Научная статья на тему 'Система профессионально-значимых качеств в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя физической культуры'

Система профессионально-значимых качеств в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL EDUCATION TEACHER / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тупичкина Е. А., Катуржевская О. В.

В статье раскрыты основные качества преподавателя физической культуры, которые способствуют развитию высокого уровня профессиональной компактности. Все профессионально важные качества преподавателя физической культуры можно разделить на следующие группы: 1 группа нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт); 2 группа волевые, интеллектуальные, включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти); 3 группа двигательные (психомоторные). В статье подробно рассмотрены качества: ассертивность, педагогическая фасилитация, толерантность, флексибельность. В статье также выделены качества, которые наносят существенный вред преподавателю физической культуры: выраженная авторитарность, ригидность, завышенная или заниженная самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тупичкина Е. А., Катуржевская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MODERN TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

In the article the authors study the basic qualities of a teacher of physical culture, which contribute to the development of high professional level of compactness. All professionally important qualities of a teacher of physical culture can be divided into the following groups: group 1 moral, communicative (including pedagogical tact), group 2 strong-willed, intelligent, including perceptual, attention (quality focus), memory (memory), group 3 motor (psychomotor). The article covers in detail qualities: assertiveness, pedagogical facilitation, tolerance flexibility. The article also highlighted the qualities that cause significant harm to the teacher of physical culture: severe authoritarianism, rigidity, high or low self-esteem. The author explains the difference between pedagogical, didactic and communicative creativity.

Текст научной работы на тему «Система профессионально-значимых качеств в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя физической культуры»

Сам термин "мышление" в Толковом словаре русского языка трактуется как «высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [1]. Говоря языком философов, "мышление - это процесс творческого созидания новых идей, умение прогнозировать будущие события и действия". Психологический подход к пониманию сути термина «мышление» предполагает, что мыслительная деятельность может относиться только к человеку, который с помощью понятий устанавливает связи и отношения между познаваемыми феноменами.

Важную роль в формировании мышления личности отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский окружающей природе и природным объектам. Непосредственное наблюдение, изучение окружающей природы, по мнению педагога, составляют систематические тренировки мыслительной деятельности. Умения человека наблюдать, анализировать, прогнозировать, вырабатываемые в ходе познания окружающей природы, рождают привычку делать выводы, анализ, формируют логику рассуждений [2].

Известный российский психолог РС. Немов определял мышление как «высший познавательный процесс, который порождает новое знание и активную форму творческого отражения» [3, с. 51]. Другими словами, мышление - это преобразование человеком действительности, а сам мыслительный процесс можно понимать как действие или деятельность человека, направленные на разрешение определённой задачи.

Если говорить о формировании экологического мышления личности, то нужно отметить, что для экологического мышления немаловажное значение имеет направленность мыслительных операций человека на разрешение экологических задач или проблем, возникающих в результате потребительской политики человека.

Если перейти к пониманию экологического мышления, то уяснить его специфику можно только через термин "экология". В «Биологическом энциклопедическом словаре» термин «экология» определяют как науку о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой [4, с .99].

В толковом словаре «Охрана ландшафтов» экология трактуется следующим образом: с одной стороны, экология - наука, изучающая живые системы в их взаимодействии с окружающей средой обитания; с другой стороны, экология - это комплексная наука, соединяющая в себе данные естественных и общественных наук о природе, а также о взаимодействии, отношении её с обществом; данные отношения отражают практические проблемы взаимоотношений человека с природой [5]. Большое значение формированию экологического мышления и экологическому образованию придавал А.Г. Асмолов. В работе «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя» известный психолог определяет красную линию - «Учусь экологическому мышлению» - которая должна пронизывать всё содержание современного экологического образования [6, с. 56 - 59].

Библиографический список

Таким образом, для понимания экологического мышления большое значение имеет направленность мыслительных операций личности на разрешение экологических ситуаций или проблем, возникающих в результате потребительской политики человека к природе. Эффективное формирование экологического мышления предполагает усвоение студентами основных блоков знаний - о биологических системах, среде обитания (как часть природы, окружающая живой организм и с которой личность непосредственно взаимодействует) и взаимовлиянии факторов среды и систем.

Система экологических знаний вузовского уровня неразрывно связана с системой усвоения студентами приёмов экологического мышления. Усвоение экологических знаний об охране окружающей среды будет результативным, если студент грамотно интерпретирует причину катастрофических изменений в природе и способен делать прогноз результатов деятельности человека. Изучение студентами знаний современной экологии как комплексной науки предполагает овладение предметом биосферы земли во всех её функциях и формах проявления, охватывая и политико-экономические, и социально-правовые функции в ней человека, что обеспечит объективное и верное формирование экологического мышления в дальнейшем. Ряд авторов отмечают, что ядром понятия «экологическое мышление» являются причинно-следственные связи. Поэтому процесс формирования экологического мышления должен сопровождаться пониманием и осознанием студентами причинно-следственных отношений и зависимостей в современной экологической науке, а также осознанием ими внутренней связи между современными природными явлениями и процессами.

Заключая вышеизложенное, можно сделать вывод, что экологическое мышление личности предполагает её умение анализировать какую-либо экологическую проблему в многоаспектном социальном диапазоне с учётом приоритета общечеловеческих ценностей, синтезировать взаимоотношения, связи общества и природы в мировом, региональном и муниципальном масштабах, предугадывать, прогнозировать ближайшие и дальние последствия влияния человека на окружающую среду. Данный стиль экологического мышления будет способствовать выработке нестереотипных, оригинальных, творческих, вариативных решений, что очень важно при разрешении многочисленных экологических катастрофических ситуаций. Сформированное экологическое мышление будет способствовать принятию личностью оригинальных способов мышления; незаурядному видению проблемы; своеобразному высказыванию идей; устремлению к интеллектуальной новизне; собственным, личным решениям, отличающимся от других; способности видеть новые возможности. Экологическое мышление способно осмысленно организовывать и контролировать ход познавательной, научной деятельности; это деятельностный механизм разрешения экологических ситуаций и проблем, нахождение практического решения.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН. Москва: Азбуковник, 1999.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва. Ленинград: АПН РСФСР, 1958; Т.10.

3. Немов РС. Книга 2: Психология образования. Москва: «Просвещение», 1995.

4. Перешкольник С.А. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. Москва: Росмэн-Пресс, 2006.

5. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. Под редакцией В.С. Преображенского. Москва: Прогресс, 1982.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2011.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. RAN. Moskva: Azbukovnik, 1999.

2. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva. Leningrad: APN RSFSR, 1958; T.10.

3. Nemov R.S. Kniga 2: Psihologiya obrazovaniya. Moskva: «Prosveschenie», 1995.

4. Pereshkol'nik C.A. Biologiya. Sovremennaya illyustrirovannaya 'enciklopediya. Moskva: Rosm'en-Press, 2006.

5. Ohrana landshaftov. Tolkovyj slovar'. Pod redakciej V.S. Preobrazhenskogo. Moskva: Progress, 1982.

6. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. As-molova. Moskva: Prosveschenie, 2011.

Статья поступила в редакцию 06.04.15

УДК 378

Tupichkina Ye.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean of Faculty of Preschool and Elementary Education, Armavir State Pedagogical Academy (Armavir, Russia), E-mail: tupelena@yandex.ru

Katurzhevskaya O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of Educational Practice, Armavir State Pedagogical Academy (Armavir, Russia), E-mail: tupelena@yandex.ru

THE SYSTEM OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE MODERN TEACHER OF PHYSICAL CULTURE. In the article the authors study the basic qualities of a teacher of physical culture, which contribute to the development of high professional level of compactness. All professionally important qualities of a teacher of physical culture can be divided into the following groups: group 1 - moral, communicative (including pedagogical tact), group 2 - strong-willed, intelligent, including perceptual, attention (quality focus), memory (memory), group 3 - motor (psychomotor). The article covers in detail qualities: assertiveness, pedagogical facilitation, tolerance flexibility. The article also highlighted the qualities that cause significant harm to the teacher of physical culture: severe authoritarianism, rigidity, high or low self-esteem. The author explains the difference between pedagogical, didactic and communicative creativity. Key words: physical education teacher, professionally important qualities.

Е.А. Тупичкина, д-р пед. наук, проф., декан факультета дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, г. Армавир, Е-mail: tupelena@yandex.ru

О.В. Катуржевская, канд. пед. наук, доц. каф. теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирской государственной педагогической академии, г, Армавир, Е-mail: tupelena@yandex.ru

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрыты основные качества преподавателя физической культуры, которые способствуют развитию высокого уровня профессиональной компактности. Все профессионально важные качества преподавателя физической культуры можно разделить на следующие группы: 1 группа - нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт); 2 группа - волевые, интеллектуальные, включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти); 3 группа - двигательные (психомоторные). В статье подробно рассмотрены качества: ассертивность, педагогическая фасилитация, толерантность, флексибельность. В статье также выделены качества, которые наносят существенный вред преподавателю физической культуры: выраженная авторитарность, ригидность, завышенная или заниженная самооценка. Ключевые слова: преподаватель физической культуры, профессионально-значимые качества.

В настоящий момент для системы высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта характерны следующие черты: гуманизация и демократизация; направленность на освоение инновационных технологий как в сфере преподавания в условиях высшей школы, так и в сфере физической культуры и спорта. Но главное - это то, что происходит трансформация деятельности преподавателя, функция которого уже не сводится к передаче готовых знаний студентам и слушателям, а предполагает создание условий для их максимального личностного развития.

Все профессионально важные качества преподавателя физической культуры можно разделить на следующие группы:

1 группа: нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт),

2 группа: волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти),

3 группа: двигательные (психомоторные).

Не останавливаясь подробно на всех качествах, о важности которых справедливо заявляют исследователи Д.А. Петренко и С.Р Чеджемов [1-2], выделим те качества, которые определяют компетентность преподавателя физической культуры в контексте современных образовательных реалий и тенденций.

Прежде всего, хотелось бы выделить ассертивность (от англ. assert - утверждать). Преподаватель, которому свойственна ассертивность, осуществляет педагогическое общение, опирающееся на истинно гуманистические начала, в которых отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ас-сертивное поведение позволяет преподавателю: высказываться чётко и однозначно, поступать порядочно; разбираться в себе и в других; избегать манипулирования окружающими; действовать убедительно [3]. Тем самым в основе ассертивного поведения преподавателя находится: взаимное уважение, доброжелательная настойчивость, вежливая требовательность. В то же время, ассертивность - это ещё и адекватная оценка обстановки, своего поведения, путь к самореализации и саморазвитию. Мы считаем, что ассертивность является важным компонентом профессионализма преподавателя.

Фасилитация (от англ. facility - облегчать) - это способность преподавателя создавать благоприятную среду для максимального развития каждого студента. Феномен фасилитации возникает, когда преподаватель является для студентов и слушателей

авторитетным, референтным и признанным; владеет техниками и приёмами аттракции, эмпатийного слушания, конгруэнтного (адекватного и искреннего) самовыражения своего отношения к обучаемым [4]. В процессе педагогической деятельности происходит реализация фасилитационного подхода, если преподаватель:

• считает главной точкой опоры в педагогической деятельности собственное достоинство студентов;

• осознаёт широкую потенциальность студентов и способствует её самоактуализации;

• не является носителем «истины в последней инстанции», а выступает экспертом по вопросам, интересующим студентов, источником опыта;

• старается быть доступным для каждого;

• проявляет активность во взаимодействии и др.

Педагогическая фасилитация создаёт наилучшие условия

для реализации инновационных технологий в процессе преподавания физической культуры.

Безусловно, в современных социокультурных условиях важным качеством преподавателя физической культуры является толерантность. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости» (лат. - ^1егап^а - терпение). В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» претерпевала изменения. Мы, с учётом современных тенденций, под толерантностью понимаем, прежде всего, уважение к другим культурам, мнениям, позициям. А с учётом специфики физической культуры - уважение к студентам с различным уровнем физического развития и умение к каждому найти подход для совершенствования лично его физических качеств. При этом на занятиях со студентами и слушателями мы стараемся придерживаться следующих принципов: комплиментар-ности (дополнительности); континуума (взаимопроникновения); признания субъектной позиции (своей и другого); понимания взаимных интересов; сопоставления результатов взаимодействия.

Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Педагогическая креативность состоит из коммуникативной и дидактической. Коммуникативная креативность опирается на диалог и импровизацию. Дидактическая креативность включает в себя восприимчивость к интеллектуальным ценностям, а также

способность к новаторству. Составляющие коммуникативной и дидактической креативности являются основой педагогических способностей. Педагогические способности влияют на способность к педагогическому творчеству, которая, в свою очередь, развивает интуицию. На стыке интуиции, способности к педагогическому творчеству и общего интеллекта рождаются творческие свершения [5]. Творческие преподаватели физической культуры, искренне заинтересованные в успехах студентов в области физической культуры, сейчас очень востребованы, существует даже мнение, что от наличия таких преподавателей во многом зависит здоровье нации.

В современных условиях всё большее значение приобретает такое качество, как флексибельность (от англ. flexible - гибкий). Значение этого качества в буквальном смысле означает гибкость. В более широком смысле оно означает не только умение быстро приспосабливаться к новым условиям, но и способность к постоянному саморазвитию, без которой невозможно совершенствование мастерства современного преподавателя. Особенно это качество актуально в связи с процессами модернизации системы профессионального образования. Эти процессы потребуют от преподавателей пересмотра содержания реализуемых ими образовательных программ, формирование новых профессиональных позиций и компетенций.

Библиографический список

В связи с гуманизацией системы профессионального образования отметим ещё одно важное качество преподавателя -феликсологичность (от латинского felix - «счастливый», «несущий счастье», «приносящий счастье»). Мы считаем, что в свете гуманизации образовательной системы, преподаватель физической культуры должен служить олицетворением гармонии души и тела. Его деятельность должна быть направлена на создание «ситуаций успеха» для студентов на занятиях по физической культуре. Это очень важно, чтобы студенты, многие из которых сейчас не обладают выдающимися физическими качествами, не потеряли интереса к физической культуре, а, наоборот, осознали её важность в процессе гармоничного развития личности.

Хотелось бы также выделить те качества, которые наносят существенный вред преподавателю физической культуры: выраженная авторитарность, ригидность, завышенная или заниженная самооценка и др.

Резюмируя вышеизложенное, хотим подчеркнуть, что мы осветили лишь часть качеств, которые, на наш взгляд, должны формировать профессиональную компетентность современного преподавателя в связи с ведущими тенденциями в области высшего образования, однако, в совокупности их перечень достаточно широк и профессионально достаточно подробно изложен в психолого-педагогической литературе.

1. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46): 107 - 108.

2. Петренко Д.А., Чеджемов O.P. О необходимости интеграции российского и зарубежного опыта в организации профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров полиции по боевой и физической подготовке на основе компетентного подхода. Вестник Университета (ГУУ). 2014; 12: 70 - 75.

3. Коробкова Т.А. Ассертивность как вид педагогической коммуникации. Высокие технологии в педагогическом процессе: сборник научных трудов конференции. Нижний Новгород, 2000: 138 - 139.

4. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации. Образование и наука. 1999; 2.

5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. Москва, 2004.

References

1. Petrenko D.A. Opredelenie ponyatiya professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov dlya organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46): 107 - 108.

2. Petrenko D.A., Chedzhemov S.R. O neobhodimosti integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta v organizacii professional'noj podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrov policii po boevoj i fizicheskoj podgotovke na osnove kompetentnogo podhoda. Vestnik Universiteta (GUU). 2014; 12: 70 - 75.

3. Korobkova http://nature.web.ru/db/author.html?id=1003552 T.A. Assertivnost' kak vid pedagogicheskoj kommunikacii. Vysokie tehnologii v pedagogicheskom processe: sbornik nauchnyh trudov konferencii. Nizhnij Novgorod, 2000: 138 - 139.

4. Zhizhina I.V., Zeer 'E.F. Psihologicheskie osobennosti pedagogicheskoj fasilitacii. Obrazovanie inauka. 1999; 2.

5. Morozov A.V., Chernilevskij D.V. Kreativnaya pedagogika ipsihologiya. Moskva, 2004.

Статья поступила в редакцию 07.04.15

УДК 321

Yustus G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Humanities n.a. М.А. Sholohov (Moscow, Russia),

E-mail: o-z@inbox.ru

COMPETENCE DEVELOPMENT OF TEACHERS TROUGH "EFFECTIVE FEEDBACK" TRAINING. The article deals with the problem of providing feedback to learners, which allows to introduce a student-centered approach in teaching, the variability of the process of education, and discusses ways to improve communication and to adapt educational process participants to undergo training programs. The article sets out the basic components of an effective feedback, outlines key issues that must be considered during the preparation. The provided material leads to the conclusion that teaching participants the basics of the pedagogical process of effective communication, positive impact on the educational and training outcomes. The author writes about such aspects as the objective assessment of the level of studies, the motivation for the development of a personality, the plans and perspectives of a student in education, the increasing of the trust towards a teacher.

Key words: training, effective feedback, communication features of interaction of a teacher and a student.

Г.В. Юстус, канд. пед. наук, доц. Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М.А. Шолохова,

г. Москва, E-mail: o-z@inbox.ru

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

В статье раскрывается проблема предоставления обратной связи обучаемым, которая позволяет обеспечить личност-но-ориентированный подход в обучении, вариативность процесса воспитания; также рассматриваются пути повышения эффективности взаимодействия и адаптации участников образовательного процесса к прохождению учебных программ. В статье сформулированы основные компоненты эффективной обратной связи, обозначены ключевые вопросы, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.