Научная статья на тему 'Педагогическая, воспитательская и научно-просветительская деятельность инспектора Донской духовной семинарии А. А. Кириллова (1856–1922)'

Педагогическая, воспитательская и научно-просветительская деятельность инспектора Донской духовной семинарии А. А. Кириллова (1856–1922) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Санкт-Петербургская духовная академия / Донская духовная семинария / А. А. Кириллов / церковно-исторический комитет / Донские епархиальные ведомости / Донская церковная старина / история религиозных движений на Юге России / краеведение. / St. Petersburg Theological Academy / Don Theological Seminary / A. A. Kirillov / Church Historical Committee / Don Diocesan Lists / Don Church Elderly / History of Religious Movements in the South of Russia / local history.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виктор Константинович Вытнов

В статье на основании различных архивных и опубликованных материалов рассматривается научно-просветительская, педагогическая, воспитательская и церковно-общественная деятельность инспектора Донской духовной семинарии Андрея Александровича Кириллова в период его служения в Донской епархии. Некоторое внимание уделено периоду его деятельности в качестве инспектора Донской духовной семинарии. А. А. Кириллов более двадцати лет занимал должность инспектора духовной семинарии. Более подробно в статье рассматривается издательская и редакторская деятельность А. А. Кириллова, который с июля 1883 г. по декабрь 1901 г. и с декабря 1905 г. по март 1908 г. исполнял обязанности редактора журнала «Донские епархиальные ведомости». Кроме того, Кириллов являлся редактором приложения к епархиальным ведомостям «Перст Божий. Сборник назидательных сказаний из современной жизни» и журнала «Донская церковная старина», который издавался церковно-историческим комитетом Донской епархии. Именно в этот период выходит большое количество статей Кириллова на церковно-исторические темы. Все это дает возможность говорить о том, что А. А. Кириллов был одним из выдающихся деятелей Донской духовной семинарии в конце XIX — начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical, educational and Scientific-educational Activity of the inspector of the don Theological Seminary A. A. Kirillov (1856–1922).

In the article, on the basis of various archival and published materials, the scientific, educational, pedagogical and church-public activities of the inspector of the Don Theological Seminary, Andrei Alexandrovich Kirillov, are considered during his service in the Don Diocese. Some attention is paid to the period of his activity as an inspector of the Don Theological Seminary. A. A. Kirillov more than twenty years served as inspector of the theological seminary. In more detail, the article deals with the publishing and editorial activities of AA Kirillov, who from July 1883 to December 1901 and from December 1905 to March 1908. Acted editor of the journal “Don diocesan statements”. In addition, Kirillov was the editor of the appendix to the diocesan lists “The Finger of God. Collection of edifying legends from modern life “and the journal” Don Church Elderly “, which was published by the church-historical committee of the Don Diocese. It was during this period that a large number of articles by Kirillov appeared on church history topics. All this makes it possible to say that AA Kirillov was one of the outstanding figures of the Don Theological Seminary in the late XIX — early XX centuries.

Текст научной работы на тему «Педагогическая, воспитательская и научно-просветительская деятельность инспектора Донской духовной семинарии А. А. Кириллова (1856–1922)»

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10020

Исторические науки

В.К. Вытнов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСПЕКТОРА ДОНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ А. А. КИРИЛЛОВА (1856-1922)

В статье на основании различных архивных и опубликованных материалов рассматривается научно-просветительская, педагогическая, воспитательская и цер-ковно-общественная деятельность инспектора Донской духовной семинарии Андрея Александровича Кириллова в период его служения в Донской епархии. Некоторое внимание уделено периоду его деятельности в качестве инспектора Донской духовной семинарии. А. А. Кириллов более двадцати лет занимал должность инспектора духовной семинарии. Более подробно в статье рассматривается издательская и редакторская деятельность А. А. Кириллова, который с июля 1883 г. по декабрь 1901 г. и с декабря 1905 г. по март 1908 г. исполнял обязанности редактора журнала «Донские епархиальные ведомости». Кроме того, Кириллов являлся редактором приложения к епархиальным ведомостям «Перст Божий. Сборник назидательных сказаний из современной жизни» и журнала «Донская церковная старина», который издавался церковно-историческим комитетом Донской епархии. Именно в этот период выходит большое количество статей Кириллова на церковно-исторические темы. Все это дает возможность говорить о том, что А. А. Кириллов был одним из выдающихся деятелей Донской духовной семинарии в конце XIX — начале XX вв.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия, Донская духовная семинария, А. А. Кириллов, церковно-исторический комитет, Донские епархиальные ведомости, Донская церковная старина, история религиозных движений на Юге России, краеведение.

Андрей Александрович Кириллов родился в 1856 г. в Новгороде в семье священника. В 1875 г. с отличием окончил местную духовную семинарию, после чего поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию на богословское отделение. В период обучения в Духовной академии прослушал как полный курс общеобязательных наук и специальных по богословскому отделению, так и «курс специально-практических наук по греческому языку и догматическому богословию» (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 246. Л. 1 об.). В 1879 г. Андрей Александрович окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду. Кандидатское сочинение Кириллов написал на тему «Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях греческих отцов IV века». Из отзыва ординарного профессора, доктора богословия А. Л. Катанского [Карпук, 2012, 35-38] видно, что работа А.А.Кириллова состояла из введения, трех глав и заключения. Во введении Кириллов показал, на каком уровне находилось учение о таинстве Евхаристии в первые три века христианства, и указал на предпосылки, которые способствовали раскрытию учения о таинстве в IV в. Первую главу Кириллов посвятил рассмотрению учения о таинстве Евхаристии в трудах отцов александрийской школы: свв. Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Во второй главе содержался обзор учения о таинстве у отцов антиохийской школы: свв. Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста. Наконец, в третьей главе Кириллов проанализировал употребление слова циог|рют в трудах

Виктор Константинович Вытнов — магистр богословия, аспирант кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (viktorvytnov@mail.ru).

отцов антиохийской и александрийской школ. А. Л. Катанский в своем отзыве на сочинение отмечал: «Труд автора большой и очень добросовестный. Автор много читал и прилежно изучал отеческие творения; извлеченный им материал из них богат. На анализ мест из отеческих творений он обращал также много внимания; во многих случаях он обнаружил даже излишнее усердие, делая нередко изъяснение или перефраз совершенно ясных мест. Отеческие творения автор изучал не только в существующих русских переводах, но и в оригинальном тексте, причем часто пользовался тем, что представляют полезного примечания к изданию Миня. От влияния западной литературы он свободен. <...> В заслугу нужно поставить ему также и то, что он взял на себя труд проследить употребление слова „таинство" в творениях тех отцов, которых изучал, и выполнил этот труд с тщательностью и надлежащей обстоятельностью. Сочинение выражено весьма точным богословским языком, изложено стройно, хотя и не чуждо некой растянутости в изложении излишних подробностей, прямо не относящихся к делу» (Журналы, 1878, 262-263).

14 мая 1879 г. Советом Академии и митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским) после прочтения трех уроков по греческому языку и догматическому богословию А. А. Кириллов был утвержден в степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без дополнительных экзаменов (Выпускники).

9 августа 1879 г. решением Св. Синода выпускник СПбДА Андрей Кириллов был определен преподавателем греческого языка в Донскую духовную семинарию, и с тех пор начинается его длительное и ревностное служение в Донском крае (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 11. Л. 2). В течение семнадцати лет Кириллов занимал должность преподавателя греческого языка в семинарии, параллельно с этим выполняя другие епархиальные послушания.

Спустя год после окончания Академии, в 1880 г., Андрей Кириллов вступил в брак с дочерью статского советника Натальей Абрамович, от которого у него родились две дочери, Антонина и Людмила (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 246. Л. 2).

В течение многих лет Кириллов руководил внеклассным чтением книг духовно-нравственного содержания учениками четвертого и пятого класса семинарии, за что получал неоднократно благодарности от епархиального руководства (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 246). По воспоминаниям бывших учеников, он не только рекомендовал литературу для самостоятельного чтения, но и сам приносил книги и читал вместе с учениками, акцентируя внимание и поясняя наиболее важные места [Лепилин, 1915].

За свою «отлично-усердную службу и особые труды по духовно-учебному ведомству», по представлению С. В. Керского, проводившего ревизию Донской духовной семинарии и ходатайству семинарского начальства, А. А. Кириллов был награжден в 1885 г. орденом св. Станислава III степени, а спустя пять лет — орденом св. Анны III степени (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 Д. 246. Л. 5об. — 6 об.).

В 1897 г. указом Св. Синода А. А. Кириллов был назначен на должность инспектора Донской духовной семинарии. Эту должность он занимал вплоть до ее закрытия. Один из выпускников семинарии в дальнейшем отмечал, что инспектор Кириллов «своим доверием, своим умело проведенным общением с молодой душой мог извлечь „корень зла" из нарушителя и оставить благодарные воспоминания» [Лепилин, 1915]. Подтверждает это и преподаватель Донской духовной семинарии кандидат богословия П. И. Дударев, который отмечал две характерные черты инспектора: «внимательное отношение к заболевшим воспитанникам и доверие к ученикам, совершившим какой-нибудь проступок, но принесшим раскаяние и обещавшим исправиться» (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 591а. Л. 14 об.). Нередкими были случаи исправления учеников, уже готовившихся к увольнению за свои проступки, но изменившихся благодаря воздействию на них инспектора, который с доверием относился к их обещаниям и поддерживал своими наставлениями. Но также имели место случаи, когда воспитанники злоупотребляли этой доверчивостью и доброжелательностью инспектора.

Другой преподаватель Донской духовной семинарии, В. А. Орлов, так характеризует Андрея Александровича: «Инспектор Кириллов — местный старожил, с усидчивостью кабинетного ученого-архивиста. По природе мягкий и деликатный человек, он совмещал в себе практическую способность узнавать людей и уметь приспосабливаться к окружающей обстановке» (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 591а. Л. 12).

Согласно Уставу духовных семинарий 1884 г. на инспектора семинарии возлагалось преподавание Священного Писания в пятом классе (Уставы, 1908, 16). Смена предмета и занятость на различных епархиальных послушаниях отрицательно сказались на преподавании. Как отмечал в отчете о ревизии Донской духовной семинарии в 1901 г. М. Григоревский, «Кириллову при всем его старании не хватает времени на подготовку, поэтому свой предмет он вел робко, неуверенно, не имея твердой уверенности в том, что говорит». В связи с этим ревизор ходатайствовал об освобождении инспектора Кириллова от должности редактора журнала «Донские епархиальные ведомости», что и произошло в 1901 г. (РГИА. Ф. 802. Оп. 10. Д. 41. Л. 3-3 об.).

Говоря о научно-просветительской деятельности А. А. Кириллова, необходимо отметить, что на формирование его научных интересов повлияло назначение, последовавшее еще в 1879 г., в созданную архиеп. Митрофаном (Вицинским) временную комиссию по разбору и описанию архива Донской духовной консистории. Членами комиссии за три года была проведена работа по сбору, описанию и каталогизации более 10 тыс. документов духовной консистории [Агафонов, 2015, 168].

В период с 1887 по 1901 гг. Кириллов был главным редактором журнала «Донские епархиальные ведомости». На посту редактора главного периодического издания Донской епархии Кириллову приходилось много работать с авторами, подбирать и вычитывать материалы для каждого номера. Многие статьи доводилось писать самому. По инициативе А. А. Кириллова был значительно расширен неофициальный отдел, в котором увеличилось число проповедей, поучений, внебогослужебных собеседований с местными сектантами и раскольниками, краеведческих материалов. Стали публиковаться статьи на этнографические и исторические темы, церковные летописи, мемуары и т. п. Заметно усилилось изучение истории религиозных движений, миссионерской деятельности, истории донского казачества и Церкви на Дону. С. Г. Рункевич справедливо отмечает, что «Донские епархиальные ведомости» в годы управления епархией архиеп. Макария (Миролюбова) и деятельности на посту редактора А. А. Кириллова приобретают исторический оттенок, который сохраняется до начала ХХ столетия [Рункевич, 1904]. Можно сказать, что в это время неофициальный отдел журнала «Донские епархиальные ведомости» превратился в своего рода краеведческий орган.

В 1887 г. в качестве приложения к журналу «Донские епархиальные ведомости» Кириллов начинает издавать «Перст Божий. Сборник назидательных сказаний из современной жизни». В течение трех лет удалось издать шесть выпусков. В основном в сборнике перепечатывались статьи из разных церковных периодических изданий Российской империи о «проявлении милующей десницы Божией и карающего перста Господня» (Перст, 1887). Встречались также и оригинальные статьи местных авторов. Так, в 1899 г. вышла статья диакона Василия Попова под названием «Благодатное исцеление больного», в которой рассказывается о чудесном исцелении от явленной иконы Божией Матери в станице Урюпинской Области войска Донского [Попов, 1899].

В 1893 г. под руководством А.А.Кириллова вышла книга, посвященная пятидесятилетию церковно-общественной и научно-литературной деятельности архиеп. Макария (Миролюбова). Книгу составляли три раздела: биографические сведения об архиеп. Макарии, краткое описание юбилейного торжества, приветственные адреса, письма и телеграммы юбиляру. Примечательно, что в первом разделе автор уделяет внимание не только вехам жизни иерарха, но и анализирует его научно-литературную деятельность (Кириллов, 1893).

В 1901 г. ректор Донской духовной семинарии прот. Митрофан Симашке-вич сменил Кириллова на посту редактора «Донских епархиальных ведомостей».

С освобождением от должности редактора журнала печатная деятельность Кириллова не прекращается, а становится еще более плодотворной. Он становится членом редакционной комиссии по изданию «Сборников Области войска Донского статистического комитета». В этих «Сборниках» он публикует множество документов по истории Дона, а также статей об образовании Донской епархии, деятельности духовенства, строительстве и архитектуре донских церквей, светском и духовном образовании в Области войска Донского [Вытнов, 2018].

Еще в 90-х гг. XIX в. А. А. Кириллов выступал за создание при Донской духовной семинарии древлехранилища и епархиального церковно-исторического общества. Однако реализовать задуманное удалось лишь в 1904 г., после доклада «К вопросу о церковно-историческом и археологическом изучении Донской епархии» [Кириллов, 1909]. 15 октября 1904 г. в актовом зале Донской духовной семинарии состоялось торжественное открытие епархиального Церковно-исторического комитета, который через год учреждает при семинарии древлехранилище. Председателем комитета был поставлен инспектор духовной семинарии А. А. Кириллов. Целью церковно-истори-ческого комитета было «изучение Донского края главным образом в историческом церковно-религиозном отношении» (Кириллов, 1906). За время своей деятельности комитету удалось начать активную работу по описанию архивов донских церквей и монастырей, епархиальных учреждений, по изучению местных церковных традиций и преданий, по сбору материалов церковной археологии, а также издать несколько выпусков журнала «Донская церковная старина», в котором освещалась научно-исследовательская и собирательская деятельность общества. Редактором журнала церковно-исторического комитета являлся его председатель А. А. Кириллов.

Среди многочисленных работ Кириллова особый интерес для исследователя представляет книга «Донская епархия в ее настоящем положении». В этом исследовании отражены важные события из жизни духовенства Донской епархии, приведены имена священно- и церковнослужителей, фактографический материал о них (Кириллов, 1896с).

Параллельно с публикацией работ на церковно-исторические темы Кириллов опубликовал ряд исследований, посвященных богословскому осмыслению таинства Евхаристии у отцов Церкви. В 1896 г. в журнале «Христианское чтение» была опубликована статья «Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста» (Кириллов, 1896а), а в журнале «Богословский вестник» — статья «Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Ефрема Сирина» (Кириллов, 1896Ь). В 1898 г. в Новочеркасске выходит монография А.А.Кириллова «Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях двух катехизаторов IV века, святых Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского». В первой главе автор указывает на обстоятельства церковной жизни, способствовавшие развитию учения о таинстве Евхаристии. Во второй и третьей главах работы Кириллов рассматривает учение о Евхаристии в творениях святителей Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского соответственно. По мнению Кириллова, учение о Евхаристии у этих отцов отличается «полнотой, ясностью и возможною точностью» (Кириллов, 1898). Завершает цикл работ о таинстве Евхаристии статья, вышедшая в «Богословском вестнике» в 1902 г., «Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого» (Кириллов, 1902). Нельзя не увидеть, что все перечисленные выше работы А. А. Кириллова на богословские темы прямым образом связаны с его кандидатским сочинением.

Активное участие принимал Андрей Александрович и в общественной деятельности. Так, в 1899 г. совместно с другими донскими краеведами А. А. Кириллов открыл в Новочеркасске Донской музей, который состоял из доисторического, исторического, естественно-исторического отделов, библиотеки и исторического архива. В период Первой мировой войны он возглавлял комитет по сбору средств раненым и оказанию помощи семьям погибших, а также состоял членом Комиссии по размещению на территории Донской области беженцев [Агафонов, 2005, 170].

Вплоть до закрытия Донской духовной семинарии в 1920 г. Кириллов оставался ее преподавателем и инспектором, несколько раз исполнял обязанности ректора. В период Гражданской войны, несмотря на сложную политическую обстановку в стране, он продолжает заниматься научной деятельностью, борется за сохранение музейных и церковных ценностей, пытается издать сборник документов по истории Области войска Донского. Чрезмерные труды и бедственное положение после взятия большевиками в январе 1920 г. Новочеркасска отрицательно сказались на здоровье Кириллова. В 1922 г., в возрасте шестидесяти шести лет, Андрей Александрович скончался.

Источники и литература

источники

1. Выпускники — Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918гг. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html (дата обращения: 11.05.2018).

2. Журналы (1878) — Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1877/78 учебный год. СПб., 1878.

3. Кириллов (1893) — КирилловАА. Пятидесятилетие церковно-общественной и научно-литературной деятельности Высокопреосвященнейшаго Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского. Новочеркасск, 1893.

4. Кириллов (1896a) — Кириллов A.A. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста // Христианское чтение. 1896. № 5-6. С. 545-572.

5. Кириллов (1896b) — Кириллов A.A. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Ефрема Сирина // Богословский вестник. 1896. Т. 4. № 11. С. 167-193.

6. Кириллов, (1896c) — КирилловА.А. Донская епархия в ее настоящем положении (по статистическим данным 1896 г.). Новочеркасск, 1896.

7. Кириллов (1898) — Кириллов A.A. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях двух катехизаторов IV века, святых Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского. Новочеркасск, 1898.

8. Кириллов (1902) — Кириллов A.A. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого // Богословский вестник. 1902. Т. 3. № 12. С. 461-477.

9. Кириллов (1909) — Кириллов A.A. Открытие Донского епархиального Церковно-Исто-рического Комитета // Донская церковная старина. Новочеркасск, 1909.

10. Перст (1887) — Перст Божий. Сборник назидательных сказаний из современной жизни. Новочеркасск, 1887. № 1.

11. РГИА — Российский государственный исторический архив Ф.802. Оп. 10. Д. 11, 41, 246, 591а.

12. Уставы (1908) — Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. СПб., 1908.

Литература

13. Агафонов (2015) — AгафоновA.И.Андрей Александрович Кириллов (18561922) // Донской временник. Год 2006. Ростов-на Дону, 2005. С. 168-171.

14. Вытнов (2018) — Вытнов В.К. «Из Санкт-Петербургской духовной академии в Донскую епархию...» // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб.: Изд-во СПбПДА. 2018. № 1. С. 53-59.

15. Карпук (2012) — КарпукД.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821-1917): к 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2012. № 4. С. 24-83.

16. Лепилин (1915) — Лепилин П.Я. А.А. Кириллов (по поводу 35-летия его служебной деятельности) // Донской православный вестник. 1915. №3.

17. Попов (1899) — Попов В., диакон. Благодатное исцеление больного // Перст Божий / ред. и сост. А. Кириллов. Новочеркасск, 1889. Вып. 3. С. 41-42.

18. Рункевич (1904) — Рункевич С.Г. Донские ЕВ // Православная богословская энциклопедия. Т.У: Донская епархия — Ифика. Петроград, 1904.

Victor Vytnov. Pedagogical, Educational and Scientific-Educational Activity of the Inspector of the Don Theological Seminary A.A. Kirillov (1856-1922).

Abstract: In the article, on the basis of various archival and published materials, the scientific, educational, pedagogical and church-public activities of the inspector of the Don Theological Seminary, Andrei Alexandrovich Kirillov, are considered during his service in the Don Diocese. Some attention is paid to the period of his activity as an inspector of the Don Theological Seminary. A. A. Kirillov more than twenty years served as inspector of the theological seminary. In more detail, the article deals with the publishing and editorial activities of AA Kirillov, who from July 1883 to December 1901 and from December 1905 to March 1908. Acted editor of the journal "Don diocesan statements". In addition, Kirillov was the editor of the appendix to the diocesan lists "The Finger of God. Collection of edifying legends from modern life "and the journal" Don Church Elderly ", which was published by the church-historical committee of the Don Diocese. It was during this period that a large number of articles by Kirillov appeared on church history topics. All this makes it possible to say that AA Kirillov was one of the outstanding figures of the Don Theological Seminary in the late XIX — early XX centuries.

Keywords: St. Petersburg Theological Academy, Don Theological Seminary, A. A. Kirillov, Church Historical Committee, Don Diocesan Lists, Don Church Elderly, History of Religious Movements in the South of Russia, local history.

Viktor Kostantinovich Vytnov — Master of Theology, Post-graduate Student of Department of Church History at St. Petersburg Theological Academy (viktorvytnov@mail.ru).

Sources and References

Sources

1. Kirillov (1893) — Kirillov A. A. Pyatidesyatiletiye tserkovno-obshchestvennoy i nauchno-literaturnoy deyatel'nosti Vysokopreosvyashchennejshago Makariya, arkhiepiskopa Donskogo i Novocherkasskogo [The fiftieth anniversary of the church-public and scientific-literary activity of His Eminence Macarius, Archbishop of Don and Novocherkassk]. Novocherkassk, 1893. (In Russian).

2. Kirillov (1896a) — Kirillov A. A. Dogmaticheskoye ucheniye o tainstve Evkharistii v tvoreniyakh sv. Ioanna Zlatousta [Dogmatic doctrine of the sacrament of the Eucharist in the works of St. John Chrysostom]. Khristianskoye chteniye, 1896, no. 5-6, pp. 545-572.

3. Kirillov (1896b) — Kirillov A. A. Dogmaticheskoye ucheniye o tainstve Evkharistii v tvoreniyakh sv. Efrema Sirina [Dogmatic doctrine of the sacrament of the Eucharist in the works of St. Ephraim the Syrian]. Bogoslovskiy vestnik, 1896, vol. 4, no. 11, pp. 167-193. (In Russian).

4. Kirillov (1896c) — Kirillov A. A. Donskaya eparkhiya v ee nastoyashchem polozhenii (po statisticheskim dannym 1896 g.) [Don diocese in its present position (according to statistical data of 1896)]. Novocherkassk, 1896. (In Russian).

5. Kirillov (1898) — Kirillov A. A. Dogmaticheskoe ucheniye o tainstve Evkharistii v tvoreniyakh dvukh katekhizatorov IV veka, svyatykh Kirilla Iyerusalimskogo i Grigoriya Nisskogo [Dogmatic doctrine of the sacrament of the Eucharist in the creations of the two catechists of the 4th century, the saints Cyril of Jerusalem and Gregory of Nyssa]. Novocherkassk, 1898. (In Russian).

6. Kirillov (1902) — KirillovA.A.Dogmaticheskoye ucheniye o tainstve Evkharistii v tvoreniyakh sv. Afanasiya Velikogo [Dogmatic doctrine of the sacrament of the Eucharist in the works of St. Athanasius the Great]. Bogoslovskiy vestnik, 1902, vol. 3, no. 12, pp. 461-477. (In Russian).

7. Kirillov (1909) — Kirillov A. A. Otkrytiye Donskogo eparkhial'nogo Tserkovno-Istoricheskogo Komiteta [Opening of the Don Diocesan Church-Historical Committee]. Donskaya tserkovnaya starina. Novocherkassk, 1909. (In Russian).

8. Perst (1887) — Perst Bozhiy. Sbornik nazidatel'nyjh skazaniy iz sovremennoy zhizni [The finger of God. A collection of edifying tales from modern life]. Novocherkassk, 1887, no. 1. (In Russian).

9. RGIA — Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. Coll. 802. Aids 10. Fol. 11, 41, 246, 591a. (In Russian).

10. Ustavy (1908) — Ustavy pravoslavnykh dukhovnykh seminariy i uchilishch, vysochayshe utverzhdennye 22 avgusta 1884 g, s otnosyashchimisya k nim postanovleniyami Svyateyshego Sinoda [Charters of Orthodox spiritual seminaries and schools, supreme approved on August 22nd, 1884, with the decisions of the Holy Synod relating to them]. Saint Petersburg, 1908. (In Russian).

11. Vypuskniki — Vypuskniki Sankt-Peterburgskoy (s 1914 — Petrogradskoy) dukhovnoy akademii 1814-1894, 1896-1918 gg. [Graduates of the St. Petersburg (since 1914 — Petrograd) spiritual academy 1814-1894, 1896-1918]. Available at: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda. html (accessed: 11.05.2018). (In Russian).

12. Zhurnaly (1878) — Zhurnaly zasedaniy Soveta Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii za 1877/78 uchebnyy god [Journals of the Council of the St. Petersburg Theological Academy for the 1877/78 scholar year]. Saint Petersburg, 1878. (In Russian).

References

13. Agafonov (2015) — Agafonov A. I. Andrey Aleksandrovich Kirillov (1856-1922). Donskoy vremennik. God 2006. Rostov-on-Don, 2005, pp. 168-171. (In Russian).

14. Karpuk (2012) — KarpukD.A.Periodicheskiye izdaniya Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii (1821-1917): k 190-letiyu zhurnala «Khristianskoye chteniye» [Periodicals of St. Petersburg Theological Academy: to 100th Anniversary of «Khristianskoye chteniye»]. Khristianskoye chteniye, 2012, no. 4, pp. 24-83.

15. Lepilin (1915) — LepilinP. Ya. A. A.Kirillov (po povodu 35-letiya ego sluzhebnoy deyatel'nosti) [A.A. Kirillov (on the occasion of the 35th anniversary of his official activity)]. Donskoy pravoslavnyy vestnik, 1915, no. 3. (In Russian).

16. Popov (1899) — Popov V., deacon. Blagodatnoye istseleniye bol'nogo [Grace healing of the patient]. Perst Bozhiy. Novocherkassk, 1889, vol. 3, pp. 41-42.

17. Runkevich (1904) — Runkevich S. G.Donskie eparkhial'nye vedomosti [Don Diocesan Gazette]. Pravoslavnaya bogoslovskaya entsiklopediya. Vol. V. Petrograd, 1904. (In Russian).

18. Vytnov (2018) — VytnovV.K. «Iz Sankt-Peterburgskoy dukhovnoy akademii v Donskuyu eparkhiyu...» [«From the St. Petersburg Theological Academy in the Diocese of Don...»]. Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoy Duhovnoy Akademii. Saint Petersburg: SPbPDA Publ., 2018, no. 1, pp. 53-59. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.