Научная статья на тему 'Особенности взаимоотношений духовных и казачьих властей на Дону (XVIII - 60-70 годы xix вв. )'

Особенности взаимоотношений духовных и казачьих властей на Дону (XVIII - 60-70 годы xix вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОН / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / КАЗАКИ / THE NORTH CAUCASUS / THE MOUNTAINEERS / JOURNAL / EDITION / "OTECHESTVENNIYE ZAPISKI" / THE HISTORICAL SOURCE / DON / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE DON AND NOVOCHERKASSK EPARCHY / PARISH CLERGY / COSSACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорова Наталья Владимировна, Тахтамышев Владимир Григорьевич

В статье проанализирована эволюция взаимоотношений церковных и казачьих властей на Дону в контексте церковно-административных преобразований XVIII-XIX веков. Рассматриваются вопросы соотношения архиерейской и войсковой власти над донскими приходами на разных этапах развития Дона как церковно-административной единицы. Анализируются некоторые направления церковных преобразований эпохи Александра II. Указывается, что в связи с противодействием казачьих властей в 60-70-е годы XIX века не удалось достичь ликвидации правового неравенства духовенства казачьего и иногороднего происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiar Properties of the Relationship between Church and Cossack Authorities in the Don Region (the 18th Century - the 1860s and 1870s)

The article deals with the evolution of relations between the Church and the Don Cossack authorities in the context of administrative-territorial changes in the 18th and 19th centuries. The author analyzes differences between the power of Bishops and Cossack authorities over the Don parishes at different stages of the Don’s development as a Church administrative unit. The study examines some areas of Church reforms of the era of Alexander II. It indicates that the Orthodox Church failed to achieve the elimination of legal inequality of the Cossack and non-Cossack clergy in the 1860s and 1870s. The main reason is opposition of the Cossack authorities.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимоотношений духовных и казачьих властей на Дону (XVIII - 60-70 годы xix вв. )»

17. Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1827, Ch. 31, pp. 127-168, 266-314.

18. Glinka F.N. Otechestvennyye zapiski, 1821, Ch. 5, pp. 25-39, 141-150.

19. Debu O.L. Otechestvennyye zapiski, 1821, Ch. 8, pp. 86-104; 1822, Ch. 9, pp. 245-264, 354-381; Debu O.L. Otechestvennyye zapiski, 1822, Ch. 10, pp. 50-59; Zamechaniya general-mayora Debu o sostoyanii Chernomorii i Chernomorskikh koza-kov [Historical news about the campaign of Russian troops in 1796 in Dagestan and Persia under the command of Count V. A. Zubov]. In: Otechestvennyye zapiski, 1823, Ch. 15, pp. 195-223, 315-342; Debu O.L. Otechestvennyye zapiski, 1823, Ch. 16, pp. 234-248; 1824, Ch. 18, pp. 268-293; 1824, Ch. 19, pp. 48-74.

20. Gorchakov P.D. Otechestvennyye zapiski, 1822, Ch. 12, pp. 212-222.

21. Yeykhfel'd I. Otechestvennyye zapiski, 1821, Ch. 6, pp. 270-294.

22. Svin'in P.P. Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 23, pp. 241-250.

23. Shkerin V. Rodina, 2011, no. 10, pp. 92-95.

24. Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1824, Ch. 17, pp. 218-225.

25. Nelyubin A.P. Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 21, pp. 188-222.

26. Svin'in P.P. Otechestvennyye zapiski, 1825, Ch. 23, pp. 250-281; Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1826, Ch. 28, pp. 104-140; Radozhitskiy I.T. Otechestvennyye zapiski, 1828, Ch. 34, pp. 150-158.

27. Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovykh: Dvadtsat' let formirovaniya istoriko-kul'turnogo oblika Kavkaza [Publishing house M. and V. Kotlyarov: Twenty years of the formation of the historical and cultural appearance of the Caucasus]. In: Gumanitariy Yuga Rossii, 2012, no. 3, pp. 193-200.

3 мая 2018 г.

УДК 281.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДУХОВНЫХ И КАЗАЧЬИХ ВЛАСТЕЙ НА ДОНУ (ХУШ - 60-70 годы XIX вв.)

Н.В. Федорова, В.Г. Тахтамышев DOI 10.18522/2072-0181-2018-94-2-47-53

Осмысление истории донского казачества невозможно без изучения истории духовного сословия. Изучение исторического процесса взаимодействия духовных и гражданских властей, формирования социального состава духовенства на территории Войска Донского, где традиционно проводилась политика, направленная на сохранение казачьего сословия, вносит вклад в создание целостной картины жизни казачества в ее развитии. Социальные процессы, имеющие место в современном российском обществе, обусловливают актуальность тематики данного исследования. В современной

Федорова Наталья Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры философия и история Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: [email protected], т. 8(863)2726363;

Тахтамышев Владимир Григорьевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии и история Отечества Ростовского государственного университета путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2, e-mail: [email protected].

России активно идет поиск нравственных ориентиров, сопровождаемый дискуссиями и спорами, на фоне которых, в частности, усиливается потребность в осмыслении деятельности традиционных социальных институтов, к которым относится и Русская Православная Церковь. Поэтому тематика исследования представляется актуальной, как в научном, так и в социальном отношении.

Предметом исследования выступает эволюция взаимоотношений епископской и гражданской (казачьей) власти со времени формального подчинения донских церквей Воронежской

Natalia Fedorova - Rostov State Transport University, 2 Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2726363;

Vladimir Tachtamishev - Rostov State Transport University, 2 Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya Square, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: tahtamishev2012@ yandex.ru.

архиерейской кафедре в 1718 г. до 60-70-х гг. XIX в., когда в России проводились церковные преобразования, затронувшие и донское духовенство.

Касаясь историографии вопроса, следует отметить, что первым собственно историческим исследованием, посвященным российскому приходскому духовенству, стал труд П.В. Знаменского «Приходское духовенство со времени реформы Петра» [1]. Автор провел глубокий анализ положения духовенства в синодальный период и государственных мероприятий в отношении него. Говоря о значимых трудах по истории Церкви в синодальный период, нужно упомянуть работы представителей эмигрантской и зарубежной историографии - И.К. Смолича [2] и Г.Л. Фриза [3]. В отечественной исторической науке С.В. Римский стал первым из современных авторов, кто начал изучать церковную историю Дона [4], а также использовал термин «церковная реформа» применительно к преобразованиям 60-70-х гг. XIX в., касавшихся православного духовенства [5]. Внимание исследователя фокусировалось на церковных реформах, их подготовке, законодательном оформлении, воплощении в жизнь, в том числе в региональном контексте. А.В. Шадрина является автором комплексного исследование положения донского приходского духовенства (включая сословное происхождение, социальное и материальное положение, жизненный путь детей священно- и церковнослужителей, изменения в положении духовенства в пореформенный период) [6].

Однако анализ историографии обнаруживает наличие недостаточно разработанных вопросов в рамках церковной истории Дона. Одним из них является формирование состава донского духовенства, а также взаимоотношения и разграничение полномочий духовных и казачьих властей на Дону.

Попытаемся проанализировать взаимоотношение духовных и светских властей на Дону в контексте церковно-административных преобразований. С этой целью проследим соотношение церковной и гражданской властей над донскими приходами, а также принципы формирования причтов в период подчинения Дона Воронежской архиерейской кафедре; обозначим и проанализируем изменения во взаимоотношениях церковных и войсковых властей после образования Новочеркасской и Георгиевской, а затем - Донской и Новочеркасской епархий; остановимся на изменениях в положе-

нии донского духовенства в контексте реформ 60-70-х гг. XIX в. Источниковой базой исследования послужили опубликованные материалы (законодательные акты Российской империи; опубликованные статистические данные; церковная и светская периодика) и неопубликованные архивные материалы Государственного архива Ростовской области (ГАРО).

На Руси изначально сложилась практика избрания священно- и церковнослужителей миром. От кандидатов не требовалось специальной подготовки (нужные знания и умения избранные получали во время «ставленнического производства» при архиерейском доме), поэтому выбор мог пасть на человека любого происхождения [1, с. 1]. К правлению Петра I относится введение образовательного ценза для занятия церковных должностей. Кроме того, приходские выборы постепенно ограничивались законодательно: правительству не выгодно было замещение церковных вакансий налогообязанными, так как в этом случае оно теряло налогоплательщиков. С ХУШ в. нарастала изоляция духовенства от других сословий (ограничивался как выход из духовного сословия, так и переход в него представителей других сословий), усиливалась тенденция к наследованию мест при церквах. В итоге приходские выборы уступили место передаче по наследству права занимать церковные должности в приходах, а духовенство превратилось в замкнутое сословие. Официально выборность духовенства была окончательно упразднена Уставом духовных консисторий в 1841 г. [7].

Вышеизложенное характерно для центральных епархий. Однако в силу местных условий в разных регионах России приходские выборы вытеснялись с разной скоростью. На Дону формирование состава духовенства происходило особым образом. Эти отличительные черты тесно связаны с особенностями развития Дона как церковно-административной единицы, начало которому официально положено в 1261 г. учреждением Сарайской (позднее - Сарайской / Сарской и Подонской, а после переноса в 1454 г. резиденции Сарайского епископа из Сарая в Москву, в Крутицы, - Крутицкой) кафедры Русской Церкви, которая должна была ведать землями Среднего и Нижнего Дона. Верховья Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв. - в Рязанскую. Затем территория Дона в церковном отношении была подчинена Патриарху Московскому и Всея Руси и вошла в состав Патриаршей области (конец XVI - начало XVII вв.) [8]. Патриаршая власть над казачьими

приходами (как и власть Сарайских епископов) была номинальной. На этой территории не было органов епархиального управления, с духовенства не собиралась церковная дань, вдовых не удаляли от служения в приходе, не практиковались наказания за нарушение канонов.

Со второй половины XVII в. донские земли стали прибежищем для старообрядцев. Согласно именному указу, митрополиту Воронежскому и Елецкому Пахомию (Шпаковскому) от 10 марта 1718 г. «церкви и монастыри по Дону и по другим рекам» передавались в Воронежскую епархию [9]. В нее вошли земли ниже Воронежа по рекам Дон, Донец, Хопер, Бузулук, Медведица, Айдар, крепости Бахмутская и Хоперская [10, с. 170-171]. Это было сделано в целях контроля над донскими приходами: «ради лучшего ос-мотрения и близости» [10, с. 165-166]. Начался сложный период подчинения донских церквей Воронежской архиерейской кафедре, длившийся условно до 1829 г. Для организации церковного управления митрополит Воронежский и Елецкий Пахомий (Шпаковский) (1714-1723) разделил донскую часть епархии на два духовных правления - заказа: Черкасский и Хоперский. Впоследствии епископом Феофилактом (Губановым) для управления этой частью Воронежской епархии было образовано три духовных правления: Черкасское, Хоперское, Усть-Медведицкое. Затем епископ Тихон (Якубовский) из Черкасского правления выделил еще одно - Раздорское. Но к концу XVIII в. осталось только Черкасское и Хоперское духовные правления [11, с. 171].

Воронежские архиереи сталкивались с многочисленными трудностями при управлении донскими приходами. Помимо старообрядцев, на Дон стекалось беглое духовенство, среди которых были и расстриги, а также самозванцы, не посвященные в сан, но выдававшие себя за священнослужителей. На территории Войска Донского многие нормы епархиальной жизни нарушались. Войсковое правительство упорно противодействовало Воронежским архиереям в их стремлении установить свою власть над донским духовенством, которое принято было избирать на сходах из числа желающих. Зачастую избранные не обладали достаточными знаниями о порядке богослужения, навыками чтения, пения, произнесения поучений. Однако, если войсковое правительство одобряло выбор прихожан, архиереи вынуждены были назначать таких ставленников в приходы. Так, в 1764 г. епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов) инициировал проверку донских церквей и духовенства.

Было выявлено большое число нарушений: в большинстве храмов не хватало подготовленных кадров, нарушались обрядовые нормы, отсутствовала необходимая утварь, культовое имущество пребывало в ветхом состоянии [12].

Архиереи сообщали Синоду о многочисленных нарушениях благочиния в донских церквах, где состав причтов определялся казачьим кругом и старшинами, без архипастырского благословения; войсковое начальство запрещало подавать епископу отчетные сведения о донских приходах и духовенстве, препятствовало отправке детей духовенства в архиерейскую школу, а судили духовных лиц по местным обычаям в кругу. Войсковые атаманы и казацкие старшины вмешивались в духовные дела донских приходов, запрещали духовенству исполнять распоряжения архиереев и препятствовали контролю епархиальной администрации за деятельностью причтов, мотивируя это тем, что духовенство «состоит в казацком звании» [1, с. 66-67, 452, 470-471].

В 1829 г. начался новый этап церковной истории Дона. Была образована епархия с центром в Новочеркасске (Новочеркасская и Георгиевская), в состав которой вошли Земля Войска Донского, Кавказская область и земли Черноморского казачьего войска. С инициативой образования епархии выступил Секретный комитет о раскольниках. Управление епархией осуществлялось через духовную консисторию, открытую в том же году, а также Черкасское и Хоперское духовные правления (они были упразднены с разделением епархии на благочиния - группы приходов и церквей, находящихся в непосредственной близости друг от друга). В новоучрежденную духовную консисторию были переданы клировые ведомости церквей, вошедших в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии [13]. К 1829 г. (т. е. ко времени образования самостоятельной Новочеркасской и Георгиевской епископской кафедры) на Дону было 194 церкви: 7 церквей в Новочеркасске, 123 станичные церкви, 64 церкви и один молитвенный дом в слободах, в которых состояло 2 протопопа, 268 священников и 91 диакон [11, с. 206]. Началось постепенное сглаживание особенностей в области организации церковного управления, формирования состава церковных причтов, применения общероссийского законодательства, касающегося духовенства. Формально войсковые власти были лишены права прямого вмешательства в процесс назначения священно- и церковнослужителей, а прихожане потеряли право из-

бирать их. Дети иногороднего духовенства находились «в безусловной зависимости от епархиального управления». Однако в отношении детей духовных лиц казачьего происхождения принималась другая норма: «до поступления их на штатные при церквах места, или в духовные учебные заведения... принадлежат к общему составу войска и зависят от Войскового Начальства») [14, с. 141].

Надо отметить, что в центральных российских епархиях уже к началу XIX в. духовенство было замкнутым сословием. На Дону же приходское духовенство казачьего происхождения таковым в полной мере не являлось и в середине XIX в. Состав духовенства на Дону пополняли выходцы из казаков, дворян, мещан, крестьян [15, с. 28]. На Дону, безусловно, формировались династии духовенства (об этом можно судить, в частности, по клировым ведомостям [16]). Однако наследование мест в церковных причтах не достигало такого масштаба, как во внутренних епархиях [15, с. 25, 28]. Учитывая, что семьи духовенства казачьего происхождения сохраняли принадлежность к казачеству, дети мужского пола, которые не стали служителями церкви, поступали в казачьи полки.

Духовенство зависело от паствы в материальном отношении (ведь пожертвования и приношения прихожан были в большинстве приходов главным источником средств). На Дону материальный фактор тоже играл существенную роль, но не меньшее значение имел социальный фактор. Многие священно- и церковнослужители, являясь по происхождению казаками, были тесно связаны с казачьими общинами. Так, для станицы священник являлся одним из станичников, на которого возложены определенные обязанности: он пользовался общественными довольствиями, участвовал в общественных делах, а свое поведение должен был согласовывать с интересами общины. Прихожане традиционно требовали, чтобы духовенство присутствовало на сходах. Отчуждение духовенства от общества не одобрялось и могло служить поводом для жалоб со стороны казаков, например, на то, что священник ставит станицу «в презрение», не посещает станичные сборы [17, с. 42-43].

Реформы 60-70-х гг. XIX в. оказали влияние и на церковную жизнь. Государство осознавало необходимость усиления нравственного и идеологического влияния духовенства на массы путем повышения его авторитета в обществе, улучшения условий жизни и деятельности, преодоления отчужденности между паствой и духо-

венством, усиливавшейся на протяжении синодального периода. 28 июня 1862 г. Александр II утвердил «особое Присутствие из духовных и светских лиц для изыскания способов к большему обеспечению быта духовенства» для разработки мер: «1) к расширению средств материального обеспечения приходского духовенства; 2) к увеличению личных и гражданских прав и преимуществ; 3) к открытию детям священно- и церковнослужителей путей для обеспечения своего существования на всех поприщах гражданской деятельности; 4) к открытию духовенству ближайшего участия в приходских и сельских училищах» [18]. На региональном уровне создавались епархиальные присутствия под председательством архиереев. Донская епархия к этому времени уже не находилась на периферии происходящих изменений и включилась в процессы, связанные с церковными преобразованиями. В 1864 г. в Новочеркасске открылось Присутствие по обеспечению Донского духовенства (официальное наименование - «Присутствие, Высочайше учрежденное в городе Новочеркасске, по обеспечению Духовенства Донского казачьего войска»).

Однако в связи с особенностями церковного управления и формирования состава приходского духовенства на Дону, не все поставленные проблемы были остро актуальны для донских клириков. На Дону происхождение священно- или церковнослужителя определяло набор прав и положение в обществе. От происхождения, например, зависели наказания за проступки. Кроме того, согласно «Положению об управлении Донского Войска», казаки, достигшие 17-летнего возраста, а также казачьи вдовы и сироты имели право на получение паев в общественных довольствиях (пахотная земля, участки для садоводства, покосы, рыбные ловли, леса). Паями пользовалось и духовенство казачьего происхождения. Но на духовенство неказачьего происхождения по закону это право не распространялось. Отсюда - основания и для имущественного неравенства духовенства разного происхождения. Причты лишь единичных донских церквей получали жалованье из казны. Поэтому источники доходов духовенства были непостоянны: это плата за совершение треб (нерегулярных церковных обрядов, совершаемых по просьбе прихожанина), которая определялась по обоюдному согласию прихожан и священника и зависела от местности, сезона и так далее; добровольные пожертвования прихожан и доходы от обработки и / или отдачи в аренду земли. Кро-

ме того, спецификой Дона было наличие поселений со значительным числом старообрядцев, от которых православное духовенство не получало пожертвований. Поэтому духовенство таких станиц находилось в стесненном материальном положении, и епархиальные архиереи боролось за назначение им жалованья. Донские архиепископы также боролись за распространение на территорию епархии общероссийского законодательства о православном духовенстве, уравнивание в правах духовенства казачьего и иногороднего происхождения, наделение всего духовенства землей.

23 февраля 1860 г. в Новочеркасске открылся комитет по составлению проекта нового Положения о Войске Донском. Временный комитет обратился в Донскую духовную консисторию с просьбой представить предложения по изменению разделов о духовенстве в Войске Донском [19, л. 1-2 об.]. Консисторский комитет для составления проекта закона о духовенстве епархии был создан архиепископом Иоанном в 1861 г. Проект был ориентирован на решение двух основных задач: первая - ликвидация неравенства в правах духовенства казачьего и иногороднего происхождения и полное устранение светских властей от участия в делах епархиального управления, вторая - улучшение материального положения духовенства (путем распространения на территорию епархии общероссийского законодательства о православном духовенстве). Духовенство казачьего и иногороднего происхождения обозначено в проекте как «одно определенное сословие», подчиненное церковному управлению и суду [19, л. 35 об.-36]. Подчинение донского духовенства епархиальному архиерею на общих основаниях должно было уничтожить двойственность в положении духовенства казачьего происхождения, вызванную разделением власти над ним между епархиальным и войсковым начальством.

Войсковой комитет не поддержал проект консистории. Покушения на права войсковой администрации, на войсковые земли, идея уравнения иногородних с казаками встретили непонимание и сопротивление депутатов от станиц и казачьего дворянства. А в войсковом проекте «Основных начал положения о Войске Донском» (1864 г.) содержались предложения о расширении привилегий казачества в отношениях с Церковью (замещение вакантных должностей в при-чтах исключительно лицами казачьего происхождения; открытие новых штатных мест только с согласия прихожан; выборы членов причта

станичными обществами; контроль войсковой администрации над частью финансовых средств Церкви, в частности, приобретаемых от продажи свечей). Духовных лиц казачьего происхождения предлагалось наделить правами, которыми пользовалось православное духовенство империи (не исключая при этом из казачьего сословия), а их детей при определении в войсковую службу - правами вольноопределяющихся. В итоге и предложения консистории, и проект войскового комитета были отвергнуты Военным министерством [5, с. 227-228].

Таким образом, в ходе исследования удалось выявить некоторые особенности формирования социального состава духовенства, его регламента, взаимоотношений духовных и светских властей на Дону в XVIII-XIX вв., а также взаимодействия Церкви и местного самоуправления на станично-хуторском уровне при решении вопросов приходской жизни, в частности формирования церковных причтов. К середине XIX в. управление Донской епархией, взаимодействие войсковых и духовных властей было в целом приведено в соответствие с общероссийскими нормами, а процесс формирования состава духовенства был регламентирован по образцу внутренних епархий. Очевидным положительным моментом развития Донской епархии в XIX столетии стало формирование системы духовного образования и укрепление епархиальной власти. В то же время ряд серьезных особенностей продолжал выделять Донскую епархию среди остальных, в частности, различия в правовом положении духовенства казачьего и иногороднего происхождения: эта проблема по существу так и не получила своего окончательного решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Знаменский П. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань: Университетская типография, 1873. 851 с.

2. Смолич И.К. История Русской Церкви, 17001917: В 2 ч.: пер. с нем. / ред. пер. А.В. Назаренко. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996-1997. 800 с. + 800 с.

3. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton: Princeton University Press, 1983. XXXII, 507 p.

4. Римский С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д: Ростиздат, 1998. 336 с.

5. Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ (Церковные реформы в России 1860-1870-х годов). М.: Крутицкое патриаршее

подворье: Общество любителей церковной истории, 1999. 568 с. С. 8.

6. Шадрина А.В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов н/Д: Антей, 2014. 364 с.

7. Устав духовных консисторий, изъясненный 1. Полным собранием свода законов Российской империи. 2. Статьями Духовного регламента. 3. Указами Святейшего Синода ... : настольная книга / Под ред. Ф.В. Ливанова. 2-е. изд, испр. и знач. умноженное. СПб.: Типография М. Хана, 1871. IV, III, 391 с. С. 73.

8. Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времен до 1920 г. Ростов н/Д: ООО «МиниТайп», 2004. 608 с. С. 59.

9. Копия с указа из Патриаршего Духовного Приказа Пахомию, митрополиту Воронежскому, о приписке к Воронежской епархии церквей по Дону и другим рекам. 10 марта 1718 г. // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 2. Ч. 1: (1722 г.). СПб.: Синодальная типография, 1879. Стб. XVIП-XIX (4-я паг.).

10. Евгений (Болховитинов). Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж: Типография Губернского Правления, 1800. 229 с.

11. Кириллов А.А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века // Донская церковная старина. 1909. Вып. 2. С. 161-278.

12. Правдин А. Об отношениях донских казаков к власти воронежских епископов в период церковной зависимости их от Воронежской епископской кафедры // Воронежская старина. 1902. Вып. 1. С. 164-176.

13. Шадрина А.В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии конец XVII века - 1920 г.: справочник / Отв. ред. А.В. Венков. Ростов н/Д: Антей, 2014. 440 с. С. 10.

14. Приложения к наказу гражданскому управлению Донского Войска. Раздел XI. Гл. I. О духовенстве в Войске Донском. § 1, 2 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55 т. Т. 10. Отд. 2. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1856. С. 75-242.

15. Шадрина А.В. Приходское духовенство Донской епархии второй половины XIX - начала ХХ веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2013. 33 с.

16. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 4601. Л. 2об. - 6об.

17. Харламов В. Очерк из истории отношений войсковой власти к донскому духовенству в XVIII в. // Донская церковная старина. 1906. Вып. 1. С. 33-49.

18. Полное собрание законов Российской империи: Собрание второе. В 55 т. Т. 37. Отд. 1. СПб.: Ти-

пография II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830-1884. № 38414. С. 559-561.

19. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 169.

REFERENCES

1. Znamenskiy P. Prikhodskoe dukhovenstvo v Rossii so vremeni reformy Petra [Parish clergy in Russia since the time of Peter's reform]. Kazan, University Printing Housw, 1873, 851 p.

2. Smolich I.K. Istoriya Russkoy Tserkvi, 1700-1917 [History of the Russian Church, 1700-1917]. Parts 1-2. Transl. from German. Editor of translation by A.V. Nazarenko. Moscow, Publishing House of the Holy Transfiguration Valaam monastery, 1996-1997, 800 p. + 800 p.

3. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, Princeton University Press, 1983, XXXII, 507 p.

4. Rimskiy S.V. Pravoslavnaya tserkov' i gosudarstvo v XIX veke. Donskaya eparhiya: ot proshlogo k nas-toyashchemu [Orthodox Church and state in the 19th century. The Don eparchy: from the past to the present]. Rostov-on-Don, Rostizdat, 1998, 336 p.

5. Rimskiy S.V. Rossiyskaya tserkov'v epokhu Velikikh reform (Tserkovnye reformy v Rossii 1860-1870-h godov) [Russian Church in the era of Great reforms (Church reforms in Russia in the 1860s and 1870s)]. Moscow, Krutitsy Patriarchal Metochion: the Society of Church History Lovers, 1999, 568 p.

6. Shadrina A.V. Prikhodskoe dukhovenstvo Donskoy i Novocherkasskoy eparkhii vtoroy poloviny XIX veka [Parish clergy of the don and Novocherkassk diocese of the second half of the 19th century]. Rostov-on-Don, Antey, 2014, 364 p.

7. Ustav dukhovnykh konsistoriy, iz»yasnennyy 1. Pol-nym sobraniem svoda zakonov Rossiyskoy imperii. 2. Stat'yami Dukhovnogo reglamenta. 3. Ukazami Svyateyshego Sinoda ... : nastol'naya kniga [Charter of spiritual consistories, explained 1. A complete collection of laws of the Russian Empire. 2. Articles Spiritual regulations. 3. By Decrees Of The Holy Synod ... : reference book]. Ed. by F.V Livanov. 2nd ed. St.-Petersburg, M. Khan's Printing House, 1871, 391 p., p. 73.

8. Astapenko M.P. Istoriya donskogo kazachestva s drevneyshih vremen do 1920 g. [History of the Don Cossacks from ancient times to 1920]. Rostov-on-Don, OOO "Minitype", 2004, 608 p., p. 59.

9. Kopiya s ukaza iz Patriarshego Dukhovnogo Prikaza Pakhomiyu, mitropolitu Voronezhskomu, o pripiske k Voronezhskoy eparkhii tserkvey po Donu i drugim rekam. 10 marta 1718 g. [A copy of the decree of the Patriarchal Spiritual Order Pachomius, Metropolitan of Voronezh, on an addition to the Voronezh diocese churches on the don, and other rivers. March 10, 1718]. In: Opisanie dokumentov i del, khranyashchikhsya v arkhive Svyateyshego Pravitel 'stvuyushchego Sinoda [Description of documents and files stored in the archive of the Holy Synod of government. Vol. 2.

Part 1: (1722)]. Vol. 2. Part 1 (1722). St.-Petersburg, Synodal Printing House, 1879, column XVII-XIX.

10. Evgeniy (Bolhovitinov). Istoricheskoe, geogra-ficheskoe i ehkonomiche-skoe opisanie Voronezhskoj gubernii [Historical, geographical and economic description of the Voronezh province]. Voronezh, Printing House of The Provincial Government, 1800, 229 p.

11. Kirillov A.A. Donskaya tserkovnaya starina, 1909, issue 2, pp. 161-278.

12. Pravdin A. Voronezhskaya starina, 1902, issue 1, pp. 164-176.

13. Shadrina A.V. Khramy Donskoy i Novocherkasskoy eparkhii konets XVII veka - 1920 g.: spravochnik [Temples of the don and Novocherkassk eparchy of the end of the XVII century - 1920: reference book]. Td. by A.V Venkov. Rostov-on-Don, Antey, 2014, 440 p., p. 10.

14. Prilozheniya k nakazu grazhdanskomu upravleniyu Donskogo Voyska. Razdel XI. Gl. I. O dukhovenstve v Voyske Donskom. § 1, 2 [Applications to the order of the civil administration of the don Army. Section XI. GL. I. the clergy in the don Army. § 1, 2]. In: Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobra-nie vtoroe. [Full collection of laws of the Russian Empire. Assembly the second]. In 55 vol. Vol. 10.

St.-Petersburg, Printing House in Compartment II his Majesty's Own Office, 1856, pp. 75-242.

15. Shadrina A.V. Prihodskoe duhovenstvo Donskoy ep-arhii vtoroy poloviny XIX - nachala XX vekov: av-toref. dis. ... kand. ist. nauk [Parish clergy of the don diocese of the second half of the 19th - early 20th centuries: abstract of the thesis]. Rostov-on-Don, 2013, 33 p.

16. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [State archive of Rostov region], F. 226. Op. 2. D. 4601.

17. Harlamov V Ocherk iz istorii otnosheniy vojskovoj vlasti k donskomu duhovenstvu v XVIII v. [Essay on the history of relations of military power to the don clergy in the 18th century]. In: Donskaya tserkovnaya starina [Don Church antiquity]. Novocherkassk, 1906, Issue 1, pp. 33-49.

18. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. [Full collection of laws of the Russian Empire. Assembly the second]. In 55 vol. Vol. 37. St.-Petersburg, Printing House in Compartment II his Majesty's Own Office, 1830-1884, no. 38414, pp. 559-561.

19. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [State archive of Rostov region], F. 226, Op. 19, D. 169.

1 июня 2016 г.

УДК 94 (47)

ЦЕРКОВНЫЕ РАСКОЛЫ 1920-Х ГОДОВ: ПОЛИТИКА ОБНОВЛЕНЦЕВ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ (на примере общины св. Павла Таганрогского)

А.А. Лысиков

DOI 10.18522/2072-0181-2018-94-2-53-59

ерковные расколы 1920-х гг. на протяжении последних 20 лет продолжают оставаться одной из актуальных проблем исторической науки. Это связано, как с недостаточной разработанностью регионального аспекта данной проблемы, так и с продолжающимся процессом выявления и введения в научный оборот архивных источников.

Историография, посвященная церковным расколам в целом и обновленчеству в частности, обширна. Ее общероссийский контекст подробно проанализирован в обстоятельной статье Д.А. Головушкина [1]. Имеет смысл отметить,

Протоиерей Лысиков Алексей Алексеевич - благочинный приходов Таганрогского округа Ростовской-на-Дону епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, 347922, г. Таганрог, ул. Шевченко, 28, е-таП: [email protected], т. 8(8634)361557.

что в настоящее время особое внимание исследователей акцентируется на личностях иерархов, повлиявших на развитие обновленческого раскола [2], а также на начальном этапе его становления [3, 4]. Не внося кардинальные коррективы в устоявшееся в историографии видение проблемы, данные работы содержат уточнения частных вопросов.

Региональная историография, чьи географические рамки ограничиваются пределами Донской области (с 1924 г. Юго-Восточной области, Северо-Кавказского края, с 1934 г. Азо-во-Черноморского края, с 1937 г. Ростовской

Archpriest Alexey Alekseevich Lysikov - Taganrog County parishes of Rostov-on-Don Eparchy of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate, 28 Shevchenko Street, Taganrog, 347922, е-mail: [email protected], tel. +7(8634)361557.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.