Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГАЙДЖЕТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамчанинова Наталия Витальевна, Шкуропий Константин Викторович, Белоус Ольга Валерьевна

В XXI веке одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальную стабильность, рост экономики и развитие общественных институтов, является образование. Современной Россией обозначена необходимость обновления основных приоритетов в системе образования в соответствии с мировыми тенденциями, что и запустило механизм трансформации существующей системы. Неизбежно, цифровизация приведет к трансформации рынка образовательных услуг. Основными игроками станут представители цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамчанинова Наталия Витальевна, Шкуропий Константин Викторович, Белоус Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF GENERAL EDUCATION IN THE PERCEPTION OF STUDENTS: PROBLEMS AND SEARCH FOR THEIR SOLUTIONS

In the 21-st century, one of the most important factors ensuring social stability, economic growth and the development of public institutions is education. Modern Russia has identified the need to update the main priorities in the education system in accordance with global trends, which triggered the transformation mechanism of the existing system. Inevitably, digitalization will lead to the transformation of the educational services market. The main players will be representatives of the digital educational environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 316

DOI 10.23672/k7383-2247-1169-v

Крамчанинова Наталия Витальевна

доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных дисциплин, руководитель практики, Армавирский государственный педагогический университет, член Российского общества социологов 280408@mail.ru

Шкуропий Константин Викторович

доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, Армавирский государственный педагогический университет konsshk@rambler.ru

Белоус Ольга Валерьевна

доцент кафедры социальной специальной педагогики и психологии, Армавирский государственный педагогический университет belous_a@inbox.ru

Natalia V. Kramchaninova

Associate Professor of Philosophy,

Law and Social and Humanitarian Disciplines,

Practice Manager,

Armavir State Pedagogical University, Member of the Russian Society of Sociologists 280408@mail.ru

Konstantin V. Shkuropiy

Associate Professor of Theory,

History of Pedagogy

and Educational Practices,

Armavir State

Pedagogical University

konsshk@rambler.ru

Olga V. Belous

Associate Professor of Social Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University belous_a@inbox.ru

Цифровизация общего

образования в восприятии обучающихся: проблемы и поиски их решения

Digitalization of general

education in the perception

of students: problems

and search for their solutions

Аннотация. В XXI веке одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальную стабильность, рост экономики и развитие общественных институтов, является образование. Современной Россией обозначена необходимость обновления основных приоритетов в системе образования в соответствии с мировыми тенденциями, что и запустило механизм трансформации существующей системы. Неизбежно, цифровизация приведет к трансформации рынка образовательных услуг. Основными игроками станут представители цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: цифровизация, трансформация, обучающиеся, ценность, социальная реальность, цифровая эпоха, образование, гайджетизация, цифровые технологии.

Annotation. In the 21-st century, one of the most important factors ensuring social stability, economic growth and the development of public institutions is education. Modern Russia has identified the need to update the main priorities in the education system in accordance with global trends, which triggered the transformation mechanism of the existing system. Inevitably, digitalization will lead to the transformation of the educational services market. The main players will be representatives of the digital educational environment.

Keywords: digitalization, transformation, learners, value, social reality, digital age, education, gaygetiza-tion, digital technologies.

Важную роль в жизни современного человека и благоприятном развитии общества играет система человеческих ценностей. Стоит отметить, что система традиционных ценностей претерпела значительную трансформацию. В эпоху расцвета современных технологий серьезное влияние на её изменение оказывает цифровизация. Для достоверности исследования в статье представлены материалы социологического

исследования, которое было проведено специалистами университета [1].

Прежде чем мы рассмотрим степень влияния, которое оказывает процесс цифровизации на систему ценностей современного человека, обратимся к пониманию слова «ценность». Данный термин имеет большое количество значений.

По мнению ряда социологов, ценности являются основой ядра, как личности, так и организации, а также влияют на социальную активность человека, его поведение, социальные отношения и самовосприятие. По утверждению специалистов Е.С. Садовой, В.А. Сауткиной, А.Р. Зенкова, среда обитания человека, а также - цель человеческого существования меняется под влиянием технологий, культурных сдвигов и экономических потрясений [2].

Понятие, которое используется в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также - абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому как эталон должного, называется ценностями. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект.

Индивидуальная система ценностей всегда связана с ценностями, присущими обществу.

В работе «Формирование новой социальной реальности: технологические вызовы» утверждается, что экономическое развитие, культурные и политические сдвиги взаимосвязаны и идут рука об руку с преобразованием человеческого восприятия, человеческих норм и ценностей [3].

В современных постиндустриальных обществах светско-рациональная система ценностей резко противопоставляется традиционным. Отмечается, что люди с ценностными установками подобного рода уделяют значительно меньше внимания религии и традиционным семейным ценностям.

Система ценностей - понятие «теория ценностей», обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе. Человек и общество опираются на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

Цифровая эпоха, в которой мы живем, отличается от других исторических периодов. Доказано, что массовая цифровизация нашей жизни заставляет людей адаптироваться к новой реальности [1].

Цифровизация - это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.п. Это явление вызвано стремительным развитием информационных технологий, микроэлектроники и коммуникаций в большинстве стран мира.

Необходимо сказать, что за последнее десятилетие трансформация системы российского образования в условиях цифрового пространства вполне согласуется с основными направлениями реформирования систем образования в большинстве стран мира. Ограниченный доступ к

цифровым технологиям работников образования вызывал скептицизм по поводу использования компьютеров и сдерживал процессы гаджетиза-ции школы. Для достижения глобальных целей перехода к новым социальным процессам необходимо менять стиль мышления, стиль управления и организации работ. Социологические исследования последних лет показали, что в новых условиях цифрового пространства различные группы населения имеют пробелы в овладении информационными технологиями - это говорит о том, что отсутствуют предпосылки оптимального использования процессов цифровизации в условиях образовательного пространства. Необходимо учитывать, что и процесс адаптации к новым условиям внедрения в образовательный процесс дистанционных технологий имеет достаточно сложный характер, так как имеющаяся практика работы в условиях дистанционного образования в 2020 году показала, что не все члены общества готовы к цифровизации, что отражается на их психоэмоциональном состоянии [4].

Можно отметить, что изменения образовательного пространства связаны не только с полной «интернетизацией»-«компьютеризацией» и переходом на новые образовательные стандарты, а и с тем, что ведущим ценностно-ориентированным условием освоения цифрового мира становится неограниченный доступ к информационно-коммуникационным технологиям и цифровым ресурсам. Организаторы образовательных услуг, а именно, педагоги и специалисты школ, вынуждены были динамично погрузиться в процесс «цифрового мышления».

Внедрение новых технологий в образовательный процесс должно способствовать эффективной трансформации образования и способствовать решению определенных профессиональных задач. «Цифровизация» представляет собой вызов для системы образования, ведь от того, как будет протекать формирование здоровой личности в условиях виртуального ресурса, зависит состояние ценностной сферы человека [1].

В рамках исследования авторами статьи был проведен социологический опрос по современным ценностям в цифровую эпоху. В опросе приняли участие три группы респондентов из различных регионов РФ:

1. «Ученики»;

2. «Учителя»;

3. «Родители».

Всего в исследовании приняли участие 3247 респондентов. Наибольшее число респондентов было представлено в группе «Ученики», их число составило 1839 человек.

В начале опроса всем респондентам из категории «Родители» и «Учителя» было предложено выбрать пять ценностей, которые считают наиболее важными. Далее отвечающим было предложено ответить на вопрос, важно ли коллегам иметь схожие ценности. В конце опроса отвечающим было предложено выбрать пять ценностей, которые

они могли бы назвать типичными для цифровой эпохи. Интересно, что результатом данного опроса стало то, что, хотя опрошенные считают семью одной из самых важных ценностей, они не верят, что эта ценность будет так же важна в цифровую эпоху. Таким образом, была сделана

оценка того, останутся ли классические ценности неизменными или станут недоступными для человека в цифровую эпоху.

В опросе для родителей одним из вопросов было следующее:

Рисунок 1 - Вопрос из анкеты «Для родителей»

Результаты вопроса показали, что многие родители столкнулись с реальными проблемами во взаимоотношениях со своими детьми/ребёнком связанных с цифровизацией.

Ещё одной из тенденций, которая была выявлена на основании опроса стали следующие результаты, социальные сети всё больше влияют на формирование мнения людей по определённым вопросам жизни, что демонстрирует явное влияние цифровизации на формирование системы современных ценностей.

|—46 (7,1 %} -44 [6,8 %) 50 100

Рисунок 2 - Вопрос из анкеты «Для родителей»

Массовая цифровизация нашей жизни заставляет людей адаптироваться к новой реальности [1]. В большинстве случаев, ключевым вызовом для различных обществ, является необходимость не просто адаптироваться, но адаптироваться быстро, чтобы иметь возможность удовлетворить новые социальные требования к цифровому взаимодействию, и в то же время быть в состоянии измениться самим для удовлетворения этих требований.

В вопросах, касающихся оценки возможностей владения цифровыми навыками для своего будущего 65 % школьников отметили, что достаточно владеют цифровыми технологиями. На вопрос: Как вы оцениваете «опасность», которую «цифровое общество» несет личному пространству человека? 54,4 % респондентов отметили, что имеется некоторая проблема с сохранением данных, но есть много возможностей себя обезопасить. Это одна из волнующих проблем современного общества является обеспечение безопасности

подростка в сети Интернет. Современные дети все больше времени проводят во «всемирной паутине», где они могут общаться в социальных сетях, играть в игры или готовить домашнее задание.

Длительное пребывание в социальных сетях может привести к синдрому дефицита внимания -неспособности концентрировать внимание на каком-либо моменте. Со временем, даже чтение любимой книги станет затруднительным, потому что мозг начинает «искать» поводы, чтобы переключиться на что-то другое. Надо сказать, что 31,2 % школьников отмечают, что Интернет пространство расширяет границы их свободы, что является ещё одной проблемой. Так как юные пользователи соцсетей не задумываются о простых правилах, они смело выкладывают подробную информацию о себе, с номером телефона и адресом, «чекинятся» везде, где бы они ни были, выкладывают массу личных фото.

Довольно часто подростки сталкиваются в сети с мошенниками, подвергаются травле, требованиям выполнять условия и угрозам. Из числа опрошенных респондентов 5,6 % сталкивались с «буллингом», травлей в интернете.

В современном мире ученик больше не привязан ни к учителю, ни к своей среде обитания. Цифровые коммуникационные технологии дают ему возможность выбирать, где и чему учиться, в какой

Литература:

1. Садовая Е.С. Формирование новой социаль-нойреальности: технологические вызовы / Е.С. Садовая, В.А. Сауткина, А.Р. Зенков. М. : ИМЭМО РАН, 2019. 190 с.

2. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. М. : Новое издательство, 2011. 464 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

3. Фактор А.М. Человеческие ценности в цифровую эпоху / А.М. Фактор, С.Г. Камолов, А.А. Ни-кандрова // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. Т. 6. № 2(21). С. 86-103.

4. Гпазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М. : Книжный мир, 2016. 186 с.

среде развиваться, в какую деятельность включаться.

Успех в этой новой, все больше цифровой системе образования определяется не только тем, насколько обучение адаптирует человека к текущему социально-экономическому укладу. Успех все больше зависит от способности адаптироваться постоянно, изменяться, эффективно осваивать новую деятельность и приобретать новые профессиональные качества.

Готовность общества и государства к предстоящим цифровым изменениям зависит от их готовности избежать отчужденности между аппаратом управления и гражданами. Необходимо обеспечить непрерывность передачи накопленных знаний и опыта. Именно поэтому, отношения между государством и гражданами должны быть основаны на доверии и ценностях [2].

Статья подготовлена по итогам этапа научного исследования «Российская система общего образования и практические рекомендации ее совершенствования в условиях цифровизации: динамика ценностных ориентаций, ожиданий, проблем различных групп населения», осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

Literature:

1. Sadovaya E.S. Formation of a new social reality: technological challenges / E.S. Sadovaya, V.A. Saut-kina, A.R. Zenkov. M. : IMEMO RAN, 2019. 190 p.

2. Inglehart R. Modernization, Cultural Change and Democracy: The Sequence of Human Development / R. Inglehart, K. Welzel. M. : New publishing house, 2011. 464 p. (Library of the Liberal Mission Foundation).

3. Factor A.M. Human values in the digital age / A.M. Factor, S.G. Kamolov, A.A. Nikandrova // Modeling, optimization and information technology. 2018. Vol. 6. № 2(21). P. 86-103.

4. Glazyev S.Yu. Economy of the future. Does Russia have a chance? M. : Knizhnyi mir, 2016. 186 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.