Научная статья на тему 'Архиереи Орловско-Севской епархии в пореформенную эпоху: социальный статус и социальные роли'

Архиереи Орловско-Севской епархии в пореформенную эпоху: социальный статус и социальные роли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПОРЕФОРМЕННАЯ ЭПОХА / POST-REFORM ERA / ОРЛОВСКО-СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ORYOL AND SEVSKY DIOCESE / ГУБЕРНСКИЙ АРХИЕРЕЙ / PROVINCIAL BISHOP / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SOCIAL STATUS / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ / CHURCH LIFE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кошелев Вячеслав Евгеньевич

Статья посвящена актуальной проблеме региональной истории Русской православной церкви. Основной источник исследования: материалы официальной церковной периодики, представленной в Орловской губернии газетой «Орловские епархиальные ведомости». В статье на основе использования просопографического метода исследования составлен обобщенный социальный портрет архиерея Орловско-Севской епархии пореформенной эпохи XIX в. На основании данных губернской статистики проанализирован персональный состав епархиальной консистории и сделана оценка её роли в управлении епархией. Дана общая характеристика обязанностей епархиального архиерея Синодальной эпохи как главы епархии. Общая характеристика прилагается к конкретным событиям церковной жизни Орловской губернии второй половины XIX столетия. Выделены основные направления деятельности орловских архиереев, дана характеристика той социальной роли, которую правящий епископ играл в провинциальном обществе. Определена специфика Орловской губернии в контексте взаимоотношений Церкви и общества в России второй половины XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кошелев Вячеслав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bishops of the Oryol and Sevsky diocese during the postreform era: social status and social roles

Article is devoted to an actual problem of regional history of Russian Orthodox Church. Main source of research: materials of the official church periodical press presented in the Oryol province by the Orlovskiye Eparkhialnye Vedomosti newspaper. In article on the basis of use of a prosopografichesky method of research the generalized social portrait of the bishop of the Oryol and Sevsky diocese of a post-reform era of the XIX century is made. On the basis of data of provincial statistics the members of a diocesan consistory are analysed and the assessment of its role in management of the diocese is made. The general characteristic of duties of the diocesan bishop of the Synod era as heads of the diocese is given. The general characteristic is applied to concrete events of church life of the Oryol province of the second half of the XIX century. The main activities of the Oryol bishops are allocated, the characteristic of that social role which the ruling bishop played in provincial society is given. Specifics of the Oryol province in the context of relationship of Church and society in Russia of the second half of the XIX century are defined.

Текст научной работы на тему «Архиереи Орловско-Севской епархии в пореформенную эпоху: социальный статус и социальные роли»

83. Vsepoddanejshij otchet ober-prokurora Sv. Sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniya za 19081909 gody - The all-subjective report of the chief Procurator of St. Synod on Department of Orthodox confession for 1908-1909 years. SPb. 1911. P. 18.

84. Blagovidov F. Op. cit. P. 214.

85. Ibid. P. 214.

86. Ocherki istorii Vyatskoj eparhii (1657-2007)...- Essays on the history of the Vyatka diocese (16572007)... P. 230.

87. Blagovidov F. Op. cit. P.160.

88. Ibid. P. 178.

89. Sobyanin V. Obrazovanie v Permskom krae [Education in the Perm region] // Adres-kalendar' i spravochnaya knizhka Permskoj gubernii za 1917 god.- Address-calendar and the help book of the Perm province in 1917. Perm. Perm Publishing Secretary of Prov. Stat. Committee N. A. Ivanova. 1917. Hronika sobytij i obshchestvennoj zhizni gor. Permi i Permskoj gubernii s 28 fevralya po 14 dekabrya 1916 goda [Chronicle of events and social life of Perm and the Perm province from 28 February to 14 December 1916]. P. 9.

90. Perm diocesan Gazette. 1872, No. 52, 27 Dec., p. 533.

91. Sludskaya I. A. [Public education in the Perm region in the late XIX - early XX centuries]. Perm. Publishing house POIPKRO. 1998. P. 160.

92. Also hers. Op. cit. P. 40.

93. Sobyanin V. [Education in Perm region]... P. 9.

94. Permskie eparhial'nye vedomosti - Perm diocesan Gazette. 1885, May 29, No. 22, pp. 234-235. 95. Blagovidov F. Op. cit. P. 159.

96. Ovsiewski V. Kratkij istoricheskij obzor zhizni i deyatel'nosti cerkovnyh shkol Permskoj eparhii s 1884 po 1909 god [Brief historical overview of the life and activity of Church schools of the Perm diocese from 1884 to 1909] / Extracted from "The Eparch. Gazette." for 1910. Perm Tipo-Lit. Prov. Board. 1910. P. 2.

97. Charnolusky V. I. Zemstvo i narodnoe obrazovanie. Ocherki iz proshlogo i nastoyashchego zemskoj deyatel'nosti v razlichnyh otraslyah obshchestvennogo obrazovaniya. Formy, tipy, rezul'taty i ocherednye zadachi zemskogo hozyajstva i zemskih uchrezhdenij v ehtoj oblasti [Zemstvo and public education. Essays from past and present land activities in various sectors of public education. Forms, types, results and immediate tasks of the provincial economy and provincial agencies in this field]. Part 1. SPb. Typ. of M. A. Aleksandrova. 1910. Pp. 132-133.

УДК 94(470.319).081/.083-283.1

В. Е. Кошелев

Архиереи Орловско-Севской епархии в пореформенную эпоху: социальный статус и социальные роли

Статья посвящена актуальной проблеме региональной истории Русской православной церкви. Основной источник исследования: материалы официальной церковной периодики, представленной в Орловской губернии газетой «Орловские епархиальные ведомости». В статье на основе использования просопо-графического метода исследования составлен обобщенный социальный портрет архиерея Орловско-Сев-ской епархии пореформенной эпохи XIX в. На основании данных губернской статистики проанализирован персональный состав епархиальной консистории и сделана оценка её роли в управлении епархией. Дана общая характеристика обязанностей епархиального архиерея Синодальной эпохи как главы епархии. Общая характеристика прилагается к конкретным событиям церковной жизни Орловской губернии второй половины XIX столетия. Выделены основные направления деятельности орловских архиереев, дана характеристика той социальной роли, которую правящий епископ играл в провинциальном обществе. Определена специфика Орловской губернии в контексте взаимоотношений Церкви и общества в России второй половины XIX в.

Article is devoted to an actual problem of regional history of Russian Orthodox Church. Main source of research: materials of the official church periodical press presented in the Oryol province by the Orlovskiye Eparkhialnye Vedomosti newspaper. In article on the basis of use of a prosopografichesky method of research the generalized social portrait of the bishop of the Oryol and Sevsky diocese of a post-reform era of the XIX century is made. On the basis of data of provincial statistics the members of a diocesan consistory are analysed and the assessment of its role in management of the diocese is made. The general characteristic of duties of the diocesan bishop of the Synod era as heads of the diocese is given. The general characteristic is applied to concrete events of church life of the Oryol province of the second half of the XIX century. The main activities of the Oryol bishops are allocated, the characteristic of that social role which the ruling bishop played in provincial society is given. Specifics of the Oryol province in the context of relationship of Church and society in Russia of the second half of the XIX century are defined.

© Кошелев В. Е., 2016

Ключевые слова: Русская православная церковь; пореформенная эпоха; Орловско-Севская епархия; губернский архиерей; социальный статус; социальная роль; церковная жизнь.

Keywords: Russian Orthodox Church; post-reform era; Oryol and Sevsky diocese; provincial bishop; social status; social role; church life.

Социальный статус духовенства определялся, в первую очередь, его принадлежностью к соответствующему сословию. Образовательный ценз открывал дорогу к священству только для выпускников семинарий. Несмотря на то что Устав о духовных училищах от 14 мая 1867 г. разрешал получение духовного образования лицами всех сословий, на практике порядка 92% учащихся были сыновьями священно- и церковнослужителей [1].

Орловское духовенство не составляло исключения. Наиболее показательны в этом отношении местные архиереи. Первым предстоятелем Орловской епархии был еп. Аполлос (Байбаков). Всего с 1788 г. до 5 августа 1917 г., когда Временное правительство учредило Министерство исповеданий и упразднило институт обер-прокуратуры, демонтировав тем самым синодальную систему управления Церковью, во главе епархии сменился 21 архиерей. Епископ Серафим (Остроумов), вступивший в управление епархией 27 мая 1917 г., встретил на этом посту начало нового, Патриаршего, периода в истории Русской православной церкви.

Практически все два десятка орловских архиереев суть сыновья сельских батюшек или дьячков [2]. Только владыка Серафим (Чичагов) не был связан с духовной средой. Его отец Михаил Никифорович Чичагов - потомственный дворянин, полковник артиллерии. Первый архиерей пореформенной эпохи, рукоположенный на Орловскую кафедру 12 июля 1858 г. (умер в Орле 22 августа 1867 г.), Поликарп (Радкевич) был сыном священника ц. Покрова Богородцы в Русских Фольварках, предместье г. Каменец-Подольский [3]. Сменивший владыку Поликарпа, епископ Макарий (Миролюбов) был родом из Рязанской губернии. Его отец Кирилл Прокопьевич Подле-сенский был священником церкви в с. Ухолово Ряжского уезда [4]. После перевода Макария на Архангельскую кафедру 25 декабря 1875 г. в Орёл был назначен Ювеналий (Карюков), сын священника с Крюковского посада Кременчугского уезда Полтавской губернии [5]. 31 декабря 1882 г. владыка умер, а на вдовствующую кафедру был 13 февраля 1883 г. рукоположен наместник Александро-Невской лавры архим. Симеон (Линьков). Его отец Георгий Александрович Линьков был причетником московской церкви Св. Симеона Столпника на Поварской улице [6]. 3 июня 1889 г. владыка Симеон был переведён в Минск, а на его место был переведён викарный преосвященный Московской епархии Мисаил (Крылов), сын сельского пономаря из с. Чуровского Череповецкого уезда Новгородской губернии [7]. 10 августа 1896 г. он был переведён в Могилев. Отец нового епископа - Митрофана (Невского) - священник Орловско-Севской епархии [8]. Владыка Митрофан пробыл в Орле с 10 августа 1896 г. по 2 января 1899 г., после чего отбыл в Смоленск, а из Смоленска на орловскую кафедру был переведён еп. Никанор (Каменский), сын дьякона из с. Солодовниково Астраханской губернии [9]. Священническим сыном был преемник владыки Никанора епископ Орловский и Севский Ириней (Орда) [10].

Обобщенный социальный портрет орловского архиерея синодальной эпохи представляется в следующем виде. Это человек лет около пятидесяти, выходец из семьи сельского батюшки, уроженец одной из великорусских или реже малорусских губерний (чаще всего с Левобережья). Он окончил ближайшую к родному селу семинарию и одну из духовных академий (чаще всего Киевскую), постриг принял на рубеже тридцатилетия. До назначения на Орловскую кафедру будущий архиерей прошел целый ряд ступеней церковной карьеры. До пострижения был преподавателем или инспектором в духовных или светских школах разного уровня или просто настоя-тельствовал в какой-нибудь сельской церкви. После пострижения бывал игуменом, настоятелем монастыря, ректором духовной семинарии. Последняя должность обычно влекла за собой возведение в сан архимандрита. Прежде чем стать епископом, будущий орловский архиерей обычно бывал в викариях. Для большинства наших архиереев назначение на Орловскую кафедру было первым опытом архипастырского служения, значительно реже они оказывались в Орле в результате перевода из другой епархии. Побыв в Орле лет шесть, наш архиерей либо переводился в другую епархию, либо (что значительно реже) удалялся на покой или почивал в Бозе.

Дольше всех орловским архиереем пробыл Досифей (Ильин) - 18 лет. Самым кратковременным - около пяти месяцев - было архиерейство Макария (Гневушева). Это если не считать Иннокентия (Сельнокринова). 1 марта 1840 г. был издан указ о переводе его с Волынской кафедры в Орел, а 25 апреля владыка скончался, будучи в Козельске, так и не доехав до места своего нового назначения. В целом в XVIII - первой половине XIX в. орловские и севские архиереи задерживались в своей должности в среднем вдвое дольше, чем в пореформенную эпоху.

Епархиальный архиерей рассматривался как «настоятель и главный учитель веры в своей епархии». Он рукополагал в сан священнослужителей (иереев и диаконов) в своей епархии, ставил на должности церковнослужителей (причетников), взыскивал их за разные упущения и проступки - вплоть до увольнения с должности (лишение сана было прерогативой Синода, осуждение за преступление - светского уголовного суда).

Так, 7 декабря 1864 г. епархиальным начальством было предписано лишать дневного жалования дьяконов и причетников, без уважительной причины не явившихся «к одному богослужению дневному или к одной мирской требе». Если дьякон в воскресный или праздничный день, опять же, по неуважительной причине не был допущен до литургисания и, вместо этого, выполнял обязанности причетника, то ему за его труды полагалось дневное жалование причетника [11].

Судя по имеющимся источникам, орловские архиереи взысканиями не злоупотребляли, чаще прибегали к поощрениям. В качестве последних могли выступать благословения, объявления признательности, денежные премии [12]. В 1864 г. «за усердное старание» в обучении крестьянских детей было объявлено архиерейское благословение дьякону с. Сычева Мценского уезда Иоанну Звягинцеву [13]. В 1864 г. законоучителю орловского приюта для сирот духовного звания о. Андрею Осипову было выдано 40 руб. в награду за труды по обучению воспитанниц [14].

При хиротонии (возведении в сан) архиерей давал клятвенное обещание соблюдать церковные предания, святые каноны, охранять церковный мир, управлять паствой в духе евангельской кротости и оказывать послушание высшей церковной власти, никого не предавать анафеме и отлучать от церкви по личным побуждениям, с отпадшими поступать миролюбиво, кротко и благоразумно. От него требовалось держать монахов своей епархии «во всей строгости монашеских уставов», не строить церквей «без надобности» и не ставить церковнослужителей «сверх потребы», мертвых тел, без церковного освидетельствования, не выдавать за святые мощи; притворно беснующихся наказывать духовными мерами и предавать светской власти, не допускать «вымышленных чудес» от икон и источников, не вмешиваться в мирские дела.

В пределах своей епархии архиерей обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. Он отвечал за состояние веры и нравственности, надзирал за проповеднической и богослужебной деятельностью духовенства, руководил вверенными учреждениями и возглавлял духовный суд. В отношении Св. Синода он имел право выступать с законодательными и административными предложениями. Он представлял интересы Церкви перед местными органами государственной власти, с которыми у него могли возникать трения из-за вмешательства ее в дела его епархии.

Духовный регламент предписывал епископу не менее одного раза в год объезжать свою епархию и регулярно представлять в Синод как годовые отчеты о состоянии епархии, так и донесения об особо важных и неотложных делах.

На епархиального архиерея как на главного учителя веры возлагался надзор за всеми духовными школами в епархии, а также контроль за преподаванием Закона Божия в светских школах. Ему были подчинены и церковно-приходские школы. Вопросы об открытии новых приходов или закрытии старых; учреждение и закрытие монастырей, духовных школ епископы могли делать только с разрешения Синода, делая ему об этом соответствующие представления.

При епархиальном архиерее состояла консистория - епархиальное управление в составе духовных лиц и гражданских чиновников. Согласно Уставу духовных консисторий от 27 марта 1841 г., пересмотренному в 1883 г., консистории рассматривались как присутственные места, через которые архиереи управляли своей епархией и вершили в ней духовный суд. По Уставу Консистории состояли из пяти-семи членов, в зависимости от численности прихожан и духовенства в епархии. Кандидатов в члены Консистории подбирал епархиальный архиерей из числа архимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев и иереев, «заслуживающих преимущественное доверие по образованности, опытности, примерному поведению и правдолюбию». В состав Консистории по должности входил ректор Духовной академии или семинарии. Состав консистории утверждался Синодом [15].

Орловская духовная консистория в 1860-е гг. состояла из шести-семи человек, в 1870-80-е -из трех-четырех, в 90-е - четырех-семи; в начале ХХ в. - из трех-пяти человек. Основной чертой следует назвать стабильность её кадрового состава. В 1860 г. орловская духовная консистория состояла из ректора семинарии архим. Вениамина и протоиереев городских церквей, Петра Федоровича Полидорова (кафедральный Петропавловский собор), Николая Ивановича Переверзева (церковь Богоявления), Григория Афанасьевича Жданова (церковь Успения Богородицы), Николая Максимовича Тихомирова (церковьСмоленской Иконы Богоматери) и Матвея Автономовича Позднеева (церковь Сретения Господня) [16]. В 1870 г. членами орловской духовной консистория были протоиерей кафедрального Петропавловского собора Авксентий Иванович Слюсарев, настоятель хра-

49

ма Сретения Господня Матвей Автономович Позднеев и ключарь кафедрального собора Василий Андреевич Птицын [17]. В 1880 г. епархией управляли уже известные П. Ф. Полидоров, вернувшийся на должность настоятеля кафедрального собора, М. А. Позднеев и два новых человека - Еразм Иванович Вознесенский, прот. Ц. Преображения Господня и прот. Илья Стефанович Попов, настоятель кладбищенского храма Иоанна Крестителя [18].

При всех локальных «флуктуациях» за 20 лет состав консистории обновился лишь наполовину. Четверть века членом консистории состоял М. А. Позднеев. П. Ф. Полидоров был членом консистории, по меньшей мере (не за все годы у нас есть данные), 18 лет с 1860 по 1868 г. и с 1880 по 1888 г. За 10 лет, с 1860 по 1870 г. через консисторию прошло всего 12 человек [19]. Ректор Орловской семинарии числился в членах консистории до 1869 г. и более в состав этого учреждения не включался.

25 марта 1869 г. были приняты новые штаты духовных консисторий, согласно которым в состав этого органа епархиального управления входили четыре человека. В то же время архиереям было предоставлено право включать в состав консистории внештатных членов [20]. С сокращением числа членов консистории её кадровый состав не стал более динамичным. В 1890 г. членами Орловской духовной консистории были П. Ф. Полидоров, Е. И. Вознесенский, И. С. Попов, т. е. те же персонажи, что и десять лет назад. Новым был только четвёртый член консистории свящ. церкви Покрова Богородицы Василий Яковлевич Васильев [21]. Полностью состав консистории обновился только к 1898 г., когда её покинул Е.И. Вознесенский [22]. В 1900 г. в состав консистории входили Михаил Васильевич Смирнов (настоятель кафедрального собора); Петр Федорович Рождественский (настоятель храма Сретения Господня); Василий Яковлевич Васильев (священник ц. Покрова Богородицы) и Афонский (свящ. Скорбящевской церкви, что при богоугодных заведениях) [23]. Примерно за два десятилетия через консисторию прошло 11 человек [24]. За то же время сменилось пять губернских архиереев, при этом смена владыки никак не влияла на состав консистории. То есть управление епархией осуществлялось устойчивой группой местного духовенства, работал сложившийся бюрократический механизм, на функционирование которого мало влиял номинальный глава епархии.

Епархиальный архиерей в Орле олицетворял собой, прежде всего, внешнюю парадную сторону церковной жизни. Владыка в исследуемый период был такой же публичной персоной, как губернатор или градоначальник. Он бывал вице-президентом губернского комитета попечительного общества о тюрьмах, постоянным почётным членом губернского попечительства детских приютов [25]. Макарий (Миролюбов) был почетным членом губернского статистического комитета и почётным пожизненным членом Орловского местного управления Всероссийского Красного креста. При этом оба статуса были сохранены за ним и после перевода на другую кафедру [26].

Наиболее торжественные и знаменательные события в жизни губернского города знаменовались архиерейскими богослужениями. Так, 5 декабря 1865 г. владыка Поликарп отслужил литургию в домовой семинарской церкви по случаю открытия при семинарии благотворительного братства [27]. 9 декабря 1896 г. владыка Митрофан совершил литургию в церкви Орловского института благородных девиц. По окончании литургии был отслужен молебен Св. Анне. По окончании глава орловского духовенства обратился к воспитанницам с напутственным словом [28].

Общегородским торжеством бывало тезоименитство губернского архипастыря. В качестве примера можно привести 17 декабря 1890 г. (пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила). В этот день владыка Мисаил отслужил архиерейскую литургию. На литургии и молебне в честь св. Мисаила присутствовало всё орловское духовенство. В доме владыки архиерейский хор дал концерт. Потом последовали поздравления, прежде всего со стороны духовенства и коллективов духовных учебных заведений. В то же время еп. Мисаила с тезоименитством поздравляли «достопочтеннейшие лица военного и светского звания» [29].

Многолюдно в архиерейском доме было и в Рождественские дни. На Рождество 1897 г. орловский владыка Митрофан в Петропавловском кафедральном соборе совершил литургию и молебен по случаю избавления России от французского нашествия. После «официальной части» «весь Орёл» собирался в архиерейском доме для рождественских поздравлений, в том числе директора гимназий; командиры полков, расквартированных в Орле [30]. Владыка Никанор в рождественские дни посещал учебные заведения города. Прежде всего, епархиальное женское училище и одну из церковно-приходских школ [31].

Постепенно в обычай вошло и празднование Нового года. 1 января 1901 г. в Орле было ознаменовано архиерейским богослужением. В кафедральном соборе присутствовал губернатор, представители генералитета, ведомств и сословий. Тысячи людей собрались на крестный ход в праздник Богоявления. По пути от кафедрального собора к Иордани у Банного моста через Лева-шеву гору шпалерами стояли войска [32]. 50

Поскольку архиерей был ответственен за все духовные дела, осуществлявшиеся в его епархии, предметом забот орловских епископов были и основные направления отношений между духовенством и прихожанами. 5 сентября 1865 г. владыка Поликарп предписал консистории поручить благочинным организацию ежемесячных съездов духовенства своих благочиний для обсуждения, в частности, вопросов распространения грамотности; проблем обучения главным молитвам и догматам веры простого народа. «Народ наш, при всём своём усердии к вере и церкви, погрязает в невежестве и не умеет правильно прочитать, тем менее понять, никакой молитвы, а от этого сродны им суеверия и другие предрассудки». По всем селам предписывалось священникам или дьяконам между утреней и обедней разъяснять прихожанам в наиболее доходчивой форме текст «Апостола» и «Евангелия» [33].

8 декабря 1868 г. в преддверии выборов мировых судей особое слово в кафедральном соборе произнёс епископ Макарий. Владыка говорил о важности беспристрастного избрания, профессионализма будущих судей, разъяснял значение основных принципов судебной реформы. Главное же для судьи, по глубокому убеждению архипастыря, - это вера во Христа и праведная жизнь. «А кто не знает Бога или не верует в его божественный промысел и воздаяние, легко может уклоняться от законов на каждом шагу, легко может забывать обязательную силу их и виновность свою за нарушение их, ему не помогут в этом случае никакие правила и предписания судебные. Другие недостатки восполняются развитием ума человеческого, а недостаток религии не восполнится никакими преобразованиями и улучшениями» [34].

Большое внимание орловские епископы традиционно уделяли образованию. Естественно, в первую очередь, они пеклись о духовной школе. В то же время ряд учебных заведений, организованных Церковью, был доступен и представителям других сословий. Одним из таких заведений было епархиальное женское училище (подробнее о нём ниже). В 1886/87 уч. г. владыка Семион посетил училище вместе с управляющим канцелярией Св. Синода действительным статским советником В. К. Саблером. 20 ноября в канун престольного праздника епархиальный первосвященник отслужил всенощное бдение в училищной церкви. В июне присутствовал на экзаменах. Владыка Семион пожертвовал на нужды училища 315 руб. [35]

Во время объезда епархии владыка обязательно посещал церковно-приходские школы, «обращая особенное внимание на направление и характер обучения, на соответствие их общей задаче церковной школы, благословляя усердие духовенства к школьному делу и поощряя духовенство и прихожан к утверждению и распространению церковно-приходских школ» [36].

18 апреля 1898 г. Орёл посетил вел. кн. Сергей Александрович. В церемонии встречи августейшей особы активное участие приняло местное духовенство во главе с епископом Митрофа-ном. Владыка встретил великого князя на паперти кафедрального собора и произнёс краткую речь. В храме орловский первосвященник благословил Сергея Александровича иконой Спасителя и сказал назидательное слово. Позднее великий князь посетил домашние покои епископа, где имел с ним 15-минутную беседу [37].

29 апреля того же года в день Преполовения Пятидесятницы Преосвященнейший Митро-фан совершил литургию в ц. Богоявления, после чего при многом стечении народа был совершен крестный ход к Оке и чин водоосвящения [38].

17 мая владыка принимал поздравления по случаю награждения его орденом Св. Владимира II степени. Законоучитель орловской двухклассной женской Богоявленской церковно-приход-ской школы прот. А Павловский, вместе с двумя лучшими ученицами, преподнесли первосвященнику икону Спасителя и хлеб-соль [39].

Владыка Никанор придавал большое значение развитию церковной науки. Его стараниями в Орле был открыт Церковно-археологический комитет.

Анализ законодательства Российской империи показывает, что в её государственном управлении второй половины XIX - начала XX в. существовали две взаимопересекающиеся и тесно взаимосвязанные, но, в то же время, автономные сферы: светская и духовная. На региональном уровне государство было представлено губернаторами и чиновниками губернского управления, с одной стороны, губернским архиереем и его консисторией - с другой. Известно, что император Николай Александрович, отвечая на вопросы переписи населения 1897 г., в графе «Род занятий» написал - «хозяин земли Русской». Губернский архиерей был хозяином епархии, без благословения которого не могло быть организовано никакое мероприятие в сфере религиозной жизни. Специфика Орловско-Севской епархии состояла, пожалуй, в том, что на её просторах религиозная жизнь не требовала какого-либо существенного вмешательства со стороны губернского архиерея. За полтора столетия Синодальной эпохи процесс управления епархией был настолько отработан, что все дела решались в установленном бюрократическом порядке, посредством духовной консистории, состав которой не менялся десятилетиями. Вмешательства епископа здесь

51

особенно не требовалось. Его уделом была официально-парадная сторона епархиальной жизни. Архиерейские богослужения, участие в торжественных городских мероприятиях, приёмы официальных лиц, торжественные речи, почётные председательства. Главной задачей губернского архиерея было являть прихожанам высшую духовную власть во всей её красоте и мощи.

Примечания

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (далее - ПСЗ-2). Т. 42. № 44570; Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. М., 2003. С. 112.

2. Венгеров С. А. Критико-библиографический словарь русских писателей и учёных. СПб., 1889. Т. 1. С. 699; Липаков Е. В. Архипастыри казанские. Казань, 2007. С. 197; Шереметевский В. В. Гавриил // Русский биографический словарь. Гааг-Гербель. М., 1914. С. 47; Пясецкий Г. М. История Орловской епархии. Орел, 1899. С. 903, 919, 938, 965; РаздорскийА. И. Архиереи Курского края XVIII-XX вв. Курск, 2004. С. 321.

3. Пясецкий Г. М. Указ. соч. С. 965.

4. Святители земли Нижегородской. Н. Новгород, 2003. С. 59.

5. Пясецкий Г. М. Указ. соч. С. 1007.

6. Там же. С. 1013, 1014.

7. Там же. Указ. соч. С. 1022.

8. Там же. С. 1036.

9. Там же. С.1051.

10. Памяти Преосвященного Иринея, епископа Орловского и Севского // Орловские епархиальные ведомости (далее - ОЕВ). 1904. № 16. Часть официальная (далее - Ч/о). С. 384.

11. ОЕВ. 1865. № 2. Ч/о. С. 23-24.

12. ОЕВ. 1865. № 4. Ч/о. С. 65.

13. ОЕВ. 1865. № 2. Ч/о. С. 26.

14. ОЕВ. 1865. № 3. Ч/о. С. 48.

15. ПСЗ-2. Т. 16. № 14409; Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. 3. № 1495.

16. Адрес-календарь Орловской губернии (составлен по сведениям к 1 апреля 1860 г.) (далее АКОГ). Орел, 1860. С. 47.

17. АКОГ. 1870. Орел, 1870. С. 34.

18. АКОГ. 1880. Орел, 1880. С. 40.

19. АКОГ. 1860. С. 47; АКОГ. 1864. С. 45; АКОГ. 1868. С. 54; АКОГ. 1869. С. 35.

20. ПСЗ-2. Т. 44. Ч. 3. Штаты и табели к № 46899.

21. АКОГ. 1890. С. 35.

22. АКОГ. 1898. С. 46.

23. АКОГ. 1900. С. 46, 47.

24. АКОГ. 1880. С. 40; АКОГ. 1885. С. 53; АКОГ. 1888. С. 42; АКОГ. 1890. С. 35; АКОГ. 1892. С. 34, 35; АКОГ. 1893. С. 38, 39; АКОГ. 1894. С. 35, 36; АКОГ. 1895. С. 61, 62; АКОГ. 1896. С. 86; АКОГ. 1897. С. 63; АКОГ. 1898. С. 46; АКОГ. 1899. С. 45; АКОГ. 1900. С. 46, 47.

25. АКОГ. 1880. С. 9, 27; АКОГ. 1885. С. 6, 37.

26. АКОГ. 1880. С. 9, 29; АКОГ. 1885. С. 6.

27. ОЕВ. 1866. № 1. С. 9.

28. ОЕВ. 1897. № 1. С. 9.

29. ОЕВ. 1891. № 1. С. 49-50. 30 ОЕВ. 1898. 1. С. 32.

31. ОЕВ. 1901. № 1-2. С. 34.

32. Там же. С. 34-36.

33. ОЕВ. 1865. № 19. С. 420-421.

34. ОЕВ. 1869. № 1. С. 19.

35. ОЕВ. 1888. № 1. С. 64-65.

36. ОЕВ. 1892. № 5. С. 136.

37. ОЕВ. 1898. № 17. С. 602-605.

38. ОЕВ. 1898. № 19. С. 667-668.

39. ОЕВ. 1898. № 23. С. 817-818.

Notes

1. Complete collection of laws of the Russian Empire. The second meeting (hereafter PSZ-2). Vol. 42. No. 44570 (in Russ.); Fedorov V. A. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' i gosudarstvo. Sinodal'nyj period[Russian Orthodox Church and the state. The Synodal period]. M. 2003. P.112.

2. Vengerov S. A. Kritiko-bibliograficheskij slovar' russkih pisatelej i uchyonyh [Critique-bibliographical dictionary of Russian writers and scientists]. SPb. 1889. Vol. 1. P. 699; Lipakov E. V. Arhipastyri kazanskie [Archpastors of Kazan]. Kazan. 2007. P. 197; Sheremetevskiy V. V. Gavriil [ Gabriel] // Russkij biograficheskij slovar'. Gaag-Gerbel'.- Russian biographical dictionary. Haag-Gerbel. M. 1914. P. 47; Pyasetskiy G. M. Istoriya Orlovskoj eparhii [The history of the Orel diocese]. Orel. 1899. Pp. 903, 919, 938, 965; A. I. Razdorskiy Arhierei Kurskogo kraya XVIII-XX vv [Bishops of Kursk region in the XVIII-XX centuries] Kursk. 2004. P. 321.

3. Pyasetskiy M. Op. cit. P. 965.

4. Svyatiteli zemli Nizhegorodskoj - Saints of Nizhny Novgorod land. N. Novgorod. 2003. P. 59.

5. Pyasetskiy M. Op. cit. P. 1007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ibid. Pp. 1013, 1014.

7. Ibid. Op. cit. P. 1022.

8. Ibid. P. 1036.

9. Ibid. P. 1051.

10. Pamyati Preosvyashchennogo Irineya, episkopa Orlovskogo i Sevskogo - To the memory of the Reverend Iriney, Bishop of Orel and Sevsk // Orlovskie eparhial'nye vedomosti (dalee - OEV) - Oryol diocesan Gazette (hereinafter - OEV). 1904, No. 16, official part (further - Ch/o). P. 384.

11. OEV. 1865. No. 2. Ch/O. Pp. 23-24.

12. OEV. 1865. No. 4. Ch/O. P. 65.

13. OEV. 1865. No. 2. Ch/O. P. 26.

14. OEV. 1865. No. 3. Ch/O. P. 48.

15. PSZ-2. Vol. 16. No. 14409; Complete collection of laws of the Russian Empire. Coll. third. Vol. 3. No. 1495. (in Russ.)

16. Adres-kalendar' Orlovskoj gubernii (sostavlen po svedeniyam k 1 aprelya 1860 g.) (dalee AKOG) - The address calendar of the Orel province (based on information as of April 1, 1860) (hereinafter ACOG). Orel. 1860. P. 47.

17. ACOG. 1870. Orel. 1870. P. 34.

18. ACOG. 1880. Orel. 1880. P. 40.

19. ACOG. 1860. P. 47; ACOG. 1864. P. 45; ACOG. 1868. P. 54; ACOG. 1869. S. 35.

20. PSZ-2. Vol. 44. Part 3. States and timesheets to No 46899. (in Russ.)

21. ACOG. 1890. P. 35.

22. ACOG. 1898. P. 46.

23. ACOG. 1900. Pp. 46, 47.

24. ACOG. 1880. P. 40; ACOG. 1885. P. 53; ACOG. 1888. P. 42; ACOG. 1890. P. 35; ACOG. 1892. Pp. 34, 35; ACOG. 1893. Pp. 38, 39; ACOG. 1894. Pp. 35, 36; ACOG. 1895. P. 61, 62; ACOG. 1896. P. 86; ACOG. 1897. P. 63; ACOG. 1898. P. 46; ACOG. 1899. P. 45; ACOG. 1900. P. 46, 47.

25. ACOG. 1880. P. 9, 27; ACOG. 1885. P. 6, 37.

26. ACOG. 1880. P. 9, 29; ACOG. 1885. P. 6.

27. OEV. 1866. No. 1. P. 9.

28. OEV. 1897. No. 1. P. 9.

29. OEV. 1891. No. 1. Pp. 49-50. 30 OEV. 1898. No. 1. P. 32.

31. OEV. 1901. No. 1-2. P. 34.

32. Ibid. Pp. 34-36.

33. OEV. 1865. No. 19. Pp. 420-421.

34. OEV. 1869. No. 1. P. 19.

35. OEV. 1888. No. 1. Pp. 64-65.

36. OEV. 1892. No. 5. P.136.

37. OEV. 1898. No. 17. Pp. 602-605.

38. OEV. 1898. No. 19. Pp. 667-668.

39. OEV. 1898. No. 23. Pp. 817-818.

УДК 342.518

Н. Г. Савосина

Дореволюционное Забайкалье в таможенной политике России

Изучение роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве всегда было актуальным, при этом сложные и подчас противоречивые управленческие процессы необходимо анализировать в контексте становления Российского государства. В настоящей работе освещаются особенности реализации направлений государственной таможенной политики на территории исторического Забайкалья. Уделяется внимание как общим признакам таможенного управления регионами российского государства, так и отдельным региональным особенностям, обусловленным расширением российских территорий и необходимостью организации таможенного надзора с учетом специфики территории и направлениями таможенной политики. Отмечено, что изучение деятельности таможенных органов в истории Российского государства имеет большое значение и позволяет восполнить существующие в науке пробелы.

Studying the role and functions of the Custom authorities their position in state structure has always been important but at the same time some complex and sometimes contradictory management processes should be analyzed in the context of the Russian state formation. The article presents the characteristics of activities of customs

© Савосина Н. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.