Научная статья на тему '2007. 01. 036-037. Средний класс в КНР'

2007. 01. 036-037. Средний класс в КНР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
354
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ КНР / КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ 01 / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА КНР / СРЕДНИЙ КЛАСС КНР СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 036-037. Средний класс в КНР»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ

АЗИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2007.01.036-037. СРЕДНИЙ КЛАСС В КНР.

2007.01.036. ЧЖОУ СЯОХУН. Китайский средний класс: реальность или иллюзия.

ЧЖОУ СЯОХУН. Чжунго чжунчань цзецзи: сяньши ихо гоусян // Тяньцзинь шэхуй кэсюэ. - Тяньцзинь, 2006. - N 2. - С. 60-66. -Кит. яз.

2007.01.037. ФАНЬ СЯОИ. Функции среднего класса в общественной структуре и выбор государственной политики в отношении среднего класса.

ФАНЬ СЯОИ. Чжунцзянь цзэцэн ды цзегоу гуннэн юй чжэнцэ ды сюаньи // Сюэшу луньтань. - Наньнин, 2006. - N 3. - С. 138-141. Кит. яз.

Дискуссия о среднем классе в КНР, пишет декан социологического факультета Нанкинского университета, профессор Чжоу Сяо-хун (036), в последние годы вызывает самый большой интерес у китайских социологов и в широких слоях общества. Начиная с 1990 г., несмотря на существующие идеологические ограничения, непрерывно ведутся исследования в этой области, растет внимание издателей и средств массовой информации к проблеме среднего класса.

Это объясняется возникшими с начала реформ сдвигами в социальной структуре китайского общества, остававшейся неизменной в течение предыдущих тридцати лет. Самым важным из них является возникновение нового, не входящего в ряды ранее существовавших традиционных классов промышленных рабочих и крестьянства класса или нового социального слоя людей со средними доходами.

На основании проведенного в 2005 г. обследования в пяти крупных городах (Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Нанкине, Ухани), в

ходе которого были получены ответы респондентов на заданные по телефону вопросы об экономическом положении, профессиональной принадлежности и уровне образования, автор пришел к выводу, что в этих городах средний класс составляет 11,9% населения (036, с. 60).

Опубликование таких данных вызвало широкий резонанс среди социологов и в обществе. Приблизительно 1/3 участников развернувшегося в компьютерной сети обсуждения высказали мнение, что в стране средний класс еще малочисленен, показатель 11,9% можно отнести лишь к крупным городам. Около 2/3 участников обсуждения высказали сомнения в отношении допускаемой численности среднего класса в стране и в правильности отнесения «белых воротников» с ежемесячным доходом свыше 5000 юаней и университетским образованием к среднему классу.

Подобные сомнения в последние годы постоянно высказывались в исследованиях, затрагивавших проблему среднего класса. Так, серьезное внимание исследователей привлекло сделанное профессором Лу Сюэи в 2001 г. заявление, что численность среднего класса в Китае достигает 80 млн. человек (036, с. 61). Большие споры вызвали опубликованные ГСУ в начале 2004 г. нормативы, согласно которым к среднему классу относились лица с ежегодным семейным доходом от 60 тыс. до 500 тыс. юаней (036, с. 61).

Широкий отклик вызвал обнародованный в сентябре 2005 г. профессором Лу Сюэи прогноз, согласно которому при сохранении нынешнего прироста численности среднего класса на 1% в год через двадцать лет он сможет составить 20% занятого населения.

Споры о том, есть ли в Китае средний класс, ведутся и в научных кругах. Некоторые ученые, включая специалистов по проблеме социального расслоения общества, высказывают мнение, что в Китае нет среднего класса, либо утверждают, что есть лишь слой «средних собственников». Высказывается даже мнение, что «так называемый китайский средний класс - это миф, мыльный пузырь, создаваемый средствами пропаганды и учеными» (036, с. 61).

Независимо от того, существует ли реально в Китае средний класс, его изучение в стране встречает огромные трудности. В статье обсуждается лишь один аспект проблемы - выяснение причин, по которым и сейчас, после двадцати лет реформ, люди все еще испытывают серьезные сомнения в существовании среднего класса в Китае. По автору, это вызвано тремя причинами.

Первая причина - ошибочное понимание английского термина «middle class». В Сянгане и Сингапуре применение названия «средний класс» к определенной категории людей не имеет слишком больших расхождений, поскольку при этом не делается различий между определениями «новый средний класс» и «специалисты». Однако перевод английского термина «средний класс» на китайский на Тайване и на корейский в Корее включает смысл «средний собственник». Принятый в течение длительного времени в КНР перевод английского термина «middle class» как «средний класс» («чжунчань цзецзи») ведет к чрезмерному акценту на размерах собственности и к недооценке профессионального признака.

Вторая причина - смешение понятий «средний класс» и «общество среднего класса», в котором последний занимает главенствующее положение.

Третья причина - влияние завышенной оценки места среднего класса в обществе. По мнению некоторых исследователей, представители этого социального слоя обеспечены основными условиями жизни, поэтому им присуще развитое чувство ответственности перед обществом.

Китайский средний класс в его современном понимании возник в конце Х1Х - начале ХХ в. и получил определенное развитие в первой половине ХХ в., когда в Шанхае и в других крупных современных городах создались подходящие для него благоприятные условия. Однако в результате агрессии империалистической Японии и развала старого Китая процесс формирования среднего класса до 1949 г. шел с очень большими трудностями. После образования КНР китайский средний класс потерял почву для своего существования. Хотя он не подвергся столь же сильному революционному натиску, как помещики и бюрократическая буржуазия, но значительная часть его входила в ряды национальной буржуазии и мелкой буржуазии, являвшихся объектами политических кампаний. Пережив различные политические движения (борьба против «трех» и «пяти зол», кампания борьбы с «правыми» и «культурная революция»), а также экономические преобразования, средний класс фактически перестал существовать.

Возникновение современного китайского среднего класса самым тесным образом связано с происходящими реформами, открытостью страны и сменой типа китайского общества. По некоторым

подсчетам в 2001 г., если учитывать лиц со среднегодовым доходом от 10 тыс. до 100 тыс. юаней и членов семей со средним семейным доходом от 30 тыс. до 100 тыс. юаней, то численность среднего класса составляет около 20-25% населения страны (036, с. 62). В 2003 г. некоторые люди, ссылаясь на результаты выборочных обследований в городе и деревне по всей стране, утверждали, что по профессиональному признаку к среднему классу можно отнести 15,9% населения, по признаку размеров дохода - 24,6, по признаку расходов - 35, а относящих самих себя к среднему классу - 46,8, в то время как часть населения, отвечающего всем необходимым признакам, составляет лишь 4,1% всего населения страны (036, с. 62).

Независимо от величины конкретных цифр или процентного соотношения, в современном китайском обществе средний класс должен включать в себя следующие социальные группы.

1. Появившиеся после 1978 г. частные предприниматели и предприниматели волостных и поселковых предприятий, опорой развития которых являются материальные ресурсы рынка и механизм миграции. По статистическим подсчетам, к концу 2002 г. в КНР насчитывалось 2 млн. 435 тыс. частных предприятий, на которых были заняты 34 млн. 93 тыс. человек, среди них можно отнести к среднему классу 6 млн. 228 тыс. инвесторов (036, с. 62).

2. Возникший после 1978 г. слой мелких предпринимателей, торговцев и других индивидуальных предпринимателей, общая численность которых к концу 2002 г. достигала 2 млн. 775 тыс. человек при общей численности занятых в этой сфере 47 млн. 429 тыс. человек (с. 62). Среди собственников мелких предприятий с малым капиталом мало лиц, которых можно отнести к среднему классу.

3. Партийные кадры («ганьбу») и интеллигенция, связанная с партией и государственными структурами, а также руководители предприятий госсектора. Это люди, выделившиеся из среднего класса, или, как сказал Ли Цян, «квазисреднего класса» в системе плановой экономики. За исключением руководителей предприятий госсектора, переживших большие перемены в своем экономическом и социальном положении, работавшие в партийных и государственных структурах кадры и интеллигенция хотя и не занимают прежнего благоприятного для них положения в обществе, но обладание достаточными культурным уровнем, личные качества, а также пре-

имущество нахождения у власти по-прежнему обеспечивают им и сегодня их особое социальное положение.

4. «Белые воротнички» на создаваемых иностранными инвесторами и предпринимателями предприятиях, включая занятых там управленцев средней квалификации. По подсчетам, к концу 2002 г. численность занятых на таких предприятиях в КНР служащих достигла 3 млн. 675 тыс. человек, численность занятых на принадлежащих иностранному торговому капиталу предприятиях в Сянгане, Австралии и на Тайване достигает 3 млн. 529 тыс. человек (036, с. 63), среди этой группы управленцы высшей квалификации и служащие высокого ранга относятся к «нормативному среднему классу» (036, с. 63).

5. Управленцы на крупных предприятиях и общественных организациях. Вследствие роста требований со стороны общества, повышения качества высшего образования и увеличения численности выпускаемых вузами юристов эта часть среднего класса растет наиболее быстро.

6. Высококвалифицированный персонал новых предприятий высоких технологий (в том числе из получивших образование за границей и вернувшихся на родину).

Признавая существование современного китайского среднего класса, следует учитывать два момента. Во-первых, сейчас он состоит из представителей среднего класса в первом поколении, но следует обратить внимание на то, что часть этих людей являются выходцами из семей, которые имели доступ к общественным и экономическим ресурсам при плановой экономике.

Во-вторых, в отличие от Запада, где между появлением среднего класса старого типа и появлением в постиндустриальном обществе нового среднего класса прошел век, в КНР эти явления совпали. Китайский средний класс старого типа (частные предприниматели и занятые на волостных и поселковых предприятиях, а также мелкие предприниматели) по существу не был порожден индустриализацией, а был результатом проводимых после начала реформ рыночных преобразований и открытости страны. Реформы вывели Китай на мировую арену, и очень скоро на имевшейся к 1978 г. основе сформировалась экономическая система, включающая элементы постиндустриализации, появилась перспектива для формирования нового

среднего класса в лице специалистов и управленцев. В настоящее время параллельно развиваются старый и новый средние классы.

В Китае в отличие от Запада индустриализация не оказала неизбежного влияния на изменение социальной структуры общества. Хотя за 1949-1978 гг. были достигнуты успехи в индустриализации, но в тот период существование среднего класса пресекалось политическими методами. Кроме того, были и экономические причины, препятствовавшие его формированию. К политическим методам относилась дестратификация общества с помощью уравниловки среди так называемого народа. В то же время в течение тридцати лет сохранялся в роли антагониста классов рабочих и крестьян «символический» класс эксплуататоров. К способам осуществления дестра-тификации общества относились и система распределения повседневных расходов, жилья, сдельная система зарплаты, критика и прекращение использования премиальной системы.

К экономическим причинам отсутствия среднего класса относилось и происходившее в результате принятия в Китае советской экономической модели, определившей преимущественное развитие тяжелой промышленности, серьезное отставание легкой промышленности и сферы услуг от потребностей улучшения жизни людей и повышения ее качества. Изъятие средств из сельского хозяйства, увеличение военных расходов - все это блокировало рост реальных доходов рядовых граждан страны за период с 1952 по 1980 г.

Формирование среднего класса имеет прямую и жесткую связь со сменой типов китайского общества, включающей три самых важных момента: 1) продолжается происходившая в 1949-1978 гг. индустриализация и происходит смена типов общества: переход от общества, в котором господствует сельское хозяйство, к обществу, в котором командные высоты принадлежат промышленности и сфере услуг; 2) переход от командной экономики к рыночной; 3) переход от высокоцентрализованной политической системы к системе социалистической демократии.

Именно принесенные сменой типов общества перемены во многих областях жизни создали условия для формирования и развития китайского среднего класса. Во-первых, к таким переменам относятся внесение правительством ясности в политику государства, серьезное урегулирование отношений между государством и обществом, что позволило жизни горожан в определенной мере отойти от

политической жизни государства и создало условия для появления в определенных границах «общественной сферы».

Первые перемены в этом направлении проявились в объявленной в 1979 г. ЦК КПК реабилитации помещиков и богатых крестьян и закончились заменой прежней линии «главное - классовая борьба» на линию «главное - экономическое строительство» (036, с. 64). Происходящая в стране диверсификация профессий ведет к тому, что китайское общество переходит от расслоения по «символическому классовому признаку» к расслоению по профессиональному признаку.

Во-вторых, продолжаются устойчивое экономическое развитие и макрорегулирование экономической системы, расширяется третичный сектор экономики, повышается уровень коммерциализации и происходит ускорение этого процесса, убыстряется процесс урбанизации.

В-третьих, возникновение многообразия форм культуры, повышение уровня качественного образования, улучшение системы массового образования после 1980 г. и увеличение государственных расходов на образование способствуют созданию культурной и духовной базы для появления и формирования среднего класса, в отличие от эпохи Мао Цзэдуна, когда культура, литература и искусство служили только политическим целям, были орудием пропаганды официальной идеологии.

В результате проводившейся государством политики за десять лет до начала реформ все слои общества, включая крестьянство, получили выгоду. Принятый в 1978 г. курс Дэн Сяопина на «опережающее обогащение» позволил наиболее активной части населения первыми стать частью среднего класса. За последнее десятилетие с развитием и завершением создания рынка ценных бумаг, с распространением процесса акционирования на предприятия госсектора, развитием индивидуального частного предпринимательства и с появлением частных предприятий высоких технологий, а также в результате проведения политики возвращения получивших образование за границей на родину, повышения жалования служащим и работникам сферы образования, коммерциализации рынка жилья создались благоприятные условия для роста среднего класса. За последние двадцать лет его численность многократно возросла.

Однако на пути дальнейшего формирования среднего класса стоит ряд проблем, нуждающихся в серьезном изучении и разрешении с помощью государства. Одна из них - приобретающая в условиях быстрого экономического роста все большую остроту проблема распределения общественного богатства. В статье говорится о той части среднего класса, которая существует на доходы, полученные законным путем, особенно о новом среднем классе, который зарабатывает себе на жизнь квалифицированным трудом. В то же время очевидно, что в китайском обществе «клика капиталистов» и часть среднего класса, хотя и не вышли из людей, входивших в прежние властные структуры, были так или иначе с ними связаны. Богатство этих людей возникло либо на основе неравной конкуренции, либо в результате присвоения общественного богатства путем использования прорех в государственной системе и недостатков проводимой государством политики. Еще более важно, что эта немногочисленная группа владеет достаточно большой долей общественного богатства. В то же время продолжается углубление разрыва между уровнем доходов немногочисленного слоя людей с высокими и сверхвысокими доходами и основной массой населения, имеющего низкий доход. Становится ясно, что если не удастся сдержать процесс чрезмерной концентрации богатства в руках немногочисленного слоя богатых, это приведет не только к еще большему увеличению разрыва в доходах между богатыми и бедными, но и к появлению противоречий и конфликтов между разными социальными слоями, что неблагоприятно скажется на формировании и развитии среднего класса. Может даже случиться так, что средний класс, лишенный равноправного положения в обществе, превратится в некоего «козла отпущения».

Очевидно, что государство должно путем создания правовой системы и эффективной налоговой системы, а также системы предоставления правовых гарантий способствовать рациональному и эффективному перетоку богатства в руки среднего класса и одновременно с этим усилить контроль ограничения со стороны закона в отношении среднего класса, чтобы избежать стремления этого класса использовать имеющиеся у него преимущества для повышения своего экономического статуса в обществе и тем самым не вызвать критики и сопротивления со стороны низших слоев общества.

Другая трудность состоит в поисках баланса между удовлетворением потребности в рабочей силе в условиях продолжающей индустриализации и в то же время сдерживании давления на города со стороны сельских мигрантов. С начала реформ вслед за повсеместным, особенно на морском побережье, ростом промышленности во всей стране поднялась волна крестьянской миграции в города и в развитые районы страны. По данным 5-й всекитайской переписи населения, общая численность сельских мигрантов уже превысила 88 млн. человек (036, с. 66). С вхождением Китая в ВТО деревня и сельское хозяйство, особенно в отсталых районах, получат еще более серьезный вызов. По предварительным расчетам, вынужденная миграция в ближайшие годы может увеличиваться. Отставание темпов индустриализации от роста темпов исхода крестьян из деревни, массовое ослабление предприятий госсектора и недостаток возможностей у первоначально хорошо развивавшихся волостных и поселковых предприятий, отсутствие индустриализации во многих внутренних районах страны при том, что возможности города принять покинувших землю крестьян по-прежнему ограничены, делают проблему миграции сельского населения необычайно острой.

Ясно, что даже если несколько сотен миллионов крестьян, отвечая потребностям индустриализации, смогут успешно переселиться в город, для множества из них решение вопроса, смогут ли они влиться в ряды среднего класса, ляжет на плечи их детей и внуков. Поэтому мечтания о том, что Китай в ближайшем будущем сможет превратиться в общество среднего класса западного типа, по-прежнему остаются несбыточными.

Третья проблема вырастает из существующего ныне идеологического противоречия между тем, что Китай по-прежнему является построенным на основе союза рабочего класса и крестьянства социалистическим государством под руководством рабочего класса, и тем, что этот постулат все более ставится под сомнение ухудшающимся в условиях рыночной экономики положением промышленных рабочих.

В сложившейся ситуации законность существования среднего класса до сих пор не получила подтверждения со стороны государства. В заявлениях большинства государственных чиновников и в текстах большинства официальных документов этот социальный слой именуется «людьми со средним доходом» либо «средним сло-

ем». Очевидно, что отсутствие теоретической базы неблагоприятно скажется на формировании китайского среднего класса в будущем. В то же время в действительности противоречие между государственным устройством Китая и признанием среднего класса не так велико, как кажется. В еще не завершившим индустриализацию развивающемся Китае средний класс не может занять ведущее положение в обществе, и даже в ближайшие несколько десятилетий темпы роста рабочего класса за счет увеличения численности «синих воротничков» будут намного опережать темпы роста среднего класса, ряды рабочего класса непрерывно пополняются за счет притока в города мигрантов, вливающихся в ряды промышленных рабочих. Поэтому формирование среднего класса в Китае не может поколебать основы политической системы государства.

Выдвинутая Дэн Сяопином концепция, согласно которой интеллигенция рассматривается как часть рабочего класса, не только теоретически обоснована, но и реально востребована. Рост китайского среднего класса китайские социологи могут рассматривать как процесс уменьшения в его рядах одной составной части - «белых воротничков» и увеличения другой его части - «синих воротничков».

В результате ожидаемых в Китае в ХХ1 в. перемен в ходе непрерывной индустриализации изменится экономическое и социальное положение рабочего класса, он станет частью среднего класса, замечает Чжоу Сяохун.

Средний класс, пишет преподаватель политико-юридического факультета Чжэньчжоуской академии легкой промышленности Фань Сяои (037), является основой стабильности в обществе и движущей силой его демократизации. Находясь в политическом авангарде, он возлагает надежды на перемены, но не стремится к подрыву существующей системы и порядка.

Любое общество нуждается в опоре, которую создают отношения между его основными классами, являющиеся политической базой сохранения стабильности в обществе. В современном китайском обществе после его расслоения в ходе реформ хотя и продолжают сохраняться уравновешенные отношения между основными классами (рабочих и крестьян), но они уже подверглись серьезной эрозии, и существует вероятность расхождения между этими двумя классами. В такой ситуации средний класс может действительно за-

полнить образовавшуюся брешь и предотвратить разрыв, конфликты и столкновения между высшими и низшими социальными слоями.

Китайский средний класс удовлетворен современной жизнью в стране, но не в полном объеме. Его интересы часто страдают от незаконных действий властей, поэтому средний класс возлагает надежду на осуществление постепенных реформ и системного строительства, которые помогут защитить его законные интересы и предоставят ему еще больший простор и возможности для развития. Защищая собственные интересы, средний класс часто становится новой важной силой в обществе, поддерживающей реформы и социальный прогресс.

Демократия и управление государством на основе закона - это базовые ценности создаваемой в Китае политической культуры. В процессе их созидания немногочисленный слой богатых, являющийся продуктом капитализации политической власти, может использовать в целях защиты своих интересов политическое влияние и положение в обществе, чтобы воспрепятствовать утверждению социалистического демократического управления государством на основе закона, тогда как составляющие большинство в обществе его низшие слои в своем стремлении способствовать этому процессу могут прибегнуть к ненадлежащим, незаконным и даже экстремистским методам и получить в результате отпор своим действиям. Только хорошо образованный средний класс способен активно способствовать утверждению демократического управления государством, стать ведущей движущей силой этого процесса.

Средний класс, который уже сменил образ жизни, основанный на удовлетворении повседневных потребностей, на образ жизни с более высоким уровнем потребления, знакомит простых людей с новыми потребностями и новой моделью поведения. Представления среднего класса о потреблении в отличие от людей с большими доходами строятся на расчете, в котором нет места излишествам и расточительности. Такие представления полезны как для отдельного человека, так и для общества в целом. В условиях, когда средний класс становится значительной частью общества, его образ жизни способствует сохранению стабильности потребительского рынка в стране.

В Китае падает спрос на потребительском рынке. Люди с высокими доходами в основном уже удовлетворили свои потребности и снизили свои расходы, слои с низким доходом не имеют денег. Не-

правильная структура распределения доходов в стране уже стала тормозом для экономического развития. Недостаточно развитый и медленно растущий средний класс не в состоянии оказывать поддержку потребительскому рынку. Ухудшение экономического положения работников госсектора, составлявших основную часть старого среднего класса, и медленный рост нового среднего класса являются структурными причинами стагнации потребительского рынка.

Средний класс, воплощающий дух эпохи, служит представителям других классов общества примером для подражания. Стремление к известности и потребность в достижении успеха, вызванное этими качествами трудолюбие, стремление повышать свою квалификацию, использовать все благоприятные возможности для роста, присущие представителям среднего класса, определяют особенности их характера и образ мыслей.

Обеспеченные личным трудом и своими усилиями хорошие жизненные условия не должны вызывать у других членов общества ощущения неравенства и эксплуатации, напротив, они могут стать стимулом к появлению желания своим трудом улучшить положение в обществе.

В современном китайском обществе из-за особенностей существующей системы образования отсутствуют равные возможности для получения всеми его членами общего и профессионального образования. Этот фактор наряду с существующими во властных структурах явлениями коррупции, засилья родственных связей, нарушения закона ведет к деформации социальной структуры общества, к застою и даже к потрясениям в обществе.

Правительство как координатор интересов различных классов и социальных слоев обязано принимать соответствующие меры. Во-первых, государство должно обеспечить равный доступ к общественному образованию в городе и в деревне путем урегулирования распределения общественных фондов и тем самым открыть людям путь к подъему на первую ступеньку для продвижения по социальной лестнице.

Во-вторых, государство обязано продолжать и углублять реформу, направленную на ликвидацию таких носящих системный характер негативных факторов, как существование двойной системы регистрации граждан в городе и в деревне, разница в положении и обеспечении организаций, включенных в систему и находящихся

вне ее рамок, обязательность наличия в архиве для каждого человека личного служебного дела. Раздельная система регистрации в городе и в деревне привела к разделению городского рынка рабочей силы на два: официальный для горожан и неофициальный - для мигрировавших в город сельских жителей, которым их социальное положение позволяет иметь лишь самую малопрестижную и низкооплачиваемую работу, которую не хотят выполнять горожане.

В-третьих, необходимо ликвидировать ситуацию, когда в процессе создания особой китайской рыночной системы сформировались две разные модели распределения ресурсов и владения ими. Организации, входящие в систему, и их сотрудники получают от правительства наибольшее внимание и обеспечение, тогда как организации, находящиеся вне рамок системы, имеют очень небольшую поддержку и внимание со стороны государства. Существуют также огромные различия между организациями и внутри системы из-за того, что каждая из них имеет разные возможности доступа к высшим правительственным чиновникам.

В-третьих, государство должно ликвидировать самое главное препятствие для каждого человека в его попытках изменить свое социальное положение - необходимость иметь в архиве личное служебное дело, без которого для организаций внутри системы он человек без корней, без положения в обществе. Его не может использовать ни одна организация, не говоря уже о получении материальной выгоды.

Из-за отставания политической реформы, особенно из-за того, что она не затронула органы центральной власти, сформировавшееся при плановой экономике китайское общество в условиях рыночной экономики в целом не претерпело изменений.

За время перехода от плановой экономики к рыночной из обладателей политического, экономического и культурного ресурсов сформировалась элита, первоначальным капиталом которой было обладание политической или административной властью ими самими или предшествующим поколением их родственников, монополизировавшая почти все общественные ресурсы. Именно из-за того, что элита ущемила интересы многих слоев общества и присвоила себе ресурс, которым изначально должен был владеть средний класс, процесс формирования среднего класса в Китае идет с большими трудностями.

Предпосылками формирования элиты были высокая степень концентрации власти и отсутствие над ней контроля. Поэтому правительство обязано:

1) реформировать систему и механизм отбора и использования кадров, создать систему контроля над властью, усилить соревновательность и обеспечить прозрачность процесса получения власти;

2) обновить систему назначения на правительственные посты, изменить функции правительства, оставить в его непосредственном ведении осуществление на макроуровне общей стратегии, руководство, координацию и контроль, лишив его возможности вмешиваться в конкретную экономическую деятельность;

3) проводить в жизнь демократизацию системы управления на низовом уровне и обеспечить в ней участие широких народных масс, осуществление независимого контроля со стороны общества.

Средний класс занимает второстепенное место в государственной структуре, имеет в целом слабые возможности защищать свои интересы, не может участвовать в политической жизни страны как самостоятельная сила, что неизбежно влияет на его стабильность. Поэтому правительство должно помогать созданию общественных организаций среднего класса, создавать механизмы представительства его интересов. «Сейчас у среднего класса нет своих представителей, эту роль исполняют партия или государство, и они же являются вершителями судеб среднего класса» (037, с. 141).

Необходимо разграничить права собственности и эффективно реализовывать их, чтобы создать для людей, ориентированных на достижение богатства и его сохранение, мотивацию к действиям и выработать у них чувство ответственности.

Четкое определение законом священности и неприкосновенности частной собственности - фактор, играющий ключевую роль в появлении среднего класса и стабильности его существования.

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.