УДК 281.9
А. Н. Розов
д-р культурологии, профессор, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) E-mail: [email protected]
РЕДАКТОРСКО-ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ЖУРНАЛА «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Рассматриваются история создания и проблемы редакционно-издательской работы в течение первого десятилетия существования журнала «Оренбургские епархиальные ведомости» (1873-1882). Кратко характеризуются наиболее важные опубликованные материалы. Большое внимание уделяется роли личности в становлении данного издания. Подчеркивается необходимость активного участия главы епархии в руководстве журналом и публикации в нем своих работ. В частности, деятельность епископа Оренбургского и Уральского Вениамина (1879-1882) во многом способствовала преодолению кризиса в редакционной работе журнала. Именно его большая заслуга в том, что «Оренбургские епархиальные ведомости» постепенно становятся разнообразными по содержанию, интересными и полезными для оренбургского городского и сельского духовенства 1880-х гг. Подчеркивается, что епископ Вениамин не только активно принимал участие в руководстве журналом, но и являлся автором публикаций, в которых затрагивал важнейшие христианско-философские проблемы, разъяснял сущность библейских понятий, глубокое содержание Священного Писания и христианских притч. Как и многие подобные издания других епархий, «Оренбургские епархиальные ведомости» дают исследователям разнообразный материал для изучения народной культуры второй половины XIX - начала XX в.
Ключевые слова: журнал, публикация, редакторы, кризис, проблемы, епископ, христианский, деятельность
Для цитирования: Розов, А. Н. Редакторско-издательские проблемы и роль личности в становлении журнала «Оренбургские епархиальные ведомости» /А. Н. Розов //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). - С. 73-80.
Печатный орган Оренбургской епархии В первом номере журнала была опублико-
«Оренбургские епархиальные ведомости» (далее вана редакционная статья, отмечавшая, что
ОЕВ) стал выходить в свет с 1873 г. два раза в «епархия, доселе себя не знающая, в которой
месяц (с 1907 - еженедельно), позднее, чем дру- всё еще цело, не почато, при помощи печатно-
гие подобные издания. С. С. Никольский [21] и го слова, раскроет себя во всей полноте, раз-
Н. М. Чернавский [31, 32] с достаточной полно- вернет свои силы, хранившиеся доселе под
той рассказывают об истории создания этого спудом, что необходимые в жизни пастыря
журнала, о деятельности его редакторов, пере- сведения, полезные советы, разъяснение недо-
числяют наиболее важные материалы. Оба авто- умений, разрешение вопросов из жизни сель-
ра утверждают, что данный орган оренбургской ского духовенства, сообщение чужого долго-
печати возник по инициативе секретаря Орен- летнего опыта по делам управления прихода-
бургской духовной консистории Ивана Иванови- ми, наконец, обсуждение общих дел по духов-
ча Евфимовского-Мировицкого (1839—1905), ным училищам и другим подобным вопросам
ставшего его первым редактором. из общей епархиальной жизни духовенства,
73
сделаются доступными и получат распространение в духовенстве при помощи своего местного печатного слова, своей собственной газеты» [22, с. 2]. Редакция надеялась, что местное духовенство примет активное участие в издании, будет присылать свои статьи, корреспонденции и заметки.
Как и все подобные периодические издания, созданные по программе, учрежденной Священным Синодом, «Оренбургские епархиальные ведомости» состояли из двух отделов -официального и неофициального. В последнем, как отмечала редакция, должны публиковаться: «а) слова, речи и катехизические беседы, сказанные священнослужителями, описания замечательных событий в жизни местной церкви и апологетические статьи по расколу; б) случаи и описания обращений к православию иноверцев, язычников и раскольников; в) особые необычайные явления в церковной жизни прихода; г) описание мест и событий, представляющих значение для местной церковной жизни; д) разработка истории местной церкви по древним документам, архивным делам и другим памятникам края; е) описание религиозных заблуждений, суеверий, народных примет, обычаев и привычек, имеющих отношение к религиозной и умственно-нравственной жизни православно-верующих; ж) известия, сообщения и выдержки из периодической печати, касающиеся церковной жизни в государстве вообще и деятельности Русской церкви в провинциях, - и наконец: з) объявления о полезных для школ и духовенства книгах, изданиях и учебных пособиях и руководствах, признанных правительством удобными для духовных училищ» [Там же, с. 3—4].
Большое влияние на характер публикаций в неофициальном отделе во всех епархиальных ведомостях оказывали личные интересы, пристрастия либо епархиальных властей, либо редактора. То же самое наблюдается и в ОЕВ.
Первым редактором неофициального отдела был, как уже отмечалось, секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфи-мовский-Мировицкий. С ноября 1873 г. он по распоряжению епархиального начальства стал
редактором официальной части [23, с. 844], а неофициальный отдел возглавил протоиерей Оренбургского кафедрального собора Стефан Иоаннович Семенов (1829-1899) [20, с. 799800] . В конце февраля 1875 г. И. И. Евфимов-ский-Мировицкий покидает свой пост, видимо, для того, чтобы редактировать и издавать первую в губернии частную газету «Оренбургский листок». После его ухода из журнала С. И. Семенов становится редактором обоих отделов (с 1 марта 1875 г.).
Чаще всего редакторами епархиальных ведомостей назначались ректор местной семинарии, реже семинарский инспектор или преподаватель. В роли главных корреспондентов издания выступали преподаватели семинарии, публиковавшие статьи по тем предметам, которые они читали в своем учебном заведении: по богословию, церковной истории, гомилетике, миссионерству, каноническому праву и т. д. Как известно, в Оренбурге до 1884 г. семинарии не было, поэтому во главе редакции оказался С. И. Семенов, человек с высшим духовным образованием (выпускник Казанской духовной академии, магистр богословия), имеющий как педагогический (бывший профессор Уфимской семинарии), так и руководящий (бывший ректор Оренбургского духовного училища) опыт, к тому же член Оренбургской духовной консистории.
В первые годы существования журнал довольно четко выполнял программу своей неофициальной части, обнародованную в первом номере. Напечатано большое количество проповедей, слов, речей, бесед городских и сельских иереев. Публикует свои работы известный историк Южного Урала В. Н. Витевский: «Первая церковь в Уральском войске» [13] и «Сведения о православных и единоверческих церквах Уральского войска» [14] . Перепечаты-вается из журнала «Странник» работа видного исследователя сибирских церковных древностей протоиерея А. И. Сулоцкого «Первый Оренбургский епископ, а в последствии Тобольский архиепископ Амвросий Келембет» [30]. Исчерпывающе полны историческими, статистическими и этнографическими мате-
74
риалами описания сельских приходов, сделанные сельскими священниками В. Маллицким «Село Исаево» [18], П. Виноградовым «Цер-ковно-приходская летопись села Травянского Свято-Троицкой церкви» [12] .
Несколько публикаций посвящены истории края: А. Невзоров (священник станицы Миясская) «Миясская станица в 1741 г.» [19], П. Сахаров (протоиерей, законоучитель Не-плюевской военной гимназии) «Слово в память Оренбургского военного губернатора, действительного тайного советника и обоих российских орденов кавалера Ивана Ивановича Не-плюева, в день поминовения его по истечении ста лет от его кончины» [27]. Историческая тематика была близка и самому редактору, поскольку он тоже писал о первом оренбургском губернаторе: «Воспоминание об И. И. Неплюе-ве по случаю исполнения ста лет со времени кончины его 11 ноября 1873 г.» [28]; другая его заметка посвящена действиям Ем. Пугачева в Оренбургском крае: «Пастырское увещание преосвященного Вениамина, архиепископа Казанского, по случаю Пугачевского бунта 1774 г.» [29].
С первых лет издания большое внимание обращалось на миссионерскую деятельность местного духовенства, и это неслучайно, так как население Оренбургской губернии было многонациональным и многоконфессиональным: русские (православные, старообрядцы, сектанты), татары, башкиры, калмыки и др. (мусульмане) и кочевые киргизы (приверженцы чуть ли не язычества). Две публикации направлены против староверов: Ст. Комаров (священник, член Совета Златоустовского братства) «Разговор двух сватов - единоверца и православного о различии обрядов и чтении церковном» [16] и автор Я-в (г. Златоуст Уфимской губ.) «Мое отступление от святой церкви и возвращение в недра ея, или рассказ обратившегося из раскола ко св. церкви гражданина г. Златоуста» [33]. В заметке оренбургского священника Василия Лавровского «Статистическое описание прихода Градо-Троицкого собора» рассказывается о том, что в 1860-е гг. благодаря переселенцам из других
губерний в городе появились сектанты: молокане, скопцы и «плясуны». Однако благодаря решительным действиям духовенства и полиции эти люди были удалены из города или арестованы [17]. Борьба с сектантством нашла свое отражение и в проповедничестве. Алексей Коблов (священник села Новоникитина) опубликовал в журнале свое «Слово к вразумлению так называемых "людей Божьих" и "Странников" и к предостережению от уловления ими в свою секту неискусных в вере православных чад Христовой Церкви» [15].
Но все же надо отметить, что надежды редакции на активное участие епархиального духовенства в издании не оправдались. Ст. Никольский, подводя итоги 25-летия существования «Оренбургских епархиальных ведомостей», отмечает, что в неофициальной части журнала в первое десятилетие печаталось очень мало местного материала, и эта часть по объему часто значительно уступала официаль-ной1 [21, с. 676]. Сам редактор из-за недостатка информации из епархии, во-первых, вводит в ведомости рубрики «Газетные известия», «Разные известия», «Иноепархиальные распоряжения»2, «Известия» и др., в которых приводятся сведения из светской и церковной периодики других епархий, во-вторых, публикует в большом количестве свои речи, проповеди (с 1873 по 1881 г. - 108). Некоторые номера журнала целиком состоят из выступлений С. И. Семенова (например: 1874, № 10; 1875, № 13). При этом ему приходится 12 раз публиковать свои старые тексты, в основном надгробные слова. Например, в 1874 г. печатались его речи, произнесенные в 1855 г. (№ 19), в 1860 (№ 13), в 1866 (№ 9) и т. д.
Можно констатировать вслед за С. С. Никольским и Н. М. Чернавским, что за те годы, когда издание редактировал С. И. Семенов, журнал постепенно становился односторон-
1 Тем самым Ст. Никольский критикует деятельность редактора С. И. Семенова. Далее же отмечает, что с открытием в Оренбурге духовной семинарии к руководству журналом пришли новые люди, и в ОЕВ произошли перемены к лучшему.
2 В данной рубрике публикуются материалы о событиях в других епархиях.
75
ним, неинтересным и малополезным для оренбургского духовенства, т. е. претерпевал кризис, который удалось преодолеть лишь с приходом других редакторов. Однако ни С. С. Никольский, ни Н. М. Чернавский не отметили огромной роли, сыгранной новым епископом Оренбургским и Уральским Вениамином (в миру Владимир Петрович Быковский, 18211893) в деле возрождения православного издания. Вениамин прибыл в Оренбург 9 июля 1879 г., до приезда сюда был епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. В статье о нем в «Православной энциклопедии» [1], к сожалению, ничего не сказано о деятельности епископа Вениамина на Оренбургской кафедре, но именно при нем (бывшем редакторе «Воронежских епархиальных ведомостей», с 1867 по 1871 г.) в «Оренбургских епархиальных ведомостях» происходят значительные перемены, свидетельствующие о значении главы епархии в местной издательской деятельности.
Епископ Вениамин менее чем за три года своего пребывания на Оренбургской кафедре опубликовал в журнале 14 проповедей, посвященных главным образом наиболее важным церковным праздникам, а также 14 статей богословского содержания, которые до того времени в журнале никогда не публиковались. Отметим широкий диапазон тем - трактование Священного Писания: «Пророчество Иисуса Христа о Страшном суде (Лук. XXI, 25, 26, 27)» [8] и «Посольство св. Иоанна Крестителя к Иисусу Христу (Матф. XI, 2)» [4]; разъяснение христианских притч: «Притча о работниках, нанятых для уборки винограда» [7], «Притча о добром семени и плевелах» [6] и «Притча о добром пастыре и наемнике» [5]; пастырские наставления: «Чужбина и отечество (Письмо к благочестивой христианке)» [11] и «Письма к готовящемуся принять монашество» [3]; хри-стианско-философские статьи: «Религия есть естественная потребность души человеческой» [9], «О препятствиях, встречающихся на пути к нравственно-христианскому совершенству и о способах к их устранению» [2] и «Учение Христово есть просветительское начало для человечества» [10].
Можно предположить, что по настоянию епископа Вениамина редакция журнала в апреле 1880 г. открыто признается в значительном упадке «"Оренбургских епархиальных ведомостей" сравнительно с той ступенью, на которой они явились в самом начале своего существования - в 1873 г.» [24] . Местный раздел можно расширить, разнообразить только благодаря активнейшему участию в нем епархиального духовенства, способного осветить в своих материалах широкий круг проблем: религиозно-нравственная и обрядовая жизнь прихожан, народные обычаи и суеверия, раскол и сектанты в приходе, взаимоотношения между пастырем и паствой и внутри причта и т. д. Тот же призыв к оренбургским иереям повторяется и в последнем номере за 1880 г. Редактор сетует на то, что за год в журнал поступило только несколько проповедей, в основном от городских священников. Он просит присылать хотя бы сырой материал, который редакция может после правки печатать [26, с. 974].
По воле епископа Вениамина (а только он, глава епархии, мог принимать такие решения) в феврале 1880 г. соредактором официальной и неофициальной частей журнала был назначен кафедральный протоиерей Николай Сергеевич Сперанский (1850-1896) [25], выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия, помощник смотрителя Оренбургского духовного училища, который с августа 1881 г. становится редактором «Оренбургских епархиальных ведомостей» (до 1884 г.). Любопытно, что в некрологе и надгробных речах о нем говорится только как о смотрителе духовного училища, прекрасном педагоге, но нет ни слова о его деятельности в епархиальном издании.
Постепенно в тот же период, явно не по своему желанию, С. И. Семенов перестает быть основным автором издания. Так, с августа 1879 по октябрь 1881 г. им опубликованы всего 5 проповедей, а затем уже в начале 1883 г. он по прошению переводится на время в Донскую епархию и возвращается обратно в 1887 г.
Во время нахождения епископа Вениамина на Оренбургской кафедре в журнале значительно увеличивается объем неофициальной
76
части за счет расширения числа корреспондентов. Большое место отводится миссионерской деятельности в епархии и историко-статисти-ческим описаниям сельских приходов.
Все эти изменения к лучшему в «Оренбургских епархиальных ведомостях» начали происходить во время руководства епархией епископа Вениамина. Именно его большая заслуга в том, что журнал стал разнообразным по содержанию, интересным и полезным для оренбургского городского и сельского ду-
ховенства 1880-х гг. Не потерял свой новый облик журнал и в последующие годы, когда в Оренбурге открылась духовная семинария и ее руководство, преподаватели стали активно сотрудничать с изданием.
Можно констатировать, что, как и другие подобные иноепархиальные журналы, «Оренбургские епархиальные ведомости» дают исследователям широкий и разнообразный материал для изучения русской народной культуры второй половины XIX — начала XX в.
1. Богданова, Т. А. Вениамин (Быковский Владимир Петрович) / Т. А. Богданова // Православная энциклопедия. -
Москва : Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2004. -Т. VII. - С. 632-633.
2. Вениамин (епископ). О препятствиях, встречающихся на пути к нравственно-христианскому совершенству и
способах к их устранению / Вениамин (епископ) // Оренбургские епархиальные ведомости. - 1881. - № 22 (15 нояб.). - С. 830-836; № 23 (1 дек.). - С. 901-906; № 24 (15 дек.). С. 956-965.
3. [Вениамин (епископ)] Е. В. Письма к готовящемуся принять монашество /[Вениамин (епископ)] Е. В. // ОЕВ. -
1881. - № 19 (1 окт.). - С. 674-684; № 20 (15 окт). - С. 715-734; № 21 (1 нояб.). - С. 776-782.
4. Вениамин (епископ). Посольство св. Иоанна Крестителя к Иисусу Христу (Матф. XI, 2) / Вениамин (епископ) //
ОЕВ. - 1882. - № 10 (15 мая). - С. 351-360.
5. Вениамин (епископ). Притча о добром пастыре и наемнике / Вениамин (епископ) // ОЕВ. - 1881. - № 8
(15 апр.). - С. 286-297.
6. Вениамин (епископ). Притча о добром семени и плевелах / Вениамин (епископ) // ОЕВ. - 1880. - № 3 (1 февр.). -
С. 74-83.
7. Вениамин (епископ). Притча о работниках, нанятых для уборки винограда / Вениамин (епископ) // ОЕВ. - 1879. -
№ 21 (1 нояб.). - С. 596-604; № 22 (15 нояб.). - С. 632-641.
8. Вениамин (епископ). Пророчества Иисуса Христа о Страшном суде (Лук. XXI, 25, 26, 27) / Вениамин (епископ) //
ОЕВ. - 1882. - № 2 (15 янв.). - С. 69-76; № 3 (1 февр.). - С. 99-107.
9. Вениамин (епископ). Религия есть естественная потребность души человеческой / Вениамин (епископ) // ОЕВ. -
1880. - № 5 (1 марта). - С. 137-144.
10. [Вениамин (епископ)] Е. В. Учение Христово есть просветительское начало для человечества / [Вениамин (епископ)] Е. В. // ОЕВ. - 1880. - № 5 (1 марта). - С. 167-180.
11. [Вениамин (епископ)] Е. В. Чужбина и отечество (Письмо к благочестивой христианке) / [Вениамин (епископ)] Е. В. // ОЕВ. - 1880. - № 2 (15 янв.). - С. 52-56.
12. Виноградов, П. Церковно-приходская летопись села Травянского Свято-Троицкой церкви / П. Виноградов // ОЕВ. - 1875. - № 2 (15 янв.). - С. 56-58; № 5 (1 марта). - С. 172-174; № 7 (1 апр.). - С. 247-248; № 8 (15 апр.). -С. 281-283; № 9 (1 мая). - С. 318-320; № 10 (15 мая). - С. 350-351; № 11 (1 июня). - С. 391-392; № 12 (15 июня). - С. 431-432; № 13 (1 июля). - С. 468-470; № 14 (15 июля). - С. 498-501; № 15 (1 авг.). - С. 541542; № 16 (15 авг.). - С. 574-575; № 17 (1 сент). - С. 611-613; 1876. - № 16 (15 авг.). - С. 581-583; № 20 (15 окт.). - С. 725-728.
13. Витевский, В. Н. Первая церковь в Уральском войске / В. Н. Витевский // ОЕВ. - 1878. - № 2 (15 янв.). -С. 47-57; № 3 (1 февр.). - С. 84-90.
14. Витевский, В. Н. Сведения о православных и единоверческих церквах Уральского войска / В. Н. Витевский // ОЕВ. - 1878. - № 10 (15 мая). - С. 337-348; № 11 (1 июня). - С. 379-383; № 13 (1 июля). - С. 432-442; № 14. -С. 466-470.
77
15. Коблов, А. Слово к вразумлению так называемых «людей Божьих» и «Странников» и к предостережению от уловления ими в свою секту неискусных в вере православных чад Христовой Церкви / А. Коблов // ОЕВ. -1880. - № 1 (1 янв.). - С. 19-25.
16. Комаров, Ст. Разговор двух сватов - единоверца и православного о различии обрядов и чтении церковном / Ст. Комаров // ОЕВ. - 1873. - № 7 (1 апр.). - С. 261-264; № 8 (15 апр.). - С. 297-304.
17. Лавровский, В. Статистическое описание прихода Градо-Троицкого собора / В. Лавровский // ОЕВ. - 1874. -№ 12 (15 июня). - С. 451-459.
18. Маллицкий, В. Село Исаево / В. Маллицкий // ОЕВ. - 1873. - № 3 (1 февр.). - С. 114- ? (В Российской национальной библиотеке № 3 отсутствует; в экземпляре из Оренбургской областной универсальной научной библиотеки нет страниц 119-124); № 6 (15 марта). - С. 228-233.
19. Невзоров, А. Миясская станица в 1741 г. / А. Невзоров // ОЕВ. - 1873. - № 6 (15 марта). - С. 233-234; 1874. -№ 1 (1 янв.). - С. 28-30.
20. Некролог. Протоиерей С. И. Семенов. + 20 октября 1899 г. // ОЕВ. - 1899. - № 21 (1 нояб.). - С. 799-800.
21. Никольский, Ст. Двадцатипятилетие (1873-1897) издания «Оренбургских епархиальных ведомостей» / Ст. Никольский // Оренбургские епархиальные ведомости. - 1897. - № 19 (1 окт.). - С. 673-683; № 24 (15 дек.). -С. 962-969.
22. От редакции // ОЕВ. - 1873. - № 1 (1 янв.). - С. 2.
23.' От редакции // ОЕВ. - 1873. - № 21 (1 нояб.). - С. 844.
24. От редакции // ОЕВ. - 1880. - № 7 (1 апр.). - С. 213.
25. С. Протоиерей Николай Сергеевич Сперанский / С. // ОЕВ. - 1897. - № 2 (15 янв.). - С. 77-84.
26. С-й Р. (Семенов редактор?) [От редакции] // ОЕВ. - 1880. - № 24 (15 дек.). - С. 973-974.
27. Сахаров, П. Слово в память Оренбургского военного губернатора, действительного тайного советника и обоих российских орденов / П. Сахаров // ОЕВ. - 1873. - № 23 (1 дек.). - С. 913-924.
28. Семенов, С. И. Воспоминание об И. И. Неплюеве по случаю исполнения ста лет со времени кончины его 11 ноября 1873 г. / С. И. Семенов // ОЕВ. - 1874. - № 1 (1 янв.). - С. 30-33; № 3 (1 февр). - С. 103-105; 1875. -№ 3 (1 февр.). - С. 94-102.
29. Семенов, С. И. Пастырское увещевание преосвященного Вениамина, архиепископа Казанского, по случаю Пугачевского бунта 1774 г. / С. И. Семенов // ОЕВ. - 1874. - № 6 (15 марта). - С. 218-235.
30. Сулоцкий, А. И. Первый Оренбургский епископ, а впоследствии Тобольский архиепископ Амвросий Келембет / А. И. Сулоцкий // ОЕВ. - 1874. - № 11 (1 июня). - С. 413-424; 1875. - № 9 (1 мая). - С. 312-317; № 10 (15 мая). -С. 345-350; № 11 (1 июня). - С. 387-390; № 12 (15 июня). - С. 422-425.
31. Чернавский, Н. М. Оренбургские епархиальные ведомости / Н. М. Чернавский // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. - Оренбург, 1903. - Вып. 12. - С. 153-189.
32. Чернавский, Н. М. Тридцатилетие издания «Оренбургских епархиальных ведомостей» / Н. М. Чернавский // ОЕВ. - 1903. - № 2 (15 янв). - С. 57-68.
33. Я-в. Мое отступление от святой церкви и возвращение в недра ея, или рассказ обратившегося из раскола ко святой церкви гражданина г. Златоуста / Я-в // ОЕВ. - 1874. - № 14 (15 июля). - С. 536-539; № 15 (1 авг.). - С. 577581; № 17 (1 сент.). - С. 653-657; № 18 (15 сент). - С. 699-702.
Получено 21.11.2018
78
A. Rozov
Doctor of Culturology, Professor, Institute of Russian Literature of the Russian Academy of Sciences (Pushkin House) E-mail: [email protected]
EDITORIAL-PUBLISHING PROBLEMS AND THE ROLE OF PERSONALITY IN THE FORMATION OF THE ISSUE «ORENBURG EPARCHIAL JOURNAL»
Abstract. The published article is devoted to the history of creation, problems of editorial and publishing work during the first decade of «Orenburg eparchial journal»'s existence (1873-1882).The most important published materials are briefly described. Much attention is paid to the role of personality in the existence of this edition. The necessity of active participation of the eparchia's in the management of the journal and publication of his works in it is emphasized. This theme is revealed for the first time in the article by the example of the Bishop of Orenburg and Ural Veniamin from 1879 to 1882, who greatly contributed to overcoming the crisis in the editorial work of the journal. It is his great merit that the journal gradually becomes diverse in content, interesting and useful for the Orenburg city and peasent clergy of the 1880s. The article emphasizes that Bishop Veniamin not only took an active part in the management of the journal, but was the author of articles in which he touched upon the most important Christian-philosophical problems, explained the essence of biblical concepts, the deep content of Scripture and Christian parables. Like many similar editions of other eparchias, «Orenburg eparchial journal» gives researchers a variety of material for the study of folk culture of the second half of XIX- beginning of XX centuries. Keywords: journal, article, editors, crisis, problems, bishop, Christian, activity
For citing: Rozov A. 2018. Editorial-publishing problems and the role of personality in the formation of the issue "Orenburg eparchial journal". Culture and Arts Herald. No 4 (56) : 73-80.
References
1. Bogdanova T. 2004. Veniamin (Bykovsky Vladimir Petrovich). Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodoxy encyclopedia]. Moscow : Church-scientific center «Orthodoxy encyclopedia». Vol. VII. P. 632-633. (In Russ.).
2. Veniamin (episkop). 1881. On the obstacles met on the path to the moral and Christian perfection and the ways to rescue from it. Orenburgskie eparkhial'nye vedomosti [Orenburg eparchial journal (Further: OEJ)]. No 22 (15 Nov.) : 830-836; No 23 (1 Dec.) : 901-906; No 24 (15 Dec.) : 956-965. (In Russ.).
3. [Veniamin (episkop)] E. V. 1881. Letters to a monk preparing to the adoption of monkhood. OEJ. No 19 (1 Oct.) : 674 - 684; No 20 (15 Oct) : 715-734; No 21 (1 Nov.) : 776-782. (In Russ.).
4. Veniamin (episkop). 1882. The embassy of st. John the Baptist to Jesus Christ (Mat. XI, 2 ). OEJ. No 10 (15 May) : 351-360. (In Russ.).
5. Veniamin (episkop). 1881. The parable of the Good Shepherd and a hired servant. OEJ. No 8 (15 Apr.) : 286-297. (In Russ.).
6. Veniamin (episkop). 1880. The parable of the good seed and the chaff. OEJ. No 3 (1 Febr.) : 74-83. (In Russ.).
7. Veniamin (episkop). 1879. Parable of the workers hired harvesting grapes. OEJ. No 21 (1 Nov.) : 596-604; No 22 (15 Nov.) : 632641. (In Russ.).
8. Veniamin (episkop). 1882. Prophecies by Jesus Christ on Last Judgment (Luke. XXI, 25, 26, 27). OEJ. No 2 (15 Jan.) : 69-76; No 3 (1 Febr.) : 99-107. (In Russ.).
9. Veniamin (episkop). 1880. Religion is the natural need of human soul. OEJ. No 5 (1 March) : 137-144. (In Russ.).
10. [Veniamin (episkop)] E. V. 1880. The teaching by Christ is the enlightening principle for humanity. OEJ. No 5 (1 March) : 167-180. (In Russ.).
11. [Veniamin (episkop)] E. V. 1880. Strange Land and Native Land (Letter to a divoutional Christian). OEJ. No 2 (15 Jan.) : 52-56. (In Russ.).
12. Vinogradov P. 1875. The parish chronicle of Travyansky Holy Trinity Church's village. OEJ. No 2 (15 Jan.) : 56-58; No 5 (1 March): 172-174; No 7 (1 Apr.): 247-248; No 8 (15 Apr.): 281-283; No 9 (1 May) : 318-320; No 10 (15 May) : 350-351; No 11 (1 June): 391-392; No 12 (15 June) : 431-432; No 13 (1 July) : 468-470; No 14 (15 July) : 498-501; No 15 (1 August) : 541-542; No 16 (15 August) : 574-575; No 17 (1 Sept.) : 611-613; 1876. No 16 (15 August) : 581-583; No 20 (15 Oct.) : 725-728. (In Russ.).
79
13. Vitevskii V. 1878. The first church in Ural Army. OEJ. No 2 (15 Jan.) : 47-57; No 3 (1 Febr.) : 84-90. (In Russ.).
14. Vitevskii V. 1878. The data on Orthodox and Common faith churches of Ural Army. OEJ. No 10 (15 May) : 337-348; No 11 (1 June) : 379-383; No 13 (1 July) : 432-442; No 14 : 466-470. (In Russ.).
15. Koblov A. 1880. A word to convincing of so-called "people of God" and "Wanderers" and to the warning from their capturing by them the inexpert Orthodox child of Christian Church in their sect. OEJ. No 1 (1 Jan.) : 19-25. (In Russ.).
16. Komarov St. 1873. A conversation between two matchmakers - the Common faith and Orthodox believers on difference into rites and Church's reading. OEJ. No 7 (1 Apr.) : 261-264; No 8 (15 Apr.) : 297-304. (In Russ.).
17. Lavrovskii V. 1874. The statistical description of Grado-Trinity Cathedral's parish. OEJ. No 12 (15 June) : 451-459. (In Russ.).
18. Mallitskii V. 1873. Isaevo's village. OEJ. No 3 (1 Febr.) : 114-? (in Russian National Library the number «3» is missing; there are no P. 119-124; in the copy from the Orenburg Regional Universal Scientific Library); No 6 (15 March) : 228-233. (In Russ.).
19. Nevzorov A. 1874. Miyas village in 1741 year. OEJ. No 6 (15 March) : 233-234; No 1 (1 Jan.) : 28-30. (In Russ.).
20. Nekrology. Archpriest S. I. Semenov. f 20 October 1899 year. 1899. OEJ. No 21 (1 Nov.) : 799-800. (In Russ.).
21. Nikolskii St. 1897. The 25th Anniversary (1873-1897) of the edition of "Orenburg eparchial journal". OEJ. No 19 (1 Oct.) : 673-683; No 24 (15 Dec.) : 962-969. (In Russ.).
22. From the editorial staff. 1873. OEJ. No 1 (1 Jan.) : 2. (In Russ.).
23. From the editorial staff. 1873. OEJ. No 21 (1 Nov.) : 844. (In Russ.).
24. From the editorial staff. 1880. OEJ. No 7 (1 Apr.) : 213. (In Russ.).
25. S. Archpriest Nikolai Sergeevich Speranskii. 1897. OEJ. No 2 (15 Jan.) : 77-84. (In Russ.).
26. S-y R. 1880. (Editor Semenov?) [From the editorial staff]. OEJ. No 24 (15 Dec.) : 973-974. (In Russ.).
27. Sakharov P. 1873. A word in memory of the Orenburg military governor, a full councillor and both Russian orders. OEJ. No 23 (1 Dec.) : 913-924. (In Russ.).
28. Semenov S. 1874. Memory on I. I. Neplyuev on coming the occasion of one hundred years since his death on November 11, 1873. OEJ. No 1 (1 Jan.) : 30-33; No 3 (1 Febr) : 103-105; 1875. No 3 (1 Febr.) : 94-102. (In Russ.).
29. Semenov S. 1874. Pastoral exhortation of Right Reverend Archbishop of Kazan, on occasion of Pugachev's rebellion in 1774. OEJ. No 6 (15 March) : 218-235. (In Russ.).
30. Sulotskii A. 1875. The first Orenburg Bishop, and afterwadrs Tobolsk Archbishop Ambrose Kelembet. OEJ. No 9 (1 May) : 312317; No 10 (15 May) : 345-350; No 11 (1 June) : 387-390, 413-424; No 12 (15 June) : 422-425. (In Russ.).
31. Chernavskii N. 1903. Orenburg eparchial journal. Trudy Orenburgskoy uchenoy arkhivnoy komissii [Proceedings of Orenburg Scientific Archival Commission]. Orenburg. Issue 12. P. 153-189. (In Russ.).
32. Chernavskii N. 1903. Thirtieth anniversary of Orenburg eparchial journal's edition. OEJ. No 2 (15 Jan.) : 57-68. (In Russ.).
33. Ia-v. 1874. My going away from Holy church and returning into Its bosom, or the story of Chrysostom's citizen who turned to Holy church. OEJ. No 14 (15 July) : 536-539; No 15 (1 August) : 577-581; No 17 (1 Sept.) : 653-657; No 18 (15 Sept.) : 699-702. (In Russ.).
Received 21.11.2018
80