регионе и формировании китайско-индийских отношений. Китай сумел извлечь выгоду из складывавшейся ситуации и создал такие условия существования в регионе, что может не опасаться каких-либо враждебных действий со стороны Индии, доказав на практике умение справляться с возникающими осложнениями в отношениях.
Индия в настоящее время пытается противостоять лидерству КНР, проводя новый внешнеполитический курс, заключающийся в увеличении вооружения, в том числе ядерного; расширении военных связей с восточными и юго-восточными соседями КНР; создании и размещение ракет различной дальности (главным образом, способ-ных «улететь вглубь Китая»); создании нового стратегического партнерства с США и оказании давления на Китай, вынуждая его прекратить сотрудничество с Пакистаном в области ракетного и ядерного вооружения.
О.О. Гончаренко
ИСТОРИЯ
2005.02.049-051. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЕНЫ ТИПОВ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ХХ В.
2005.02.049. ЧЖАН СЯНЬВЭНЬ. О смене типов китайского общества в ХХ в.
ЧЖАН СЯНЬВЭНЬ. Лунь 20 шицзи чжунго ды шэхуй чжуаньсин // Шисюэ юэкань. - Кайфэн, 2003. - № 11. - С. 8-11. - Кит. яз.
2005.02.050. ЧЖУ ХАНЬГО. Обстановка и ее особенности при смене типов китайского общества в период Китайской Республики.
ЧЖУ ХАНЬГО. Миньго шици чжунго шэхуй чжуаньсин ды тайши юй ци тэчжэн // Там же. - С. 12-14.
2005.02.051. ЛИ ЮНЬФЭН. Факторы, обусловившие смену типов китайского общества в ХХ в.
ЛИ ЮНЬФЭН. 20 шицзи чжунго шэхуй чжуаньсин ды чжилюэ иньсу // Там же. - С. 14-16.
В журнале «Шисюэ юэкань» («Исторический ежемесячник») по инициативе редакции обсуждается вопрос о смене типов китайского общества в ХХ в.
Профессор Центра изучения истории Китайской Республики (1912-1949) Нанкинского университета (049) Чжан Сяньвэнь рассматривает смену типов общества как сложный и длительный процесс исторических перемен во всех сторонах жизни общества (политике, экономике, культуре, идеологии, структуре общества и т.д.), напол-
ненный сложными общественными противоречиями, конфликтами и отклонениями от прямого пути развития. В ХХ в., пишет он, произошли две смены типов китайского общества. Первая, означавшая окончание более чем двухтысячелетней истории тради-ционного феодального общества с деспотической формой правления, произошла в результате Синьхайской революции (1911-1913) и провозглашения Китайской Республики, знаменовавших переход к построению современного общества. Этот переход был совершен насильственным, революционным путем.
Вторая смена заключалась в переходе от начальных форм современного общества к более развитым его формам, она была вызвана начавшимися в 1978 г. реформами и открытостью страны внешнему миру.
С позиции теории модернизации время с 1911 по 1978 г. следует рассматривать как единый исторический период, соответ-ственно оценивая при этом перемены в китайском обществе в 40-е годы ХХ в. и победу демократической революции в 1949 г.
В 40-е годы ХХ в., после победы Китая в войне сопротивления Японии (1937-1945) китайское общество получило полную возмож-ность идти по новому пути развития, но представившийся тогда исторический шанс был упущен правящей партией Гоминьдан (ГМД).
В результате одержанной руководившей народными массами КПК после трехлетней войны между силами ГМД и КПК победы в демократической революции у китайского общества появился еще один шанс для развития. «Но из-за ошибок в понимании действительности и в своем теоретическом руководстве КПК после создания КНР неожиданно столкнулась с неудачами в политической, экономической и других областях и не смогла осуществить реальный переход к современному обществу. Очевидно, что и ГМД, и КПК не сумели воспользоваться предоставившимися историческими шансами вывести общество на новый этап развития» (049, с. 8).
Смена типов китайского общества в ХХ в. была предопре-делена исторически. После того как в результате «опиумной» войны 1840-1842 гг. иностранные державы силой оружия «открыли двери» в великую восточную империю с деспотическим режимом, передовые китайцы обнаружили, что страна намного отстала от хода мирового развития и необходимы срочные меры для исправления сложив-шегося положения.
В то же время проникновение в Китай империалистических держав принесло китайцам неисчислимые беды, поэтому главной задачей китайского народа в Новое время стала борьба с импе-риализмом, феодализмом, а стратегической целью - построение независимого, свободного, единого, демократического, сильного современного Китая. Передовые китайцы пытались осуществить перемены в китайском обществе мирным путем, но не добились успеха.
Переход на новый путь был осуществлен насильственным, революционным путем в ходе Синьхайской революции, которая, свергнув цинскую династию, положила конец более чем двухты-сячелетней феодальной деспотии, привела к началу создания демократической республики, осуществила поворот от тради-ционного к современному обществу, вывела Китай на путь построения социалистического общества. Именно поэтому можно говорить о победе Синьхайской революции.
В то же время Синьхайская революция - движение, прохо-дившее в форме вооруженной борьбы, - не могла решить все задачи по перестройке общества. Оставались нерешенными серьезные общественные и политические проблемы:
1) сохранялось влияние империалистических сил, в том числе на умы китайцев;
2) продолжали господствовать традиционные стереотипы во всех областях общественной жизни, в том числе в политике, культуре, идеологии, сохранялись реставраторские настроения;
3) сохранились экономическая база традиционной политики -повсеместное натуральное хозяйство, а также порождаемое мелким производством консервативное мировоззрение; капиталистическое хозяйство было все еще очень слабым.
В обстановке конфликтов и противоречий между тради-ционной и современной политикой представителям бэйянской клики недоставало понимания необходимости защиты государственных, национальных интересов, а также осознанных целей, программ и практических мер по преобразованию общества. Поэтому они не были способны мобилизовать широкие массы, завоевать их доверие и поддержку. Они лишь вели непрерывные войны и безостановочную борьбу за власть. Возникновение подобных явлений, неизбежно сопровождающих исторические повороты в жизни общества, заставляло людей задуматься о том, куда идет Китай и как будет продвигаться перестройка общества.
Среди множества проектов общественных преобразований, выдвигавшихся в Китае после Синьхайской революции, наиболее воспринятыми оказались коммунистическая теория и программа преобразований общества на основе «трех народных принципов» Сунь Ятсена.
КПК в самом начале, копируя модель советской революции, ориентировалась на подъем восстаний в городах. Хотя капитализм в Китае еще не развился, КПК выдвинула задачу уничтожения капитализма в Китае, что нанесло ей большой политический вред. После непрерывных, тяжелых поражений в городах КПК перенесла центр тяжести работы в деревню, «нашла новый проект преобра-зования Китая» (049, с. 9).
Тем временем гоминьдановцы укреплялись в городах и защищали их, после создания в 1927 г. нанкинского Национального правительства провели ряд довольно глубоких политических и экономических реформ, в результате которых была создана новая система центральной и местной власти, сделан большой шаг вперед в модернизации политической системы Китая.
Нанкинское правительство провело ряд экономических и финансовых мер, увеличивших налоговые и финансовые поступ-ления, расширило рыночный оборот и увеличило объемы внутренней и внешней торговли, развивало промышленность и сельское хозяйство, в основном восстановило утраченную Китаем таможенную автономию, в определенной степени проводило протекционистскую политику в отношении национальной промышленности и торговли. В результате китайская экономика к 1936 г. достигла наивысшей точки развития за период правления ГМД, что способствовало экономической модернизации и созданию метериальной базы для ведения будущей войны сопротивления Японии (1937-1945).
В ходе этой войны китайская экономика понесла огромные потери, был нанесен мощный удар по модернизации страны. В то же время, рассматривая последствия войны под другим углом зрения, можно сказать, что они в конечном счете положительно повлияли на развитие Китая.
1. Война повысила уровень национального самосознания, степень национальной ответственности, китайская нация достигла невиданного единства.
2. После начала в декабре 1941 г. войны на Тихом океане китайская война сопротивления Японии стала частью мировой войны против фашизма, США превратились в главного военного союзника Китая, увеличили военную и экономическую помощь Китаю, еще более укрепив решимость гоминьдановского прави-тельства вести войну сопротивления Японии.
3. В 1943 г. гоминьдановское правительство, используя союзнические отношения с США и Великобританией, добилось отмены неравноправных договоров.
4. Демонстрация в ходе войны сил государства и народа способствовала необычайному росту международного авторитета Китая после войны.
5. За годы войны произошло повышение уровня демократического сознания китайского народа. К концу войны в тылу развернулось движение за демократическое конституционное правление. Люди требовали от власти не только компетентности, но и готовности к диалогу, требовали участия во власти и выражали неприятие диктаторскому правлению ГМД и Чан Кайши.
6. Постепенно достигло завершающей стадии длительное противостояние между КПК и ГМД, между их политическими линиями, программами, политикой. В условиях великой нацио-нальной войны сопротивления КПК выступала за совместные действия с ГМД против агрессора, а в конце войны - за создание коалиционного правительства, чтобы вести государственное строи-тельство мирным путем. Эта позиция КПК благоприятствовала дальнейшей демократизации Китая.
Таким образом, после победы в войне у Китая вновь возник исторический шанс двигаться по новому, мирному пути государственного строительства. Однако ГМД не воспользовалась им.
ГМД пренебрегла чаяниями народа, уставшего от войны и деспотизма власти, сохранила режим однопартийной диктатуры. Она отвергла требование КПК ввести демократическое правление.
В годы войны ГМД пошла на некоторые уступки в области политической демократизации, что выразилось в осуществлении сотрудничества между ГМД и КПК, в разрешении коммунистам действовать открыто, в освобождении арестованных политиков, в предоставлении большей свободы для деятельности «промежу-точных» политических организаций и группировок.
Но при этом сохранилась однопартийная диктатура ГМД. В конце войны в тылу дважды разворачивалось движение за консти-туционно-демократическое управление, за прекращение однопар-тийной диктатуры. Предложение КПК о создании коалиционного правительства отражало общие чаяния всех слоев китайского общества, всех политических организаций и групп.
После войны на переговорах между ГМД и КПК о мирном государственном строительстве ГМД предложила вначале огосударствить военные силы, а затем начать демократизацию, тогда как КПК, не веря в искренность намерений ГМД, требовала сначала осуществить политическую демократизацию, а затем огосудар-ствление военных сил. Это принципиальное политическое расхождение было главной причиной разрыва отношений между ГМД и КПК после войны.
В условиях начавшейся «холодной войны» США решительно противодействовали коммунистическому движению на Дальнем Востоке и подтолкнули ГМД, Чан Кайши вступить на путь решительной борьбы с коммунистами, к развертыванию гражданской войны, чтобы подавить любую оппозицию.
В итоге ГМД утратила доверие народа и за короткие четыре года пришла к политическому краху. После победы в войне сопротивления Японии авторитет Чан Кайши достиг наивысшей точки, и даже КПК открыто поддерживала его. ГМД совершила крупномасштабное ограбление районов, освобожденных от японских оккупантов, что показало глубокое политическое разложение ГМД и привело к потере широкими народными массами доверия к партии. В условиях послевоенной хозяйственной разрухи и вызванного ею экономического кризиса средние, мелкие предприниматели и торговцы оказались под угрозой полного разорения и разочаровались в ГМД. Многие демократические организации и группировки, передовые люди переходили на сторону КПК.
Еще более важным было то, что ГМД, придя к власти, хотя и проводила некоторые эксперименты с аграрной реформой, но так и не смогла удовлетворить жизненные чаяния крестьян получить землю, стояла на стороне класса помещиков. Поэтому в конце своего правления ГМД фактически потеряла поддержку крестьян в континентальной части Китая, во множестве переходивших на сторону КПК.
Таким образом, ГМД упустила очередной исторический шанс дать импульс развитию китайского общества. «Однако КПК после победы в
1949 г. демократической революции также не смогла сознательно повести общество по пути его модернизации, и строительство в Китае современного общества пошло сложным, извилистым путем» (049, с. 10).
Победа демократической революции в 1949 г. означала достижение многих важных успехов. Переход власти от правившей, разложившейся изнутри ГМД к неподкупной, честной КПК создал чрезвычайно благоприятную обстановку для развития общества. Перед мировым сообществом предстал новый Китай. Произошло окончательное изгнание империалистических сил из Китая, китайский народ получил подлинную независимость и суверенитет, усилились позиции Китая на международной арене.
Началось восстановление разрушенной войной экономики Китая, которая к окончанию гражданской войны в 1949 г. достигла дна своего падения. Благодаря предпринимавшимся в первые годы существования КНР усилиям была создана начальная база индустриализации, хотя в целом экономика по-прежнему оставалась отсталой.
Было создано равноправие всех членов общества, уничтожены угнетение и эксплуатация, происходила перестройка, расчистка темных сторон жизни старого общества. Люди сознательно поддерживали руководство КПК, в обществе возникла обстановка воодушевления и подъема, в духовном облике народа произошли большие перемены. «Однако после образования в 1949 г. КНР, из-за отсутствия у руководителей правильного понимания основных теорий современного общества, они не сумели сознательно осуществить поворот к новому типу общества, тем самым привели к новым поражениям» (049, с. 11).
Во-первых, «имелись изъяны и ошибки в идеологии политического руководства, в теории и представлениях» (049, с. 11). В 1949 г. была завершена передача власти насильственным путем, что означало завершение революционных действий. «Однако после 1949 г., руководящие идеологи построения современного Китая по-прежнему делали упор на классовую борьбу, на проведение перманентной революции при диктатуре пролетариата, на развер-тывание борьбы между пролетарской и буржуазной линиями во всех областях жизни общества» (049, с. 11). Все, что ни делалось, имело целью уничтожить капитализм, руководящей идеей было переделать буржуазию и мелких производителей, отвести им место пассивных наблюдателей в деле государственного строительства. Представления политических руководителей о современном обществе отличались упрощенчеством,
поверхностностью, они считали, что осуществление после 1949 г. пролетариатом диктатуры народной демократии в основном уже решает вопрос политической модернизации, что главными проблемами государственного строительства являются: в экономике - развитие сельскохозяйственного производства, в идеологии - окончательное искоренение влияния капитализма; они не задумывались над тем, как самим идти в ногу со временем.
Во-вторых, копирование советской модели плановой эконо-мики ограничивало темпы развития китайской экономики. В качестве главной задачи ставились развитие тяжелой промышлен-ности, коллективизация сельского хозяйства. Правительство осуще-ствляло прямое управление экономикой. Между тем советская модель плановой экономики в отсталой, с низким уровнем развития производительных сил стране на первый взгляд могла выглядеть эффективной, но из-за присутствующих в ней самой непреодолимых недостатков она не позволяла достичь высокого уровня развития производительных сил и даже становилась тормозом в их развитии.
В середине 50-х годов Мао Цзэдун осознал изъяны советской модели и в 1956 г. объявил, что Китай изберет свою стратегию развития. Однако, с одной стороны, у КПК по-прежнему отсут-ствовало понимание того, что плановая экономика сдерживает модернизацию. С другой стороны, в стремлении к экономическим преобразованиям вновь свернули на окольную дорогу. Во время всеобщего безумия, охватившего страну в период «большого скачка», в понимании модернизации отсутствовал всякий здравый смысл.
В-третьих, происходили связанная с косной экономикой высокая концентрация и чрезмерная централизация власти. С перемещением центра тяжести партийной работы в города определенная часть партийных кадров не сумела сохранить прежние хорошие традиции, оторвалась от масс, им не хватало демокра-тического стиля в работе, оказались сильны пережитки феодальной идеологии, а у еще большего количества партийных кадров отсутствовало понимание происходящего. В ходе борьбы с «правыми» в 1957 г. руководство КПК заглушило демократические обращения интеллигенции и «промежуточных» группировок; в 1959 г., в ходе борьбы с «правым уклоном» в самой партии подавили призывы к демократии; в 1964 г. и во время «культурной революции» острие борьбы было направлено против «заблуждавшегося партийного руководства». Беспрерывно следовавшие
одна за другой и приоб-ретавшие все больший накал политические кампании в конце концов привели к тому, что государственная политика пошла по ложному пути, и в таких условиях совершенно невозможно было говорить ни о какой политической модернизации.
В-четвертых, в условиях «холодной войны» Китай решительно стоял на стороне социалистического лагеря, поддерживал СССР. Такая политика прямо влияла на открытость страны западным странам, приводила к отрыву от хода мирового развития, к самоизоляции, влияла на развитие самого Китая. Двери, насиль-ственно открытые после «опиумных» войн, вновь захлопнулись. Политика самоизоляции осложняла понимание китайцами мира, заимствование ими западной передовой материальной культуры и лучшего в духовной культуре.
«Культурная революция» была концентрированным выраже-нием всех этих ошибок и довела их до крайности. Она нанесла огромный ущерб политике, экономике, идеологии, культуре Китая и имела серьезные последствия для модернизации. Разгром «банды четырех» и завершение «культурной революции» объективно способствовали тому, что Китай начал искать новый путь развития. Открывшийся в декабре 1978 г. III пленум ЦК КПК 11-го созыва вновь утвердил марксистскую линию. Проведение реформ и открытость страны внешнему миру вернули развитие китайского общества на правильный путь. «Это была подлинная смена типа общества, имеющая эпохальное значение» (050, с. 11), начало вступления находящегося на начальной стадии развития совре-менного государства на путь его превращения в современное государство более высокого уровня.
«Таким образом, утверждение, что в Китае ХХ в. дважды произошла смена типов общества в истинном значении этого понятия, следует признать научным, отвечающим объективной реальности» (049, с. 11).
Ли Юньфэн, преподаватель истфака Северо-Западного университета (051), считает, что в вопросе о смене типов китайского общества нет единого мнения. По автору, это не только изменения «характера общества», «общественного строя», но и взаимосвязанное, протекающее поэтапно развитие всех элементов системы; в Китае ХХ в. смена типов общества была всеобщим отступлением тради-ционной сельской культуры перед современной индустриальной культурой, переходом от аграрного общества к индустриальному. Этот процесс начался с
движения за «самоусиление» в середине XIX в., шел на протяжении ХХ в. и будет протекать до середины XXI в.
Сдерживающую роль в смене типов китайского общества играли два главных внешних и два главных внутренних фактора.
Один из внешних факторов - это колониальная агрессия капиталистических держав в первой половине ХХ в. Эта проблема чрезвычайно сложна и нуждается в серьезном и беспристрастном анализе.
С обобщенной точки зрения агрессия иностранных держав, которая принесла огромный вред китайской нации, нарушила суверенитет Китая, привела к захвату его богатств, принесла китайской нации тяжелые бедствия, препятствовала смене типов китайского общества. Поэтому лейтмотивом китайской истории в Новое время были сопротивление агрессии и стремление к национальной независимости.
В то же время иностранный капитализм объективно выступал в качестве силы, разрушившей феодальный деспотизм, структуру традиционного китайского общества и натуральное хозяйство. Он демонстрировал передовые способы производства, общественный строй и высокую духовную культуру, поэтому учеба у Запада и стремление к модернизации стали другим лейтмотивом в истории Китая Нового времени. На деле и тот, и другой были двумя сторонами одного процесса. Китайцы, особенно образованные, оказались перед трудным выбором: необходимостью учиться у Запада передовому способу производства, общественному строю, разрушать феодальные традиции и необходимостью защищать уважаемые китайским народом национальные ценности; им было нелегко сделать правильный выбор.
Другим важным внешним фактором, влиявшим на смену типов китайского общества в ХХ в., было вмешательство Советской России (позже СССР) и Коминтерна. Это также чрезвычайно сложный и нуждающийся в беспристрастном анализе вопрос. Произошедшие в 90-е годы ХХ в. резкие перемены в СССР и на Востоке имели свои глубокие причины, но то, что Октябрьская революция 1917 г. оказала огромное влияние на Китай, - неоспоримый факт.
С одной стороны, Октябрьская революция принесла в Китай марксизм-ленинизм, способствовала развитию у китайского народа нового типа самосознания. Часть китайцев вместо того, чтобы учиться у Европы и США, повернулась в сторону Советской России (и позже СССР). Советская Россия (СССР) прямо или опосре-дованно (через Коминтерн) помогала созданию КПК и участвовала в руководстве ею,
дважды в дальнейшем способствовала установ-лению сотрудничества между ГМД и КПК, тем самым ускоряя революционные преобразования в китайском обществе. СССР оказал помощь новому Китаю (КНР) в выполнении первого пятилетнего плана строительства. Поэтому китайский народ смотрел на него как на «верного друга» и «старшего брата».
Однако, с другой стороны, советское руководство насаждало идею «подчинения национальных интересов интересам между-народной революции» (051, с. 15), (а на деле - своим интересам), абсолютизировало модель революции в Советской России, стано-вилось в командную позу перед китайским народом и в очень высокой степени ограничивало всестороннее понимание китайцами марксизма, знакомство с западными взглядами на мир, мешало интеграции Китая в мировое сообщество. К тому же во времена реформ Хрущева в отношении Китая проводилась политика «великодержавного шовинизма» и гегемонизма, поэтому китайцы называли эту политику «советским ревизионизмом» и «социа-листическим шовинизмом» (051, с. 15). Таким образом, со времени Октябрьской революции китайцы вели длительные и трудные поиски. С одной стороны, они «смотрели на Россию как на учителя», «как на зеркало», добивались от нее помощи, а с другой - отстаивали от СССР свою независимость и суверенитет.
Среди основных внутренних факторов, сдерживавших смену типов китайского общества в ХХ в., была традиция феодального деспотизма, основанная на идее «великого единения, спокойствия в единении страны» (051, с. 15), которая пронизывала китайскую цивилизацию со времен империи Цинь. На протяжении двух тысяч лет в традиционном китайском обществе политика определяла все, включая образ жизни людей, образ их мыслей и выражение чувств. Но под воздействием постоянных общественных потрясений и непрерывной критики со стороны представителей передовых идейных течений, особенно в ходе китайской революции, эта традиция феодального деспотизма оказалась расшатанной. Тем не менее ее следы сохранялись и в течение некоторого времени после образования КНР. Так, сформировалась построенная по советской модели система высокоцентрализованной власти, включавшая такие понятия, как «чиновник-основное», консолидация выше демократии, личная власть выше власти закона; и такие признаки, как узурпация высшей власти одним лицом, раздробление власти на низшем уровне. В экономике вначале допускалось сосуществование различных
форм собственности, признавались частное и индиви-дуальное хозяйства, но очень скоро произошел поворот к модели плановой экономики и одной системе общественной собственности, которая в умах некоторых руководителей воспринималась как «всенародная собственность». При этом она отождествлялась с государственной собственностью. В свою очередь, госсобственность трактовалась как «правительственная собственность», последняя - как собственность «высших чиновников». Отсутствовали законы, защищающие частную собственность, меры по поднятию нацио-нальной экономики и благосостояния народа находились в ведении «всемогущего правительства». В культуре и науке складывалась аналогичная ситуация.
Другим тормозящим внутренним фактором было то, что в китайской культуре одновременно со слепым самовозвеличиванием присутствовала позиция пассивной обороны. Для китайца смысл сопротивления всегда в самозащите, и это объясняет миролюбие китайского народа. Однако при остром столкновении китайской и западной культур, при довольно широком обмене между ними подавляющее большинство образованных китайцев не могли определиться в своем культурном выборе, в отношении китайцев к западной культуре всегда таились опасения и враждебность. Поэтому Китай раз за разом упускал шанс для проведения реформ и открытия страны внешнему миру с целью модернизации.
Существует еще один, понятийный, фактор. Это, в частности, -нечеткое понимание того, что такое «капитализм», «социализм», какова связь между ними. По-прежнему необходимо продолжать глубокое переосмысление, новое изучение этих вопросов.
Присутствует еще огромное количество факторов, сдержи-вающих смену типов китайского общества, в том числе демогра-фическое давление, национальный менталитет, неравномерность в развитии восточных и западных регионов, коррупция в среде власть имущих, проблемы государственной безопасности и стабильности в обществе, отношения между континентальным Китаем и Тайванем, проблема объединения страны и особенно принесенные длительным ограблением крестьян нищета и застой в деревне. «Из-за ограни-чивающего влияния вышеупомянутых и множества других факторов каждый шаг на пути смены типов китайского общества и модернизации давался с большим трудом, за него требовалось заплатить высокую цену» (051, с. 16).
Чжу Ханью, профессор истфака Пекинского педагогического института (050), пишет, что период Китайской Республики был особым временем перехода от традиционного общества к совре-менному, когда не только в структуре общества, но и в общественной жизни происходили стремительные перемены.
В результате Синьхайской революции была свергнута монархия и учреждена республика; затем, в ходе новодемократической революции был завершен переход от диктатуры крупных помещиков и крупной буржуазии (бэйянская клика и власть ГМД) к диктатуре народной демократии (образование КНР), началась политическая демократизация. Происходило разрушение традиционного натураль-ного хозяйства, развивалась (хотя и разными темпами в городе и деревне) капиталистическая экономика. Вслед за победой ново-демократической революции «социалистический по своему характеру новодемократический сектор экономики» заменил «сектор иностран-ного капитала» и «сектор отечественного феодально-бюрократического капитализма» (050, с. 12), став ведущим сектором экономики, что окончательно изменило прежний экономический строй общества.
Эти перемены отразились в культуре и идеологии. Идеи традиционной конфуцианской культуры постепенно были вытес-нены из общественного сознания идеями «трех народных прин-ципов» Сунь Ятсена и затем - теорией «новой демократии» (марксизмом и идеями Мао Цзэдуна).
Все эти перемены «со всей очевидностью говорят о том, что за годы Китайской Республики происходила смена типов китайского общества, которое из порабощенного, расколотого, полуколо-ниального, полуфеодального общества превратилось в независимое, демократическое, единое новодемократическое общество» (050, с. 12).
За годы Китайской Республики начала меняться и структура социальных групп: изменилась структура традиционной семьи и кланов, возникли купеческие союзы, союзы ремесленников, крестьянские союзы, возникли и стали развиваться политические, профессиональные и культурные общественные организации.
Усилилась социальная мобильность внутри самих обществен-ных групп. Из-за обострения национальных, классовых противо-речий большое количество разорившихся крестьян мигрировали в города, они становились главным источником пополнения рабочей силы на новых предприятиях. В то же время часть бюрократов и помещиков начала
вкладывать деньги в промышленность и торговлю, превращаясь в промышленных капиталистов и торговцев.
Вслед за открытием новых учебных заведений появилась многочисленная интеллигенция нового типа.
В годы Китайской Республики возникли общественные организации, охватывающие всю страну, влияние которых в обществе достигло небывалых масштабов, хотя и было существенно меньше, чем влияние ГМД и КПК.
Постепенно происходил переход к современному образу жизни. Городское и сельское население стало перенимать западный стиль жизни. Хотя большинство сельского населения продолжало носить традиционную одежду, в городах европейская одежда стала приметой времени не только в высших слоях общества, но и среди простого народа.
В период Китайской Республики, ставший переходным, в обществе проявился ряд особенностей. К наиболее важным следует отнести одновременное существование признаков как «упадка», так и «прогресса» общества. Синьхайская революция хотя и свергла цинскую династию, но не покончила с господством империализма в Китае. После учреждения республики страна по ряду показателей все глубже погружалась в состояние полуколонии. Вооруженная агрессия империалистической Японии усугубила положение. Поэтому часть истории Китайской Республики была частью истории «упадка» китайского общества.
Однако империалистическая агрессия не смогла полностью остановить поворот китайского общества к современному обществу. Закрытое феодальное общество начало разрушаться, за годы Китайской Республики капитализм в Китае получил довольно большое развитие. Китай постепенно входил в русло мирового развития, «шаг за шагом шел к полуфеодальному или полука-питалистическому обществу» (050, с. 14), китайское общество постепенно поворачивалось к современному обществу, что означало его одновременный «прогресс» наряду с «упадком».
Еще одной особенностью общества было сосуществование «традиционного» и «современного» образа жизни. С одной стороны, в городах непрерывно распространялось и усиливалось веяние современного духа, с другой - деревня по-прежнему сохраняла традиционный облик.
Другой важной особенностью было одновременное существование в разных регионах страны влиятельных местных политических властей, отсутствие единства страны, что определяло многолинейность и многообразие форм развития китайского общества в тот период. При правлении бэйянской клики отдельные милитаристы, опираясь на военную силу, устанавливали свою власть и свои порядки в отдельных районах и по своему усмотрению направляли их развитие. В период правления ГМД ситуация была еще более сложной. В стране возникли три изолированные территории: территория под управлением ГМД; территория создаваемых КПК революционных опорных баз и территория, захваченная японцами. На территории ГМД продолжало существовать полуколониальное, полуфеодальное общество; на территориях, захваченных Японией, общество имело полностью колониальный характер; на территории революционных опорных баз КПК создавалось новодемократическое общество. Из-за различий в управлении территориями разными были и темпы их развития. В районах, управлявшихся ГМД, темпы были низкими. На территории, захваченной Японией, из-за резких национальных противоречий развитие общества шло ненормальным путем. На территории революционных опорных баз вследствие проводимой КПК антиимпериалистической, антифеодальной поли-тики общество развивалось стремительно.
И. С. Ермаченко
КУЛЬТУРА
2005.02.052. ЛЮ ЧЖИЛУ. ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА ЛИ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОСМОЛОГИИ ВАН ФУЧЖИ? LIU JEELOO. Is human history predestined in Wang Fuzhi's cosmology? // J. оf Chinese philosophy. - Honolulu, 2001. - Vol. 28, N 3. - P.321-337.
История человечества развивается циклично: времена расцвета сменяются временами хаоса и упадка. В традиционной китайской космологии эта модель развития представлена диалектическим чередованием инь - ян или естественным порядком Неба. Но какова диалектика взаимоотношений Неба и индивидов, Природы и человека? Американский философ-китаевед рассматривает поста-новку и решение этого вопроса в космологии неоконфуцианца Ван Фучжи (1619-1692). Она строится на четырех основных принципах: рационализме, реализме, материализме и холизме. Согласно первому, природа принимается такой,