Научная статья на тему '2009. 04. 033. Ли синьчжи. Развитие теории социальной стратификации в современном Китае на протяжении 30 лет реформ. Ли синьчжи. Гайгэ кайфан 30 няньлай дандай Чжунго шэхуй фэнцзэн лилунь ды фачжань // Сычуань шифань дасюэ сюэбао. - Чэнду, 2008. - № 6. - С. 21-26. - кит. Яз'

2009. 04. 033. Ли синьчжи. Развитие теории социальной стратификации в современном Китае на протяжении 30 лет реформ. Ли синьчжи. Гайгэ кайфан 30 няньлай дандай Чжунго шэхуй фэнцзэн лилунь ды фачжань // Сычуань шифань дасюэ сюэбао. - Чэнду, 2008. - № 6. - С. 21-26. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 033. Ли синьчжи. Развитие теории социальной стратификации в современном Китае на протяжении 30 лет реформ. Ли синьчжи. Гайгэ кайфан 30 няньлай дандай Чжунго шэхуй фэнцзэн лилунь ды фачжань // Сычуань шифань дасюэ сюэбао. - Чэнду, 2008. - № 6. - С. 21-26. - кит. Яз»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2009.04.033. ЛИ СИНЬЧЖИ. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 30 ЛЕТ РЕФОРМ.

ЛИ СИНЬЧЖИ. Гайгэ кайфан 30 няньлай дандай чжунго шэхуй фэнцзэн лилунь ды фачжань // Сычуань шифань дасюэ сюэбао. -Чэнду, 2008. - № 6. - С. 21-26. - Кит.яз.

На протяжении тридцати лет реформ, пишет автор (Сычуань-ский педагогический университет, г. Чэнду), социальная модернизация получила невиданное развитие. Эти успехи объясняются прежде всего созданием руководителями КПК и государства теории социальной стратификации на основе обновления и развития марксистской теории классового анализа.

Впервые основы этой теории были заложены Мао Цзэдуном, который, исходя из реальных потребностей строительства китайского социализма, считал, что признаком социального расслоения в китайском обществе является политическая позиция в строительстве социализма и что общество состоит из двух основных частей: относящихся к народу классов, социальных слоев и общественных организаций, поддерживающих строительство социализма и участвующих в нем, и врагов народа, общественных сил и организации, враждебных социалистической революции, препятствующих строительству социализма. Факты свидетельствуют, что анализ Мао Цзэдуна отвечал реальности своего времени и был вкладом в обновление марксистской теории классового анализа.

Однако в дальнейшем, оторвавшись от действительности, Мао Цзэдун делал упор на антагонизм двух классов, двух линий, в течение длительного времени выдерживал курс на ведение в стране

классовой борьбы, что привело к отклонениям от правильного пути китаизации марксизма.

После III пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978) Дэн Сяопин провел исправление допущенных Мао Цзэдуном в его последние годы жизни ошибок. Переосмысливая уроки истории, Дэн Сяопин указывал на то, что серьезной ошибкой является как преувеличение, так и преуменьшение роли классовой борьбы в социалистическом обществе. В современном и в будущем социалистическом обществе классовая борьба, говорил Дэн, будет отличаться от борьбы в классовом обществе в историческом прошлом, и это объективный факт, отрицание которого также будет серьезной ошибкой.

Новаторские идеи Дэн Сяопина помогли утвердить основы теории социальной стратификации в современном Китае.

Он начал выстраивание системы признаков социального расслоения в китайском обществе, определив следующие признаки: политическое место, экономическое место и т.д. К первому признаку Дэн Сяопин относил политическую позицию, проявление ее на практике и вклад в дело строительства социализма. По экономическому признаку он делил общество на «людей, обогатившихся ранее других», и на «людей, обогатившихся позже». По признаку занятий общество делилось на классы рабочих, крестьян и интеллигенцию.

Идея Дэн Сяопина позволить части людей и регионов обогатиться ранее других отнюдь не означала допущения крайнего расслоения в обществе. Это не только противоречит сути социализма, но и может подорвать стабильность в обществе, если неантагонистические противоречия внутри народа перерастут в антагонистические. В процессе модернизации необходимо сохранять принцип справедливости, держать курс на достижение общего благосостояния, осуществлять контроль над изменениями социальной стратификации.

Определение Дэном признаков социального расслоения в Китае способствовало развитию социальной стратификации, было полезным для развития общественных производительных сил и для укрепления комплексной мощи социалистического государства, для повышения жизненного уровня народа.

Данное им новое определение политического положения разных социальных слоев в обществе преследовало цель подтолк-

нуть их активность в деле строительства социализма с китайской спецификой. Таково новое определение политического положения интеллигенции, которую Дэн Сяопин на том основании, что подавляющее большинство интеллигенции вышло из рабочих и трудящихся, посчитал возможным рассматривать как часть рабочего класса.

Опираясь на это положение Дэн Сяопина ХИ съезд КПК определил интеллигенцию вместе с рабочими и крестьянами как «три основных силы в обществе» (с. 23). Осуществление предложенной Дэн Сяопином политики реформ и открытости не только дало людям право и возможность самим выбирать себе занятие, образ жизни, но еще большие возможности для изменения своего социального статуса и положения в обществе, что способствовало развитию экономики и общества.

На протяжении реформ в период экономического развития в социальной стратификации Китая возникли серьезные перемены, когда в существовавших ранее социальных слоях происходило непрерывное расслоение, возникало очень много новых социальных слоев, отношения между различными социальными слоями непрерывно усложнялись и обострялись противоречия и конфликты между ними.

В новой обстановке, перед лицом вставших новых проблем Цзян Цзэминь впервые указал на необходимость обратить внимание на изучение проблемы социального расслоения общества, рассматривая ее как основной вопрос сохранения власти. Он предложил ряд важных определений социальной стратификации в текущей обстановке.

1. Цзян Цзэминь впервые официально использовал в документах КПК понятие «социальный слой» (цзецзэн), которое по содержанию богаче понятия «класс» (цзецзи) и более правильно отражает происходящие в ходе реформ перемены, когда многие люди многократно меняют находящуюся в их владении собственность, вид занятий, место проживания. Цзян Цзэминь впервые четко указал на необходимость усилить внимание к изучению проблемы социального расслоения, рассматривая ее как основную проблему управления страной. Основываясь на тщательном изучении идеологии вновь возникающих в ходе реформ социальных слоев, Цзян

Цзэминь признал их строителями социализма с китайской спецификой и частью масс, на которые опирается партия.

2. Указание Цзян Цзэминя на необходимость правильного разрешения противоречий между слоями привело к использованию всех положительных факторов, возникших в ходе реформ, что давало новые стимулы к расцвету китайской нации.

3. Цзян Цзэминь усовершенствовал предложенную Дэн Сяопином систему признаков социального расслоения. В речи на праздновании 80-летия образования КПК Цзян Цзэминь указывал на то, что не следует определять принадлежность людей к политически передовым или отсталым слоям общества по тому, есть ли у них имущество и сколько его. Нужно главным образом смотреть на их идейно-политическое состояние; на то, как приобретено имущество и как его используют; на вклад, который вносят люди своим трудом в дело социализма с китайской спецификой.

Цзян Цзэминь обратил внимание на расслоение на основе уровня доходов. В речи на XVI съезде КПК (2002) он указывал на то, что ради достижения общего благосостояния необходимо увеличивать в обществе долю людей со средними доходами и повышать уровень доходов людей с низкими доходами. Он использовал понятия «ранее обогатившиеся люди», «люди со средними доходами», «люди с низкими доходами» и четко указал, что центром урегулирования социальной стратификации является увеличение в обществе доли людей со средними доходами.

Эта новая идея глубоко отражала возникшие в социальной стратификации Китая изменения и произошедшую с начала реформ замену старой, основанной на признаках политического положения, прописки и административного положения, стратификации новой социальной стратификацией, основанной на признаках занятий и уровня доходов.

В речи по случаю празднования 80-й годовщины образования КПК Цзян Цзэминь указал на то, что вновь возникшие социальные слои находятся в тесном единстве с широкими массами рабочих, крестьян, интеллигенции, ганьбу, бойцов и командиров НОА и среди них также есть строители социализма с китайской спецификой. В речи на XVI съезде КПК он сделал дальнейший шаг, отметив, что «они все являются строителями социализма с китайской спецификой» (с. 24). Эта норма в истории КПК была введена впервые.

2009.04.034-042

Ху Цзиньтао неоднократно подчеркивал необходимость безотлагательно использовать происходящие в жизни Китая и в его социальной стратификации глубокие изменения, в полной мере учитывать и реализовывать интересы людей, принадлежащих к разным социальным слоям, полностью раскрывать роль каждого слоя в социально-экономическом развитии страны, работать с представителями новых социальных слоев, уважать их созидательный труд и дух предпринимательства, вовлекать их в совместную работу с другими строителями социализма с китайской спецификой.

В докладе на XVII съезде КПК Ху Цзиньтао впервые выдвинул важную задачу урегулирования отношений между социальными слоями путем осуществления «гармонии» между ними, указал идейный путь и конкретные меры для ее осуществления, сделал новый шаг в разработке теории социальной стратификации. Это -признание существования различных экономических интересов у разных социальных слоев и принятие активных мер для их согласования. Противоречия экономических интересов признаются порождением противоречий внутри народа, способность правильно осознавать их и мирно согласовывать является важной задачей правильного разрешения конфликтов среди народа и построения социалистического гармоничного общества. Особого внимания требует разрешение проблемы чрезмерного разрыва в доходах между богатыми и бедными; защита равных прав различных социальных слоев и построение между ними рациональных отношений. Необходимо направлять усилия на создание гармоничной культуры, укреплять идейную и моральную основу гармонизации отношений между социальными слоями.

И.С. Ермаченко

2009.04.034-042. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА В СЕЛЬСКОМ КИТАЕ.

2009.04.034.0'BRIEN K.J. Collective actions in the Chinese countryside // China j. - Canberra, 2002. - N 48. - Р. 139-154.

2009.04.035.YU JIANRONG. Social conflict in rural China // China security. - Wash., 2007. - Vol. 3, N 2. - P. 2-17.

2009.04.036. YU JIANRONG. Conflict in the countryside: The emerging political awareness of the peasants // Social research. - N.Y., 2006. -Vol. 73, N 1. - P. 141-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.