УДК 37
ДУХОВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
© 2019 В. М. Меньшиков
докт. пед. наук, профессор, завкафедрой теологии и религиоведения e-mail: ss-private@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье показывается определяющая роль духовности в становлении и развитии личности; доказывается, что благодаря феномену сензитивности возможно становление всех базовых характеристик личности: сознания, духовного познания, речи, нравственности и др.
Ключевые слова: человек, личность, развитие личности, телесность, психика, духовность, духовное развитие, сензитивность.
Может быть, самая важная и самая сложная проблема в понимании человека -понимание сущности его духовности, особенно сущности его духовного развития на разных возрастных этапах.
1. Общее определение духовного развития человека Что такое дух человека, который объективно существует, но который даже не сверхтонкий эфир, как полагали в античности (тогда бы современная наука с её сверхчувствительными приборами давно бы обнаружила даже миллиардную долю грамма этого вещества), а нечто прямо противоположное материи. Но при этом духовное существует. И оно развивается.
Но если мы пока недостаточно знаем, что такое дух, то ещё меньше - что такое развитие духа. На сегодня в православной теологии есть три подхода в понимании развития духа человека. В самом общем виде их можно представить так. Во-первых, точка зрения Василия Великого, утверждавшего, что в духовном развитии человека есть три периода: младенческий, юношеский и мужской возраст. Во-вторых, позиция святителя Феофана Затворника, который конкретизировал подход Василия Великого. И в-третьих, концепция духовного развития ребёнка в соответствии с его целостным развитием протоиерея Василия Зеньковского.
Подтверждая верность концептуальных положений указанных мыслителей, мы должны поставить вопрос о необходимости дальнейшей разработки этой проблемы, особенно в связи с проблемой организации духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. А для этого мы должны более конкретно определить главные периоды духовного развития человека в контексте основных периодов его целостного развития. В настоящее время выделяются следующие периоды развития человека: перинатальный период - от зарождения до рождения; период новорождённости - первые две недели жизни ребёнка; младенчество - после первых двух недель до года; раннее детство - с года до трёх лет; среднее детство (дошкольный период) - с трёх до семи лет; старшее детство (младший школьник) - с семи до одиннадцати лет; подростковый (средний школьный возраст) - с одиннадцати до пятнадцати-шестнадцати лет; юность (старший школьный и студенческий период) -с пятнадцати-шестнадцати до двадцати одного - двадцати трёх лет. Это не только разные уровни целостного развития человека, но принципиально, сущностно разные уровни его духовного развития. Для понимания сущности духовного развития ребёнка
важно отметить, что каждый возраст в ребёнке начинается с исходной, узловой точки его целостного развития.
- Перинатальный период. Безусловно, духовное развитие ребёнка начинается в этот период. Но в чём оно выражается? Сегодня наука только начинает изучать психическое развитие ребёнка в этот период. И думается, что она нескоро приступит, если вообще приступит, к изучению духовного развития ребёнка в этот промежуток времени.
Младенческий период - это очень важный период в духовном развитии. Но хотя пока мы не знаем, в чём оно выражается, но о несомненности духовного развития говорит следующий простой факт. Казалось бы, на первом году жизни приоритетным в развитии ребёнка должно быть его телесное развитие. Однако учёные Л.И. Божович, В. С. Мухина и другие утверждают, что в действительности на первое место в развитии ребёнка буквально после периода новорождённости выходит психическое развитие -комплекс оживления. Можно даже сказать, что именно с комплекса оживления и начинается младенчество. А это уже развитие психики. И выражается оно не только и не столько в развитии познавательных механизмов - это только малая часть психики, но и в развитии других её компонентов.
Чтобы представить хотя бы малую часть действительного развития психики в этот период, достаточно задуматься над следующим фактом. В конце первого года в ребёнке формируется важнейшая характеристика человека - прямохождение. Но чтобы стало возможно прямохождение, необходимо просто колоссальное развитие психики ребёнка - от построения образа прямоходящего человека и развития воли, потому что человек может стать на ноги только имея развитую волю, - «человек стоит, пока хочет стоять» (Г.В.Ф. Гегель), до соответствующей сложнейшей психической координации прямохождения.
И нельзя не указать на некоторые факты проявления духовности в этот период -хотя бы на уровне развития у ребёнка чувства родителей. Почему ребёнок уже в этот период чувствует себя спокойным только с родителями?
Раннее детство. Это колоссальный по важности период в жизни человека, который начинается с прямохождения ребёнка. И хотя опять же нельзя сказать, в чём конкретно проявляется духовное развитие ребёнка, но о несомненности его духовного развития в этот период говорят следующие слова святителя Феофана Затворника: «Существо жизни христианской состоит в богообщении, вначале обычно сокровенном не только от других, но и от себя» [Затворник 1994: 9].
И может, лучше всего этот феномен раскрывается во всем известном факте -ребёнок до трёх лет практически не может оставаться без родителей. Почему он боится оставаться один даже в домашней комнате? Не потому ли, что «мир во зле лежит» (1 Иоанна 5:19) и ребёнок чувствует эту опасность? И он становится спокойным только тогда, когда видит свою мать. Мать для него - абсолютное добро. В чём заключается духовная сущность этого явления?
2. Становление и развитие личности
Поскольку понять развитие духовности, как и телесности, и психики, можно только в контексте целостного развития человека, то необходимо определить сущность развития человека в период среднего детства.
Среднее детство, дошкольный период жизни человека, начинается со становления личности (с учётом индивидуальных различий) в трёхлетнем возрасте и заканчивается становлением субъектности человека на переходе к старшему детству -в семилетнем возрасте.
Становление личности есть самый важный уровень развития человека. И хотя мы не знаем, что такое личность, но мы понимаем, хотя бы интуитивно чувствуем, что
в пределе трёх лет происходит самое удивительное, самое чудесное и чудное явление во всей Вселенной - происходит становление личности. Воистину здесь происходит становление явления более грандиозного, чем становление Вселенной, и столь незаметное, что о нём можно сказать «свете тихий». И этот феномен становления личности и есть становление собственно человека во всей его уникальности и чудности: чуде сознания (есть ли в мире что-то более мистическое, непостижимое, чем человеческое сознание?); в это время ребёнок осваивает слово, (слово есть уникальный звук - это не крик, не сигнал о помощи или опасности - но звук, несущий в себе смысл); а разве не чудо - познание ребёнка в этот период, «духовное мышление» с его «прорывам к смыслам» (В. В. Зеньковский)? И этот ряд явлений, характеризующих становление личности, можно продолжить, дополнить его эстетическим, нравственным, социальным, духовно-религиозным развитием.
Становление и развитие личности - это самый главный уровень развития человека. Об этом феномене, феномене становления личности как точке становления собственно человеческого в человеке, думали самые великие умы человечества. Так, например, Г.В.Ф. Гегель изучал его и теоретически, и антропологически. Разгадку становления собственно человеческого начала в человеке он видел в становлении понятийного мышления. Он пишет в «Эстетике»: «Только человек впервые поднимается от единичности ощущения к всеобщей мысли, к знанию о самом себе, к постижению своей субъективности, своего «я», - одним словом, только человек есть мыслящий дух. И этим - и притом единственно только этим - существенно отличается от природы. То, что принадлежит природе как таковой, лежит позади духа; правда, дух объемлет собою всю полноту содержания природы. Однако определения природы выступают в духе совершенно иначе, чем во внешней природе» [Гегель 1986: 24]. Безусловно, становление «знающего», понятийного мышления - это важная характеристика человека. Но, строго говоря, его становление в человеке происходит гораздо позже становления его личности.
Что же такое личность? На этот вопрос пока не ответил ни один самый выдающийся мыслитель. И скорее всего потому, что определить сущность личности невозможно, поскольку личность является таким же таинством, как и сам человек. Когда же утверждают, что сущность человека - это мышление («человек существо мыслящее»), то на самом деле в этом случае определяется не сущность человека, а только указывается одна из его родовых, базовых характеристик, такая же как труд, речь и т.п., существенно отличающих человека от всего живого. Правда, в философии идеализма это базовая характеристика мира и человека. Но идеализм - это только одно из направлений философии. Соответственно, подобно тому как нет сущностного определения человека, также нет и сущностного определения личности. И скорее всего потому, что личность, как и человек, есть таинство, которое никогда не будет постигнуто в его сущности.
Разумеется, из констатации, что личность является таинством, вовсе не следует, что личность вообще непознаваема. Нет, она познаваема, и не только в своих базовых, но и в своих сущностных характеристиках.
3. Исходный теоретический христианский принцип познания человека
Чтобы понять сущностные характеристики личности и почему возможно становление и развитие личности, прежде всего следует осознать в исходных основах сам принцип теоретического понимания человека, дающий возможность определить и личность в её фундаментальных характеристиках.
Исходным постулатом современного научного теоретизирования является идея, что человек есть биосоциальное существо. До какого-то времени человек развивается как биологическое существо, а с какого-то периода к его биологическому развитию
присоединяется социальное развитие, благодаря чему и начинается его биосоциальное развитие.
Чтобы понять неудачность этого исходного принципа понимания человека, достаточно спросить: до какого периода человек является биологическим существом, то есть животным? Совершенно очевидно - ни до какого! Человек с первой секунды своего зарождения есть человек!
Но если человек исходно есть человек, то, для того чтобы понять развитие человека как человека, мы должны обосновать принцип его понимания как исходно человеческого существа. Это можно сделать, если принять точку зрения, что человек исходно является не единством биологического и социального (о неудачности такого принципа свидетельствует и то, что пока нет ни одной книги, посвящённой изучению собственно биологичности или социальности, или биосоциальности в человеке), а собственно человеческим существом, причём исходно, с первой секунды своего зарождения, состоящим из трёх субстанциональных «частей человека» (Феофан Затворник): тела, психики (души) и духа (о правильности этой констатации свидетельствует то, что об этих частях человека написаны миллионы книг).
Соответственно, мы должны анализировать человека как человеческое существо, исходно, с первой секунды своего зарождения состоящее из человеческого тела, человеческой психики и человеческого духа.
При этом мы должны понять, что человек исходно с первой секунды своего зарождения развивается как целостное телесно-духовное существо. Григорий Нисский пишет об этом: «Несправедливо было бы утверждать, будто произошла душа прежде тела или тело без души, но одно начало обоих, по высшему закону - положенное первым Божиим изволением, а по другому закону - состоящее в способах рождения» [Нисский 2000: 177]. Иоанн Дамаскин говорит: «Тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другая после» [Дамаскин 1992: 151-152]. И не только Ориген пустословил. Но об этом пишет и Фома Аквинский, доказывая, что собственно человеческая душа вкладывается в человека на каком-то этапе его перинатального развития Богом. И всё-таки правы православные мыслители: человек с первой секунды своего зарождения развивается как целостное человеческое существо.
4. Идея образа и подобия Божия - «программа» развития человека
Хотя постулат, что человек есть целостное существо, состоящее из трёх частей: тела, души (психики) и духа, является общим принципом христианской антропологии, но до сих пор остаётся нерешённым вопрос: как и благодаря чему из этих трёх базовых и кардинально разных частей - тела, души и духа (или двух, если исходить из дихотомического понимания человека, - тела и души), возможно становление и последующее развитие человека.
Видимо, здесь возможен только один-единственный ответ, и он дан в Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт,1, 26). Благодаря тому, что человек сотворён по «образу и подобию Божия», в основе человека, как и всего сотворённого Господом, лежит «мысль Божия» (Феофан Затворник).
Однако пониманию подлинного значения идеи «образа и подобия Божия» для развития человека мешает её сложившаяся трактовка, когда «идея» «образа и подобия Божия» сводится к чисто символическому её значению, когда за этим понятием ничего не стоит.
Конечно, эта идея в православном богословии трактуется как специальная практика сознательного целенаправленного уподобления человека образу Божию людьми, посвятившими себя исключительно служению Богу в специальном духовном
делании. Нисколько не отрицая важности такого понимания богоподобия и соответствующей плодотворной практики, насчитывающей почти две тысячи лет, укажем, что это только её субъективное осуществление каждым человеком, сознательно ставящим цель своего спасения путём духовного делания.
Но для сущностного понимания человека важно понять и объективное значение этой идеи, потому что без этой идеи не было бы вообще человека и его развития. А объективное значение этой идеи состоит в том, что она несёт в себе подлинно человекообразующее начало. Именно идея «образа и подобия Божия» и есть идея, исходно формирующаяся из трёх кардинально различных частей целостного человека и обеспечивающая его дальнейшее собственно человеческое развитие. И эта идея развивает каждого человека, подобно тому как генетическая программа развивает телесность каждого человека, независимо от того, знает он об этом или нет.
Для того чтобы понять, что именно идея «образа и подобия Божия» является человекообразующей идеей, то есть идеей, развивающей человека как человека, мы должны понять, что человек и Бог всё творят на основе образа, идеи, мысли. Но образ, мысль, идея, творимая человеком, обладают совсем другими характеристиками, нежели образ, мысль Божия.
Мысль человеческая, вложенная в сделанную человеком вещь, статична, она не развивается. И, соответственно, не развивается вещь, созданная человеком.
Мысль Божия характеризуется огромным набором её свойств и функций. «Мысль Божия была облечена силами и стихиями, через кои и явилась в действительности», - пишет Феофан Затворник [Затворник 1998: 238]. То есть мысль Божия обладает ещё одной важнейшей характеристикой - саморазвитием, обеспечивающим саморазвитие сотворённого Богом явления. Мысль Божия, вложенная Богом во всё сотворённое им, развивается и развивает всё сотворённое Богом благодаря тому, что она несёт в себе «силы и стихии».
И ещё одно важное свойство «мысли Божией» - она воспроизводится во всех воспроизводящих вещах. Иоанн Дамаскин пишет: «... первое образование называется творением, а не рождением. Ибо творение есть первое образование, своим Виновником имеющее Бога» [Дамаскин 1992: 188]. Соответственно, любой живой организм, благодаря вложенному в него «слову», воспроизводит не просто себя, но он воспроизводит в себе и развивающее его «слово» Божие.
Следовательно, именно идея «образа и подобия Божия» воспроизводится в каждом человеке и развивает человека с первой секунды его становления и на протяжении всей его жизни. И не будь этой идеи, этого «образа Божия» в каждом человеке, никакого развития человека не было бы. И она сохраняется после успения человека в его душе, благодаря чему человек воскреснет в теле при Страшном суде.
Отсюда следует, что в человеке есть не только программа его телесного развития, которая известна как генетическая программа, но программа развития и его других частей: психики и духа, но самое главное - в нём есть ещё и целостная программа развития человека, программа, которую можно назвать развивающей идей «образа и подобия Божия». Да, именно эта идея, идея «образа и подобия Божия» и есть реальная программа целостного развития человека на протяжении всей его жизни. Другие же программы - программы телесного, психического и духовного развития человека - являются частным аспектами этой целостной программы.
На определенном уровне - в период трёх лет - целостное развитие человека выходит на кардинально новый уровень: человек становится личностью. И хотя мы не можем определить личность в силу её таинства, но мы можем указать её сущностные характеристики.
Во-первых, важнейшая характеристика личности заключается в появлении сознания, которое во многом определяет и развитие всех базовых характеристик человека - от мышления до веры, благодаря чему ребёнок начинает собственно по-человечески осваивать мир. С этого времени идёт непосредственное и быстрое развитие всех собственно человеческих качеств и становление хотя бы прадеятельностей человека.
Во-вторых, в каком-то просто невероятно быстром развитии ребёнка в его базовых характеристиках, благодаря чему в период от трёх до пяти лет (разумеется, с учётом индивидуальных различий) ребёнок выходит на уровень становления его фундаментальных базовых сфер: духовной, нравственной, социальной, речевой, познавательной, художественной и др.
Соответственно, личность - это и есть новый уровень развития «идеи образа и подобия Божия», но на принципиально, фундаментально новом уровне развития человека - уровне его личностного развития. Фактически здесь происходит более кардинальный переход, чем переход от куколки к бабочке. О реальном содержании происходящих процессов, благодаря развитию этой идеи и, соответственно, человека, в этот период пока можно только догадываться.
5. Роль духовного начала в становлении и развитии личности Важнейшая закономерность развития человека состоит в том, что оно идёт неравномерно не только в его отдельных частях (хорошо известно о неравномерном характере телесного развития человека), но и в целом. Так, видимо, в период его перинатального развития на первое место выходит его телесное развитие; с периода младенчества - психическое («комплекс оживления»), а с периода становления личности - духовное развитие. Разумеется, это вовсе не значит, что в этот период не идёт телесное и психическое развитие человека. Нет, в каждый период идёт и телесное, и психическое, и духовное развитие человека. Но оно идёт неравномерно, и если даже телесное развитие ребёнка идёт неравномерно, то это тем более относится к его другим частям и к развитию человека в целом. Соответственно с момента становления личности идёт очень значимое и очень быстрое телесное и психическое развитие. Но определяющим началом в развитии ребёнка становится его духовное развитие.
И вот приоритетное духовное развитие в этот период и обеспечивает становления нового уровня человека - личности и её развитие в базовых характеристиках. И само чудо становления сущностной человечности в этот период происходит потому, что в это время на первое место в человеке выходит духовное развитие. И если становление и развитие младенца с раннего детства характеризуется тем, что на первое место выходит психическое развитие - «комплекс оживления», то становление и развитие среднего детства - это означает становление и развитие личности - возможно благодаря тому, что на первое место выходит духовное развитие.
Хотя в настоящее время духовная часть человека является наименее изученной, особенно по сравнению с телесностью, вполне можно указать её отдельные компоненты:
- познавательный - духовное ощущение, восприятие и мышление;
- эмоционально-чувственный, важнейшими проявлениями которого являются стыд, совесть (неповрежденная совесть безошибочно судит любого человека); любовь (чувство любви выражается в соответствующем отношении человека к Богу, к другому человеку, к природе); милосердие, сопереживание (что такое плач? Плач не как реакция на страх, боль, а как отражение состояния души о чем-то очень важном, дорогом, родном, истинном) и др.;
- волевой, важнейшей характеристикой которого является устремленность к Богу, к святости, духовный поступок, который выражается в отношении человека к
Богу, к святости, к духовной культуре. Последнее объясняется тем, что человек, являясь существом духовным, должен взаимодействовать не только с миром материальным - природой и не только с миром социальным - человечеством, но и с миром духовным - с Богом и ангелами. Соответственно, в этот период в ребёнке пробуждается и сознательная духовная воля, а значит, формируется важное духовное качество - произвольность. А благодаря этому качеству становится возможным появление и развитие произвольного внимания, произвольной памяти, произвольного мышления, того, без чего невозможно развитие сознания, а самое главное развитие личности.
Самой же важной особенностью развития всех этих базовых характеристик является сензитивность. Явление сензитивности в ребёнке отмечают многие и многие мыслители в связи с изучением того или иного направления развития ребёнка с трёхлетнего возраста. На самом деле сензитивность - это характеристика, относящаяся не только к развитию той или иной стороны ребёнка: познавательной, нравственной, речевой и др., но это базовая характеристика развития всего человека на уровне становления и развития его личности. В чём заключается базовое значение этой характеристики? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять не только, что такое сензитивность, но благодаря чему она возможна. А возможна она потому, что с периода становления и развития личности приоритетным в развитии человека является его духовное развитие.
Соответственно, подобно тому как более ускоренное в сравнении с телесным развитием развитие психики ребёнка, начинающееся с периода младенчества ,называется комплексом оживления, целостное многогранное проявление развития духовности можно назвать феноменом сензитивности. Именно сензитивность (а это, видимо, и есть не что иное, как ускоренное развитие духовности) во всех её базовых характеристиках: социальное развитие, духовное мышление, речевое развитие, познавательное развитие, эстетическое развитие, религиозное развитие, нравственное развитие, развитие сознательной воли, лежащей в основе произвольности, благодаря чему возможны все формы проявления произвольности от произвольного внимания до деятельности, пусть в начале и в форме игры, человеческие чувства - любовь, стыд и совесть, жалость и т.п. - и делает возможным выход человека на принципиально новый уровень его развития - уровень личности. И именно поэтому становится возможным и сензитивное развитие ребёнка, обеспечивающее его не просто ускоренное, а невероятно быстрое развитие, благодаря чему он не просто выходит на качественно новый уровень своего развития, но буквально за два года, с трёх до пяти лет, формируется в своих базовых, фундаментальных характеристиках.
6. Развитие отдельных компонентов духовной части
Очень часто исследователи, изучающие проявление духовности в ребёнке, в человеке в целом, ограничиваются только констатацией какого-то его единого проявления: мышления, речи и т.п. Но дух - целостная часть человека, подобная его телесной и психической частям, представляет собой сложнейшую структуру, которая не может быть сведена только к одному, пусть и фундаментальному его компоненту, подобно тому как проявление психики не сводится к проявлению её одного компонента, даже такого важного, как мышление, потому что психика - это целый мир, состоящий из множества компонентов.
Значит, духовность, как и психика, это определённое пространство в совокупности своих компонентов. И духовное развитие происходит во всех духовных компонентах и на всех уровнях устроения человека, и во всём взаимодействии человека с миром, которое проявляется не только в его отношениях с Богом, но во всех его
базовых характеристиках: это и социальное, и речевое, и эстетическое, и нравственное развитие.
7. Социальная среда - определяющее внешнее условие развития личности ребёнка
Чтобы понять характер становления и развития личности человека, необходимо осознать, что оно возможно не только в силу внутреннего развития ребёнка, благодаря тому, что в развитии ребёнка на первое место выходит духовное развитие, но и в силу того, что на протяжении всего развития ребёнка удивительным образом складываются и внешние условия для его развития. И это можно объяснить тем, что Бог не только творит то или иное явление, но Он, что не менее важно, творит и необходимые условия для его существования, те условия в которых возможно существование и развитие самого явления. Напротив, при отсутствии этих условий явление просто-напросто гибнет. И вот почему зёрнышко, как только выглянет весеннее солнышко и пройдёт тёплый дождь, всходит. Да, не будет в зёрнышке зародыша, программы его развития, -и зёрнышко не взойдёт. Но не будет земли, солнышка и дождика, и зёрнышко тоже не взойдёт.
Но Господь создаёт не только необходимые внешние условия для всех явлений в мире. Он создаёт также и комплементарные условия и для человека, для каждого ребёнка. И этими условиями является прежде всего социальная среда, и менее заметно, но не менее значимо - мир духовный и природный. И на каждом этапе развития ребёнка среда раскрывается своими значимыми, необходимыми для развития ребёнка условиями, когда каждый ребёнок берёт, присваивает, усваивает от среды то, что нужно ему в данный период его жизни для его развития. Конечно, социальная среда может быть и разрушительной по отношению к ребёнку. Но это уже злая воля людей, разрушающих либо всю среду обитания ребёнка, либо, и чаще всего, тот или иной компонент среды, что делает невозможным развитие той или иной стороны ребёнка. А это сказывается самым пагубным образом на его состоянии.
И вот в период от трёх до пяти лет среда, если это нормальная социальная среда, прежде всего нормальная семья, представляет собой набор всех необходимых для ребёнка условий, которые обеспечивают оптимальное развитие человека как личности. И чтобы осознать всё значение среды для развития личности, задумаемся над самым простым фактом. Хорошо известно, что к пяти годам ребёнок по-настоящему овладевает языком. И это происходит не только потому, что в это время благодаря сензитивности в ребёнке открываются значительные способности к усвоению языка, но и потому, что вокруг ребёнка есть языковая среда. О значении языка в развитии ребёнка в этот период К.Д. Ушинский пишет: «Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений... Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [Ушинский 1948: 558].
Теперь же задумаемся о том, какие неразрешимые проблемы появляются в развитии ребёнка, если в окружающей его социальной среде отсутствует та или иная сторона - например, речевая. Заговорит ли нормально ребёнок сам по себе, если он живёт в немой семье и не слышит ни одного слова? Едва ли.
Соответственно, ребёнок осваивает каждую базовую культуру «само собой» (К.Д. Ушинский), но только в том случае, если социум, социальное окружение несёт в себе все те характеристики, которые комплементарны базовым фундаментальным
характеристикам развития самого человека. И чтобы понять это, достаточно задуматься над всем известным фактом. Так, практически любой ребёнок к пяти годам осваивает родной язык, причём осваивает «само собой»: никто его особо и специально языкам не учит. В то же время сегодня многие родители, уже после трёх лет отдающие своих детей в разные кружки, секции и т.п., водят своих детей и на изучение иностранных языков. И каков эффект? Соответствуют ли результаты обучения иностранному языку (а ребёнка обучают, как правило, профессионально опытные педагоги) результатам овладения своим языком ребёнком в самой обычной семье? Разумеется, нет. Почему? Ответ один - нет нормальной языковой среды для овладения данным языком. Значит, правильная естественная языковая среда в успешном формировании ребёнка имеет не меньшее значение, чем наличие внутренних предпосылок речи.
Соответственно, человек, имеющий внутренние предпосылки своего развития, получает возможность их развития только в комплементарной среде. И только при наборе всех необходимых условий он сформирует все свои фундаментальные характеристики: социальную, нравственную, речевую, познавательную, духовную, художественную и т.п. В противном случае формирование и развитие той или иной стороны развития ребёнка практически станет невозможным, а если оно начинается после, то всё-таки не будет компенсировано должным образом.
8. Становление личности и характер взаимодействия человека с миром
Каждое явление в мире связано с миром, и эта его связь с миром проявляется в его взаимодействии с ним. Характер взаимодействия каждого явления определяется сущностью этого явления.
Взаимодействие человека с миром кардинально отличается на каждом уровне его развития. Важнейшая характеристика взаимодействия человека с миром на уровне личности - сознательное взаимодействие с миром. Со становления личности человек осознаёт мир и сознательно действует в мире. При этом он осознаёт мир раньше, нежели себя, потому что для осознания себя необходимо становление самосознания.
Важнейшей характеристикой взаимодействия личности с миром является и то, что оно перерастает в отношения. О том, что отношения являются важнейшей характеристикой личности, писали многие великие мыслители: А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Н.И. Конрад, С.Л. Рубинштейн и др. Но недостаточно простой констатации этого факта, важно осознать саму специфику отношений с периода становления человеческой личности. А самая главная, сущностная характеристика отношений человека с миром с уровня становления личности - это сознательное и конкретно предметное отношение человека с миром: с социумом, с Богом, природой. Именно это отличает личность в её взаимодействии и отношениях с миром, от взаимодействия с миром ребёнка, который ещё не вышел на уровень развития личности.
И с момента становления личности рождается пусть ещё и не деятельность, деятельность - это предметная деятельность, а сознательное действование в мире. И именно благодаря этому становится возможно становление детской игры, которую можно рассматривать как прадеятельность, поскольку в игре необходимо целеполагание, осознание ситуации и т.п., но в ней нет ещё предмета деятельности. Строго говоря, деятельность - это сознательная предметная деятельность, а в игре предметности нет или предметность носит символический характер. Да, в определённой мере можно говорить, что в игре предметом деятельности выступает сама игра. Но деятельность сама по себе, процесс деятельности как цель и в значительной мере как предмет возможны только у некоторых взрослых - например, творческих людей. Напротив, у большинства взрослых людей предметом деятельности является результат, а не процесс деятельности.
А в игровой деятельности именно игра сама по себе является целью и потому предметом. И в силу этого её ещё трудно назвать собственно деятельностью. Тем не менее игра является прадеятельностью и она возможна только для ребёнка, вышедшего в своём развитии на уровень личности, с её сознанием, которое позволяет ребёнку осознать и конструировать содержание игры и ситуацию, в которой происходит эта игра.
Следовательно, взаимодействие человека, вышедшего в своём развитии на уровень личности, с миром кардинально отличается от взаимодействия всего живого с миром. Во-первых, это сознательное взаимодействие; во-вторых, это предметное взаимодействие, пусть в дошкольный период и на уровне отношений, и на уровне отдельных действований, но это основа дальнейшей полноценной деятельности, потому что только сознательное отношение человека с миром позволяет человеку осуществлять деятельность. Самое важное в деятельности - это предметное взаимодействие с миром и, значит, сущностное отношение с миром.
Заключение
Таким образом, период с трёх до семи лет - это один из самых важных периодов в жизни человека с точки зрения его развития, потому что в этот период человек выходит на уровень развития личности. Но этот выход, этот важнейший и столь незаметный скачок (хотя в определённой мере он и проявляется в кризисе трёх лет) в развитии человека возможен только потому, что в это время начинается приоритетное духовное развитие ребёнка, выражающееся в феномене сензитивности. И если бы в человеке не были запущены механизмы ускоренного духовного развития, то человек никогда не вышел бы на уровень развития личности, а это означает, что фактически человек был бы обречён на идиотизм в прямом медицинском смысле этого слова, потому что менее тяжёлые формы поражения человека уже предполагают выход его развития на уровень личности.
Библиографический список
Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Наука, 1986. Т. 1. 479 с.
Григорий Нисский. Об устроении человека. М., 2000. 224 с.
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. 446 с.
Ушинский К. Д. Родное слово // Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М.: АПН РСФСР, 1948. Т. 2. С. 554-574.
Феофан, Затворник Вышенский, святитель. Путь ко спасению. М., 1994. 346 с.
Феофан, Вышенский Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. 523 с.