Научная статья на тему 'Человек. Личность. Становление и развитие личности человека'

Человек. Личность. Становление и развитие личности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10940
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / СУЩНОСТНОЕ СУЩЕСТВО / ТРИХОТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА:ТЕЛО / ДУША И ДУХ / «ОБРАЗ БОЖИЙ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ» / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меньшиков В. М.

В статье анализируется становление и развитие личности. Показывается, что личность определяется через исходное понятие человека. Дается понимание человека как сущностного существа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек. Личность. Становление и развитие личности человека»

УДК 37

ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

© 2019 В. М. Меньшиков

докт. пед. наук, профессор кафедры теологии и религиоведения e-mail: ss-private@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируется становление и развитие личности. Показывается, что личность определяется через исходное понятие человека. Дается понимание человека как сущностного существа.

Ключевые слова: человек, личность, сущностное существо, трихотомия человека: тело, душа и дух, «образ Божий и подобие Божие», становление личности.

В три года на наших глазах совершается величайшее таинство в мире - таинство становления личности человека. В Евангелии говорится: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3: 8).

Что-то подобное происходит в становлении личности. Все видят, что ребёнок становится личностью, он осознаёт мир, он вступает в осознанные отношения с миром, то есть становится личностью, но никто не знает, что при этом происходит. И чтобы хотя бы в какой-то мере понять происходящее при этом, мы прежде всего должны осознать, а как понимается сам человек, сущность человека в системе теоретического знания, осознать сам принцип теоретического понимания человека в его исходных основах, что и даст возможность понять становление личности в ее фундаментальных характеристиках.

Да, мы все знаем, что есть много определений человека. При этом в качестве сущности человека указывается та или иная родовая характеристика человека, чаще всего мышление, отсюда и общепринятое определение человека: «человек - существо разумное».

Соглашаясь с тем, что человек - существо разумное, нельзя согласиться с тем, что это есть сущностно-родовая характеристика человека, поскольку на самом деле мышление - это только одна из его родовых, базовых характеристик, такая же, как труд, речь и т.п., кардинально отличающая человека от всего живого. Поэтому не менее правильны и все другие определения этого спектра: человек - существо «трудящееся» [Энгельс 1955], «образующееся» [Коменский 1982], «играющее» [Хейзинга 1997] и др.

Нельзя согласиться и с другими подобного рода подходами к пониманию человека. Так, например, К. Маркс пишет: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений» [Маркс 1955: 5]. Безусловно, социальные отношения являются важной характеристикой человека. Но нельзя не понимать тотальной недостаточности этого определения. Да, человек частично, именно частично, есть совокупность общественных отношений. Но это только часть человека. И чтобы в этом убедиться, достаточно перевернуть это определение: есть ли совокупность общественных отношений человек? Безусловно, нет. Ни одна совокупность общественных отношений человека не породила. И значит, определение К. Маркса совершенно недостаточно, чтобы понять сущность человека.

Более того, это определение неверно даже фактически. Если отметить, что сущность человека - это совокупность общественных отношений, то получается, что человек - это единственное явление во Вселенной, сущность которого вынесена вовне, и значит, человек есть тотально не самодостаточное существо. Но скорее всего все-таки человек, как и все

явления во Вселенной, имеет сущность в самом себе, а определение Маркса, только будучи частично верным, неверно в целом.

Соглашаясь, что все эти определения несут сущностное понимание человека, нельзя не осознавать, что это только частные определения человека, а его полное определение должно характеризовать сущность в целом.

Тогда что же является сущностью человека? Видимо, решающим моментом в истинном определении человека является то знание, что только человек, в отличие от всего во Вселенной, в том числе и от всего живого, сущностно взаимодействует с миром, то есть он сущностно познает мир, сущностно относится к миру, сущностно преобразует мир. Все это вместе взятое и создает возможность формирования человеческого образа жизни, который опять же носит сущностный характер. Но чтобы человек мог сущностно существовать в мире, сущностно взаимодействовать с миром, он сам должен быть сущностным существом. В определенной мере здесь надо признать правоту Гете: чтобы человек видел Солнце, он должен иметь солнечный глаз, то есть глаз, способный видеть Солнце. Но чтобы «видеть», чувствовать, понимать, осознавать сущность мира, человек должен быть сущностным существом.

Следовательно, признавая частичную верность вышеприведенных определений человека: человек - существо разумное, трудящееся, говорящее и т.д., следует признать, что более точным определением сущности человека является определение: человек -сущностное существо.

Такой подход дает возможность кардинально пересмотреть исходный постулат понимания человека, в качестве которого выступает идея, что человек есть биосоциальное существо. До какого-то времени человек развивается как биологическое существо, а с какого-то периода к его биологическому развитию присоединяется социальное развитие, благодаря чему и начинается его биосоциальное развитие, которое, на каком-то этапе его развития, даёт возможность появления личности человека.

Чтобы понять неудачность этого исходного принципа понимания человека, достаточно спросить: до какого периода человек является биологическим существом, то есть животным? Совершенно очевидно - ни до какого! Человек с момента своего зарождения есть человек! Соответственно, мы должны исходно анализировать человека не как биосоциальное существо, а как человеческое существо, исходно, с первой секунды его зарождения состоящего из человеческого тела, человеческой психики и человеческого духа.

И в то же время человек, состоящий из этих частей, исходно развивается как субстанциально целостное существо. Вода исходно есть вода, а не водород плюс кислород. И соответственно человек исходно, с первой секунды своего зарождения развивается как целостное телесное, психическое и духовное существо. Собственно человек и был сотворён Богом как целостное существо. Иоанн Дамаскин говорит: «Тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другая после» [Иоанн Дамаскин 1992: 151-152]. И не только Ориген пустословил. Но об этом пишет и Фома Аквинский [Фома Аквинский 2008], доказывая, что собственно человеческая душа вкладывается в человека Богом на каком-то этапе его перинатального развития. Поэтому всё-таки правы православные мыслители: человек с первой секунды своего зарождения развивается как целостное человеческое существо. Григорий Нисский утверждает: «Несправедливо было бы утверждать, будто произошла душа прежде тела, или тело без души, но одно начало обоих, по высшему закону - положенное первым Божиим изволением, а по другому закону -состоящее в способах рождения» [Григорий Нисский 2000: 177].

Хотя постулат, что человек есть целостное существо, состоящее из трёх его частей: тела, души (психики) и духа, является общим принципом христианской антропологии, но до сих пор остаётся нерешённым вопрос, как и благодаря чему из этих трёх базовых и кардинально разных частей: тело, душа и дух (или двух, если исходить из дихотомического

понимания человека: тело и душа), - возможно становление и последующее развитие человека.

Видимо, здесь возможен только один-единственный ответ, и он дан в Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему» (Быт. 1: 26). «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 27). Благодаря тому что человек сотворён по «образу Божию и подобию Божию», в основе человека, как и всего сотворённого Господом, лежит «мысль Божия» (Феофан Затворник). Поэтому человек развивается не как совокупность трёх частей: духа, психики (души) и тела, но как целостное существо.

Конечно, нельзя забывать, что в православном богословии эта идея имеет свою глубочайшую трактовку, которая сводится к пониманию этой идеи как специальной практики сознательного целенаправленного уподобления человека образу Божию людьми, посвятившими себя исключительно служению Богу в специальном духовном делании. Отмечая бесконечную важность такого понимания богоподобия и соответствующей плодотворной практики, насчитывающей две тысячи лет, давшей целый сонм святых, из которых нам известны только отдельные люди, а это тысячи только канонизированных святых, укажем, что это только её субъективное осуществление каждым человеком, сознательно ставящим цель своего спасения путём духовного делания.

Но для сущностного понимания человека важно понять и объективное значение этой идеи, потому что без практики реального осуществления идеи «образа Божия и подобия Божия» в каждом человеке не было бы вообще человека и его развития. А объективное значение этой идеи состоит в том, что она несёт в себе подлинно человекообразующее начало. Именно идея «образа Божия и подобия Божия» исходно формирует из трёх кардинально различных частей человека целостного человека и обеспечивает его дальнейшее собственно человеческое развитие. И поскольку эта идея развивает каждого человека, подобно тому как генетическая программа развивает телесность каждого человека независимо от того, знает он об этом или нет, - эта идея и является сущностной идеей устроения и развития человека, настоящей «программой» его целостного человеческого развития.

Для того чтобы понять, что именно идея «образа Божия и подобия Божия» является человекообразующей идеей, то есть идеей, развивающей человека как человека, мы должны понять, что Бог и человек всё творят на основе образа, идеи, понятия, мысли. Но образ, мысль, идея, творимая человеком, обладает совсем другими характеристиками, нежели мысль Божия. Мысль человека, вложенная в созданную им вещь, - статична, она не развивается. И соответственно, не развивается вещь, созданная человеком.

Напротив, «мысль Божия была облечена силами и стихиями, через кои и явилась в действительности», - пишет Феофан Затворник [Феофан Затворник 1998: 238]. Поэтому мысль Божия характеризуется огромным объёмом её свойств и функций, из которых одной из самых важных является саморазвитие явлений, сотворённых Богом. Мысль Божия, вложенная Богом во всё сотворённое им, развивается и развивает всё сотворённое Богом, благодаря тому что она несёт в себе «силы и стихии».

И ещё одно важное свойство «мысли Божией»: она воспроизводит вновь и вновь все явления. Иоанн Дамаскин пишет: «Ибо первое образование называется творением, а не рождением. Ибо творение есть первое образование, своим Виновником имеющее Бога» [Иоанн Дамаскин 1992: 188]. А далее идет воспроизведение вещей, благодаря «рождению». И это возможно потому, что мысль Божия, вложенная в первое творение, воспроизводится затем во всех воспроизводящихся вещах. Соответственно, появление следующего явления возможно благодаря его воспроизведению от уже существующего явления.

Следовательно, именно идея «образа Божия и подобия Божия» воспроизводится в каждом человеке и развивает человека с первой секунды его становления и на протяжении всей его жизни. И не будь этой идеи, этого «образа Божия и подобия Божия» в каждом человеке, никакого развития человека не было бы. И она сохраняется после телесной смерти

человека в его бессмертной душе, благодаря чему человек воскреснет и в теле во время Страшного суда.

Отсюда следует, что в человеке есть не только почти неизвестная, за исключением молекул ДНК, генетическая программа его телесного развития и не только неизвестные науке программы развития его других частей: психики и духа, но - самое главное - в нём есть ещё и «программа» целостного развития, программа, которую можно назвать идеей развития в человеке «образа Божия и подобия Божия». Да, именно эта идея, идея «образа Божия и подобия Божия» и есть реальная программа целостного развития человека на протяжении всей его жизни. Другие же программы - программы телесного, психического и духовного развития человека - являются частями этой целостной программы.

Следовательно, человек развивается кардинально иначе и кардинально иначе взаимодействует с миром, нежели все живое, и потому его можно определить как сущностное существо. Конечно, может показаться, что это определение, в отличие от любых конкретных определений, которые так или иначе проявляются в человеке: человек мыслит, трудится, говорит и т.д., - является чистой абстракцией.

Однако это определение становится настоящей реальностью в период становления личности, которое в среднем происходит в три года. Сразу же оговоримся: три года - это абсолютно средний возраст. Даже если каждый конкретный ребенок начинает ходить с отличием от других детей с разницей в 6-8 месяцев, то становление личности для каждого ребенка происходит в диапазоне двух лет. И только в среднем получается три года. Человек проходит разные ступени своего развития, и в три года он выходит на уровень развития личности.

Становление личности есть самый важный уровень развития человека. И хотя мы не знаем, что такое личность, но мы понимаем, хотя бы интуитивно чувствуем, что в пределе трёх лет происходит самое удивительное, самое чудесное и чудное явление во всей Вселенной - становление личности человека. Воистину здесь происходит становление явления более грандиозного, чем становление Вселенной, потому что человек, в отличие от Вселенной, несёт в себе не только материальное, но и духовное начало. И этот феномен становления личности столь незаметный, что о нём воистину можно сказать «свете тихий», и есть становление собственно человека во всей его уникальности и чудности: чуде сознания (есть ли в мире что-то более таинственное, непостижимое, чем человеческое сознание?); в это время ребёнок осваивает слово (слово есть уникальный звук - это не шум, не крик, не сигнал о помощи или опасности, но звук, несущий в себе сущность); а разве не чудо -познание ребёнка в этот период, «духовное мышление» с его «прорывам к смыслам» (В.В. Зеньковский)? И этот ряд явлений, характеризующих становление личности, можно продолжить, дополнить его становлением и развитием эстетического, нравственного, социального, духовно-религиозного отношения ребёнка к миру, появлением сознания и самосознания, «я» и т.д.

Можно даже сказать, что становление личности характеризуется тем, что фактически здесь происходит более кардинальный переход в развитии человека, чем переход от куколки к бабочке. И поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что личность есть такое же таинство, как и сам человек, поэтому никто, ни один великий мыслитель до сих пор не понял, в чём заключается сущность личности, хотя об этом уникальном феномене, феномене становления личности как точке становления собственно человеческого в человеке, думали самые великие умы человечества. Так, например, Г.В.Ф. Гегель изучал его и теоретически, и антропологически. Разгадку становления собственно человеческого начала в человеке он видел в становлении понятийного мышления. Он пишет в «Эстетике»: «Только человек впервые поднимается от единичности ощущения к всеобщей мысли, к знанию о самом себе, к постижению своей субъективности, своего «я», - одним словом, только человек есть мыслящий дух. И этим - и притом единственно только этим - существенно отличается от природы» [Гегель 1975: 37].

И здесь важно подчеркнуть, что великий философ уловил различие между человеком и природой в становлении понятийного мышления человека как той границы, которая отделяет человека от природы. Но понятийное мышление формируется в человеке в период семи лет. А разве до семи человек не является мыслящим существом? И разве он уже не является личностью?

Строго говоря, становление «знающего», понятийного мышления - это важная характеристика человека, но его становление в человеке происходит гораздо позже становления его личности. Следовательно, дать определение человека можно через его разные характеристики: человек разумный, трудящийся и т.п., и все они частично правильны, потому что определяют его какую-то важную, сущностную характеристику - но все они выражаются в одном: человек - сущностное существо. И в это определение входит все: от его сущностного устроения до сущностного образа его жизни. При этом уровень, когда человек выходит на уровень своего сущностного развития - это и есть уровень становления личности.

Конечно, подобно тому, как в науке нет до сих пор точного знания, что есть человек, нет также и точного понимания, что есть личность. И это, видимо, можно объяснить тем, что личность, как и человек, есть таинство, которое никогда не будет постигнуто в его сущности.

Разумеется, из констатации, что личность является таинством, вовсе не следует, что личность вообще непознаваема. Нет, она познаваема, но только в своих базовых, сущностных характеристиках. И можно указать те базовые компоненты, в которых проявляется, выражается личность и которые составляют её структуру.

Во-первых, важнейшая характеристика личности заключается в появлении сознания и самосознания, которое во многом определяет и развитие всех базовых характеристик человека от мышления до веры, благодаря чему ребёнок начинает собственно по-человечески осваивать мир.

Во-вторых, с этого времени идёт непосредственное и быстрое развитие всех собственно человеческих характеристик и какое-то просто невероятно быстрое развитие ребёнка в его базовых, собственно человеческих характеристиках, благодаря чему в период от трёх до пяти лет (разумеется, с учётом индивидуальных различий) ребёнок выходит на уровень становления всех его фундаментальных базовых сфер: духовной, нравственной, социальной, речевой, познавательной, художественной и др.

В-третьих, ребёнок формирует свой новый - сущностный образ жизни, благодаря чему идёт кардинальное изменение характера его взаимодействия с миром, его отношений с миром, происходит становление его деятельностей, благодаря чему он начинает сознательно осваивать мир. Благодаря этому человек в своем развитии восходит на сущностный уровень своего развития.

Таким образом, личность - это человек на кардинально новом, сущностном уровне его развития, характеризующемся сущностным характером его взаимодействия с миром, сущностным образом его жизни и сущностным характером его взаимодействия с миром: его «общение с Богом» (Феофан Затворник), сущностное вхождение в человеческий мир, сущностное взаимодействие с природой. Идет становление и развитие всех его родовых деятельностей: познание, труд, речь, игра и др.

Но чтобы человеку выйти на сущностный уровень освоения мира (освоить - сделать своим. - В.М.), ребенок должен выйти на кардинально новый уровень своего развития, позволяющий сущностно видеть и слышать мир. Звучащее слово человек слышит как слово. И музыка для человека - это не тонкий слух, но это способность слышать музыкальную гармонию мира.

Таким образом, на определенном уровне развитие человека - в период трёх лет -целостное развитие человека выходит на его кардинально новый уровень: начинается становление личности человека. Начинается становление человека в истинном смысле этого слова, как существа, несущего все базовые характеристики человека, в том числе сознание и самосознание. И чтобы понять всё значение происходящего в этот период, достаточно

задуматься над вопросом: можно ли считать человеком человека, лишённого сознания? Да! А можно ли считать личностью человека, лишённого сознания? Нет! Значит, человек, не вышедший на уровень развития личности, - это абсолютный инвалид, способный жить за счёт общества. Напротив, только становление человека как личности делает возможным существование человека в собственном смысле этого слова. Поэтому в три года происходит самое кардинальное событие во всей человеческой жизни: человек, становясь личностью, становится собственно человеком, человеком в «своём понятии» (Г.В.Ф. Гегель).

Библиографический список

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.: Мысль, 1975. Т. 3. 471 с.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Наука, 1968. Т. 1. 479 с.

Григорий Нисский (еп.). Об устроении человека / пер. В.М. Лурье. СПб.: Axioma, 2000. 220 с.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Братство святителя Алексия. Ростов н/Д: Приазовский край, 1992. 446 с.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 242-476.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. Т. 3. С. 3-5.

Феофан Затворник (еп.) Начертание христианского нравоучения. 2-е изд. М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1895 (репринт. переизд.: М.: Правило веры, 1998). 519 с.

Фома Аквинский. Сумма теологии. М.: Сигнум Веритатис, 2008. Т. 3. 752 с.

Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д.Э. Харитоновича. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 416 с.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1955. Т. 20. С. 486.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.