УДК: 35.075
Малик Елена Николаевна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, (Российская Федерация, г. Орел) e-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
В статье автор раскрывает основные механизмы проведения административной реформы государственного управления в современной России. Реформирование государственного управления, которое протекает в новых социально-политических условиях и экономических трансформациях, должно быть ориентировано на достижение демократических принципов функционирования новой системы государственного управления, института государственной службы и удовлетворения запросов населения. Автор уделяет внимание факторам, влияющим на проведение административной реформы государственного управления в современных российских условиях. Обобщаются приоритетные задачи реформирования системы государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Ключевые слова: государственное управление, административная реформа, реформирование, административный регламент, государственная услуга.
Malik E.N., Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
INCREASING THE EFFECTIVENESS OF STATE ADMINISTRATION IN CONDITIONS OF CONDUCTING ADMINISTRATIVE REFORM
In the article the author opens the main mechanisms of carrying out administrative reform of public administration in modern Russia. Reforming of public administration which proceeds in new socio-political conditions and economic transformations has to be focused on achievement of democratic principles of functioning of new system of public administration, institute of public service and meeting the population's needs. The author pays attention to the factors influencing the conduct of administrative reform of public administration in modern Russian conditions. Priority problems of reforming the system of public administration at the federal and regional levels are generalized.
Keywords: public administration, administrative reform, reforming, administrative regulations, public service.
Новые рыночные и геополитические условия предъявляют более высокие требования к эффективности деятельности всей системы
государственного управления. За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся
практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа.
Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные, частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Административная реформа в целом направлена на формирование успешно действующей системы государственного управления, оптимального соотношения гражданского общества и власти, нового облика государственных служащих, первоочередной задачей которых являются обеспечение и защита прав и свобод человека.
Е. Н. Гаталов рассматривает административно-государственную реформу как «спланированный процесс системных преобразований институтов исполнительной власти с целью повышения ее эффективности»1. По его мнению, административное реформирование государственного управления направлено на:
1) демократизацию и повышение уровня технической эффективности системы государственного управления;
2) расширение механизмов конструктивного взаимодействия органов государственной власти и с институтами гражданского общества;
3) повышение открытости государственной службы, проведение публичного контроля за деятельностью госорганов;
4) формирование положительного имиджа органов государственного управления и повышение уровня доверия граждан государственным служащим.
Реформирование государственного управления служит целям повышения качества и
1 Гаталов E.H. Проблемы современной административно-государственной реформы в России.// Власть . - 2009. - №3. - С. 25.
доступности государственных услуг, повышению эффективности деятельности госаппарата, обеспечению соответствия количества его полномочий качеству власти, созданию системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития. В таком ключе, административная реформа рассматривается как:
- модернизация системы органов государственного управления, включающая в себя реформирование законодательной, исполнительной и судебной власти;
-реформирование политико административного и территориального устройства государства;
-реформирование органов государственной власти на региональном уровне и реформа МСУ;
-разграничение полномочий и предметов ведения между органами федеральной, региональной и муниципальной власти;
- реформирование институтов государственной и муниципальной службы;
-реформа организационной структуры и административной деятельности органов исполнительной власти.
Главная задача современных административных реформ - внедрение рыночных механизмов в государственное управление: усиление ориентации на потребителя, введение договорных отношений и финансовых стимулов, разукрупнение бюрократических структур, создание конкурентной среды2.
В целом, обобщая изложенное и основываясь на содержании современных направлений административной реформы, можно утверждать, что административная реформа - это комплексный процесс государственных преобразований, направленных на оптимизацию структуры и функций органов государственного управления, повышение эффективности их деятельности, уточнение и упорядочение обязательств госу-
2 Комаровский В.С.Административная реформа в РФ // Полис. Политические исследования. - 2005. - № 4. -С.175-176.
дарства перед обществом, гражданами и юридическими лицами.
Среди факторов, влияющих на проведение административной реформы в государственном управлении, мы считаем важным выделить следующие:
нормативное регулирование и программные механизмы социально-политических трансформаций административной системы;
- политическая воля и твердость решений первых лиц государства, «вертикаль власти»;
- вызовы и угрозы нового геополитического порядка, имидж государства на мировой арене;
-эффективность проводимой экономической политики и уровень жизнеобеспечения граждан;
- влияние властных отношений на экономический рост и методы антикризисного управления в стране;
- способы рекрутирования элиты и конфликты интересов на государственной службе;
- уровень кадровой коррупции в органах государственной власти, ее превентивные механизмы и способы противодействия;
- уровень развития зрелого гражданского общества и степень его участия в проведении административной реформы.
Наш анализ показал, что административная реформа - это комплекс мер, направленных на изменение места и роли органов государственного управления в системе органов государственной власти, на организационные изменения самих органов государственного управления, принципов и форм рекрутирования административно-управленческого персонала, процесса принятия управленческих решений, на изменение отношений общества и государства.
Модернизация государственного управления - комплексная задача, не решаемая разобщенными усилиями отдельных ведомств. Глобальные задачи реформирования системы оказания Государственных услуг, поставленные Правительством, потребовали организации взаимодействия ведомств на новом уровне. В связи с этим был осуществлен переход на
межведомственное взаимодействие, в результате чего «значительное внимание было сконцентрировано на информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечении воздействия институтов гражданского общества на подготовку и принятие решений органов исполнительной власти, проведении публичных обсуждений принимаемых решений»1. Что, в свою очередь, потребовало реализации полноценной электронной системы обмена данными между ведомствами, внедрение которой позволило сократить сроки предоставления госуслуг.
Российский опыт последних 10 лет показывает: чтобы достичь целей государственной политики, недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий. Необходимо организовать выполнение этих планов, постоянный контроль за их реализацией, а при необходимости - корректировку.
В настоящее время основная нагрузка по проведению мероприятий административной реформы приходится на регионы РФ. В связи с этим можно выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются субъекты и которые остаются нерешенными:
- отсутствие объективных методик расчета показателей результативности деятельности органов исполнительной власти различного уровня. Необходимость количественного выражения данной результативности приводит к тому, что работа органов власти напрямую связывается с показателями социально-экономического развития соответствующей территории. Особенно сложным этот вопрос становится в слабо развитых регионах. В результате основные показатели эффективности проблематично разработать для всех уровней государственного управления;
1 Ильин В.И., Матвеева Е.В. Общественный контроль как направление совершенствования деятельности органов государственного управления в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук, - 2015.-Т. 10,- №6,- С. 138._
- перечень предоставляемых органами власти услуг фактически окончательно не сформирован, что не позволяет судить о положительной или отрицательной динамике1;
- не созданы системы сбора и обработки информации, необходимые для формирования достаточного набора целевых значений показателей результативности, и система мониторинга их достижения;
- не эффективна существующая система обратной связи с пользователями государственных услуг. Практически вся совокупность задач, решение которых направлено на формирование эффективной государственной власти, упирается в проблему модернизации системы информационного обеспечения участников этих преобразований. Невозможно приступать к управлению каким-либо процессом, а тем более реорганизационным, не выстроив эффективную систему обратной связи2;
- низкая эффективность действия административных регламентов.
Кроме того,
Во-первых, наблюдается слабая востребованность результатов оценки качества предоставления услуг в органах власти;
Во-вторых, отсутствует корреляция оценки качества предоставления услуг с итогами оценки государственного гражданского служащего, участвующего в административных процедурах предоставления услуги (результаты аттестации, квалификационного экзамена);
В-третьих, размещение на официальных сайтах субъектов РФ информации о методах и результатах оценки эффективности деятельности органов власти при предоставлении государственных услуг актуализирует проблемы,
1 Масленникова Е.В. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти при исполнении государственных функций // Вестник Поволжской академии государственной службы. -2009.-№ 1.-С. 16.
2 Икрамов Д.Б. Проблемы социологического
обеспечения реализации целей административной реформы в России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - Т. 4. -№2.-С. 396.
связанные с готовностью к данному виду работ и объективностью оценки экспертным сообществом.
Из этого следует, что стратегия реализации комплексных программ реформирования государственного управления на региональном уровне должна учитывать следующие факторы:
- мировые и национальные тенденции развития государственного управления и, как следствие, госслужбы;
- инструментально-структурные особенности политической системы;
- историко-институциональный контекст или культурные традиции, нормы и ценности страны и региона, которые оказывают влияние на инструментальные аспекты;
-особенности внешних условий, анализ взаимосвязей, отдалённых и вариативных последствий применения инновационных технологий.
Эффективность органов государственного управления является одним из определяющих факторов темпа социально-экономического развития современной России, условий ведения предпринимательской деятельности и жизни граждан. В связи с этим на протяжении последних 10 лет вопросам повышения эффективности органов власти в Российской Федерации уделяется особое внимание и это одна из приоритетных задач реформирования.
С учетом достигнутых ранее результатов в настоящее время проводится работа по четырем направлениям3.
1. Развитие единой государственной автоматизированной информационной
системы «Управление». Система «Управление» обеспечивает сокращение дублирующих информационных потоков, а также способствует формированию единого информационного пространства. Сегодня ведется модернизация данной системы, и она должна стать узловой. В нее будут интегрированы ведомственные системы, содержащие необходимую пользователям
3 Портал административной реформы // ЬНр://аг.яоу.ги/ги/аЬоиУ1пс1ех.Ь1гп1_
информацию, хранилищем этой информации с возможностью обработки.
2. Реформирование системы общественных советов. Это направление необходимо для вовлечения представителей общества в обсуждение принимаемых органами власти решений, расширения участия граждан в деятельности государства. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в настоящее время Правительством Российской Федерации принимаются решения, направленные на усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на расширение участия общественных советов (их членов) в деятельности органов власти и закрепление обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти привлекать членов общественных советов для принятия решений, совершенствования процедуры формирования общественных советов.
3. Разработка и внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и госслужащих. Минэкономразвития России проводится работа по данному направлению с целью качественного улучшения корпуса государственных служащих. Данное направление характеризуется комплексностью и вариативностью решаемых целей и задач, а также применяемых механизмов.
В связи с этим можно выделить несколько наиболее крупных проектов по внедрению показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и государственных гражданских служащих:
- оценка гражданами эффективности деятельности государственных служащих;
- внедрение принципов оплаты труда государственных служащих по результатам деятельности.
4. Противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее появления. В рамках этого направления ведется систематическая работа, которая призвана обеспечить эффективное функционирование органов государственной власти, в том числе при осуществлении мероприятий, направленных на проведение социальных преобразований и модернизацию национальной экономики.
В целом наш анализ показал, что повышение эффективности органов власти напрямую влияет как на эффективность государства в целом, так и на его имидж. Продолжение работы в этом направлении является актуальным. Развитие реформы государственного управления в стране невозможно без эффективной, слаженной работы федеральных и региональных органов исполнительной власти, деятельность которых должна быть оптимально интегрирована в общую систему государственного управления.
Библиография:
1.Гаталов E.H. Проблемы современной административно-государственной реформы в России.// Власть. - 2009. - № 3. - С. 25 - 29.
2. Икрамов Д.Б. Проблемы социологического обеспечения реализации целей административной реформы в России II Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - Т.4. - № 2. - С. 394-398.
3. Ильин В.И., Матвеева Е.В. Общественный контроль как направление совершенствования деятельности органов государственного управления в Российской Федерации// Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т. 10. - № 6. -С. 135-141.
4. Комаровский B.C. Административная реформа в РФ II Полис. Политические исследования,- 2005,- №4,- С. 172-178.
5. Масленникова Е.В. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти при исполнении государственных функций II Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. - №1. - С. 12-18.
Р1е!егепсе5:
1.Са1а1оу Е.1М. РгоЫету воугетеппо! adm¡n-
¡strat¡vno-gosudarstvenno¡ геТогту V РОББИ.//
У1аэГ . 2009. —№ 3. —Б. 25 - 29. (1п |*и88.)
2.1кгатоу О.В. РгоЫету 8о181о1од1сЬеэкодо оЬеэресЬепНа геаИга18Л (эе^ adm¡n¡strat¡vno¡
геТогту V РоэвИ II Бледна grazhdansko¡ газИ-
сЬ11у: ргоЫету \ ¡эз^оуапЛа. 2014. — Т. 4. —№ 2. — Б. 394-398. (1п Ривв.)
3.1Пп V.!., МаЬ/ееуа Е.У. СЬвИсИезЬ/еппу! коп1гоГ как паргау1еп1е зоуегзЬепвЬ/оуапма с1е1а1еГпо8Й огдапоу gosudarstvennogo иргау-1епма V гоБвизко! federats¡¡// Srednerussk¡¡ уеэМк сЬвИсЬезЬ/еппукИ паик. 2015. —Т.10. —№ 6. — Б. 135-141. (1п Ривв.)
4. КотагоуэкИ V.S.Adm¡n¡strat¡vna¡a ге^ита V [^.//РоНв. РоМ^сИезк1е ¡ssledovan¡¡a. —2005. — № 4. -8.172-178. (1п Ривв.)
5. Маз1епгнкоуа Е.У. ^вепка е1ТекИупозИ с1е1а1еГпо8Й огдапоу gosudarstvenno¡ рп ¡зро1пепм gosudarstvennykh Шп^вн II \Zestnik РсйгоИлвксм akadem¡¡ gosudarstvenno¡ э^Ьу. 2009. —№1, —Б. 12-18. (1п Ривв.)