Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 4 (414). Филологические науки. Вып. 112. С. 26—32.
УДК 81
ПУБЛИКАЦИИ Н. П. СЕМЕНТОВСКОГО В ГАЗЕТЕ «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» В ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Т. А. Барышникова
МАОУ «СОШ» № 50, Челябинск, Россия
Впервые предметом исследования становятся статьи одного из постоянных авторов «Оренбургских епархиальных ведомостей» — Н. П. Сементовского. Используя жанры слова, поучения, некролога, заметки, очерка, публицист писал о важных общественно-политических событиях в стране, местных происшествиях, быте и нравах жителей Оренбуржья, борьбе с раскольниками и сектантами, обвинениях в адрес церкви, требующих ответа от духовенства.
Ключевые слова: Сементовский, епархиальные ведомости, «Оренбургские епархиальные ведомости», церковная публицистика, публицистический жанр, дореволюционная печать.
«Оренбургские епархиальные ведомости» (далее — «ОЕВ»), издававшиеся в 1873-1916 гг., сегодня представляют значительный научный интерес, прежде всего, как источник документальных исторических и краеведческих материалов. Исследователей привлекает обилие ценных фактов в содержании статей на местные темы. Предпринимаются отдельные попытки изучения жанровой специфики печатного издания, его взаимодействия с органами власти и роли в формировании социокультурной среды на Южном Урале. Общая типовая программа, по которой создавались епархиальные ведомости в 18601870-е гг. сразу в нескольких регионах Российской империи, в том числе и в Оренбургской губернии, позволяет рассматривать официальный орган печати Оренбургской епархии в качестве примера такого типа издания в работах О. И. Лепилкиной, в трудах по истории журналистики В. А. Павлова, Е. В. Ахмадулина, В. Ф. Блохина. В отсутствие полноценного, комплексного изучения «ОЕВ» особую ценность представляет статья, написанная современником издания, активным его сотрудником, краеведом Н. М. Чернавским и опубликованная в 12-м томе «Трудов Оренбургской ученой архивной комиссии» в 1903 г. В ней содержатся сведения об истории создания ведомостей, о переменах в составе редакции, намечены определенные периоды в издании газеты, описаны внешние, экономические условия выпуска номеров, названы наиболее оригинальные авторы и выдающиеся статьи.
В настоящей работе рассматриваются опубликованные в неофициальной части «ОЕВ» статьи одного из постоянных авторов, Николая
Петровича Сементовского. Всего за время с 1880-го по 1909-й гг. были напечатаны 32 его публикации. При этом стоит отметить, что, несмотря на сложившееся восприятие епархиальных ведомостей как газеты, ими был использован «формат, оформление и характер материалов журнального издания» [1. С. 203]. Соответственно, под статьей в «ОЕВ» подразумевается объемная работа, занимающая 5-10 страниц и в некоторых случаях имеющая продолжение в нескольких номерах. Целью данного исследования является характеристика публицистики Н. П. Сементовского с точки зрения преобладания тех или иных жанровых форм, выявление актуальной проблематики в его статьях.
Фамилия Сементовских в нескольких поколениях была особым образом отмечена в деле просвещения населения Оренбургского края, начиная с отца семейства, Петра Ивановича, всю свою жизнь посвятившего труду пастыря, миссионера, свыше 30 лет прослужившего настоятелем Параскевинской церкви в Кундравинской станице Троицкого уезда. Священнический сан и должность благочинного 10-го округа накладывали на него не только обязательства по отправлению церковной службы, но и предполагали много другой работы, связанной с распространением народного образования, созданием церковно-приходских школ, преподавательской деятельностью. За большие заслуги в разных должностях епархиального управления Петр Иванович Сементовский был удостоен множества наград и всеобщего признания, в том числе своих детей. Для них он был не только и не столько примером пастыря, сколько добро-
го, трудолюбивого и всесторонне развитого человека, который «старался не отставать от века, любил литературу и не жалел средств на покупку книг, оставил такую библиотеку, какую имеют не многие из пастырей церкви» [3. С. 781]. В 2016 г. обо всех членах семьи Сементовских, детях и внуках, талантливых ученых, музыкантах, проживавших и ныне живущих в разных городах России и за рубежом, был издан 1-й том «Путешествия к семейным истокам» Татьяны Вадимовны Кучеровой. Книга вышла в ограниченном количестве экземпляров в мастерской краеведа и издателя П. С. Правдина. Пока она доступна читателям библиотек г. Миасса и библиотеки 3-го корпуса Челябинского государственного университета, но может быть полезна всем, кто интересуется дореволюционным прошлым Южного Урала. В следующий том генеалогического исследования Т. В. Кучеровой, планируемый к изданию, войдут рассматриваемые здесь публикации Н. П. Сементовского в «ОЕВ».
Вслед за отцом Николай Петрович Сементов-ский получил духовное образование и в 1869 г. был рукоположен в сан священника Николаевской церкви Филимоновского поселка Троицкого уезда Оренбургской епархии, где началась его духовная карьера. С 1879-го по 1912-й гг. о. Николай служил в Петропавловском и Александро-Невском храмах Миасского завода, и это было время становления его как пастыря, законоучителя, миссионера, просветителя. Он принимал активное участие в открытии новых учебных заведений и сам преподавал в них, по его инициативе проводились благотворительные концерты, спектакли. Свидетельством его таланта как оратора, проповедника сегодня являются записи, сделанные в церковно-приходской летописи Петропавловского храма, о проводимых Н. П. Сементовским внебогослужебных чтениях, собиравших огромную аудиторию и производивших на нее большое впечатление [2]. Другим подтверждением его энергичной общественной жизни и активной гражданской позиции служат сохранившиеся публикации в «ОЕВ».
В неофициальной части издания, благодаря корреспонденциям из разных населенных пунктов Оренбургского края, формировалось исто-рико-статистическое описание епархии и отдельных приходов, печатались статьи о развитии народного образования, открытии церковно-при-ходских школ, труды по изучению религиозного состава населения Оренбуржья и многое другое.
Однако, учитывая важность исторических событий на рубеже Х1Х-ХХ вв., следует признать и особую ценность публицистики, представленной на страницах епархиальных ведомостей. Не только светские, но и имеющие духовное звание авторы живо отзывались на актуальные социальные, философские и политические проблемы, являя в своих статьях яркие образцы красноречия, обращенного к современникам, попавшим под влияние различных идей переустройства общества.
Сознание большой личной ответственности за судьбу страны отличает автора русской церковной публицистики, чей образ «печальника Русской земли» сложился еще в памятниках ораторского искусства XI—XVII вв. Нравственные поучения, прославление современников, занимающихся просветительской работой, воспитание гражданских чувств и проповедь христианской любви — таким, по большей части неизменным, был набор реализуемых задач писателя, публициста, оратора и в средние века, и в рассматриваемую нами эпоху на рубеже Х1Х-ХХ столетий.
В русле этой культурной традиции сегодня, спустя сотню лет, нам видятся и публицистические опыты Николая Петровича Сементовского. Его сотрудничество с редакцией ведомостей началось в 1880 г., переломном для газеты. Предшествовал этому «глухой» период в ее издании, когда и официальный, и неофициальный отделы редактировались единолично кафедральным протоиереем С. И. Семеновым, проповеди которого и составляли неофициальную часть. Бессодержательность «ОЕВ» вызывала недовольство духовенства, и с начала 1880-х гг. под редакцией смотрителя духовного училища протоиерея Н. С. Сперанского (1881-1883) они стали более информативными [9]. Способствовало этому привлечение редактором к сотрудничеству преподавателей духовных учреждений и приглашение священников епархии к активному высказыванию своих суждений «о местных потребностях духовной паствы, по тем или иным вопросам пастырской практики, вызываемым местными условиями и обстоятельствами» [8. С. 162]. Одним из немногих, надо сказать, местных священников, принявших это приглашение, был Н. П. Сементовский.
Информационным поводом для его первого выступления в печати стал уход из жизни императрицы Марии Александровны. «Речь пред панихидою», подписанная свящ. Н. Сементовским,
написана в жанре слова, приуроченного к событию государственного значения. Панегирическая приподнятость текста, приличествующая случаю и свидетельствующая о безграничной преданности автора царской семье, выражается в частых восклицаниях, градации, анафоре и других приемах, с помощью которых автор пытается передать сложный комплекс чувств: «Не стало Царицы Русской! Не стало мудрой помощницы Царю нашему в управлении народным благоденствием! < . > Не стало нежнейшей матери благословеннейшего семейства Царствующего Дома!» [5. С. 469]. Патетический тон речи несколько сглаживается при упоминании о мирских заботах усопшей императрицы, ее помощи пострадавшим в Русско-турецкой войне, страхе за жизнь супруга, неоднократно подвергавшегося смертельной опасности на поле боя и нападению террористов, планам которых в конце концов было суждено сбыться, и цареубийство стало поводом для еще одной «Речи» Н. П. Сементовского от 15-го марта 1881-го г. В этом слове, в отличие от предыдущего, вместо восклицаний — риторические вопросы, передающие «бунт сердца», «тревогу чувств» автора. Погибшего царя Александра II публицист окружает эпитетами «милосердный», «благотворец», «освободитель», «мученик», «праведник». Террористов называет «убийцами», «злодеями», «сынами погибельными», «людьми смуты», «безумцами», «предателями». Это противопоставление, понятное из контекста, отсылает нас к евангельской антитезе Христос — Иуда. Отталкиваясь от нее и опираясь на цитаты из Священного Писания, Н. Сементовский использует приемы учительного, дидактического красноречия. Ничего случайного, по мнению автора, не бывает, поэтому из национальной трагедии нужно всем извлечь урок и воспитывать в себе преданность монархии, укрепляться в вере.
Главной своей задачей как пастыря Н. П. Сементовский видел в том, чтобы учить, наставлять, поэтому и в публикациях в «ОЕВ» прослеживаются жанровые особенности поучений, ориентированных на простых людей с целью воспитать в них высокие моральные качества, идеалы гражданского служения [10]. Священник Н. Сементовский требует от своего читателя трудолюбия, скромности, отвращения от пьянства, от детей — заботы о родителях, от родителей — воспитания детей в вере. Разбирая недавно произошедшее событие — участие учащейся молодежи в подпольных агитациях, политико-социа-
листических пропагандах, автор приводит слова известной пословицы «ученье — свет, а неученье — тьма», но с оговоркой, что началом ученья должен быть «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Обращаясь к своему читателю, Сементовский старается писать просто, безыскусственно, вместе с тем рассчитывая на медленное, вдумчивое прочтение. Еще одной особенностью его поучений является определенная диалогичность. Задавая самому себе вопросы от лица «совопросников века сего, желающих знать», автор располагает к себе любого человека, малограмотного с точки зрения религии. С помощью такого приема «вопрос-ответ», по примеру катехизиса, он ориентируется в том, какую информацию и как представить читателю газетной публикации.
В ответ на потребность редакции в передаче «нравственного состояния паствы, по возможности в связи с бытовыми, экономическими и этнографическими условиями ее жизни» [8. С. 163] Н. П. Сементовский предоставил богатый местный материал в виде этнографического очерка «Свадебные обычаи по казачьим селениям Троицкого уезда» («ОЕВ», 1881, № 5-6). Большой интерес для фольклористов представляют приведенные в нем записи обрядовых песен, пословиц, сопровождающих жениха и невесту на каждом этапе их подготовки к свадьбе. Этот текст служит примером удачного сочетания большой исследовательской работы и увлекательного повествования. Весь ход подготовки к свадьбе и сама церемония описаны в мельчайших подробностях и так живо, что создается эффект присутствия автора во всем — не только в общей толпе гостей, но и в скрытых от посторонних глаз моментах личных переживаний будущих молодоженов. При этом Сементовский отмечал, что в Оренбургской губернии из сотни свадеб священнику едва ли придется побывать на одной. Автор очерка не только описывает свадебные обычаи, но и пытается восстановить их историю, объяснить, основываясь на народной мудрости. Вопросы материального благополучия, имеющие большое значение в создании казачьего брака, не вызывают осуждения священника. Ход мыслей родителей, ищущих для своих детей ровню по размерам кошелька родителей противоположной стороны, автору вполне понятен. Описывая и объясняя обряды языческого происхождения, он также не вступает в спор с вековыми традициями, не упрекает участников церемонии в их за-
блуждении. Публицист выдерживает стилистику текста: в данном случае он не наставник, не учитель для своей паствы, а бытописатель, с интересом обращающийся к каждой детали свадебного обряда.
Одной из злободневных тем в печати в конце XIX столетия было формировавшееся в обществе мнение об отсталости и безнравственности православного духовенства. Н. П. Сементовский предпринял попытку разобраться в причинах такого отношения, обратившись к особой жанровой разновидности очерка-воспоминания. В своих «Думах и воспоминаниях» он, стараясь быть максимально сдержанным и достоверным, рассказал об особенностях образовательного процесса в Уфимском епархиальном училище, который окончил более 10 лет назад. Несмотря на столь резкие обвинения в адрес духовенства, Сементовский отчасти с ними соглашается, потому что спустя годы видит недостатки и в воспитательном процессе, и в недостаточной компетентности преподавателей, многому виной была и леность самих семинаристов, а также то, что священство — это не профессия, а призвание, доступное немногим.
Объектом критического рассмотрения в епархиальных ведомостях были различные еретические учения, разрастающиеся в народной среде с невероятной скоростью на рубеже XIX-XX вв. Новой редакцией «ОЕВ» в 1881 г. было решено ввести в неофициальной части издания миссионерский отдел для описания быта и верований инородцев, изучения мер и средств для успешной миссионерской деятельности среди них, а также для разоблачения расколоучителей и сектантов в специальных «статьях полемического характера» [8. С. 161]. Центральный эпизод в таких статьях, как правило, представляет забавное происшествие, связанное с деятельностью раскольников и сектантов. Например, Н. П. Сементовский описывает случаи, когда прихожане православного храма, соблюдающие все церковные порядки, одновременно приглашают к себе для «от-читки» болезни старообрядческого священника, а необходимую всем прививку от оспы считают «печатью антихриста». В анекдотической ситуации оказывается православный священник, в дом которого врывается человек и объявляет, что его сын должен быть немедленно обвенчан и уже все ждут батюшку в церкви. На отказ священника, объясненный тем, что брак без предварительных формальностей невозможен, гость пригро-
зил, что в таком случае обратится за помощью к священнику из австрийской секты. В другом случае Сементовский приводит отрывок из своей беседы с одним из раскольников-старообрядцев, который, переписывая икону Божией матери «Утоли моя печали», намеренно изобразил пальцы Богородицы сложенными в виде двуперстия. А в качестве оправдания иконописец ответил, «что-де таких икон на Руси — тысячи и что сам Государь Император ими не гнушается и приносит подносимые старообрядцами иконы». Вместе со статьей Н. Сементовский сопроводил в редакцию «ОЕВ» и саму икону, вызывающую споры.
Практико-ориентированная функция являлась спецификой статей из отдела по борьбе с сектантством. Редакция ведомостей полагала, что православным священникам Оренбургской епархии мог быть полезен миссионерский опыт пастырей из соседних приходов. Задачей публициста было не столько изобличить и высмеять частные случаи, но на примере частного представить общую картину заблуждений, распространенных в народе. Н. П. Сементовский анализирует рукописную брошюру «Сон пресвятой Богородицы», распространенную среди населения губернии больше, чем Евангелие или молитвослов, и из большого количества вариантов выбирает для публикации пять списков («ОЕВ», 1881, № 22-23; 1882, № 1). Он объясняет популярность фольклорного текста тем, что Евангелие в народе считается принадлежностью исключительно храма, наравне с церковной утварью. «Сон», напротив, удобен в домашнем употреблении, поскольку пересказывает евангельский сюжет в двух-трех предложениях и доступным языком, а кроме того, содержит обещания благополучной жизни, в случае соблюдения основных заповедей и дальнейшего распространения данной брошюры.
Наблюдения Н. Сементовского за жизнью прихожан позволяют ему делать некоторые обобщения в очерках из своей миссионерской практики. Кроме ярко выраженной позиции автора, критической оценки и документальной достоверности, обязательным элементом в них являются апологические прения, «дискурс которых осуществляется в русле православной догматики» [7. С. 57]. Поводом для полемики становится также забавное событие, способное вызвать усмешку читателя. Так, например, Н. П. Сементовский пишет о том, что в Миасском заводе в среде раскольников, которые не признают святых после патриарха Никона, появился свой собственный святой
и чудотворец, исцеляющий болезни и «отчитывающий» всех — и своих, и православных, а в других приходах участились случаи поклонения мощам «святых», которые, как выяснялось позже, при жизни были мусульманами. Задачей автора полемической статьи служит убедительное, достоверное выступление. Аргументация Н. П. Сементовского очень точна, он приводит доказательства, опровергающие слухи и саму возможность чуда в среде лжеучений, использует цитаты из Священного Писания, Деяний, Посланий апостолов, агиографии, примеры из истории церкви, из собственной миссионерской практики. Круг чтения священника не ограничивается богословской литературой, в своих статьях он ссылается на современных философов, писателей Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. И. Герцена, А. П. Плетнева и многих других. Автор хорошо ориентируется в современном ему информационном мире, цитирует не только печатные издания на духовную тематику: «Церковный вестник», «Пастырский собеседник», «Миссионерское обозрение», «Вера и разум», старообрядческий журнал «Церковь», но и общественно-политические издания «Новое время», «Русь», «Новости дня», «Речь», «Современные известия», «Московские ведомости», «Гражданин», «Русский труд», «Неделя», «Голос», «Колокол», «Русская старина», «Русский архив», «Иллюстрированный мир», «Вестник трезвости», «Друг трезвости», местные газеты «Уральская жизнь», «Голос Приуралья» и др.
Статьи, проповеди Н. П. Сементовского против раскольников и сектантов, по собственному его признанию, вызывали бурю негодования в местной среде. О себе он написал с самоиронией: «Вообще один из протоиреев миас-ских давно стоит, с позволения сказать, поперек горла раскольникам. С прибытием его в Миасс усилилась миссионерская проповедь, явились миссионерские беседы в церкви, вне ее и в печати» [4. С. 355]. В старообрядческом журнале «Церковь» Сементовский обнаружил клевету на свое имя и в связи с этим упомянул об уже имеющейся у него кабинетной коллекции «анонимных пасквилей, прокламаций и писем даже с угрозою смерти от социалистов, революционеров и раскольников за проповеди против врагов церкви, царя и отечества», а также вскользь сообщил о факте покушения на его жизнь [4].
Обращая особое внимание на этот факт, мы позволим себе сравнение просветительской работы
Н. П. Сементовского в Миасском заводе с изда-тельско-журналистской деятельностью редактора газеты «Казак» П. Д. Захарова. Строгий обличительный характер статей, направленных в адрес жителей Миасского завода, тормозящих его развитие, препятствующих благоустройству поселения, вызывал неприятие нового органа печати у миасцев. П. Д. Захарову тоже приходилось отвечать на клевету, выслушивать угрозы, также на его жизнь было совершено покушение. Однако просветительская деятельность давала свои плоды, вокруг редакции формировалась своя культурная среда. Н. П. Сементовский тоже принимал участие в газете «Казак», присылая письма в редакцию. Одни письма касались актуальной темы перехода старообрядцев в православие, другие представляли собой полемику с ранее опубликованными письмами о важных для Миасского завода вопросах развития торговли.
Н. П. Сементовский уверенно демонстрирует свои знания во всех областях жизни, будь то нравы местных жителей, вопросы экономики, строительства, политики, откликается на злободневные вопросы современности и общественные потрясения в стране и регионе. Разбирая в «ОЕВ» случай самоубийства девушки в Миасском заводе, он обращается к авторитетным мнениям ученых-психотерапевтов. Сементовский высказывает свое отношение к очередной церковной реформе, восстанавливающей выборы благочинных: «Пора понять, что самые лучшие учреждения не внесут перемены в нашу жизнь, если люди останутся прежними, равнодушными, те-плохладными». В подтверждение использует слова «современного оракула» Толстого о том, что действительный подъем может произойти только через религиозное и нравственное возрождение каждого: «Выборное начало не лекарство против болезни человечества» [6. С. 61]. Любопытно, что упоминание в официальном печатном органе епархии в 1907 г. имени Л. Н. Толстого было довольно неоднозначным, тем более цитирование, пусть и подходящее. Однако же о лояльном отношении Николая Петровича Сементовского к графу Толстому тоже говорить не приходится. Подтверждением тому служит публикация, которую отметил Н. М. Чернавский как одну из наиболее интересных в истории газеты. Статья «По поводу письма толстовца к харьковскому архиепископу» была написана в 1901 г., вскоре после опубликования постановления Святейшего синода о том, что Л. Н. Толстой больше не является
членом церкви. В ней Сементовский полемизирует с одним из учеников толстовства по поводу сомнительной популярности писателя, отвечает на обвинения против духовенства. Возмущение его вызывают не столько идеи писателя, сколько уверенность представителей «уродливого толстовства», что этим учением заражена вся Россия. Опровергает это примерами из газет о переполненных храмах и монастырях, о том, что в 1901 г. был «заметен прилив паломников интеллигентского класса», «прилив богомольцев».
Статьи Н. П. Сементовского в «ОЕВ» рассматриваются нами в русле религиозного мировоззрения автора как способствующие распространению и укреплению православия, подчи-
ненные практическим потребностям епархии, вместе с тем сохраняющие связь с общественно-политической и культурной жизнью страны. Разнообразие жанровых форм, актуальная тематика, документальная достоверность фактов, сложная система средств выразительности и обилие цитат в тексте свидетельствуют о таланте его как публициста. Дальнейшее изучение творчества Сементовского, а также других авторов неофициального отдела «ОЕВ» позволит в определенной степени расширить представление об этом органе печати и церковной публицистике в целом и, что очень важно, открыть новые имена и факты из истории дореволюционной печати на Южном Урале.
Список литературы
1. Лепилкина, О. И. Структурно-типологическая трансформация системы русской провинциальной прессы в XVIII — начале XX вв. : дис. ... д-ра филол. наук / О. И. Лепилкина. — Ставрополь, 2010. — 429 с.
2. Летопись Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (1882-1897) : в 3 т. / сост. Т. А. Василец, Е. А. Маркина, А. А. Миронова. — Челябинск, 2011. — Т. 3. — 348 с.
3. Сементовский, Н. П. Некролог / Н. П. Сементовский // Оренбург. епарх. вед. — 1981. — № 22. — С. 779-781.
4. Сементовский, Н. П. По поводу бесед со старообрядцами в Миасском заводе / Н. П. Сементов-ский // Оренбург. епарх. вед. — 1909. — № 23-24. — С. 350-356.
5. Сементовский, Н. П. Речь пред панихидою по новопреставленной Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне, Ея Императорском Величестве, Императрице Всероссийской / Н. П. Сементовский // Оренбур. епарх. вед. — 1880. — № 12. — С. 469-471.
6. Сементовский, Н. П. Со съезда духовенства 17-го округа (Корреспонденция) / Н. П. Сементовский // Оренбург. епарх. вед. — 1907. — № 1. — С. 60-63.
7. Стрелкова, О. С. Духовная проза и поэзия в курской церковной периодике дооктябрьского периода (по материалам издания «Курские епархиальные ведомости») : дис. ... канд. филол. наук / О. С. Стрелкова. — Курск, 2014. — 222 с.
8. Чернавский, Н. М. «Оренбургские епархиальные ведомости» / Н. М. Чернавский // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. — Оренбург, 1903. — Т. XII. — С. 153-190.
9. Чернавский, Н. М. Тридцатилетие издания «Оренбургских епархиальных ведомостей» / Н. М. Чернавский // Оренбург. епарх. вед. — 1903. — № 2. — С. 57-68.
10. Черторицкая, Т. В. Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.) / Т. В. Черторицкая. — М., 1987. — 448 с.
Сведения об авторе
Барышникова Татьяна Андреевна—кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ» № 50. Челябинск, Россия. [email protected]
32
T. A. EapbiMHumBa
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2018. No. 4 (414). Philology Sciences. Iss. 112. Pp. 26—32.
PUBLICATIONS OF N. P. SEMENTOVSKY IN THE NEWSPAPER "THE ORENBURG DIOCESAN GAZETTE" IN THE GENRE-THEMATIC ASPECT
T. A. Baryshnikova
Secondary School № 50, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
For the first time subject of research are the publicistic experiments of one of the regular authors in the newspaper «The Orenburg diocesan gazette». It was Nikolay Petrovich Sementovsky, the parson in Miass, what belonged to Orenburg province. He published 32 articles in the «The Orenburg diocesan gazette» in 1880-1909.
The object of author's attention were important social and political events in the country, local incidents, life and customs of the inhabitants of the Orenburg province, struggle against dissenters and sectarians, accusations against the church, what needed a response from the clergy. The different information reasons required the use of one genre or another: word, preaching, obituary, the note, feature article. The publicism of N.P. Sementovsky is a vivid example of eloquence, what addressed to contemporaries, who were influenced of different ideas of social reorganization.
Keywords: Sementovsky, diocesan gazette, «The Orenburg diocesan gazette», church journalism, publicistic genre.
References
1. Lepilkina O.I. Strukturno-tipologicheskaya transformatsiya sistemy russkoy provintsial'noy pressy v XVIII — nachale XXvv. [Structural-typological transformation of the system of the Russian provincial press in the XVIII — early XX centuries]. Stavropol, 2010. 429 p. (In Russ.).
2. Vasilets T.A., Markina E.A., Mironova A.A. Letopis' Orenburgskoyyeparkhii Troitskogo uyezdaMiassk-ogo zavoda Petropavlovskoy tserkvi (1882-1897) v 3 t. T. 3 [The chronicle of the Orenburg Diocese of the Trinity Uyezd of the Miass Plant of the Peter and Paul Church (1882-1897) in 3 vol. Vol. 3]. Chelyabinsk, 2011. 348 p.
3. Sementovskiy N.P. Nekrolog [The Obituary]. Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti [The Orenburg diocesan gazette], 1981, no. 22, pp. 779-781. (In Russ.).
4. Sementovskiy N.P. Po povodu besed so staroobryadtsami v Miasskom zavode [About the conversations with the Old Believers in Miass]. Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti [The Orenburg diocesan gazette], 1909, no. 23-24, pp. 350-356. (In Russ.).
5. Sementovskiy N.P. Rech' pred panikhidoyu po novoprestavlennoy Blagochestiveyshey Gosudaryne Im-peratritse Marii Aleksandrovne, Yeya Imperatorskom Velichestve, Imperatritse Vserossiyskoy [Speech before the panihida on the newly-abdicated Most Pious Empress Maria Alexandrovna, Her Imperial Majesty, the Empress of the All-Russian]. Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti [The Orenburg diocesan gazette], 1880, no. 12, pp. 469-471. (In Russ.).
6. Sementovskiy N.P. So s"yezda dukhovenstva 17-go okruga (Korrespondentsiya) [From the congress of the clergy of the 17th district (Correspondence)]. Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti [The Orenburg diocesan gazette], 1907, no. 1, pp. 60-63. (In Russ.).
7. Strelkova O. S. Dukhovnayaproza ipoeziya v kurskoy tserkovnoyperiodike dooktyabr 'skogo perioda (po materialam izdaniya «Kurskiye yeparkhial 'nyye vedomosti») [Spiritual prose and poetry in the Kursk church periodicals of the pre-October period (based on the publication of the Kursk diocesan news)]. Kursk, 2014. 222 p. (In Russ.).
8. Chernavskiy N.M. «Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti» [«Orenburg diocesan news»]. Trudy Orenburgskoy uchenoy arkhivnoy komissii. T. 12 [Proceedings of the Orenburg Scientific Archive Commission. Vol. 12]. Orenburg, 1903. Pp. 153-190. (In Russ.).
9. Chernavskiy N.M. Tridtsatiletiye izdaniya «Orenburgskikh yeparkhial'nykh vedomostey» [Thirty years of publication of the "The Orenburg diocesan gazette"]. Orenburgskiye yeparkhial'nyye vedomosti [The Orenburg diocesan gazette], 1903, no. 2, pp. 57-68. (In Russ.).
10. Chertoritskaya T.V. Krasnorechiye Drevney Rusi (XI-XVII vv.) [Eloquence of Ancient Rus (XI-XVII cent.)]. Moscow, 1987. 448 p.