Научная статья на тему 'Духовное образование на Дону в первой половине XIX века'

Духовное образование на Дону в первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМИССИЯ ДУХОВНЫХ УЧИЛИЩ / НОВОЧЕРКАССКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / УСТЬ-МЕДВЕДИЦКОЕ (ЗОТОВСКОЕ) ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЧЕРКАССКОЙ И ГЕОРГИЕВСКОЙ ЕПАРХИИ / ДОНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / SPIRITUAL EDUCATION / COMMISSION OF THEOLOGICAL SCHOOLS / NOVOCHERKASSK SPIRITUAL SCHOOL / UST-MEDVEDITSK (ZOTOVSKY) SPIRITUAL SCHOOL / ESTABLISHMENT OF THE NOVOCHERKASSK AND GEORGIEVSKAYA DIOCESE / THE DON THEOLOGICAL SEMINARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шадрина Алла Валерьевна

Духовные учебные заведения на протяжении XVIII-XIX вв. занимали важнейшее место в системе образования Российской империи. Поскольку в XVIII в. организация церковной жизни в Земле войска Донского значительно отличалась от других епархий Русской православной церкви, становление духовной школы началось здесь только с середины XVIII в., но предпринимаемые попытки открытия семинарии не дали результатов. После завершения в 1807 г. реформирования российской системы образования вопрос об открытии на Дону духовных школ вновь стал актуален. В начале 1821 г. по предложению епископа Воронежского и Черкасского Епифания (Саввич-Канивецкого) правление Воронежской духовной семинарии инициировало открытие в Земле войска Донского трех духовных училищ, деятельность которых регламентировалась законодательством Российской империи. Помимо инициативы воронежского епископа этот процесс был обусловлен рядом причин, в том числе прецедентом контроля духовенства слободских церквей Войска Донского воронежским епископом в ущерб войсковым привилегиям. Деятельность духовных училищ, результатом которой стало повышение уровня образованности приходского духовенства, а также учреждение в 1829 г. самостоятельной Новочеркасской и Георгиевской епархии вызвали к концу 1840-х гг. необходимость открытия в Донской и Новочеркасской епархии духовной семинарии. Ее открытие в 1868 г. завершило процесс становления духовного образования на Дону и унификацию церковной жизни епархии с общероссийской практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS EDUCATION IN THE DON REGION IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY

In the 18th and 19th centuries, religious schools played an extremely important role in the system of education of the Russian Empire. As the way the church life was organized in the Don Army Land in the 18th century differed from that of other eparchies of the Russian Orthodox Church, the formation of the religious school in that region began only in the middle of the 18th century, but all the attempts to establish a seminary there still failed. After the reform of the Russian education, system was completed in 1807, they got back to the idea of opening religious schools in the Don region. In early 1821, following the suggestion of Epifaniy (Savvich-Kanivetsky), Bishop of Voronezh and Cherkassy, the administration of the Seminary of Voronezh started the establishment of three religious schools in the Don Army Land, with their activities being regulated by the law of the Russian Empire. Along with the initiative of the Bishop of Voronezh, the process was stimulated by a series of prerequisites, including the precedent of the priests of the village churches of the Don Army Land being supervised by the Bishop of Voronezh to the detriment of the army privileges. The activities of the religious schools, which resulted in the improvement of the education level of the parish priests, as well as the establishment of the independent Eparchy of Novocherkassk and Georgievsk in 1829, put a question, by the late 1840s, on the necessity to establish a seminary in the Don and Novocherkassk Eparchy. Its opening in 1868 completed both the formation of the religious education in the Don region and the unification of the local church life and the common Russian practice.

Текст научной работы на тему «Духовное образование на Дону в первой половине XIX века»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

УДК 94 (47) DOI 10.23683/0321-3056-2018-4-99-106

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОНУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

© 2018 г. А.В. Шадрина а

а Южный научный центр Российской академии наук, Ростов-на-Дону, Россия

RELIGIOUS EDUCATION IN THE DON REGION IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY

A. V. Shadrina а

а Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia

Шадрина Алла Валерьевна -кандидат исторических наук, научный сотрудник,

Южный научный центр Российской академии наук, пр. Чехова, 41, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. E-mail: shadrina@ssc-ras.ru

Alla V. Shadrina -Candidate of History, Researcher,

Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Chekhov Ave, 41, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: shadrina@ssc-ras.ru

Духовные учебные заведения на протяжении XVIII-XIX вв. занимали важнейшее место в системе образования Российской империи. Поскольку в XVIII в. организация церковной жизни в Земле войска Донского значительно отличалась от других епархий Русской православной церкви, становление духовной школы началось здесь только с середины XVIII в., но предпринимаемые попытки открытия семинарии не дали результатов. После завершения в 1807 г. реформирования российской системы образования вопрос об открытии на Дону духовных школ вновь стал актуален. В начале 1821 г. по предложению епископа Воронежского и Черкасского Епифания (Саввич-Канивецкого) правление Воронежской духовной семинарии инициировало открытие в Земле войска Донского трех духовных училищ, деятельность которых регламентировалась законодательством Российской империи. Помимо инициативы воронежского епископа этот процесс был обусловлен рядом причин, в том числе прецедентом контроля духовенства слободских церквей Войска Донского воронежским епископом в ущерб войсковым привилегиям. Деятельность духовных училищ, результатом которой стало повышение уровня образованности приходского духовенства, а также учреждение в 1829 г. самостоятельной Новочеркасской и Георгиевской епархии вызвали к концу 1840-х гг. необходимость открытия в Донской и Новочеркасской епархии духовной семинарии. Ее открытие в 1868 г. завершило процесс становления духовного образования на Дону и унификацию церковной жизни епархии с общероссийской практикой.

Ключевые слова: духовное образование, Комиссия духовных училищ, Новочеркасское духовное училище, Усть-Медведицкое (Зотовское) духовное училище, учреждение Новочеркасской и Георгиевской епархии, Донская духовная семинария.

In the 18th and 19th centuries, religious schools played an extremely important role in the system of education of the Russian Empire. As the way the church life was organized in the Don Army Land in the 18th century differed from that of other eparchies of the Russian Orthodox Church, the formation of the religious school in that region began only in the middle of the 18th century, but all the attempts to establish a seminary there still failed. After the reform of the Russian education, system was completed in 1807, they got back to the idea of opening religious schools in the Don region. In early 1821, following the suggestion of Epifaniy (Savvich-Kanivetsky), Bishop of Voronezh and Cherkassy, the administration of the Seminary of Voronezh started the establishment of three religious schools in the Don Army Land, with their activities being regulated by the law of the Russian Empire. Along with the initiative of the Bishop of Voronezh, the process was stimulated by a series ofprerequisites, including the precedent of the priests of the village churches of the Don Army Land being supervised by the Bishop of Voronezh to the detriment of the army privileges. The activities of the religious schools, which resulted in the improvement of the education level of the parish priests, as well as the establishment of the independent Eparchy of Novocherkassk and Georgievsk in 1829, put a question, by the late 1840s, on the necessity to establish a seminary in the Don and Novocherkassk Eparchy. Its opening in 1868 completed both the formation of the religious education in the Don region and the unification of the local church life and the common Russian practice.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

Keywords: spiritual education, Commission of theological schools, Novocherkassk spiritual school, Ust-Medveditsk (Zotovsky) spiritual school, establishment of the Novocherkassk and Georgievskaya diocese, The Don Theological Seminary.

В системе образования Российской империи духовные учебные заведения занимали важнейшее место, поскольку их целью было не только обеспечение Русской православной церкви образованными клириками, но и широкое вовлечение священнослужителей в становление начального образования. В первой половине XIX в. в Земле войска Донского начинается постепенный процесс унификации деятельности образовательных учреждений с общероссийской практикой, что в первую очередь коснулось духовных учебных заведений. Поскольку история духовного образования в донском регионе ранее не изучалась, поставленная проблема представляется актуальной. В настоящей статье в качестве объекта исследования выступают духовные школы Донской и Новочеркасской епархии: духовные училища и духовные семинарии.

Историография проблемы была сформирована в дореволюционный период. Она включает два направления, обусловленных региональными интересами, - работы воронежских историков, во второй половине XIX в. уделивших значительное внимание истории становления духовного образования [1-2], и работы донских исследователей, преимущественно преподавателей Донской духовной семинарии, посвятивших немало работ истории духовных школ Донской и Новочеркасской епархии [3-6]. Современная историография представлена весьма незначительным числом работ. Наиболее интересно среди них исследование С.В. Римского [7], в котором затрагиваются проблемы духовного образования в Донской и Новочеркасской епархии. В монографии Е.И. Кирсанова «Православный Тихий Дон» осуществлен краткий обзор духовного образования на Дону в дореволюционный период [8, с. 312-325], однако автор в качестве духовных учебных заведений рассматривает приходские училища [8, с. 314-315], которые не относились к системе духовного образования.

Вопрос о необходимости учреждения в Земле войска Донского духовного учебного заведения впервые был поставлен в середине XVIII в. и связан с попытками воронежских епископов упорядочить на Дону церковную жизнь. После жалоб воронежского Преосвященного 16 июля 1746 г. на Дон последовала грамота императрицы Елизаветы Петровны, в которой она предло-

жила Войску, повторяя постановление Св. Синода, либо назначать на вакантные места в донские храмы «семинаристов Воронежской или других епархий» [9, с. 404-406], либо открыть в Черкасске собственную духовную семинарию для обучения будущего духовенства. Около 1749 г. семинарию открыли [5, с. 113]. Она была основана войсковым правительством без участия епархиальной власти, содержалась на средства духовенства и не пользовалась его сочувствием [10, с. 58]. В 1758 г. семинария прекратила свое существование после пожара [11, с. 34]. В 1766 г. вопрос о необходимости открытия в Войске Донском духовной семинарии был поставлен воронежским епископом Тихоном (Соколовым). Получив отказ Войска, епископ обратился к донскому духовенству, которое, «добровольно согласясь» на открытие семинарии, было вынуждено содержать ее за свой счет [12, с. 39]. Отсутствие необходимых средств на содержание духовного учебного заведения стало причиной его закрытия в 1779 г. [12, с. 45].

Со времени прекращения существования в 1779 г. Черкасской семинарии вопрос об основании на Дону духовных школ не поднимался до 1815 г. Он стал вновь актуальным в связи с реформированием системы образования Российской империи, начавшимся в первые годы после восшествия на престол императора Александра I. Этот процесс шел по двум направлениям: с 1802 г. реформировалась система светского образования, с 1807 г. - духовного.

В целях контроля светского образования в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, вся империя была поделена на 6 учебных округов, во главе которых стоял определенный университет. В 1804 г. был утвержден устав гимназий и училищ, регламентирующий внутреннюю жизнь и формы отчетности каждого министерского училища. Результатом реформ светского образования на Дону было открытие в 1805 г. в Новочеркасске гимназии и уездного (окружного) училища [10, с. 57]. В 1866 г. на территории Области войска Донского действовали: Мариинский институт благородных девиц, 2 классические гимназии, 8 окружных и 97 приходских училищ, одно женское училище 1-го разряда, 4 - 2-го разряда, 13 - 3-го разряда, не считая сельские и частные школы [13, с. 4].

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

В 1807 г. началась реформа духовных учебных заведений. Еще в первые годы царствования Александра I архиепископом Могилевским Анастасием (Братановским) и викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Евгением (Болховитиновым) были составлены проекты преобразования духовных школ. Проект епископа Евгения, несмотря на скептическое отношение к нему митрополита Московского Платона (Левшина) [14, с. 7], оказал большое влияние на последующую реформу. После обсуждения проектов 29 ноября 1807 г. по указу императора был учрежден Комитет духовных училищ. Через полгода, 26 июня 1808 г., он представил на утверждение императора документ «Об усовер-шении духовных училищ; о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства» [15, с. 368395], который после утверждения Александром I стал законодательным актом, регламентирующим изменения в системе духовного образования. Согласно этому документу, с 1808 г. для «общего и высшего управления духовных училищ» при Св. Синоде была учреждена Комиссия духовных училищ [15, с. 368, 383]. Ей подчинялись все духовные учебные заведения, разделенные, подобно светским, на 4 учебных округа, по числу духовных академий [10, с. 59]. Академии контролировали семинарии, семинарии -уездные и приходские духовные училища [15, с. 383].

Вводилась четырехступенчатая система духовного образования. Начальный этап образования поручался приходским духовным училищам, в которых изучались чтение и писание на российском языке: четыре первых правила арифметики; церковное нотное пение; первые начала российской грамматики; сокращенный катихизис [15, с. 383]. Курс училища длился 2 года и разделялся на 2 класса [15, с. 383]. Местнахождение и количество приходских училищ определялись Комиссией духовных училищ [15, с. 383]. Приходские училища возглавлялись «смотрителем благочиния», подотчетным Правлению семинарии [15, с. 383].

В уездное духовное училище поступали дети после окончания приходского «по предъявлении об успехах их положенных свидетельств» [15, с. 361]. Здесь изучались продолжение российской грамматики и обучение славянской; продолжение арифметики и церковного нотного пения (обиходного и партесного); начала греческого и латинского языков; начала истории и

географии, особенно же священной и церковной истории; пространный катихизис и устав церковный; обучение соседственного языка в тех местах, где он различен с российским [15, с. 361]. Во главе училища должен был стоять ректор, обязательно имеющий степень либо доктора богословия, либо магистра словесных наук. Также определялся внутрицерковный статус ректора - им мог стать либо архимандрит, либо игумен, либо первый присутствующий в духовном правлении протоиерей [15, с. 362]. Следующим этапом получения духовного образования были семинарии и академии. Важнейшей частью реформы, обеспечившей жизнеспособность системы духовного образования Российской империи до событий 1917-1920 гг., было введение их централизованного материального обеспечения [17, с. 116].

После неудачных опытов основания во второй половине XVIII в. в Земле войска Донского духовной школы, становление духовного образования, регламентированного законодательством Российской империи, а именно открытие духовных училищ, началось здесь с 1820-х гг. Оно было обусловлено комплексом причин. Прежде всего в первое десятилетие XIX в., благодаря политике Российской империи, настаивавшей на получении духовенством соответствующего образования, донские священнослужители столкнулись с необходимостью обучения своих детей, чтобы обеспечить их в будущем местом служения. Это стало очевидным после утверждения в 1815 г. Св. Синодом и Правительствующим Сенатом правил о замещении священнических мест в слободах Земли войска Донского, составленных епископом Воронежским и Черкасским Антонием (Соколовым) [12, с. 43]. Необходимость урегулирования этого вопроса возникла по причине того, что в начале XIX в. Войско Донское, на протяжении XVIII в. отстаивавшее право самостоятельно замещать священно- и церковнослужительские места при донских церквах, «затруднялось в выделении из своей среды людей для церковного клира даже в свои (станичные) церкви» [16, с. 279]. Правила, составленные епископом Антонием, оговаривали, что на вакантные места при храмах донских помещичьих слобод определялись «священноцерковнослужители от других церквей Воронежской епархии: не учившиеся в семинарии - по избранию и одобрению помещиков и прихожан, а ученые - по назначению епархиального Преосвященного» [16, с. 283-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

284]. Поскольку жители Земли войска Донского с выраженным неудовольствием принимали в качестве приходских священников «иногородних» - священнослужителей из Воронежской епархии, Преосвященный сделал однозначный выбор в пользу выпускников Воронежской духовной семинарии, которых он назначал по своему усмотрению без согласия прихожан и помещиков.

Прецедент контроля духовенства слободских церквей Воронежским Преосвященным в ущерб «привилегиям» Войска Донского повлек за собой и «обязательство» Преосвященного Антония, данное им Сенату, открытия «в Новочеркасске, или где будет способнее по местным удобствам, духовного училища под управлением Воронежской семинарии, на правах уездных и приходских училищ» [16, с. 284].

Обстоятельства 1815 г., показавшие твердое намерение Воронежского епископа, поддерживаемого и Св. Синодом, и Правительствующим Сенатом, в конце концов привести донское духовенство в подчинение церковной власти, заставили донских священнослужителей задуматься в том числе о неудобстве и дороговизне обучения детей в Воронежской духовной семинарии. Все эти причины постепенно сломили активное предубеждение духовенства против духовного образования.

В начале 1821 г. по предложению епископа Воронежского и Черкасского Епифания (Сав-вич-Канивецкого) правление Воронежской духовной семинарии инициировало открытие трех духовных училищ в Земле войска Донского: уездного в Новочеркасске и приходских в станицах Зотовской и Каменской [4, с. 517; 10, с. 60]. К этому времени в Новочеркасске уже существовало приходское училище, открытое в 1819 г. по инициативе протоиерея Новочеркасского войскового собора Иакова Мерхалева. Поскольку организация этой школы носила частный характер, училище именовалось «заштатным» [10, с. 60].

Подготовка к открытию училищ началась летом 1821 г. 3 июля правление Воронежской духовной семинарии «предписало» протоиерею И. Мерхалеву «заготовить приличные помещения для обоих училищ» [10, с. 60]. Тогда же, опасаясь негативной реакции донского духовенства, с которой воронежские епископы были хорошо знакомы еще с середины XVIII в., священно- и церковнослужителям через Новочеркасское духовное правление было официально

предписано «обязательно представить к 1 сентября своих детей от 6 до 15-летнего возраста в предположенные к открытию училища» [17, с. 116-117]. Благочинные также по указу духовного правления взяли у родителей подписки в том, что они привезут детей к назначенному сроку в Новочеркасск, но очень многие по различным причинам, «большей частью вымышленным», отказались от обучения детей [17, с. 116-117].

Если в Новочеркасске помещение для духовного училища нашлось без труда, то в станице Каменской это оказалось невозможным. Более того, никто не пожелал обучать там своих детей, отдавая предпочтение уже зарекомендовавшему себя «заштатному» училищу. В результате протоиерей И. Мерхалев ходатайствовал перед правлением семинарии об открытии приходского училища не в станице Каменской, а в Новочеркасске [10, с. 61]. Семинарское правление сочло доводы убедительными, и после получения разрешения Комиссии духовных училищ приходское духовное училище было открыто в Новочеркасске.

Итак, Новочеркасское уездное духовное училище было открыто 21 сентября 1821 г. [18, с. 142]. В 1822 г. при нем было основано приходское училище [12, с. 43]. По отзыву выдающегося исследователя донской истории, инспектора Донской духовной семинарии А.А. Кириллова, с конца 1820-х и до начала 1840-х гг. Новочеркасское духовное училище «пользовалось особенно хорошей репутацией в городе, вследствие чего его предпочитали другим градским учебным заведениям даже лица с видным общественным положением» [17, с. 118]. В 1854 г. приходское и уездное училища были объединены в одно под названием «уездного» с тремя отделениями: низшим, средним и высшим с двухгодичным курсом в каждом. С 1854 по 1863 г. при училище действовал причетнический класс, в котором обучались мальчики с 15 по 17 лет [4, с. 515]. В 1863 г. класс был закрыт «по недостатку учеников» [4, с. 514]. По уставу 1867 г. училище было преобразовано в 4-классное [19, с. 29]. На протяжении своего существования Новочеркасское духовное училище готовило не только к поступлению в духовную семинарию, но и было обязательным цензом для поступления на церковнослужительские должности в приходские храмы Донской и Новочеркасской епархии. Ежегодно в нем обучались более 300 человек [4, с. 515].

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

1 сентября 1821 г. распоряжением Св. Синода было учреждено и 8 ноября 1821 г. открыто духовное училище в станице Зотовской Хоперского округа. В 1841 г. оно было преобразовано в уездное духовное училище, а в 1862 г. переведено в станицу Усть-Медведицкую и продолжило свое существование как Усть-Медведицкое духовное училище [18, с. 143].

Здесь уместно отметить, что с 1802 г. в Земле войска Донского в рамках проведения ряда преобразований в управлении, было создано 9 сыскных начальств. В результате этого Земля войска Донского была разделена на 7 территориальных округов с окружными правлениями [20, с. 125]. Если светские учебные заведения (окружные и приходские училища) после 1835 г. в обязательном порядке открывались, помимо Новочеркасска, во всех окружных станицах, то духовные школы, число которых было регламентировано еще в 1821 г. [4, с. 517; 10, с. 60], были основаны в Новочеркасске и станице Зо-товской. В двух Новочеркасских духовных училищах обучались дети духовенства храмов Нижнего Дона, в станице Зотовской (затем в станице Усть-Медведицкой) - дети священно- и церковнослужителей Хоперского и Усть-Медведицкого округов. В отличие от светских учебных заведений духовные школы, предполагающие служение выпускников на церковном поприще, были ограничены профессиональной ориентацией, в связи с чем их число не увеличивалось.

Важнейшей предпосылкой к постановке вопроса о необходимости открытия на Дону духовной семинарии стало учреждение в 1829 г. Новочеркасской и Георгиевской епархии. Поскольку законом об образовании 1808 г. оговаривалось, что «в каждой епархии полагается одна семинария» [15, с. 362], этот вопрос обсуждался еще в процессе подготовки учреждения епископской кафедры в Новочеркасске. Так, в докладе Св. Синода на имя императора Николая I от 10 мая 1829 г. говорилось: «Что же касается до устроения во вновь учреждаемой Новочеркасской епархии семинарии, предоставить будущему архиерею сей епархии войти о сем по устроении епархии особым обстоятельным представлением; между тем детям священно- и церковнослужителей сей епархии продолжать обучаться в тех семинариях и училищах, где они ныне обучаются, и по увольнении из оных поступать им в распоряжение новочеркасского архиерея по принадлежности» [21, с. 117].

2018. N0. 4

Иными словами, вопрос об открытии духовной семинарии в учреждаемой епархии был предрешен, но на его осуществление давалось длительное время.

Первый донской архипастырь - архиепископ Афанасий (Телятев), прибыв в Новочеркасск, столкнулся с большим количеством проблем, требующих срочного разрешения, поэтому вопрос об учреждении на Дону духовной семинарии в 1829-1842 гг. им не поднимался, хотя ее необходимость с каждым годом становилась все более очевидной. Помимо устройства архиерейского дома и других бытовых вопросов, архиепископ, как и воронежские Преосвященные XVIII - начала XIX в., столкнулся с неведомой в других епархиях Русской православной церкви практикой - на Дону духовенство подчинялось канцелярии Войска Донского, а архиепископ понимался лишь как лицо, облеченное властью «посвящать» ставленников в священный сан. Только в 1835 г. принятие «Положения об управлении Донского войска» урегулировало эту проблему. Глава «О духовенстве в Донском войске» пункта XI Приложения к наказу гражданскому управлению оговаривала, что с момента принятия «Положения», духовенство «в Донском Войске... лично по себе находится в полном управлении епархиального начальства и непосредственно подлежит распоряжению и суду онаго» [22, с. 215]. Это революционное для донцов положение стало точкой отсчета длительного процесса упорядочения внутриепархи-альной жизни и приведения ее в конечном счете к общероссийской практике.

Знакомство с донским духовенством заставило архиепископа Афанасия сделать вывод о «бесшкольности» духовенства: в 1830 г. из 520 наличных священников только 23 окончили полный семинарский курс [6, с. 54]. Преосвященный, понимая, что в период становления епархии не удастся изыскать средства на открытие духовной семинарии и найти для нее преподавателей, предпринял попытку решения проблемы двумя способами. Во-первых, «чтобы хотя сколько-нибудь возвысить знание клириков», архиепископ устроил причетнический класс при архиерейском доме [6, с. 55]. Вторым способом решения проблемы были попытки приглашения на службу в Новочеркасскую епархию выпускников близлежащих духовных семинарий - воронежской и тамбовской. Однако эти попытки не увенчались успехом [6, с. 55]. Таким образом, проблема духовенства Новочер-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

касской и Георгиевской епархии, в подавляющем большинстве не имевшего никакого образования кроме «домашнего», продолжала оставаться до 1830-х гг. Тем не менее постепенное вовлечение донского духовенства в общероссийскую практику внутрицерковной жизни уже к 1840 г. начало давать хоть и незначительные, но устойчивые результаты. Если до учреждения Новочеркасской и Георгиевской епархии духовенство выраженно игнорировало возможность обучения детей в Воронежской духовной семинарии, то с 1829 г. ситуация начала меняться: до 1829 г. Воронежскую семинарию окончили только 3 сына донских священников [23, с. 17, 40]; в 1829 г. - 3 [23, с. 44-46]; в 1831 г. - 7 [23, с. 48-50]; в 1833 г. - 7 [23, с. 52-54]; в 1835 г. -5 [23, с. 55, 56, 59]; в 1837 г. - 11 [23, с. 61-64]; в 1839 г. - 9 [23, с. 64-68]; в 1841 г. - 5 [23, с. 6972]. Подавляющее большинство выпускников вернулись на Дон, многие из них были представителями известных донских священнических династий, сыгравших видную роль в истории Донской и Новочеркасской епархии.

Вопрос об открытии в Донской и Новочеркасской епархии духовной семинарии неоднократно поднимался на протяжении 1840-1850-х гг. [24, с. 10]. Особый вклад в решение этой проблемы внес архиепископ Иоанн (Доброзраков), который в 1866 г. направил в Св. Синод представление с проектом устройства семинарии [25, л. 2]. Обоснование ее к тому времени уже насущной необходимости было выражено членом Донской духовной консистории протоиереем Василием Смирновым [26, л. 2]. Проект архиепископа Иоанна не был поддержан Св. Синодом не из-за незначительных погрешностей, на которые указал в отношении от 15 декабря 1866 г. обер-прокурор Св. Синода [25, л. 2], но главным образом из-за готовившейся реформы духовно-учебных заведений. Осмысленная как руководством епархии, так и ее клириками необходимость учреждения в Новочеркасске духовной семинарии, завершение реформы духовно-учебных заведений и деятельность архиепископа Донского и Новочеркасского Платона (Городецкого) стали причиной ее открытия в 1868 г.

Итак, в первой половине XIX в. в результате реформирования духовной школы начался активный процесс открытия духовных учебных заведений в регионах. В Земле войска Донского, несмотря на предубеждение духовенства, были открыты 3 духовных училища. Благодаря их деятельности за незначительный период изме-

нился уровень образованности клириков Донской и Новочеркасской епархии, и был поставлен вопрос о необходимости открытия духовной семинарии для продолжения образования будущего донского духовенства. Открытие духовной семинарии завершило не только процесс становления духовного образования на Дону, но и унификацию церковной жизни епархии с общероссийской практикой.

Литература

1. Никольский П.В. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж : Образ, 2011. 656 с.

2. Правдин А.М. Воронежская епархия в первое десятилетие XIX в. (по данным архива Воронежской духовной консистории) // Воронежская старина. Вып. 5. Воронеж : Типолитография товарищества «Н. Кравцов и К», 1905. С. 217-278.

3. Попов А. История Новочеркасского духовного училища Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1896. № 5. С. 116-130. № 8-9. С. 214-218; № 11. С. 281-284; № 16. С. 447-452; № 17. С. 490-197; № 19. С. 564-567; 1898. Неофициальный отдел. № 3. С. 61-64; № 6. С. 157-161; № 8-9. С. 213-217; № 10. С. 257-262.

4. Попов А. Семидесятипятилетие существования духовных училищ Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1896. № 17. 1 сент. С. 512-517.

5. Кириллов А.А. Церковная школа на Дону // Донские епархиальные ведомости. 1905. Неофиц. отд. № 6. С. 111-115.

6. Снесарев Н.П. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона: в 2 вып. Новочеркасск : Областная войска Донского типография, 1877. Вып. 1. 239 с.

7. Римский С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д. : Рост. книжн. изд-во, 1998. 336 с.

8. Кирсанов Е.И. Православный Тихий Дон. М. : Держава, 1997. 375 с.

9. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А. Лишиным. Новочеркасск : Типография А.А. Карасева, аренд. Ф.М. Туников, 1894. Т. II, ч. 2. 819 с.

10. Попов А. История Новочеркасского духовного училища Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1897. № 3. С. 57-63.

11. Кириллов А.А. К истории народного просвещения на Дону // Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Вып. 3. Ново-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

черкасск : Частная Донская типография, 1902. С. 27-34.

12. Овсянников Е.П., прот. Святитель Тихон Задонский как благоустроитель церковной жизни в Донской Украйне // Воронежская старина. Воронеж : Типолитография товарищества «Н. Кравцов и К», 1914. Вып. 13. С. 3-64.

13. Кириллов А.А. Празднование двадцатипятилетия Донской духовной семинарии 1 октября 1893 г. Новочеркасск : Донская типография, 1893. 56 с.

14. Надеждин А. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884. СПб. : Синодальная типография, 1885. 658 с.

15. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Собр. I. Т. XXX. 1808-1809. СПб., 1830. 1404 с.

16. Правдин А.М. Об отношениях донских казаков к власти воронежских епископов периода церковной зависимости их от воронежской епископской кафедры // Воронежская старина. Воронеж : Типолитография В.И. Исаева, 1902. Вып. 4. С. 267288.

17. Кириллов А.А. История Новочеркасского духовного училища Донской епархии // Донские епархиальные ведомости. 1897. № 5. С. 116-125.

18. Кириллов А.А. Донская епархия в ее настоящем положении (По статистическим данным 1896 г.). Новочеркасск : Донская типография, 1896. 219 с.

19. Попов А. Преобразование Новочеркасского духовного училища по уставу 1867 г. // Донской православный вестник. 1917. № 2. С. 29-41.

20. Тикиджьян Р.Г. История и культура народов Донского края и казачества. Ростов н/Д. : Донской издательский дом, 2010. 448 с.

21. Материалы, относящиеся к открытию Донской епархии // Сборник Областного войска Донского Статистического Комитета. Вып. 2. Новочеркасск : Частная Донская типография, 1901. С. 97-131.

22. Приложения к наказу гражданскому управлению Донского войска. СПб. : Военная типография, 1835. 284 с.

23. Выпускники Воронежской духовной семинарии. 1745-2015. Материалы к биографическому справочнику. Воронеж : [Б.и.], 2015. 381 с.

24. Енина И.А. Донская духовная семинария // Донской архив (историко-генеалогический альманах). Вып. 5. Ростов н/Д. : [Б.и.], 2009. С. 10-12.

25. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 352. Оп. 1. Д. 9. Дело об открытии Донской духовной семинарии. 1868 г.

26. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 5352. Дело об открытии семинарии в г. Новочеркасске. 1863 г.

References

1. Nikol'skii P.V. Istoriya Voronezhskoi dukhovnoi seminarii [History of the Voronezh Theological Seminary]. Voronezh: Obraz, 2011, 656 p.

2. Pravdin A.M. [Voronezh Diocese in the First Decade of the 19th Century (According to the Archive of the Voronezh Spiritual Consistory)]. Voronezhskaya starina [Voronezh Antiquity]. Voronezh: Tipolitografiya tovari-shchestva "N. Kravtsov i K", 1905, Iss. 5, pp. 217-278.

3. Popov A. Istoriya Novocherkasskogo dukhov-nogo uchilishcha Donskoi eparkhii [History of Novocherkassk Theological School of the Don Diocese]. Don-skie eparkhial'nye vedomosti. 1896, No. 5, pp. 116-130; No. 8-9, pp. 214-218; No. 11, pp. 281-284; No. 16, pp. 447-452; No. 17, pp. 490-197; No. 19, pp. 564-567; 1898. Informal division. No. 3, pp. 61-64; No. 6, pp. 157161; No. 8-9, pp. 213-217; No. 10, pp. 257-262.

4. Popov A. Semidesyatipyatiletie sushchestvovani-ya dukhovnykh uchilishch Donskoi eparkhii [The Seventy-fifth Anniversary of the Existence of Religious Schools in the Don Diocese]. Donskie eparkhial'nye vedomosti. 1896, No. 17, Sept. 1, pp. 512-517.

5. Kirillov A.A. Tserkovnaya shkola na Donu [Church School on the Don]. Donskie eparkhial'nye ve-domosti. 1905. Informal division. No. 6, pp. 111-115.

6. Snesarev N.P. Donskaya eparkhiya i desyatilet-nee upravlenie eyu arkhiepiskopa Platona [Don Diocese and a Ten-year Management of Archbishop Platon]: in 2 Iss. Novocherkassk: Oblastnaya voiska Donskogo tipo-grafiya, 1877, Iss. 1, 239 p.

7. Rimskii S.V. Pravoslavnaya tserkov' i gosudar-stvo v XIX veke. Donskaya eparkhiya: ot proshlogo k nastoyashchemu [The Orthodox Church and the State in the 20th Century. Don Diocese: from Past to Present]. Rostov-on-Don: Rost. knizhn. izd-vo, 1998, 336 p.

8. Kirsanov E.I. Pravoslavnyi Tikhii Don [Orthodox Quiet Don]. Moscow: Derzhava, 1997, 375 p.

9. Akty, otnosyashchiesya k istorii Voiska Donskogo, sobrannye general-maiorom A.A. Lishinym [Acts Relating to the History of the Don Cossacks, Collected by Major General A.A. Lishin]. Novocherkassk: Tipografiya A.A. Karaseva, rent. F.M. Tunikov, 1894, vol. II, ch. 2, 819 p.

10. Popov A. Istoriya Novocherkasskogo dukhov-nogo uchilishcha Donskoi eparkhii [History of Novo-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

cherkassk Theological School of the Don Diocese]. Don-skie eparkhial'nye vedomosti. 1897, No. 3, pp. 57-63.

11. Kirillov A.A. K istorii narodnogo prosveshcheni-ya na Donu [To the History of Public Education on the Don]. Sbornik Oblastnogo voiska Donskogo Statistich-eskogo Komiteta. Novocherkassk: Chastnaya Donskaya tipografiya, 1904, Iss. 3, pp. 27-34.

12. Ovsyannikov E.P., prot. [Sainted Tikhon of Za-donsk as an Arranger of Church Life in the Don Ukraine]. Voronezhskaya starina [Voronezh Antiquity]. Voronezh: Tipolitografiya tovarishchestva "N. Kravtsov i K", 1914, Iss. 13, pp. 3-64.

13. Kirillov A.A. Prazdnovanie dvadtsatipyatiletiya Donskoi dukhovnoi seminarii 1 oktyabrya 1893 g. [Celebration of the Twenty-fifth Anniversary of the Don Theological Seminary, October 1, 1893]. Novocherkassk: Donskaya tipografiya, 1893, 56 p.

14. Nadezhdin A. Istoriya Sankt-Peterburgskoi pra-voslavnoi dukhovnoi seminarii s obzorom obshchikh uza-konenii i meropriyatii po chasti seminarskogo ustroistva. 1809-1884 [The History of the St. Petersburg Orthodox Theological Seminary with an Overview of General Laws and Events on the Part of the Seminary. 1809-1884]. Saint Petersburg: Sinodal'naya tipografiya, 1885, 658 p.

15. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii s 1649 g. [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire since 1649]. Col. I. Vol. XXX. 1808-1809. Saint Petersburg, 1830, 1404 p.

16. Pravdin A.M. [On the Relations of the Don Cossacks to the Government of the Voronezh Bishops of the Period of Church Dependence on the Voronezh Episcopal Chair]. Voronezhskaya starina [Voronezh Antiquity]. Voronezh : Tipolitografiya V.I. Isaeva, 1902, Iss. 4, pp. 267-288.

17. Kirillov A.A. Istoriya Novocherkasskogo du-khovnogo uchilishcha Donskoi eparkhii [History of Novocherkassk Theological School of the Don Diocese]. Donskie eparkhial'nye vedomosti. 1897, No. 5, pp. 116125.

18. Kirillov A.A. Donskaya eparkhiya v ee nasto-yashchem polozhenii (Po statisticheskim dannym 1896 g.) [Don Diocese in its Current Position (According to Statistics in 1896)]. Novocherkassk: Donskaya tipografiya, 1896, 219 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Popov A. Preobrazovanie Novocherkasskogo du-khovnogo uchilishcha po ustavu 1867 g. [The Transformation of the Novocherkassk Theological School under the Charter of 1867]. Donskoi pravoslavnyi vestnik. 1917, No. 2, pp. 29-41.

20. Tikidzh'yan R.G. Istoriya i kul'tura narodov Donskogo kraya i kazachestva [The History and Culture of the Peoples of the Don Region and the Cossacks]. Rostov-on-Don: Donskoi izdatel'skii dom, 2010, 448 p.

21. Materialy, otnosyashchiesya k otkrytiyu Donskoi eparkhii [Materials Related to the Opening of the Don Diocese]. Sbornik Oblastnogo voiska Donskogo Statis-ticheskogo Komiteta. Novocherkassk: Chastnaya Donskaya tipografiya, 1901, Iss. 2, pp. 97-131.

22. Prilozheniya k nakazu grazhdanskomu upravleni-yu Donskogo voiska [Annexes to the Behest of Don Civilian Command and Control]. Saint Petersburg: Voen-naya tipografiya, 1835, 284 p.

23. Vypuskniki Voronezhskoi dukhovnoi seminarii. 1745-2015. Materialy k biograficheskomu spravochniku [Graduates of the Voronezh Theological Seminary. 17452015. Biographical Reference Materials]. Voronezh [B.i.], 2015, 381 p.

24. Enina I.A. Donskaya dukhovnaya seminariya [Don Theological Seminary]. Donskoi arkhiv (istoriko-genealogicheskii al'manakh). Rostov-on-Don [B.i.], 2009, Iss. 5, pp. 10-12.

25. Gosudarstvennyi arkhiv Rostovskoi oblasti (GARO) [State Archive of the Rostov Region (SARR)]. Fund 352. In. 1. File 9. The Case of the Opening of the Don Theological Seminary. 1868.

26. GARO [SARR]. Fund 226. In. 2. File 5352. The Case of the Opening of the Don Theological Seminary in Novocherkassk. 1863.

Поступила в редакцию / Received 25 сентября 2018 г. / September 25, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.