DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10148
исторические науки
В.К. Вытнов
«донские епархиальные ведомости» как исторический источник
Статья раскрывает основные направления неофициального отдела журнала «Донские епархиальные ведомости». Автор рассматривает материалы этого отдела как исторический источник по истории Русской Православной Церкви в Области войска Донского. В исследовании впервые предпринята попытка провести комплексный анализ публикаций «Донских епархиальных ведомостей» по таким направлениям, как деятельность приходских храмов, монастыри и монашество, старообрядчество, миссионерство и духовное образование. На конкретных примерах продемонстрировано, что основная часть исторических материалов неофициального отдела журнала «Донские епархиальные ведомости» напрямую связана с историей Донской епархии. Особое внимание уделено материалам, которые публиковали преподаватели Донской духовной семинарии. Автор приходит к выводу, что публикации рассматриваемых в статье направлений позволяют исследователю локальной истории восстановить некоторые факты истории Донской епархии, а также сообщают о наличии документальных первоисточников, тем самым направляя его усилия на поиск более значимых архивных документов.
Ключевые слова: «Донские епархиальные ведомости», Донская епархия, приходское духовенство, миссионерство, старообрядчество, раскол, духовное образование, Донская духовная семинария, монастыри.
Введение
При изучении региональной церковной истории, рассмотрении роли духовенства в экономической, социальной и политической сферах, истории развития духовного образования в XIX — начале XX вв. огромное значение имеют периодические издания, среди которых первое место, безусловно, занимают епархиальные ведомости [Карпук, 2011, 67]. Их значимость обуславливается прежде всего распространенностью по всей территории Российской империи.
Епархиальные ведомости как тип периодического издания появляются в Российской империи в 1860-х гг., по примеру губернских ведомостей, которые издавались к этому времени в большинстве губерний. По замыслу инициатора издания епархиальных ведомостей архиеп. Херсонского Иннокентия (Борисова), они должны были «оживить все епархиальное управление и сблизить его с паствой», а также взять на себя информационное освещение местных инициатив духовенства [Троицкий, 2008].
16 апреля 1860 г. в Ярославской епархии был издан первый в истории Русской Церкви выпуск епархиальных ведомостей. Издание удалось осуществить благодаря активной деятельности правящего архиерея — архиеп. Нила (Исаковича) [Карпук, 2015].
В свою очередь, «Донские епархиальные ведомости» (далее — ДЕВ) стали первым периодическим изданием Русской Церкви на Юге России. Первый выпуск нового журнала вышел в г. Новочеркасске 1 января 1869 г. В первый год издания он выходил
Виктор Константинович Вытнов — магистр богословия, аспирант кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии ([email protected]).
ежемесячно, с 1870 г. — 2 раза в месяц, с 1914 г. — 3 раза в месяц, а незадолго до закрытия ежемесячно стало выходить 4 номера [Андреев, 1998]. Издание журнала было прекращено в июне 1917 г. Примечательно, что редактором журнала обыкновенно был ректор или инспектор Донской духовной семинарии, а авторами большинства статей — образованные священнослужители и преподаватели семинарии и училищ, что положительным образом сказывалось на уровне публикаций.
ДЕВ, как и другие епархиальные периодические издания того времени, имели два отдела: официальный и неофициальный.
В официальном отделе ДЕВ подавляющее большинство публикаций составляли официальные документы — постановления Святейшего Синода и распоряжения Донской духовной консистории, а также сведения о наградах, пожертвованиях на нужды храмов и монастырей Донской епархии, объявления о наборе и вступительных экзаменах в духовные учебные заведения, отчеты епархиальных обществ, воззвания с призывом оказать помощь на строительство церквей в епархии.
Наиболее разнообразным по содержанию был неофициальный отдел. В основном исторические материалы этого отдела состояли из текстов местных авторов. Как правило, сферой их интересов являлись исторические и церковные события, которые касались Донской епархии. С. Г. Рункевич отмечает, что в годы управления епархией архиеп. Макария (Миролюбова) ДЕВ приобретают исторический оттенок, затем — миссионерский характер и, наконец, в начале ХХ в., публикации представляют собой синтез различных направлений [Рункевич, 1904]. Помимо оригинальных статей местных авторов в неофициальном разделе содержится большое количество статей, перепечатанных из других светских и церковных периодических изданий.
Рассмотрим наиболее важные и крупные направления публикаций неофициального отдела.
Приходские храмы
Одной из обширнейших групп исторических материалов епархиальных ведомостей является описание городских, станичных и хуторских храмов. В основном авторами таких текстов являлись приходские священники. В своих статьях они обращали внимание на мотивы строительства храма, его освящение и значимые события в приходской жизни.
Исследуя ДЕВ, можно сделать вывод о том, что практически каждое освящение храма или даже часовни отмечалось на страницах этого издания, чаще всего сопровождаясь историко-статистическими сведениями. Так, например, в № 19 за 1874 г. была напечатана статья под названием «Торжество освящения храма, сооруженного во имя всех святых при Донском архиерейском загородном доме» (Торжество, 1874). В начале статьи автор подробно описывает этапы строительства нового храма, его внутреннее убранство, а затем переходит к перечислению высокопоставленных гостей, служащего духовенства и основных событий освящения.
Многие из таких статей являются единственным дошедшим до наших дней описанием внутреннего убранства храма. Так, благодаря статье «Освящение церкви при Усть-Медведицком Духовном Училище» удалось установить настоящее название храма и то, каким было его внутреннее устройство (Освящение, 1896).
Большой интерес для исследователя локальной церковной истории представляют церковно-приходские летописи, которые согласно указу Св. Синода от 12 октября 1866 г. заводились в каждом приходе Российской империи. Одной из основных причин введения обязательного летописания в приходах являлось, по мнению А. В. Шадриной, «движение, целью которого было сохранение документального и культурного наследия Церкви, а также создание ее истории» [Шадрина, 2017].
В неофициальном отделе ДЕВ можно встретить церковные летописи, которые во многом были похожи на приходские. Одна из таких церковных летописей была составлена А. В. Крыловым и опубликована в 1883 г. под названием «Церковная
летопись храма Введения во храм Пресвятой Богородицы станицы Усть-Белокалит-венской» (Крылов, 1883). Несмотря на заголовок, определяющий жанр, ее можно отнести к жанру церковно-приходской летописи достаточно условно, поскольку она отступает от программы, рекомендованной еп. Варлаамом (Денисовым). В частности, опубликованные в журнале летописи освещали только первую часть программы, касающуюся общего описания храма и знаменательных событий в его истории. «Повременная» часть летописи, естественно, не затрагивалась в публикациях. Кроме того, обязанность вести церковно-приходские летописи возлагалась на настоятеля и членов причта, что также не выполнялось в данном случае.
В 1889-1895 гг. на страницах неофициальной части ДЕВ было опубликовано свыше 150 статей о станицах, располагавшихся по берегам рек Дон, Хопер, Иловля, Медведица, Тузлов, Донец, а также у Азовского моря. Автором большинства материалов был местный историк и писатель И. М. Сулин (Сулин, 1889). Помимо сведений о появлении населенного пункта автор приводил описание церквей, которые открывали в этом месте. Особую ценность представляют данные о первых церковных постройках, которые были затем перестроены или обветшали.
Монастыри и монашество
Во вторую группу исторических материалов можно выделить публикации, связанные с описанием монастырей. Подавляющее большинство опубликованных в неофициальном отделе статей было посвящено местным обителям. В основном речь в них шла о крупнейших монастырях епархии, таких как Усть-Медведицкий Спасо-Преоб-раженский женский монастырь, Старочеркасский Ефремовский женский монастырь, Кременской Вознесенский мужской монастырь. Эти статьи представляют собой попытку составить историю развития той или иной обители, с подробным описанием ее церквей и других строений, утвари, библиотек и местных святынь. Такие публикации не имели общей структуры и зависели от интересов автора.
«Очерк Кременского Вознесенского монастыря», опубликованный в 1875 г., представляет собой первый подробный обзор истории обители. Автор очерка А. В. Крылов изложил историю монастыря с момента его основания до 1875 г. Большое внимание он уделил внутреннему устройству монастыря, взаимоотношению с Войсковым начальством, хозяйственной и богослужебной стороне. В своем «Очерке» автор сделал ссылки на документы, многие из которых не сохранились до наших дней. Отдельное внимание Крылов обратил на сословное происхождение и образовательный уровень насельников монастыря. Так, в 1875 г. большинство из братии было казачьего происхождения, а получивших полное семинарское образование было всего двое — настоятель и казначей монастыря (Крылов, 1875).
Помимо специальных исторических статей о монастырях в ДЕВ мы встречаем заметки о монашеских постригах, визитах правящего архиерея, особых памятных и юбилейных датах.
Старообрядчество и сектантство
К следующей большой группе относятся статьи, посвященные старообрядчеству и сектантскому движению. Согласно утвержденным в 1888 г. Св. Синодом «Правилам об устройстве миссии и о способе действия миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам», в тех епархиях, где распространено было старообрядчество и сектантство, учреждались должности епархиальных и окружных миссионеров. В обязанности этих миссионеров входил объезд епархии или порученных округов для проведения бесед с «заблуждающимися». Часто затем эти беседы публиковались на страницах ДЕВ. Также об итогах своей работы миссионеры предоставляли в консисторию отчеты, которые содержали сведения о проведенных беседах, количестве присоединившихся и отпавших от православия.
На страницах журнала опубликованы многочисленные статьи о молоканах, хлыстах, секте «Десное братство» или «Сионская весть», общине Иосифа Еременко и т. д. (Кутепов, 1884; Холостов, 1914).
Миссионерская деятельность
Не менее популярной была тема миссионерской деятельности среди калмыков, проживающих на территории Области войска Донского.
Активная миссионерская деятельность в отношении калмыков, исповедавших буддизм, началась при архиеп. Платоне (Городецком). В 1871 г. в Новочеркасске открывается Донской миссионерский комитет, главной целью создания которого была миссия среди донских калмыков. В этом же году в журнале ДЕВ преподаватель духовной семинарии А. В. Крылов начал публикацию цикла статей под названием «О буддизме». Автор поставил своей целью познакомить читателя с историей, учением и особенностями буддизма (Крылов, 1871).
Интерес для исследователя миссионерства среди калмыков представляют заметки о поездке архиеп. Платона по калмыцким улусам в 1875 г. В продолжение нескольких номеров автор статьи подробно описывает быт, традиции калмыков, останавливаясь на всех необычных случаях, произошедших во время поездки (Проезд, 1876).
Духовное образование
Следующей большой группой исторических материалов являются очерки и публикации документов по истории духовных учебных заведений — церковно-приход-ских школ, духовных училищ, женских епархиальных училищ и Донской духовной семинарии.
Анализируя содержание данной группы статей, необходимо провести деление по принадлежности к конкретным духовным заведениям, которым они были посвящены. Абсолютное большинство публикаций посвящено истории и деятельности главного учебного заведения епархии — Донской духовной семинарии. Основными авторами статей на эту тему были преподаватели семинарии, наиболее плодовитым из них — инспектор Донской духовной семинарии и одновременно редактор ДЕВ А. А. Кириллов. Среди многочисленных его публикаций особого внимания заслуживает напечатанная в 1893 г. «Краткая историческая записка о Донской духовной семинарии за 1868-1893 г., прочитанная на акте 1 октября 1893 года, в день исполнившегося 25-летия существования семинарии». Эта статья стала одной из первых попыток написать очерк истории духовного образования в Области войска Донского. В начале своей «Исторической записки» А. А. Кириллов рассматривает предпосылки появления духовных учебных заведений на Дону. Он приходит к выводу о том, что долгое время для жителей Дона мысль об образовании была чуждой. Этим он объясняет неудачные попытки открыть учебное заведение в Черкасске в конце XIX в. и нежелание казаков отдавать своих детей в Воронежскую духовную семинарию. Во второй части «Записки» Кириллов уделяет внимание личностям архиереев, ректоров, административно-преподавательского состава, чья деятельность способствовала развитию Донской духовной семинарии. Наконец, в третьей части автор приводит статистические данные о выпускниках семинарии и их дальнейшей деятельности. Так, из статьи мы узнаем о выпускниках Донской духовной семинарии, продолживших свое обучение в духовных академиях, а также о перешедших на светские должности (Кириллов, 1893).
Периодически в неофициальном отделе ДЕВ появлялись статьи, посвященные юбилейным датам членов преподавательского состава (Двадцатипятилетие, 1893), торжественным актам и событиям в Духовной семинарии (С.-С., 1913), визитам высокопоставленных гостей и правящего архиерея (Кириллов, 1887), а также собеседованиям и художественно-литературным вечерам (Грацианский, 1908).
Помимо материалов о Донской духовной семинарии встречаются публикации о Новочеркасском и Усть-Медведицком духовных училищах, а также о Донском и Усть-Медведицком епархиальных женских училищах. В основном эти статьи посвящены событиям внутренней жизни вышеназванных учебных заведений: открытиям, годичным актам, вокально-литературным вечерам (Бог-ский, 1914).
При изучении истории начального образования могут быть полезными статьи об открытии и деятельности приходских училищ, церковно-приходских и воскресных школ, а также участии духовенства в распространении образования среди населения (Описание, 1884).
Заключение
При изучении локальной церковной истории важность такого источника, как «Епархиальные ведомости», неоспорима. Журнал ДЕВ является одним из важнейших источников при изучении истории Донской епархии и в целом Области войска Донского. Информационная база «Епархиальных ведомостей» позволяет восстановить недостающие факты в знаниях о духовной и культурной жизни духовенства и донских казаков.
Тем не менее, «Епархиальные ведомости» как периодическое издание содержат публикации, историческая ценность которых вызывает сомнение. Поэтому научная актуальность использования ДЕВ обусловлена как их информационной содержательностью, так и необходимостью проверки предлагаемых фактов по другим источникам. При использовании публикаций периодических изданий необходимо учитывать следующие факторы: направленность издания в общем и статьи в частности; личность редактора издания и авторов; взаимоотношения с цензурой [Данилевский и др., 1998, 456]. Работая с периодическими изданиями, исследователь получает обширную основу, которую необходимо подвергать критическому анализу и сопоставлять с другими источниками.
Источники и литература
источники
1. Бог-ский (1914) — Бог-ский П., свящ. Литературно-вокальный вечер в Усть-Медве-дицком епархиальном женском училище // Донские епархиальные ведомости. 1914. №8. С. 306-307.
2. Грацианский (1908) — Грацианский Д. Миссионерские чтения и собеседования в Донской духовной семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1908. № 22. С. 581-584.
3. Двадцатипятилетие (1893) — Двадцатипятилетие духовной и учебной службы о. протоиерея Н. В. Кратирова // Донские епархиальные ведомости. 1893. № 21. С. 1001-1004.
4. Кириллов (1887) — КирилловАА. Посещение Донской духовной семинарии их императорскими величествами и их высочествами — 7 мая 1887 г. // Донские епархиальные ведомости. 1887. № 10. С. 349-354.
5. Кириллов (1893) — Кириллов А.А. Краткая историческая записка о Донской духовной семинарии за 1868-1893 г. // Донские епархиальные ведомости. 1893. № 20. С. 903-927.
6. Крылов (1871) — КрыловА.В. О буддизме // Донские епархиальные ведомости. 1871. №5. С. 150-154.
7. Крылов (1875) — КрыловА.В. Очерк Кременского Вознесенского монастыря // Донские епархиальные ведомости. 1875. № 18. С. 558-568; № 19. С. 590-602; № 20. С. 628-639; № 21. С. 653-663; № 22. С. 710-719.
8. Крылов (1883) — Крылов А. В. Церковная летопись Усть-Белокалитвенской станицы // Донские епархиальные ведомости. 1883. № 17. С. 619-622; № 18. С. 659-663.
9. Кутепов (1884) — Кутепов Н. Молоканская ересь // Донские епархиальные ведомости. 1884. №5. С. 189-199.
10. Описание (1884) — Описание Кагальницкого приходского училища (Черкасского округа, области войска Донского) // Донские епархиальные ведомости. 1884. № 7. С. 245-254.
11. Проезд, 1876) — Проезд Высокопреосвященного Платона, архиепископа Донского, по калмыцким улусам в сентябре 1875 г. // Донские епархиальные ведомости. 1876. № 1. С. 22-28; № 3. С. 56-61; № 4. С. 86-89.
12. С.-С. (1913) — С.-С.В. Т. Храмовой праздник в семинарии // Донские епархиальные ведомости. 1913. № 28. С. 823-824.
13. Сулин (1889) — СулинИ.М. Краткое описание станиц Области войска Донского // Донские епархиальные ведомости. 1889. № 24. С. 1100-1114.
14. Торжество (1874) — Торжество освящения храма, сооруженного во имя Всех святых, при Донском архиерейском загородном доме // Донские епархиальные ведомости. 1874. № 19. С. 588-599.
15. Холостов (1914) — ХолостовЕ. К вопросу о секте хлыстов // Донские епархиальные ведомости. 1914. №45. С. 1274-1277.
литература
16. Андреев (1998) — Андреев Г. Л. Христианская периодическая печать на русском языке 1801-1917 гг.: Библиографический указатель. New York, 1998. Т. 1. 207 с.
17. Данилевский и др. (1998) — ДанилевскийИ.Н, КабановВ.В, МедушевскаяО.М, Румянцева М. Ф. Источниковедение: Теория. История. Источники российской истории: учеб. пособие. М.: РГГУ, 1998. 702 с.
18. Карпук (2011) — КарпукД.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821-1917): к 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2011. № 6. С. 41-89.
19. Карпук (2015) — Карпук Д.А. Архиепископ Нил (Исакович) (1799-1874): геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. 152 с.
20. Рункевич (1904) — Рункевич С. Г. Донские ЕВ // ПБЭ. Т. V: Донская епархия — Ифика. Пг., 1904.
21. Троицкий (2008) — Троицкий А., прот. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная Энциклопедия». 2008. Т. XVIII. С. 493-497.
22. Шадрина (2017) — Шадрина А.В. Церковно-приходское летописание Донской и Новочеркасской епархии: история и особенности источников // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №4 (78). C. 218-222.
Sources and References
Sources
1. Bog-skiy (1914) — Bog-skiy P., priest. Literaturno-vokalnyy vecher v Ust-Medveditskom eparkhialnom zhenskom uchilishche [Literary-vocal evening in the Ust-Medveditsk Diocesan Women's School]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1914, vol. 8, pp. 306-307. (In Russian).
2. Dvadtsatipyatiletiye (1893) — Dvadtsatipyatiletiye dukhovnoy i uchebnoy sluzhby o. protoiyereya N.V. Kratirova [The twenty-fifth anniversary of the spiritual and educational service of Father Protopriest N.V. Kratirov]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1893, vol. 21, pp. 1001-1004. (In Russian).
3. Gratsianskiy (1908) — Gratsianskiy D. Missionerskiye chteniya i sobesedovaniya v Donskoy dukhovnoy seminarii [Missionary Readings and Interviews at the Don Theological Seminary]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1908, vol. 22, pp. 581-584. (In Russian).
4. Holostov (1914) — Holostov E. K voprosu o sekte hlystov [On the issue of the Khlyst sect]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti. 1914, vol. 45, pp. 1274-1277. (In Russian).
5. Kirillov (1887) — Kirillov A. A. Poseshcheniye Donskoy dukhovnoy seminarii ikh imperatorskimi velichestvami i ikh vysochestvami — 7 maya 1887 g. [Visiting the Don Theological Seminary by their Imperial Majesties and their Highnesses — May 7, 1887]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1887, vol. 10, pp. 349-354. (In Russian).
6. Kirillov (1893) — Kirillov A. A. Kratkaya istoricheskaya zapiska o Donskoy Dukhovnoy Seminarii za 1868-1893 g. [A short historical note on the Don Spiritual Seminary for 1868-1893]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1893, vol. 20, pp. 903-927. (In Russian).
7. Krylov (1871) — KrylovA.V. O buddizme [About Buddhism]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1871, vol. 5, pp. 150-154. (In Russian).
8. Krylov (1875) — KrylovA. V. Ocherk Kremenskogo Voznesenskogo monastyrya [Essay of the Kremensky Monastery of the Ascension]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1875 vol. 18, pp. 558-568; vol. 19, pp. 590-602; vol. 20, pp. 628-639; vol. 21, pp. 653-663; vol. 22, pp. 710-719. (In Russian).
9. Krylov (1883) — KrylovA. V. Tserkovnaya letopis' Ust'-Belokalitvenskoy stanitsy [Church Chronocle of village Ust'-Belokalitvenskaya]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1883. vol. 17, pp. 619-622; vol. 18, pp. 659-663. (In Russian).
10. Kutepov (1884) — KutepovN.Molokanskaya eres' [Molokan Heresy]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1884, vol. 5, pp. 189-199. (In Russian).
11. Opisanie (1884) — Opisanie Kagal'nitskogo prikhodskogo uchilishcha (Cherkasskogo okruga, oblasti voyska Donskogo) [Description of the Kagalnitskiy parish school (Cherkassy district, the region of the Don army)]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti. 1884, vol. 7, pp. 245-254. (In Russian).
12. Proezd (1876) — Proezd Vysokopreosvyashchennogo Platona, arkhiepiskopa Donskogo, po kalmytskim ulusam v sentyabre 1875 g. [Journey of the Most Reverend Platon, Archbishop of Don, on the Kalmyk uluses in September 1875]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti. 1876, vol. 1, pp. 22-28; vol. 3, pp. 56-61; vol. 4, pp. 86-89. (In Russian).
13. S.-S. (1913) — S.-S.V.T. Khramovoy prazdnik v seminarii [Church feast in the seminary]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1913, vol. 28, pp. 823-824. (In Russian).
14. Sulin (1889) — Sulin I. M. Kratkoe opisanie stanits Oblasti voyska Donskogo [Brief description of the villages of the Don]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti, 1889, vol. 24, pp. 1100-1114. (In Russian).
15. Torzhestvo (1874) — Torzhestvo osvyashcheniya khrama, sooruzhennogo vo imya Vsekh svyatykh, pri Donskom arkhiyereyskom zagorodnom dome [The solemnity of the consecration of the church, built in the name of all the saints at the Donskoy Bishop's Country House]. Donskiye eparkhial'nyye vedomosti. 1874, vol. 19, pp. 588-599. (In Russian).
References
16. Andreyev (1998) — Andreyev G. L. Khristianskaya periodicheskaya pechat' na russkom yazyke 1801-1917 gg.: Bibliograficheskiy ukazatel' [Christian periodicals in Russian 1801-1917: Bibliographic index]. New York, 1998, vol. 1, 207 p. (In Russian).
17. Danilevskiy et al. (1998) — Danilevskiy I. N., Kabanov V. V., Medushevskaya O. M., Rumyan tseva M. F. Istochnikovedeniye: Teoriya. Istoriya. Istochniki rossiyskoy istorii: ucheb. posobiye [Source study: Theory. History. History of Russian history: a textbook]. Moscow: RGGU Publ., 1998. 702p. (In Russian).
18. Karpuk (2011) — Karpuk D.A. Periodicheskiye izdaniya Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii (1821-1917): k 190-letiyu zhurnala «Khristianskoye Chteniye». Khristianskoye Chteniye, 2011, no. 6, pp. 41-89. (In Russian).
19. Karpuk (2015) — Karpuk D. A. Arkhiyepiskop Nil (Isakovich) (1799-1874): geolog, mineralog, paleontolog i bogoslov [Archbishop Nilus (Isakovich) (1799-1874): a geologist, minerologist, paleontologist and theologian]. Saint Petersburg: SPbPDA Publ., 2015, 152 p. (In Russian).
274
XpucmuaHCKoe umeHue № 6, 2018
20. Runkevich (1904) — Runkevich S. G. Donskiye EV [Don Diocesan News]. Pravoslavnaya bogoslovskaya entsiklopediya. Vol. V: Donskaya eparkhiya — Ifika [Orthodox theological encyclopedia. Vol. V: Don Diocese — Ifika]. Petrograd, 1904. (In Russian).
21. Shadrina (2017) — ShadrinaA. V. Tserkovno-prikhodskoye letopisaniye Donskoy i Novocherkasskoy eparkhii: istoriya i osobennosti istochnikov [Church-parochial annals of the Don and Novocherkassk diocese: history and peculiarities of the sources]. Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017, vol. 4 (78), pp. 218-222. (In Russian).
22. Troitskiy (2008) — Troitskiy А., archpriest. Eparkhial'nyye vedomosti [Diocesan statements]. Pravoslavnaya ehnciklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow, 2008, vol. 18, pp. 493-497. (In Russian).
Victor Vytnov. "Donskie Eparhial'nye Vedomosti" as a Historical Source.
Abstract: The article reveals the main plots of the informal part of the journal "Donskie eparhial'nye vedomosti" ["Don Diocesan News"]. The author considers the materials of this department as a historical source on the history of the Church in the Region of the Don Army. The study for the first time attempted to conduct a comprehensive analysis of publications of diocesan statements in such areas as the history of parish churches, monasteries and monasticism, Old Believers, missionary work and spiritual education. Specific examples show that most of the historical materials of the unofficial part of the journal "Donskie eparhial'nye vedomosti" are directly related to the history of the Don diocese. Particular attention is paid to the materials, the publishers of which were the teachers of the Don Theological Seminary. The author concludes that the publications of the directions considered in the article allow the researcher of local history to restore some missing facts on the history of the Don diocese, and also report the availability of documentary sources, thereby directing his efforts to search for more significant archival documents.
Keywords: Donskie eparhial'nye vedomosti, Don diocese, parish clergy, missionary work, Old Believers, schism, spiritual education, Don theological seminary, monasteries.
Victor Konstantinovich Vytnov — Master of Theology, Postgraduate Student at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).