Научная статья на тему 'Духовно-психологическое состояние современного китайского общества'

Духовно-психологическое состояние современного китайского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
настроение общества / кризис доверия / ненависть к чиновникам и богатым / разрыв между бедными и богатыми / борьба с коррупцией / величие нации

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилов А.П.

Настроение общества является важным показателем его состояния, способности сохранять стабильность. В настоящее время китайское общество оказалось в состоянии сильного психоэмоционального возбуждения. Оно больно. Главными симптомами болезни являются недоверие к власти и друг другу, а также чувство ненависти, которое испытывает большая часть общества к богатым и чиновникам. Главными причинами являются увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми и чувство несправедливости от того, что богатство получено нечестно, а также ощущение беззащитности «слабых слоев населения» перед произволом чиновников и богатых. Новое руководство КНР стало принимать более решительные меры по исправлению ситуации, активизировав борьбу с коррупцией среди чиновников, а также делая попытки сплотить общество на базе идеи о величии и мощи государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-психологическое состояние современного китайского общества»

ШУЛУНОВА Е. К.

Подаем театрального искусства хуацзюй в современном Китае.....176

ЛЮПИН

Возрождение и развитие малых драматических театров.................178

СТУПНИКОВА В. В.

Основные концепции происхождения образа дракона.

По материалам научных публикаций китайских исследователей.. 195 ИОНОВ А. Ю.

Философские идеи ГуЯньу (1613—1682) в интерпретации Сюй

Суминя..............................................................................................211

КВАРТАЛОВА Н. Л.

Рецензия на книгу «История логической мысли»

(Лоцзи сюэ сысян ши)......................................................................224

Сведения об авторах................................................................................233

АсЫгайв..................................................................................................238

Часть 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЧЕРКИ

А. П. ШИЛОВ

ДУХОВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Настроение общества является важным показателем его состояния, способности сохранять стабильность. В настоящее время китайское общество оказалось в состоянии сильного психоэмоционального возбуждения. Оно больно. Главными симптомами болезни являются недоверие к власти и друг другу, а также чувство ненависти, которое испытывает большая часть общества к богатым и чиновникам. Главными причинами являются увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми и чувство несправедливости от того, что богатство получено нечестно, а также ощущение беззащитности «слабых слоев населения» перед произволом чиновников и богатых. Новое руководство КНР стало принимать более решительные меры по исправлению ситуации, активизировав борьбу с коррупцией среди чиновников, а также делая попытки сплотить общество на базе идеи о величии и мощи государства.

Ключевые слова: настроение общества, кризис доверия, ненависть к чиновникам и богатым, разрыв между бедными и богатыми, борьба с коррупцией, величие нации

Шэхуй синьтай

О духовном состоянии китайского общества в последние годы говорится и пишется много. Значительная часть китайских специалистов в этой области склонна считать, что общество находится в состоянии духовного кризиса. Традиции утрачены, новые ценности отсутствуют или не становятся общими для всех членов общества. Ощущается очевидный духовный вакуум, несмотря на определенное

возрождение конфуцианства и распространение христианства. При этом в последнее время не меньшее внимание китайских ученых, а также всех мыслящих людей привлекает проблема эмоционально-психологического состояния общества, или социального настроения. И для этого есть серьезные основания. Социальные настроения являются важным показателем реального состояния общества. Основная проблема здесь заключается в том, что далеко не всегда бывает легко понять и почувствовать настроения людей, особенно для внешнего наблюдателя, или в том случае, когда общество не является достаточно открытым и демократичным, чтобы транслировать эту тонкую сферу общественной жизни в политическую плоскость. В результате государство и внешние наблюдатели могут пребывать в иллюзии относительно реального положения вещей до того момента, когда «неожиданно» общество взрывается. И только после этого власть прозревает, но бывает, что уже поздно, чтобы выйти из кризиса без потерь и драматических, а порой и трагических, событий. Процессы в области социального настроения могут протекать подспудно и быть трудноразличимыми. Но могут и выходить на поверхность, когда достигают определенного накала. Что касается Китая, то в настоящее время китайское общество оказалось в состоянии, когда долго зревшие в его недрах настроения стали активно выплескиваться наружу в таких масштабах и с такой силой, что не замечать этого и не реагировать на это государству больше было нельзя. Доказательством этому стало то, что данная проблема стала предметом изучения и анализа на государственном уровне. Более того, она получила свое отражение в материалах последнего съезда КПК. Для описания этого феномена в Китае стали использовать понятие шэхуй синыпай 'I . Поскольку оно появилось недавно и не стало еще привычным для массовой аудитории (да и для специалистов также), то зачастую разговор на данную тему предваряется разъяснениями на этот счет. Ниже приведем одно из таких, данных специалистами Шаньдунского университета: Шэхуй синыпай — важное понятие, используемое в современной социологии. Однако для многих значение этого термина является не вполне понятным, что не только затрудняет теоретически анализировать суть проблем, связанных с духовно-эмоциональ-ным состоянием общества, но и решать их на практике. Поэтому

является чрезвычайно важным точно определить суть понятия шэхуй синьтай

Очевидно, что шэхуй синыпай относится к разделу науки «социальная психология». Однако это не одно и то же, как многие думают. Шэхуй синыпай не является и сокращением от шэхуй синъ-ли чжуантай («социальное психологическое состояние»). Это разные понятия. Классическая американская социальная психология изучает проблемы влияния общества на личность и реакции личности на это влияние. То есть речь не идет об изучении самочувствия общества как единого объекта исследования. Поэтому можно утверждать, что шэхуй синыпай не является традиционным понятием социальной психологии.

Другая традиция социальной психологии зародилась в XIX в.: немецкая социальная психология и французская групповая (массовая) психология. Здесь объектом исследований являются группы населения разных страт общества. Члены общества не могут выйти из-под влияния настроения, эмоций и идей группы, к которой они принадлежат. Таким образом, формируется так называемое social mind или group mind.

Если обобщить, то «социальная психология» имеет два элемента: 1) стабильная часть, проявляется в традициях, нравах, обычаях, морали, религии и т.д.; 2) динамичная часть: спонтанная реакция членов общества на то, что происходит в реальном обществе, на то, как оно функционирует. Эта реакция проявляется в непосредственных чувствах, эмоциях, настроениях. То есть непосредственные психологические реакции в отношении социальной действительности. Эта наиболее непосредственно ощущаемая часть общественной психологии и есть то, что следует понимать под термином шэхуй синыпай.

Итак, «социальная психология» — это широкое понятие; шэхуй синыпай — понятие достаточно «поверхностное», сиюминутное, подвижное, непосредственное.

Формулирование и широкое применение понятия шэхуй синьтай является вкладом Китая в социальную психологию. Оно позволяет эффективней, точней описывать многие важные характеристики современного китайского общества, чем это возможно с помощью традиционной социальной психологии. Поэтому его использование стало необходимым»1.

«Синяя книга социального настроения за 2012 г.»

В начале 2013 г. Академия общественных наук КНР опубликовала «Синюю книгу социального настроения» (Доклад о настроении китайского общества за 2012—2013 гг.)2, в которой исследуются следующие вопросы: психологическое здоровье общества; уровень удовлетворенности жизнью; чувство безопасности; чувство социальной справедливости; социальная поддержка; уважение и признание; доверие в обществе; настроение общества и др. Исследование также анализирует основные существующие проблемы:

1. Уровень общего доверия в обществе продолжает снижаться, недоверие между членами общества растет. Менее 50% считают, что людям можно доверять. Незнакомым доверяют от 20 до 30%. Углубляется недоверие между различными группами населения. Оно выражается в недоверии между гражданами и чиновниками; гражданами и полицией; больными и врачами; гражданами и бизнесом. Все это приводит к нарастанию конфликтов в обществе. Все больше людей со сходными жизненными ценностями, сходными интересами и социальным статусом в коллективной форме отстаивают свои права, интересы. Межгрупповые трения и конфликты нарастают.

2. Уровень претензий населения повышается, расширяется их сфера. Повышается требовательность к чистоте воздуха, воды, качеству жилья, медицинского обслуживания, озеленению; обеспечению безопасности продуктов питания, наличию удобного транспорта, безопасности условий труда, эффективности борьбы со стихийными бедствиями; растет демократическое сознание населения, правовое сознание. Распространенным является признание статуса нижних слоев общества и «слабых групп» населения, усиление коллективного сознания групп и слоев общества. Это стало ключевым фактором, влияющим на настроение общества, основанием для проведения общественных акций.

3. Нарастает социальное разделение, усиливаются межгрупповые конфликты. Групповое межевание приводит к радикализации общественного мнения, к безусловной поддержке своей группы без учета реальной ситуации. Все чаще люди, объединенные общими интересами, социальным статусом, мировоззрением, ценностными ориентирами отстаивают права в групповых формах.

Авторы «Синей книги» считают, что, хотя основной настрой в обществе остается положительным, существуют также тревожащие проявления настроений, неблагоприятные для социальной гармонии. Постоянно случающиеся шокирующие общество инциденты приводят к тому, что падает уровень терпимости общественного настроения, повышается его взрывоопасность. Ненависть, возмущение, враждебность тесно связаны с неудовлетворенностью, недоверием и социальным расслоением. Надо проявлять бдительность по отношению к проявлению внутри «слабых групп» таких ненормальных настроений, как радость вместо сочувствия, восхищение вместо возмущения, одобрение вместо осуждения.

Не хватает ценностей, разделяемых всем обществом, что затрудняет формирование общественного консенсуса, делает невозможным добиться взаимного доверия.

С учётом проблем в области общественной психологии необходимо не только удовлетворять жизненные потребности населения в еде, жилье, но и обеспечивать потребности групп в уважении, признании через высокоэффективную, честную систему социального обслуживания.

Необходимо создавать общественные, официальные механизмы социального доверия.

Необходимо заботиться о нуждах и настроениях низовых групп, реально обеспечивать их права. Нужно быть внимательными к вопросу признания различных групп, прослоек, национальностей. Изучать пути эффективного разрешения противоречий между различными этносами, слоями, группами с разным социальным статусом, чтобы избежать раскола общества.

Необходимо поощрять полезные для общества базисные ценности, делать так, чтобы они постепенно закреплялись как фундамент для всех членов общества, для стабильности самого общества.

«Синяя книга» отмечает, что в 2012 г. из общего числа происшествий, зафиксированных в Интернете, происшествия, связанные с «жизнью народа» (минь шэн), т. е. сферой его элементарных жизненных потребностей, занимают 30%, оказываясь на 1-м месте. Большая часть их касается насильственного сноса домов и занятия территорий под новую застройку (81,85%). 36,73% таких ин-

цидентов вызвали широкомасштабные коллективные протесты. Происшествий, связанных с действиями полиции, было зафиксировано 13,35%. В основном, они возникали из-за грубого правоприменения. Происшествий, связанных с деятельностью предприятий, отмечено 12,80%. Большая часть их вызвана спорами между трудом и капиталом, выплатой льгот и т. п. Таких происшествий больше всего зафиксировано в пров. Гуандун. Дел, связанных с коррупцией, было 12,58%; с общественным здравоохранением — 10,50% (в основном они касались проблем загрязнения окружающей среды); с общественной безопасностью— 7,55%; стихийными бедствиями — 6,46%. В целом, коллективных дел, инициированных с помощью Интернета, было 374, что составило 40,92% от общего числа.

«Синяя книга» предлагает: обеспечивать открытость информации; откровенное общение, взаимодействие; осторожное использование силы полиции; больше опираться на диалог; предоставлять эффективные гарантии государства; в полной мере использовать вспомогательную силу Интернета для борьбы с коррупцией; уважать разумное общественное мнение; создать эффективный механизм контроля; правительство должно своевременно выявлять и показывать открыто правду.

«Китайское общество больно»

Ли Сун, корреспондент агентства «Синьхуа», автор таких бестселлеров, как «Расследование скрытой власти в Китае», «Кризис доверия в китайском обществе», как раз и является одним из тех, кто ярко и убедительно показывает правду о негативных явлениях и сторонах жизни современного китайского общества, акцентируя внимание на проблемах, связанных с «жизнью народа». В своей новой книге «Китайское общество больно»3, в главе, посвященной кризису доверия, «Вопрос о доверии для китайцев — это больной вопрос», он, в частности, пишет: По опросам, проведенным в 2011 г. еженедельником «Ляован» в пяти крупнейших городах Китая (Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Ханчжоу и Чэнду), лишь 4,8% опрошенных оценили состояние с доверием в обществе как «хорошее».

В последние годы вопрос об утрате доверия обостряется, что негативно сказывается не только на экономическом развитии, но

и на становлении демократии и построении гармоничного общества в Китае.

Специалисты считают, что частично утрату доверия можно объяснить тем, что был нанесен удар по традиционным концепциям доверия в результате бурных событий более чем ста лет новейшей истории: войны, революции, политические движения, переходный период — все это создало тот фон, на котором происходила эволюция института общественного доверия. Рушилось старое, создавалось новое (по цзю, ли синь). Глубинной причиной кризиса доверия является хаос и конфликт в области системы духовно-нравствен -ных ценностей. В то же время ресурс традиционной культуры весьма ограничен в современном китайском обществе, так как это больше не «общество знакомых», а «общество незнакомых», в котором произошло отделение экономики от нравственности.

Больным вопросом для Китая стала тема эмиграции богатых людей. В главе «Почему богатые уезжают?» Ли Сун пишет:

В последние годы эмиграция китайских богатых стала горячей темой. По данным «Белой книги управления китайскими частными состояниями за 2011 г.», 14% обладающих состоянием свыше 10 млн юаней или уже эмигрировали, или подали заявления на эмиграцию. Около 50% обдумывают этот вопрос.

С исторической точки зрения, сейчас формируется 3-я волна эмиграции со времени начала политики реформ. По замыслу инициаторов реформ, разбогатевшие первыми должны были повести за собой других, однако получилось по-другому: значительная часть выбирает эмиграцию. Это должно настораживать, поскольку это явление не только не отвечает замыслу тогдашних руководителей, но и ожиданиям общества в отношении этих людей. Это означает, что после того, как все желающие на данный момент оформят эмиграцию, трое из пяти богатых китайцев будут иметь иностранное гражданство.

Среди сверхбогатых процент эмигрирующих еще выше. Из 20 тысяч владеющих более 100 млн юаней 27% уже эмигрировали, а 47% намерены эмигрировать. Количество китайских богатых эмигрантов больше всех других в мире. Среди эмигрантов немало известных в обществе, преуспевающих людей. Больше всего уезжает в США (40%) и в Канаду (37%), 14% - в Сингапур, 5% -в Гонконг, 2% — в Англию.

Почему богатые уезжают?

В глобальном мире перемещение людей — дело нормальное, однако нынешняя волна эмиграции в Китае является отражением серьезных проблем современного китайского общества, а не просто желанием улучшить свое материальное положение. Они эмигрируют, так как есть что-то в современном китайском обществе, что вызывает их беспокойство, рождает неудовлетворенность. Например, законность, суды, коррупция, высокие налоги, плохое образование, игнорирование проблем воспитания, плохая медицина, политика ограничения рождаемости.

Специалисты считают, что непрекращающаяся эмиграция свидетельствует о том, что у богатых нет чувства безопасности, уверенности в отношении своего будущего в Китае.

Массовая эмиграция богатых — плохой знак для будущего развития Китая. Общество обвиняет их в коррупции, бессовестности и даже в предательстве. Эмиграция не только приводит к оттоку капитала из страны, но и подрывает сплоченность нации. С началом политики реформ государство все внимание обращало на экономику и пренебрегало социальным строительством, развитием политической сферы. В результате у людей ослабло чувство общественной безопасности.

Сейчас самым важным является не моральное осуждение «богатой эмиграции», а необходимость понять, как развивать общество в целом, как повысить притягательность общества. Власть должна создать более справедливые условия жизни. Элита должна брать на себя больше ответственности, пробуждать массы новыми идеями. А простые граждане должны, соприкасаясь с новыми взглядами, понимать, ценить и защищать свои права, а не быть сторонними наблюдателями, руководствующимися философией «нам много не надо».

Глава «Нельзя позволить ненависти стать социальной болезнью» является, как представляется, наиболее важной с точки зрения характеристики психологического состояния китайского общества и возможных последствий для его будущего, его стабильности и перспектив развития.

Сейчас для Китая неотложной задачей является обеспечение социальной справедливости, иначе будет очень трудно нейтрализовать ненависть «слабых групп» населения, которая способна

стать страшной социальной болезнью и за которую все общество будет вынуждено заплатить высокую цену.

В последние годы в Китае было немало резонансных дел, связанных с нарушением справедливости, вызвавших у людей бурную гневную реакцию, когда эмоции затмевали разум. Эти эмоции главным образом были направлены против чиновников, богатых и знаменитостей. Несправедливость в сочетании с недостатком сочувствия, уважения к слабым со стороны сильных неизбежно приведет к тому, что градус ненависти в обществе будет расти. Уже сейчас все чаще происходят разного рода случаи крайне агрессивного характера, которые являются формой мести обществу. Это уже стало огромным вызовом для китайского общества и его безопасности.

Общество делает попытки осмыслить «уроки ненависти». Однако зачастую итогом таких попыток (беседы со школьниками и т.д.) становится лишь рождение ответной ненависти. Многие не понимают, что насилие нельзя остановить насилием, что так нельзя устранить социальные причины, создающие почву для насилия, ненависти, мести. Люди начинают ненавидеть всех и все общество в целом. То есть объектом ненависти становятся и невиноватые. А ведь следует и преступников рассматривать как жертв, только так можно нейтрализовать ненависть.

Кроме того, нужно создавать общественные механизмы возвращения надежды тем, кто отчаялся, помогать беспомощным и слабым вырваться из трясины нищеты. Надо дать слабым слоям ощущение собственного достоинства, способности быть успешными. Надо, чтобы государство реально гарантировало: каждый, кто старается, получает шанс добиться успеха. Все должны чувствовать: общество не оставит их наедине с их бедами. Для этого на всех уровнях нужно создавать специальные организации, отвечающие за такого рода помощь.

Премьер КНР Вэнь Цзябао сказал: «Справедливость должна сиять ярче солнца!» Действительно, главное лекарство от ненависти как социальной болезни — это максимальная социальная справедливость.

В главе «Кто украл наше счастье» Ли Сун отмечает, что 80% граждан озабочены состоянием морали.

Духовное возрождение и перестройка являются серьезным вызовом для китайского общества. Об этом в последние годы много гово-

рится. По данным агентства «Мэйланьдэ», 9,8% населения оценивают ситуацию с моралью как очень плохую; 24,7% — как достаточно плохую; 47,7% — как среднюю. Положительно оценивают 18,4%.

В течение последних нескольких лет в Китае происходили шокировавшие общество события, говорящие о вопиющей духовной деградации многих людей. Большинство опрошенных полагает, что главной причиной является нездоровая система юридической поддержки. 23,6% — серьёзно искажены общественные ценности, люди утратили «силу ориентации на добро»; 21,4% — внутреннее недоверие к обществу и другим, ощущение, что общество и другие могут представлять угрозу. 51,2% считают, что оздоровление правовой системы общества может улучшить нравственную атмосферу в обществе; 36,1% — что нужно активизировать духовное строительство; 30,6% — усилить контроль за общественным мнением, использовать СМИ для воспитания и пропаганды .

«Счастье»в 2011г. стало самым популярным словом. Ощущение счастья проявляется в положительном психологическом ощущении, возникающем на основе удовлетворенности жизнью.

Согласно проведенным исследованиям, семья, социальные связи, доходы, качество продуктов питания имеют сильную связь с чувством счастья, занимая по степени влияния 3-е место.

На чувство счастья сильно влияет также чувство давления, которое испытывают граждане в своей повседневной жизни. 60% опрошенных заявили, что испытывают довольно сильное давление. 20,3% — что давление очень большое, трудно перевести дух. Давление проистекает из следующих источников: быстрый рост цен; плохая система социальных гарантий; малодоступная медицина5.

Выше приведена лишь часть фактов, оценок и рассуждений Ли Суна, с помощью которых он пытается в очередной раз привлечь внимание общественности к проблеме нездорового состояния современного общества. Он не одинок в своих переживаниях. Все большее число не только ученых, но и всех мыслящих людей в Китае беспокоит эта тема.

«Слабая группа»

Так, Чжоу Сяочунь, преподаватель партийной школы из пров. Чжэцзян, отмечает, что тревожность и озабоченность — это больше

не удел лишь «слабой группы». Большая часть населения испытывает давление в повседневной жизни и на работе. Размер «слабой группы» все время увеличивается, соответственно стремительно растет «психология слабости», захватывая все более широкие слои населения. Как показывают опросы, почти половина чиновников, более половины «белых воротничков» и интеллигенции относят себя к «слабой группе». То есть «слабыми» оказываются те, кого простой народ всегда считал элитой. Их можно назвать «новыми слабыми». С традиционными «слабыми» их роднит чувство неуверенности в завтрашнем дне, отсутствие чувства безопасности, растущее чувство несправедливости.

Народ ни во что и никому не верит. Растут экономические убытки из-за утраты взаимного доверия. По оценкам Министерства торговли, ежегодные прямые и косвенные потери составляют 600 млрд юаней. Напротив, степень доверия к негативной информации возрастает. Способность отличать правду от лжи ослабевает.

По мере развития мобильного Интернета и особенно использования новых способов распространения информации с помощью социальной сети Вэйбо локальные конфликты стали легко перерастать в общенациональные, выходя из интернет-про-странства в офлайн. Возникло взаимовлияние виртуального мира с реальным, что привело к необычайной подвижности настроений, их усилению, появлению мощной тенденции оказывать влияние на события с помощью давления масс. Особенно часто таким образом раздуваются дела, направленные против партийных и государственных органов. Подоплекой этого являются настроения групповой ненависти и вражды, находящиеся в основании социальных настроенийб.

Что делать?

Руководство Китая осознает остроту проблемы, пытается найти адекватные меры для снятия всё усиливающегося напряжения в обществе, грозящего непредсказуемыми последствиями. Если раньше главным способом решения была политика выпускания пара путем наказания отдельных чиновников, восстановления справедливости на местах, т. е. политика ограниченных мер локального характера, то с приходом к руководству страной Си Цзиньпина стали прилагаться

усилия для выработки решений более глубокого, принципиального характера. Инициатором этого нового подхода стал сам Си Цзиньпин, который предложил свой проект под названием «китайская мечта». Интересным фактом является также то, что Си Цзиньпин не только продолжил линию своих предшественников в плане использования конфуцианских идей для обоснования своих взглядов, но и стал пользоваться ими еще более активно. Примечательным в этом отношении стало его выступление перед студентами и преподавателями Пекинского университета в мае 2014 г., где он в частности сказал:

История развития человечества показывает: для любой нации, для любого государства самой устойчивой, самой глубокой силой является система базовых ценностей, признаваемых всем обществом. Эта система несет духовные устремления нации, государ ства, воплощая ценностные критерии общества о том, что такое правда и неправда, правильное и неправильное.

Главные ценности — это определенная нравственность (дэ), как личная, так и государственная, общественная. Без нее не могут существовать ни государство, ни человек. Бели нация и государство не имеют общей ценностной концепции, общей духовной скрепы, то такая нация и государство не могут идти вперед. Такие ситуации как в нашей истории, так и в мире имели и имеют место.

Какие ценности должны быть у нас сейчас? Это вопрос и теоретический, и практический. После неоднократного изучения мнений на этот счет, комплексных исследований мы предлагаем: нужно во главу угла поставить наращивание силы и богатства, развитие демократии, цивилизации, гармонии, свободы, равенства, справедливости, законности, патриотизма, доверия, дружелюбия. Это, по сути, дает ответ на вопрос: какое государство, общество мы должны строить, какого гражданина воспитывать.

В древнем Китае говорили о самопознании, самосовершенствовании, строительстве гармоничной семьи, государства и всего мира. Это задачи трех уровней: личностного, общественного и государственного. Наш подход к социалистическим ценностям заключается в том, чтобы задачи трех уровней объединить в одно целое. Таким образом мы наследуем свои славные традиции, и в то же время используем лучшие достижения мировой цивилизации.

Мы должны внедрять в общество социалистические ценности,

усилиями всего народа добиваться того, чтобы наша страна стала еще богаче, сильней, цивилизованней, демократичной, прекрасной, чтобы мы еще более уверенно и прочно стояли среди других наций, чтобы больше никогда не повторился позор Китая XIX в. Строительство сильного, демократического и гармоничного государства — это наша цель и ответственность, как перед предками, так и перед потомками. Мы должны, опираясь на твердую веру, неуклонно следовать собственным путем, продвигаясь к своей собственной цели.

Другие страны больше никогда не смогут нас сбить с толку. Наша сила растет, растет международное влияние.

Многотысячелетняя история Китая выработала свою уникальную ценностную систему. Наша традиционная культура в наших генах, в наших сердцах. Отрыв от них привел бы к утрате жизненной силы. Их значение никогда не утратится. Самое главное для нас в том, что мы имеем свой национальный, уникальный духовный мир. Та ценностная система, о которой мы говорим, в полной мере воплощает наследование и развитие славных традиций.

Каждая нация имеет свои особенности ценностной системы. Духовное ядро каждой нации должно согласовываться как с историей и культурой данного народа, так и с текущими задачами нации. Каждая нация уникальна, она должна знать: откуда она пришла, куда идет. Поняв это, неуклонно двигаться к своей цели. Мы должны учиться лучшему у мира, но не должны слепо копировать чужие модели, принимать все иностранные поучения.

То есть я хочу сказать, что для того, чтобы осуществить китайскую мечту, нужно иметь 3 уверенности: уверенность в своем пути; теоретическую уверенность и институциональную уверенность. А для этого нужно создать опору для наших базисных ценностей.

Почему нужно об этом говорить с молодежью? Потому что от того, какими будут ценности молодых, такими будут в будущем ценности всего общества.

Молодежь должна сосредоточить свои усилия на следующих направлениях:

1) упорно учиться. Знания — важная основа для формирования базисных ценностей. Как говорил один древнегреческий философ: знания — это добродетель.

2) Усилить духовное самовоспитание. «Корень всему — добродетель» Знания без духовности могут быть орудием зла. Добродетельность важнее таланта. Она определяет направление.

3) Уметь отличать правду от лжи. Учиться думать.

4) Надо делать дело, а не просто красиво говорить. Надо добиваться, чтобы слова не расходились с делами.

Мы должны иметь свою специфику, а не просто копировать других. Чем более национальное, тем более мировое. Нам не нужны вторые Гарвардский, Принстонский университеты, нам нужны свои университеты, которые были бы не хуже лучших университетов мира. Лу Синь говорил: «Пекинский университет — всегда новый, он авангард движения вперед. Он толкает Китай к лучшему, к высшему».

Надеюсь, что Пекинский университет станет одним из лучших университетов мира7.

Вопрос о ценностях, несомненно, является ключевым для успешного развития любого общества. Сама постановка вопроса о том, какие ценности нужны Китаю, является признанием того, что на данном этапе Китай их не имеет. Когда-то имел, но утратил. В начале XX столетия Китай отказался от конфуцианских ценностей, в конце того же столетия — остался и без коммунистических. Реанимировать их или создать из них некий синтетический продукт вряд ли возможно.

Профессор Хуадунского педагогического университета, заместитель директора Института современной китайской идеологии и культуры Сюй Цзилинь продолжает развивать эту тему:

Наш институт провел всекитайский опрос в рамках изучения темы «Духовная жизнь современных китайцев». Среди прочих респондентам предлагался такой вопрос: «Согласны ли вы с тем, что разные ценностные ориентиры людей не могут рассматриваться как хорошие или плохие, правильные или ошибочные?» Ответ шокировал: 60% опрошенных согласились с данным утверждением. Это является ярким свидетельством кризиса системы ценностей в современном Китае.

Многие ученые считают, что Китай вступил сегодня в эпоху «большого хаоса» (чжисюй да луанъ), главной чертой которого является хаос в «душах», проявляющийся в непрерывно происходя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щих «этических разломах». Причина этого заключается в проблемах с ценностями, скрепляющими общество.

Как преодолеть этот кризис, воссоздать мораль и веру в стране? Проблема имеет две стороны: как выстроить этические нормы (мораль); какие ценности и вера нужны Китаю. Между первым и вторым имеется различие: первое касается общественной морали, обеспечивающей порядок в обществе, делающей закон приемлемым для граждан, смягчая его внешне-принудительный характер. Но существует и личная этика (нравственность), тесно связанная с ценностями и верой. Какая вера и какие ценности нужны Китаю сегодня? Мэн-цзы делал упор на внутреннее, т. е. нравственность, духовность. Сюнь-цзы ставил акцент на внешнее, т. е. мораль. Что же важнее? Нужны ли новая мораль и новые базисные духовные ценности, чтобы быть опорой государственным институтам и закону?

Ценностный релятивизм проявляется в нашей повседневной жизни. Что такое хорошо, что есть добро? Что является правильным, надлежащим? Нет четких критериев для их определения. Хорошее и правильное оказались разъединенными. Хорошее относится к области нравственности, правильное, должное — к области морали. Размытость моральных норм является результатом того, что недостает стоящих за ними объективных или исторически обоснованных ценностей. Поэтому законы и нормы общественной морали для людей носят внешний, принудительный характер. Они не опираются на самосознание, на совесть, на внутреннее религиозное чувство. Поэтому внешних правил много, на все случаи жизни, но поскольку они не опираются на веру, легко нарушаются, как только образуется недостаток эффективного контроля со стороны общества или государства.

Однако это не означает, что люди потеряли совесть, но лишь то, что они рассматривают моральные нормы через призму относительности и прагматизма, руководствуются ими, применяясь к конкретным ситуациям. Это создает немалые сложности. Например, родителям приходится жертвовать принципиальностью в вопросах воспитания детей. С одной стороны, они внушают детям неизменные «большие истины», проверенные временем. С другой — столкнувшись с конкретными проблемами реальной жизни, они вынуждены учить детей совсем другим вещам — «малым» истинам, не согласующимся с высокими идеалами. Так по-

степенно в атмосфере ценностного прагматизма люди привыкли жить по двойным и более стандартам. Все мы ругаем использование связей, знакомств, но как только проблемы возникают у нас, мы начинаем использовать те же рычаги и способы. Почему? Потому что мы не верим в справедливость системы, государства. Чтобы преодолеть кризис, нужно улучшить государственные институты, образование, заново выстроить общество.

Итак, чтобы создать заново нравственность и веру, нужно начинать с институтов (чжиду). Проблему этики нужно соединить с проблемой общественных институтов. Хороший общественный строй, его институты побуждают человека к добру. Но плохие законы не только могут подавлять в человеке доброе начало, но и высвобождать в нем темное и злое. Нельзя отдельно обсуждать проблемы этики, прежде нужно посмотреть на то, есть ли пространство для улучшения государственной системы. Будет ли поощряться лучшая сторона человека или его темная сторона, зависит от государственных институтов. Задача правительства не в том, чтобы принимать те или иные конкретные меры, а в том, чтобы создавать справедливые институты, совершенствовать правовое общество. И только тогда общество начнет порождать этику, основанную на истинных ценностях.

Примером может служить Гонконг, где после нескольких десятилетий жизни в условиях правого общества сформировались новые традиции, все стало достаточно упорядоченным, гражданское общество — развитым.

Сейчас нужно заняться строительством нормального, достойного общества. Бели сравнивать с конфуцианской концепцией «общества благородных мужей», то это общество более низкого уровня. Оно должно занять место посередине между обществом «благородных мужей» и обществом «низких людей». То есть это общество «приличных» людей. Для этого нужно прежде создать соответствующую систему, институты, которые будут способствовать тому, что большая часть общества превратится в достойных, приличных людей. Плохой же строй приводит к тому, что в обществе доминируют ложные «благородные люди» (лицемеры) и настоящие «низкие люди». Конфуцианские нравственные критерии слишком высоки, но общество нормальных, приличных людей — это та цель, к которой мы можем реально стремиться.

Она не требует того, чтобы все ставили перед собой высочайшие требования, были максималистами. Они должны стараться делать то, что для них посильно, руководствоваться минимальной этикой. Нельзя требовать от всех людей быть цзюнъзы («благородными мужами»), так как это привело бы лишь к лицемерию. Если руководствоваться «серебряным» правилом конфуцианства «не делай другим того, чего не желаешь себе» (цзи со бу юй, у ши юй жэнъ), то большая часть пороков ушла бы из нашей жизни8.

Выводы: «китайский вопрос»

Итак, китайское общество больно. Главными симптомами этой болезни являются ненависть, кризис доверия, ощущение беспомощности и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Главной её причиной — чувство несправедливости и отсутствие духовных ценностей, скрепляющих общество. Чувство несправедливости проистекает из все более сильного расслоения общества на бедных, «слабых» и богатых, «сильных». Но в большей степени из того, что «сильные», сформировав некую замкнутую социальную группу, или «корпорацию тех, кто уже преуспел» (цзидин лии цзитуань), не хотят ничего менять. «Слабые» оказываются обреченными оставаться в этой страте навсегда, испытывая все нарастающее давление, оказываясь под все большим прессом в условиях постоянно растущих цен на продукты, жилье, медицину.

Когда более 30 лет назад был выдвинут лозунг: «Богатейте!», когда было заявлено, что быть богатым почетно, народ с энтузиазмом устремился к осуществлению этой новой задачи. Но постепенно становилось все более очевидным, что обогащение в Китае приводит к коррупции в таких масштабах, что цена экономического бума оказывается слишком высокой. Причем главным коррупционером является сама власть в лице партийных и государственных чиновников. Переход от плановой, «моральной» экономики к рыночной, капиталистической требует опоры на иную этику, к которой общество было не готово. Поэтому государство и его институты должны были стать, и стали инструментом насильственного внедрения рыночной идеологии и морали. При этом власть, государственные и партийные чиновники не удержались на высоте своих партийных, идеологичес-

ких принципов и идеалов, активно занявшись извлечением выгоды из ситуации прямо или, что чаще, косвенно.

Первые признаки неблагополучия в общественной атмосфере стали появляться уже через несколько лет после начала реформ. А концу 1990-х годов стали громко звучать голоса тех, кто говорил о возникновении в Китае духовного кризиса. Тем не менее, эйфория от экономических успехов позволяла относиться к ним не слишком серьезно. И все-таки нарастание негативных явлений в обществе заставило КПК задуматься о путях их нейтрализации. Так, была выдвинута концепция «гармоничного общества», целью которой было намерение сократить разрыв между бедными и богатыми во имя сохранения стабильности в обществе. Однако разрыв не только не сокращался, но и значительно увеличился. Раздражение в обществе росло. Развитие Интернета и социальных сетей этому способствовало. На экранах телевидения появилось немало фильмов, особенно сериалов, в которых хорошо и даже талантливо анализировались в художественной форме все проблемы современного общества. К моменту прихода к руководству страной Си Цзиньпина ситуация оставалась крайне напряженной, и надо было что-то срочно предпринимать. Поэтому было заявлено о новом этапе борьбы с коррупцией, которая, как признал новый лидер, угрожает самому существованию государства. При этом у власти есть понимание необходимости сплотить общество духовно для продолжения движения по пути дальнейшего углубления рыночных реформ. Поскольку прежние коммунистические идеалы давно потеряли силу и не воспринимаются всерьез уже никем, а ценности западной цивилизации руководством страны воспринимаются как угрожающие стабильности и чуждые китайским традиционным ценностям, то не оставалось ничего другого, как сделать еще более очевидный крен, наметившийся ранее, в сторону конфуцианства. Выступление Си Цзиньпина перед студентами и преподавателями Пекинского университета является этому подтверждением.

Кроме этого, Си Цзиньпин выдвинул новый тезис: «китайская мечта», который активно подхватили органы партийной пропаганды. Главная идея его заключается в том, чтобы все китайцы главной целью своей жизни считали величие нации, чтобы все, независимо от социального статуса, сплотились вокруг нее. «Если стране будет

хорошо, то и всем будет хорошо». Будет ли это работать? Даже в революционные времена общество в Китае вдохновлялось прежде всего идеей справедливости, причем справедливости в масштабах всего мира. Это имело под собой не только коммунистическую идею, но и традиционную для Китая идею Да тун («Великого единения»). Но это было совсем другое время — время, когда коммунисты пользовались уважением и доверием. Этот капитал растрачен. Энтузиазм, эйфория не могут существовать долго. На смену им приходит повседневное, то, что в Китае называется го жизы («повседневная жизнь»), И вряд ли возможно людей вдохновить идеалом величием нации, если при этом будет сохраняться несправедливость и чрезмерный социальный гнет.

Современное китайское общество не является религиозным. Большая его часть не желает возрождения конфуцианства, не верит в идеалы коммунизма. Большинство составляют или атеисты, или условно верующие, исполняющие некие ритуалы при возникновении необходимости практического свойства. Самой серьезной прослойкой верующих являются христиане, которых становится все больше, и мусульмане. Ни те ни другие не способны откликаться на призывы к сплочению и терпимости во имя величия и силы государства. Но они и не составляют большинства населения. Поэтому новому руководству придется все-таки в большей степени искать пути к разрядке эмоционального напряжения за счет реальных шагов в социально-экономической области.

В то же время, положительным моментом является понимание руководством страны того, что одними показателями роста ВВП проблему кризисного духовно-эмоционального состояния общества не решить. Мировой опыт показывает, что даже в странах с хорошо развитой социально-экономической сферой (Ливия), высоким уровнем жизни населения могут случаться катастрофические события, если «подогреть» тем или иным образом настроения, эмоции. Что же говорить о тех обществах, которые уже находятся в разгоряченном психологическом состоянии? Они могут вспыхнуть в любой момент. И тогда никакие разумные доводы не будут работать. Не помогут ни традиции, ни призывы потерпеть во имя светлого будущего.

Усиление борьбы с коррупцией, стремление сделать распределение доходов более справедливым, начавшиеся после XVIII съезда

КПК, могут дать положительный эффект. Однако смогут ли эти меры серьёзно изменить ситуацию, потушить гнев и негодование народных масс, зависит от того, насколько решительно и последовательно они будут проводиться.

Ситуация, когда власть сама себя исправляет, характерна тем, что есть черта, за которую она перейти не может, не нарушив устоявшуюся систему, в сохранении которой она кровно заинтересована. Тем более, что Китай стоит перед необходимостью углубления реформ, т. е. более полного перехода к рыночной экономике, без чего она не сможет, по мнению экспертов, разделяемому правительством, успешно развиваться дальше. Быстро изменить сложившийся характер отношений между властью и бизнесом невозможно. В Китае произошло слияние власти и рынка. Чиновникам слишком выгодно обменивать власть на деньги, что ведет китайскую цивилизацию к системному кризису и гибели. Коррупция является внешним проявлением того, что власть остается неподконтрольной. Она боится нарушить достигнутое равновесие интересов между различными влиятельными группами, боится вовлечения общества в антикоррупционную борьбу.

Важным фактором, влияющим на развитие ситуации, является и то, что, несмотря на все революционные события в Китае в XX в., идеологическое воспитание со стороны КПК, менталитет народа за прошедшие десятилетия мало изменился. Ситуация достаточно парадоксальна: видные деятели, работающие в рамках партийных структур, ставят в пример Гонконг, где сложился, как они признают, более высокий тип общественного сознания, благодаря государственным институтам в период, когда Гонконг находился под управлением Великобритании. Фактически признается, что КПК проиграла, если за критерий успеха и прогресса брать не просто экономическую мощь, а качество социума и его граждан. Это подтверждается и тем, что открыто признается невозможность консолидировать общество с помощью идеологии КПК как марксистской партии, и все более активно делается упор на традиционные китайские ценности, коими считаются ценности конфуцианские. Хотя, конечно, речь идет не о том, чтобы действительно вернуть конфуцианство в качестве государственной идеологии, но лишь о том, чтобы использовать некоторые из конфуцианских идей, которые глубоко впечатались

в сознание нации, и которые могли бы быть полезны власти для решения насущных проблем государства.

Каковы же шансы того, что нынешнее руководство Китая справится с нарастающими трудностями? Пекинский писатель Бэй Е говорит:

Сейчас все обсуждают «китайский вопрос». ...Особенность момента в том, что все, что с помощью фактов доказывается, также легко с помощью других фактов опровергается. Поэтому спор, кто прав, стал совершенно бессмысленным. Требуется совершенно новая теория, позволяющая не только решить «китайский вопрос», но и понять, почему весь мир таков и что делать. Не только китайцы, но и весь мир погрузился в бессмысленные дебаты и абсурдные научные дискуссии. Но проблема не только не решается, но и становится все более запутанной. ...Чтобы ответить на вопрос, каковы отношения человека с другим человеком, обществом, государством, миром, почему сложилась такая культура, цивилизация, необходимо иметь совершенно новую концепцию, теорию. Ее нет, поэтому человечество в замешательстве.

...Почему «китайский вопрос» никак не решается? Потому что очень трудно решить вопрос о «сердце человека». Это гораздо труднее, чем совершать революции, богатеть, строить высокие дома и даже запускать спутники в космос. ...В чем же суть человека? Его суть эгоизм. Он всегда думает о том, как бы меньше отдать, но больше получить; делать то, что легче, но сулит больше выгоды. Например, ненавидеть легче, чем любить; сетовать легче, чем действовать; разрушать легче, чем строить; распускать себя легче, чем обуздывать; воровать легче, чем заботиться об общем благе. Стремление идти легким путем есть причина человеческого падения. Если все будут действовать таким образом, то в конце концов человечество ждет тотальная ненависть и уничтожение.

...Душа китайцев находится в полном хаосе. Когда нет опоры в сфере религии или философии, то человек не может быть нравственным, он не в состоянии познать себя и мир. Внутреннее разобщение и противостояние — это та сила, которая уничтожает цивилизацию. Как быть? Отказаться от попыток «объединить мысли» как от глупой, аморальной идеи. Сформировать общественное сознание, общенациональный консенсус, без которого общество не может быть целостным организмом. Эта задача затрагивает коренной вопрос: на

какой основе можно достичь национального консенсуса?

...Решить задачу можно лишь, если все общество сознает: Китай стоит перед лицом небывалого в его истории цивилизаци-онного кризиса, его спасение — в решении вопроса «человеческого сердца», в появлении нового, разумного, духовно-ответствен-ного гражданина, обладающего новым сознанием.

Больше всего китайцам не хватает веры. Они умеют говорить о духовности, но не умеют жить духовно. Они не знают истинной цены веры9.

Примечания

1 Гуанминжибао В Д ]. 2.04.2014. URL: http://epaper.gmw.cn/gmrb/html/2014-04/02/nw.Dl 10000gmrb_20140402_l-16.htm (дата обращения: 05.03.1015).

2 Шэхуй синьтай ланьпи шу [Синяя книга социального настроения Пекин, 2013.

3 Ли Суп. Чжунго шэхуй бин [Китайское общество больно ФЯй^Я]. Пекин, 2013.

4 Опрос проведен компанией «Мэйланьдэ» в 2011 г. в 18 крупнейших городах Китая, включая Пекин и Шанхай. Количество опрошенных — 3620 человек.

5 Агентство «Мэйланьдэ» [й=в ] создано в 1992 г., является крупнейшей статистической и консультативной компанией. Оказывает информационные услуги как китайским потребителям (министерства, Академия наук КНР и т.д.), так и международным организациям (Всемирный банк, рейтинговые компании и т. д.). В настоящее время занимается главным образом изучением общественного мнения, общественного настроения, состояния дел в экономике.

6 Чжоу Сяочупь. Чжуаньсинци шэхуй синьтай шихэн дэ чэнъинь цзи дуйцэ янь-цзю [Причины и контрмеры разбалансированности социальных настроений переходного периода ЩФШ. // Юньнань шэхуй-чжуи сюэюаньсюэбао № 3. 2012. С. 311—315.

7 Си Цзипьпип. Циннянь яо цзыцзюэ цзяньсин шэхуйчжуи хэсинь цзячжигуань [Молодежь должна сознательно руководствоваться главными социалистическими ценностями URL: http://news.xinhuanet. com/politics/2014-05/05/c_l 110528066.htm (дата публикации: 05.05.2014).

8 Сюй Цзилипь. Жухэ чунцзянь чжунго дэ луньли юй синьян? [Как создать заново китайскую этику и веру? ЭД'МЯФЯЙИёЯ^Я-р] // Синьхуа жибао К№ Sä • 06.08.2014.

9 Бэй Е. Вэньминсюэ гайлунь [Основные положешш учения о цивилизациях JtW. • ЗсВД^Шё]. URL: htpp:/hous.focus.cn/showarticle/18551/564801.html (дата публикации: 08.03.2010).

0. В. П ОЧАГИ НА

«МАЛЕНЬКИЕ ИМПЕРАТОРЫ» И «КЛУБНИЧНОЕ» ПОКОЛЕНИЕ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье рассматриваются ценностные ориентиры, поведение, мечты молодых людей, родившихся в Китае в годы реформ и открытости, которые являются как отражением их психосоциальных особенностей, стремлений, так и реакцией на изменения, происходящие в обществе. В целях создания психосоциального портрета рожденных после 1980-х автором проанализированы различные определения этих поколений, используемых исследователями и средствами массовой информации.

Цель исследования — понять соотношение традиций и новаций в мировоззрении и поведении современной китайской молодежи, выявить общее с мировыми тенденциями и особенное.

Ключевые слова: Китай, молодежь, ценности, поведение, традиции

Молодежь — это будущее любой страны, это чуткий социальный барометр, показывающий направление движения общества, изменение его ценностей, тенденции развития — не только проблемы и вызовы, но, что чрезвычайно важно, перспективы. Ценностные ориентиры, поведение, мечты молодых людей являются как отражением их психосоциальных особенностей, стремлений, так и реакцией на изменения, происходящие в обществе. Они — социальный камертон, помогающий отследить дисгармонию и корректировать стратегию развития социума в новых социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.