Научная статья на тему '2009. 01. 039. Чжан И. Политические позиции среднего класса в современном Китае. Чжан И. Данцянь чжунго чжунчан цзецзи ды чжэнчжи тайду // чжунго шэхуй кэсюэ. - Пекин, 2008. - № 2. - С. 117-131, 207. - кит. Яз'

2009. 01. 039. Чжан И. Политические позиции среднего класса в современном Китае. Чжан И. Данцянь чжунго чжунчан цзецзи ды чжэнчжи тайду // чжунго шэхуй кэсюэ. - Пекин, 2008. - № 2. - С. 117-131, 207. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ КНР / СРЕДНИЙ КЛАСС КНР СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 039. Чжан И. Политические позиции среднего класса в современном Китае. Чжан И. Данцянь чжунго чжунчан цзецзи ды чжэнчжи тайду // чжунго шэхуй кэсюэ. - Пекин, 2008. - № 2. - С. 117-131, 207. - кит. Яз»

2009.01.039. ЧЖАН И. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ.

ЧЖАН И. Данцянь чжунго чжунчан цзецзи ды чжэнчжи тайду // Чжунго шэхуй кэсюэ. - Пекин, 2008. - № 2. - С. 117-131, 207. -Кит. яз.

Автор, научный сотрудник Института народонаселения и экономики труда АОН Китая, пишет, что в последнее время изучение среднего класса, или, согласно принятой китайскими учеными терминологии, «средних социальных слоев», стало важной темой социологических исследований. Подавляющее большинство китайских ученых считают, что средний класс является основой социальной стабильности в будущем Китае.

Изучение отдельных исторических периодов показывает, что в разной обстановке роль среднего класса в сохранении стабильности в обществе может проявляться по-разному. Во множестве работ рассматривается процесс политических перемен, происходивших в 80-е годы ХХ в. в странах Восточной Европы, но в очень немногих из них обращается внимание на связь между формированием среднего класса и крахом социализма. Между тем анализ ситуации позволяет обнаружить, что увеличение количества людей, относящихся к среднему классу, и их превращение в политическую оппозицию привели к появлению у среднего класса возможности мобилизовать достаточные силы в обществе для выступления против существующей системы.

Достигнутые Китаем невиданные успехи в проведении экономических реформ и высокие темпы экономического роста сопровождаются быстрым увеличением средних социальных слоев, а получение высшего образования готовит для все возрастающего количества представителей этих слоев возможность их превращения в «резерв китайского общества».

В сложившихся условиях изучение политической ориентации средних социальных слоев в настоящее время и в будущем должно находиться в центре внимания китайских исследователей и рассматриваться как важная теоретическая и практическая проблема.

Автор ставит перед собой задачу найти ответ на вопросы: может ли китайский средний класс в период своего формирования выступать в роли реформатора существующей системы и возможно

ли проявление в его поведении определенного недовольства, а также попытаться выявить влияние скрытой политической позиции средних социальных слоев на социальную стабильность в будущем Китае.

Опираясь на западные теоретические разработки и учитывая китайскую специфику, автор дает свои определения среднему классу и средним социальным слоям в Китае.

«Новый средний класс» - не имеющие состояния и не занимающиеся физическим трудом наемные работники, занятые в государственных учреждениях, предприятиях и в других подобного рода организациях. Этот класс делится на специалистов-управленцев, специалистов-контролеров, специалистов широкого профиля, технических специалистов и управленцев в области применения физического труда.

«Старый средний класс» - предприниматели, обладающие определенным капиталом и использующие труд наемных работников численностью от семи и более человек, а также предприниматели, не использующие наемный труд.

Низший слой среднего класса - люди, не использующие наемный труд и работающие на себя. Представители его близки к рабочим, но имеют, в отличие от них, большую свободу в ведении своей трудовой деятельности.

Слой предпринимателей - хозяева предприятий, владеющие средствами производства или каким-либо другим имуществом и использующие наемный труд восьми и более человек, не являющихся членами семьи.

Крестьяне - держатели земель, занимающиеся ведением сельского хозяйства.

Рабочие - не владеющие средствами производства наемные работники, занимающиеся либо только физическим трудом, либо наполовину и технической работой, и контролеры в области использования физического труда.

В Китае - большой стране, развивающейся под руководством правительства, уровень доверия каждого класса и социального слоя к местной власти и степень удовлетворенности ее работой, ощущение присутствия справедливости в существующем обществе тесно связаны с психологическим состоянием всего общества.

По проведенным на основании данных Китайской общей социологической службы за 2006 г. подсчетам, на долю «старого среднего класса» приходится 14,14% от общего количества занятых в стране; на долю «нового среднего класса» - 7,77% (с. 123). Меньший в количественном отношении «новый средний класс» из-за имеющегося у его представителей превосходства в знании управления и в технических знаниях не только обладает умением управлять обществом и экономикой, но и является обладателем самого ценного в китайском обществе «человеческого капитала» -специальностью и превосходством во владении культурой производства.

В результате произведенных - исходя из трех критериев (обладание капиталом в виде средств производства или его отсутствие; наличие возможности распоряжаться другими людьми в процессе производства; обладание необходимыми техническими навыками) - приблизительных подсчетов соотношения общего количества занятых в стране и количества людей, относящихся к разным средним социальным слоям, были получены следующие данные: доля владельцев предприятий с числом наемных работников более восьми человек, обладающих довольно большим капиталом, составляет 0,52%; доля слоя мелких нанимателей, использующих труд от одного до семи человек, - 2,63%; слой работающих на себя и работников семейных предприятий - 11,51%; крестьян - 49,96%; рабочих - 30,61% (с. 123-124).

Автор солидаризуется с уже сделанными ранее выводами о более высокой активности тех, кто идентифицирует себя со средним классом или средними социальными слоями, при оценке ими всех сторон жизни современного общества, и о присущей им большей способности объяснить свою позицию при ответе на следующие вопросы: удовлетворены ли они работой местной власти, считают ли справедливым устройство современного общества, испытывают ли доверие к местной власти.

Чем выше социальный слой, к которому относит себя человек, тем сильнее у него ощущение присутствия социальной справедливости и выше уровень доверия к местной власти. В то же время необходимо учитывать возможные расхождения между самоидентификацией и действительной принадлежностью человека к определенному социальному слою, что объясняет разное психоло-

гическое восприятие людьми действительности и влияет, в числе многих других факторов, на их политическую позицию. В то же время становится ясным, что люди, идентифицирующие себя с высшими среди средних социальными слоями, играют более заметную роль в защите социальной стабильности. Любые действия власти, направленные на улучшение жизненных условий населения, всегда могут оцениваться ими положительно, поскольку и сегодня для обычных людей проблема благосостояния важнее других политических проблем.

В результате проведенных автором исследований выявилось и не замеченное ранее расхождение между ответами крестьян и ответами представителей низшего слоя «старого среднего класса» и верхнего слоя рабочего класса на вопрос: удовлетворены ли они работой властей. Последние гораздо чаще, чем крестьяне, дают на него отрицательный ответ. В то же время крестьяне более склонны, нежели представители высшего слоя «старого среднего класса» и представители «нового среднего класса», давать отрицательный ответ на вопрос о доверии к местной власти. Это явление очень мало освещается в современных исследованиях среднего класса китайскими учеными.

«Новый средний класс» по сравнению с другими классами и социальными слоями обладает критически направленным социальным сознанием и испытывает больше сомнений в правильности действий правительства и в существующем социальном строе, предъявляя, по-видимому, более серьезные требования к работе властей. Крестьяне и работники физического труда, напротив, относительно удовлетворены устройством современной социальной системы, проводимым правительством курсом и работой государственных органов.

В то же время верхний слой рабочего класса проявляет близость к позиции «нового среднего класса», выражая в своих ответах на поставленные вопросы большую по сравнению с крестьянами неудовлетворенность действиями властей и более сильное ощущение несправедливости современной социальной системы.

Являясь частью «нового среднего класса», выпускники высших учебных заведений, потерпевшие неудачу в конкурентной борьбе за рабочее место и вынужденные спуститься на уровень работников, занимающихся частично технической работой, частично

физическим трудом, также испытывают чувство неудовлетворенности существующим порядком.

Принадлежащий к «старому среднему классу» слой предпринимателей, использующих наемный труд, по своему изначальному положению наиболее близок к слою хозяев предприятий. Хотя у его представителей отсутствует достаточно сильное ощущение справедливости современного социального строя, но по степени удовлетворенности действиями властей и уровню доверия к власти они близки к слою хозяев предприятий. Если развитие рыночной экономики создает для этого социального слоя благоприятные условия для продолжения и расширения производства, накопления капитала, они могут, как и хозяева предприятий, продолжать поддерживать существующую социальную систему, но в случае неблагоприятного воздействия на них некоторых сторон этой системы могут также усомниться в справедливости социального устройства современного китайского общества.

Нижний слой среднего класса, состоящий из работающих на себя и не использующих наемный труд энергичных людей, занятых созданием своего дела, по особенностям своей деятельности (ненормированный рабочий день, низкая конкурентоспособность), по уровню доходов и образу жизни близок к верхнему слою рабочего класса.

Трудности на пути осуществления мечты стать хозяевами предприятий или мелкими нанимателями рабочей силы вызывают у его представителей чувство неудовлетворенности существующим социальным строем.

Представители «нового среднего класса», хотя и не владеют средствами производства, но в их активе умение руководить и имеющаяся у них специальность. «Они, участвуя в общественном производстве, не только продолжают воспроизводить свое умение управлять и свои профессиональные возможности, но еще и воспроизводят влияние, которое они оказывают на идейное и культурное сознание всего общества и на состояние общественного мнения» (с. 127).

Таким образом, китайский средний класс не обязательно играет роль «инструмента социальной стабильности» в китайском обществе. Представители как «старого среднего класса», так и «нового среднего класса» обладают довольно высокой степенью го-

товности идти на риск общественных перемен. Они испытывают весьма сильное чувство неудовлетворенности действиями властей, имеют разный уровень доверия к ним и далеко не в полной мере ощущают социальную справедливость в современном китайском обществе, и допускают возможность возникновения социальных конфликтов в будущем. В случае обострения конфликтов представители и «старого», и «нового» среднего класса могут свободно отнестись к происходящим событиям как к ожидаемому результату, очень легко отказаться от своей прежней политической позиции и сменить ее либо на участие в происходящих событиях, либо занять нейтральную позицию. «Именно по этим причинам нет основания полагать, что в Китае средние социальные слои могут стать инструментом социальной стабильности» (с. 129). Отсюда вытекает вывод о неверности идеи рассматривать количественный рост средних социальных слоев как путь к установлению стабильности в обществе.

Средние социальные слои могут стать «инструментом социальной стабильности» лишь при наличии следующих условий:

1. Совпадение интересов и стремлений средних социальных слоев с государственным курсом развития страны.

2. Достижение средними социальными слоями достаточной зрелости с уклонением от поддержки авантюр и насилия.

3. Способность государства привлекать к полноценному участию в жизни страны средние социальные слои, обеспечивая им тем самым поле для развития.

4. Установление в основе своей гармоничной связи между саморазвитием средних социальных слоев и проникновением в страну иностранной культуры.

5. Достижение гармоничного совпадения в главном взглядов на существующую обстановку работающих за рубежом и относящихся к средним социальным слоям китайцев со взглядами представителей средних социальных слоев в Китае.

Результаты проведенного исследования показывают также, что предположение о существующей у средних социальных слоев возможности стать силой, способной смягчить остроту конфликтов между высшими и низшими слоями общества, не имеет практического подтверждения. Такая возможность может появиться лишь при следующих условиях.

1. Конфликты между высшими и низшими слоями общества должны перейти в разряд «обычных», для чего в обществе должна иметься социальная база и для «олигархии богачей», и для «ультрадемократии бедняков».

2. Интересы и требования средних социальных слоев не должны иметь односторонней направленности.

3. Средние социальные слои должны быть способны оказывать как давление на высшие слои, так и чрезвычайно эффективное давление на низшие слои общества, что может сыграть координирующую роль в обоюдном использовании государственной машиной и высшими слоями друг друга и оказать давление на организованное насильственное сопротивление низших слоев, помочь ограничить противоречия между этими двумя полярными социальными слоями рамками определенного социального пространства и не дать им привести к расколу в обществе.

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.