Научная статья на тему 'Развитие современной внешней политики кнр'

Развитие современной внешней политики кнр Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7641
1192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ / ДИПЛОМАТИЯ РАЗВТИЯ / FOREIGN POLICY OF CHINA / EVOLUTIONARY APPROACH / MULTILATERAL DIPLOMACY / DEVELOPMENT DIPLOMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ю Хань

В статье рассматривается развитие внешней политики Китая с периода модернизации (политика Дэн Сяопина) и по настоящее время, когда к власти пришел Си Цзиньпин, представляющий пятое поколение руководителей КНР. Каждый новый этап развития внешнеполитической стратегии КНР характеризуется, как преемственностью, так и новыми концептуальными положениями. Поэтому эволюционный подход к рассмотрению развития современной внешней политики КНР способствует лучшему пониманию и помогает в прогнозировании дальнейших изменений внешней политики Китая. В современной внешней политике обеспечение мирной международной обстановки является приоритетом для КНР. Конкретными проявлениями этого являются многосторонняя дипломатия и дипломатия развития. Китай активно принимает участие в различных международных организациях, как глобального уровня (ООН), так и регионального (ШОС), что способствует повышению его международного авторитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of modern China''s foreign policy

The article discusses the development of China's foreign policy from the the period of modernization (Deng Xiaoping's policies) to the present day, it came to power Xi Jinping, representing the fifth generation of Chinese leaders. Each new stage of development of China's foreign policy strategy is characterized as continuity, and new conceptual provisions. Therefore, the evolutionary approach to considering the development of modern China's foreign policy contributes to a better understanding and helps in predicting the future changes of China's foreign policy. In modern foreign policy of ensuring peaceful international environment is a priority for the PRC. Specific manifestations of this priority are the multilateral diplomacy and development diplomacy. China actively participates in various international organizations such as the global level (UN), and the regional level(SCO), thereby increasing its international prestige.

Текст научной работы на тему «Развитие современной внешней политики кнр»

DOI 10.5862/JHSS.239.10 УДК 332

Ю Хань

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР

В статье рассмотрено развитие внешней политики Китая с начала 1980-х годов (период модернизации, политика Дэн Сяопина) и по настоящее время, когда к власти пришел Си Цзиньпин, представляющий пятое поколение руководителей КНР. Каждый новый этап развития внешнеполитической стратегии КНР характеризуется как преемственностью, так и новыми концептуальными положениями. Поэтому эволюционный подход к рассмотрению развития современной внешней политики КНР способствует лучшему пониманию и помогает в прогнозировании дальнейших изменений внешней политики Китая. В современной внешней политике приоритетом для КНР является обеспечение мирной международной обстановки. Конкретные проявления этого — многосторонняя дипломатия и дипломатия развития. Китай принимает активное участие в различных международных организациях, как глобального уровня (ООН), так и регионального (ШОС), что способствует повышению его международного авторитета.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ; ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД; МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ; ДИПЛОМАТИЯ РАЗВИТИЯ.

В настоящее время Китай является важным политическим партнером России и играет значительную роль во многих ключевых вопросах глобального характера. В 2013 году председателем КНР стал Си Цзиньпин, чье руководство отмечено активной внешней политикой.

С момента образования КНР развитие внешней политики страны прошло несколько стадий. Под руководством Дэн Сяопина (его обычно относят к так называемому второму поколению руководителей) Китай предстал на международной арене с новым внешнеполитическим имиджем, который кардинально отличался от предыдущего, определявшегося именем Мао Цзэдуна. Поэтому современную внешнюю политику КНР следует рассматривать с периода реформаторской деятельности Дэн Сяопина.

Каждый из последующих руководителей выдвигал свою концепцию, но сохранялась определенная преемственность как внутренней, так и внешней политики. Однако на каждом новом этапе развития внешнеполитической стратегии КНР появлялись и новые подходы к анализу международной жизни. Поэтому эволюционный подход к рассмотрению развития современной внешней политики КНР

способствует лучшему пониманию и помогает в прогнозировании дальнейших изменений внешней политики Китая. Кроме того, чтобы глубоко и всесторонне исследовать основные концептуальные положения китайской внешней политики, представляется очень важным использовать метод сравнения и исторической реминисценции.

Теоретические концепции внешней политики КНР

Период руководства Дэн Сяопина (1980—1989). В 1980 году к власти в Китае пришел Дэн Сяопин. Главная концепция КНР «политика определяет все сферы жизни», предложенная Мао Цзэдуном в 1958 году, была заменена концепцией «экономика определяет все сферы жизни». Как результат, резко изменилась линия поведения КНР в международной жизни: Дэн Сяопин отказался от внешнеполитической практики «экспорта революции» в страны третьего мира.

В 1982 году на XII Всекитайском съезде КПК была сформулирована основная идея концепции «независимой и самостоятельной внешней политики» [1], в которой четко было сказано, что мирная политика означает необходимость поддержания мирной обстановки

для обеспечения экономического развития КНР. Впоследствии данные принципы были включены в Конституцию КНР 1982 года: «Китай последовательно проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, твердо придерживается пяти принципов — взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования» [2].

В целом внешняя политика Китая в период руководства Дэн Сяопина отражает важные реалистические подходы к роли КНР в мире. Поэтому были сформулированы следующие тезисы: «политика должна быть прагматичной» и «мир и развитие — в центре внимания». После развала социалистической системы в Европе и распада СССР в Китае, как и во многих других странах, сложилась нестабильная политическая ситуация. В этот период Дэн Сяопин заявил: «Китай не претендует на статус преемника СССР в руководстве мировым социалистическим движением. Китай не собирается быть лидером как в мире социализма, так и среди развивающихся стран. Мы должны в своей внешней политике исходить из прагматических соображений пользы для китайского народа. Не в интересах Китая становиться гегемоном и мировым лидером. Китай не заинтересован в участии в каких-либо политических союзах, что может привести к вмешательству во внутренние дела других стран. Самое важное для Китая — это развитие экономики» [3].

Хотя, по словам Дэн Сяопина, Китай не собирался становиться лидером, это не означало, что Китай не планировал принимать участие в международных делах. 28 апреля 1992 года во время разговора с товарищами по партии по вопросам развития Китая Дэн Сяопин заявил: «Мы должны следовать курсу „Ш^ШШ" („не высовывать голову и скрывать во тьме свои возможности") в течение нескольких лет, чтобы стать значимой политической силой. В результате международный статус Китая будет совсем иной» [Там же. С. 1346].

С 1992 года международная ситуация в целом смягчилась. Новыми тенденциями развития международных отношений стали многополярность, глобализация, регионализация. Мир и развитие стали главными темами того

времени. Однако менталитет холодной войны сохранялся, что отразилось в локальных конфликтах, в основе которых лежали этнические, религиозные и территориальные проблемы.

Период правления Цзян Цзэминя (1992—2003). В 1997 году председатель КНР Цзян Цзэминь в своем выступлении на XV Всекитайском съезде КПК отметил: «Китай будет придерживаться внешнеполитической стратегии Дэн Сяопина, т. е. твердо придерживаться мирного курса, курса самостоятельности и независимости внешней политики... борьбы против гегемонизма и защиты мира во всем мире; .не будет участвовать в политических союзах, в гонке вооружений; не будет заниматься военной экспансией; ...будет мирно развивать отношения с соседними странами, укреплять сотрудничество с развивающимися странами» [4].

31 июля 2002 года китайская делегация во время регионального форума АСЕАН на уровне министров иностранных дел представила вниманию его участников Документ о позиции КНР по новой концепции безопасности [5]. Согласно документу, новой концепцией безопасности Китая стало «стремление к обеспечению всеобщей безопасности путем взаимовыгодного сотрудничества на основе отказа от односторонней безопасности». В новой концепции безопасности подчеркивалось, что события 11 сентября 2001 года свидетельствуют о том, что в области безопасности в современном мире наметилась тенденция многообразия и глобализации. В новом взгляде на безопасность, по сути, тесно объединились национальная безопасность и международная безопасность, оказались связанными и взаимообусловленными угрозы национальной безопасности КНР и глобальные угрозы [6].

В ноябре 2002 года Цзян Цзэминь заявил, что целью внешней политики Китая являются «защита мира во всем мире и содействие совместному развитию». Он подчеркнул, что в области экономики необходимо развиваться совместно с другими странами; по проблемам безопасности — продвигать «новую концепцию безопасности», основанную на равенстве, взаимном доверии, взаимной выгоде и взаимодействии [7].

Период руководства Ху Цзиньтао (2003—2013). Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту председателя КНР в 2003 году. Основой полити-

ческой стратегии администрации Ху Цзиньтао на последующие 10 лет стали такие положения: «гармоничное общество» во внутренней политике; «мирное развитие» во внешней политике.

Кроме того, был выдвинут внешнеполитический тезис «мирное возвышение», впервые озвученный вице-ректором Центральной школы КПК Джэн Бидиан в 2003 году на Боа-оском азиатском форуме [8]. В том же году во время официального визита в США премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао впервые изложил эту доктрину на государственном уровне в своем выступлении в Гарвардском университете. По его словам, Китай является развивающейся страной, развитие которой в основном зависит от собственной инновационной системы, от внутреннего рынка [9], так что «мирное возвышение» не будет мешать другим государствам или представлять для кого-то угрозу.

Впоследствии председатель КНР Ху Цзинь-тао также неоднократно упоминал о курсе «мирного возвышения». Во избежание двойственных трактовок термина в западных СМИ (усматривался некий намек на «китайскую угрозу») со второго полугодия 2004 года тезис внешней политики «мирное возвышение» был заменен на «мирное развитие».

В 2007 году Ху Цзиньтао повторно упомянул о концепции «мирное развитие» на

XVII Всекитайском съезде КПК. В 2011 году пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала Белую книгу «Мирное развитие Китая». Белая книга подразделяется на пять частей, в которых изложены теоретические предпосылки идеи мирного пути развития Китая, общие цели его мирного развития, стратегия внешней политики мирного развития страны, неизбежный выбор мирного развития Китая и мировое значение мирного развития [10].

Период руководства Си Цзиньпина (2013 — настоящее время). В ноябре 2012 года состоялся

XVIII съезд КПК в Пекине, который широко освещался в мировых СМИ, так как произошла смена поколений руководителей, а потому было важно понять, какие новые идеи будут положены в основу внешнеполитической линии КНР, что придет на смену «политике возвышения». В результате к власти пришло так называемое пятое поколение руководителей во главе с Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином.

В своем выступлении на заключительном заседании Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва в 2013 году Си Цзиньпин упомянул о «китайской мечте». По его словам, «китайская мечта» позволит Китаю реализовать следующее: «...Достичь целей всеобъемлющего построения среднезажиточного общества; стать социалистической страной, процветающей, демократической, цивилизованной и гармоничной; реализовать великое возрождение китайского национального сознания. Именно осуществить мечты превращения Китая в богатое и сильное государство, энергичное развитие китайской нации и создание счастливой жизни для народа» [11].

Характеризуя данную концепцию, важно подчеркнуть, что она включает в себя задачи как внутренней, так и внешней политики. «Китайская мечта» имеет высокую значимость в новую эпоху руководства Си Цзиньпина, так как существует преемственность принципов, заложенных в идее «мирного развития». В докладе на XVIII съезде КПК было заявлено, что Китай будет твердо придерживаться курса мирного развития, курса самостоятельности и независимости внешней политики. Мирное развитие и взаимовыгодное сотрудничество являются важными тенденциями развития внешней политики Китая.

Реакция на внешнюю политику Китая

Возрастание роли Китая благодаря реформам Дэн Сяопина в конце 1970-х — начале 1980-х годов сделало китайцев более уверенными в международных делах, определило успех китайских внешнеполитических и внешнеэкономических действий в различных регионах мира. Поэтому вполне ожидаемой стала реакция западных стран, прежде всего США и Японии, которая в 1990-х годах была сформулирована в СМИ как «китайская угроза».

В понятии «китайская угроза» содержится опасение западных стран относительно быстрых темпов развития китайской экономики. Многие ученые, рассматривая внешнюю политику КНР, весьма неоднозначно оценивают политику «реализма и прагматизма», предложенную Дэн Сяопином. Некоторые исследователи считают, что внешняя стратегия Китая направлена на долгосрочную скрытую цель, для осуществления которой на данный момент

китайцы не имеют достаточных сил и средств. В 1990 году в Японии была опубликована статья «Китай — потенциальный противник», что положило начало распространению понятия «китайская угроза». Впоследствии американские аналитики предпринимали попытки аргументации данной позиции с точки зрения идеологии, государственного строя и культуры Китая. В 1992 году вышла в свет статья директора азиатской программы Научно-исследовательского института внешней политики Р. Манро «Пробуждение дракона: реальная угроза Азии из Китая», а в 1993 году — статья профессора Гарвардского университета С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?» [См.: 12]. Фактически речь шла о новом глобальном противнике, что потребовало соответствующих экспертных проработок позиций Запада по отношению к Китаю. Данная тема получила свое развитие после кризиса в Тайваньском проливе (1995—1996 гг.), когда началась дискуссия о китайской внешней политике, особенно в США, и понятие «китайская угроза» стало быстро распространяться как главное определение китайской политики на Западе. Третья волна повышенного интереса к данной теме поднялась на фоне Азиатского финансового кризиса в 1998—1999 годах в связи с быстрым возрастанием экономического влияния Китая.

Однако если глубоко проанализировать основные темы политики «реализма и прагматизма», то становится очевидным, что они не получили должного развития в стратегии внешней политики Китая. Так, например, даже в «Хрестоматии Дэн Сяопина» и других китайских государственных документах с 1982 года по настоящее время эти идеи не встречаются.

К сожалению, и в современных условиях, когда в основе внешней политики КНР лежит миролюбивая идея «китайской мечты», продолжается обсуждение «китайской угрозы», которая в настоящее время уже рассматривается как многофакторная (например, продовольственная угроза, экологическая угроза и т. д.).

В ответ на западные размышления о «китайской угрозе» в китайском экспертном сообществе обосновывается тезис о том, что Китай не повторит опыт развития Японии и Германии перед Второй мировой войной, когда эти страны сначала развивали свою экономику и военные силы, а потом сочли необходимым

изменить мировой порядок военным путем [13, с. 15]. Китайские теоретики считают, что Китай не попадет в так называемую «ловушку Фукидида». Смысл этого термина состоит в следующем: растущая держава бросает вызов правящим государствам, поскольку существующий миропорядок не в полной мере отражает силу, статус и интересы этой растущей державы. Поэтому растущая держава требует изменения статуса-кво для создания нового миропорядка в свою пользу, что в итоге неизбежно приводит к международному конфликту и глобальным потерям растущей державы.

Согласно китайскому взгляду на «возвышение» страны в мировом масштабе, этот путь возвышения был пройден не для того, чтобы стать мировой супердержавой, а для подтверждения своего исторического статуса великой страны. Для китайцев Китай всегда являлся центром мира и мировой державой, так как Китай соответствует большинству критериев мировых держав: по территориальному признаку и численности населения его можно отнести к мировой державе. В историческом плане, в плане традиций и культуры Китай относится к наиболее древним и сохранившимся по настоящее время цивилизациям. В военном отношении Китай является ядерной державой и имеет одну из крупнейших по численности армий мира. В политике КНР является одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН [Там же]. Единственным минусом китайского величия был низкий уровень экономики, но в течение последних 30 лет данный недостаток устранен. Таким образом, возвышение Китая представляет собой нетрадиционную модель. Пекин удовлетворен своим статусом и влиянием, что является важным моментом для сохранения мирового статус-кво.

В противовес теории «китайской угрозы», популярной за рубежом, в самом Китае некоторые ученые и журналисты, наоборот, критикуют внешнюю политику КНР за слабость. Идет непрерывная дискуссия в научных кругах Китая о текущем направлении внешней политики страны. Так, профессор Пекинского университета Вань Цзисы считает, что, когда в США приступили к реализации политики «возвращения в АТР», а Европа, Индия и Россия «повернули на Восток», Китай должен был не только сосредотачивать свое внимание на прибрежной

территории, на традиционных конкурентах и партнерах, но и активно реализовывать политическую стратегию направленности «на Запад» [14]. В свою очередь, известнейший политолог профессор Цинхуаского университета Янь Сю-етун настаивает на той точке зрения, что Китаю пора отказаться от политики неприсоединения к различным политическим союзам. Он много пишет о том, что «Китаю следует задуматься об изменении отношения к „стратегии неприсоединения"» [15]. Например, в 2013 году Янь Сюетун заявил: «На сегодняшней день Китай будет создавать для себя большее количество проблем в плане международной безопасности, если не откажется от политики неприсоединения» [16]. Данные идеи нашли живой отклик в научных кругах и СМИ Китая.

Особенность современной внешней политики КНР

В современной внешней политике КНР обеспечение мирной международной обстановки всегда является приоритетом. Хотя китайская внешняя политика в целом не претерпела принципиальных изменений, она продолжает развиваться, обогащаясь новыми идеями. Важная особенность современной внешней политики КНР — преемственность, признаками которой являются многосторонняя дипломатия и дипломатия развития.

Многосторонняя дипломатия. Китай является членом главных региональных организаций, в том числе АТЭС, Восточноазиатского саммита, Азиатско-тихоокеанского совета сотрудничества по безопасности, АСЕМ и др. В Северо-Восточной Азии КНР активно содействует в проведении шестисторонних переговоров по проблемам безопасности Корейского полуострова; в Юго-Восточной Азии Китай создал диалог АСЕАН — Китай, активно принимает участие в АСЕАН + 3 (КНР, Япония, Республика Корея) и АСЕАН + 6 (Япония, Китай, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия); в Центральной Азии Китай через ШОС укрепляет сотрудничество в сфере безопасности и экономики, способствует стабильности и развитию в Центрально-Азиатском регионе.

Для всего континента Евразии в целом и для регионов вблизи от Индийского океана была выдвинута концепция «Один пояс и один путь», в которой объединены две концепции:

«экономический пояс» Шелкового пути и морской Шелковый путь. По сути, данная концепция предоставит Китаю новый рынок для экспорта товаров и одновременно будет стимулировать экономическое развитие стран и регионов вдоль «пояса», что в итоге будет способствовать процветанию и стабильности в данном регионе [17].

Китайское правительство считает экономическую модель Зона свободной торговли (ЗСТ) новой платформой для дальнейшего открытия страны и ускорения внутренних реформ. Данная платформа является эффективным подходом к интеграции в мировую экономику, укрепляет экономическое сотрудничество с другими странами, а также, в частности, служит важным дополнением в рамках многосторонней торговой системы. Китай выступил инициатором заключения 19 соглашений в рамках ЗСТ, 14 из них уже подписаны [18]. В конце 2013 года с учетом концептуальной политической идеи «мирное развитие и взаимовыгодное сотрудничество» председатель КНР Си Цзиньпин предложил создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с целью содействия развитию и экономической интеграции Азиатского региона, стимулирования финансового сотрудничества. Инвестиции банка должны быть направлены на инфраструктурные проекты в Азии. 29 июня 2015 года представители 57 стран подписали в Пекине Соглашение о создании АБИИ. По долям капитала крупнейшими владельцами голосов в АБИИ стали КНР, Индия и РФ [19]. Создание АБИИ — важный шаг Китая в рамках модернизации международной экономической системы.

На международной политической арене Китай является одной из важнейших стран. Он принимает участие в различных политических форматах, таких как БРИКС и «Большая двадцатка». Более того, Пекин активно участвует в делах ООН, в том числе и путем отправки миротворческих сил, им сформулированы четкие позиции по вопросу реформирования ООН.

Необходимо особо отметить заявленные председателем Китая Си Цзиньпином на Ген-ассамблее ООН 28 сентября 2015 года три инициативы в поддержку ООН:

• Китай создаст Фонд мира и развития Китая под эгидой ООН с бюджетом в 1 млрд долларов сроком на 10 лет;

• Китай создаст постоянный контингент в составе 8 тыс. миротворцев для миротворческих операций ООН;

• в ближайшие 5 лет Китай выделит Африканскому союзу 100 млн долларов в качестве бесплатной военной помощи [20].

Дипломатия развития. Начиная с политической линии Дэн Сяопина и по настоящее время Китай уделяет большое внимание вопросам развития своей дипломатии. КНР поддерживает ООН и другие международные организации, обращающие значительное внимание на вопросы развития; активно принимает участие в конференциях ООН по вопросам развития; содействует осуществлению Целей развития тысячелетия; оказывает различную помощь развивающимся странам и регионам, помогая решать в том числе долговые проблемы; принимает активное участие в «Проектах развития субрегиона бассейна реки Меконг» и в других международных и региональных программах по развитию.

Подводя итог рассмотрению основных этапов эволюционного развития внешнеполитической доктрины КНР, важно отметить, что основополагающим моментом в этом вопросе стала модернизационная концепция Дэн Сяопина, которая определила новые ориентиры в управлении Китайским государством. Была сформулирована идея «независимой и самостоятельной внешней политики», основной целью которой стало ускоренное экономическое развитие Китая. Фактически страна отказалась от экспансионистских идей Мао Цзэдуна и пошла по пути прагматической политики повышения внешнеэкономического значения Китая в мировом масштабе. Последующие руководители КНР выдвигали свои концепции, которые углубляли и эффективно развивали основопо-

лагающие принципы Дэн Сяопина. Так, третье поколение руководителей во главе с Цзян Цзэминем в основу своей политики положило доктрину «новой системы безопасности», что нашло продолжение в политической линии Ху Цзиньтао (четвертое поколение руководителей КНР), предложившего рассматривать безопасность КНР в прямой зависимости от принципов «мирного развития». Особое внимание заслуживает современная внешнеполитическая линия КНР, которая определяется понятием «китайская мечта», что подразумевает в трактовке нынешнего руководителя — Си Цзиньпи-на — необходимость такой внешней политики Китая, которая не только способствовала бы повышению авторитета страны в мире, но и дала бы возможность значительно повлиять на подъем жизненного уровня китайского народа.

Однако надо признать, что активная внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность КНР вызывает далеко не однозначные оценки в зарубежных СМИ. Постоянно тиражируется идея о «китайской угрозе», что, по мнению китайских специалистов, не соответствует действительности, потому что в современной внешней политике для КНР остается приоритетом обеспечение мирной международной обстановки. Конкретные проявления этого — многосторонняя дипломатия и дипломатия развития. Китай активно участвует в различных международных организациях, выдвигает инициативы о формировании подобных организаций и международных фондов.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что прагматичная миролюбивая внешняя политика КНР, определяемая моделью преемственности идей Дэн Сяопина, направлена прежде всего на обеспечение благосостояния китайского народа, что и нашло отражение в современной многофакторной доктрине «китайской мечты».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вступительная речь Дэн Сяопина на XII Всекитайском съезде КПК. (Кит.). URL: http://cpc. people.com.cn/GB/64162/64168/64565/65448/442949 5.html (дата обращения: 08.09.2015).

2. Конституция КНР 1982 г. Преамбула. Принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г. (Кит.)

3. (1975-1997) [Хроника Дэн Сяопина (1975-1997)]. Пекин, 2004. 1383 с.

4. Доклад Цзян Цзэминя на XV Всекитайском съезде КПК. (Кит.). URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64568/65445/4526285.html (дата обращения: 03.09.2015).

5. Документ о позиции КНР по новой концепции безопасности. (Кит.). URL: http://www.mfa.gov.cn/chn// pds/ziliao/tytj/t4549.htm (дата обращения: 11.10.2015).

6. Китайская делегация представляет на региональный форум АСЕАН Документ о позиции КНР по новой концепции безопасности. URL: http://russian. china.org.cn/news/txt/2002-08/02/content_2038188. htm (дата обращения: 02.09.2015).

7. Доклад Цзян Цзэминя на XVI Всекитайском съезде КПК. (Кит.). URL: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64569/65444/4429125.html (дата обращения: 13.09.2015).

8.

[Джэн Бидиан. Новый путь китайского «мирного возвышения» и азиатское будущее]. (Кит.). URL: http://news.xinhuanet.com/newscenter/2003-11/24/ content_1195240.htm (дата обращения: 14.09.2015).

9. Remarks ofChinese Premier Wen Jiabao: "Turning Your Eyes to China". URL: http://news.harvard.edu/ gazette/2003/12.11/10-wenspeech.html (дата обращения: 14.09.2015).

10. e^«tai«»». t^AKÄwa

Ш^К [Белая книга «Мирное развитие Китая». Госсовет КНР]. (Кит.). 6 сент. 2011. URL: http://www.scio.gov. cn/zfbps/ndhf/2011/Document/1000032/1000032_1. htm (дата обращения: 13.09.2015).

11. --^ШАА^^^ШЙ^^ШЙ [Китайская мечта, мечта народа. Выступление Си Цзиньпина на заключительном заседании ВСНП 12-го созыва]. (Кит.). URL: http://lianghui.people.com.cn/2013npc/n/2013/0317/ c357183-20816399.html (дата обращения: 22.09.2015).

12. шш. ta^i ^»шш-^т//^

Ш! [Томохидэ Мураи. Китай — потенциальный про-

тивник] // Сёгун. 1900. № 5. (Яп.); Ross H. Munro. Awakening Dragon-The Real Danger in Asia is from China // Policy review Fall 1992. P. 10-17; Huntington S. The Clash of Civilizations? Foreign affairs. 1993. No. 3.

13.

[Чу Шулун, Цзинь Вэй. Дипломатическая стратегия и политика КНР]. (Кит.). Пекин, 2008.

14. штштш// ^

i^Bifß. [Вань Цзисы. «На Запад», сбалансированная геостратегия Китая // Глобал Таймс]. (Кит.). 17.12.2012.

^ 15. ram ta^^mrn'^wrn //

ШИШ^ [Янь Сюетун. Китаю следует задуматься об изменении отношения к стратегии неприсоединения // Таймс обороны]. (Кит.). 08.06.2011.

16. rarntaio //

taS^^T'J [Янь Сюетун. Через 10 лет Китай станет сверхдержавой // Эконом. еженед. Китая]. (Кит.). URL: http://qh.people.com.cn/n/2013/1112/c346875-19896116-2.html (дата обращения: 20.09.2015).

17. «Один пояс и один путь» стимулирует создание нового глобального геополитического и экономического порядка. URL: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2015-04/29/content_35449612.htm (дата обращения: 08.09.2015).

18. China FTA network. URL: http://fta.mofcom. gov.cn/english/index.shtml (дата обращения: 19.09.2015).

19. КНР, Индия и РФ стали крупнейшими акционерами Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. URL: http://ekd.me/2015/06/abii-shares (дата обращения: 25.09.2015).

20. Си Цзиньпин на Генассамблее ООН призвал мир к взаимовыигрышному сотрудничеству. URL: http://ria.ru/world/20150928/1288938872.html (дата обращения: 08.09.2015).

Ю Хань — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9 e-mail: [email protected]

You Han

DEVELOPMENT OF MODERN CHINA'S FOREIGN POLICY

The article discusses the development of China's foreign policy from the the period of modernization (Deng Xiaoping's policies) to the present day, it came to power Xi Jinping, representing the fifth generation of Chinese leaders. Each new stage of development of China's foreign policy strategy is characterized

as continuity, and new conceptual provisions. Therefore, the evolutionary approach to considering the development of modern China's foreign policy contributes to a better understanding and helps in predicting the future changes of China's foreign policy. In modern foreign policy of ensuring peaceful international environment is a priority for the PRC. Specific manifestations of this priority are the multilateral diplomacy and development diplomacy. China actively participates in various international organizations such as the global level (UN), and the regional level(SCO), thereby increasing its international prestige.

FOREIGN POLICY OF CHINA; EVOLUTIONARY APPROACH; MULTILATERAL DIPLOMACY; DEVELOPMENT DIPLOMACY.

REFERENCES

K^^M. (Chin.). Available at: http://cpc.people.com. cn/GB/64162/64168/64565/65448/4429495.html (accessed 08.09.2015).

2. [The Constitution of the PRC 1982].

3. m/hWÜ (1975-1997). }±. Pekin, 2004. 1383 p. (Chin.)

4.

Kiß^. (Chin.). Available at: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64568/65445/4526285.html (accessed 03.09.2015).

5. (Chin.). Available at: http://www.mfa.gov.cn/chn//pds/ziliao/tytj/ t4549.htm (accessed 11.10.2015).

6. Kitayskaya delegatsiya predstavlyaet na regio-nal'nyy forum ASEAN dokument o pozitsii KNR po no-voy kontseptsii bezopasnosti. Available at: http://russian. china.org.cn/news/txt/2002-08/02/content_2038188. htm (accessed 02.09.2015).

7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kiß^. (Chin.). Available at: http://cpc.people.com.cn/ GB/64162/64168/64569/65444/4429125.html (accessed 13.09.2015).

8.

(Chin.). Available at: http://news.xinhuanet.com/newscenter/ 2003-11/24/content_1195240.htm (accessed 14.09.2015).

9. Remarks of Chinese Premier Wen Jiabao: "Turning Your Eyes to China". Available at: http://news. harvard.edu/gazette/2003/12.11/10-wenspeech.html (accessed 14.09.2015).

10. t^AK^waa

^K. (Chin.). 2011. Sept. 6. Available at: http://www.scio. gov.cn/zfbps/ndhf/2011/Document/1000032/1000032_1. htm (accessed 13.09.2015).

М^ШЛ^&^ШШЖ^Й. (Chin.). Available at: http://lianghui.people.com.en/2013npc/n/2013/0317/ c357183-20816399.html (accessed 22.09.2015).

12. ta^i ^»шш-^т//^

Ш"! Segun, 1900, no. 5 (Jap.); Ross H. Munro. Awakening Dragon-The Real Danger in Asia is from China. Policy review. Fall 1992, pp. 10-17; Huntington S. The Clash of Civilizations? Foreign affairs. Summer 1993, no. 3.

13.

Pekin, 2008. (Chin.)

14. гш.

Global Tayms. 17.12.2012. (Chin.)

15. ram

ШШШ. Tayms oborony. 08.06.2011. (Chin.)

16. rarntaio //

taS^^fJ. Economic weekly China. Available at: http://qh.people.com.cn/n/2013/1112/c346875-19896116-2. html (accessed 20.09.2015).

17. "Odin poyas i odin put' " stimuliruet sozdaniye novogo global'nogo geopoliticheskogo i ekonomichesko-go poryadka. Available at: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2015-04/29/content_35449612.htm (accessed 08.09.2015).

18. China FTA network. Available at: http://fta. mofcom.gov.cn/english/index.shtml (accessed 19.09.2015).

19. KNR, Indiya i RF stali krupneyshimi aktsio-nerami Aziatskogo banka infrastrukturnykh investitsiy. Available at: http://ekd.me/2015/06/abii-shares (accessed 25.09.2015).

20. Si Tszin'pin na GA OON prizval mir k vza-imovyigryshnomu sotrudnichestvu. Available at: http:// ria.ru/world/20150928/1288938872.html (accessed 08.09.2015).

YOU Han — St. Petersburg State University. Universitetskaya nab., 7—9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.