Научная статья на тему 'Психолого-педагогические обоснования изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях'

Психолого-педагогические обоснования изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Л. П.

Обращаясь к проблеме современного состояния духовно-нравственного воспитания детей, автор обращает наше внимание на то, что формирование личности ребенка должно начинаться с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой, а потому, считает автор, первое, что необходимо сделать в педагогическом образовании в настоящее время, это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические обоснования изучения основ православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 2. С. 52-65

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Гладких Л.П.

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО (ИСМО РАО)

Обращаясь к проблеме современного состояния духовно-нравственного воспитания детей, автор обращает наше внимание на то, что формирование личности ребенка должно начинаться с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой, а потому, считает автор, первое, что необходимо сделать в педагогическом образовании в настоящее время, -это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры.

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании всегда и у всех народов главным было духовно-нравственное формирование детей: почитание Бога, уважение и любовь к Родине, своей семье. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. И это вполне объяснимо.

В нашей стране в послеоктябрьский период начался эксперимент по атеизации всей жизни России, в том числе и воспитания. В этот период, вопреки тысячелетней традиции, воспитание было выстроено на атеистической основе, а из педагогической науки были искусственно изъяты знания о духовном мире ребенка и его развитии. Это сделало невозможным и исследование духовно-нравственной проблематики, что самым негативным образом сказалось и на воспитании, и на науке.

Осознавая тяжелейшие последствия такого эксперимента, российское общество пытается сегодня сделать формирование духовности и нравственности краеугольным камнем воспитания и образова-

ния. Однако искусственно изобрести, создать эти условия невозможно. Они складывались в обществе на протяжении столетий и проявляются в традициях и обычаях жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовнонравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

И самое первое, что необходимо сделать в настоящее время для создания системы духовно-нравственного воспитания, это ввести в образовательные учреждения, начиная с дошкольных, полноценный курс основ православной культуры. Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и предполагает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка. В свою очередь, это требует научного обоснования, четкого осознания цели и задач, содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, его социальных и психолого-педагогических условий.

В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе и дошкольного возраста, в сфере телесного, психического, нравственного и духовного здоровья. Неблагоприятная экологическая ситуация, несбалансированное, а для многих детей и скудное, питание, отсутствие должных физических занятий, нервные потрясения ведут к многочисленным телесным болезням детей, но наиболее неблагополучно наше время для психического и духовного развития ребенка. Погруженный в технократию мир предлагает информацию вместо знания, заданную программу - вместо развития собственных интеллектуальных способностей, телевизор и игровой компьютер - вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способность к состраданию и милосердию, самостоятельному мышлению и принятию решения, творчеству и созиданию.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Лишенная в самом начале традиционных духовно-

нравственных ориентиров и ценностей жизнь человека в последующем может превратиться в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам или сектам, пленниками которых сейчас так часто оказываются дети и молодежь.

Неполноценное духовно-нравственное развитие ребенка может явиться причиной деформаций и его социального развития1. И эта опасность многократно усиливается из-за тяжелого духовно-нравственного состояния общества. Агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, явлением, которое следует рассматривать (по А.А. Ухтомскому) как проявление первородного греха в социальной жизни, многократно уменьшает шансы детей на нормальное развитие.

Не способствует успеху воспитания и то, что получили распространение мало обоснованные в научном отношении программы. Имеющиеся учебники и пособия, подготовленные в разные годы и в различных педагогических традициях, вносят разнобой в построение воспитательной работы и не обеспечивают целостного и углубленного знакомства педагогов с отечественной духовной культурой. Отмечается даже наличие асоциальных и антигуманных представлений религиозного оккультизма как у начинающих, так и у опытных педагогов.

Все это, а также мировоззренческая дезориентация педагогов наносит неизмеримый ущерб духовно-нравственному развитию детей, дискредитирует саму идею и практику духовно-нравственного воспитания. Нередко в детских садах из-за этого полностью отказываются от духовно-нравственного воспитания, что имеет не меньшие отрицательные последствия для нормального развития ребенка.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Основные категории и понятия

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Теоретическое осмысление духовно-нравственного воспитания требует определения или уточнения его основных категорий или понятий.

1 Авдеев Д.А., Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. М., 1999. С. 21.

Прежде всего уточнения требует исходное представление, исходное понимание самого человека. Господствующая десятилетиями в нашей стране атеистически-материалистическая научная концепция человека сформировала представление о человеке как о материальном существе, отличном от других живых существ своими социальными, психическими, интеллектуальными качествами.

На самом же деле человек принципиально отличается от всего живого в этом мире не тем или иным отдельным качеством, но сущ-ностно, субстанционально. Человек - это духовное существо; существо, наделенное бессмертным духом. И именно благодаря наличию духа в человеке возможны и все качества, в том числе и социальные, и интеллектуальные, отличающие человека от всего живого. Поэтому, говоря о человеке, надо иметь в виду не только его телесное устроение, не только функционирование его психики, в значительной мере иначе устроенной, нежели психика животного, но прежде всего дух человека, делающего человека - человеком.

Феофан Затворник указывает, что мы должны различать в «составе существа человеческого» «три части: дух, душу и тело, из коих характер первого - отрешение от чувственного, последнего - погружение в нем, средней же - совместность того и другого. Цель и назначение первого есть общение с Богом и миром духовным, последней -посредничество в сношении с миром чувственным; средняя должна от чувственного через дух восходить к Богу и одуховляться и от Бога через дух низводить одуховление чувственному. Части сии в составе нашем не лежат одна подле другой, но все, так же как и способности, сходятся в нашем лице (я), ему присвояются и суть для него постоянные средства. Лице человека (я) есть единство духа, души и тела»2.

Педагогическая наука долгое время игнорировала понятия «душа» и «дух». До последнего времени они практически не встречались в педагогических работах. Однако в настоящее время вместе с возрождением духовной жизни российского общества начался процесс интенсивного изучения этих явлений. При этом в литературе даются различные трактовки этих понятий. Мы постараемся дать трактовки этих понятий в соответствии со святоотеческой традицией.

Душа (греч. - psyche, лат. - anima) в разных религиях трактуется как активное жизненное начало, индивидуальное проявление единой духовной субстанции. В философии и науке времен Платона и Аристотеля также давались разные трактовки этого понятия. В настоящее время в науке душа чаще всего отождествляется с понятием психики,

2 Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. М., 2002. С. 256-258, 291.

и, по сути дела, психология в целом изучает тот круг явлений, которые традиционно отождествлялись с душевной сферой.

Вот как определяет душу святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «В человеке душа есть реакция нашего мозга и сердца на восприятие нашими чувствами - зрением, слухом, осязанием - окружающего нас. Эти восприятия перерабатываются в сознании нашем, в уме и чувствах. И пока мы живы, непрестанно происходит этот удивительный процесс переработки в душе тех впечатлений, которые воспринимаем мы извне. Вот эта деятельность и есть наша душевная деятельность»3.

Душа (или психика) состоит из трех важнейших частей, компонентов, «сил» (Феофан Затворник): познавательной (когнитивной), которая включает не только познавательные процессы, но и представления и знания; эмоциональной, которая включает в себя мир эмоций, чувств, переживаний, а также смыслы, интересы; волевой, или поведенческой, которая проявляется в потребностях, желаниях, стремлениях и включает в себя цели, устремления, действия, поступки.

Эти части не есть нечто рядоположенное, но в своей совокупности они представляют собой сложнейший и точнейший механизм ориентации человека в мире, принятия им решений и осуществления этих решений.

В Толковом словаре В.И. Даля понятие «дух» толкуется многогранно, как «Дух Божий», «благодать, вдохновение, наитие, откровение», как «сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость».

В православном богословии и педагогике дух понимается как субстанциональная сфера человека, позволяющая человеку быть сопричастным Богу, и благодаря этому жить человеческой жизнью. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) определяет дух следующим образом: «Если человек создан по образу и подобию Божию, то это значит, что он получил от Бога дыхание Духа Святого. Дух Святой живет и действует в нас во все время жизни нашей»4.

Между душой и духом существует единство, о котором святитель Лука пишет: «Все, что мы думаем, чувствуем, творим, желаем, кладет неизгладимый отпечаток на жизнь нашего духа, и под влиянием того, чем живет душа наша, что происходит в умах и сердцах наших, формируется и растет (или не растет) дух наш»5.

3 Лука (Войно-Ясенецкий), свт. О бессмертии / «Сила моя в немощи совершается» (Духовные беседы). М., 2001. С. 335-344.

4 Там же. С. 335-344.

5 Там же.

Заметим, что пока нет единого мнения о соотношении души и духа: представляют ли они нечто единое или различное. В этой связи Феофан Затворник писал: «Это предмет спорный, хотя весь только о словах. Тем, кои не хотят различать духа и души, можно предложить, чтоб под словом дух они понимали высшую сторону нашей нетелесной стороны, а словом душа означали нисшия ея действия и направления»6.

В настоящее время в православном богословии, философии и науке нет единой точки зрения на строение духа, но многие православные богословы и ученые выделяют в строении духа три важные части, компонента, «силы» духа: познавательную, эмоциональную и волевую, выделяя в них те или иные качества.

Познавательная, когнитивная, часть - это сфера духовно-нравственного сознания, она представляет собой механизм познания Бога и духовного ценностного познания окружающего мира. Чаще всего и святые отцы, например, святитель Феофан Затворник, и ученые, например К.Д. Ушинский, называют эту часть разумом. Так, Феофан Затворник пишет, что познать в вещах их сокровенное, положенное в них от ума Божественного, можно только посредством силы Божественного свойства. Эта сила в нас есть дух, и в духе разум.

Эмоциональная часть определяет отношение человека к Богу и духовное отношение к миру и себе, она формирует духовно-нравственную позицию. По сути дела это механизм духовно-нравственного выбора. Феофан Затворник полагал, что этой частью духа человека является совесть, совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина того мира, куда впоследствии он должен переселиться. С этой целью она возвещает ему тамошние законы, обязывает выполнять их, судит его по ним, награждает или наказывает. Совесть называют практическим сознанием, она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их7. Помимо совести другие святые и ученые к высшим чувствам относят чувство любви, красоты, милосердия и т.д.

Волевая часть - это своего рода механизм духовно-нравственного поведения, механизм духовной деятельности, механизм нравственного поступка. Феофан Затворник указывает, что высшим духовным стремлением является стремление к Богу. «Очевидно, что верховным благом человека может быть только то, что вполне всесторонне его успокоивает. Такое благо есть един Бог. Если, далее, сила

6 Феофан Затворник, свт. Указ. соч. С. 188.

7 Там же. С. 266.

стремления определяется качеством ожидаемого блага, то стремление к Богу должно быть высшим и сильнейшим у нас стремлением. Этого же должно ожидать еще и вот почему: стремление есть отражение потребности. А потребность есть отражение устройства нашего существа. Так как человек создан по образу Божию, то его главною потребностью, а за нею стремлением, должна быть жажда Бога и Божественных вещей»8.

С понятием «духовность» тесно связано понятие «нравственность».

Нравственность - это система высших ценностей, связывающих людей в единую социальную общность. По определению Т.И. Петраковой, духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности, между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в категориях добра и зла, центральных категориях духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т.И. Петракова9.

Важнейшей категорией педагогики является категория «личность». В настоящее время в науке сложилось множество определений личности. Чаще всего под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и созидательной деятельности.

Согласно православным воззрениям понятие личности соотносится с понятием Бога. Мы опираемся на положение В.В. Зеньков-ского, согласно которому «личность не может быть абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу, .личность наша становится «самой собой», «находит себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с Богом, с миром ценностей, с людьми. Личность и метафизически, и эмпирически не замкнута в себе, она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Надо признать двусмысленным утверждение современной этики, которое видит в личности «самоцель»: это противоречит всей жизни личности. Лишь Абсолютная Личность - Бог есть «самоцель»; человек, как тварное существо, не может жить вне связи с Абсолютом.......смысл,

8 Феофан Затворник, свт. Указ. соч. С. 280.

9 Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации. М., 2004. С. 65.

цели и условия этого развития личности могут быть поняты лишь в системе целостного мировоззрения»10.

Можно сказать более определенно: личность - это человек, свободно выражающий свою сопричастность к Богу. Иными словами, человек может быть личностью только в той степени, в какой он присоединен к личности Бога. В то же время личность - это ядро, центр человека. Феофан Затворник пишет, что все силы сосредотачиваются и сходятся в нашей личности.

В процессе своей жизнедеятельности ребенок вступает в различные отношения с окружающим его миром. Пространство отношения ребенка к миру, в котором он живет, является центральной составляющей детской картины мира, которая формируется в процессе целостного развития личности ребенка благодаря его целостному отношению к миру. Это отношение различается по предмету и способу отношения к миру.

По предмету отношения к миру можно выделить три аспекта отношений: духовно-нравственное, социо-культурное и природное.

Духовно-нравственное отношение человека к миру - это отношение человека к Богу. Без отношения к Богу духовное развитие человека так же невозможно, как невозможно телесное развитие без взаимодействия с миром материальным. А без развития духовной сферы развитие личности ребенка не будет иметь не только завершенности и целостности, но и иерархической взаимообусловленности, потому что только дух является человекообразующим началом в человеке и только высшие смыслы и ценности определяют весь строй личности, понимание своего назначения в мире и направленность на его созидание. С самого раннего возраста через отношение ребенка к Высшему Творцу и его единосущным проявлениям формируются базисные качества личности: доверие, милосердие, любовь и др.

Социо-культурное отношение включает в себя отношение к семье и близким, своему народу и его культуре, отношение к Родине. Через отношения со сверстниками и взрослыми, в процессе социального воспитания формируется сознание и самосознание ребенка, его поведение, его образ жизни.

Для детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, дают-

10 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 14.

ся представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, село или город, страна). В процессе национального, «народного» (К.Д. Ушинский) воспитания ребенок осваивает мир родной культуры, развивается его национальное самосознание и самоидентификация.

Заметным фактором, влияющим на социо-культурное развитие личности ребенка, является информационная среда, формирующая образ мира, родины, окружающей среды. К сожалению, в настоящее время информационное пространство все более заменяется «экранной плоскостью». Внедряясь в детское сознание посредством телеобразов, клипов, оптических эффектов, информационная среда в современной детской картине мира трансформирует ценностные ориентации и базовые потребности ребенка в игре, общении со взрослыми, сверстниками. Поэтому столь необходимо создание «экологически чистой» информационной сферы вокруг ребенка.

Огромное значение для правильного развития ребенка имеет его отношение к природе. Ребенок всегда любит все живое. Он хочет иметь домашних животных, рыбок. Очень важно помнить, что отношение к природе - это отношение и к себе как телесному существу. Оно складывается из отношений ребенка к своему состоянию, самочувствию и связано с осознанием себя как телесного существа.

В процессе физического воспитания происходит телесное развитие ребенка. Зрелость психофизиологической сферы личности проявляется в устойчивости психических процессов (чувствительности, внимании, памяти), в понимании необходимости управлять своими желаниями, в регулирующей функции самосознания (понять свои ощущения и чувства, уметь адекватно их выразить, владеть собою).

По способу отношения к миру также возможны три отношения: духовное, теоретическое и практическое.

В настоящее время в науке и философии принято выделять два уровня отношений к миру: теоретический и практический. Именно в рамках спора о приоритетности этих способов взаимодействия с миром идет дискуссия между идеализмом, выступающим за приоритет теоретического начала, и материализмом, выступающим за приоритет практического начала.

Однако помимо этих отношений существует и третье, принципиально не сводимое ни к первому, ни ко второму отношению, - духовное отношение. Это отношение - отношение к Богу. Его нельзя идентифицировать с практическим отношением к миру и еще более с теоретическим. Особенность христианского понимания отношения к Богу заключается в том, что христианам дано не только богооткро-

венное знание о Боге и богооткровенное знание о правильном взаимодействии с Богом. Ему дана святая Церковь, Церковь Небесная и Церковь земная, учрежденная Самим Господом Иисусом Христом, в лоне которой и возможно истинное отношение с Господом.

Теоретическое отношение связано с познанием мира, начиная с простого ощущения и восприятия и заканчивая сложнейшими формами художественного и рационального (научного) познания. Следует также сказать, что эта форма отношения органично входит и в другие виды отношений.

Практическое отношение является отношением человека к миру материальному, когда в процессе взаимодействия с этим миром человек творит все необходимое для его телесной жизни. Заметим, что подобно двум предыдущим видам отношений, практическое отношение входит и в духовную деятельность, и в теоретическую.

Все эти три формы отношений с миром органично взаимодействуют между собой, что говорит о едином, целостном духовно-теоретико-практическом отношении человека с миром.

Отсюда следует, что человек для своего бытия в мире должен:

- во-первых, иметь адекватную картину мира (мировоззрение), то есть иметь целостное представление, знание о мире: о Боге, о социуме и о природе;

- во-вторых, иметь способность осуществлять правильный выбор;

- в-третьих, адекватно действовать в мире, для чего в нем должна быть сформирована не просто совокупность умений и навыков, а сама деятельность, фактически образ жизни.

Поэтому для построения правильной, адекватной картины мира, формирования комплекса механизмов принятия решений и создания системы многообразных деятельностей, составляющих человеческий образ жизни, в человеке должны быть сформированы совокупность соответствующих духовных, душевных (психических) и телесных качеств. Все это достигается в процессе развития человека. Под «развитием» понимается трансформация, качественное изменение человека в направлении большего усложнения, большего многообразия его бытия.

В педагогической литературе принято рассматривать стихийное и целенаправленное формирование личности. Стихийное формирование зачастую отождествляют с процессом социализации, а целенаправленное - с воспитанием.

Социализацией считают освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия с социумом. Сущность

социализации состоит в том, что ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

На процесс социализации дошкольника оказывают влияние многие факторы: это и микрофакторы - семья, общество сверстников, соседи и все социальные группы, в которых он пребывает непосредственно и которые влияют на него, и мезофакторы. К мезофакторам относятся факторы, влияющие на человека опосредованно, - тип поселения, средства массовой коммуникации, этническая принадлежность.

Хотя процесс социализации и считается стихийным процессом, однако с глубокой древности известно, что он определяется той средой, в которой находится человек. Там, где окружающая среда отличается красотой, а отношения людей благочестием и нравственностью, формирование людей идет легко, там нет преступлений, там легко жить. Напротив, там, где плохая среда, наличествуют огромные проблемы с формированием людей. Вот почему всегда и везде люди старались улучшить, облагородить окружающую природную и социальную среду.

Это знание важно и для работы дошкольных детских образовательных учреждений, где следует создать максимально благоприятную с педагогической точки зрения окружающую духовную, социальную и природную среду.

В педагогике категория «воспитание» имеет много значений. Воспитание понимают в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле - это одна из основных функций общества, связанная с необходимостью передачи новым поколениям социально-исторического опыта, без которого невозможно воспроизводство и развитие общества, существование человеческой цивилизации, развитие самого человека. Важнейшая характеристика воспитания - целенаправленный характер развития человека.

Процесс воспитания (как целостный процесс) развивает все сферы личности ребенка: психофизиологическую, формируя человека телесно и развивая потребность в здоровом образе жизни; душевную, развивая познавательную, эмоциональную и волевую сферы, развивая сознание и поведение и делая ребенка способным к жизни в обществе; и высшую, духовно-нравственную, развивая способность ребенка жить с Богом, жить по заповедям Божиим и благодаря этому способного истинно по-человечески жить в социуме и по-человечески относиться к природе.

Воспитание в широком смысле можно определить как целенаправленный, обусловленный определенными психолого-педагогиче-

скими условиями процесс развития личности, в основе которого находится система ценностей, способствующих становлению, формированию и развитию человека как личности, как духовного деятеля, как субъекта культуры, как преобразователя природы.

Воспитание в широком смысле включает в себя два важнейших компонента: обучение и воспитание в узком смысле.

Под обучением понимается процесс передачи и освоения знаний, умений и навыков, в процессе которого происходит развитие интеллектуальной сферы человека. В.А. Сластенин пишет: «Обучение -специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности»11.

Под воспитанием в узком смысле понимают приобщение к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений и общения, соответствующих принятым в данном обществе нормам и ценностям, в процессе которого происходит развитие эмоционально-чувственной и волевой сфер человека.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка с целью ее оптимального развития.

Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться только внешним.

Обучение и воспитание находятся между собой в тесном взаимодействии, и одно не может заменить другое. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. Воспитание предполагает не только развитие интеллектуальной сферы, что является главной целью обучения, но оно формирует человека целостно, оно формирует и волевую сферу, и эмоциональную сферу, а это крайне важно для полноценного, в том числе и интеллектуального и даже телесного развития. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», - писал И.-Г Песталоцци12. И недаром сложилась народная мудрость: «Не от еды растет дитя, а от радости».

Поскольку для целостного развития личности важны и обучение, и воспитание, то каждое занятие в детском саду должно быть направ-

11 Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002. С. 74.

12 Песталоцци И.-Г. Письмо к другу о пребывании в Станце / Избранные педагогические сочинения. М., 1981. Т. 2. С. 81—83.

лено и на обучение, и на воспитание. Это требование отражается в обучающих и воспитывающих задачах.

Реализация обучающих задач обеспечивает развитие духовнонравственного сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение новых представлений и знаний, формирование умений и навыков интеллектуальной деятельности и построения самой деятельности.

Реализация воспитывающих задач направлена на развитие духовно-нравственных чувств и качеств; личностной сферы ребенка, нравственного выбора и поступка, духовно-нравственной деятельности.

Результатом обучения является обученность ребенка, а воспитания - воспитанность. Обученность - это наличный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости. Воспитанность определяется как «обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия нравственных представлений и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития»13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо получения тех или иных знаний, формирования тех или иных качеств, необходимо развитие личности ребенка. Поэтому на каждом занятии наряду с обучающими и воспитывающими задачами ставится еще одна группа задач - развивающих. Они отражают процесс развития всех сторон личности, познавательной, эмоциональной (мотивационной) и волевой сфер, его сил и духовно-нравственно-волевых качеств, механизмов нравственной оценки и выбора; его нравственной позиции.

Важнейшая категория - содержание духовно-нравственного воспитания. Под содержанием духовно-нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, действий, подлежащих освоению в процессе учебно-воспитательного процесса. Освоение содержания происходит с помощью тех или иных технологий (форм и методов). Именно от правильного выбора форм и методов духовно-нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего процесса воспитания.

Результатом духовно-нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности.

Таким образом, указанные категории и понятия дают нам возможность представить и описать в целом процесс духовно-нравственного воспитания и практически осуществлять его.

13 Народное искусство в воспитании детей / Под. ред. ТС. Комаровой. М., 2000. С. 14.

Psychological-pedagogical reasons for studying

THE BASES OF ORTHODOX CULTURE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

L.P. Gladkikh

Addressing to the problem of modern condition of spiritually-moral education of children, the author pays attention to the formation of the child’s personality which should begin from the earliest age. Spiritually-moral education provides formation of the person in whole and causes the formation of constructive attitudes with the world, people and oneself. That is why the author considers that it is necessary to enter a high-grade course of bases of orthodox culture into preschool educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.