Научная статья на тему '2005. 01. 044. Юй цзехуа. Типы, структура и основные ценности национализма в Китае в Новое время. Юй цзехуа. Цзиньдай чжунго миньцзучжуи ды лэйсин, гэцюй цзи чжудао цзячжи// чжунго цзиньдай ши (фуинь баокао цзыляо). - Пекин, 2001. - № 7. - С. 27-34. - кит. Яз'

2005. 01. 044. Юй цзехуа. Типы, структура и основные ценности национализма в Китае в Новое время. Юй цзехуа. Цзиньдай чжунго миньцзучжуи ды лэйсин, гэцюй цзи чжудао цзячжи// чжунго цзиньдай ши (фуинь баокао цзыляо). - Пекин, 2001. - № 7. - С. 27-34. - кит. Яз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙЦЫ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ / НАЦИОНАЛИЗМ КИТАЙСКИЙ ТИПЫ И ФОРМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ' КИТАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 044. Юй цзехуа. Типы, структура и основные ценности национализма в Китае в Новое время. Юй цзехуа. Цзиньдай чжунго миньцзучжуи ды лэйсин, гэцюй цзи чжудао цзячжи// чжунго цзиньдай ши (фуинь баокао цзыляо). - Пекин, 2001. - № 7. - С. 27-34. - кит. Яз»

ИСТОРИЯ

2005.01.044. ЮЙ ЦЗЕХУА. ТИПЫ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ НАЦИОНАЛИЗМА В КИТАЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ. ЮЙ ЦЗЕХУА. Цзиньдай чжунго миньцзучжуи ды лэйсин, гэцюй цзи чжудао цзячжи// Чжунго цзиньдай ши (фуинь баокао цзыляо). - Пекин, 2001. - № 7. - С. 27-34. - Кит. яз.

Как отмечает автор (Яньтайский педагогический институт, г. Яньтай), существует много типов национализма.

Так, Чжэн Шицюй пишет о культурном национализме, Цзин Гуантао - о китаецентризме, а Чжан Ляньго - о либеральном (рациональном) национализме в Китае в Новое время. Цзян Ихуа, выявляя направленность разных форм китайского национализма в рассматриваемый период, разделил их на четыре типа - расовый, экономический, политический и культурный.

Автор предлагает свою классификацию, учитывающую культурные истоки и временные особенности. Он выделяет традиционный национализм и национализм Нового времени. Истоки традиционного национализма восходят к периоду Чуньцю (УШ-У вв. до н. э.), их можно проследить в присущих тому времени представлениях о необходимости «почитать правителя, изгонять варваров» в уверенности, что «другие народы отличаются по духу». После правления Сунской династии (960-1279) государство на Великой Китайской равнине при правлении разных династий многократно подвергалось набегам северных кочевых соседей, поэтому идея обороны китайцев от варваров все более укреплялась. После «опиумной» войны (1840-1842) китайцы, исходя из традиционного взгляда, ставили свою культуру выше иностранной и смотрели на иностранцев как на варваров.

В Китае национализм как идейное течение в современном смысле возник в конце Х1Х - начале ХХ в. Здесь четко обозначаются две разновидности. Одна из них - расизм, провозглашающий превосходство ханьской национальности (одно из его проявлений - антиманьчжуризм), другая - антиимпериализм. Те, кто видел главную задачу в борьбе с империализмом, делает упор на нацию, которая определялась как формировавшаяся на протяжении многих веков, связанная общей исторической судьбой многонациональная общность народов Китая. Заимствуя высказывания Лян Цичао, можно назвать первый национализм «малым» (второстепенным), второй - «главным». В первом случае речь

идет об отношении этноса хань к другим этносам Китая, во втором - об отношении всех этносов Китая ко всем народам за его пределами. «Малый» национализм выражал идею антиманьчжуризма, «главный» -идею совместного отпора всех национальностей Китая внешней угрозе, идею борьбы за достижение независимости китайской нации.

По «признакам национальной идентификации» национализм в Китае в Новое время можно разделить на клановый, политический, экономический, культурный. В клановом национализме главное значение имеет принадлежность к определенному роду, делается упор на отличия между национальностями по принципу кровных связей либо принадлежности к определенной расе.

В политическом национализме признаком национальной идентификации является признание государственной и политической власти с акцентом на то, что единственной законной формой власти признается независимая власть национального управления, а главной целью - создание суверенного национального государства.

В основе экономического национализма лежала идея экономической самостоятельности, обеспечивающей развитие китайской экономики и усиление совокупной мощи государства. Знаменем экономического национализма в Новое время был лозунг «Производство спасет страну».

После ослабления китаецентризма для той части приверженцев культурного национализма, которые особо выделяли значение традиционной китайской культуры, признаком национальной идентификации стало утверждение так называемой национальной самобытности. Ее приверженцы ставили традиционную китайскую культуру выше любой другой. Китайские консерваторы обычно считали, что китайская материальная культура отстает от западной, но всячески превозносили традиции национальной духовной культуры. Однако обратной стороной этого часто бывало самоуничижение; при отсутствии возможности равняться с западными странами в экономической и политической областях им оставалось лишь сохранять чувство культурного превосходства Китая как средство сохранения или восстановления национального самоуважения.

По принципу связи с другими политическими и идейными течениями национализм в Китае в Новое время можно разделить на революционный (радикальный), либеральный (рациональный),

консервативный и на национализм, отстаивающий возвращение к древним образцам.

Хотя в истории китайской идеологии в Новое и Новейшее время радикализм, либерализм и консерватизм представляли собой три противостоящие и противоборствующие системы ценностей, но сам факт их сосуществования показывает, что они имели много общих идей и основополагающей среди них была поддержка националистического направления в общественной мысли Китая.

Революционный (радикальный) национализм органически связан с радикальным демократизмом. Его отправная точка - заявление Сунь Ятсена, что свержение маньчжурского правительства, знаменующее изгнание маньчжуров, - это национальная революция, а ликвидация при этом монархии - одновременно и политическая революция. В период движения «4 мая» 1919 г. провозглашался лозунг бороться на международном фронте за государственный суверенитет, а на внутреннем - карать государственных преступников. Позже КПК и ГМД (гоминьдан) выработали антиимпериалистические, антифеодальные программы. Все это показывает, что радикалы всегда несли великое знамя национализма.

Либеральный (рациональный) тип китайского национализма -самый «трудный», поскольку, отстаивая ценность и свободу личности, надо все время помнить о верховенстве национальных интересов и бороться за спасение страны. Идея, что спасение государства зависит от спасения личности, а свобода личности создает благоприятные условия для свободы государства, не находила поддержки в Китае.

Консервативный национализм в своей основе проявлялся как культурный национализм, явно отличаясь от радикализма с его резкими выступлениями против традиций и от либерализма с отстаиваемой им полной вестернизацией Китая. Сторонники консерватизма придавали особое значение традициям, рассчитывая таким образом пробудить в китайском народе стремление сохранить чувство национального самоуважения. Они сводили проблему национального возрождения к возрождению китайской культуры.

Существовал еще один тип - национализм, выражавшийся в призыве вернуться к образцам Древнего Китая и полностью отвергавший иностранные знания и политику.

До сформирования в Китае в конце Х1Х - начале ХХ в. национализма Нового времени в Китае был распространен традиционный

национализм. В период с «опиумной» войны (1840-1842) до японо-китайской войны (1894-1895) в нем были две центральные идеи. Одна -идея расового национализма, предста-вителями которой были тайпины, рассматривавшие маньчжуров как иноземцев и стремившиеся к их окончательному уничтожению в надежде восстановить таким образом национальное самоуважение ханьцев. Вторая - идея китаецентризма, сводившаяся к глубокой вере в превосходство китайского строя и культуры над иностранными и к полному отрицанию каких-либо иностранных влияний, включая науку и технику, общественное устройство, систему понятий и ценностей. К сторонникам китаецентризма принадлежали участники движения «за самоусиление», которые хотя и допускали заим-ствование иностранной техники и науки, но отвергали иностранные системы ценностей и понятий, верили в превосходство китайской культуры в мировом масштабе.

Поражение Китая в войне с Японией (1894-1895) заставило образованных китайцев пересматривать свои представления, что поколебало психологические позиции китаецентризма в обществе. После японо-китайской войны началось широкое проникновение в Китай западной буржуазной культуры и идеологии, включая идеи современного западного национализма, что создало новую теорети-ческую базу для развития в Китае современных националистических идей.

Замена традиционного национализма национализмом Нового времени сопровождалась тенденцией к многообразию последнего и изменениями в его структуре.

Возросло понимание необходимости объединить усилия всех народов Китая для отпора империализму, а также несправедливости и ограниченности идей антиманьчжуризма. В этих условиях «общенациональный», антиимпериалистический «главный» национализм заменил имевший антиманьчжурскую направленность «малый» национализм, стал главным идейным националистическим течением.

Идейное течение антиманьчжуризма на стыке Х1Х и ХХ вв. отличалось по своему содержанию от идей традиционного «расистского национализма», частично принадлежало к сфере современного национализма, соединялось с идеями демократии, требованиями реформ, революции. Так, Чжан Тайянь, горячо воспевавший антиманьчжурские лозунги, в то же время поднял знамя «антиманьчжурской революции». Лян Цичао выдвинул идею «главного» национализма и выражал надежды на то, что все ханьцы, маньчжуры, уйгуры и тибетцы составят единую

великую нацию. Кан Ювэй предложил назвать сообщество всех национальностей, проживавших на территории Китая, китайским (чжунхуа). Таким образом сформировалось общее понятие «китайская нация» (чжунхуа миньцзу), объединявшее все народы, проживавшие на территории Китая.

Китайские революционеры, критикуя реформаторов, в то же время признавали идею совместной борьбы народов Китая против империализма.

Национализм Сунь Ятсена прошел путь от пропаганды идеи антиманьчжуризма к выдвижению идеи «единства пяти национальностей» Китая, «единения национальностей», к выражению надежды на то, что объединение народов пяти национальностей станет китайской нацией, составит единое национальное государство, возникнет новый «китайский» (чжунхуа) национализм, в содержании которого кроме призыва к единению народов Китая будет и призыв к китайскому народу подняться на сопротивление национальному угнетению со стороны иностранных держав. В манифесте, принятом на I конгрессе ГМД, указывалось, что национализм ГМД имеет двойной смысл, включающий стремление народов Китая к собственному освобождению и утверждение равенства всех национальностей на территории Китая. Позже Мао Цзэдун объявил о полном одобрении данного Сунь Ятсеном толкования смысла «национализм».

Особенностью развития современного национализма на его ранней стадии в начале ХХ в. было преимущественное развитие расового, политического и культурного национализма и слабость экономического. После выдвижения идеи «республика пяти национальностей» расовый национализм пошел на спад, а политический и культурный национализм вступили в полосу подъема.

Политический национализм имел особую значимость и влияние. Главным содержанием последнего на раннем этапе его развития была идея создания национального государства, которую высказывали и революционеры, и реформаторы. После провоз-глашения Китайской республики (1912) продолжился подъем политического национализма, на смену отошедшей главной в нем идеи - антиманьчжуризма - пришел антиимпериализм. Наблюдавшийся в начале ХХ в. первый подъем политического национализма в Китае выражался в выступлениях против цинской династии, в требованиях разрешения внутриполитических проблем. Возникшие в период Китайской Республики (1912-1949) второй

и третий его подъемы были, главным образом, связаны с борьбой против империализма и против колониальной агрессии иностранных держав.

В начале ХХ в. китаецентристский национализм шел к упадку, но у некоторых людей, принявших модель «западное - материальное, китайское - духовное», сохранялось убеждение в безоговорочном превосходстве китайской духовной культуры над западной, возникла современная форма культурного национализма.

В период реформ 1898 г. на начальной стадии формирования этого типа национализма, Кан Ювэй, Лян Цичао выдвинули призыв «сохранить конфуцианство», попытались вызвать противостояние между конфуцианством и христианством. В период Синьхайской революции (1911-1913) Чжан Тайянь, Хуан Цзе призвали сохранить систему образования в стране, для чего, считали они, необходимо было возродить как главную суть национальный дух Китая. В период движения «4 мая» 1919 г. Лян Цичао выдвинул лозунг «азиатизации», заявляя, что китайская культура спасет погрязший в заботах о материальном Запад.

После 30-х годов ХХ в. стало формироваться как идейное течение неоконфуцианство, ставшее главным идейным течением культурного национализма. Кроме того, существовал еще и не относившийся к главным идейным течениям официальный гоминьдановский культурный национализм.

Экономический национализм в Китае в Новое время не был сильным идейным течением, но находил определенный отклик в умах людей. Чжэн Гуаньин уже в период японо-китайской войны (1894-1895) выдвинул призыв к ведению «торговых войн» с целью противостоять экономической эксплуатации со стороны иностранных держав.

Поднятое в начале ХХ в. шэньши и торговцами движение за возвращение прав и за возврат железных дорог означало форми-рование в Китае экономического национализма. Однако в то время он мог быть лишь привязкой к политическому национализму, поскольку, отмечал Сунь Ятсен, без независимости, свободы, демократии и объединения в стране нельзя создать действительно крупную промышленность.

Особенностью перемен, происходивших в национализме Нового времени в Китае, было наиболее быстрое развитие радикального и консервативного национализма, затрудненное развитие либерального национализма и сохранение лишь отголосков национализма, призывавшего к возвращению к образцам Древнего Китая.

Именно радикальный национализм, наиболее способный выразить требования политического спасения, стал самым стойким типом национализма. Позиция ярой критики традиционной культуры, которую занимали радикалы, по-прежнему основывалась на национализме, но измена национальной культуре ради того, чтобы сделать нацию сильной, - это был заслуживавший сожаления и безысходный выбор.

В конце правления цинской династии (1644-1911) течение радикализма делилось главным образом на анархистское и буржуазное революционно-демократическое течения, причем последователи обоих течений стояли на позициях радикального национализма с его призывами к «революционному изгнанию маньчжуров». В начале существования Китайской Республики главным идейным течением в Китае был радикальный демократизм, а позже - марксизм. Одной из главных причин широкого распространения марксизма в Китае было его восприятие как идейного оружия для спасения китайской нации от гибели. Особо следует отметить, что основная идея ленинской теории, в области национального и колониального вопросов оказала огромное влияние на содержание национализма в Китае. Несколько позже КПК и ГМД возложили историческую вину за беды Китая на западные державы и связали свои надежды с антиимпериалистическим национализмом.

Консервативный национализм и культурный национализм по сути мало чем отличались друг от друга. Оба течения возникли параллельно. С обострением национальных противоречий консер-вативные настроения в стране крепли, а с развитием национального кризиса надежды на то, что сохранение китайской системы ценностей сыграет свою роль в выводе страны из кризиса, все усиливались. В конце правления династии Цин и в период Китайской республики наступил подъем радикализма и консервативного национализма, тогда как место либерализма и рационального национализма в общественно-политической жизни страны остава-лось неясным. Янь Фу, Ху Ши и другие либералы не считали, что империализм был источником бед Китая, и относили его трудности главным образом на счет упадка и бедности страны. Находясь перед трудным выбором между заботой о спасении страны и защитой личности, они усердно защищали понятия и ценности индиви-дуализма. Подобная позиция в Китае Нового времени, где происходил быстрый рост антиимпериалистического сознания, естественно должна была наталкиваться на стену неприятия.

Хотя в Китае идеи либерализма и национализма были несовместимы, но, если углубляться в идейные поиски, можно обнаружить, что и в среде китайских либералов присутствовали националистические настроения и мысли. Фактически либералы стремились к тому, чтобы путем самоусиления и настойчивой учебы у Запада достичь национальной свободы и процветания, и решительно отвергали ксенофобию во всех ее проявлениях. Они превозносили свободу личности, как способ добиться национальной независимости и процветания.

Национализм, основанный на идее возврата в прошлое Китая, в период модернизации страны оказался не ко времени, после японо-китайской войны его влияние ослабло, но вплоть до движения «4 мая» 1919 г. следы его присутствия в общественно-политической жизни Китая сохранялись.

Оценивая национализм Нового времени в Китае, автор определяет это идейное течение как «отстаивавший независимость, самостоятельность и самоуважение китайской нации современный, просвещенный, рациональный национализм» (с. 32). Во-первых, идеи национализма о необходимости отстаивать независимость, самостоятельность и самоуважение нации составляли суть национального сознания и признавались всеми политическими силами страны.

Во-вторых, современный национализм должен играть роль посредника, связывающего между собой национальные культурные традиции и модернизацию. Для того чтобы модернизация в Китае имела опору и обрела значимую силу, необходимо, чтобы она не вступала в конфликт с национальными традициями. Стремление сохранить самоуважение нации путем культивирования чувства превосходства китайской культуры над другими в условиях отсталой страны была самообманом. Упадок традиционного китаецентристского национализма был неизбежен.

После возникновения в мире современного национализма во всем многообразии его форм и направлений все его представители в разной степени приняли модернизацию и согласились с ней. Разделявшие идеи консервативного национализма китайцы также положительно относились к западной материальной культуре, демократическим идеям и науке. Именно на том основании, что представители разных типов и направлений национализма в Новое время восприняли идею

модернизации, включая построение современного национального государства, развитие современной системы ценностей, можно сделать вывод, что в ценностной ориентации националистического движения в Китае в Новое время модернизация занимала одно из главных мест.

В-третьих, главным направлением в ценностной ориентации китайского национализма в Новое время был просвещенный национализм. Хотя в тот период истории национальному сознанию китайцев были присущи слепое самовосхваление и слепая ксено-фобия, отторжение пришедшей извне культуры, но все это не могло составлять содержания основного идейного течения в Китае в Новое время и подвергалось постоянной критике со стороны просвещенных людей.

В-четвертых, некоторые, обладавшие широким кругозором, выразители националистических идей стояли на позиции раци-онального познания Китая, не занимаясь при этом ни самоуничижением, ни восхвалением, призывали стремиться к выработке стратегии и решению вопросов исходя из коренных интересов китайской нации, избегать импульсивных, непродуманных действий. Представители рационального национализма давали высокую оценку понятию «мир» и его значимости. Касаясь внутренних дел, они говорили о равенстве всех национальностей, об их взаимном уважении и совместном движении к процветанию страны. Во внешних делах они выступали за совместное сосуществование китайской нации и других народов мира, за совместные планы развития, за усилие в продвижении дела мира и развития в мире.

В целом, национализм в Новое время в Китае был идейным течением, обладавшим наиболее концентрированной и мобили-зующей силой, но некоторые типы национализма несли в себе и разрушительные силы, имели отрицательный характер.

Необходимо прилагать усилия к обобщению, усвоению исторического опыта, чтобы развитие национализма шло в конструктивном направлении.

И. С.Ермаченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.