабильными и прочными, носят универсальный характер, опираются на авторитетное общественное мнение, выступают в качестве идеальных
культурных образцов, норм поведения. Традиционные ценности составляют ядро культурного наследия, сохраняются на протяжении веков, отражают духовность народа, его понимание добра и зла.
Таким образом, традиционные ценности служат базовыми структурами человеческого сознания, позволяют человеку воспринимать окружающий мир, осваивать социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, что способствует формированию мировоззрения личности. Именно данные ценности должны определять картину мира личности, являться руководством к действию в принятии поведенческих решений.
При этом необходимо отметить, что традиция выступает как фактор, с одной стороны поддерживающий стабильность и целостность социума в условиях меняющегося мира, а с другой стороны способствующий творческому и новационному взгляду личности на современные явления. Следовательно, далеко не всегда ценности, сформированные традициями для прошлых поколений, таковыми становятся для последующих. Однако так или иначе часть социального опыта, сохраненная в коллективном бессознательном, необходимая для воспроизводства социальных отношений, сохраняется. В то же время отвергнутые временем традиции у определенной части общества продолжают таковыми оставаться, являться элементами культуры. Традиционные ценности, являющиеся частью информационной культуры, транслируются последующим поколениям, ее осваивающим. И тут у молодого поколения возникает ситуация выбора, который может быть декларативным у народов, почитающих свои традиции, или либеральным, свободным в обстановке принципиального непринятия устоявшихся традиций.
Понимание сущности традиционных ценностей кратко представлено в следующих формулировках ученых. Так, традиционные ценности культуры Р. М. Николаев характеризует как ценности, присущие людям, живущим вместе и выработавшим общий набор навыков, ритуалов, манер, традиций, способов саморегуляции, моделей поведения [6]. Т. А. Рассадина определяет ценности как «разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре» [7].
В научных исследованиях традиционные ценности связываются с понятием «базовых культурных ценностей», «устойчивых, позитивных, нематериальных этических категорий, имеющих статус общепризнанных и общепринятых в российском обществе; которые передаются из поколения в поколение как исторически сформированный сакральный социальный опыт общества, выраженный в виде целостной системы... и обладающий качествами социально-исторической универсальности и уникальности; образующие культурную идентичность и суверенитет общества, этическое ядро национального духа и характера народа, его самобытность, жизнеспособность и потенциал развития; обеспечивающие непрерывность общественной жизни, коллективную социальную сплоченность, коллективное и индивидуальное моральное совершенствование личности, единство культурно-исторической социальной памяти; являющиеся базисными и универсальными в отношении прав и свобод человека, признанных международным законодательством» [8].
Подводя итог анализа подходов к содержанию традиционных ценностей, выделим ряд основных подходов, помогающих обобщить сказанное.
Во-первых, традиционные ценности выступают как консервативные ценности, которые отражают приверженность традиционным социальным порядкам, концепциям и религиозным позициям. Сохранение традиций, институтов и ценностей общества считается главной ценностью. В то же время возможные перемены, если они уже назрели, не отрицаются, но их внедрение должно осуществляться с большой осторожностью.
Во-вторых, традиционные ценности часто рассматриваются как религиозные ценности. Это и понятно, так как религии и их организации являются защитниками и хранителями традиционных
ценностей, включая те, которые не имеют прямого религиозного происхождения и напрямую не связаны с религиозными убеждениями.
В-третьих, традиционные ценности определяются как ценности, связанные с определенными традициями народов, наций и стран - ценности национальные, народные, этнические и этнографические.
Если вести речь о традиционных российских ценностях, то в качестве них можно отметить такие, как человек, любовь, добро, истина. В отдельные исторические периоды, связанные с изменениями в социальных отношениях, распространением в обществе новых культурных и научных парадигм, военными действиями, актуализируются такие моральные ценности, как мир, свобода, родина, равенство, братство.
Несмотря на то что традиционные ценности являются достаточно консервативными, это, как отмечалось выше, не является серьезным препятствием для их трансформации в условиях, связанных с глобальными изменениями в обществе технократического характера, в частности с появлением современных технологий, процессами цифровизации. Известно, что с развитием информационных технологий человечество вступило в новую реальность своего существования, что подчеркивает значимость проблемы влияния технологии и науки на ценностные ориентации и, следовательно, на ценностное отношение человека к действительности в информационном обществе [9]. В связи с информатизацией вне зависимости от нашего сознания появляются новые явления, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека. Учитывая, что информационные технологии -это все же только инструмент, возникает вопрос, заключающийся в том, какую моральную нагрузку, какие ценности эти инструменты транслируют.
Остановимся на краткой характеристике так называемых инновационных ценностей современного мира.
Под влиянием современных технологий происходит трансформация в ценностных ориентаци-ях. Поскольку роль техники и технологий в информационном обществе значительно возросла, саму технологию, на наш взгляд, следует рассматривать как некую социокультурную ценность, как объект, важный для человеческого существования.
Ускорению процессов трансформации традиционных ценностей и рождению новых способствует появление виртуальной среды, виртуального мира. Виртуальная сфера, представленная социальными сетями, сайтами, блогами, сегодня диктует порой свои новые виртуальные ценности, ценности конкретной группы людей. Как показывает практика, виртуальная среда способна заменять, переоценивать и подменивать ценности реального мира далеко не в позитивную сторону.
Виртуальная реальность может стать, можно сказать, уже стала носителем ложных ценностей, лжи, продуцированием различного рода фейков, дискредитирующих государственные и общечеловеческие ценности. Отсутствие, а точнее, игнорирование международных правил, норм представления информации, безнаказанность за неэтическое поведение пользователей по отношению друг к другу ярко проявляются в современном виртуальном пространстве, что, как следствие, способствует подрыву базовых ценностных ориентаций российского общества, навязывания чуждых ценностей у людей, лишенных критического мышления, устойчивой моральной позиции, четких сложившихся нравственных позиций. Такие пользователи интернета могут легко пойти по пути навязанных виртуальными источниками ценностей.
Сегодня в информационном обществе информация является важным средством социальных коммуникаций, мощным фактором влияния на социокультурную жизнь личности, его материальное бытие, его ценностное отношение к действительности. Исходя из такого глобального влияния информации на жизнь человека можно сделать вывод о том, что сама информация становится ценностью, оказывая влияние на различные сферы человеческой жизни - политику, экономику, духовно-нравственное развитие, культуру, образование, межэтнические отношения. Таким образом,
информацию (в ее различных содержательных проявлениях, формах представления) можно рассматривать как новую ценность информационного мира.
В качестве инновационных ценностей информационной цивилизации наряду с информацией исследователи называют такие, как личные знания и интеллектуальный капитал, ядром которых выступают универсальные формы мышления, при помощи которых они приобретаются, продуцируются и используются на основе моральных ценностей. Ценность интеллекта в современном мире возрастает, а сам интеллектуальный капитал выступает в качестве важнейшего ресурса экономики, который успешно покупается и продается, ресурсом самого человека, играет важную роль во всех сферах его жизнедеятельности.
Таким образом, информационная техника, виртуальная реальность, информация, знание и интеллектуальный капитал образуют новую ценностную систему, которая сопрягается с традиционной системой ценностей, и входят порой в противоречие с ней. Данный процесс интеграции, взаимодействия мы определяем как процесс интерференции традиционных и инновационных ценностей.
Термин «интерференция» (в переводе с лат. inter - взаимно, между собой + ferio - ударяю, поражаю; в переводе со старофранцузского означает: мешать друг другу) рассматривается как явление, связанное с контактированием, используется в различных науках (физике, лингвистике, психологии в др.) и рассматривается с нескольких точек зрения: как одновременное или последовательное взаимодействие двух или более процессов, в ходе которого происходит то или иное взаимовлияние различного характера, предусматривающего: подавление, нарушение одного из них; взаимное ослабление или усиление согласованности одновременно действующих факторов, аспектов; некоторый конфликт между действиями, который снижает или сводит на нет результат действий той или иной стороны.
Именно данный механизм контакта обнаруживается в сложившейся ситуации взаимодействия традиционных и инновационных ценностей. Налицо проявление следующих процессов: одновременное взаимодействие ценностей, ведущее к конфликту между ними; подавление инновационными ценностями функционирования традиционных ценностей и ослабление последних. В то же время при усилении значимости традиционных ценностей - ослабление инновационных (новых) ценностей, изменение к ним отношения.
Думается, что противостояние в сфере ценностей обусловлено борьбой за сохранение духовности, чему в свою очередь будет способствовать противоположный процесс, проявляющийся во взаимном усилении двух различных ценностных установок (что также предусматривает процесс интерференции) со стороны их сторонников. Хотелось бы, чтобы это противостояние носило мирный характер и трансформировалось в совместное оптимальное сосуществование, дополнение, взаимообогащение. Мы полагаем, что именно в поиске такого позитивного механизма взаимодействия, диалога традиционных и инновационных ценностей и заключается решение проблемы диалогического сосуществования двух систем ценностей.
Данному процессу решения названной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать, с одной стороны, поддержка актуальных для современности традиционных ценностей посредством информационно-коммуникационных технологий и освоение нравственно оправданных инновационных ценностей, ведущих к развитию и самоопределению личности, - с другой. Не исключено, что современное виртуальное пространство может предложить множество положительных моделей поведения и деятельности во благо человека.
Поиск таких способов диалогического взаимодействия ценностей есть задача архиважная, которая может быть решена в совместном поиске социологов, специалистов в сфере IT-технологий, психологов, педагогов, маркетологов и др. В данной ситуации на помощь решения данной проблемы могут прийти виртуальные технологии (социальные сети, виртуальные социальные акции, благотворительные марафоны, компьютерные игры, пропагандирующие традиционные ценности, ме-
диаволонтерство и многие другие формы информационной коммуникации и виртуальной деятельности).
Решение поставленного вопроса с использованием виртуального пространства сопряжено с проблемой оценки ценностных ориентиров пользователей виртуальной среды, ценностей, которых придерживаются держатели социальных сетей, сайтов, блогов. Поэтому решение проблемы нельзя в полной мере отдавать на откуп виртуальному пространству с отсутствием четких нравственных законов и ответственности за представленную информацию, где осуществляется давление и попрание традиционных российских ценностей. Поэтому для формирования ценностей недостаточно виртуального влияния, необходимо еще и реальное диалогическое взаимодействие субъектов, в том числе на уровне поведения, и в этом мы полностью соглашаемся с Э. М. Молчан [10]. По мнению ученого, в виртуальном интернет-пространстве поведенческая сфера деятельности, как правило, закрыта, а ценностные представления находятся, как известно, в когнитивно-эмоциональной сфере. Поэтому важно, чтобы процесс освоения ценностей в социальной реальности включал субъектов деятельности и поведения.
В связи с этим на повестке дня стоит вопрос подготовки субъекта к взаимодействию с виртуальным пространством (интернетом). Согласимся с позицией Е. М. Молчан, которая утверждает, что, прежде чем человеку войти в виртуальное интернет-пространство и использовать его, необходимо сформировать у личности нравственные ценности, освоить и приобрести опыт реального социального пространства через непосредственное социальное диалоговое взаимодействие [10]. К сожалению, такой массовый опыт у нас отсутствует: дети с несформированными психикой, нравственными ценностными ориентациями, если родители не ограничивают выход в интернет (а чаще всего не ограничивают), погружаются в море не всегда качественной информации. Погружение ребенка с несформированными жизненными установками в виртуальное пространство может привести к программированию его сознания в угоду морально неоправданным, неприемлемым инновационным ценностям. Эту проблему необходимо решать, определив ответственность родителей за качество предоставляемого ребенку интернет-пространства.
Сказанное высвечивает еще одну задачу, стоящую перед педагогами и психологами: формирование у подрастающего поколения и у самих педагогов критического мышления, обеспечивающего способность анализировать поступающую ценностно значимую информацию, осознавать, давать ей адекватную оценку, выносить обоснованные решения, на основе чего формировать нравственно оправданное отношение к тем или иным ценностям, актуальным современному обществу и отвечающим принципам общечеловеческой морали и на их базе выстраивать свое поведение. Также возникают вопросы: каков механизм передачи и восприятия традиционных ценностей от одного поколения к другому; в какой степени могут оставаться стабильными общечеловеческие ценности в условиях неопределенности развития социума; каковой должна быть авторитетность субъекта, который транслирует новые ценности или приобщает к традиционным; каковы могут быть мотивы их принятия или отвержения и в какой степени современные технологии помогут этот процесс адекватно сопроводить? На все эти и другие актуальные вопросы предстоит найти ответ ученым-исследователям и педагогам-практикам.
Подводя итог, отметим, что цифровые процессы, активно происходящие в современном обществе, влияют на трансформацию существующих традиционных систем ценностей, способствуют появлению инновационных ценностей и, как следствие, изменению ценностных ориентаций и ценностного отношения к действительности, особенно у молодого поколения. Задача социальных наук и педагогической практики, с одной стороны, выявить, осмыслить возникающие инновационные ценности, рожденные веком информатизации, с позиции морали, нравственных устоев и традиций, с точки зрения того, каковы инновационные, альтернативные ценности, что они несут человеку, семье, обществу, культуре, цивилизации: развитие и духовный подъем или регресс и деградацию [11].
С другой стороны - создать условия для эффективного диалогического взаимодействия традиционных
и инновационных ценностей в реальном и виртуальном пространстве, предложить пути, средства,
формы информационной коммуникации, обеспечивающие сохранение традиций, духовности и
формирование системы инновационных ценностно значимых ориентиров.
Список литературы
1. Лотце Р. Г. Основания практической философии. СПб.: Типография М. И. Румша, 1882. 87 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998. 660 с.
3. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 2001. Кн. 2: Н-Я. 2015 с.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. 288 с.
5. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: ИФРАН, 2007. 300 с.
6. Николаев Р. М. Традиционные ценности как концептуальная основа культурной идентичности: автореф. дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 24 с.
7. Рассадина Т. А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян. М.: Прометей: МПГУ, 2004. 409 с.
8. Железняк А. О проекте закона «О традиционных ценностях». URL: http://www.proza.ru/2016/05/22/1183 (дата обращения: 27.12.2021).
9. Тупичкина Е. А. Информационные основы дидактики. Армавир: ИЦ АГПУ, 2004. 210 с.
10. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Вестник МГОУ Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 55-66.
11. Дежнев В. Н., Новикова О. В. Традиционные ценности: к определению понятия // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 4 (28). С. 71-74.
Referenсes
1. Lottse R. G. Osnovaniya prakticheskoy filosofii [Foundations of practical philosophy]. Saint Petersburg, Tipografiya M. I. Rumsha Publ., 1882. 87 p. (in Russian).
2. Golovin S. Yu. Slovar'praktitscheckogo psikhologa [Dictionary of a practical psychologist]. Moscow, AST, Kharvest Publ., 1998. 660 p. (in Russian).
3. Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar': v 2 knigakh. Glavnyy redaktor A. M. Prokhorov [Russian Encyclopedic dictionary: in 2 books. Chief editor A. M. Prokhorov]. Moscow, Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2001. Book 2: N-Ya. 2015. 1744 p. (in Russian).
4. Slastenin W. A., Isayev I. V., Shiyanov E. N. Obshchayapedagogika: uchebnoyeposobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pod redaktsiyey V A. Slastenina: v 2 chastyakh [Textbook for students of higher educational institutions. Edited by V. A. Slastenin: At 2 o'clock]. Moscow, VLADOS Publ., 2003. Part 1. 288 p. (in Russian).
5. Gurevich P. S. Filosofiya kul'tury [Philosophy of Culture]. Moscow, IFRAN Publ., 2007. 300 p. (in Russian).
6. Nikolayev R. M. Traditsionnyye tsennosti kak kontseptual'naya osnova kul'turnoy identichnosti. Avtoref. dis. kand. kul'turologii [Traditional values as a conceptual basis of cultural identity. Abstract of thesis of cand. culturology]. Yekaterinburg, 2011. 24 p. (in Russian).
7. Rassadina T. A. Transformatsii traditsionnykh russkikh tsennostey v nravstvennykh oriyentatsiyakh rossiyan [Transformations of traditional Russian values in the moral orientations of Russians]. Moscow, Prometey, MPSU Publ., 2004. 409 p. (in Russian).
8. Zheleznyak A. O proyekte zakona «O traditsionnykh tsennostyakh» [About The Draft Law "On Traditional Values"] (in Russian). URL: http://www.proza.ru/2016/05/22/1183 (accessed 27 December 2021).
9. Tupichkina E. A. Informatsionnyye osnovy didaktiki [Informational foundations of didactics]. Armavir, ITs AGPU Publ., 2004. 210 p. (in Russian).
10. Molchan Ye. M. Vliyaniye tsifrovizatsii na formirovaniye dukhovno-nravstvennykh tsennostey sub''yektov vzaimodeystviya v epokhu globalizatsii [The influence of digitalization on the formation of spiritual and moral values of subjects of interaction in the era of globalization]. VestnikMGOU. Seriya: Filosofskiye nauki - Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 2, pp. 55-66 (in Russian).
11. Dezhnev V N., Novikova O. V. Traditsionnyye tsennosti: k opredeleniyu ponyatiya [Traditional values: towards the definition of the concept]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta - Journal of Shadrinsk State Pedagogical University, 2015, no. 4 (28), pp. 71-74 (in Russian).
Информация об авторах
Тупичкина Е. А., доктор педагогических наук, профессор, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: [email protected]
Андриенко Н. К., кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: [email protected].
Семенака С. И., кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Tupichkina E. A., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. Rozy Luksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: [email protected]
Andriyenko N. K., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. Rozy Luksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: [email protected].
Semenaka S. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. Rozy Luksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.02.2022; принята к публикации 01.09.2022 The article was submitted 01.02.2022 accepted for publication 01.09.2022