УДК 32.009
Чжао Мэн Zhao Meng
ПОЛИТОЛОГИЯ КИТАЯ В ПОНИМАНИИ политологов-МАРКСИСТОВ КНР: ИТОГИ РАЗВИТИЯ
POLITOLOGY OF CHINA THROUH THE VIEW OF POLITICAL SCIENTISTS-MARXISTS OF CHINA: THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT
Проведение политики «реформ и открытости», начатое с конца 70-х гг. XX в., явилось стимулом развития политологии КНР. В свою очередь, развитие политологии позволило политическому руководству Китая получать более полное представление о мировой политической науке, извлекать из новых знаний пользу для решения проблем политического развития КНР. В статье предлагается взгляд автора на понимание политологами-марксистами сущности и содержания развития китайской политологии в годы реформ
Елючевые слова: развитие, реформа, марксизм, китайская политология, методы и сферы исследования, дисциплины, теория и практика, политика КНР
Reforms and openness begun with the end of 70th years of XX century, stimulated the development of political science of the Peoples Republic of China. In this turn, the development of political science has allowed the political leadership of China to receive fuller presentation about international political science, extract from new knowledge for the decision of problems of political development of the Peoples Republic of China. In article the sight of the author at understanding political scientists-Marxists of essence and the maintenance of development of the Chinese political science in days of reforms is offered
Key words: development, reform, Marxism, Chinese political science, methods and spheres of research, discipline, the theory and practice, a policy of the Peoples Republic ofChina
Со времени зарождения политологии КНР теория марксизма официально утверждена основой ее развития. В «Замечаниях ЦК КПК о дальнейшем процветании и развитии философско-общественной науки» (начало 2004 г.) отмечалось, что в развитии философии и общественных наук необходимо придерживаться руководящих положений марксизма.
Ряд ученых, анализируя политические вопросы Китая и мира в своих лекциях, выступлениях на симпозиумах, в диссертациях и монографиях, руководствовались не марксизмом, а следовали точке зрения теории Хайека (Hayek) и других западных либеральных ученых. Копировать западную политологию или копировать, слегка изменяя ее, — практика, все еще существующая
в среде китайских политологов. Она достаточно распространена в образовательных, научных кругах и в китайском обществе в целом. При этом многие ведущие политологи КНР считают, что необходимо выступать против вестернизации, плюрализации и либерализации, придерживаться позиции, мировоззрения и методологии марксизма, стимулировать марксистские исследования и строительство маркситской политической теории.
Результаты
По мнению политологов-марксистов, за 30 лет китайская политическая наука получила ряд позитивных результатов. Это выразилось в следующем:
Ведущее положение заняла марксистская политологическая школа [1]. На
основе методологии марксизма политологи-марксисты предложили и обосновали многие пропозиции политической науки, в том числе историческое место политологии, основную тематику, ключевые категории, теоретическую систему, практическую применимость и т.д. Исследование основных теорий, институтов и политических идей, а также международной политики — во всех этих аспектах марксистская политологическая школа сформулировала свои позиции и методы.
Официально считается, что достигнуты успехи в области создания системы научных политологических дисциплин, охватывающей все основные виды дисциплин. Структура дисциплин постепенно обретает логичность.
Развиваются исследовательские учреждения. Все более заметную роль играет Институт политологии АОН Китая (был учрежден в Пекине в декабре 1980 г.). Институт занимается организацией научной деятельности в масштабах страны и организацией межрегиональной научно-исследовательской деятельности. Почти во всех вузах учреждены институты и факультеты политологии.
Организована подготовка кадров исследователей и преподавателей политологии, а также кадров партийных работников с политологической подготовкой.
Быстро развивается смежная дисциплина — «китайское административное управление» [2]. В ряде изданий по философии и социологии появились рубрики политологической тематики, что дало дополнительную возможность политоло-гам-теоретикам и практикам получать необходимую информацию и обмениваться идеями [3].
Увеличивается число тем исследования, расширяются области политологических исследований. Политологические темы включаются в планы исследований, финансируемых государственными фондами. Повысился уровень исследований и уровень преподавания. Политологические исследования стали одной из основ эффективного научного взаимодействия и теоретических
дискуссий.
Повышается уровень исследований в области теории политики. В целом определены объекты, содержание исследований, аналитические категории и основные концепции политологии, в первом приближении сформированы основные теории [4]. На этой основе в политологии постепенно упорядочивается базовая система понятий, таких как «государство», «власть», «демократия», «политическая партия» и т.д. С начала нового столетия в исследованиях основных политических теорий возникли новые направления, усилилось внимание к исследованию политических концепций и ценностей в политике, исследованию демократии, свободы, равноправия, справедливости, а также таких идеологий, как неолиберализм, неоконсерватизмит.д. [5].
В связи с потребностями политики реформ непрерывно расширяются сферы исследования. В течение 30 лет появились новые направления — политическая социология, политическая психология, политическая этиология, политическая культурология, политическое языкознание, политическая география (геополитика), политология мира, пространственная политология, этнополитология, экологическая политология, биологическая политология, политическая динамика, политическое ре-гионоведение, политология права, политическая этика и т.д. В последние годы политическая этика превратилась в новую точку пересечения политической философии и политического анализа. Исходя из реальных потребностей политической практики, все больше политологов занимается исследованиями политических проблем приграничных районов, территориальных политических вопросов, проблем авторитета в политике, политических аспектов деятельности полиции, обороны страны, изучением новых имен в политике [6].
Становится более разнообразным содержание исследований, в том числе исследования связи между государством и обществом, исследования взаимосвязи правительства и рынка, партийных отношений, экономической глобализации и полити-
ческой многоступенчатости; исследования процесса строительства правящей партии; мер против разложения, сдерживания и контроля над властью; социалистической политической цивилизации и гармоничного общества; новых теорий общественного управления; международных стратегий мирного возвышения Китая ит.д.
Непрерывно обновляются методы исследования. Например, наряду с использованием исторического метода, метода логического анализа, теории систем, теории информации, кибернетики [7], стала широко применяться методология позитивизма, которая сосуществует с методом нормативного исследования. Вместе с распространением влияния на политологию экономики и социологии, политологи КНР стали все чаще применять теорию игр, метод анализа, в т.ч. математического анализа, метод равновесного анализа. В поле зрения политологов попали также методы научной систематизации, неточной математики и метод последовательного анализа [8].
Сравнительно успешно осуществляются макро- и микроисследования, метод сочетания в исследованиях динамических и статических аспектов, сочетания анализа скрытого и явного, органическое сочетание эмпирического и нормативного.
Расширяется взаимодействие на международном уровне, китайская политология становится частью мировой политической науки, приобретает статус, позволяющий вести диалог с политологами других стран мира. Китайские политологи стали глубже подходить к объяснению политической реальности китайского общества и строительства политической теории Китая, стали активнее исследовать различные политические явления, в том числе и на уровне глобальной стратегии [9].
Проблемы и перспективы
За короткое время с начала своего формирования китайская политология не только выработала политическую теорию «социализма с китайской спецификой», получила результаты в основных областях теории политики, но также стала влиять на процесс осуществления политики реформ и
открытости, на ход социалистической модернизации. По ходу развития политологии КНР выявились и серьезные проблемы.
Так, китайским политологам представляется «достаточно сырой» блок аспектов теории политики, который в КНР принято называть «основной теорией». Хотя китайская политическая наука проводила обширные исследования в разных областях, исследования нередко отличались в силу причин, сопровождающих процесс становления науки в любой стране, упрощенством, многие работы основывались на поверхностных представлениях о сути и содержании политической теории, которая существовала на Западе. Теория политики не сразу обосновала свой предмет исследования, долгое время он переплетался с предметами других общественных наук Китая. В течение длительного времени понимание основ теории политики оставалось на уровне учебных материалов, по многим понятиям и терминам не было согласия. Отсутствие согласия объяснялось отставанием исследований в области политической философии, которая является основой основ политологии, влияет на уровень развития политической теории. Подобные исследования не вышли и по сей день на требуемый уровень, т.к. слишком много внимания приходилось уделять упорядочению и осмыслению положений западной политической философии. Работы в области политической философии в последние годы стали частью научной жизни, но их связь с исследованиями основ теорий политики еще только устанавливается.
В политологических исследованиях, считают некоторые авторитетные политологи-марксисты, не хватает духа соперничества, по основным вопросам недостаточна глубина исследований. Китайская политология ещё не имеет чёткой дифференциации течений, взгляды различных течений еще недостаточно сформированы. Разнообразие исследований не согласовано, многие носят узкий характер. Одни называют узко специализированные исследования микроисследованиями, другие склонны считать, что узконаправленные исследования дробят теорию, а полученные при этом резуль-
таты являются «уникальными» настолько, что не находят своего применения на практике. Недостаточная конкурентность в исследовательской среде приводит к тому, что аналитические и идейные конструкции становятся похожими одна на другую, методы исследования применяются не творчески, учебные материалы мало чем отличаются [10]. Формирование дисциплин и специальностей нуждается в дальнейшей систематизации. Формирование набора дисциплин китайской политологии до сих пор не завершено [И], в обществе существует много предубеждений и ошибочных пониманий о политологии. Исследователи китайской политической науки отмечают, что в вузах обучение политологии «в большей степени направлено на теорию, тогда как нужно укреплять политические исследования, которые имеют практическое применение». Кроме того, смежные дисциплины, такие как политэкономия, политическая социология, политическая психология и т.д., еще не получили чёткую локализацию в системе дисциплин, развитие этих дисциплин подвергается определённым ограничениям» [12].
Словом, спустя 30 с лишним лет после начала проведения политики реформ и открытости, китайская политология утвердилась в ряду других общественных наук Китая. Политические решения руководства КНР и КПК создавали спрос на политическую теорию, и это становилось стимулом развития политологии в КНР.
Например, после того, как XV съезд КПК выдвинул установку на управление страной на основе закона и на создание социалистического правового государства, внимание политической науки оказалось приковано к исследованию вопросов, сопровождающих создание правового государства.
Другой пример: в соответствии с практикой нерационального принятия решений, которая господствовала до начала политики реформ и открытости, решающим аргументом при принятии решения всегда выступала воля начальника. Чтобы привести принятие решений в соответствие с
прогрессивными требованиями, в качестве критериев при принятии решений были предложены два принципа — демократизация и научность. В начальный период реформы и открытости политологи стали исследовать этот вопрос под углом зрения необходимости развития политической демократии в Китае и модернизации административного управления. Исследования затронули такие вопросы, как «модернизация в четырех областях» (революциониза-ция, омоложение, интеллектуализация, специализация) кадровых рядов и научное принятие решения, политическая демократия и решение, программирование политической процедуры и решение, мозговой штаб правительства и научность решения, политическое участие и демократический характер решения, законотворчество и научное решение ит.д.).
Участвуя в определении проблем политического развития и их теоретическом решении, китайская политическая наука сформировалась как научная система, которая оказывается в состоянии обеспечивать политическое руководство КНР теоретическими разработками, используемыми в процессе принятия текущих и долгосрочных политических решений. Например, для уничтожения злокачественной цикличности в реформировании правительственных органов — сокращение — разбухание — повторное сокращение — повторное разбухание — политологи предложили перестройку руководящего аппарата, с упором на трансформацию правительственных функций. Впоследствии это предложение стало руководящим принципом реформы правительственных органов Китая [13].
Известно, что в процессе экономической глобализации развитые страны пожинают ее плоды, а многие развивающиеся страны продолжают прозябать в нищете и отсталости. На XVI съезде Коммунистической партии Китая было дано новое определение сущности КИК, подчеркнут ее национальный характер и правовой статус политического выразителя интересов всей нации. Следовательно, политическая идеология национализма в определенной степе-
ни соответствует требованиям модерииза-ционного строительства и реформ Китая. В этой связи интересно отметить отношение марксистской политической теории и идей «новых левых» (со второй половины 1990-х гг. «новые левые» стали самостоятельным направлением общественной мысли. «Новые левые» открыто выступили против модели модернизации, которую с 1980-х гг. отстаивали либералы. Они подчеркивали значение народной демократии, говорили о необходимости ограничивать тенденции бюрократизации политической власти при социализме ) [14].
«Новые левые» [15] подчеркивают значение народной демократии, говорят о необходимости ограничивать тенденции бюрократизации политической власти при социализме. Одновременно они полагают, что сущность социализма не может сводиться к одной только теории производительных сил, она заключается в том, чтобы достичь гармоничного развития отношений между людьми, между человеком и природой. Новые тенденции после XVI съезда КПК заметно сблизили позиции «новых левых» и официальной идеологии по ряду важных теоретических вопросов. Выдвижение научно обоснованной теории развития — совершенствование общества в соответствии с идеей социального равновесия, справедливого распределения благ, сбалансированности развития экономики и всестороннего развития личности, — все это теоретические постулаты «новых левых». Можно сказать, что идеология «новых левых» приближается к политической идеологии марксизма, и это расширяет теоретические ресурсы развития политологии в Китае.
Развитие китайской политологии подтвердило обоснованность установок Дэн Сяопина на то, что только в результате раскрепощения мышления и реалистического подхода к действительности политика реформ и открытости может дать положительные результаты. Дэн Сяопин отмечал, что «раскрепостить сознание — значит, изучить новые обстоятельства и разрешить новые проблемы, применяя основные положения марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэду-
на» [16]. Теории государственной власти, демократии, суверенного права, политических партий, нации, реформирования, административного управления, теория международной политики, разработанные китайскими политологами, способствовали становлению китайской политологии.
Выдвинутые Цзян Цзэминем «важные идеи о трех представительствах», идеи строительства политической культуры социализма, создание теории правового управления государством позволили китайской политологии четче определить суть политики социалистической демократии. В XV съезде КПК была поставлена цель «управление страной в соответствии с законами, строительство социалистического государства, управляемого в соответствии с законом». В докладе XVI съезду КПК Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь выступил с призывом всесторонне внедрять «Важную идею о тройном представительстве». В докладе XVI съезду КПК (ноябрь 2002 г.) была использована новация — отмечено, что «развитие социалистической демократической политики, строительство социалистической политической цивилизации являются важной целью всестороннего строительства общества с зажиточным уровнем жизни».
В настоящее время предложенная Генеральным Секретарем ЦК КПК, Председателем КНР Ху Цзиньтао научная концепция развития и идея строительства гармоничного социалистического общества дали китайской политологии новые ориентиры развития, способствовали подъему исследований в области реформирования политической системы, низовой демократии, районной и экологической политологии ит.д.
В процессе восстановления и развития китайская политология непрерывно уделяла внимание практическим вопросам, а в ходе решения важных практических вопросов содействовала теоретическому новаторству. Это выражается в следующем:
— КПК заинтересована в исследовании социальной научной теории, которая включает сферу политики. В начале реформ Дэн Сяопин отмечал, что «суть марксизма
в реалистическом подходе к действительности» [17], и «самое основное в идеях Мао Цзэдуна — реалистический подход к делу» [18]. В докладе Цзян Цзэминя на XV съезде КПК содержался призыв сосредоточиться на реальных вопросах реформирования и модернизированного строительства, на конкретных задачах, а также на положениях марксистской теории, призыв обратить внимание на решение реальных вопросов и нового развития [19]. В 2002 г. Цзян Цзэминь во время инспекционного посещения Академии общественных наук Китая заявил, что «строительство социализма с китайской спецификой требует применения практики и теории, необходимости на основании практики непрерывно выдвигать инновационные теории, используя развивающиеся теории руководить практикой» [20]. Во время 26-го коллективного обучения политбюро ЦК КПК (25.11. 2005 г.) Ху Цзиньтао обозначил принципы работы в сфере развития политической науки Китая. Он говорил, что в современных условиях необходимо сочетать теорию и практику, придерживаться раскрепощения мышления, реалистического подхода к действительности и движения в ногу со временем, вплотную подходить к главному вопросу — строительству социализма с китайской спецификой, уверенно использовать характерные особенности времени и политическую обстановку Китая, тщательно исследовать и решать такие важные задачи, как экономическое строительство китайского социализма, политическое, культурное, общественное и партийное строительство. Он потребовал непрерывно обобщать практический опыт, расширять теоретические взгляды, создавать теоретические формулировки (необходимо осознанно развивать наилучший метод учебы, объединяя теорию и практику). В выступлении Ху Цзиньтао ставилась также задача усиленно решать важные теоретические и практические вопросы политики реформ и открытости, модернизационного строительства и повседневные проблемы народа. Многие результаты, которых добилась китайская политология, получены благодаря
следованию названным принципам и установкам Ху Цзиньтао. Например, решая проблему противодействия разложению власти, политологи предложили опираться на принципы сдерживания власти, ограничение власти законом, совершенствования общественной системы, трансформации правительственных функций [21].
Опыт создания и развития политологических дисциплин за 30 лет выявил еще два принципа их развития:
1) придерживаясь тесного сочетания теории и практики, противостоять догматизму;
2) придерживаясь сочетания теории и практики, выступать против исследования и анализа неактуальных вопросов и примитивных политических установок.
Исходя из этого, китайская политология, исследуя демократию, не должна была вслепую хвататься за демократию как за спасительную соломинку с целью разрешения всех вопросов политики Китая. Демократическая политика представляется китайским ученым как стратегическая цель социалистического модернизационного строительства, между социалистической демократией и демократией эксплуататорского общества существуют различия, которые китайские политологи стремятся анализировать и объяснять.
Политическое руководство ставит перед политологами Китая также задачу «выдвигать смелые идеи и не забывать о самокритике», исследуя преимущества и передовые качества социалистического демократического режима. Реализуя названные задачи, китайская политическая наука разработала множество теоретических новаций, в том числе связанных с улучшением института собраний народных представителей, института многопартийного сотрудничества и политических консультаций, функционирующего под руководством Коммунистической партии Китая, а также института низовой демократии и низовой массовой автономии. С учетом разработок ВСНП приняло основные законы о выборах представителей СНП, организационной структуре СНП и регламенте СНП на всех
уровнях и т.д., ввело ряд рабочих институтов, таких как обработка предложений, рабочие регламенты СНП на разных уровнях и т.д.
Коммунистическая партия Китая приняла ряд мер по разграничению функций партии и правительства, отменила вмешательство в деятельность некоторых органов экономического управления. В уставе партии и Конституции КНР утвержден основной курс на многопартийное сотрудничество и политические консультации между Коммунистической партией Китая и демократическими партиями и группами; в Конституции, Уставе партии, документах центральных органов КПК, Уставе НПКС и других нормативных актах подробно описаны структура, функции, способы и процедура политических консультаций; значительно укреплена роль политического участия НПКС на всех уровнях.
В сельских жилых микрорайонах и жилых микрорайонах городов в опытном порядке впервые введена практика самоуправления сельских жителей и жителей городов. Демократические режимы развивались на предприятиях, в учреждениях и в других низовых организациях. С целью обеспечения осуществления служащими и рабочими демократического порядка принятия решений, демократического участия и демократического контроля в экономических и социальных делах предприятий и учреждений, приняты правила проведения собраний представителей служащих и рабочих. Постепенно проводились эксперименты по реформированию демократических выборов, демократической процедуры принятия решений и демократического контроля низовой власти.
Был создан институт писем и визитов с жалобами в вышестоящие инстанции для того, чтобы обращение граждан к высшей власти за помощью и с жалобами стало официальным законным каналом контроля общества над государственными и партийными органами и их должностными лицами.
После вступления в новый век китайская политология провела большую работу в области исследования политической куль-
туры. Эти исследования основывались не только на обобщении истории и опыта, но и на учете благоприятных сторон политической жизни Китая. Под разными углами зрения расширялся спектр исследования политической культуры [22]. Исследование культуры строительства социалистического гармоничного общества сочеталось с культурой создания среднезажиточного общества, расширялось пространство исследования теории политической культуры. Строительство социалистического гармоничного общества, полагает Чжао Янчань, является содержанием всестороннего строительства среднезажиточного общества, оно может создать благоприятные общественные условия для развития «трех культур» (материальной, политической и духовной — Прим. автора). А всестороннее строительство среднезажиточного общества означает, что иод руководством КПК осуществляется стимулирование гармоничного развития социалистической материальной, политической и духовной культуры.
Соединение теории и практики выразилось также в исследованиях реформы политической системы, предложении об отмене режима пожизненной руководящей должности, института «одна страна — две системы», борьбы против «разложения» руководящих работников и членов партии и т.д. [23].
В области преподавания политологии и подготовки специалистов политическая наука КНР исходит, прежде всего, из требования прививать аудитории навыки корректного в научном плане политического мышления, вырабатывать умения исследовать и анализировать вопросы под политическим углом зрения, правильно соотносить теорию и практику [24].
В области преподавания политологии ставится задача научить аудиторию глубоко разбираться с конкретными условиями и возможностями политической практики Китая, привить им энтузиазм и идеалы для работы в условиях реальных политических ситуаций [24].
Посредством исследования конкретного опыта и путем сравнительного анализа
ставится задача применять методы «кейс-стади» и методы проведения полевых исследований, т.е. методы, в которых сочетаются теория с практикой [25].
Китайская политология ориентируется политическим руководством на установку вдохновлять молодых ученых на решение, прежде всего, насущных вопросов политической жизни, использование накопленных знаний и методов политологии с целью решения конкретных политических задач.
Китайская политология ориентируется на смелое использование достижений человечества при условии учета действительного положения в стране и политической реальности Китая. Данный опыт постепенно приобретается в процессе исследования процессов локализации (регионализации) и интернационализации политической науки. За 30 лет китайская политическая наука, изучая западную политическую теорию, расширила сферу исследований за счет понятий, категорий и дисциплин, заимствовала некоторые способы исследования [26].
Относительная открытость китайской политологии ускорила темпы международного сотрудничества. Однако китайская политология стремится избегать исторических
шаблонов, при которых происходит перенос моделей одной культуры на другую, старается «не попасть под влияние западной культуры и быть выше собственных ограничений». Политическая наука Китая руководствуется принципом, «самобытность не является источником враждебного отношения ко всему иностранному, ее конечной целью является вклад во всемирную политологию» [27]. Перенимая достижения западной политологии, китайские учёные ведут себя и как благодарные ученики, и как равные партнеры по диалогу.
Тридцатилетняя история развития китайской политологии показывает, что Китаю необходима политическая наука, а развитию политической науки способствует изучение ею Китая. Такая взаимообусловленность по мере развития Китая увеличивается. В процесс развития политики Китая за 30 лет китайская политология внесла свой активный вклад, который дал практические результаты. Однако перед лицом новой политической логики, масштаба политического развития китайского общества, китайской политологии необходим еще больший прогресс, на развитие страны китайской политологии необходимо откликнуться активной теорией.
Литература
1. Ян Хайцзяо, Цзи Гуан. «Чжунго чжэнчжисюе саньши нянь» (Тридцатилетняя политология Китая) // Шаньдун шэхуйкэсюе. — 2008. —№7. — С. 23.
2. Ся Шучжан. «Синчжэнгуаньлисюе» (Административная управленческая наука). — Гуанчжоу. Чжуншаньдасюе чубаньшэ. — 2008; Си Цяоцзюань. «Чжунго синчжэнсюе» (Административная наука Китая). — Пекин. Бэйцзинлигундасюечубаньшэ. — 2004; Синь Чуаньхай. «Чжунго синчжэнтичжи гайгэ гайлунь» (Общее положение о реформе административной системы Китая)
— Пекин. Чжунгодуйвайцзинцзимаои чубаньшэ. — 2006 и т.д.
3. Цзянсу шэхуйкэсюэ, Кэсюэ шэхуйчжуи, Гоцзи вэньти яньцзю, Дандайшицзе юй шэхуй-чжуи, Таньсо юй чжэнмин, Дуннань сюешу и т.д.
4. Ван Пуцюй. «Boro чжэнчжисюефачжань эрши нянь хуйгу юй чжаньван» (Смотреть в прошлое и будущее: двадцатилетнее развитие политологии нашей страны) // Сисян чжэнчжи цзяоюй даокань. — 1998. — №2, — С. 39.
5. Ся Линсян. «Лунь чжунгожэнь дэ чжэнчжи цзячжигуань» (Концепция о политической ценности китайцев) // Нэймэнгунуне дасюе сюебао. — 2003. — №. 3. — С. 32-34.; Ли Куй. «Гайгэ-кайфан илай чжунго чжэнчжи цзячжибяньцянь яньцзю» (Исследование о переменах политической ценности Китая со времени реформ и открытости). — Пекин. Чжунго шэхуйкэсюе чубаньшэ.
— 2010; Чжан Сяолин, Ян Лифэн. «Цзыючжуи юй цзячжидоюаньлунь» (Либерализм и плюра-
лизм ценности). — Наньцзин. Цзянсужэньминь чубаньшэ. — 2006; Лю Юй «Мииьчжу дэ сицзе» (Подробность о демократии). — Шанхай. Шанхай саньляньшудянь. — 2009.
6. Ван Цзэин. «Boro чжэнчжи луньлисюе юаньцзюдэ хуйсуюйцяньчжань» (Вспоминать и смотреть в будущее о исследовании политической этики Китая.) http://ethics.hunnu.edu.cn/ Article/ShowArticle.asp?ArticleID=228; У Чукэ. «Чжунго бяньцзянчжэнчэисюе» (Политология приграничных районов Китая). — Пекин. Чжунянминьцзу дасюе чубаньшэ. — 2005; Ху Дачэн. «Цзинча чжэнчжнсюе — цзпнча дэ чжэнчжи фэньси» (Политические аспекты деятельности полиции — политическая анализ по милиции). — Наньцзин. Наньцзиндасюе чубаньшэ. — 2004; Лю Цундэ. «Диюань чжэнчжисюе даолунь» (Введение о политологии территорий). — Пекин. Чжунго жэньминь дасюе чубаньшэ. — 2010.
7. Ван хунин. «Чжунго чжэнчжисюе дэ яньцзю синьцюйши: 1980-1986» (Новая тенденция исследования политологии Китая: 1980-1986 гг.) // Чжэнчжисюе яньцзю. — 1987. — № 4. — С. 49.
8. Ян Хайцзяо, Цзи Гуан. «Чжунго чжэнчжисюе саньши нянь» (Тридцатилетняя политология Китая) // Шаньдун шэхуйкэсюе. — 2008. — №7. — С. 26.
9. Ян Лун, Хань Сюй. «Майсян эршнп шицзидэ чжунго чжэнчжисюе: фачжаньчжун дэ цзигэ вэньти» (Китайская политология, шагающая к 21 веку: некоторые вопросы в ходе развития) // Чжэнчжисюе яньцзю. — 1998. —№1. — С. 9-10.
10. Ян Лун, Хань Сюй. «Майсян эршии шицзидэ чжунго чжэнчжисюе: фачжаньчжун дэ цзигэ вэньти» (Китайская политология, шагающая к 21 веку: некоторые вопросы в ходе развития) // Чжэнчжисюе яньцзю. — 1998. —№1. — С.5.
11. Ян Хайцзяо, Цзи Гуан. «Чжунго чжэнчжисюе саньши нянь» (Тридцатилетняя политология Китая) II Шаньдун шэхуйкэсюе. — 2008. — №7. — С. 30.
12. «Чжунго гаосяо чжэсюе шэхуйкэсюе фачжань баогао: 2006» (Доклад о развитии фило-софско-общественной науки вузов Китая: 2006). — Пекин: Гаодэнцзяоюй чубаньшэ. — 2006. — С. 140.
13. Линь Шанли. «Чжэнчжисюе юй чжэнчжи фачжань: чжунго чжэнчжисюе фачжань эрши нянь» (Политология и развитие политики: двадцатилетнее развитие политологии Китая) // Чжэнчжисюе яньцзю. — 1998. —№2, — С. 7.
14. Гань Ян. «Цзыю чжуи: гуйцзудэ хайшп ппнмпньдэ» (Либерализм: дворянский или простонародный) II Душуй. — 1991. — № 1; Цуй Чжиюань. «Чжпду чуанспнь юй диэрцы сысян цзефан» (Инновации режима и освобождение мышления второго раза) // Эршии шицзи. — 1994.
— № 8; Ван Хуй. «Дандай чжунго дэ сысян чжуанкуан юй сяньдайсин вэньти» (Обстоятельства мышления современного Китая и вопрос о современности) II Тянья. — 1997. — №5.
15. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. politics, fudan. edu. сп/ picture/1517.pdf.
16. «Дэн Сяопин: избранное (1975-1982)». — Пекин: Издательство литературы на иностран-ныхязыках. — 1985. — Т. 2. — С. 215.
17. «Дэн Сяопин: избранное (1982-1992)». — Пекин: Издательство литературы на иностран-ныхязыках. — 1993. — Т. 3. — С. 480-481.
18. «Дэн Сяопин: избранное (1975-1982)». — Пекин: Издательство литературы на иностран-ныхязыках. — 1985. — Т. 2. — С. 160.
19. «Цзян Цзэмин вэньсюань» (Цзян Цзэмин. Избранные произведения). — Пекин: Жэньминь чубаньшэ. — 2006. —Т.2. — С. 12.
20. «Цзян Цзэмин вэньсюань» (Цзян Цзэмин. Избранные произведения). — Пекин: Жэньминь чубаньшэ. — 2006. —Т.З. — С.491.
21. Линь Шанли. «Чжэнчжисюе юй чжэнчжи фачжань: чжунго чжэнчжисюе фачжань эрши нянь» (Политология и развитие политики: двадцатилетнее развитие политологии Китая) // Чжэнчжисюе яньцзю. — 1998. —№2, — С. 7.
22. Ян Хайцзяо, Цзи Гуан. «Чжунго чжэнчжисюе саньши нянь» (Тридцатилетняя политоло-
гия Китая) // Шаньдун шэхуйкэсюе. — 2008. № 7. — С. 28. Чжао Янчань. «Гоуцзянь шэхуйчжуи хэсешэхуй Шисянь цюаньмянь цзяньшэ сяоканшэхуй мубяо» (Строительство социалистического гармоничного общества, осуществление цели всестороннего создания среднезажиточного общества) // Цзянмэнь жибао. — № 6583.
23. Ян Хайцзяо, Цзи Гуан. «Чжунго чжэнчжисюе саньши нянь» (Тридцатилетняя политология Китая) // Шаньдун шэхуйкэсюе. — 2008. —№7. — С. 28.
24. Ни Цзюеньчжи и др. «Чжэнчжисюе сюекэ цзяньшэ юй жэньцай пэйян мошн» (Создание, дисциплина политологии и модель подготовки специалистов) // Ганьсу чжэнфа чэнжэнь цзяоюй-сюеюань сюебао. — 2004. — №4.
25. Хэ Сяньчжп. «Лунь гоуцзянь гаоцзн инюнсин жэньцай пэйян моши — и чжэнчжисюе юй синчжэнсюе вэйли» (О создании модели подготовки высококлассных прикладных специалистов) // Чжунго чэнжэнь цзяоюй. — 2007. —№ 15.
26. Ван Хуйянь. «Ван Хуйянь вэньцзп» (Ван Хуйянь. Сборник статей). — Пекин: Чжунго дабайкэцюаньшучубаньшэ. — 2007. —С.57.
27. Ян Лун, Хань Сюй. «Майсян эршии шицзидэ чжунго чжэнчжисюе: фачжаньчжундэ цзигэ вэньти» (Китайская политология, шагающая к 21 веку: некоторые вопросы в ходе развития) // Чжэнчжисюе яньцзю. — 1998. — №1. — С.9.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Чжао Мэн, аспирантка, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Zhao Meng, post-graduate student, gogical State University
Moscow Peda-
Научные интересы: исследование развития политических преобразований КНР и развития политологии Китая в годы реформ (1978 — н. вр.), анализ их взаимоотношения и взаимовлияния
Scientific interests: research of development of political transformations of the Peoples Republic of China and development of political science of China in days of reforms (1978 — n.t.), the analysis of their mutual relation and mutual influence