Философия
УДК 111 ББК Ю. 21. 6
Л. И. Сорочик
г. Чита
Личность как образ совершенного человека в христианской антропологии В. В. Зеньковского
В статье исследуется проблема сущности личности и ее роли в становлении и воспитании человека с позиции христианской антропологии русского философа В. В. Зеньковского. Автор статьи обращается к истокам идеи личности - восточно-христианской мысли, сопоставляя основополагающие положения представителей святоотеческого наследия с философскими взглядами Зеньковского, отмечая преемственность христианской традиции и то новое, что внес русский мыслитель в понимание личности.
Ключевые слова: воспитание, индивидуальность, ипостась, личность, образ и подобие Божье, самосознание, совершенство, целостность, человек.
L. I. Sorochik
Chita
The Personality as an Image of a Fully Man (Perfect Man) in Christian Anthropology of V. V. Zenkovsky
The author of the article examines the problem of personality’s essence and its role in a human being’s formation and education from the position of Christian anthropology of Russian philosopher V. V. Zenkovsky. She appeals to the sources of personality concept - to eastern Christian thought, and correlates basic ideas of representatives of patristic legacy with philosophical ideas of Zenkovsky. The author distinguishes the continuity of Christian tradition and underlines the novation which Russian sophist brought in understanding the personality.
Keyworlds: education, individuality, hypostasis, personality, image of God, consciousness, perfection, integrity, a human being.
Личность, индивидуальность, индивид.
Эти понятия являются смыслоообразующи-ми в современной философии, социальной антропологии, педагогике и психологии. Их популярность в научном мире обусловлена теми процессами, которые происходят в сфере образования и воспитания, а также в области естественных наук. Этико-философский анализ данных понятий является важной методологической основой для многих наук, активно развивающихся сегодня, в центре которых стоит человек.
Известно, что существует несколько подходов к определению личности - социальнопсихологический, педагогический, философский. Как правило, они не функционируют изолированно друг от друга, а взаимодействуют, привлекая наиболее ценные характеристики понятия «личность». В результате такого взаимодействия философское определение данного понятия выглядит следующим
образом: личность - это «характеристика образа мысли, чувств и поведения отдельного индивида. Понятие личности охватывает настроения, отношения, взгляды и мнения человека, наиболее ярко проявляющиеся в его взаимоотношениях с другими людьми. Личностью называют, в совокупности, характеристики поведения отдельного индивида, врожденные или приобретенные, наблюдаемые в его отношениях со средой и социальным окружением» [4, с. 355].
Итак, личность есть явление социальнопсихологическое - это главная установка современной общественно-философской мысли. Но русская религиозная философия в лице своих выдающихся представителей И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, П. А. Флоренского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина указывает и на духовно-этический компонент как на один из главных в формировании личности.
В работах вышеперечисленных философов духовность понимается как совокупность религиозности и нравственности. Думается, что исследование феномена личности через призму духовно-этической составляющей может обогатить современное представление о данном явлении. Обратимся к философскому наследию В. В. Зеньковского.
Тема личности развивается Зеньковским, во-первых, в русле его педагогических воззрений, и, во-вторых, в рамках христианской антропологии, главной установкой которой является учение о человеке как образе и подобии Божием. Христианская антропология в лице своих выдающихся представителей Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова и других обращается к теме личности в связи с богословской проблематикой, но уже в сочинениях вышеперечисленных мыслителей мы встречаем данное понятие, которое непосредственно связано с определением сущности духовной и душевной природы человека.
Книга Бытия возвещает об этом так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Святые Отцы определяли образ Божий как душу человеческую с ее разумной, волевой, нравственной сферами, а подобие - как уподобление Творцу (в свободе и творчестве).
Св. Григорий Нисский полагал, что под образом и подобием Бога понимается совершенство человека, т. е. то, что отличает его от космоса и уподобляет Творцу [5, с. 147]. Представители восточной патристики указывают на свободу как на важную ценность, свойственную «венцу творения»: именно в свободе человек уподобляется Богу, свобода -это основа самоопределения. Человек - существо личностное, - отмечал св. Григорий Нисский, и только сама личность может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу [5, с. 202]. В этом и состоит главное отличие человека от остального творения - животного и растительного мира, так как к растениям неприменимо понятие свободы, а животные определяются своей природой - инстинктами.
Идея личностного бытия человека присутствует и в учениях св. Григория Богослова и св. Василия Великого. Личностность заключается, по их мнению, в той свободе, которой
Бог наделил людей: человек может принять или отвергнуть волю Божию, но образ Божий неразрушим в человеке [5, с. 206].. Личность способна на свободный выбор между добром и злом, между подобием и неподобием Богу; всякое неподобие ограничивает личность, затемняет образ Божий в ней, - писал св. Василий Великий [5, с. 207]..
Идея Личности в восточном христианстве определялась двумя догматами: догматом о Святой Троице (Три Лица Святой Троицы есть не три Бога, а один в трех Ипостасях) и христологическим догматом о Боговопло-щении (Христос, будучи Логосом - неизменным Словом Божиим, воплотился в образе человеческом, чтобы человек стал богом, то есть преобразился в добре). Выдающиеся представители восточно-христианской антропологии под «личностью» подразумевают такой образ человека, который отличается возвышенностью и одухотворенностью. Именно такое понимание свойственно отечественному философу и педагогу, церковному деятелю В. В. Зеньковскому.
С. П. Синельников в работе «Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании» отмечает оригинальность философско-педагогической системы Зеньковского, который был «одним из немногих, предложивших свою философско-педагогическую систему, стоящую на стыке гуманитарных наук - философии, педагогики, психологии, богословия, культурологии и литературы» [8].
Одной из главных проблем философской системы В. Зеньковского является проблема развития личности как носительницы духовного начала, примата ее над тварным бытием. Философ исходит их христианского понимания образа Божия - это отправной пункт его антропологии. Образ Божий в человеке есть «начало личности» [1]. Зеньковский обозначает проблемное поле философской антропологии следующим образом: «Все трудности в истолковании христианского учения о человеке связаны как раз с недостаточной уяснен-ностью понятия личности, свидетельством чего является тот поразительный факт, что в истории европейской философии так слабо представлены системы персонализма, что мотивы имперсонализма, нечувствие всей силы и глубины начала личности так сильны в философии христианских народов» [1].
Основным признаком личности является самосознание, которое понимается русским мыслителем как открытие человеком в себе глубин духа и психики. «Самосознание имеет своим объектом именно эту глубину и неисчерпаемость жизни внутри человека - и потому самосознание есть в то же время сознание своего единства, своего “я”, своего своеобразия, отдельности. Здесь же вспыхивает и сознание своего противостояния другим людям, миру, даже Богу, - в глубине себя человек находит не только внутренний мир, не только одно и то же “я”, но и силу противостояния всему, что не есть личность, силу свободы. Здесь открывается какая-то черта абсолютности “я”, во всяком случае, какой-то отсвет Абсолюта - именно в этой возможности противопоставлять себя всему, что не есть “я”», -пишет философ [1].
Самосознание человека иноприродно тварному бытию как таковому, оно не есть продукт природы, его нельзя вывести из понятия генетической эволюции психики, ибо психика и самосознание не тождественны. Здесь Зеньковский вновь размышляет как христианский писатель, ведь в христианской антропологии понятия «духа» (сознания) и «души» (психики) не отождествляются. Безусловно, самосознание связано с психическими процессами, но целиком ими не определяется. Психика и телесная сфера служат проводником и выражением духовного начала, а самосознание есть функция духа [1], начало личности связано с самосознанием.
Идея личности раскрывается во всей полноте по отношению к Божественному Абсолюту. В человеке же она умалена и ограничена, и возникает вопрос: применима ли она по отношению к человеку? Если мы будем рассматривать индивидуум в русле восточнохристианской антропологии, то ответим: несомненно, применима, так как если в человеке есть образ Божий, частица Божественной Личности, то и человек может достичь совершенства, теозиса (обожения).
В работе «Проблемы воспитания в свете православной антропологии» мыслитель отмечает, что для любого человека, даже достигшего определенных высот духа, свойственно раздвоение его натуры, которое проявляется в терзаниях духовной жизни. «Реальность мучительного раздвоения создает
особую потребность внутренней целостности, - и эта потребность является одним из существеннейших фактов духовного развития», - отмечает В. Зеньковский [3]. Искание целостности эквивалентно понятию «уцело-мудривание личности» (оно было предложено славянофилами) и было известно уже представителям восточной патристики. Уце-ломудривание есть собрание воедино всех разрозненных сил человека и трансформация (преображение) их. Так, например, св. Иоанн Лествичник предлагает искоренять пороки и грехи противоположными им силами добра: гордость - смирением, уныние - радостью, блуд - целомудрием. Зеньковский утверждает, что путь человека на земле - это путь креста, а так как у каждого человека свой крест (согласно христианскому вероучению), то это обеспечивает своеобразие и несравненность каждой личности. Крест есть внутренний закон, по которому может быть восстановлена утраченная цельность человека. Как отмечает Л. А. Романова в работе «Ценностные ориентации христианской антропологии как одна из основ стратегии развития образования», «крест - логика духовного пути каждого человека - в очень незначительной степени зависит от внешних коллизий, однако, поскольку он в основном определяет содержание жизни, принципы и цели духовного воспитания напрямую связаны с ним. Поскольку крест определяется Богом, педагогическое руководство личностью не способно повлиять на его суть, но может способствовать его внутреннему усмотрению, поиску путей его воплощения» [6].
В плане этическом под «внутренним законом» понимают совесть, трактуемую христианскими мыслителями как голос Божий в душе человека. Совесть и вся моральная жизнь занимает центральное место в бытии человека, ибо «одухотворение всего состава человека есть... наша подготовка к торжеству вечной жизни.» [7, с. 162].
Зеньковский полагает, что личность характеризуется неповторимостью своего бытия, обусловленной метафизическим ядром, не выводимым из психики, а лишь объективирующимся через нее. Под метафизическим ядром философ понимает некую внеэмпи-рическую составляющую (дух), которая не определяется законами тварного мира.
Метафизическое ядро, по мысли В. В. Зеньковского, заключает в себе потенциальность каждой личности, возможность ее бесконечного совершенствования. Духовнодушевная и телесная природа человека устроена иерархично: в ней наблюдается приоритет духовного начала над психофизическим, так как первое задано Богом, а второе имеет тварное происхождение. Иерархичность определяет концентрацию всех сил и способностей индивидуума, которые центрируются вокруг духовной структуры, названной Зень-ковским «ипостасью». Именно внутреннее единство человека определяет его личность и целостность. Первостепенной задачей человека выступает преодоление своего духовного раздвоения, восстановление изначально целостной структуры личности. Эта структура включает себя одновременно и духовную, и психофизическую составляющую.
Зеньковский исследует природу духовной составляющей личности, которая неоднородна по своей природе: в ней присутствует и образ Божий, и изначальная греховность, которая преодолевается посредством воспитания человека.
Исследователь философско-педагогической системы Зеньковского Л. А. Романова считает, что эта система определяется так называемой теократической идеей, которую разрабатывает философ [6]. Суть ее сводится не только к признанию божественного происхождения человека, но и к исследованию его природы в рамках образа и подобия Творцу. Эта идея позволяет обращаться в процессе воспитания к глубинной метафизической сфере личности, силы которой не находятся ни в распоряжении ни ее самой, ни окружающих, в том числе и педагогов.
Принцип личностной ориентации в воспитании ребенка является одним из основополагающих в концепции Зеньковского. Философ заявляет, что воспитание должно
быть направлено на личность, которая мыслится им как социальная, включающая в себя необходимый духовный компонент. Принцип личностной ориентации воспитательного процесса означает направленность воспитания личности на вхождение ее в состояние благодатной соборности или врастания в Церковь через натуральную соборность как внутреннюю проницаемость личности для социальных влияний. Цель воспитательного процесса есть восхождение человека к духовному началу, элементами воспитания духовной сферы личности являются моральное, религиозное, физическое, половое, социальное, эстетическое и интеллектуальное направления. «Духовная жизнь выражается в том, что душа непрестанно ищет Бога, ищет вечного и безусловного во всём... - отмечает Зеньков-ский, - образ Божий есть способность искать Бога, а, следовательно, способность видеть Его. Искание Безусловного, неотразимо присущее нашей душе, есть искание Бога: эту мысль и выражал блаженный Августин, когда говорил: «для Себя Ты создал нас, Господи, и не успокоится душа наша, пока не найдет Тебя». Это свойство души потому и есть образ Божий... Никакая эволюция тварного мира не могла бы родить томления о Бесконечном, если бы это томление не было порождено в нас самим этим Бесконечным» [2, 156-157].
Таким образом, в своей антропологии В. В. Зеньковский исходил из постулата глубокой ценности личности, рассматривая человека как существо, имеющее возможность совершенствования, способное трансформироваться в личность. Само же учение о личности базируется в концепции мыслителя на христианской идее богообразия человека; Зеньковский развивает учение о личности в соответствии с идеями выдающихся представителей восточного христианства в русле современных ему идей отечественной философии.
Список литературы
1. Зеньковский В. В. Основы христианской антропологии. URL: http // www.portal-slovo.ru/ pedagogy/38280.php (дата обращения: 05. 11. 2010).
2. Зеньковский В. В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 147-161.
3. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. URL: http / www. pstbionline.orthodoxy.ru/node/367 (дата обращения 07. 11. 2010).
4. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей / авт.-сост. Н. Н. Рогалевич. Минск: Харвест, 2008. 832 с.
5. Лосский В. Н. Боговидение. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 759 с.
6. Романова Л. А. Ценностные ориентации христианской антропологии как одна из основ стратегии развития образования. URL: http / www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/Romanova_A_ (дата обращения 08. 11. 2010).
7. Русская философия: Словарь / под общ. ред М. Маслина. М.: ТЕРРА Книжный клуб; Республика, 1999. 656 с.
8. Синельников С. П. Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании». URL: http / www.bogoslov.ru/text/817555.html (дата обращения 08. 11. 2010).