Научная статья на тему '2009. 02. 048. Чжэн Ханшэн. Тридцать лет реформ: быстро меняющееся китайское общество. Чжэн Ханшэн. Гайгэ кайфан 30 нянь: куайсу чжуаньсин Чжун ды чжунго шэхуй - цун шэхуйсюэ шицзяо Кань чжунго шэхуй ды цзигэ сяньчжу тэдянь // шэхуй кэсюэ яньцзю. - Чэнду, 2008. - № 4. - С. 1- 9. - кит. Яз'

2009. 02. 048. Чжэн Ханшэн. Тридцать лет реформ: быстро меняющееся китайское общество. Чжэн Ханшэн. Гайгэ кайфан 30 нянь: куайсу чжуаньсин Чжун ды чжунго шэхуй - цун шэхуйсюэ шицзяо Кань чжунго шэхуй ды цзигэ сяньчжу тэдянь // шэхуй кэсюэ яньцзю. - Чэнду, 2008. - № 4. - С. 1- 9. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 048. Чжэн Ханшэн. Тридцать лет реформ: быстро меняющееся китайское общество. Чжэн Ханшэн. Гайгэ кайфан 30 нянь: куайсу чжуаньсин Чжун ды чжунго шэхуй - цун шэхуйсюэ шицзяо Кань чжунго шэхуй ды цзигэ сяньчжу тэдянь // шэхуй кэсюэ яньцзю. - Чэнду, 2008. - № 4. - С. 1- 9. - кит. Яз»

2009.02.048. ЧЖЭН ХАНШЭН. ТРИДЦАТЬ ЛЕТ РЕФОРМ: БЫСТРО МЕНЯЮЩЕЕСЯ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО. ЧЖЭН ХАНТТТЭН Гайгэ кайфан 30 нянь: куайсу чжуаньсин чжун ды чжунго шэхуй - цун шэхуйсюэ шицзяо кань чжунго шэхуй ды цзигэ сяньчжу тэдянь // Шэхуй кэсюэ яньцзю. - Чэнду, 2008. - № 4. -С. 1- 9. - Кит. яз.

На протяжении последних 30 лет, пишет профессор Народного университета Китая (Пекин), председатель Ассоциации социологов Китая (с. 1), менялся тип китайского общества. Произошли огромные социальные перемены во всех сферах общественной жизни, невиданные по их масштабам и глубине, по их направленности и по степени трудностей на пути их осуществления. Наиболее заметные перемены произошли в облике города и деревни, в структуре социальных интересов и в социальных отношениях, в механизмах общественного контроля, в системе ценностей, в образе жизни и в способности общества к восприятию перемен.

Достигнутый за последние 30 лет прогресс в развитии китайского общества получил общее признание, но за него китайское общество заплатило определенную цену и в некоторых случаях чрезвычайно высокую. С одной стороны, появились признаки определенного согласия в отношениях между городом и деревней, между людьми, но с другой - наблюдается иногда скрытое, а иногда и приобретающее чрезвычайно острую форму нарушение равновесия в этих отношениях.

Результаты развития производительных сил за 30 лет превзошли результаты их развития при жизни нескольких поколений, но в то же время Китай столкнулся с трудностями, вызванными недостатками в социальной сфере, проблемами социальной среды, социальной справедливости и коррупции, проблемой незащищенных слоев населения и с другими социальными проблемами.

Так называемые «трудности развития» это, говоря коротко, «ситуация, когда реальные результаты развития оказываются противоположными поставленным целям» (с. 2). Первоначальными целями были: уменьшение недостатков в социальной жизни, повышение уровня справедливости в обществе, уменьшение размеров коррупции, сокращение слоя неимущих. Однако реальными результатами являются увеличение недостатков в социальной жизни,

расширение коррупции, снижение уровня социальной справедливости, увеличение слоя неимущих. В то же время хотя в отмеченных фактах действительно проявляются трудности развития, но сложившуюся ситуацию нельзя рассматривать как ситуацию, при которой существует стремление к развитию, однако оно не происходит или идет с большими трудностями.

Крайняя сложность современного китайского общества проявляется в том, что появление одних проблем вызывает другие. Например, разделение на богатых и бедных порождает вопрос о социальной справедливости или несправедливости, но и при улучшении структуры общественного производства также возникают те или иные проблемы - потеря работы, отставка от должности также затрагивают проблему социальной справедливости.

Улучшение структуры производства является результатом реформ и урегулирования, которые неизбежно в разной степени затрагивают членов общества - носителей разных интересов, и к тому же из-за разности интересов людей возможно также появление разных и даже совершенно противоположных мнений по вопросу о том, что является улучшением.

Чрезвычайная сложность китайского общества проявляется и в возможности возникновения и обострения проблемы людей, понесших урон от перемен, в появлении у них чувства несправедливости и даже ощущения их эксплуатируемости. В то же время и у людей, выигравших от перемен, могут возникать проблемы и появляться ощущение несправедливости. В разных социальных группах есть как выигравшие, так и проигравшие, причем и выгода, и потери для всех неодинаковы.

Величина цены, которую платит китайское общество за огромный прогресс, столь же огромна, и сочетание лицевой и обратной сторон происходящих перемен настолько сложно, что в такой ситуации очень трудно найти истину. Люди обычно легко замечают только хорошее, а именно появление надежды на лучшее будущее, улучшение в социальной жизни, прогресс, урегулирование, и поддаются не всегда оправданному чувству оптимизма. Однако еще легче они замечают трудности, недостатки, заплаченную обществом цену за прогресс и слепо предаются чувству пессимизма, иногда доходят до полного отрицания происходящего. В то же время, при объективной оценке происходящего, можно утверждать,

что основную тенденцию развития в разных сферах социальной жизни составляют социальные улучшения, прогресс, урегулирование, а сопровождающие их отрицательные явления не отражают главной тенденции в основных сферах жизни общества.

Отрицая это, невозможно понять и объяснить такие неоспоримые факты, как произошедшее за годы реформ укрепление государственной мощи Китая и возвышение его положения на международной арене, повышение уровня и качества жизни огромного количества простых людей. Однако из этого отнюдь не следует, что не нужно обращать внимания на неосновные стороны социальной жизни и на имеющиеся в ней недостатки. В противном случае и в основных сферах жизни общества могут произойти перемены к плохому и возникнуть чрезвычайно серьезные социальные последствия.

Необходимо исходя из принципа «ускорять прогресс общества и уменьшать плату за него» (с. 3), повышать качество исполнения органами власти своих функций, повышать уровень социальной ответственности организаций рыночного сектора, получающих сверхприбыли, еще активнее развивать возможности неправительственных организаций и организаций, не получающих прибыли, компенсировать обществу бездействие властей. Каждый член общества также должен внести свой вклад в общие усилия по достижению цели ускорения прогресса в развитии страны и уменьшения платы за него со стороны общества.

Внезапное возникновение в разное время и в разных сферах жизни китайского общества не только социальных проблем, но и разных идейных течений также является одной из особенностей китайского общества на современном этапе.

За время реформ Китай оказался в центре сплетения проблем, доставшихся от прошлого и возникших позже. Одна из них - проблема старения населения, которая, при низком уровне среднедушевого дохода в стране, тесно переплетается с проблемой избавления от бедности и достижения благосостояния. Это бросает вызов способности системы социальной защиты справиться с ситуацией, способности власти ответить на вызов, который создают последствия урегулирования рабочей силы, и способности удовлетворять потребности населения в сфере потребления, производства и обслуживания.

Перед лицом противоречия, выраженного в словах «не разбогатевши постареть», под грузом проблем распределения социальных благ и социальных рисков политикам и ученым очень легко заметить одно и упустить другое. С началом реформ проводились многочисленные исследования явлений социального расслоения, социальной стратификации, неравенства в распределении доходов, бедности, положения неимущих слоев, предлагались меры для решения проблем распределения социальных благ, социальной защиты и помощи. Однако степень внимания политиков и ученых к проблеме распределения социальных рисков далеко не соответствует высоким темпам развития в обществе тенденции к их увеличению, а это ограничивает степень понимания и готовности к принятию ответных мер. Так, до настоящего времени преобладает тенденция рассматривать в качестве ответной меры регулирование распределения доходов и владения богатством.

В настоящее время в Китае самым большим противоречием между теорией и практикой в общественной жизни является то, что теоретически последствия прогресса в развитии общества должны возлагаться на все общество, но на практике плата за прогресс ложится в основном на неимущие слои. В то же время теоретически результатами прогресса общества должны пользоваться все его члены, но на практике неимущим слоям очень трудно получить к ним доступ. Сложившаяся обстановка диктует необходимость изучения проблемы социальной несправедливости.

Трудности политического управления современным китайским обществом состоят и в том, что Китай стал страной, собравшей в себе различные, древние и современные, китайские и иностранные идейные течения. Это признают все китайские ученые, но по вопросу о том, какие из этих течений являются главенствующими в Китае, в научных кругах высказываются разные мнения.

Согласно одному из них, в Китае с начала реформ в идеологической сфере решающее влияние оказывают течения либерализма, национализма и «новых левых». Эти идейные течения в концентрированном виде отражают противоречия и конфликты в развитии китайского общества и ясно передают восприятие и надежды разных социальных слоев и групп в период быстрых перемен.

Ряд ученых высказывают мнение, что либерализм, проповедующий, как главную ценность, право личности; уравнительные

идеи левого толка, рассматривающие в качестве главной ценности социальную справедливость, и течение неоконсерватизма, признающего в качестве главной ценности порядок, сталкиваясь между собой, создают идейное многоголосие.

Существует также мнение, что с начала реформ наиболее активно проявились и оказывают самое серьезное влияние шесть идейных течений: неолиберализм, течение «новых левых», национализм, постмодернизм, культурный консерватизм, скептицизм.

Высказывается мнение, что на протяжении нескольких последних лет китайцы обращают внимание как на иностранные идейные течения неоавторитаризма, неолиберализма, так и на китайские течения автократизма, учения о «народе как основе». В то же время руководящую и направляющую роль в идеологической сфере играют идеи Дэн Сяопина как самый новый результат китаи-зации марксизма и представляющая их научное развитие идея «трех представительств».

Заслуживает внимания распространение некоторых ошибочных идей, главными среди которых являются народничство, узкий национализм, догматизм, анархизм.

Такое многообразие идейных течений приводит к тому, что у их последователей могут возникать противоположные взгляды и оценки одних и тех же общественных событий и мероприятий. Поэтому от того, какое направление будет придано этим идейным течениям, в самой высокой степени зависит формирование настрое -ния людей.

Многочисленность и многообразие идейных течений неудивительно и неизбежно, вопрос состоит лишь в том, как научиться придавать им правильное направление. Наиболее эффективный метод - борьба мнений. Необходимо путем расширения влияния теории социализма с китайской спецификой и системы основных социалистических ценностей, использования их для идейного вооружения народных масс, особенно молодежи, сузить предложения различных ошибочных идей.

Автор подчеркивает, что «особый характер китайского общества заключается в том, что социализм с китайской спецификой это -новый тип социализма, а отнюдь не превращение социализма в капитализм» (с. 6).

Мнения многих иностранцев и утверждения многих западных теорий, что китайское общество превратилось в общество, характер которого не поддается точному определению, и что отсутствуют критерии для его изучения, объясняется как глубокой предвзятостью, так и неизменно низкой оценкой в действительности чрезвычайно сильной способности китайского общества к саморегуляции.

Китайскому обществу с древних времен была присуща способность к самостоятельному осуществлению необходимых перемен. «В этом состоит важная причина того, что китайское общество - единственное в мире общество, сохраняющее на протяжении пяти тысяч лет непрерывность своей истории» (с. 6).

После образования КНР способность к саморегуляции поднялась на новую высоту, и ее тремя главными проявлениями являются: способность сплотить воедино весь народ Китая и поставить перед ним единую общую цель; способность сконцентрировать все ресурсы общества и мобилизовать его для достижения этой цели; существование в обществе пользующейся доверием всего народа незаменимой главной руководящей силы - КПК.

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.