Научная статья на тему '2010. 03. 071. Ху дифэй. Национализм и политические перемены в Китае в Новое время. Ху дифэй. Миньцзучжуи юй цзиньдай Чжунго Чжэн чжи бяньцзянь. - Пекин, 2009. - С. 4, 2, 229. - кит. Яз'

2010. 03. 071. Ху дифэй. Национализм и политические перемены в Китае в Новое время. Ху дифэй. Миньцзучжуи юй цзиньдай Чжунго Чжэн чжи бяньцзянь. - Пекин, 2009. - С. 4, 2, 229. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙЦЫ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ КИТАЙСКИЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КНР ИСТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КНР ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ермаченко И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 071. Ху дифэй. Национализм и политические перемены в Китае в Новое время. Ху дифэй. Миньцзучжуи юй цзиньдай Чжунго Чжэн чжи бяньцзянь. - Пекин, 2009. - С. 4, 2, 229. - кит. Яз»

тить воедино разнообразные элементы пакистанского социума. Если же учесть, что большинство улемов, оппозиционно воспринявших «пакистанский проект» в тех формах, которые он обрел в реальности, оказалось не у дел, то становятся понятными и успехи исламистов, и быстрое распространение утопических идей возрождения халифата и установления всемирной гегемонии ислама.

Пакистанское государство стремится обосновать собственную легитимность в глазах мусульманского большинства, всячески педалируя роль ислама и шариата, что ведет к прогрессирующему расколу общества, так как представители других религий и нерелигиозные пакистанцы все более ощущают себя людьми второго сорта. «Религиозный национализм потенциально антилиберален. На всем Ближнем Востоке после крушения в 60-е годы светского национализма главной тенденцией стало усиление политики конфессионального характера. Основным следствием этого явились преследования христианских меньшинств, умудрившихся выжить в течение 1300 лет ислама, однако в настоящее время довольно быстро сходящих на нет» (с. 361).

Таким образом, исламистский национализм, отождествляющий нацию с религиозной общностью мусульман («уммой») и враждебно настроенный по отношению к национализму территориального и этнического характера, является источником нестабильности и хаоса. Своими успехами он обязан некой коренной амбивалентности мусульманской политической мысли. Пример подобной амбивалентности - Мухаммад Икбал, который так и не сумел найти приемлемый ответ на пакистанскую дилемму: «Он стремился к пакистанскому национализму... однако же хорошо понимал, что при сложившемся положении вещей. подобный национализм маловероятен. Он в одно и то же время и желал, и не желал мусульманского национального государства. Подобно Икбалу и Пакистан раздираем на части аналогичной двоякостью радикального свойства» (с. 362).

К.Б. Демидов

2010.03.071. ХУ ДИФЭЙ. НАЦИОНАЛИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ В КИТАЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ.

ХУ ДИФЭЙ. Миньцзучжуи юй цзиньдай Чжунго чжэн чжи бянь-цзянь. - Пекин, 2009. - С. 4, 2, 229. - Кит. яз.

Изучение национализма в Китае в период Нового времени1, пишет автор, преподаватель факультета общественного управления Цзинаньского университета, до настоящего времени велось главным образом с позиций исторической науки и сосредоточивалось на изучении его как идейного течения общественной мысли в этот период.

Однако развитие и изменение национализма в мире происходило в хронологических рамках эпохи модерности (сяньдайсин) и было теснейшим образом связано с формированием национальных государств. Именно это обстоятельство делает национализм предметом не только исторических, но и политологических исследований, к которым ученые КНР до настоящего времени еще не проявляли должного внимания.

В отличие от Запада, где, как принято считать, стимулом к появлению национальных государств было развитие городского общества и индустриализации, китайское национальное государство в ХХ в. явилось следствием столкновения Востока и Запада, когда китайская традиционная культура оказалась перед лицом жестокого кризиса.

Истоками возникшего в этот период китайского национализма были идеология, сохранявшая сходство с традиционной китайской идеологией, и знакомство с западными теориями, их заимствование и использование. Поэтому возникновение китайского национализма следует рассматривать под углом зрения влияния на него традиционной китайской культуры и культуры Запада. Китайский национализм не был просто перенесен на китайскую почву с Запада, имелась основа для его возникновения в традиционной культуре Китая.

Существовавшим в древнем Китае представлениям о Китае как о центре мира, с четырех сторон окруженном землями варваров, (географический централизм) соответствовало убеждение в превосходстве китайской культуры над культурой варваров (культурный централизм). Пришедшее из древности, когда китайские племена (хуася), перейдя к оседлому образу жизни и занявшись земледелием, обогнали в своем хозяйственном развитии соседей,

1 По принятой в современной исторической науке КНР периодизации 1840-1949 гг. - Прим. реф.

чувство культурного превосходства над ними стало ядром образа мышления и системы знаний в древнем китайском обществе.

Традиционная конфуцианская культура обладала достаточной мощью для того, чтобы играть руководящую роль в политической, социальной и даже экономической жизни, определять менталитет, образ жизни и систему ценностей в Китае. Вступая в контакт, она подчинила себе и ассимилировала культуру соседей. Разделение на китайцев и варваров стало источником легитимности имперской системы, породив среди китайцев чувство превосходства над другими народами, не допускавшего признания существования мира, состоящего из разных государств.

В конце правления династии Мин (1368-1644) - начале правления династии Цин (1644-1911) под влиянием постепенного проникновения в Китай переведенных на китайский язык западных трудов образованные китайцы, воспринимая западные знания о мире, постепенно пересматривали свои взгляды на Поднебесную. Некоторые начали сравнивать достоинства и недостатки китайской и западной культур.

Произошедшее в конце правления династии Мин знакомство передовых китайцев с географией мира способствовало разрушению старых китаецентристских представлений. Поворот от китае-центризма к национализму имел важнейшее значение в истории китайской мысли в Новое время. «Можно сказать, что большую часть истории китайской мысли в этот период составлял именно процесс превращения "Поднебесной" в "государство", подобное другим» (с. 57).

Хотя истоки возникновения китайского национализма в Новое время кроются в западном национализме, с которым он связан тысячами нитей, но между ними имеются огромные различия. В западных странах создание национального государства обычно предшествовало появлению зрелого национализма, тогда как в Китае национализм и создание национального государства обычно были связаны воедино. В западном национализме субъектом была буржуазия, в китайском - имевшие традиционное конфуцианское образование шэньши, новая интеллигенция и крестьянство. В западных странах с возникновением национализма было связано понятие демократических свобод, в Китае связь между национализмом и либерализмом осуществлялась очень трудно.

Китайский национализм в Новое время существовал в разных видах, главными из них были политический, культурный и расовый национализм (чжунцзу миньцзучжуи). Для китайского общества, оказавшегося в последующее время перед лицом более передовой в научно-техническом отношении западной культуры, он не был средством компенсации за возникновение у китайцев психологических комплексов самоуничижения и ощущения отсталости. В нем содержался мощный политический смысл, выражавшийся в стремлении создать национальное государство.

Содержанием культурного национализма в Новое время были убеждение в превосходстве китайской традиционной культуры среди других частей мировой культуры и отстаивание сохранения ее независимости.

Содержание политического национализма составляло создание национального государства, концентрация всех сил страны для ведения политической и даже военной борьбы за достижение этой цели.

Лозунгом расового национализма было изгнание маньчжуров, и этот вид национализма сыграл важную роль в свержении в 1911 г. Цинской династии, но утратив цель после этих событий, он потерял свое значение, тогда как культурный и политический национализм продолжали сохранять и усиливать свою роль. Культурный национализм в условиях проникновения в страну мощной передовой западной культуры отходил на второй план в борьбе за создание современного национального государства. Таким образом, политический национализм в Новое время стал играть роль наиболее представительной и влиятельной силы в стране и оказывал глубокое влияние на политические перемены, происходившие в Китае в этот период.

В первой половине ХХ в. Китай прошел через сокрушительные перемены, за эти полвека произошли три значимые смены власти. В 1912 г. в результате Синьхайской революции маньчжурские цинские правители уступили место Китайской республике; в 1928 г., после продолжавшихся десять лет милитаристских распрей, было создано гоминьдановское национальное Нанкинское правительство; в 1949 г. КПК создала в Пекине коммунистическое правительство.

Поскольку природа созданной КПК в 1949 г. власти была иной, нежели у трех предшествующих ей в ХХ в., автор ограничился рассмотрением исторической ситуации создания в результате Синьхайской революции 1911-1912 гг. Китайской республики, создания после Северного похода 1927-1928 гг. Нанкинского го-миньдановского правительства и роли национализма в этих событиях.

Национализм использовался для утверждения легитимности в созданной Китайской республике новой власти Бэйянского пекинского правительства и при создании Нанкинского гомильданов-ского правительства (1928).

Свержение власти маньчжурской цинской династии в 1912 г. явилось результатом общих усилий Гоминьдана, участников движения за введение конституции в цинской империи и бэйянских милитаристов, во многом отличившихся в своих позициях и в методах своих действий.

Идеи Лян Цичао, первого, кто ввел в Китае понятие «национализм», и его теория «малого национализма» (внутри страны) и «большого национализма» (за пределами Китая) определяли курс националистического движения конституционалистов1 и выделения ими в качестве первостепенной задачи сохранение власти династии Цин для оказания сопротивления натиску империалистических держав.

Цинское правительство в конце концов решило вступить на путь реформ, что отвечало потребности в сильном центральном правительстве для модернизации страны. Однако «реформы свергли реформаторское правительство» (с. 29). Новые меры не только еще более ослабили уже слабую центральную власть, но и послужили толчком к широкому распространению националистических идей в обществе.

Национализм стал одним из идеологических ресурсов, использовавшихся оппозиционными общественными группами в выступлениях против маньчжурского цинского правительства. Одной из них была интеллигенция. Из-за происходивших с начала Нового времени перемен в китайском обществе были перерезаны традици-

1 Сторонники введения в Цинской империи конституционно-монархического правления. - Прим. реф.

онные каналы вхождения в центральную власть людей, получивших традиционное конфуцианское образование (шэньши), они потеряли прежнее положение в обществе. Их усилия путем создания национальных организаций вернуться в центральную власть, фактически были попыткой создать новое государство.

Революционеры (гэминдановцы) отстаивали крайне националистическую антиманьчжурскую позицию «изгнания маньчжуров» (пай мань). Под воздействием всплеска расового национализма произошла самая широкая мобилизация всех сил общества, революция привела к падению династии Цин. Создание Китайской республики стало первым шагом на пути создания современного национального китайского государства, но задача его построения была еще далеко не завершена.

После смерти в 1916 г. узурпировавшего власть с помощью военной силы Юань Шикая, избранного Национальным собранием в 1912 г. временным президентом Китайской республики, Китай вступил в десятилетия господства в стране милитаристов. Представлявшее легитимную центральную власть пекинское правительство реально не контролировало всю территорию страны. В обобщенном значении оно продолжало выполнять задачу построения национального государства путем концентрации всех сил на ведение политической и даже военной борьбы, и в этом смысле его деятельность можно характеризовать как проявление политического национализма.

В то же время, выражая интересы милитаристских группировок Севера, пекинское правительство продолжало культурные традиции, унаследованные от консерваторов позднего периода цин-ской империи, и, прежде всего, почти абсолютное поклонение Конфуцию, в надежде на то, что, следуя путем сохранения старых порядков, Китай сможет вернуться к своим истокам. В этом проявлялись приметы культурного национализма.

После провала попыток Пекинского правительства объединить страну как военной силой, так и мирным путем в 20-х годах ХХ в. в политической жизни Китая обозначилась тенденция к федерации самоуправляющихся провинций. После провала предпринимавшихся в этом направлении усилий осуществленный силами Юга под руководством революционеров Северный поход 19271928 гг. подготовил первоначальную организационную основу и

прочный фундамент для создания Нанкинского правительства, что означало наступление нового этапа в построении национального государства в Китае.

Создание Нанкинского правительства отражало процесс перемещения Гоминьдана (Национальной партии) с периферии в центр, и в этом процессе нельзя преуменьшать роль национализма. До объявленной Сунь Ятсеном в 1919 г. реорганизации Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия) в Чжунго гоминьдан (Китайская национальная партия) Гоминьдан (ГМД) находился полностью на окраине политической жизни Китая как в территориальном, так и в идеологическом отношении, поскольку он далеко отстоял от главного идейного течения тех лет - «Движения за новую культуру». Однако именно это периферийное положение ГМД позволило ему исподволь использовать огромный потенциал, скрытый в массовой культуре.

Успехи ГМД, завершившиеся созданием Нанкинского правительства, были неразрывно связаны с осознанным использованием в политике национализма, который имел в Новое время антиимпериалистическую направленность, занимая главное место среди идейных течений в массовой культуре китайского общества и ярко проявлялся в событиях того времени (движение ихэтуаней 18981900 гг.; реакция китайского общества на выдвинутые Японией в 1915 г. 21 требование1 к Китаю; Движение «4 мая» 1919 г.).

Приход ГМД к власти был обеспечен широкой поддержкой масс. После создания Нанкинского правительства главной задачей ГМД стало укрепление власти и авторитета в массах, на что было направлена проводимая им социально-экономическая политика урегулирования. Деятельность Нанкинского правительства с самого начала имела целью путем проникновения государственных властных структур в сельское общество создать социально-экономическую структуру для интеграции города и деревни, и в то же время с помощью партийного управления урегулировать политическую и общественную структуры, чтобы добиться целостности государства.

1 Попытки Японии, воспользовавшись событиями Первой мировой войны, превратить Китай фактически в свой протекторат. - Прим. реф.

Однако все усилия Нанкинского правительства в этом направлении не достигли успеха. Неудача политики урегулирования в деревне привела к разрушению связи между деревней и центральной властью. Правительство не смогло урегулировать националистические настроения в массах сельского общества, выработать идеологию, развить эти настроения, перевести их в массовое общественное движение и тем самым укрепить авторитет центральной власти.

Во внешней политике непоследовательность Нанкинского правительства в ведении войны с Японией в 1937-1945 гг. и связи правительства с США придавали действиям правительства антинационалистическую окраску. Поэтому хотя Нанкинское правительство сознательно использовало национализм в политике, но за годы его правления он из национализма, имевшего в годы Северного похода 1927-1928 гг. широкую социальную базу, превратился в национализм с узкой социальной базой. Так же, как и находившееся под контролем бэйянских милитаристов Пекинское правительство, Нанкинское правительство не смогло завершить создание национального государства.

Структурные изменения китайского национализма в Новое время нашли глубокое отражение в политических переменах в Китае и одновременно они были неизбежным результатом происходивших тогда в стране политических перемен.

При рассмотрении китайского национализма в Новое время заслуживает особого внимания тема «сверхнастороженного» узкого национализма, идущего под флагом патриотизма. В ХХ в. в каждом крупном городе страны постоянно возникали под руководством студенческой молодежи широкомасштабные демонстрации протеста против ультраправых высказываний японских чиновников в адрес Китая. Разгневанная студенческая молодежь выступала перед общественностью в облике патриотов, но экстремистские действия и ультранационалистические лозунги не были выражением подлинного патриотизма. «Патриотические» настроения и способы их выражения создавали обратный эффект и осложняли правительству ведение внешней политики.

В мононациональном государстве национализм может служить скрепой единства и целостности государства, но в государст-

ве многонациональном националистические настроения могут стать причиной его развала.

Национализм появляется позже патриотизма. Патриотизм служит целостности государства и его сплоченности. Патриоты главным образом любят государство в его существующем состоянии, безотносительно к тому, является оно диктатурой или демократией, передовым или отсталым.

Национализм скрепляет целостность государства, но может привести и к его распаду. Узкий национализм часто доводит до крайности нерациональные моменты в национализме, которые в сочетании с лихорадочным патриотизмом часто приносят большой вред.

И. С. Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.