ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ВКЛАД КОНФУЦИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Бутов Александр Владимирович
кандидат экономических наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ учения Конфуция, показаны способы формирования основ совершенного государства, роль правителя и чиновников в системе государственного управления и требования, предъявляемые к ним. Особое значение в процветании государства, по Конфуцию, занимают создание и развитие системы доступного народного образования, обеспечивающей в том числе воспитание преданных правителю, трудолюбивых, законопослушных, бескорыстных и заботящихся об интересах народа чиновников. Результаты исследования позволяют объективно оценить вклад Конфуция в теорию государственного управления, а также возможности использования его идей в современной практике управления.
Ключевые слова: государство, абсолютная монархия, ритуал, цели и принципы государственного управления.
CONFUCIUS'S CONTRIBUTION TO IMPROVEMENT OF THE STATE ADMINISTRATION SYSTEM
Butov, Alexander V.
PhD, Assistant Professor of the Department for Organization-Management Innovations of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The article provides the analysis of the Confucius's doctrine, shows ways of forming the foundations of the perfect state, the role of the ruler and clerks in the system of state administration as well as requirements advanced to them. Special attention to state prosperity is given to creation and development of the system of accessible people education, which could ensure upbringing of devoted to the ruler, hard-working, law abiding, unselfish and caring for people's interests clerks. Findings of the research help us assess objectively the Confucius's contribution to the theory of state administration and possibility to use his ideas in the current practice of administration.
Keywords: state, absolute monarchy, ritual, goals and principles of state administration.
Конфуций родился в 551 г. до н. э. в небольшом китайском царстве Лу в небогатой и незнатной семье. Вопреки своему невысокому положению в обществе он выбрал карьеру чиновника, которая не была ни продолжительной, ни выдающейся. Он открыл первую частную школу, доступную для всех желающих получить образование. И все же Конфуций обрел всеобщее признание и славу, став не только великим учителем, но и создателем конфуцианства - государственной идеологии Древнего Китая. При жизни Конфуция и после его смерти он был окружен не только друзьями и единомышленниками, но и непримиримыми врагами. Первый император Китая Цинь Шихуанди даже повелел сжечь все конфуцианские книги, считая их угрозой своей власти, основанной на жестокости, страхе и насилии [4. -С. 320]. Рассмотрим вклад Конфуция в совершенствование системы государственного управления.
В отличие от европейских стран в Древнем Китае была известна только одна форма государственного устройства - абсолютная монархия, которая в годы жизни Конфуция была ослаблена раздробленностью государства на множество мелких царств, частыми войнами, чрезмерным имущественным неравенством и нищетой народных масс. Поэтому Конфуций, в отличие от Платона и Аристотеля, предлагает не новые формы государственного управления, а только способы совершенствования монархии, в результате осуществления которых государство должно стать большой семьей, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от старших, власть правителя сравнивается с властью отца [1; 2].
Междоусобные войны имели для страны и ее народа катастрофические последствия: невосполнимые потери на полях сражений, непрекращающиеся грабежи и насилие, забвение религиозных ритуалов и нравственных норм. Страна все глубже погружалась не только в экономический, социальный, но и нравственный кризис: ста-
рые устои и жизненные принципы отвергались, а новые были далеки от идеалов. Конфуций считал, что с потерей нравственности неизбежно гибнет каждый отдельный человек, распадаются семьи, разлагается общество и погибает государство. Конфуций писал, что «история давно уже потеряла свой путь... и небо делает меня колоколом, глашатаем вечных и неизменных истин» [3. - С. 380]. Поэтому путь к спасению он видел в нравственном возрождении общества.
Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов, а путем следования ритуалам. Жизнь по ритуалу - это нескончаемая смена масок, исполнение очередной своей роли: любящего сына или отца, преданного мужа, заботливого правителя. В ритуале человеческая жизнь очищается от всего случайного, приобретает свой истинный смысл, позволяет жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.
В основе ритуала лежала идея о строгом следовании людей национальным нравственным ценностям - преданности государю, любви к родственникам и членам семьи, верности друзьям. При этом младшие (дети и простолюдины) всегда должны подчиняться старшим (родителям и правителям). По Конфуцию, служить правителям нужно не для того, чтобы им угождать, добиваться признания, богатства или славы, а для проведения реформ, в ходе которых на смену бесконечным войнам, ненависти и нищете придут мир, доброта и счастье в обществе. Только следуя по пути достижения этой высшей цели служения обществу, можно обрести добродетель.
Как считал Конфуций, мудрый правитель не стремится запугать народ наказаниями и разбогатеть за его счет. Государство богато, если богаты его подданные, и не допускает чрезмерного имущественного расслоения. Правитель «помогает нуждающимся и не делает богатых еще богаче» [4. - С. 230]. Конфуций также полагал, что лучше быть бедным и трудиться, не покладая рук, чем жить в богатстве и
Бутов А. В. Вклад Конфуция в совершенствование системы государственного управления
праздности, не выполняя своих обязанностей перед семьей, подданными и государством.
Конфуций отвергал повсеместно распространенную власть, основанную на принуждении и страхе, выступал против насилия как метода государственного управления. «Зачем, управляя государством, убивать людей, - спрашивал Конфуций. - Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Людей следует не наказывать, а перевоспитывать» [3. -С. 129]. Он считал, что управлять страной нужно не страхом, а добросердечием: запрещать легче, чем воспитывать - это самый легкий, но бесполезный путь.
Конфуций не верил в насильственное исправление общества: тюрьмы и казни не могут искоренить зло из нашей жизни. На должности судьи он был равнодушен к судебным регламентам и законам, выносил решения, тщательно изучая судебные дела подсудимых и доверяя прежде всего своей интуиции. Конфуций утверждал: «Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие» [3. - С. 180]. Он полагал, что вершить суд, не воспитав человека, - значит карать невинного. «Сначала нужно научить людей, а потом судить их». Он не верил, что совершенствование законодательства улучшает жизнь, говорил о том, что «чем больше в мире законов, тем больше в нем преступников» [4. - С. 224].
Основой процветания государства является то, что правитель должен сам идти праведным путем, показывать личный пример и вести за собой народ, а уж потом регламентировать жизнь подданных, наказывать и награждать. Конфуций считал, что совершенствование общества должно начинаться с воспитания подданных.
Конфуций убеждал окружающих: «Нет ничего естественнее, ничего проще тех нравственных принципов, которые я вам внушаю. Все то, что я вам говорю, наши древние мудрецы раньше нас применяли на деле, и это применение, которое в века
минувшие было общераспространенным, сводится, во-первых, к соблюдению трех основных законов отношений - между государем и подданными, между родителями и детьми, между мужем и женою; во-вторых, к исполнению пяти главнейших добродетелей (человеколюбие, справедливость, твердость выполнения установленных обрядов, честность, верность)» [3. -С. 388].
Конфуций разделял людей на благородных и низких. Последние (сяо жень) руководствуются лишь соображениями личной выгоды, любят сеять вражду и ненависть среди окружающих, видят в людях только дурное, всегда озабочены и суетливы, ищут только сообщников, не уважают окружающих, домогаются целей любыми средствами, а получив желаемое, забывают о благодарности. Именно они и являются причиной войн, разрушения единства и гармонии в обществе. «Для начала, - призывал Конфуций, - удалим от нас льстецов и людей порочных и заменим их людьми искренними и добродетельными, поручим им наставлять народ лично и приучать его к выполнению пяти главных добродетелей» [3. - С. 379].
Долгом учителя Конфуций считал развитие в учениках прирожденных способностей и устранение их недостатков, а его главной задачей - воспитание возвышенных и сильных духом, вежливых и честных людей [4. - С. 175]. Конфуций указывал, что способности и знания ничего не значат без прочной нравственной основы - доверия и любви к людям, верности долгу и честности. Он полагал, что формирование духовной элиты, людей преданных высоким нравственным ценностям и ритуалу, способных противостоять сложившемуся жизненному укладу, в котором торжествовали цинизм, лицемерие и насилие, изменит мир к лучшему.
Конфуций разграничивал роль правителя и чиновников в системе государственного управления, полагая, что мудрый государь должен «править не управляя»: передать полномочия по государственно-
му управлению самым достойным и добродетельным чиновникам, наблюдать за результатами их работы со стороны и вмешиваться только в случае необходимости [4. - С. 233]. Также Конфуций считал, что правитель должен оценивать чиновников не за оказанные услуги и их личные качества, а за бескорыстное служение людям, следование по великому и праведному пути [4. - С. 174-175].
Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных стремиться к добродетели, которая должна лежать в основе их отношений. Причем решающая роль принадлежит соблюдению требований добродетели именно правящим классом, так как от этого зависит соблюдение нравственных норм со стороны подданных. А добродетель подданных, по Конфуцию, состоит в преданности правителю, послушании и почитании старших.
Главное в управлении - это обеспечение социального порядка, основанного на принципах морали и личном примере добродетельного правителя, способного завоевать доверие подданных. Своему ученику Цзы-гуну Конфуций сказал, что для эффективного управления важно обеспе-
чить людей пищей, оружием и завоевать их доверие. При этом можно поступиться оружием, можно даже отказаться от пищи (в конце концов, все мы смертны), но без доверия нет основы для государства. А завоевать доверие можно только:
- неустанной заботой о людях и вечной любовью к ним;
- твердым следованием нормам ритуала и правилам церемониала, важнейшим организационным и интеграционным инструментам управления;
- неустанным самоусовершенствованием, постоянной работой над собой.
Конфуций заложил основы всеобъемлющего учения, объединившего в единое целое все стороны общественной жизни китайской цивилизации - обычаи, мораль, политику, религию. Он положил начало созданию системы образования, предназначенной для подготовки не только высококвалифицированных, но и высоконравственных государственных служащих. Поэтому конфуцианство стало одним из самых влиятельных течений философской и общественно-политической мысли и было признано официальной государственной идеологией Китая.
Список литературы
1. Бутов А. В. Вклад Аристотеля в развитие теории управления // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 4 (88). - С. 92-99.
2. Бутов А. В. Развитие теории государственного управления в трудах Платона // Международная торговля и торговая политика. - 2014. - № 4 (84). - С. 99-112.
3. Конфуций. Изречения. - М. : Эксмо, 2014. - (БВЛ).
4. Малявин В. В. Конфуций. - М. : Молодая гвардия, 1992. - (ЖЗЛ).
References
1. Butov A. V. Vklad Aristotelya v razvitie teorii upravleniya [Aristotle's Contribution to the Development of Government Theory]. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2016, No. 4 (88), pp. 92-99. (In Russ.).
2. Butov A. V. Razvitie teorii gosudarstvennogo upravleniya v trudakh Platona [The Development of the Theory of State Administration in Plato's Works]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2014, No. 4 (84), pp. 99-112. (In Russ.).
3. Confucius. Izrecheniya [Aphorisms]. Moscow, Eksmo, 2014. (BVL). (In Russ.).
4. Malyavin V. V. Konfutciy [Confucius]. Moscow, Molodaya gvardiya, 1992. (ZhZL). (In Russ.).