Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ДОСУГ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Р. А., Герлах И. В., Егизарьянц М. Н., Копченко И. Е., Твелова И. А.

Процесс цифровизации российского школьного образования, его проведение в жизнь формирует новые вызовы для образовательной системы и новые образовательные потребности у обучающихся. Данные потребности выступают в качестве индикатора уровня готовности личности и общества к важным социальным изменениям. В контексте исследования их можно определить как необходимость в определенных знаниях и навыках в области ИКТ-компетенций, направлениях деятельности, связанных с их применением, инновационных формах образования личности. В ходе исследования был проведен опрос среди обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края (292 человека), проанализированы федеральный проект «Цифровая школа» и стратегия «Цифровая трансформация образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галустов Р. А., Герлах И. В., Егизарьянц М. Н., Копченко И. Е., Твелова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL NEEDS THAT ARISE AMONG STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF GENERAL EDUCATION

The process of digitalization of Russian school education, its implementation forms new challenges for the educational system and new educational needs for students. These needs act as an indicator of the level of readiness of the individual and society for important social changes. In the context of the study, they can be defined as the need for certain knowledge and skills in the field of ICT competencies, activities related to their application, innovative forms of personal education. In this study, we are talking about specific educational needs that arise among students in the conditions of digitalization of general education. Such needs can be defined as the need for certain knowledge and skills in the field of ICT competencies, activities related to their application, innovative forms of personal education. In the course of the study of the educational needs of students in the conditions of digital transformation, a survey was conducted among students of general education organizations of the Krasnodar Territory (292 people). The results obtained during the survey are grouped in the article into 5 blocks: organizational and technical conditions of students ' educational activities as a source of educational needs that arise in students under the conditions of digital transformation; distance education as a direction of digital transformation of general education; digital transformation of general education and possible risks of its implementation; means of remote interaction of subjects of the educational process as a tool for digital transformation of secondary general education; the role of digital technologies in the life of students of general education organizations. The study showed that students have a number of educational needs that have arisen in the conditions of digital transformation: the need for technical support of the educational process for classes at school and at home; the need to improve the quality of task development and ease of use of electronic educational resources; the need to master computer programs necessary for educational activities, including computer science lessons, to increase the level of digital technology proficiency; the need for "live communication" with the subjects of the educational process; the need to increase the independence of the student; the need to increase the level of health saving of students in the educational process. For the successful digital transformation of general education, the authors formulated a number of recommendations related to improving the quality of technical support for the educational process, improving tasks and materials posted on electronic educational resources, revising the content of the school curriculum in computer science.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 2. С. 51-64.

УДК 373.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Галустов Р. А., Герлах И. В. *, Егизарьянц М. Н., Копченко И. Е., Твелова И. А., Хлопкова В. М.

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Армавир, Россия E-mail: [email protected] *

Процесс цифровизации российского школьного образования, его проведение в жизнь формирует новые вызовы для образовательной системы и новые образовательные потребности у обучающихся. Данные потребности выступают в качестве индикатора уровня готовности личности и общества к важным социальным изменениям. В контексте исследования их можно определить как необходимость в определенных знаниях и навыках в области ИКТ-компетенций, направлениях деятельности, связанных с их применением, инновационных формах образования личности. В ходе исследования был проведен опрос среди обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края (292 человека), проанализированы федеральный проект «Цифровая школа» и стратегия «Цифровая трансформация образования».

Ключевые слова: образовательные потребности обучающихся, цифровая трансформация образования, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии, социальные сети, досуг, морально-нравственный выбор.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития российского образования необходимость окончательной цифровизации системы школьного образования в стране к 2025 году рассматривается как важнейшая задача в рамках реализации государственной стратегии цифровизации российской экономики. Решение о реализации данной задачи было принято российским Правительством в конце 2017 года в рамках формирования национального приоритетного проекта «Цифровая школа» [1] и стратегии «Цифровая трансформация образования», разработанной в 2021 году [2]. Главными особенностями новой цифровой российской школы, которая должна быть создана к 2025 году, будет являться ее инновационность и многофункциональность, которые позволят сделать процесс обучения российских школьников намного

1 Статья подготовлена по итогам этапа научного исследования феномена непрерывного педагогического образования в условиях его цифровой трансформации: содержание, технологии, управление качеством, мониторинг рисков, осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение №073-03-2021-012 от 18.01.2021).

51

удобнее и эффективнее [3] как для самих обучающихся, так и для педагогов. Несмотря на очевидную пользу реализации процесса цифровизации российского школьного образования, его проведение в жизнь также сформирует новые вызовы для образовательной системы и новые образовательные потребности у обучающихся.

Образовательные потребности - важный фактор развития личности и общества. Словарь терминов по общей и социальной педагогике А. С. Воронина определяет их как «потребности в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важных проблем» [4]. Процесс цифровой трансформации предъявляет к образовательным потребностям новые требования, актуализируя проблему исследования данных потребностей, как индикатора уровня готовности личности и общества к важным социальным изменениям.

Образовательные потребности разделяют на общие и конкретные. Конкретные потребности характеризуются неудовлетворенностью ситуацией (обстоятельствами, в которых для действий не хватает умений и знаний), общие образовательные потребности - неудовлетворенностью социального субъекта самим собой. В данном исследовании речь идет о конкретных образовательных потребностях, возникающих у обучающихся в условиях цифровизации общего образования. Такие потребности можно определить как необходимость в определенных знаниях и навыках в области ИКТ-компетенций, направлениях деятельности, связанных с их применением, инновационных формах образования личности.

Вышеуказанная проблематика с разной степенью глубины освещена в современной научной литературе. Рассматриваются такие вопросы, как:

- теоретические подходы к сущности образовательных потребностей (Гавриленко Л.С., Чупина В.Б., Тарасова Т.И., Василенко Н.В. и др.) [5, 6];

- средства обучения в условиях цифровизации образования (Санько А.М., Коделя З., Ивич И. и др.) [7-9];

- методологические и исторические аспекты цифровизации образования (Орешкина А.К., Дмитриев Д.С., Дмитриева Д.С. и др.) [10, 11];

- цифровая трансформация образовательного пространства (Аксенов С.И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А., Сергеева Т.Н., Романовская Л.В., Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М., Карлов И.А., Мерцалова Т.А., Сергоманов П.А., Фрумин И.Д., Стрелкова И.А. и др.) [12-14];

- влияние цифровизации на социокультурную среду и образование (Виниченко М. В., Никипорец-Такигава Г. Ю., Ляпунова Н. В., Чуланова О. Л., Караксони П., Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П.) [15, 16];

- восприятие различными субъектами образования процессов цифровизации (Фролова Е. В., Рогач О. В. и др.) [17];

- риски цифровизации образования (Аюпова Г.Т., Вандышева А.В., Вербицкий А.А., Седов Д.Н. и др.) [18, 19].

Чоросова О.М., Соломонова Г.С., Герасимова Р.Е., Протодьяконова Г.Ю., Аетдинова Р.Р. считают, что обновление содержания общего образования через

52

государственные стандарты происходит постоянно, причем уровень применения и степень включенности цифровых технологий в образовательный процесс растет опережающими темпами. В соответствующем темпе должны обновляться и совершенствоваться цифровые компетенции всех участников образовательной экосистемы [20, с. 7].

Предмет исследования - образовательные потребности, возникающие у обучающихся в условиях цифровой трансформации образования.

Цель исследования - выявление образовательных потребностей, возникающих у обучающихся в условиях цифровой трансформации общего образования.

Цель статьи - представление результатов исследования образовательных потребностей, возникающих у обучающихся в условиях цифровой трансформации общего образования.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В исследовании, проводившемся в апреле - мае 2021 года приняли участие 292 человека: учащиеся городских общеобразовательных организаций. В ходе исследования авторами применялся комплекс теоретических, практических и математических методов научного познания, таких так:

1. опрос с применением открытых, полузакрытых и закрытых вопросов,

2. регистрация,

3. рейтинговое оценивание,

4. обобщение данных,

5. статистическая обработка данных,

6. математическая обработка данных.

При разработке опросника для проведения данного исследования мы опирались на материалы федерального проекта «Цифровая школа», утвержденного в 2018 году, и стратегии «Цифровая трансформация образования», разработанной в 2021 году.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что по его результатам могут быть определены возможные образовательные потребности, возникающие у обучающихся в условиях цифровой трансформации.

Представляем результаты, полученные в ходе проведенного опроса, которые были сгруппированы нами в 5 блоков.

1 блок. Организационно-технические условия учебной деятельности учащихся как источник образовательных потребностей, возникающих у обучающихся в условиях цифровой трансформации. Наличие, вид и качество Интернет-соединений, доступных обучающимся, непосредственным образом связаны с возможностью и качеством выполнения ими учебных, в том числе домашних, заданий. У большинства (69,4%) опрошенных дома проводной тип Интернет-соединения, у 28,5% - мобильный Интернет, а 2,1% участников опроса указали, что дома у них нет никакого Интернета.

4,2% участников опроса отмечают низкий уровень качества Интернет-соединения у себя дома; 28,8% - средний уровень и 66,9% - высокий уровень.

53

33,8% участников опроса отмечают низкий уровень качества Интернет-соединения у участников опроса в школе; 42,4% - средний уровень и 23,9% -высокий уровень.

Для данного исследования большой интерес представляют технические средства, которые используют участники опроса для выполнения учебных заданий, требующих выхода в Интернет или применения компьютерных программ. 70,1% участников опроса используют для этого телефон или смартфон, 14,6% -стационарный компьютер, 12,5% - ноутбук, 2,8% отметили, что могу выполнять такие учебные задания только в школе, так как дома нет технических устройств.

Современное образование располагает широким ассортиментом технических средств, которые могут применяться в учебном процессе, ориентированном на цифровую трансформацию. 57,3% участников опроса используют в учебном процессе печатные издания учебников и методических пособий, 44,8% -обучающие сайты (РЭШ, ЯКласс, РешуЕГЭ и т.п.), электронные учебники и методические пособия используют 23,8% участников опроса, 17,5% респондентов используют сервисы для видео-конференций (zoom, skype и др.), а 14,7% участников опроса отметили, что вообще не используют цифровые технологии.

События 2020 года, переход на дистанционное обучение были связаны с активным использованием школьниками таких образовательных ресурсов, как обучающие сайты РЭШ, ЯКласс, РешуЕГЭ и др. В рамках исследования представляется значимым выяснение мнения учащихся по поводу качества разработки заданий и удобства пользования данными ресурсами. 10,7% участников опроса отмечают низкий уровень качества разработки заданий и удобства пользования обучающими сайтами; 42,1% - средний уровень и 47,2% - высокий уровень.

Важную роль в цифровой трансформации образования играет умение учащихся пользоваться разнообразными компьютерными программами, необходимыми для выполнения учебных заданий. Их освоение - индивидуальный процесс, который формально должен осуществляться, в первую очередь, на уроках информатики. Однако, большая часть участников опроса - 64,3% ответила, что освоила компьютерные программы, необходимые для выполнения учебных заданий, самостоятельно, только 21,7% - на уроках информатики, 8,4% - научили родители, 2,8% - научили друзья, 0,7% - научил репетитор, 0,7% освоили необходимые программы на занятиях в Центре научно-технического творчества и 0,7% указали, что не владеют необходимыми для учебы компьютерными программами.

Определенный интерес представляют сведения о том, какие именно компьютерные программы способны применять учащиеся - участники опроса при выполнении домашнего задания. 80% участников опроса при выполнении домашних заданий используют программу Microsoft Word, 39,3% - программу Microsoft PowerPoint, 34,8% - Microsoft Excel, 14,1% - программу Acrobat Reader DC (PDF), 13,3% - программу Microsoft Picture Manager, 6,6% отметили, что не умеют пользоваться компьютерными программами.

2 блок. Дистанционное образование как направление цифровой трансформации общего образования. В связи с вышесказанным, мы считаем

54

значимым выяснение отношения участников опроса к различным видам обучения. 45,7% опрошенных школьников выбирают традиционное обучение, 41,4% -смешанное обучение (обучение с участием учителя и онлайн обучение), а 12,9% -дистанционное.

3 блок. Цифровая трансформация общего образования и возможные риски ее реализации. В контексте нашего исследования важным нам представляется установить отношение участников опроса к утверждению «Применение цифровых технологий в образовательном процессе способствует повышению качества образования». 28,9% опрошенных полностью согласны с данным утверждением, 21,8% в основном согласны, 28,9% согласны частично, 7,7% в основном не согласны, 4,9% полностью не согласны, а 7,7% затруднились ответить.

Существенной составляющей цифровой трансформации образования является интерес учащихся к освоению новых цифровых технологий. 10% участников опроса демонстрируют низкий уровень интереса к освоению новых цифровых технологий; 34,1% - средний уровень и 56,1% - высокий уровень интереса.

Современные родители, как правило, принимают достаточно активное участие в школьной жизни детей. Именно к ним, в первую очередь, обращаются школьники в случае затруднений выполнения заданий, связанных с применением цифровых технологий. Полученные данные показывают, что у 38,5% участников опроса родители при необходимости могут оказать помощь в выполнении таких заданий, у 42,7% - иногда могут помочь, а у 18,8% - не могут помочь.

Мы попросили участников опроса оценить уровень владения цифровыми технологиями педагогов школы, в которой они учатся. 42,9% опрошенных считают его высоким или довольно высоким, 35,9% - средним, 11,2% - довольно низким или низким, а 9,9% затруднились ответить на этот вопрос.

Учитывая вышесказанное, мы предложили участникам опроса провести самооценку, указав свой уровень владения цифровыми технологиями. 50,4% участников опроса оценивают свой уровень владения цифровыми технологиями, как высокий или довольно высокий, 42%, отметили, что он находится на среднем уровне, 5,6% оценили его, как довольно низкий или низкий, а 2,1% опрошенных затруднились с ответом.

Мы предложили участникам опроса указать положительные стороны применения цифровых технологий в образовании и ранжировали полученные ответы. На первом месте находится ответ «дают возможность самостоятельно изучать то, что интересно», его выбрали 51,4% участников опроса, на втором -«развивают самостоятельность обучающегося», его выбрали 50% опрошенных, на третьем находится утверждение «способствуют повышению уровня знаний, необходимых в современной жизни», его выбрали 48,6% опрашиваемых, на четвертом - «позволяют экономить время» - 45,7%, на пятом - «помогают быстрее осваивать учебный материал» - 39,3% выбрали участников опроса, на шестом месте ответ «повышают интерес к учебе», его выбрали 35% респондентов. Также участниками опроса были даны и свои варианты ответов: 1,4% отметили, что цифровые технологии очень удобные, а 0,7% респондентов указали, что положительных сторон нет.

55

Наряду с положительными мы предложили участникам опроса указать и отрицательные стороны применения цифровых технологий в образовании. Мы вновь ранжировали полученные результаты опроса. На первом месте находится ответ «снижают количество «живого» общения», его выбрали 48,6% респондентов, на втором месте ответ «негативно влияют на состояние здоровья обучающихся и педагогов» - выбрали 39,1% участников опроса, на третьем месте ответ «повышают утомляемость от учебы» - выбрали 34,8% опрашиваемых, на четвертом - «не позволяют адекватно оценивать успеваемость ученика» - 27,5%, на пятом -«повышают учебную нагрузку учащихся» - 21,7%, на шестом - «снижают интерес к обучению» - этот вариант ответа выбрали 19,6% участников опроса, на седьмом -ответ «позволяют формально относиться к выполнению заданий», его указали 18,1% респондентов, на восьмом месте ответ «отрицательных сторон нет», предложенный респондентами самостоятельно, его указали 2,1% опрошенных.

4 блок. Средства дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса как инструмент цифровой трансформации среднего общего образования. В современной образовательной ситуации многие учащиеся прибегают к помощи социальных сетей для получения и отправки учебных заданий, общения с учителями и одноклассниками. Мы включили в опросник вопрос, позволяющий проанализировать этот способ коммуникации среди респондентов. К полученным результатам было применено ранжирование по частоте использования тех или иных социальных сетей из перечня, предложенного нами. Опросник также предполагал и свои варианты ответов. Наиболее популярной для общения социальной сетью у участников опроса является «В контакте» - 64,3%, на втором месте находится Instagram - 46,9%, на третьем месте Tik-tok - 42,7% респондентов выбрали его, на четвертом месте - Telegram - 32,2%, на пятом - Whats App - его выбрали 5,6% участников опроса, на шестом месте оказались участники опроса, которые вообще не пользуются социальными сетями - 6,3%, на седьмом - Twitter -3,5% опрошенных, на восьмом месте - Facebook - 2,1%, и на девятом месте -YouTube его выбрали 0,7% опрошенных.

Определенный интерес в рамках нашего исследования представляет использование участниками опроса электронной почты и мессенджеров для общения с учителями, отправки заданий и информации. 13,4% участников опроса постоянно использует электронную почту и мессенджеры для общения с учителями, получения и отправки заданий и информации. 19% делает это часто, 26,8% - время от времени, 33,8% - изредка, 7% указали, что вообще никогда не пользовался электронной почтой и мессенджерами для общения с учителями.

Для исследования важна частота использования участниками опроса социальных сетей для общения с учителями, получения и отправки заданий. 10,5% участников опроса постоянно используют социальные сети для общения с учителями, получения и отправки заданий, 25,2% делают это часто, 32,9% - время от времени, 22,4% - изредка, а 9,1% вообще не пользуются социальными сетями в таких целях.

5 блок. Роль цифровых технологий в жизни учащихся общеобразовательных организаций. Определенный интерес, в рамках данного

56

исследования, представляет связь интересов и увлечений участников опроса с цифровыми технологиями. У 19,9% респондентов интересы и увлечения полностью связаны с цифровыми технологиями, у 35,5% - в основном связаны, у 34,8% -частично связаны, а у 9,9% - вообще не связаны.

Значимой составляющей мотивации школьников к освоению ИКТ является их представление о связи их будущей профессиональной деятельности с умением применять цифровые технологии. 43,3% участников опроса считает, что их будущая профессиональная деятельность будет связана с умением применять цифровые технологии, 40,4% респондентов выбрали ответ «иногда», 11,3% - «очень редко», а 5% считает, что их будущая профессия вообще не будет связана с цифровыми технологиями.

В контексте данного исследования нами был учтен фактор влияния цифровых технологий на участников опроса в ситуации сложного нравственного выбора. Является ли в таком случае Интернет для школьников более авторитетным источником, чем семья или педагоги? Отвечая на вопрос «К кому Вы обратитесь за советом и помощью в ситуации сложного нравственного выбора?», респонденты поставили на первое место членов семьи - 53,1%, на второе - самостоятельный выбор решения - 47,6%, на третье - друзей - 32,2%, на четвертое - вариант ответа «погуглю», предполагающий поиск решения в сети Интернет - 16,8%, на пятое -педагога - 11,9%, на шестое - обращение к социальному сообществу в сети Интернет - 11,2%, а 0,7% опрошенных, отметили, что в их жизни нет ситуаций сложного нравственного выбора.

Важную роль в жизни школьника играет выбор досуга. Для полноты представления о значимости для респондентов цифровых технологий, мы включили вопрос, касающийся их связи с досуговыми предпочтениями участников опроса. Анализ полученных данных показывает, что досуговый спектр респондентов достаточно широк. Мы ранжировали полученные результаты: на первом месте ответ «встречаюсь и общаюсь с друзьями», его выбрали 73,6% опрошенных, на втором -«смотрю фильмы, сериалы» - 51,4% респондентов, на третьем - «общаюсь в социальных сетях» - 45,1% участников опроса, на четвертом «изучаю интересную для меня информацию в сети Интернет» - 29,9% опрошенных, на пятом месте «Читаю художественную литературу» - так ответили 18,8% участников опроса, на шестом месте сгруппированы различные варианты ответов, которые были предложены респондентами «играю в игры», «гуляю», «изучаю новое», «рисую», «бегаю», «слушаю музыку», эти ответы выбрали по 0,7% отвечающих.

ВЫВОДЫ

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы, соотнесенные с материалами федерального проекта «Цифровая школа» и стратегии «Цифровая трансформация образования».

Учащиеся осуществляют учебную деятельность, как в школе, так и дома. Поэтому в данный раздел опроса нами были включены вопросы, комплексно освещающие организационно-технические условия их учебной деятельности. Федеральный проект «Цифровая школа» предусматривает обеспечение Интернет

57

соединения в каждую общеобразовательную организацию с минимальной скоростью соединения 10 Мбит/с с предоставлением гарантированного трафика общеобразовательным организациям, т.е. гарантированный доступ всех обучающихся в общеобразовательных организациях на территории всех субъектов Российской Федерации. О доступности Интернета для выполнения обучающимися домашних заданий и об обеспеченности школьников компьютерами или ноутбуками в данном документе речь не идет.

Результаты проведенного исследования показали, что дома у большинства опрошенных проводной тип Интернет-соединения или мобильный Интернет с высоким или средним уровнем качества соединения, но подавляющее количество участников опроса используют для выполнения учебных заданий, требующих выхода в Интернет или применения компьютерных программ, телефон или смартфон, что существенно снижает возможности выполнения учебных действий.

При этом в школе у большинства опрошенных средний или высокий уровень качества Интернет-соединения, т.е. проблемной зоной, с точки зрения школьников, является не столько Интернет, сколько недостаточная техническая оснащенность учебного процесса.

Федеральный проект «Цифровая школа» предусматривает утверждение Стандарта (целевой модели) создания и функционирования, информационного наполнения сайтов и иных информационных систем образовательных организаций. В паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования» сказано, что для решения комплекса задач, связанных с предоставлением педагогическим работникам и обучающимся доступа к верифицированному цифровому образовательному контенту и образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации, создана открытая информационно-образовательная среда «Российская электронная школа» (РЭШ), разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы. При этом обозначен ряд актуальных проблем, связанных с использованием данного образовательного ресурса.

Исследование показало, что большая часть участников опроса используют в учебном процессе печатные издания учебников и методических пособий, но обучающие сайты также играют значимую роль в учебном процессе. При этом более 50% респондентов отметили, что качество разработки заданий и удобство пользования обучающими сайтами нуждается в пересмотре и улучшении.

Большинство участников опроса при выполнении домашних заданий используют программу Microsoft Word, более 30% респондентов используют программы Microsoft PowerPoint и Microsoft Excel. При этом более 6% отметили, что не умеют пользоваться компьютерными программами.

Федеральный проект «Цифровая школа» предполагает обновление содержания и технологии преподавания уроков «Информатика», что позволит актуализировать знания, умения и навыки, получаемые обучающимися в рамках этой дисциплины, а также выявить уровень владения данными компетенциями.

58

Мы установили, что ведущую роль в освоении компьютерных программ, необходимых для выполнения учебных заданий, играет самообразование. Вклад занятий на уроках информатики в эту сферу составляет всего 21,7%.

Опрос учащихся показал, что дистанционное обучение не является для современных школьников приоритетным, большинство предпочитает традиционное или смешанное обучение.

Федеральный проект «Цифровая школа» направлен на создание системы всеобщей мотивации обучения цифровым технологиям.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что более 70% участников опроса полностью или частично согласны с тем, что применение цифровых технологий в образовательном процессе способствует повышению качества образования.

Более 90% демонстрируют высокий или средний уровень интереса к освоению новых цифровых технологий.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает формирование у школьников умения «использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности» [21].

Проведенный опрос показал, что более 50% участников опроса свой уровень владения цифровыми технологиями оценивают, как высокий или довольно высокий.

Стратегия «Цифровая трансформация образования» предусматривает разработку проактивного сервиса «Цифровой помощник родителя», который создаст комплексные возможности для организации образовательной жизнедеятельности ребенка. Его полная реализация запланирована к концу 2030 года.

На сегодняшний день школьники отмечают, что только около 40% родителей могут при необходимости оказать им полноценную помощь в выполнении заданий, связанных с применением цифровых технологий, т.е. большая часть респондентов решает возникающие проблемные ситуации самостоятельно.

Стратегия «Цифровая трансформация образования» также включает в себя разработку сервиса «Цифровой помощник учителя» с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта. Его актуальность очевидна, т.к. только более 40% опрошенных считают уровень владения цифровыми технологиями педагогов школы, в которой они учатся, высоким или довольно высоким.

Оценивая положительные стороны применения цифровых технологий в образовании, большинство респондентов (от 35% до 50%) считают наиболее значимым то, что данные технологии развивают самостоятельность обучающегося, способствуют повышению уровня знаний, необходимых в современной жизни и позволяют экономить время, повышая интерес к учебе.

Рассматривая отрицательные стороны применения цифровых технологий в образовании, большинство респондентов (от 34% до 48%) отметили, что данные технологии снижают количество «живого» общения, негативно влияют на

59

состояние здоровья обучающихся и педагогов, повышают утомляемость от учебы. При этом ни Федеральный проект «Цифровая школа», ни стратегия «Цифровая трансформация образования» вопросы здоровьесбережения обучающихся и педагогов в контексте цифровизации образования не рассматривают.

Участники опроса, являясь активными пользователями социальных сетей, отметили, что наиболее популярной для общения социальной сетью для них является «В контакте», на втором месте по популярности находится «Instagram», на третьем месте «Лк-юк».

При этом более 68% участников опроса постоянно или достаточно часто использует социальные сети для общения с учителями, получения и отправки заданий, а более 59% участников опроса в этих же целях используют электронную почту и мессенджеры.

Анализ федерального проекта «Цифровая школа» и стратегии «Цифровая трансформация образования» показал, что такому значимому аспекту образования, как воспитание в условиях цифровой трансформации, внимание в них практически не уделено. В то время как все больше внимания привлекает к себе проблема воспитательного воздействия Интернет-источников и цифровых технологий на личность учащихся.

Результаты проведенного исследования показали, что у более 90% респондентов интересы и увлечения связаны с цифровыми технологиями.

Более 80% участников опроса считает, что их будущая профессиональная деятельность будет связана с умением применять цифровые технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школьники, принимавшие участие в опросе, указали, что в ситуации сложного нравственного выбора они в первую очередь обратятся за советом к членам семьи, многие готовы решать подобные ситуации самостоятельно или обратиться за помощью к друзьям. Искать решение в сети Интернет планируют только около 17% респондентов, т.е. влияние цифровых технологий на духовно-нравственную сферу участников опроса не является достаточно выраженным.

В большей степени такое влияние ощущается в сфере досуга, где на третьем по популярности месте стоит общение в социальных сетях (более 45%), а на четвертом изучение интересной для респондентов информации в сети Интернет. В тоже время, следует отметить, что лидирующие позиции в качестве способа проведения свободного времени занимают живое общение с друзьями (более 70%) и просмотр кинофильмов и сериалов (более 50%). Особого внимания заслуживает то, что только около 30% опрошенных в свободное время читают художественную литературу.

По итогам проведенного опроса старшеклассников выявлен ряд следующих актуальных образовательных потребностей:

- потребность в технической обеспеченности учебного процесса для занятий в школе и дома;

- потребность в повышении качества разработки заданий и удобства использования электронных образовательных ресурсов;

- потребность в повышении уровня владения цифровыми технологиями, в том числе на уроках информатики;

60

- потребность в «живом общении» с субъектами образовательного процесса;

- потребность в повышении самостоятельности обучающегося;

- потребность в повышении уровня здоровьесбережения обучающихся в образовательном процессе.

Следовательно, для успешной цифровой трансформации общего образования следует сформулировать ряд рекомендаций:

1. Обеспечить субъектов образовательного процесса необходимым компьютерным и телекоммуникационным оборудованием с высокоскоростным доступом к сети Интернет.

2. Доработать и совершенствовать задания и материалы, размещенные на электронных образовательных ресурсах (РЭШ, ЯКласс, РешуЕГЭ и т.п.), провести их экспертную оценку и только после этого рекомендовать их к использованию в образовательном процессе.

3. Пересмотреть содержание школьной учебной программы по информатике, включив в нее достаточное количество занятий, направленных на овладение учащимися цифровыми технологиями, необходимыми им для выполнения учебных заданий по различным дисциплинам.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследовании, подтвердили необходимость сбора и оценки фактического материала, позволяющего выявить образовательные потребности обучающихся, возникающие в условиях цифровой трансформации.

Список литературы

1. Паспорт федерального проекта «Цифровая школа» [электронное издание]. - Режим доступа: https://new.avo.ru/documents/33446/Ш6658/Цифровая+школа.pdf/82453653-bbcc-3356-ffdf-04b00193c783

2. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» [электронное издание]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/images/d/d3/Паспорт_Стратегии_ЦТО.pdf

3. Иванова С. Цифровизация в системе школьного образования России / С. Иванова [электронное издание]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/cifrovizaciia-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniia-rossii-5d469c581 e8e3f00adc9c05f

4. Образовательные потребности / Словарь терминов по общей и социальной педагогике. [электронное издание]. - Режим доступа: https://social_pedagogy.academic.ru/415/Образовательные_потребности

5. Гавриленко Л. С. «Образовательные потребности»: теоретический анализ понятия / Л. С. Гавриленко, В. Б. Чупина, Т. И. Тарасова [электронное издание] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=25480

6. Василенко Н. В. Образовательные потребности и их формирование в экономике знаний / Н. В. Василенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3 (часть 1). -С. 33-34.

7. Санько А. М. Средства обучения в условиях цифровизации образования: учебное пособие / А. М. Санько. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 100 с.

8. Zdenko K. Is Machine Learning Real Learning? / K. Zdenko [электронное издание] // Center for Educational Policy Studies Journal. - Vol. 9. - № 3. - 2019. - Р. 11-23.

9. IviC I. Printed and Digital Media: Printed and Digital Textbooks / I. Ivic [электронное издание] // Center for Educational Policy Studies Journal. - Vol. 9. - № 3. - 2019. - Р. 25-49.

61

10. Орешкина А. К. Методологический аспект цифровизации в системе непрерывного образования / А. К. Орешкина [электронное издание] // Мир науки. - 2018. - № 5. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN518.pdf

11. Дмитриев Д. С. Ретроспективный анализ формирования электронного обучения в теории и практике образования / Д. С. Дмитриев, Д. С. Дмитриева [электронное издание] // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессионализм педагога: психолого-педагогическое сопровождение успешной карьеры», 21-23 октября 2020 г. SHS Web of Conferences. Том 87 (ICTP 2020), Ялта. Режим доступа: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00014/ shsconf_ictp2020_00014.html

12. Аксенов С. И. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения / С. И. Аксенов, Р. У. Арифулина, О. А. Катушенко, Т. Н. Сергеева, Л. В. Романовская // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 1 (49). - С. 24-43.

13. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под редакцией А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.

14. Стрелкова И. А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования / И. А. Стрелкова [электронное издание] // Социальные новации и социальные науки. - Москва: ИНИОН РАН, 2021. - № 1. - С. 96-106. - Режим доступа: https://sns-journal.ru/ru/archive/

15. Виниченко М. В. Характер влияния цифровизации и искусственного интеллекта на социокультурную среду и образование в условиях пандемии: взгляды студентов поколения Z России и Словакии / М. В. Виниченко, Г. Ю. Никипорец-Такигава, Н. В. Ляпунова, О. Л. Чуланова, П. Караксони // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). - С. 26-42.

16. Климов А. А. Влияние цифровизации на систему профессионального образования / А. А. Климов, Е. Ю. Заречкин, В. П. Куприяновский // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 468-476.

17. Фролова Е. В. Специфика восприятия студентами процессов цифровизации образования: осмысление опыта онлайн-обучения в условиях пандемии / Е. В. Фролова, О. В. Рогач // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). - С. 43-54.

18. Цифровизация как драйвер роста науки и образования: [монография / Аюпова Г. Т. и др.]; Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. - 262 с.

19. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А. А. Вербицкий [электронное издание] // Ното Сyberus. - 2019. - № 1(6). - Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019

20. Чоросова О. М. Отчет реализации промежуточного этапа проекта № 19-29-14030 «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» (19-29-14030 мк РФФИ) / О. М. Чоросова, Г. С. Соломонова, Р. Е. Герасимова, Г. Ю. Протодьяконова, Р. Р. Аетдинова, А. З. Алексеева и др.: Препринт. - Якутск, 2020. - 204 с.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) [электронное издание]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/

EDUCATIONAL NEEDS THAT ARISE AMONG STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF GENERAL EDUCATION

Galustov R. A., Gerlakh I. V. *, Egizaryants M. N., Kopchenko I. E., Tvelova I. A., Khlopkova V. M.

Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russian Federation

E-mail: [email protected] *

The process of digitalization of Russian school education, its implementation forms new challenges for the educational system and new educational needs for students. These needs act as an indicator of the level of readiness of the individual and society for

62

important social changes. In the context of the study, they can be defined as the need for certain knowledge and skills in the field of ICT competencies, activities related to their application, innovative forms of personal education.

In this study, we are talking about specific educational needs that arise among students in the conditions of digitalization of general education. Such needs can be defined as the need for certain knowledge and skills in the field of ICT competencies, activities related to their application, innovative forms of personal education.

In the course of the study of the educational needs of students in the conditions of digital transformation, a survey was conducted among students of general education organizations of the Krasnodar Territory (292 people).

The results obtained during the survey are grouped in the article into 5 blocks: organizational and technical conditions of students ' educational activities as a source of educational needs that arise in students under the conditions of digital transformation; distance education as a direction of digital transformation of general education; digital transformation of general education and possible risks of its implementation; means of remote interaction of subjects of the educational process as a tool for digital transformation of secondary general education; the role of digital technologies in the life of students of general education organizations.

The study showed that students have a number of educational needs that have arisen in the conditions of digital transformation: the need for technical support of the educational process for classes at school and at home; the need to improve the quality of task development and ease of use of electronic educational resources; the need to master computer programs necessary for educational activities, including computer science lessons, to increase the level of digital technology proficiency; the need for "live communication" with the subjects of the educational process; the need to increase the independence of the student; the need to increase the level of health saving of students in the educational process.

For the successful digital transformation of general education, the authors formulated a number of recommendations related to improving the quality of technical support for the educational process, improving tasks and materials posted on electronic educational resources, revising the content of the school curriculum in computer science.

Keywords: educational needs of students, digital transformation of education, distance education, information and communication technologies, social networks, leisure, moral choice.

References

1. Passport of the federal project "Digital School" [electronic edition]. - access mode: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/UH$poBaa+school.pdf/82453653-bbcc-3356-ffdf-04b00193c783

2. Passport of the strategy "Digital transformation of education" [electronic edition]. - access mode: https://www.tadviser.ru/images/d/d3/nacnopT_CTpaTeraH_U,TO.pdf

3. Ivanova S., Digitalization in the school education system of Russia [electronic edition]. - access mode: https://zen.yandex.ru/media/digitalteacher/cifrovizaciia-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniia-rossii-5d469c581e8e3f00adc9c05f

63

4. Educational needs / Dictionary of terms on general and social pedagogy [electronic edition]. - access mode: https://social_pedagogy.academic.ru/415/06pa30BaremHLie_n0Tpe6H0CTH

5. Gavrilenko L.S., Chupina V.B., Tarasova T.I., "Educational needs": a theoretical analysis of the concept, Modern problems of science and education, 6 (2016) [electronic edition]. - access mode: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=25480

6. Vasilenko N.V., Educational needs and their formation in the knowledge economy, International Journal of Experimental Education, 3 (part 1), 33 (2016).

7. Sanko A.M., Learning tools in the conditions of digitalization of education: a textbook, Samara University Publishing House, 100 (Samara, 2020).

8. Kodelja Z., Is Machine Learning Real Learning? Center for Educational Policy Studies Journal, 9, 3, 11 (2019).

9. Ivic I., Printed and Digital Media: Printed and Digital Textbooks, Center for Educational Policy Studies Journal, 9, 3, 25 (2019).

10. Oreshkina A.K., Methodological aspect of digitalization in the system of continuing education, The world of science, 5 (2018). [electronic edition]. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN518.pdf

11. Dmitriev D.S., Dmitrieva D.S., A retrospective analysis of the formation of e-learning in the theory and practice of education, Materials of the International scientific and practical Conference "Teacher's professionalism: psychological and pedagogical support of a successful career", Vol. 87 (Yalta, 2020) [electronic edition] - access mode: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ ictp2020_00014/shsconf_ictp2020_00014.html

12. Aksenov S.I., Arifulina R.U., Katushenko O.A., Sergeeva T.N., Romanovskaya L.V., Digital transformation of the educational space: new tools and technological solutions, Prospects of science and education, 1 (49), 24 (2021).

13. Difficulties and prospects of digital transformation of education, Edited by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. Publishing House of the Higher School of Economics, 344 p. (Moscow, 2019).

14. Strelkova I.A., Actual aspects of digitalization of Russian education, Social innovations and social sciences. INION RAS, 1, 96 (Moscow, 2021) [elect. edition] - access mode: https://sns-journal.ru/ru/archive/

15. Vinichenko M.V., Nikiporets-Takigawa G.Yu., Lyapunova N.V., Chulanova O.L., Karaksoni P., The nature of the influence of digitalization and artificial intelligence on the socio-cultural environment and education in the conditions of a pandemic: the views of students of generation Z of Russia and Slovakia, Prospects of science and education, 3 (51), 26 (2021).

16. Klimov A.A., Zarechkin E.Yu., Kupriyanovsky V.P., The influence of digitalization on the system of vocational education, Modern information technologies and IT education, 15, 2, 468 (2019).

17. Frolova E.V., Rogach O.V., The specifics of students ' perception of the processes of digitalization of education: understanding the experience of online learning in a pandemic, Prospects of science and education, 3 (51), 43 (2021).

18. Digitalization as a driver of the growth of science and education: [monograph, Ayupova G. T. et al.], ICNP "New Science", 262 p. (Petrozavodsk, 2020).

19. Verbitsky A.A., Digital learning: problems, risks and prospects, Nomo Syberus, 1(6) (2019) [electronic edition]. - access mode: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019

20. Chorosova O.M., Solomonova G.S., Gerasimova R.E., Protodyakonova G.Yu., Aetdinova R.R., Alekseeva A.Z., etc. Report on the implementation of the intermediate stage of the project No. 19-29-14030 "Cognitive models and algorithms for the formation of digital competence of a teacher in the conditions of digitalization of general education" (19-29-14030 mc RFBR), Preprint, 204 p. (Yakutsk, 2020).

21. Federal State Educational Standard of secondary general Education (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 413 of May 17, 2012) [electronic edition]. - access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088902/

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.