УДК: 331.108.2:35 DOI: 10.12737/22385
Малик Елена Николаевна, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления Российская академия народногохозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: malik57-elena@mail.ru
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье обозначены основные проблемы развития государственного управления в современной России. Определены цели и приоритеты государственного менеджмента в условиях проведения административной реформы. Актуализируются основные приоритеты и перспективы развития государственного управления в новых условиях современности. Выявлены эффективные механизмы подготовки кадров для государственной службы. Система подготовки управленческих кадров должна быть комплексной, перспективной и практико-ориентированной. Автор аргументировал оптимальные меры профессионального развития государственных и муниципальных служащих на образовательной платформе РАНХиГС.
Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, государственный служащий, кадры, образование.
MALIK E. N., Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch (Russian Federation, Orel^-mail: malik57-elena@mail.ru
PRACTICE-ORIENTED MECHANISM OF TRAINING IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION
In the article the main problems of development of public administration in modern Russia are revealed. The purposes and priorities of the state management in the conditions of carrying out the administrative reform are determined. The main priorities and prospects of development of public administration in new modern conditions are actualized. Effective mechanisms of personnel training for public service are revealed. The system of training of administrative personnel has to be complex, perspective and practice-focused. The author reasoned optimum measures of professional development of public and municipal officials on the educational platform of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Keywords: public administration, public service, public official, staff, education.
Тема, затрагивающая проблемы развития государственного управления и менеджмента, весьма актуальна для современной России. Перед государством стоят новые задачи национального масштаба.
Во-первых, речь идет об ускоренном развитии отечественной промышленности и решении весьма сложных задач импортозамещения.
Во-вторых, остро встают вопросы обеспечения продовольственной безопасности страны и развития сельского хозяйства. В-третьих, как следствие усиления роли российской науки государственные органы должны быть в состоянии приспособиться к динамическим и стремительным изменениям в экономике и обществе. Способность отразить сегодняшние потребности и
ожидать завтрашний день, умение приспособиться к изменчивым социально-политическим и экономическим реалиям - специфика, присущая государственному сектору. Государственный сектор ответствен за большую долю всей экономической деятельности, приблизительно 30-50%, в зависимости от масштабов страны. 1
Вместе с тем анализ кадровой ситуации в системе государственного и муниципального управления, изучение практики управления профессионально-должностным и профессионально-компе-тентностным развитием государственных служащих свидетельствуют скорее о недостаточном уровне их профессионализма и неготовности весьма значительной части их корпуса к работе в новых условиях, решению современных задач по реализации вопросов местного значения в соответствии с требованиями федерального законодательства, низком уровне управленческого воздействия на складывающуюся кадровую ситуацию. Качество управления кадровыми процессами в органах государственного управления не в полной мере соответствует требованиям реформацион-ных процессов; формирование кадрового корпуса происходит под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, сохраняющихся элементов административно-бюрократических отношений и формирующихся под влиянием свободного рынка.
По нашему мнению, современная практика функционирования российской управленческой системы и, что наиболее важно, ее муниципальный уровень свидетельствуют о необходимости безотлагательных кардинальных мер в плане ее оптимизации.
Безусловными приоритетами в современной России остаются задачи сбережения нации, развития социальной инфраструктуры, роста благосостояния и социальной защищенности граждан.
Указанные вопросы возможно разрешать только через эффективное государственное
управление различных уровней. Трансформационные процессы в системе государственного и муниципального администрирования обусловили потребность в повышении роли государственного менеджмента, дальнейшей рационализации процессов управления, совершенствовании системы организации государственной и муниципальной службы.
Стоит особо подчеркнуть, что эффективность функционирования государственного аппарата во многом зависит от организации деятельности государственной службы. Особенная роль отведена кадровой политике: подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров. Важное значение имеет соответствие профессиональной квалификации и организации труда кадров государственного управления современным требованиям.
Сегодня главная цель государственного управления должна состоять в том, чтобы способствовать благосостоянию граждан страны. При планировании и осуществлении долгосрочных стратегий развития российского общества, конструирования государственной политики необходимо учитывать цивилизационные и социокультурные параметры общественного развития.
Нельзя не учитывать и тот факт, что «сегодня основными причинами неустойчивости новых институтов гражданского общества России являются трансформационные процессы, происходящие в экономике на фоне революционных изменений в рыночной среде, которые во многом опережают процессы принятия и усвоения новых институциональных норм массовым сознанием общества»2.
Достижение необходимого стандарта государственного управления зависит от итогов проведения реформ во многих областях политики и администрация. Без повышения качества государственного менеджмента невозможны удовлетворение общественных потребностей в предоставляемых государством благах и услугах, создание благо-
1 Слатинов В.Б. Административная реформа в Рос-
сии: промежуточные итоги. // Образование и общество. - 2006. - № 1. - С. 10-16
2Мироненко Н.В. Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения // Среднерусский вестник общественных наук.- 2014. - № 4.- С. 131.
приятных условий для достижения значимых социально-экономических ориентиров государства1 .Во многом этому должны способствовать административные реформы.
Новые вызовы современности определяют значение комплексного подхода к модернизации государственного управления, основанного на использовании современных управленческих технологий, адекватных новым условиям. Сегодня государственное администрирование не может не быть гибким, открытым и оперативным, иначе не приходится вообще говорить о его социальной эффективности. В первую очередь необходим пересмотр исполняемых государством функций, деятельности органов власти, на которые возложено исполнение этих функций, а также принципов функционирования органов государственной власти.
Реформирование государственного управления не зацикливается на изменении организационной структуры и штатов, оно приводит к пересмотру полномочий органов исполнительной власти и совершенствованию механизмов их реализации. Объективная необходимость состоит в перераспределении полномочий, устранении дублирования и ликвидации излишних функций в кадровом корпусе.
В Российской Федерации начало проведения административной реформы было обусловлено следующими факторами:
-дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня;
- излишнее количество административных функций, замедляющих развитие способов рыночного регулирования экономических процессов;
-неотрегулированное пересечение полномочий органов исполнительной власти федерального центра и исполнительной власти субъектов РФ по одним и тем же предметам ведения;
- не проработанность государственного регулирования в тех сферах общественной жизни, «где существует конституционная ответственность исполнительной власти, а логика современного развития страны не предполагает возникновения механизмов саморегулирования»2.
Решению указанных проблем должен способствовать системный деятельностный подход, являющийся определяющим в формировании механизма контроля и оценки эффективности административной реформы3. Проводимые преобразования должны поспособствовать сокращению излишнего административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в тех сферах, где имеет место избыточное государственное вмешательство. Таким образом, эффективность деятельности государственных органов определяется не столько широтой подконтрольных сфер, сколько реальным соблюдением общезначимых интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.
В данной связи важен конструктивный подход, а не фрагментарные действия и оторванные от реальности решения. Достижение успешных результатов в области модернизации государственного управления требует, чтобы органы государственной власти регулировали и координировали полный цикл внедрения приоритетов и перспектив развития российского общества в новых условиях современности. Значительные международные события обозначили необходимость формирования класса «государственных менеджеров» (с постоянным совершенствованием управленческих кадров), которые умеют работать гибко. Также нужно осуществлять обмен российским и международным опытом, выработку идей и налаживание горизонтальных связей в различных отраслях и разных управленческих командах.
1 Масленникова Е.В. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти при исполнении государственных функций // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. - № 1. - С. 14.
2 Баранов И.А. Административная реформа в совре-
менном Российском государстве: концепция реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. - № 9. - С. 4.
3 Икрамов Д.Б. Проблемы социологического обеспечения реализации целей административной реформы в России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - Т. 4. - № 2. -С. 394-395.
Хотелось бы отметить, что в западных странах административные реформы послужили развитию целостной системы публичного управления, которая включает звенья или уровни, между которыми складываются устойчивые способы и формы взаимодействия. «На смену классическим управленческим вертикалям приходит децентрализованное и деконцентрированное управление»1.
В Российской Федерации административная реформа в большей степени коснулась федерального уровня. Вопросы перераспределения полномочий между уровнями публичной власти и выстраивания устойчивых и эффективных взаимосвязей между ними еще не решены в полной мере. Без решения таких важных задач административная реформа вряд ли достигнет плодотворного результата и повысит качество государственного управления.
Поскольку государственное управление становится более специализированным и сложным, важно уделять больше внимания обучению персонала, который должен выполнить административные функции. Следовательно, для повышения эффективности кадровой политики, оптимизации принимаемых, а главное, исполняемых решений органов государственного управления необходимо проводить комплексную оценку состояния кадрового корпуса на основе системного похода, с учетом как количественных, так и качественных показателей, исследование его потенциала. «Разработка и реализация новых приемов, средств и методов, технологий публичного управления, повсеместное освоение их гражданскими служащими, всеми управленцами, принятие и реализация комплекса нормативных правовых актов по проблемам государственной гражданской службы, в том числе государственной кадровой политики, - важнейшие направления повышения эффективности системы государственного управления»2.
Важным этапом выступает система подготовки кадров для учреждений публичной власти, при-
званных обеспечивать удовлетворение потребностей и запросов потребителей услуг. Здесь значительная роль принадлежит непрерывному образованию. Содержание профессионального обучения должно соответствовать потребностям и приоритетам развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Систематическое образование или обучение на службе в государственном управлении являются по большей части развитием современной эры. Подготовку управленцев, способных обеспечить организацию и эффективную деятельность органов исполнительной власти с учетом требований законодательства и использованием инновационных управленческих технологий, осуществляет Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
В частности, в Среднерусском институте управления РАНХиГС (ранее Орловский филиал РАНХиГС) образовательный процесс ориентирован на формирование управленцев, обладающих в равной степени знаниями в области управления, экономики и права, а также значительной гуманитарной подготовкой.Осуществляется система профессионального развития корпуса кадров для государственного и муниципального управления, обладающих необходимыми компетентностями для принятия и реализации управленческих решений, основанных на принципах законности, эффективности и социальной направленности российского государства. Таким образом, реализуется подготовка управленческих кадров, способных в равной степени компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность, как в государственном, так и в негосударственном секторах.
Обобщая вышесказанное, отметим, что стратегия реализации комплексных программ реформирования государственного управления не может обойтись без качественной образовательной платформы, в задачи которой входят:
1 Петров М.П. Система стратегического управления в
институциональном механизме обеспечения эффективности исполнительной власти современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2011.- № 3. - С. 9.
2 Гриднев В. П. Повышение эффективности государственного управления в условиях динамического развития России// Управленческое консультирование. -2015. - №8. - С.13.
- развитие системы дополнительного образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для органов государственного и муниципального управления;
- правовое просвещение, образование и воспитание управленческих кадров, ориентирующихся на профессиональную деятельность в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в организациях, взаимодействующих с ними;
- создание оптимальных условий и формирование социокультурной среды, обеспечивающих социализацию обучающихся и исследователей;
- интеграция теоретической и практической подготовки студентов и слушателей, способных после завершения освоения образовательной программы осуществлять возложенные на них профессиональные обязанности.
Сегодня Президентская Академия аккумулирует передовые идеи экономической мысли, является инновационной площадкой для подготовки экспертных рекомендаций для различных общественно значимых дискуссий и проведения плодотворной исследовательской работы. В целом система профессионального развития государственных и муниципальных служащих позволит во многом улучшить государственное управление и сделать его более эффективным в России.
Библиография:
1. Баранов И.А. Административная реформа в современном Российском государстве: концепция реализации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №9. -С. 3-5.
2. Гриднев В. П. Повышение эффективности государственного управления в условиях динамического развития России// Управленческое консультирование. - 2015. - №8. - С.8-14.
3.Икрамов Д.Б. Проблемы социологического обеспечения реализации целей административной реформы в России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - Т. 4. -№ 2. - С. 393-397.
4.Масленникова Е.В. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти при исполнении государственных функций // Вестник Поволжской академии государственной службы. -2009. - № 1. - С. 12-18.
5.Мироненко Н.В. Контрактные отношения как основной инструментарий построения межсекторного социального партнерства в контексте взаимодействий НКО и населения // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4. - С. 131-141.
6. Петров М.П. Система стратегического управления в институциональном механизме обеспечения эффективности исполнительной власти современной России // Вестник Поволжской академии государственной службы.- 2011. № 3. - С. 4 - 11.
7.Слатинов В.Б. Административная реформа в России: промежуточные итоги // Образование и общество. - 2006. - № 1. - С. 10-16
References:
1.Baranov I.A. Administrativnaia reforma v sov-remennom Rossiiskom gosudarstve: kontseptsiia reali-zatsii // Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samouprav-lenie. - 2009. -№ 9. - S. 3-5. (In Russ.)
2. Gridnev V. P. Povyshenie effektivnosti gosudar-stvennogo upravleniia v usloviiakh dinamicheskogo razvitiia Rossii// Upravlencheskoe konsul'tirovanie. -2015. - №8. - S.8- 14. (In Russ.)
3.Ikramov D.B. Problemy sotsiologicheskogo obespecheniia realizatsii tselei administrativnoi reformy v Rossii // Strategiia grazhdanskoi zashchity: problemy i issledovaniia. - 2014. -T. 4. № 2. - S. 393-397. (In Russ.)
4.Maslennikova E.V. Otsenka effektivnosti deiatel'nosti organov gosudarstvennoi vlasti pri ispolne-nii gosudarstvennykh funktsii // Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby. -2009. - № 1. -S. 12-18. (In Russ.)
5.Mironenko N.V. Kontraktnye otnosheniia kak osnovnoi instrumentarii postroeniia mezhsektornogo sotsial'nogo partnerstva v kontekste vzaimodeistvii NKO i naseleniia. // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. - 2014. -№ 4. -S. 131-141. (In Russ.)
6.Petrov M.P. Sistema strategicheskogo upravleniia v institutsional'nom mekhanizme obespecheniia effektivnosti ispolnitel'noi vlasti sovremennoi Rossii // Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby. -2011.- № 3.- S.4-11. (In Russ.)
7.Slatinov V.B. Administrativnaia reforma v Rossii: promezhutochnye itogi // Obrazovanie i obshchestvo. -2006. - № 1. - S.10-16. (In Russ.)