Научная статья на тему 'Конфуций о субъективных условиях эффективного государственного управления'

Конфуций о субъективных условиях эффективного государственного управления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1163
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / STATE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / ПРИНЦИПЫ / CONDITIONS AND CRITERIA FOR GOVERN-MENT / СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СУБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF THE SUBJECT OF PUBLIC ADMINISTRATION / PRINCIPLES / GOVERNMENT ENTITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Зазыкин Владимир Георгиевич

В статье представлены высказывания Конфуция об эффективном государственном управлении и дан их анализ с точки зрения психологии управления и политической психологии. Автор утверждает, что главные положения об эффективном управлении, высказанные великим мудрецом две с половиной тысячи лет назад, актуальны и в настоящее время, а мысли Конфуция важны не только для осуществления государственного управления, но и для решения «кадровых вопросов», связанных с формированием высших эшелонов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains Con-fucius’s statements about efficient public administration and represents their analysis in terms of the management psychology and political psychology. It is shown, that the main theses on good governance, expressed by the great sage two and a half thousand years ago, are relevant at the moment. Confucius’s thoughts are important not only for the implementation of public administration, but also to address«personnel issues» associated with the formation of the top echelons of power.

Текст научной работы на тему «Конфуций о субъективных условиях эффективного государственного управления»

КОНФУЦИЙ О СУБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЯХ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин

Аннотация: в статье представлены высказывания Конфуция об эффективном государственном управлении и дан их анализ с точки зрения психологии управления и политической психологии. Автор утверждает, что главные положения об эффективном управлении, высказанные великим мудрецом две с половиной тысячи лет назад, актуальны и в настоящее время, а мысли Конфуция важны не только для осуществления государственного управления, но и для решения «кадровых вопросов», связанных с формированием высших эшелонов власти.

Ключевые слова: государство; го сударственное управление; принципы, условия и критерии государственного управления; субъект государственного управления; личностно-профес-сиональные качества субъекта государственного управления.

Summary: The article contains Con-fucius's statements about efficient public administration and represents their analysis in terms of the management psychology and political psychology. It is shown, that the main theses on good governance, expressed by the great sage two and a half thousand years ago, are relevant at the moment. Confucius's thoughts are important not only for the implementation of public administration, but also to address «personnel issues» associated with the formation of the top echelons of power.

Keywords: state, governance; principles, conditions and criteria for govern-

ment; government entity; personal and professional qualities of the subject of public administration.

В гуманитарных и общественных науках существует парадокс: чтобы двигаться вперед, необходимо обратиться к прошлому, в частности к высказываниям мудрых людей, которые еще тогда поняли, каковы истинные механизмы развития общества и управления им.

К числу таких мудрых людей принадлежит Конфуций (551-479 гг. до нашей эры). Про этого мыслителя написано много, и во всех работах ему и его мыслям и идеям дается очень высокая оценка. Конфуция всегда ставили и продолжают ставить в один ряд с величайшими умами человечества, и это совершенно справедливо. Мало того, он даже стал объектом религиозного поклонения.

Конфуций, вообще говоря, не был философом. Но для нас особенно ценно то, что он был государственным служащим, причем мудрым государственным служащим, что встречалось и встречается редко. Конфуций долго и успешно работал на управленческих должностях и приобрел соответствующий управленческий опыт, который вкупе с его феноменальным умом стал основой для обобщений, имеющих практически характер принципов или законов, следование которым помогает добиться эффективного управления. Заметим, что многие из его высказываний по своему содержанию

являются не только принципами, правилами и условиями осуществления эффективного управления, но и требованиями к субъектам управления или руководителям, что очень важно с психологической точки зрения.

Для нас принципиальным является так же то, что мысли Конфуция об управлении, имея глубокое психологическое и акмеологическое содержание, сформулированы афористично и образно, что делает их понятными и доступными для всех. Но особенно ценными нам представляются мысли Конфуция об эффективном государственном управлении. Сейчас, когда Россия находится в сложной ситуации, именно они становятся особенно актуальными. Обратимся к некоторым из них, но сначала определим свою позицию.

Дело в том, что государственное управление на высоком уровне рассматривается прежде всего как политическое управление. Однако политическое управление, несмотря на его явное или неявное идеологическое содержание, осуществляется «людьми и через людей», поэтому и здесь встают те же проблемы, что и в психологии и акмеоло-гии управления — подбор и расстановка кадров, соответствие занимаемым должностям, стиль управления, профессионализм управленческих кадров и пр. Так или иначе, но сложилась ситуация, когда психология и акмеология управления не рассматривают вопросы, связанные с психологическими аспектами государственного управления на высоком уровне, хотя, повторимся, в государственное управление прежде всего подразумевает управление людьми, что соответствует проблематике данных наук. Кроме того, в демократическом обще-

стве регулярно происходят выборы главы государства, а для победы на них требуется соответствующее эффективное политическое и государственное управление. Заметим, отдельными аспектами проблемы эффективного государственного управления занимается политическая акмеология, в которой главной задачей провозглашается развитие профессионализма политических деятелей, а следовательно, и эффективности их политической и управленческой деятельности [8].

Надо отметить, что личность и деятельность действующих первых лиц государства пока не стала объектом систематизированных психологических и ак-меологических исследований по политическим и этическим, но никак не научным соображениям. К тому же если их все же проводить, должен обязательно соблюдаться принцип научной объективности. Говорить правду, основанную на научных фактах, о психологических особенностях первых лиц государства — значит, давать дополнительные козыри их оппонентам, значит, вмешиваться в политическую борьбу, то есть предоставлять кому-то односторонние преимущества, а это неправильно. Кроме того, неизвестно, как будут управлять страной оппозиционеры, когда сами придут к власти. За последние годы мы не раз были свидетелями их удивительной трансформации. Можно, правда, обнародовать и психологическую информацию об оппозиционных лидерах, но в этом случае сами психологи превратятся в третью политическую силу, что, опять же, было бы неправильно, ведь каждый должен заниматься своим делом. К этому следует добавить, что в любом психологическом исследова-

нии очень сложных объектов, а таковыми являются субъекты государственного управления, всегда немало элементов субъективизма, что делает такие результаты незащищенными от нападок со стороны заинтересованных лиц. Если же объектом психологических исследований становятся прежние руководители государства, то такое изучение носит ретроспективный характер, при этом оно обязательно будет основано на разных мнениях заинтересованных лиц, что снижает его объективность, а значит, и достоверность.

Выходом из создавшейся ситуации может стать обращение опыту, накопленному человечеством и аккумулированному в мыслях и высказываниях мудрых людей, которые имеют характер принципов, условий или правил эффективного государственного управления. В этой ситуации мы обращаемся к мудрости Конфуция. В своем учении большое внимание он уделял прежде всего государственному управлению и, говоря современным языком, обеспечению его эффективности, которое может быть достигнуто за счет соблюдения определенных принципов, условий или правил.

Хотелось бы особенно подчеркнуть, что те, кто осуществляет государственное управление, в подавляющем большинстве случаев являются субъектами управления. В психологии и акмеоло-гии управления считается, что руководитель или управленец по-настоящему является субъектом управленческой деятельности, если он отличается в первую очередь:

- самостоятельным целеполаганием в управлении (сам обосновывает, формулирует и ставит цели для управляемой системы);

- самостоятельностью в принятии и реализации управленческих решений, выборе стратегий и методов управления;

- высокой ответственностью за результаты управления;

- его деятельность отличается низкой опосредованностью, то есть малой зависимостью от других субъектов профессиональных взаимодействий.

Иными словами, не всякий руководитель в силу своего места в иерархической структуре системы либо организации, или личностно-профессиональных качеств, или управленческой позиции является субъектом управления, а лишь тот, кто соответствует отмеченным характеристикам-признакам.

В высказываниях Конфуция относительно осуществления государственного управления представлен широкий спектр его установок по разным вопросам государственного управления — от принципов управления до требований к их субъектам. Остановимся на них подробнее.

В первую очередь рассмотрим общие принципы государственного управления.

Во главу угла Конфуций ставил подбор кадров: «Управлять — значит, ставить (расставлять) всех на свои места». Именно в хорошей кадровой работе Конфуций видел залог эффективного управления, в том числе государственного. Эта мысль многократно подтверждалась в практике управления.

Следует специально подчеркнуть, что при подборе и расстановке кадров Конфуций советовал обращать особое внимание на интеллектуальные и нравственные качества кандидатов на высокие должности, ибо от этого во многом зависит надежность управления и отно-

шение к управляющей системе и самому правителю. Приведем его высказывания на эту тему:

«Когда в государстве будут мудрые люди, тогда и управление государством может процветать».

«Если отдать должное честным людям и возвысить их над нечестными, то народ будет преданным, покорным. Если же вы будете бесчестных людей ставить над добродетельными и отдавать им преимущество над честными, истинно добродетельными людьми, тогда народ не будет ни покорным, ни преданным».

Заметим, что Святой апостол Петр высказывал похожую мысль о сущности управления как о поощрении людей, делающих добро, и наказании преступников [1, с. 1211]. Как это актуально для нашей нынешней ситуации и для отечественной государственной кадровой политики, особенно на уровне высших эшелонов власти!

Одним из высших принципов государственного управления, по Конфуцию, является «следование пути середины», то есть избегание всякого рода радикализма и крайностей. Очевидно, что мыслитель расценивал эволюционные преобразования как наиболее эффективные, поэтому, естественно, считал хорошими и сильными правителями тех, придерживается этого принципа. Это следует из многих его высказываний. Приведем некоторые из них [5]:

«Высший человек идет по пути середины».

«Приемлемая середина, как принцип, является высшим принципом, жаль, что редко кто из людей пользуется им».

«Трудно найти людей, которые держатся середины, поэтому приходится иметь дело с людьми нерешительными

или несдержанными; несдержанные хватаются за все, а нерешительные стараются избегать сложных дел».

Постараемся разобраться в содержании этих высказываний. «Путь середины» — это, как отмечалось, управление, когда в нем отсутствуют крайности — крайний радикализм и нерешительность.

Несдержанность, или крайний радикализм, в управлении, если не носит выраженной позитивной направленности, понимаемой и принимаемой многими людьми как назревшая необходимость, имеет серьезные недостатки, которые носят психологический характер. В частности, как свидетельствует имеющийся исторический и управленческий опыт, при таком управлении допускается много ошибок, потому что очень трудно просчитать все его последствия и особые случаи, да и несдержанные руководители не стремятся этого делать. Их главный принцип — яркий лозунг, масштабность предполагаемых свершений, поражающая воображение, а далее — «там разберемся». Естественно, это приводит к большим ошибкам. Присущий им радикализм, но уже в исправлении собственных ошибок часто порождает новые ошибки, в результате образуется «порочный круг ошибок», которые, опять же, не признаются по «политическим или идейным соображениям». Надо отметить, что радикализм в управлении всегда сопровождается блокировкой чьих-то интересов, что, в свою очередь, приводит к недовольству и протест-ным действиям. Помимо этого, он порождает много неожиданного, нового, что для большинства людей выступает как внешний стрессогенный фактор. Мало того, любые радикальные действия, даже

имеющие позитивную направленность, обязательно способствуют возникновению у части людей психологических барьеров, если не осуществлена основательная психологическая подготовка к ним. «Несдержанные правители» такими мелочами не занимаются.

Нерешительность в управлении порождает застойные явления, когда снижается уровень необходимого контроля и ответственности. В таких ситуациях часто функции управления берут на себя люди активные, но не имеющие для этого полномочий, преследующие свои личные или узкогрупповые интересы, что порождает хаос в управлении. Недавний наш исторический опыт — тому свидетельство.

Следование «пути середины», тщательная подготовка к необходимым преобразованиям, эволюционное их осуществление по Конфуцию является наиболее эффективным путем управления.

Конфуций большое внимание уделял обоснованию критериев эффективного государственного управления. Отметим прежде всего два из них.

Конфуций: «Хорошо управлять государством —это когда удовлетворены те, кто рядом, и возвращаются те, кто был далеко». Кратко рассмотрим содержание данного критерия.

«Удовлетворенности тех, кто рядом» в классовом обществе достичь трудно из-за разной направленности значимых интересов. Практика государственного управления показывает, что основными путями достижения такой удовлетворенности могут быть следующие:

- управление в интересах большинства;

- управление в интересах определяющего меньшинства с сильной психоло-

гической обработкой большинства (например, в странах с «железным занавесом» много довольных людей, потому что им не дают возможности сравнивать свою жизнь с жизнью других, но при этом постоянно твердят об «их счастье»);

- сочетание первого и второго пути в зависимости от ситуации.

При реализации в управлении всех путей необходимо не просто достигать ситуативного оптимума в удовлетворении потребностей людей, но и постоянно «разъяснять», а точнее — внушать, что «жить стало лучше, стало веселее», тогда многие будут действительно удовлетворены. Если этого не делать, то может срабатывать известный психологический эффект, когда чем больше потребностей людей удовлетворяются, тем больше возникает новых, становящихся весьма актуальными («чем больше дают, тем больше начинают требовать»). Иногда этот психологический эффект называют «феноменом старухи» из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что касается «возвращения тех, кто был далеко», то здесь ситуация предельно ясная: человек всегда ищет, где лучше. Если в своей стране лучше, чем в других странах, уехавшие люди начинают в нее возвращаться, становится больше союзников, партнеров и пр. Возвращение соотечественников, уехавших когда-то из страны — первый признак ее благополучия. Подчеркнем только, что этот критерий весьма актуален для нынешнего отечественного государственного управления, оценки его результативности.

Еще один важный критерий эффективности государственного управления. Конфуций говорил: «Если в государстве

много еды и много оружия, есть доверие народа к правителю». Данный критерий интересен еще и потому, что он имеет глубокое психологическое содержание. Это содержание обусловливается непосредственной связью с общими базовыми потребностями людей и степенью их удовлетворения. В психологии потребности рассматриваются как зависимость от того, что нужно человеку для жизнедеятельности его организма и развития личности. Потребности человека порождают желания, чувства, стремления, побуждающие к активности для поиска средств и возможностей их удовлетворения. В психологических публикациях встречаются описания разного количества и видов потребностей человека. Весьма распространенное описание — так называемая пирамида А. Маслоу [9], в которой потребности структурируются следующим образом: витальные (в еде, сне и пр.), потребности в безопасности, уважении и самоуважении, любви и межличностных отношениях, самореализации, а также духовные потребности. Базовыми считаются первые два вида потребностей. Было доказано, что если они не удовлетворены, то у многих людей остальные потребности не актуализируются. Не у всех людей потребность в самореализации возникает как особо актуальная без удовлетворения базовых потребностей.

Конфуций обращал особое внимание на первоочередное удовлетворение именно базовых потребностей у населения как самых главных для него: если «много еды», то удовлетворены витальные потребности, если «много оружия», то потребности в безопасности. В этом случае, по его мнению, государственное управление является эффективным, а

народ «имеет доверие к власти, к правителю». Если же в стране много голодных людей, к тому же чувствующих себя незащищенными, доверие к правителю, естественно, сильно падает.

Следующий критерий эффективности государственного управления связан с наличием доверия или недоверия к правителю или власти. Конфуций придавал ему особенно большое значение: «... без доверия народа правительство не может стоять». В психологических исследованиях отмечалось, что ориентация на доверие — верный признак направленности личности на стабильные долговременные связи, что очень важно для успешного выполнения лидерских и управленческих функций. Следовательно, деятельность и поведение субъектов государственного управления, их коммуникации должны быть такими, чтобы вызывать доверие.

В социально-психологических исследованиях были определены основные личностные характеристики лидеров, вызывающих доверие: доброжелательность, видимая искренность, профессионализм, верность своему слову, открытость, надежность, последовательность (как прогнозируемость поведения и деятельности), обаяние, оптимизм [3]. Многие из них Конфуций неоднократно упоминал, мы рассмотрим их ниже.

Отметим еще один критерий, заслуживающий самого пристального внимания. Он связан не только с выражением доверия народа, но и результативностью управления. Конфуций по этому поводу говорил так: «Если дела правителя верны, то за ним и пойдут люди без всяких приказов, если дела правителя не верны, то народ не повинуется ему, хотя и ему приказывают».

В данном случае доверие к правителю подкрепляется результативностью его управленческой деятельности, и в зависимости от ее успешности оно только усиливается. Причем это усиление может быть таким, что доверие превращается в веру в него, то есть сильную убежденность в правильности его правления, в том, что он действительно обладает многими достоинствами, заботится о людях. Такая вера способствует формированию сторонников, которые не только следуют ему, но и «повинуются без всяких приказов». С психологической точки зрения важно, чтобы результативность деятельности правителя осознавалась людьми, для этого им надо, помимо прочего, объяснять, что деятельность результативная, приводить соответствующие примеры. Указанный критерий можно использовать и для самооценки эффективности государственного управления, правда, в этом случае надо быть объективным и самокритичным, что, как свидетельствует практика, встречается не так уж часто.

Наконец, последний важнейший критерий эффективного государственного управления, отмеченный Конфуцием. Он имеет очень глубокое психологическое содержание, хотя, на первый взгляд, звучит парадоксально. Конфуций говорил: «Если тебе плюют в спину, значит, ты впереди других». Известно, что к людям, добившимся больших успехов, всегда было двойственное отношение. Есть те, кто отдает должное их успехам, высоко оценивает их, но есть и такие, которые им завидуют. Последних, к сожалению, обычно больше. Зависть — плохое чувство, сопровождающееся сильными отрицательными эмоциями, ослепляющее людей, из-за чего

они теряют объективность. Причины зависти кроются в ощущении своей неспособности сделать что-нибудь значительное при высокой личностной амбициозности. Это приводит к такой объяснительной позиции, звучащей примерно так: «В моих личных проблемах виноваты все, кроме меня. А кто больше всех преуспел, так это за мой счет, путем причинения мне убытков или вреда». Но особенно виноваты, конечно, те, кто преуспел. К тем, кто добился успеха, у таких людей однозначно негативное отношение, перерастающее в открытый остракизм. Так что, если у субъекта государственного управления много завистников и злопыхателей, которые буквально плюют ему в спину, значит, скорее всего, он действительно добился больших успехов и находится на верном пути.

Конфуцием были сформулированы и главные условия осуществления эффективного государственного управления. По существу, они представляют собой обстоятельства или причины осуществления важнейших направлений государственного управления, но многие из них имеют характер требований к личностно-профессиональным качествам субъектов управления. Эти условия были обоснованы в следующих высказываниях, которые представлены нами с полным сохранением содержания, но особым выделением (пунктуацией) их главного содержания.

Конфуций говорил: «Управляя царством... нужно:

- серьезнее (расторопнее, смекалистее) относиться к делу,

- быть правдивым,

- уважать людей,

- экономить средства в расходах,

- побуждать сам народ к труду (особенно своим примером)».

Эта мысль Конфуцием транслировалась и в несколько иной форме: «При управлении княжеством необходимы:

- постоянное внимание к делам,

- искренность в отношении к народу,

- умеренность в расходах,

- любовь к народу,

- правильное и своевременное употребление его на работы».

Особого внимания заслуживает условие об «умеренности в расходах», Вероятно, речь идет о расходах на себя, на содержание аппарата управления. В теории менеджмента подчеркивалось, что персонал организации всегда ценит и приветствует сокращение расходов на содержание управляющей системы [6]. Такое сокращение расходов представляет собой важное условие управления организацией, в противном случае ей грозит бюрократизация и снижение эффективности. Для государственного управления это условие очень важно, ведь аппарат управления содержится на деньги налогоплательщиков, поэтому людям далеко не безразлично, как они тратятся.

В нашей стране о сокращении расходов на содержание аппарата государственного управления и первых лиц мы не слышали очень давно. Мало того, эти цифры являются чуть ли не важнейшей государственной тайной. Иными словами, не соблюдается очень важное условие. Напрасно.

Среди условий осуществления государственного управления по Конфуцию следует выделить имеющие субъективный характер, то есть когда на управленческую деятельность проецируются личностные качества субъектов управления и от них зависит эффективность само-

го управления. Эти условия отражены в упоминании Конфуция о «пяти достоинствах в управлении государством» и «четырех недостатках в управлении государством». Рассмотрим их.

О пяти достоинствах руководителя в управлении государством Конфуций говорил так:

«Благородный муж экономен, заставляя людей работать, не озлобляет их, в своих стремлениях не алчен, в своих мыслях он не спесив, не жесток и пользуется уважением».

А вот четыре главных недостатка в управлении государством:

«Если народ наказывать (казнить) вместо того, чтобы просвещать, это будет жестокостью; если народ не предупреждать, а затем от него требовать решительных действий, то это будет насилие; быть медленным, а самому давать приказы быстрее закончить работу, значит поступать низко; суля людям награды, но затем не выполнять обещанное, это значит быть алчным».

Большое значение придавал Конфуций примерам и образцам поведения, которые транслирует правитель в процессе государственного управления. Здесь мы опять обращаемся к главному положению о том, что большинство людей склонны следовать образцам поведения, которые дает им власть. Конфуций по этому поводу указывал: «Правление состоит в том, чтобы предупреждать (направлять) народ своим примером и трудиться для него (народа)».

Данные транслируемые образцы поведения по Конфуцию должны отличаться высокой нравственностью (добродетельностью, благородством), тогда они будут иметь характер программирующего воздействия, ведь всякое правление

стремится к тому, чтобы повысить чувствительность управляемой системы и ее организованность.

Образцы поведения правителя отмечены Конфуцием в двух его высказываниях [4]:

«Если править народом, прибегая к законам, а порядок удерживать с помощью наказаний, то народ будет уклоняться от наказаний и вряд ли будет испытывать стыд. Если же руководить народом, беря за основу добродетель и сохранять мир и порядок при помощи ритуалов, то сам народ будет выражать покорность, стыд и исправляться».

«Будьте в обращении с народом строги и серьезны, и он будет почтительным; если вы покажете (своим примером) в чем долг сына, отца, правителя, народ будет предан; если вы будете выделять способных людей и наставлять недобродетельных, народ будет старательным и почтительным».

При трансляции образцов поведения и отношений большое значение придается нравственным качествам правителя. Об этом Конфуций говорил так: «Правитель, который проповедует добродетель, сходен с северной полярной звездой, которая занимает свое почетное место среди обращающихся возле нее созвездий». Иными словами, такой правитель ярко (в лучшую сторону) выделяется на фоне других.

В завершение обсуждения этой проблемы хотелось бы отметить, что соблю-

дение отмеченных Конфуцием принципов и условий, несомненно, должно повысить эффективность государственного управления. Для этого надо, чтобы они стали известны или были услышаны теми, кто его осуществляет. Закончить данную статью хотелось бы еще одним высказыванием Конфуция: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других». Пусть эта мысль великого мудреца станет руководящей идеей для всех управленческих кадров, особенно тех, кто осуществляет государственное управление [2, 7].

Литература

1. Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра. М.: Русская православная церковь; Российский фонд культуры, 1999. С. 1211.

2. Блинникова И.В., Савченко Т.Н., Сочивко Д.В. Научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 201-213.

3. Зазыкин В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акме-ология лидерства. М.: Элит, 2010.

4. Конфуций. Жизнь. Учение. Мысли, изречения и афоризмы. 3-е издание, с изменениями / сост. В.В. Юрчук. Минск : Современное слово, 2001.

5. Мудрость Конфуция. Афоризмы и поучения. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

6. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организации. М.: Экономика, 1995.

7. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

8. Федоркина А.П. Политическая акмеология. М.: РАГС, 2006.

9. Хьелл А,, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.