УДК 316.422(510)
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
О.Б. Бальчиндоржиева
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ E-mail: [email protected]
Проанализированы основные изменения, произошедшие в обществе, в политической системе Китая в связи с началом реформ и модернизации после прихода к власти Дэн Сяопина. Дан анализ основных положений программы модернизации, предложенной руководством КНР. Освещены теоретико-методологические предпосылки модернизации КНР. Выделены основные мировоззренческие и методологические элементы теории социализма с китайской специфики.
Ключевые слова:
Модернизация, реформы, социалистическая демократия, Китай. Key words:
Modernization, reformation, socialistic democracy, China.
Решения III пленума ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г. положили начало осуществлению модернизации страны. Политика «реформ и открытости», начавшаяся в Китае в 80-е гг. XX в., назрела как объективная, историческая необходимость, и как альтернатива маоистскому пути развития страны, основу которого составляли методы внеэкономического воздействия и массового идейно-политического террора.
Цель модернизации - выведение Китая к середине XXI в. на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации - ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и повышение ее эффективности на базе развития научно-технического потенциала. Исходя из того, что наука - главная производительная сила, ее развитие, ориентированное, в том числе, на заимствование передовых зарубежных научнотехнических достижений, относится к важнейшим задачам экономического строительства в современном Китае.
Идеи, провозглашенные III пленумом ЦК КПК, в то время еще не были столь систематичны, и многие упрекали Дэн Сяопина за отсутствие четкой программы реформ. Будущее было неясным, неопределенным, но то, что прошлый опыт был пагубным, тупиковым - было очевидно. Главным стал перелом в сознании партийных работников, необходимость внушить им, что страна остается экономически отсталой и первоочередной задачей является не ведение классовой борьбы, а развитие производительных сил страны. Главное - выбраться из трясины, ощутить под ногами твердую почву, а затем уже начать движение.
Дэн Сяопин, обращаясь к традиционной ценности - труду, призывает трудиться, не жалея усилий, работая при этом не только руками, но и головой. Примечательно, что, развивая мысль о модернизации, он оставался реалистом, для которого теория предназначена для прагматических целей.
Если Мао Цзэдун, как утопист, провозглашал: «три года упорного труда - десять лет счастья», то Дэн Сяопин, будучи реалистом, определил столетний срок на преодоление отсталости и переход к обществу благосостояния. Дэн Сяопин категорически отвергает тезис Мао Цзэдуна о том, что бедность и отсталость являются благом, дающим возможность быстрого вступления в коммунистический рай. Много усилий Дэн потратил на то, чтобы опровергнуть мнение об опасности богатства и неравенства в доходах. Преодоление отсталости, ликвидацию бедности Дэн Сяопин провозгласил основной целью политики партии, и для достижения этой цели он призвал использовать все возможные пути и средства, даже те, которые по устоявшимся представлениям считались противопоказанными принципам социализма.
Сельское хозяйство было поставлено на первое место в экономике, аграрная реформа осуществила переход от народных коммун с колхозной формой собственности на землю к семейному подряду с правом пожизненного владения землей. В результате, очень быстро выросли урожаи, появился реальный рынок продуктов питания в городах. Успехи аграрной реформы позволили Дэн Сяопину начать преобразование в базовых и смежных отраслях промышленности. Интенсивно развивающееся сельское хозяйство, возрастающий, за счет крестьян, дешевый рынок труда в промышленности, отказ от идеологических догм в экономике, восстановление широких финансовых и деловых контактов с зарубежными китайцами «хуацяо» позволили Дэн Сяопину продолжить реформирование китайской экономики, начать строительство «социализма с китайской спецификой» [1. С. 90]. Он признавал, что даже «тогда, когда мы осуществим четыре модернизации, выпуск сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также средний национальный доход на душу населения все равно будут низкими» [2. С. 119].
С самого начала преобразований традиционные марксистские и маоистские взгляды на методы
строительства социализма тормозили введение и развитие новых форм экономической жизни. Споры по вопросу о том, насколько новые формы развития экономики совместимы с принципами социализма, с основными положениями марксизма-ленинизма шли беспрерывно. С трудом была принята идея о допущении индивидуального и частного предпринимательства в промышленности и торговле. Особенностью этих дискуссий было то, что каждая из спорящих сторон претендовала на правильность представлений о характере социализма и о методах его построения. Сторонники реформ доказывали, что их содержание не противоречит принципам марксистко-ленинской теории, и что опасность капиталистического перерождения Китаю не грозит.
Во всех своих выступлениях Дэн Сяопин подчеркивал, что начатые в Китае преобразования ведут к одной цели - торжеству идей социализма, практическому доказательству его преимуществ, которые до сих пор не были выявлены. Ведущая роль в экономике сохраняется за государственной собственностью, а в политике руководящей остается Коммунистическая партия. Процесс реформ охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования [3. С. 106].
Проведение в жизнь курса Дэн Сяопина неразрывно связывается с превращением Китая в современное правовое государство, управляемое на основе закона, при сохранении руководящего статуса коммунистической партии и существующей в КНР системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества под руководством КПК. За годы реформ разработан огромный массив законодательных актов, регламентирующий все стороны экономической, государственной и общественной жизни.
В своем выступлении 18 августа 1980 г. на заседании Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопин выдвинул задачу политической реформы, было решено приступить к реформированию в стране партийного и государственного управления. Дэн Сяопин прямо заявлял, что без политической реформы невозможно успешно осуществлять экономическую [4. С. 65]. Перестройка структуры руководства партии и государства и перестройка руководящих органов, как отмечалось в Отчетном докладе XII съезду КПК, имела главной целью устранить чрезмерную централизацию власти в руках отдельных личностей, совместительство многих должностей, нечеткое разграничение партийных и правительственных функций и т. д. КПК первой сделала важный шаг в указанном направлении, связав своих членов уставным требованием о том, что партия «должна действовать в рамках Конституции и законов» [5. С. 106]. В Отчетном докладе за Компартией Ки-
тая осталось право играть решающую роль по кардинальным вопросам правительственной и хозяйственной работы.
Однако на подготовительном этапе реформы политической системы еще отсутствовали четкие представления о методах разграничения функций партии и государства. Следует отметить, что в партийных документах КПК не давалось ясных определений функций партийного аппарата, отсутствовало научное обоснование политической роли партии в обществе и государстве.
На всекитайском симпозиуме по теории реформы политической системы, проводившемся в Пекине в ноябре 1986 г., его участники, ставя вопрос о разграничении функций и полномочий партийных и государственных органов, подчеркивали необходимость преобразования чрезмерно централизованной власти партийных структур. Участниками симпозиума был раскрыт механизм постоянной концентрации власти в руках партийных органов, функционировавших вместо органов государства. Многие при этом делали вывод, что чрезмерная концентрация власти в партаппарате угрожает нормальной жизни партии и государства, обращая внимание на необходимость осуществления партией политического руководства, а не управления, поскольку иначе создается только замешательство в обществе, потрясающее его фундамент [6. С. 15].
На XIII съезде КПК (октябрь 1987 г.) краеугольным камнем перестройки политической структуры общества было названо разграничение функций партийных и хозяйственных органов. Съезд поставил задачу углубления этого направления политической реформы в верхних эшелонах власти и на волостном уровне. Было принято решение законодательно оформить отношения между партией, органами власти и общественными организациями, между центром и местами, кадровую политику, демократическую жизнь в низах. Выдвинутый съездом план политической реформы фактически обобщил основные направления преобразований в сфере политической структуры, которые были разработаны ранее и в какой-то мере апробированы на практике, и включал следующие задачи: разграничение функций партии и правительства; разграничение функций правительственных органов и предприятий; преодоление чрезмерной централизации власти парткомов, расширение прав низовых партийных, административных и хозяйственных органов; повышение демократических выборов; совершенствование института социалистической политической демократии - института собраний народных представителей и системы многопартийного сотрудничества, политических консультаций и диалогов; развитие внутрипартийной демократии; укрепление социалистического правопорядка; улучшение стиля партийной работы; увязка внутрипартийной демократии с политической либерализацией.
На съезде также впервые отчетливо прозвучала идея о начальной стадии развития социализма
с китайской спецификой. Особое значение этой идеи заключается в попытках преодоления стереотипа ускоренного развития общества, глубоко укоренившегося в сознании политической элиты и общества в целом. Утвержденные съездом методы поэтапности и постепенности в развитии производительных сил и политических процессов выдвигали на первый план реалистический подход к делу. Тем самым, на практике все более ослабевали классовый подход и идеологические классовые схемы, уступая место практическим задачам политики развития.
XIII съезд КПК был единственным, на котором вопросы политической реформы были предметом специального обсуждения. Много внимания уделялось вопросам развития демократии, а также тому, что в Китае недопустимо введение многопартийности и парламента по западному образцу.
На XIV съезде КПК (1992 г.) вопросы разделения функции партии и правительственных органов были изъяты из программы реформы политической системы. Это объясняется тем, что ближнес-рочные задачи политической реформы в Китае были сформулированы, исходя из особенностей текущей обстановки в стране. Вместо этого, предлагалось осуществить структурно-функциональную реформу административного управления, в ходе которой предполагалось пересмотреть полномочия ведомств, сократить и качественно улучшить аппарат, повысить эффективность всей управленческой работы.
Итак, в теории построения социализма с китайской спецификой были выдвинуты три основных элемента, составляющие его мировоззренческую и методологическую основу: реалистический подход к делу («шиши цюши»), раскрепощение сознания («цзефан сысян») и движение в ногу со временем («юйши цзюцзинь»).
Еще в мае 1941 г. Мао Цзэдун в статье «Перестроить нашу учебу» раскрыл смысл понимания им «реалистического подхода к делу». Взяв древнее изречение - «стремиться к реальности, стремиться к делу», Мао Цзэдун интерпретировал его следующим образом: «тот добьется истины, кто занимается реальными делами» [7. С. 93]. Мао же связал данное требование с теорией познания марксизма, а, именно, с пониманием, что практика является критерием истины. В содержании данного понятия им были выделены следующие аспекты: 1) теория связана с практикой и этот основной принцип марксизма должен использоваться в качестве подхода, метода исследования китайского общества и китайской революции; и 2) используя в качестве предпосылки основные принципы марксизма, необходимо смело связать их с новой действительностью, преодолеть догматичное понимание марксизма [7. С. 94].
Дэн Сяопин внес новый смысл в данное понятие. «Реалистический подход к делу» - это «основа пролетарского мировоззрения, основа марксисткой мысли» [8]. «Победа, которую мы одержали
в революции, благодаря опоре на «реалистический подход к делу», сейчас в осуществлении четырех модернизаций, также надо придерживаться его» [8].
В докладе «Раскрепостить сознание, реалистически подходить к делу, вместе смотреть в будущее», сделанном на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва, Дэн Сяопин впервые соединил «реалистический подход к делу» и «раскрепощение сознания». Появилась так называемая политика «восьми иероглифов» («шиши цюши, цзефан сысян»). Что означает раскрепостить сознание? Это - избавление от старых привычек и оков субъективизма; изучение новой обстановки, решение новых проблем под знаменем марксизма [4. С. 279]. «Раскрепощение сознания» это еще и совпадение сознания и действительности, субъективного и объективного, это и есть «реалистический подход к делу» [4. С. 364]. По мнению, Ли Теина, раскрепощение сознания, реалистический подход, соединение теории с практикой - важный принцип, квинтэссенция марксизма, сердцевина теории Дэн Сяопина [6].
«Движение в ногу со временем» - это теоретический вклад Цзян Цзэминя. Данное понятие означает, что «вся партийная теория и вся партийная работа должны нести в себе черты эпохи, схватывать ее закономерности и отличаться большим творческим характером. От того, удается ли все время делать так, зависит будущее и судьба партии и страны» [8]. Смысл этого принципа в том, что на рубеже веков международная ситуация и внутренняя обстановка в стране стремительно изменяются. Нельзя рассматривать обстановку внутри страны без оценки внешнеполитической ситуации, без осознания идеи многополярности мира, экономической глобализации, изменений в геополитической обстановке после окончания «холодной войны».
Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина отводится человеческому фактору. Воспитание «нового человека» проводится с начала 80-х гг. прошлого века в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества - идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.
Таким образом, модернизация КНР была вызвана необходимостью усиления авторитета центральной власти для осуществления эффективного руководства страной, сохранения общественного порядка. Опыт почти тридцати лет реформ показал, что благодаря критическому переосмыслению исторического опыта построения социализма в КНР удалось обеспечить начало поступательного развития. Руководство страны придерживается твердого долговременного целенаправленного курса, основой которого становятся такие понятия, как «китайская нация», «патриотизм», «социали-
стическая демократия», «правление на основе закона», «народ - основа», «справедливость» и др. На нынешнем этапе модернизация диктуется требованиями эпохи - необходимостью адаптации страны к новым экономическим условиям, влия-
нием международного фактора. Однако китайское руководство отрицает путь слепого копирования и стремится создать собственную модель с учетом специфических условий развития страны, не форсируя перемены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малевич И.А. Внимание, Китай. - Минск: Харвест, 2001. -320 с.
2. Дэн Сяопин. Избранные сочинения. Т. 2. - Пекин, 1994. -
384 с.
3. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. - М.: Муравей, 2003. - 240 с.
4. Дэн Сяопин. Осуществлять модернизацию и никогда не пре-
тендовать на гегемонию // Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь. Статьи и выступления. - Минск: Па-лея-Мишин, 2001. - С. 62-378.
5. XII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая (Документы). - Пекин, 1982. - 185 с.
6. Li Teying. On Democracy // Beijing review. - 1986. - № 46. -Р. 10-19.
7. Социализм с китайской спецификой. (Чжунго тэсы шэхуй чжуи). - Пекин: Изд-во ун-та Цинхуа, 2004. - 530 с.
8. Доклад Цзян Цзэминя на XIV Всекитайском съезде КПК // Жэньминь жибао он-лайн. 2010. URL: http://www.russian.peo-ple.com.cn (дата обращения: 09.11.2009).
Поступила 13.04.2010 г.
УДК 81.11.271:378.662
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ
К.С. Лелюшкина
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Реализация культурологического компонента способствует отрицанию классического обучения иноязычному общению и создает оптимальные условия для достижения учащимися высокого уровня развития речевых продуктивных умений в неподготовленных высказываниях личностно-ориентированного характера.
Ключевые слова:
Личностно-ориентированное общение, речевые продуктивные действия, вербальные партнеры, педагогическая эмпатия.
Key words:
Personally-orientated communication, speech-productive actions, verbal partners, pedagogical empaty.
Демократические преобразования в стране на первое место ставят индивидуальность, самостоятельность, образованность, культуру, неординарность и инициативу специалиста с новым типом мышления, достаточным уровнем теоретической подготовки и практических умений и навыков, способного к самосовершенствованию, работе с людьми.
Философами, культурологами, педагогами, психологами и другими представителями науки выявляется глобальная потребность в переориентации процесса профессиональной подготовки на иной конечный результат - новое поколение субъектов - носителей и источников социальной и профессиональной деятельности, высокой методологической культуры, интеллигентных, с развитыми индивидуальными способностями и многогранными потенциями [1].
Обществом признается приоритет изучения иностранных языков, поскольку при формировании прагматической межкультурной компетенции возникают новые ценностно-целевые установки,
когнитивные стремления, происходит активизация речемыслительной деятельности, рост творческой потенции, осуществляется создание условий развития гармоничной, нравственно-совершенной и профессиональной личности. В связи с изменением статуса иностранного языка как средства международной интерактивности необходимым становится не только овладение всеми видами речевой деятельности, но и, прежде всего, реализация иноязычного устно-речевого общения. Нами утверждается инновационный подход в решении этой проблемы в учебном процессе.
В начале статьи представлена одна из возможностей традиционного обучения общению. В культурологическом направлении заявлены диалог культур (О.Ф. Васильева, О. Л. Кузнецова, Ю.Ю. Дешериева, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, В.П. Фурманова, Л.И. Харченкова, Л.А. Шейман), лингвострановедческая (Е.М. Верещагин, В.Г Костомаров, О.А. Бондаренко, С.М. Кулаева, Р.К. Миньяр-Белоручев, М.А. Нефедова, О.Г. Обе-ремко, Т.И. Пальцева и др.), коммуникативно-эт-