Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОЖИДАНИЙ, ТРУДНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОЖИДАНИЙ, ТРУДНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОЖИДАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Белоус Ольга Валерьевна, Шкуропий Константин Викторович

Новая реальность образовательных отношений в начале XXI в. обусловлена в первую очередь начавшимся процессом цифровизации, который приобрел глобальный характер. В условиях ломки традиционных парадигм образования новые условия развития этой важнейшей для социума и конкретного индивида сферы обсуждаются и подвергаются отчасти справедливой, но зачастую необоснованной критике. Это говорит о непонимании, неприятии такого социального явления, как цифровизация, есть опасения и страх потери привычных жизненных процессов, включая и образовательные ориентиры. Актуальность изучаемой проблемы вызвала необходимость рассмотрения отношения части населения, охваченного либо связанного с системой общего образования, к факту его цифровизации и детермированной ею трансформации самой системы. Это восприятие населением цифровизации образования проявляется в динамике ценностных ориентаций, появлении новых ожиданий человека, переживаниях личности за свое будущее. Этот фактор играет принципиально важную роль для разработки в дальнейшем практических психолого-педагогических рекомендаций для участников образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования. В связи с этим в рамках данного исследования был проведен мониторинг и проанализированы полученные результаты с целью представления качественного содержания возможных ценностных ориентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Белоус Ольга Валерьевна, Шкуропий Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONTENT OF VALUE ORIENTATIONS, EXPECTATIONS, DIFFICULTIES OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The new reality of educational relations at the beginning of the 21st century is due, first of all, to the beginning of the digitalization process, which has acquired a global character. Given the fragmentation of traditional paradigms of education, the new conditions for the development of this most important sphere for society and a particular individual are discussed and subject to partly fair, but often unreasonable criticism. This indicates a misunderstanding, rejection of such a social phenomenon as digitalization, there are fears and fears of the loss of familiar life processes, including educational guidelines. The relevance of the problem under study caused the need to consider the attitude of the part of the population covered or associated with the general education system to the fact of its digitalization and the transformation of the system itself that it determed. This perception by the population of digitalization of education is manifested in the dynamics of value orientations, the emergence of new human expectations, personality experiences for their future. This factor plays a crucial role in the further development of practical psychological and pedagogical recommendations for participants in educational relations in the conditions of digitalization of general education. In this regard, within the framework of this study, the results were monitored and analyzed in order to present the qualitative content of possible value orientations, expectations, problems of subjects of educational relations in the conditions of digitalization of general education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОЖИДАНИЙ, ТРУДНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 3 (43). С. 113-122 Pedagogical Review. 20222, vol. 3 (43), pp. 113-122

Научная статья

УДК 378. 147; 159. 923. 5; 37 . 013 . 78

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-3-113-122

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОЖИДАНИЙ, ТРУДНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Юрий Павлович Ветров1, Ольга Валерьевна Белоус2, Константин Викторович Шкуропий3

12•3 Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия

1 yupvetrov@yandex.ru

2 belous_a@inbox.ru

3 konsshk@rambler.ru

Аннотация

Новая реальность образовательных отношений в начале XXI в. обусловлена в первую очередь начавшимся процессом цифровизации, который приобрел глобальный характер. В условиях ломки традиционных парадигм образования новые условия развития этой важнейшей для социума и конкретного индивида сферы обсуждаются и подвергаются отчасти справедливой, но зачастую необоснованной критике. Это говорит о непонимании, неприятии такого социального явления, как цифровизация, есть опасения и страх потери привычных жизненных процессов, включая и образовательные ориентиры. Актуальность изучаемой проблемы вызвала необходимость рассмотрения отношения части населения, охваченного либо связанного с системой общего образования, к факту его цифровизации и детермированной ею трансформации самой системы. Это восприятие населением цифровизации образования проявляется в динамике ценностных ориентаций, появлении новых ожиданий человека, переживаниях личности за свое будущее. Этот фактор играет принципиально важную роль для разработки в дальнейшем практических психолого-педагогических рекомендаций для участников образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования. В связи с этим в рамках данного исследования был проведен мониторинг и проанализированы полученные результаты с целью представления качественного содержания возможных ценностных ориентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования.

Ключевые слова: система общего образования, цифровизация, цифровая трансформация общего образования, ценностные ориентации, ожидания, обучающиеся, педагог, родители, образовательные организации

Источник финансирования: статья подготовлена по итогам этапа научного исследования «Российская система общего образования и практических рекомендаций ее совершенствования в условиях цифровизации: динамики ценностных ориентаций, ожиданий, проблем различных групп населения», осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение № 073-03-2021-012).

Для цитирования: Ветров Ю. П., Белоус О. В., Шкуропий К. В. Проблемы содержания ценностных ориентаций, ожиданий, трудностей субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 3 (43). С. 113-122. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-113-122

© Ю. П. Ветров, О. В. Белоус, К. В. Шкуропий, 2022

Ю. П. Ветров, О. В. Белоус, К. В. Шкуропий. Проблемы содержания ценностных ориентации... Original article

PROBLEMS OF CONTENT OF VALUE ORIENTATIONS, EXPECTATIONS, DIFFICULTIES OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Yuriy P. Vetrov1, Olga V. Belous2, Konstantin V. Shkuropiy3

i, 2, 3 Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russian Federation

1 yupvetrov@yandex.ru

2 belous_a@inbox.ru

3 konsshk@rambler.ru

Abstract

The new reality of educational relations at the beginning of the 21st century is due, first of all, to the beginning of the digitalization process, which has acquired a global character. Given the fragmentation of traditional paradigms of education, the new conditions for the development of this most important sphere for society and a particular individual are discussed and subject to partly fair, but often unreasonable criticism. This indicates a misunderstanding, rejection of such a social phenomenon as digitalization, there are fears and fears of the loss of familiar life processes, including educational guidelines. The relevance of the problem under study caused the need to consider the attitude of the part of the population covered or associated with the general education system to the fact of its digitalization and the transformation of the system itself that it determed. This perception by the population of digitalization of education is manifested in the dynamics of value orientations, the emergence of new human expectations, personality experiences for their future. This factor plays a crucial role in the further development of practical psychological and pedagogical recommendations for participants in educational relations in the conditions of digitalization of general education. In this regard, within the framework of this study, the results were monitored and analyzed in order to present the qualitative content of possible value orientations, expectations, problems of subjects of educational relations in the conditions of digitalization of general education.

Keywords: general education system, digitalization, digital transformation of general education, value orientation, expectations, students, teacher, parents, educational organizations

For citation: Vetrov Yu. P., Belous O. V, Shkuropiy K. V. Problems of content of value orientations, expectations, difficulties of subjects of educational relations in conditions of digitalization [Problemy soderzhaniya tsennostnykh oriyentatsiy, ozhidaniy, trudnostey sub''ektov obrazovatel'nykh otnosheniy v usloviyakh tsifrovizatsii]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 3 (43), pp. 113-122. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-3-113-122

Новая реальность образовательных отношений в начале XXI в. обусловлена в первую очередь начавшимся процессом цифровизации, который приобрел глобальный характер. Информатизация и цифровизация, существенно расширяя горизонты для глобального научно-технического и социально-экономического прогресса, развиваются на основе серьезной деформации даже тех социокультурных структур и институтов, которые принято считать ультрасовременными, не говоря уже о традиционных, формировавшихся веками и тысячелетиями, стремительно разрушая привычный мир социальных коммуникаций, все более замещая его виртуально-эфемерным, тем самым создавая дополнительные основы для нарастания нестабильности и конфликтов в разных сферах общественной жизни [1].

Цифровизация представляет собой весьма приоритетную размерность культурной, образовательной и научной стратегии ЮНЕСКО, которая была разработана и кодифицирована в ряде официальных документов, принятых данной международной организацией [2]. Основным приоритетом деятельности ЮНЕСКО в сфере образования представляется именно качественное образование для каждого ребенка, молодого человека и взрослого. «Одной из основных задач образования является пропаганда ценностей, жизненных установок и типов поведения, позволяющих учащимся

вносить вклад в построение более справедливого, равноправного, мирного и устойчивого общества. С распространением цифровых технологий обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. ЮНЕСКО уделяет особое внимание развитию высокотехнологичных учебных компетенций и навыков, востребованных в XXI в., посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий» [3].

В условиях ломки традиционных парадигм образования новые условия развития этой важнейшей для социума и конкретного индивида сферы обсуждаются и подвергаются отчасти справедливой, но зачастую необоснованной критике. Это говорит о непонимании, неприятии такого социального явления, как цифровизация, есть опасения и страхи потери привычных жизненных процессов, включая и образовательные ориентиры. Такие неоднозначные оценки достаточно убедительно проявили себя и в глоссарии цифрового блока образования. Многие понятия до сих пор имеют неоднозначное и спорное содержание, как например, термины «цифровая трансформация образования», «цифровая экономика», это неоднократно признавалось экспертами. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» реализуется в рамках национального проекта «Образование». В соответствии с требованиями данного проекта в России к 2024 г. должны быть определены и созданы условия для внедрения «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [4]. Непосредственно в документе не используется сам термин «цифровизация образования». Однако установленные в нем целевые показатели позволяют определить основной вектор политики, которая рассматривается в многочисленных исследованиях именно как «цифровая трансформация образования» или «цифровизация образования». В рамках Федерального государственного образовательного стандарта ставятся задачи формирования у обучающихся умений и способности управлять процессом собственного учения, задачи активного использования современных информационных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагога по освоению образовательной программы школьниками и пр.

Безусловно, такие перемены в исторически сложившихся образовательных отношениях должны не только фиксироваться, но и стать предметом научного изучения представителями гуманитарных отраслей, потому что проблемы вовлечения педагогов, обучающихся, родителей в цифровиза-цию носят не только сугубо педагогический характер.

В связи с этим необходимо комплексное рассмотрение динамики содержания ценностных ори-ентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации и цифровой трансформации системы образования в целом.

Многие исследователи, например С. И. Аксенов, Р. У. Арифулина и др., отмечают, что это сложный, многоаспектный и длительный процесс, связанный с изменениями целей, содержания, организационных форм и методов образовательного процесса, который разворачивается в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде [5, с. 27].

В Указе Президента России о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации [6] дана ориентация нашей страны на ускорение технологического развития: увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; ускорение процесса внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу. Перед системой общего образования также поставлены особые задачи: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовных ценностей народов Российской Федерации, их исторических и культурных традиций; формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и

воспитания, образовательных технологий, способствующих освоению учащимися базовых навыков и умений, повышению их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, и др.

Объективно поставленные и обозначенные цели ЦТО: цифровая трансформации обещает решить главную проблему школы - достижение каждым обучаемым требуемых сегодня образовательных результатов в полном объеме, т. е. удовлетворение потребности в подготовке современных кадров с учетом существующих потребностей общества и государства в цифровой экономике.

Вторая, не менее важная, цель связана с тем, что в современный период, сопровождаемый цифровой трансформацией, традиционные культурные нормы неизбежно ослабевают вследствие происходящих изменений. Поэтому одним из базовых условий поддержания социальной стабильности российского общества является целенаправленное формирование и усиление новых культурных норм, что находится в рамках влияния общеобразовательной школы. Именно на это нацелены пра-ктико-ориентированные концепции модернизации общего образования, которые используются в современной педагогической практике [7]. С другой стороны - выбор цели цифровой трансформации, в том числе в сфере образования, достаточно субъективен в зависимости от тех лиц, в чьей компетенции находится решение данной задачи.

В связи с данной ситуацией необходимости создания эффективной поддержки цифровизации общества в настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть в совокупности ценностные ориентации, ожидания, проблемы как фактор, определяющий в конечном итоге успешность цифровой трансформации.

Социальная реальность представляет собой объективированный результат субъективной деятельности людей. Она возникает как продукт взаимодействия различных социальных сил, преследующих собственные интересы, и представляет собой непредвиденное последствие их преднамеренных действий. Будучи раз создана, эта реальность начинает функционировать и развиваться по своим собственным, относительно объективным законам, оказывая обратное влияние не только на создавшего ее человека, но и на всю природу в целом. Существует фундаментальный фактор риска, связанный с трансформацией социальной реальности. Цифровизация порождает беспрецедентную трансформацию общества, экономики, личности каждого человека. Прежде всего, стремительно меняются психические процессы, память, восприятие, внимание, мышление, речь. Меняются и принятые в культуре социальные практики, механизмы формирования личности, появляются новые психологические контексты и новые формы взаимоотношений с окружающими. Переход к новой стадии развития общества обостряет два базовых противоречия, присущие динамике человеческой цивилизации: «культурное отставание» и «управленческое отставание». Оба противоречия связаны с усиливающимся влиянием знания на процессы управления в условиях усложнения социальной реальности. Социальное конструирование предполагает предупреждение негативного развития событий и создание желательных для индивида и общества социальных реалий [8]. Поэтому актуальность данной темы и соотносится с правильным определением и моделированием объективных условий и препятствий в системе образования, которая обеспечивает переход общества в цифровую эпоху.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что по его результатам могут быть определены возможные направления динамики ценностей и ожидания субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации образования.

В связи с этим целью настоящего исследования послужило проведение мониторинга и анализ возможных ценностных ориентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации.

В исследовании приняли участие педагоги и родители обучающихся общеобразовательных организаций 7 субъектов Российской Федерации (Белгородской, Волгоградской, Липецкой, Ростов-

ской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Чеченской Республики) в количестве более 4 000 человек.

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач авторами применялся комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических, статистических методов, адекватных предмету исследования, в том числе: теоретические (междисциплинарный анализ и синтез концепций и идей философской, педагогической, психологической, социологической литературы; изучение степени разработанности проблемы; моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование с применением открытых, полузакрытых и закрытых вопросов (Google-формы), обобщение данных и пр.); математико-статистические (ранжирование, приемы математической обработки и пр.).

Представляем выборочно результаты, полученные в ходе проведенного опроса.

1. Обобщенная характеристика.

Превалирующее число респондентов, участвовавших в исследовании, проживает в Краснодарском крае - 77,7 %, 17,3 % - в Ростовской области и 5 % - в близлежащих субъектах РФ (Белгородской, Волгоградской, Липецкой, областях, Ставропольском крае, Чеченской Республике).

Основное количество семей имеет всего одного ребенка школьного возраста - 54,5 %; 36,9 % имеют двух детей; 8,6 % семей имеют более двух детей школьного возраста.

Не могут обеспечить полноценную включенность ребенка в образовательный процесс с применением ДОТ 39,4 % семей. Большая часть (55,5 %) респондентов могут себе это позволить, но это слишком незначительное превалирование нивелируется процентом тех, кто не способен позволить себе необходимую материально-техническую базу для дистанционного обучения.

По мнению педагогов, процент полностью удовлетворенных материально-технической базой, необходимой для осуществления образовательного процесса в дистанционной форме, составляет всего 17,2 % от общего числа респондентов. Частично удовлетворенных преподавателей - 58 %, что свидетельствует об удовлетворительном оснащении большей части школ, принимающих участие в данных условиях. Однако процент неудовлетворенных материально-технической базой школ учителей довольно велик - 24,8 %, что говорит о необходимости дальнейшего переоснащения современных школ.

Несмотря на превалирующую удовлетворенность материально-технической базой образовательных организаций, по данным отсутствует возможность обучаться с применением ДОТ. В частности, 50,8 % учителей ответили, что у учеников нет возможности обучаться дома с применением ДОТ, у 39,6 % учителей дети по большей части имеют базу для занятий с применением ДОТ, у 9,6 % учителей вовсе нет проблем с применением.

Данная ситуация в ответах показывает, что применение цифровых технологий и ДОТ в современной РФ будет испытывать трудности.

2. Качественное наполнение ожиданий от цифровизации.

Пытаясь выяснить отношение родителей к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс, исследователи выделили вопрос: «Опасаетесь ли вы, что цифровая среда способна разрушить или навредить Вашим отношениям с ребенком?». На данный вопрос 34,7 % респондентов ответили утвердительно, подчеркнув, что уже по этой причине испытали затруднение в общении с детьми, 46,3 % отметили, что если отношения с детьми портятся, то в этом не виноваты цифровые технологии, они выступают лишь инструментом. А у 5,3 % респондентов цифровые технологии, напротив, помогли улучшить отношения с детьми.

Отвечая на вопрос «Как вы оцениваете влияние цифровых технологий на качество и интенсивность общения Вашего ребенка с друзьями (одноклассниками)», из числа респондентов сформировалось две основные группы, одна из которых утверждает, что цифровые технологии привели к тому, что дети перестали общаться со сверстниками в реальности вообще - 25,4 %, а другая - что новые технологии не повлияли на реальное общение, а только дополнили его еще и виртуальным.

Анализируя статистику ответов на вопрос о влиянии соцсетей на характер развития ребенка, можно отметить, что 91 % учителей считают, что социальные сети только вредят осуществлению образовательного процесса, однако из этого числа респондентов 47,1 % считают, что социальные сети все же могут быть полезными, но необходимо обучать школьников этике общения в различных мессенджерах, однако 43,9 % полагают, что социальные сети просто отвлекают учащихся от получения знаний. А 9 %, напротив, видят в социальных сетях хороший рычаг воздействия на интеллектуальный потенциал учеников.

Респонденты-родители при ответе на подобный вопрос разделились следующим образом: «Влияние соцсетей значительно превышает влияние традиционных СМИ» - 29 %; «Соцсети оказывают некоторое влияние на мнение людей по отдельным вопросам» - 32,9 %; «Соцсети имеют влияние на ряду с другими СМИ, но не решающее» - 19,6 %; «Соцсети помогают формировать объективное мнение» - 20,4 %; «Они манипулируют сознанием» - 18,2 %; «Не влияет» - 5,2 %.

При этом на утверждение о возможности самореализации ребенка в цифровом мире у родителей возникли противоречивые суждения. В частности, 9 % респондентов уверены, что в онлайн-ре-жиме у ребенка больше возможностей для самореализации; 57,7 % в той или иной мере придерживаются той же точки зрения, но в определенных областях; 23,4 % уверены, что самореализация онлайн не привлекает детей; 9,5 % респондентов не знают ответа на данный вопрос.

3. Качество ценностного наполнения цифровизации образования.

При предъявлении суждений, имеющих ценностную сущность для респондентов, мы увидели следующую «тройку» лидирующих позиций в актуальности приоритетов современного общества: «Семья является основной ценностью в жизни человека» - 92,9 %; «Дружба очень значима для современного человека» - 58,1 %; «Интернет создает больше возможностей для быстрого, легкого и приятного общения» - 18,2 %.

Отвечая на вопрос «Какие качества, на Ваш взгляд, актуальны для Вашего ребенка для достижения им успеха в цифровом обществе?», респонденты-родители дали несколько вариантов ответов, которые набрали наибольшее число откликов: «Умение устанавливать связи с нужными людьми» - 46,8 %; «Трудолюбие, добросовестное отношение к труду» - 35,2 %; «Самостоятельность» -50 %; «Честность, принципиальность» - 24,3 %; «Высокая нравственность» - 9,5 %; «Патриотизм, гражданственность» - 11 %; «Исполнительность» - 21,5 %.

4. Понимание перспектив и трудностей цифровизации образовательного пространства.

Отвечая на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, могут быть преимущества у обучения с применением дистанционных образовательных технологий?», несмотря на свое скептическое отношение, респонденты-родители смогли выделить ряд положительных сторон, к примеру: «Возможность обучения в удобное время и в удобном месте» - 30,5 %; «Есть легкий доступ к любой нужной информации» - 28,1 %; «Развивается самостоятельность в процессе обучения, навыки самоконтроля» -25,7 %. Надо отметить, что 37 % респондентов не нашли положительных сторон у дистанционного обучения.

Тем не менее 5,8 % опрашиваемых педагогов были уверены, что дистанционное обучение может заменить традиционное полностью; 36,4 % респондентов отводят второстепенную роль ДОТ, допуская их только как дополнение к традиционной форме обучения; 36 % уверены, что эффективность дистанционного обучения намного меньше по сравнению с традиционным; 15,4 % респондентов придерживаются компромиссной точки зрения, утверждая, что эффективность дистанционных образовательных технологий зависит от подготовки учителей и учащихся; 6,4 % не смогли дать четкого ответа на данный вопрос.

В связи с этим в поле ожидания при ответе на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, могут быть недостатки у обучения с применением дистанционных образовательных технологий?» респонденты отметили большое количество недостатков, в частности: «У детей нет личного эмоционального кон-

такта с одноклассниками, учителями» - 73,5 %; «Большая нагрузка на зрение, нервную систему и т. д.» - 49,3 %; «Трудно усвоить новый материал, нет контакта с учителем, обратной связи» - 48 %.

Данные, полученные в ходе исследования, во многом пересекаются с результатами проведенного в апреле 2018 г. Фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с Российским обществом «Знание» опроса 1 276 родителей детей до 18 лет. Опрос Фонда был посвящен проблемам цифровизации образования: ее влиянию на качество образовательного процесса, способность школьников к пониманию и воображению, их настроение, самочувствие и коммуникацию. Можно выделить следующие интересующие аспекты. Родители связывают с цифровизацией как позитивные, так и негативные ожидания: по их мнению, цифровизация способствует автоматизации работы подразделений (библиотека, оборудованные учебные кабинеты, столовая и т. д.), развитию способностей учащихся, эффективной индивидуализации процесса обучения, цифровые технологии могут улучшить обучение проектированию, онлайн-обучение детей-инвалидов, качество образования в сельских школах, качество подготовки к экзаменам, организацию индивидуальной работы с учениками, а также уровень обучения предметам естественно-научной направленности. Вместе с тем в качестве проблем, препятствующих цифровизации, родители называют неэффективное использование выделяемых средств и недостаточное финансирование, управленческие проблемы, низкая квалификация педагогов, слабое развитие инфраструктуры, несоответствие уровня цифровых технологий и продуктов задачам системы образования. Большую тревогу у родителей вызывают проблемы, связанные с распространением цифровых технологий: они отмечают потенциальный вред физическому, психическому, эмоциональному здоровью; проблемы социализации детей и подростков, «клиповость» мышления; проблемы в области развития критического мышления, понимания, интерпретации и комментирования текстов, аргументирования и отстаивания собственного мнения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической речью и не только [9]. Именно психологическое здоровье в совокупности данных качеств как ценностей (в том числе) позволяет поддерживать стремление к самоактуализации человека. Что в итоге проявляется в повышении качества жизни самого человека как гражданина, так и всего общества [10].

Изменение ценностей и ценностных ориентаций - важнейший показатель культурной модернизации общества, фиксирующий разную социализацию возрастных групп в разные «времена». В обществах, «где ощущение защищенности усилилось, будут наблюдаться значительные различия в ценностях старшего и молодого поколений». То есть меняются ценности в обществе через естественную смену поколений. Так как ценности формируются в детстве, они связаны с условиями, в которых живет ребенок, в какой стране он вырос и в какой материальной среде [11, 12].

Исследование, направленное на определение качественного наполнения содержания ценностных ориентаций, ожиданий, проблем педагогов и родителей обучающихся как субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации, в целом показало, что, по их мнению, школа не должна трансформироваться, оставаясь в первую очередь местом, где учат и воспитывают, - 73,5 %; по поводу цифровых трансформаций положительно отозвались всего лишь 15,2 % респондентов, в то же время отрицательно отозвался 41 % респондентов, при этом - 33 % респондентов относятся к подобному явлению нейтрально, а 9,7 % вовсе не знают, о чем идет речь. Представленные результаты показали неоднозначное отношение к процессу цифровой трансформации со стороны родителей как субъектов образовательных отношений. По мнению педагогов, только 37 % респондентов используют цифровые ресурсы в образовании, а 26,4 % готовы использовать цифровые ресурсы в случае крайней необходимости, 32 % готовы использовать только готовые цифровые ресурсы. При этом 4,7 % не готовы применять цифровые технологии вообще. Данные проблемы входят в число трудностей цифровизации образования и определяют часть ожиданий от реформирования современного образовательного пространства.

Анализ проведенного исследования позволил сделать следующие выводы: Участники образовательных отношений, непосредственно вовлеченные в процессы цифровой трансформации системы образования, находятся в ситуации значительной неоднородности социально-экономических условий жизни, ситуации культурного и мировоззренческого межпоколенного разрыва, испытывают влияние глобализации во всех сферах жизни общества.

Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, способствовали вынужденному переходу системы образования к масштабному использованию цифровых технологий, в том числе в рамках дистанционного обучения, и выявлению связанных с этим рисков, обострению проблем психологического свойства, социальных, связанных с повышением социальной атомизированности, рисков для здоровья учащихся и педагогов, обусловленных ростом нагрузок, проблем экзистенциального и этического порядка и информационных рисков.

Налицо объективные различия в характере переживания цифровой трансформации общества и системы образования у всех субъектов образовательных отношений. Можно говорить также о серьезном расхождении в части ценностей и ожиданий внутри социальных групп педагогов, обучающихся и их родителей. Очевидно, при стратегическом планировании развития системы общего образования должен быть реализован потенциал социально-гуманитарных наук в части реализации парадигмы социокультурного измерения эффектов цифровой трансформации образования [13].

Список литературы

1. Петров А. В. Глобальные социальные процессы, социокультурная трансформация и цифровизация социальных коммуникаций // Глобальные социальные процессы 2.0: трансформация социальной реальности в условиях цифровизации и пандемии: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. С. 5-8.

2. Спивак Д. Л. Основные направления цифровизации в стратегии ЮНЕСКО // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 1 (42). C. 122-144. doi: 10.52173/2079-1100_2021_1_122

3. Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 2014. № 10. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-vzglyad-yunesko (дата обращения: 26.01.2022).

4. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3. URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (дата обращения 30.12.2021).

5. Аксенов С. И., Арифулина Р. У, Катушенко О. А., Сергеева Т. Н., Романовская Л. В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 24-43. doi: 10.32744/ pse.2021.1.2

6. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 30.12.2021).

7. Уваров А. Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования // Современная аналитика образования. 2020. № 16 (46). С. 11. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418228715.pdf (дата обращения: 30.12.2021).

8. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. Цифровизация общественной жизни и новые задачи социальных наук // Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 69-77. URL: https://испи.рф/ wp-content/uploads/2020/03/Новая-социальная-реальность.pdf (дата обращения: 30.12.2021).

9. Изотов С. Контрольная забота: чего ждут россияне от системы образования. URL: https://iz.ru/913543/ sergei-izotov/kontrolnaia-zabota-chego-zhdut-rossiiane-ot-sistemy-obrazovaniia (дата обращения: 30.12.2021).

10. Belous O. V., Vasilenko V G., Tyutyunnikova E. B., Arushanyan Z. A., Varetsa E. S., Belous Y. A. Health preserving technologies in the educational process practice and psychological health of inclusion educational space participants // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10. Р. 1894-1896.

11. Гедонизм и риск-новизна растут в России стабильно. Мы не видели такого роста в большинстве стран Европы. URL: https://realnoevremya.ru/articles/168673-maksim-rudnev-o-tom-pochemu-v-rossii-cenyat-stabilnost (дата обращения: 30.12.2021).

12. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011.

13. Бурганова Л. А. Социальные риски цифровизации высшего образования // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 4. С. 224-227.

Referenсes

1. Petrov A. V. Global'nye sotsial'nye protsessy, sotsiokul'turnaya transformatsiya i tsifrovizatsiya sotsial'nykh kommunikatsiy [Global social processes, sociocultural transformation and digitalization of social communications]. Global'nye sotsial'nyeprotsess 2.0: transformatsiya sotsial'noy real'nosti v usloviyakh tsifrovizatsii ipandemii: sbornikstatey. Otvetstvennyy redaktor A.V. Petrov [Global social processes 2.0: transformation of social reality in the context of digitalization and pandemic: collection of articles. Ed. A. V. Petrov]. Saint Petersburg, 2020. Pp. 5-8 (in Russian).

2. Spivak D. L. Osnovnye napravleniya tsifrovizatsii v strategii JUNESKO [Main areas of digitalization in the UNESCO strategy]. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul 'tury - International Journal of Cultural Research, 2021, no. 1 (42), pp. 122-144 (in Russian). doi: 10.52173/2079-1100_2021_1_122

3. Informatizatsiya obrazovaniya: vzglyad JUNESKO [Informatization of Education: UNESCO View]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russion, 2014, no. 10 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-vzglyad-yunesko (accessed 26 January 2022).

4. Pasport federal'nogo proekta «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda»: Prilozheniye k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po natsional'nomu proektu «Obrazovaniye» ot 7 dekabrya 2018 g. № 3 [Passport of the federal project «Digital Educational Environment»: Appendix to the minutes of the meeting of the project committee for the national project "Education" dated December 7, 2018, no. 3 (in Russian). URL: https://edu-frn. spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (accessed 30 December 2021).

5. Aksenov S. I., Arifulina R. U., Katushenko O. A., Sergeyeva T. N., Romanovskaya L. V. Tsifrovaya transformatsiya obrazovatel'nogo prostranstva: novye instrumenty i tekhnologicheskiye resheniya [Digital transformation of the educational space: new tools and technological solutions]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2021, no. 1 (49), pp. 24-43. doi: 10.32744/ pse.2021.1.2 (in Russian).

6. Ukaz «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree "On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. PrezidentRossii [President of Russi]. (in Russian) URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57425 (accessed 30 December 2021).

7. Uvarov A. Yu. Tsifrovaya transformatsiya i stsenarii razvitiya obshchego obrazovaniya [Digital transformation and general education scenarios]. Sovremennaya analitika obrazovaniya, 2020, no. 16 (46), p. 11 (in Russian) URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418228715.pdf (accessed 30 December 2021).

8. Osipov G. V, Klimovitskiy S. V. Tsifrovizatsiya obshchestvennoy zhizni i novye zadachi sotsial'nykh nauk [Digitalization of public life and new tasks of social sciences]. Novaya sotsial'naya real'nost': sistemoobrazuyushchiye faktory, bezopasnost' i perspektivy razvitiya. Rossiya v tekhnosotsial'nom prostranstve [New social reality: backbone factors, security and development prospects. Russia in the techno-social space]. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2020. P. 69-77 (in Russian) URL: https://ispi.rf/wp-content/ uploads/2020/03/Novaja-social'naja-real'nost'.pdf (accessed 30 December 2021).

9. Izotov S. Kontrol'naya zabota: chego zhdut rossiyane ot sistemy obrazovaniya [Control care: what Russians expect from the education system] (in Russian). URL: https://iz.ru/913543/sergei-izotov/kontrolnaia-zabota-chego-zhdut-rossiiane-ot-sistemy-obrazovaniia (accessed 30 December 2021).

10. Belous O. V., Vasilenko V G., Tyutyunnikova E. B., Arushanyan Z. A., Varetsa E. S., Belous Y. A. Health preserving technologies in the educational process practice and psychological health of inclusion educational space participants. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2018, vol. 10, рр. 1894-1896.

11. Gedonizm i risk-novizna rastut v Rossii stabil'no. My ne videli takogo rosta v bol 'shinstve stran Evropy [Hedonism and risk novelty are growing steadily in Russia. We have not seen such growth in most European countries] (in Russian). URL: https://realnoevremya.ru/articles/168673-maksim-rudnev-o-tom-pochemu-v-rossii-cenyat-stabilnost (accessed 30 December 2021).

12. Inglkhart R., Vel'tsel' K. Modernizatsiya, kul 'turnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitiya [Modernization, cultural change and democracy: The sequence of human development]. Moscow, Novoye izdatel'stvo Publ., 2011 (in Russian).

13. Burganova L. A. Sotsial'nye riski tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya [Social risks of digitalization of higher education]. Vestnikekonomiki, prava i sotsiologii, 2019, no. 4, pp. 224-227 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Ветров Ю. П., доктор педагогических наук, профессор, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: yupvetrov@yandex.ru

Белоус О. В., кандидат психологических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: belous_a@inbox.ru

Шкуропий К. В., кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет (ул. Розы Люксембург, 159, Армавир, Россия, 352901). E-mail: konsshk@rambler.ru

Information about the authors

Vetrov Y. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, vice-rector for research and innovation, Armavir State Pedagogical University (ul. ul. Rozy Lyuksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901).

E-mail: yupvetrov@yandex.ru

Belous O. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. ul. Rozy Lyuksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: belous_a@inbox.ru

Shkuropiy K. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Armavir State Pedagogical University (ul. ul. Rozy Lyuksemburg, 159, Armavir, Russian Federation, 352901). E-mail: konsshk@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022; принята к публикации 28.04.2022 The article was submitted 01.02.2022; accepted for publication 28.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.